В 1778 г. в Костромском наместничестве проживали 815 тыс. чел. В 1867 г. население Костромской губ. составляло 1,145 млн, в 1897 г.- 1,424 млн, в 1914 г.- 1,819 млн, в 1917 г.- 1, 884 млн чел. В период Отечественной войны 1812 г. в Костромской губ. было сформировано Костромское ополчение (11 тыс. чел.) во главе с отставным ген.-лейтенантом П. Г. Бардаковым, соратником А. В. Суворова . В ходе войны ополчение дошло до р. Эльбы и участвовало в осаде крепости Глогау (ныне Глогув Нижнесилезского воеводства, Польша) на р. Одер (Одра). Во 2-й пол. XIX в. в Костромской губ. быстро развивалась текстильная промышленность. В 1866 г. в строй вступила Большая костромская льняная мануфактура, основателем и владельцем к-рой являлся московский промышленник П. М. Третьяков (1832-1898). К нач. XX в. по числу прядильных веретен она являлась самой крупной в мире. В 1887 г. Кострома была связана железной дорогой с Ярославлем и Москвой. В 1902-1906 гг. Костромскую губ. с северо-запада на север пересекла железная дорога Вологда - Вятка, прошедшая через Буй, Галич, Нею, Мантурово и Шарью. 19-20 мая 1913 г. Кострома являлась одним из центров торжеств в честь 300-летия Дома Романовых. 20 мая имп. страстотерпец Николай II Александрович на Соборной пл. бывшего Костромского кремля заложил монумент в честь династии Романовых, на гранитном постаменте которого должны были находиться бронзовые скульптуры всех правителей России начиная с 1613 г. (в 1928 на постамент водрузили бетонную фигуру В. И. Ленина). В 1918 г. от Костромской губ. вновь образованной Иваново-Вознесенской губ. отошли Кинешемский, Юрьевецкий и большая часть Нерехтского уездов, а в 1922 г.- Макарьевский у. В том же году к Нижегородской губ. отошли Ветлужский и Варнавинский уезды. Ковернинский у. 27 июля 1922 г. был упразднен, его территория распределена между Юрьевецким у. Иваново-Вознесенской губ. и Варнавинским и Семёновским уездами Нижегородской губ. В 1928 г. деление Костромской губ. на уезды упразднили и образовали 19 районов: Нерехтский, Арменский, Красносельский, Костромской, Заволжский, Судиславский, Молвитинский, Буйский, Галичский, Палкинский, Парфеньевский, Мантуровский, Солигаличский, Чухломской, Судайский, Кологривский, Игодовский, Межевской, Кужбальский.

http://pravenc.ru/text/2458875.html

Тамбовская духовная семинария при ректорах Феодоре (Поздеевс...    Основанная в 1779 году, Тамбовская духовная семинария была одним из крупнейших учебных заведений края. В начале XX века здесь обучалось от 550 до 600 воспитанников, из них 205 содержалось на казенный счет. Возглавлял семинарию ректор. В штате семинарии состояли инспектор, 27 преподавателей, 4 помощника инспектора и три надзирателя.    9 февраля 1904 года указом Святейшего Синода за 1204 инспектор Казанской духовной семинарии, иеромонах Феодор (Поздеевский) был назначен на должность ректора Тамбовской духовной семинарии, с возведением его в городе Казани в сан архимандрита («Тамбовские Епархиальные Ведомости» (далее «ТЕВ»), 10, 1904. С. 183.). Предшественник нового ректора, архимандрит Нафанаил, находившийся на этом посту два года, указом Святейшего Правительствующего Синода от 5 февраля 1904 года за 1108 назначался епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии.    «Тамбовские Епархиальные Ведомости» представляли нового ректора: «Архимандрит Феодор, вновь назначенный Ректор Тамбовской духовной семинарии, в миру Александр Васильевич Поздеевский — сын священника села Макарьевского, Ветлужского уезда, Костромской губернии. После Макарьевского духовного училища А. В. Поздеевский продолжал свое образование в Костромской духовной семинарии и закончил его в Казанской духовной академии.    Серьезность, глубокая, совершенно чуждая показной внешности религиозность и необыкновенная скромность были отличительными чертами студента Поздеевского в течение всего академического курса.    Духовную академию он окончил в 1900 году, со степенью кандидата богословия первого разряда (магистрант) и, как один из самых даровитых студентов курса, был оставлен на год в академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре Патристики (где состоял с 15 августа 1900 года по 15 августа 1901 года — примеч. Р. П.). В первых числах июня 1900 года пострижен в монашество с именем Феодора и затем посвящен в сан иеромонаха.    Педагогическая деятельность иеромонаха Феодора началась еще на студенческой скамье, когда он, наряду с обязанностями студента академии, нес на себе преподавание разных предметов начального образования в одной из воскресных школ города Казани. По окончании стипендиатского года, иеромонах Феодор был назначен (17 октября 1901 года — примеч. Р. П.) преподавателем богословских предметов (нравственного, основного и догматического богословия) в старшие классы Калужской духовной семинарии. Одновременно с этим Преосвященным Калужским Вениамином на него было возложено преподавание Закона Божия и Катехизиса в Калужском духовном училище.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2870...

Фактически – несколько с.19] . В свете вышесказанного совсем  не удивительными звучат пророческие слова, сказанные епископом Нифонтом за несколько дней до своего ареста певчим Воскресенского собора. «– Ну вот, родные мои, я скоро умру, – сказал владыка. – Вы за меня здесь помолитесь, а я за вас там помолюсь. – Что вы это, преосвященнейший владыко, помирать собираетесь? – Стали возражать певчие, зная, что никогда владыка ничем серьезным не болел. – Да, да, – повторил епископ, – я скоро умру». Не прошло и недели, и 6 августа 1937 года епископ был арестован и через несколько месяцев . Вернемся к делу Александра Ивановича Полленского. К протоколу его допроса 12 октября 1937 года. Вопрос следователя: «Вы арестованы как участник к.р. церковно-фашистской организации проводившей активную к.-р. деятельность. Признаете ли Вы себя виновным? Ответ: Виновным себя в предъявленном обвинении я не признаю. Так как ни в какой организации не состоял. Точно так же не занимался контрреволюционной деятельностью. Записано с моих слов верно. Подпись». Протокол от 15 октября 1937 года содержит аналогичные вопросы и ответы допроса от 12.10.1937 с. 47,48] . Заметим, на первых допросах свою виновность Полленский отрицал. На первых допросах участие и принадлежность в деятельности вышеупомянутой организации отрицали все арестованные по «делу церковно-фашистской организации». Непрерывные допросы, в том числе проводимые с нарушением ведения следствия (к подследственным применялись пытки, что подтвердила комиссия по реабилитации в 1956 году. – прим. автора), проводились с обвиняемыми целый месяц, до 11 ноября. В тот день, согласно протоколу допроса, о. Александр признал себя виновным в дискредитации деятельности колхозов. Признание не дотягивало до предъявленного обвинения в создании фашистской организации. Да и можно ли после всего, что мы знаем о ведении следствия доверять этим протоколам? Показания Полленского полностью разрушали обвинение в создании преступной организации, т.к. за всем этим прослеживается рассказ о. Александра о своей деятельности в роли благочинного и разговорах, которые велись между священниками. Вообще, подследственные не связывали свою жизненную позицию и деятельность с придуманной следователем организации. В конце ноября арестованных отправили в Горький. Там, на заседании внесудебной тройки НКВД по Горьковской области 2-3 декабря 1937 года было рассмотрено дело 15582 Мантуровского РО НКВД. А. И. Полленскому было предъявлено обвинение в том, что «он, будучи завербованным Ветлужским епископом Коробовым (Неофит (Коробов). - прим. автора), в контрреволюционную церковно-фашисткую организацию, вел активную работу по свержению Советской власти . Среди населения систематически проводил контрреволюционную агитацию против колхозов. По заданию Коробова пытался создать на территории Мантуровского района контрреволюционную организацию».

http://bogoslov.ru/article/4850091

- Дак это што, они, што ли, плачут? – кто-то маленький спрашивает, на подоконник кивает. Тут уж все наперебой его вразумляют: - А ты што думаешь? Цветы-то ведь все живые, только говорить не могут. Любимый праздник – Рождество Христово. Решили сделать кукольный театр на старинный манер – вертеп. Двухъярусный. Вверху – Небо. Ясельки стоят. Сквозь них свет просачивается – от фонарика. Возле «ясель» - овечка – игрушка пластмассовая: «агнец». «Волхвы» в почтительных позах: высокие тюрбаны, цветные хламиды… А надо всем – «Звезда Вифлеемская» - из обёртки от шоколадки. В нижнем ярусе – «царь Ирод» на троне, возле воин в картонных латах и с саблей на боку. Вертеп – по-старинному, пещера, в которой Христос-Младенец родился. Кукол на длинных деревянных палочках вырезал наш «папа Карло», мой муж Алексей Васильевич Герасимов. А уж сцены драпировали, куклам одёжки шили – сами дети. На «роли исполняют» отбоя не было. Ролей мало – желающих много. По-очереди играли. Главный заводила и режиссёр – Женя. Вот уж талант, так талант! Ребятишки-зрители замирали, бывало, когда Женя в «царя Ирода» преображался. Голосом грозно рокотал: «Воин мой, воин, воин вооружённый, стань передо мной, как лист перед травой!» А ведь надо ещё при этом, оставаясь за сценой, куклу водить… Девчонки рвались «Рахиль» играть, у которой «воин» отнимал ребёнка на заклание. Причитали по-ветлужски, по-бабьи, словно репетировали своё будущее материнство: «Дак он у меня ещё маленький, да от него нет никому зла...» Иногда у нас был «театр одного актёра». Все роли играл, конечно, Женя. Смотрела и думала: вот дал Бог мальчику актёрское дарование. Разовьётся оно или погаснет?.. В нашей комнате-зале было пять высоких, «дворянских» окон. И перед большими церковными праздниками дети с азартом расписывали их акварельными красками «на тему». Как жалею теперь, что не фотографировала эти неповторимые «умозрения в красках». Умозрения детской души, радостно открытой Богу. Зато сохранила, а позже передала в Ветлужский Музей - рисунки.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/04/...

в/у РЯЗАНСКАЯ 05(28)12.1923 04(17)04.1925 ?МУРОМСКАЯ 25.06(08.07)1932 СОЛИКАМСКАЯ 25.06(08.07)1932 03(16)06.1933 ПЕРМСКАЯ 03(16)06.1933 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 06.1935 19.09(02.10)1935 Глеб Саввин в/у СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 07(20)07.1990 19.07(01.08)1990 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 20.07(02.08)1990 10(23)11.1990 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 11(24)11.1990 14(27)07.1992 ПОЛОЦКАЯ 14(27)07.1992 14(27)12.1996 Глеб Смирнов в/у ОРЛОВСКАЯ 24.04(07.05)1976 26.04(09.05)1976 ОРЛОВСКАЯ 26.04(09.05)1976 12(25)07.1987 Григорий ВЕЛИКОЛУКСКАЯ (1925) Блаж. Григорий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) (1571) Григорий КОЛОМЕНСКАЯ 13.02.1405 Григорий ЛЬВОВСКАЯ (08.03.1301) Св. Григорий (Гавриил) в/у НОВГОРОДСКАЯ 29.03.1187 НОВГОРОДСКАЯ 29.03.1187 24.05.1193 Григорий ПОЛОЦКАЯ (1331) Григорий РЯЗАНСКАЯ Григорий ХОЛМСКАЯ Григорий ЧЕРНИГОВСКАЯ Григорий Болгарин КИЕВСКАЯ 21.07.1458 Григорий Боришкевич ГОМЕЛЬСКАЯ 11(24)10.1943 24.06(07.07)1944 Григорий Вахнин БАКИНСКАЯ 09.05.1907 31.12.1910 ОРЛОВСКАЯ 31.12.1910 28.01.1917 Григорий Вербицкий в/у БОРЗЕНСКАЯ 20.10(02.11)1923 БОРЗЕНСКАЯ Григорий Волович в/у ПОЛОЦКАЯ 22.10.1562 Григорий Грек в/у МОСКОВСКАЯ 14.06,1721 23.08.1721 Григорий, кн. Дадиани ГУРИЙСКАЯ 25.03.1886 20.03.1898 Григорий (Георгий, Юрий ?) Депольтицкий ХОЛМСКАЯ Григорий (Герман) Загорский ПОЛОЦКАЯ 22.09.1595 09.10.1596 Григорий Закаляк САМБОРО-ДРОГОБЫЧСКАЯ 14(27)09.1956 08(21)05.1959 ЧЕРНОВИЦКАЯ 08(21)05.1959 02(15)09.1960 ЛЬВОВСКАЯ 02(15)09.1960 02(15)10.1964 в/у ЧЕРНОВИЦКАЯ 02(15)09.1960 03(16)03.1961 ЧЕРНОВИЦКАЯ, паки 02(15)10.1964 13(26)10.1964 МУКАЧЕВСКАЯ 23.01(05.02)1965 16.02(01.03)1977 Григорий Климчук БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ, обн. 15(28)09.1924 10.1927 СЕМИПАЛАТИНСКАЯ, обн. 10.1927 АЛТАЙСКАЯ, обн. 03.1934 25.06(08.07)1935 Григорий Козлов ВЕТЛУЖСКАЯ 07(20)03.1922 02.1926 ПЕЧЕРСКАЯ 02.1926 09(22)12.1926 УФИМСКАЯ 19.07(01.08)1937 Григорий Козырев ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ 17(30)09.1923 03(16)01.1924 СУЗДАЛЬСКАЯ 01(14)09.1924 в/у КОВРОВСКАЯ 01(14)09.1924 ВОЛЬСКАЯ в/у ОМСКАЯ в/у СЕМИПАЛАТИНСКАЯ БЕЖЕЦКАЯ 01(14)06.1929 16(29)01.1937

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мои александровцы тоже отличились около Шавли 410 . Интересно, как здоровье моего Княжевича 411 – с тех пор, как он уехал, не имею от него известий. Только что принимала 11 офицеров – большая часть из них уезжает в Евпаторию 412 . Закон о восьми или девяти месяцах ужасно жесток; у нас есть некоторые люди со сломаными членами, которые могут срастись только через год, но после этого они опять будут годны к службе. А теперь они никак не могут возвратиться в свой полк и таким образом лишаются жалованья. А некоторые из них очень бедны и не имеют никакого состояния. Это в самом деле является несправедливостью. Спина все еще болит. Но я все-таки ухитряюсь делать свою работу. Горячие поцелуи от всех нас. Твоя навсегда Из дневника Ольги Николаевны Четверг, 14 мая Папа душка вернулся в 9 часов. В 10.30 к Обедне. Ш.[ведов] на встрече. Мордвинов завтракал и обедал. Днем гуляли с Папа, собирали кауслипс 413 . Солнце. В 4 часа с Марией и Анастасией к ним в лазарет на концерт. Ш. душка был. Хорошо, но жарко. Дядя Павел и Мари[я Павловна] пили чай. После с Мама и Татьяной ездили в Павловск. Вечером ничего особенного. 5 градусов тепла. Суббота, 16 мая В «Знамение». Обошли наших раненых 4-го отделения, а после операция аппендицита сестры Преображенской. В 12 часов пошли в Маленький лазарет, перевязала Никипелова 223-го Одоевского полка, рана плечевого пояса, Саморукова 238-го Ветлужского полка, рана левой голени, и Гончарова 150-го Таманского полка, после ногу Алейникова. На 1.20 (завтрак) и в город. В 2 часа комитет и так далее. После в мой лазарет в Белом Кресте 414 , 12 офицеров, и к чаю были дома. У Всенощной были. Вечером с Мама. Папа пришел около 11 часов и принес ноты Чайковского, Обедню, и я играла. У Мама горло болит, хрипит. 7 тепла. Вторник, 2 июня К «Знамению» и в лазарет. Бобину, после многих усилий, нашли пулю. Перевязала Лихванчикова Финляндского полка, рана правого бедра, Прохожева 92-го Печерского полка, рана груди (слепая), Тыпина 47-го Украинского полка, рана левого колена, после Брунса и Фуфаева.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Этот, – рекомендует учитель, – далеко ушел. В следующей деревне Алексей Ларионович исчезает и приводит недавно обращенного молодого ученика, Федора Ивановича. – Этот, – любовно говорит учитель, – молодой, а от всего освободился. Приходят другие ученики, ничем не замечательные, с широкими и жидкими бородами, с черными и светлыми. Телега, окруженная босыми учениками, направляется в Шалдеж, где живет покровитель немоляков Иван Иванович. Знаменитые Керженские леса в той части Семеновского уезда, где мы едем, вырублены. Сохранились пни, перелески и отдельные, ни к чему среди поля стоящие, деревья. Прежде в Керженских лесах (теперь в Ветлужских), как медведи, скрывались пустынники; никто из них, наверное, и не думал о духовном смысле Священного писания. Теперь же, когда исчезли лесные таинственные стены, прежние отшельники, словно рыба в спущенном пруду, осели на пни, глядят в огромные книжищи и переводят, переводят с «плоти» на «дух». В этом переводе Писания с бога на человека, с плоти на дух, умирает пустынник, похожий на медведя, рождается не простой человек. Имя бога, без толкования, не принимает. – Слава богу, – говорю я спутникам, – денек славный выдался. Николай Андреевич оглядывает поля, луга, товарищей, останавливает взгляд на молодом Федоре Ивановиче и говорит: – А вот некоторые бают, хозяина нету, так стоит хозяйство порожнее. Может ли это быть? – Много вы, Николай Андреевич, перевели, – ответил Федор Иванович, – а Сам-то у вас в женском сарафане остался. – Вы весь во плоти, – поддержал своего друга Алексей Ларионович, – воистину на вас прытко длинный сарафан. Одни ученики поддерживают Алексея Ларионовича, другие Федора Ивановича, а сам косматый учитель лукаво перемигивается, подсмеивается и даже слегка похрюкивает. Всю правду он знает и еще сверх нее что-то, а потому молчит. «Вот, – размышляю я, – мы до сих пор говорили о Христе, но как же Отца-то перевести? Если и его перевести на дух, то хозяйство рассыплется. Как жить мужику, земледельцу без хозяина? И жаль мне Отца».

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

И вот теперь, направляясь в Белоостров, к епископу Михаилу, чтобы узнать от него о голгофском христианстве, я снова увидал на вокзале моего знакомого богоискателя. Нашел ли он свою землю, нашел ли оправдание в боге своему бунту? Да. Он теперь спокоен. Он все нашел в христианстве Голгофы. Мы едем вместе. И вот это небольшое путешествие в Финляндию, к «запрещенному» епископу. Незаплеванный вокзал. Опрятные вагоны. Дельные и вежливые проводники. И все это – после русских станций и полустанков, где я только что проводил по шести, по семи часов в ожидании поезда. – Как просто то, что нужно делать в России, – сказал я своему спутнику. И он так хорошо меня понял, улыбнулся, будто отдыхая от той сложности, куда завели его искания правды. Но вот на границе Финляндии мы проходим мимо часового. Этот солдат на обратном пути будет шарить в наших карманах: не везем ли мы револьверы? – Как трудно то простое, что нужно делать в России, – внесли мы поправку к прежним словам. Мы шли по глубокому снегу, по пустой улице, между занесенными дачами. И когда я представил себе, что где-нибудь тут, между этими покинутыми деревянными домиками, в холодной комнате, живет бывший профессор канонического права и теперь старообрядческий епископ, то все больше и больше приходили мне на память мои посещения отшельников в Ветлужских лесах. И эти массы засыпанных снегом дач вблизи огромного города оставляли по-своему не менее жуткое впечатление, чем заросшие мохом и заболоченные леса. Ставя свои калоши в чьи-то следы, мы обошли одну дачу до черного хода. Прошли одну пустую комнату, холодную кухню; в третьей, в старообрядческом кафтане, у стола, покрытого бумагами, сидел епископ Михаил. Он весь в своих думах и вздрагивает от чужой мысли, как от физического прикосновения. Монах двадцатого столетия. Один из немногих убежденных людей в России. Епископ сам затопил печку, сам согрел самовар и начал свою беседу с нами. Что же такое голгофское христианство и чем оно отличается от баптизма, толстовства, учения духоборов и, наконец, от христианства господствующей церкви?

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

– Не понимаю. – Я тебя научу. Бери бумагу и карандаш. Вынимает из котомки Библию, дает мне, называет главы, стихи, зачала, прологи, просит все записывать. – Вот и его я тоже так учил, да куда, не дается погладиться. Все от себя читает, без книг. «Нехорошо, – говорим ему, – без буквы, можно ошибиться». – «Нет, – кричит, – я не ошибусь, смотрите в книгу, так ли читаю». Глядим в букву: все верно. Умнеющий господин, вот только Христос-то его маленечко плотян. – Не понимаю, не понимаю. – Не спеши, поймешь. Он плотского Христа признает, а, по-нашему, Христа по плоти нельзя разуметь. Коли Христос плотян, так он мужик, а коли мужик, так на что он нам нужен, мужиков и так довольно. Вот ежели по-нашему, по духу, разуметь, так и мужик может быть первеющей богородицей. – Не понимаю, ничего не понимаю. – Не тужи. Такую премудрость сразу никто не поймет. Поедем со мной – научу. У меня телега, тихенько поедем, книгу развернем и будем читать. Заедем в Малиновку к Алексею Ларионовичу, потом к Николаю Андреевичу, потом к Федору Ивановичу. У них есть и письмо Мережского. Прочтешь, разумеешь – и нас с ним рассудишь. Поедем, я тебя по всем стихиям мира проведу. Стал я расспрашивать о «стихиях», и оказалось, что все они на пути от Светлого озера к городу Семенову. Мой обратный путь из града невидимого домой как раз тут и был. Я никогда не упускал случая в пути стать поближе к жизни. Обрадовался случаю ехать по старинным местам раскола на телеге, с Библией, в обществе таинственного вероучителя, имеющего связь с людьми европейской культуры. Собрался я в пять минут, попил чаю с Дмитрием Ивановичем, простился с Татьянушкой, и телега наша медленно двинулась в путь по стихиям мира. За селом в лугах оглянулся я по сторонам и порадовался: трава у них в Заволжье хороша. Припомнился тот мой первый день на Волге, когда я с другого – «горного» – берега глядел сюда, «в леса». Этот Семеновский уезд был сердцем староверской жизни. Там, где я проехал, в Ветлужских и Уренских лесах, теперь только отзвуки былого величия здешних Комаровских и других скитов.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

С ними будут заниматься логопед, психолог, воспитатели-тифлопедагоги, музыкальные руководители и инструкторы по физкультуре 20 октября. ПРАВМИР. В одном из детских садов Хабаровского края открылась группа для слепых детей. Это вторая группа в России группу для незрячих дошкольников,  сообщает пресс-служба краевого министерства образования. «Впервые в Хабаровском крае дети-инвалиды по зрению смогут посещать детский сад, аналогичный опыт по России есть только в Санкт-Петербурге. В Краевом центре образования с ребятами занимаются несколько специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, которые обучены основам тифлопедагогики, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре и плаванию», — рассказала министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова. Для оказания коррекционно-психологической помощи слепым детям в детском саду есть сенсорная комната, оснащенная с учетом специфики основного заболевания воспитанников. Педагог-психолог в работе с воспитанниками будет использовать столик для рисования песком, фибр—оптический прожектор «Нирвана», проекционный прожектор «Меркури», светодиодный оптический блок и тактильную панель. Инструктор по физическому воспитанию будет проводить индивидуально-коррекционную работу с каждым ребенком. Для повышения ослабленного иммунитета воспитанников с особыми образовательными потребностями в медицинском блоке детского сада работает соляная комната. Фото: нашашкола27.рф Ребята ежедневно по три часа будут посещать старшую группу. По словам заведующей детским садом Краевого центра образования Натальи Ветлужских, в группе, где находятся ребята, создана развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность наших воспитанников. «Педагоги используют специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Ребята будут заниматься в старшей и подготовительной группах, пока не пойдут в школу», — добавила она.

http://pravmir.ru/v-habarovskom-krae-otk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010