Сколько стеклось вместе всего, производимого природой, с такой поспешностью! Корень виноградной лозы, зеленеющие и большие ветви, кругами раскидывающиеся по земле, зародыш, завивание лозы, зеленые ягоды, спелые грозди! Достаточно для тебя одного взора, и разумный взгляд на виноградную лозу внушит тебе, о чем напоминает природа. Ибо помнишь, конечно, об уподоблении Господа, Который называет Себя лозою, а Отца – делателем, каждого же из нас именует розгой (ветвью), через веру, насаждаемую в Церкви, и побуждает нас к многоплодию, чтобы мы не были преданы огню, по осуждении за бесполезность ( Ин. 15:16 ). Он не перестает везде уподоблять человеческие души виноградным лозам. Ибо сказано: у Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы ( Ис. 5:1–2 ). Очевидно, что под виноградом разумеются человеческие души, для которых Он создал ограждение – оплот заповедей и охранение от Ангелов. Ибо Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его ( Пс. 33:8 ). Потом, как бы, и ограждение сделал около нас, поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями ( 1Кор. 12:28 ). Примерами же древних и блаженных мужей, возводя мысли наши на высоту, не оставил их поверженными долу и достойными попрания. Он хочет, также, чтобы мы, как бы, некими завитками, сплетались с ближними объятиями любви и упокоевались в них и, всегда стремясь к горнему, как вьющиеся виноградные ветви, старались уравниваться с вершинами самых высоких из них. Он требует еще, чтобы мы терпели, когда окапывают нас. А душа ограждается через отложение мирских забот, которые составляют бремя для наших сердец. Потому человек, отложивший плотскую любовь и привязанность к богатству, и, признавший презренным и смешным пристрастие к здешней бедственной славе, как бы, оградился и обновился в силах, свергнув с себя напрасное бремя земного мудрования. Не должно же, по слову притчи, разрастаться в ветви (здесь, по-видимому, святитель Василий соотносится с выражением: виноград многоветвистый – Израиль), т. е., жить напоказ и домогаться похвалы за внешность, но надо быть благоплодным, предоставляя истинному Земледелателю показание дел. А ты будь и как зеленеющая маслина в доме Божием ( Пс. 51:10 ), никогда не совлекаясь упования, но всегда имея в себе цветущее спасение, приобретаемое через веру. Ибо, таким образом, будешь подражать всегдашней зелености этого растения и соревновать его многоплодию, во всякое время подавая обильную милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Следующие стихи изображают, как произойдет очищение страны и града, где когда-то возвышался ветхозаветный храм и указывают на участь Израиля как народа. 10 . Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок, и там будет покоиться и объедать ветви его. 11 . Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины приидут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель Его. Очищение города, т.е. Иерусалима, происходит полным его запустением. Жилища в нем покинуты: на месте его пустыня. Стоял Иерусалим почти совершенно пустынный от Навуходоносора до Кира с 586 года по 534 год до Р. Хр. в течение 52 лет, но храм, воздвигаемый Зоровавелем окончен лишь при Дарие Истаспе в 516 году, что составляет 70 лет запустения. Стены же Иерусалима окончены лишь в 445 году. Но это запустение града было лишь предзнаменованием другого запустения, совершившагося в 70 году после Р. Хр. или 37 лет после слов Господа Иисуса: „и оставляется дом ваш пусть“ 1003 . С 70-го года по 131 год Иерусалим действительно представляет ту пустыню, о которой пророчествовал Исаия в читаемом 10 стихе,– пустыню уже поросшую кустами и деревьями, в которой пасется скот, объедающий ветви деревьев. Только в 131 году Кохеба овладевает местом бывшего Иерусалима и мечтает на горе Сионе утвердить престол своего царства: но он вскоре убит и войско его истреблено 1004 . Только в 135–6 годах повелением Императора Адриана поселена на месте Иерусалима колония, названная Елия Капитолина, в которую под смертною казнию воспрещался вход Иудеям. Но вновь возникающий город быстро наполнялся Христианами, которых первым Епископом во времена Адриана называют Марка. Между ними город назывался Иерусалимом, но имя это снова входит в общее употребление лишь при Св. Константине Великом . Обращение градов в пустыню есть одно из действий правосудия Божия, очищающего человечество от грехов и страстей и неверия и служения плоти и другим идолам человеческого сердца, которые более всего гнездятся в больших центрах, служа очагами заразы всей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Слова Иисуса Христа, которые приводит евангелист Марк: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 , имеются в древнейших греческих манускриптах: Александрийском (4 в.), Ефремовском (ок. 5 в.), Вашингтонском (кон. 4 – нач. 5 вв.), Кодексе Безы (кон. 4 – нач. 5 в.). О сличении русского и еврейского текстов речи быть не может, потому что Евангелие от Матфея на еврейском языке до нас не дошло, а Евангелие от Марка написано на греческом. Каково значение слов Псалтири о виноградной лозе (Пс. 79:9–12? иеромонах Иов (Гумеров) Израиль сравнивается с виноградной лозой, которую Господь Бог пересадил из Египта (освобождение от рабства) на плодородную землю Обетованную. Речь псалмопевца обращена к Богу как Хозяину виноградника, т. е. Израиля. Образ лозы впервые встречается в книге Бытия (49:22). Виноградник как символ в применении к Израилю имеется также в книге пророка Исайи (5:1–7). Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии (79:11). Этому стиху святитель Афанасий дает символическое толкование: « Сень виноградника есть служение по Закону, потому что Закон имеет сень грядущих благ( Евр. 10:1 . Под горами же разумеет горы Силомскую и Сионскую; потому что в этих двух местах водружаема была скиния. Поэтому, Псалмопевец означает не что-либо иное, а то самое, что на этих двух горах совершалось по Закону и было сенью грядущих благ. И ветвия его кедры Божия. Кедры суть небесные силы, а ветви виноградные суть пророки, которые были восхищаемы в высоту из среды народа и упокоеваемы среди горних и разумных Сил» (Толкование на псалмы). Лоза пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки ( Пс. 79:12 . Израиль при царе Давиде достиг наибольшего могущества и занял земли от Средиземного моря до реки Евфрат. Что представляет собой апокалиптическая звезда «полынь»? иеромонах Иов (Гумеров) Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки ( Откр.8:10–11 ). Из текста видно, что событие это надо отнести не к настоящему, а к будущему эсхатологическому времени. Архиепископ Аверкий (Таушев) так изъясняет это место: «некоторые думают, что это метеор упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле, которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из новоизобретенных способов будущей страшной войны» (Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбора текста).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Стих 4. Будите во Мне, и Аз в вас … Пребудьте во Мне, крепко соединенные со Мною посредством твердой веры и неразрывной связи, и Я пребуду в вас, вселившись в вас силой Своей, буду обнимать и поддерживать вас, как виноградная лоза ветви, и буду помогать вам приносить плоды. Стих 4… Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете … так и вы не будете в состоянии принести плода, если отторгнетесь от связи со Мною. Стих 5. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног … Иисус Христос объясняет теперь притчу, и обрати внимание, что Он говорит: иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног . Часто пребывает кто-либо во Христе, соединяясь с Ним посредством веры, но Христос не пребывает в нем, отвращается от него, потому что он проводит недостойную жизнь. Такой человек приносит плоды, но весьма малые, совершив одно какое-либо или два добрых дела. И в виноградниках мы видим такие ветви, которые не особенно радуют виноградаря, принося какие-либо жалкие кисточки. Стих 5… Яко без Мене не можете творити ничесоже…, подобно ветвям, которые не заимствуют силы от корня. Сказав прежде: вы не можете приносить плода, если не пребудете во Мне, теперь Иисус Христос предсказывает и опасность для того, кто не пребудет в Нем. Стих 6. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга …, как бесплодная ветвь. Стих 6… И изсышет … И потеряет влагу благодати, которую он имел от корня. Стих 6… И собирают ю … И соберут такого рода ветви Ангелы во время Страшного Суда. Стих 6… И во огнь влагают … и бросят в огонь геенны. Стих 6… И сгарает … будут гореть, но не сгорать. Иисус Христос под непребывающими в Нем разумеет здесь не только отлученных или отделившихся от Него, но и тех, которые некрепко соединены с Ним. Стих 7. Аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам … Конечно, тот, кто живет по заповедям Божиим, не попросит ничего недостойного. Смотри, что пребывание слов Иисуса Христа в учениках, или соблюдение, исполнение их, значит здесь то же, что пребывание Самого Иисуса Христа в учениках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2342...

«Стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» ( Откр. 7:9 ). Вот они, длинные сверкающие белые одеяния, в которые мы одеваемся при Крещении в знак абсолютной чистоты, в знак нашего оправдания. Эти одежды сшиты из добродетелей. Пальмовые ветви в руках означают: если хотите найти спасение – ищите у Бога Отца, сидящего на троне, и у Агнца. С финиковыми ветвями в руках евреи встречали Христа как Победителя смерти. Но не только поэтому. Событие, изображенное в Откровении, напоминает обряд праздника Кущей, установленный в воспоминание о сорокалетнем странствии евреев по пустыне, когда они жили в кущах (шалашах, палатках). В этот праздник евреи должны были держать в руках « ветви пальмовые, ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23, 40 ), размахивая ими и веселясь пред Господом Богом семь дней. Праздник Кущей – пророчество о великом дне Воскресения, когда мы поселимся в своих шатрах – в своих телах. Почему же у нас праздники Пятидесятницы, Пасхи остались, а праздника Кущей нет? Потому что это только прообраз, это событие еще не произошло. Христиане праздник Кущей обязательно отпразднуют, когда воскреснут во плоти. «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» ( Откр. 7:11–12 ). Ангелы увидели замысел, который они не могли себе даже представить. Они увидели, что из диких племен – идолопоклонников, мусульман, безбожников, богоборцев – Господь набрал Себе такое множество спасенных, которые были оправданы, очищены и победили диавола. И знак этой победы они несут в своих руках. Они нашли спасение у Бога Отца и Сына Его – Иисуса Христа. И Ангелы Божии пришли в ужас и упали на лица свои, вместе с четырьмя живыми существами, Серафимами и Херувимами, и вместе с двадцатью четырьмя старцами, говоря, что Господь действительно достоин благодарения, чести и могущества, принадлежащими Ему действительно во все века.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Также и когда Господь молится о людях, Он говорит: «Они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое». Как будто все верные всегда принадлежали только Отцу; Отец Сам все открыл им, и они должны только сохранить это. Но тут же видим, что знание об Отце люди получили только от Сына: «Я открыл имя Твое человекам», «слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» ( Ин.17:6, 8 ). И именно Сын должен дать им «жизнь вечную». «Они Твои», – говорит Господь о людях Божиих, и в то же время молит за них Отца, словно они только Ему, Сыну, принадлежат, и еще чужды Отцу. И здесь нет противоречия. Просто логика здесь не земная, а Божественная, небесная. У Лиц Святой Троицы одна воля, одна жизнь. Хотя Бог Сын и принял человеческое естество, но Он остался совершенным Богом, и между Ним и Отцом, как и прежде, нет ни малейшего расстояния. Нет также ни малейшего промежутка времени между просьбой и выполнением ее. Господь просто, с полным жертвенным послушанием исповедует: «И все Мое Твое», и тут же с полным сыновним дерзновением продолжает: «и Твое Мое». И поэтому святая церковь торжественно исповедует Бога Сына единосущным Богу Отцу. Казалось бы, что такое одно слово? Но в нем – живой источник христианской надежды. Потому что лишь Сам Бог, соединившись во Христе с человеческой природой, мог уврачевать ее, воскресить и вознести на небо. Будем же молитвенно прославлять и благодарить тех, кто не дал помрачить истину и сохранил для нас путь к Богу во всей первоначальной чистоте. Понедельник. О единении в свободе Ин.14:27–15:7 Господь с разных сторон говорит о единении людей с Богом. Недавно Он привел притчу об овцах, которые знают голос пастыря и всюду следуют за ним. А сегодня – другой образ: «Я есмь виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы ветви». Каждое сравнение имеет свои недостатки. Овцы, хотя и наделены свободой, но не составляют с пастырем совершенного единства. А ветви, хотя и неразрывно связаны с лозой, но лишены свободы. Но Господь же молился: «Отче! … да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:22 ). И сегодня мы видели, как это: и неразрывно соединиться с Лозой, и в то же время сохранить свободу. А также – как Небесный Виноградарь очищает Христовы словесные ветви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Также и, когда Господь молится о людях, Он говорит: «Они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое». Как будто все верные принадлежали только Отцу; Отец Сам все открыл им, и они только должны сохранить это. Но тут же видим, что знание об Отце люди получили только от Сына: «Я открыл имя Твое человекам … слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» ( Ин. 17:6,8 ). И именно Сын должен дать им «жизнь вечную». «Они Твои», – говорит Господь о людях Божиих и в то же время молит за них Отца, как будто они только Ему, Сыну, принадлежат и еще чужды Отцу. И здесь нет противоречия; просто логика здесь не земная, а Божественная, небесная. У Лиц Святой Троицы одна воля, одна жизнь. Хотя Бог Сын и принял человеческое естество, но Он остался совершенным Богом, между Ним и Отцом, как и прежде, нет ни малейшего расстояния; нет также ни малейшего промежутка времени между просьбой и выполнением ее. Господь просто, с полным жертвенным послушанием исповедует: «И все Мое Твое», и тут же с полным сыновним дерзновением продолжает: «и Твое Мое» … И поэтому Святая Церковь торжественно исповедует Бога Сына единосущным Богу Отцу. Казалось бы, что такое одно слово? Однако в нем живой источник христианской надежды. Потому, что совершенный Бог, соединившись во Христе с человеческой природой, мог уврачевать ее от греха и смерти; мог воскресить ее, вознести на небеса, и, поправ смертию смерть, открыть путь в Царство Небесное, к вечной блаженной жизни. Будем же молитвенно прославлять и благодарить тех, кто не дал помрачить истину и сохранил для нас путь к Богу во всей первоначальной чистоте. О единении в свободе Понедельник Ин. 14:27–15:7 Деян. 21:8–14 Господь Иисус Христос разных сторон подводит к пониманию того единства с Богом, в которое призваны войти люди. Недавно Он привел притчу об овцах, которые знают голос своего пастыря и всюду следуют за ним. А сейчас перед нами образ виноградной лозы: «Я есмь виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы ветви…». Каждое сравнение подчеркивает свою сторону: овцы, хотя и наделены некоторой свободой, но не составляют с пастырем совершенного единства; а ветви, хотя и неразрывно связаны с лозой, но лишены своего лица. Но уже скоро Господь прямо, без всякой притчи, будет молиться: «Отче! … да будут едино, как Мы едино» ( Ин. 17:22 ) … Приходит время, когда ученикам станет ясно, как это возможно: и неразрывно соединиться с Лозой, и во всей полноте сохранить свободу; поймут они и то, как через свободу очищаются словесные ветви Христовы. Книга Деяний сегодня очень наглядно показывает, как это бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Упоминаемые в стихах 9–11 события, конечно, не могли совершиться в течение только одного дня, и потому выражение «на другой день» нужно понимать в смысле обозначения дня, следовавшего за днем вечери в Вифании, бывшей в субботу. Таким образом, вход Господень в Иерусалим падает на 10 нисана (по-нашему, на воскресенье). Ин.12:13 .  взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (См. комментарии к Мф.21:9–11 ). «Пальмовые ветви». «Ветвь» по-гречески βαον – слово, взятое из египетского языка. В Ветхом Завете о них упоминается как о символе радости. С ними встречали царей, победителей и героев ( 1Мак.13:51 ). Они напоминали собой букеты (Лулаб), с которыми евреи ходили в праздник кущей на основании Лев.23:40 . Если народ теперь встречает Христа восклицаниями «осанна», то делает это, вероятно, по некоторой ассоциации мысли. Именно ветви в руках напомнили народу радостный праздник кущей, когда воспевался 117-й псалом, а в этом псалме и встречается воззвание «осанна». Народ таким образом выражал здесь свою радость о пришествии к нему Мессии-Царя и встречал Его радостными криками, полагая, что Христос пришел открыть Свое Царство. Ин.12:14 .  Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: То, что Иисус не Сам нашел осла, видно из слов 16-го стиха: «это сделали Ему», т.е. конечно, ученики Его. Ин.12:15 .  Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Въезд Христа на осле Иоанн изъясняет словами пророка Захарии ( Зах.9:9 ) как обозначение кротости Царя Мессии. Не наказывать и судить является Он теперь, а спасать Свой народ. Впрочем, Иоанн, конечно же, хотел сказать, что спасение будет дано только истинной дщери Сиона, т.е. достойным этого спасения. Цитата из книги пророка Захарии приведена в сокращенном виде. Кроме того, выражение «ликуй от радости» ( Зах.9:9 ) Иоанн заменил выражением «не бойся». Это он сделал ввиду того, что в то время истинным израильтянам, понимавшим, что Господь идет на страдания и смерть, ликовать еще было рано. Напротив, вход Господень в Иерусалим для благочестивых израильтян служил только рассеянием их тревог, что мессианское спасение все еще не совершено. И Иоанн теперь успокаивает их тревоги. Мессия-Спаситель идет!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это именно масонский миф, братья, потому что никакого линейного прогресса нет. Сия идея – великий обман. Это иллюзия прозрачной ткани для голого короля. Фактор позора для мнимо одетого человека. И мы ничем не лучше, не умнее, не счастливее прежних поколений. Напротив, к жерлу ада мы подошли очень близко, на самый край, и, по правде говоря, оскудели крайне и умственно, и нравственно, и даже физически. Впрочем, трезвый взгляд на вещи есть признак здоровья. Вот в 14-й главе книги Иова говорится: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви» (ст. 7–9). Срубленное XX веком дерево русской народной жизни действительно подобно замершему в пыли пню. Дело за тем, чтобы почуять воду. Исаия зовет: «Придите, черпайте воду с веселием». Христос говорит, что у верующих в Него из чрева потекут реки воды живой. Вода живая у Христа, предвозвещенного пророками и явленного в Евангелии. Вода – это Сам Христос. Почуяв корнями эту воду, русский народ оживет, даст отпрыски и пустит ветви. Уже чует, уже пускает ветви. И городская молодежь, даст Бог, повылезав из душных баров на свежий воздух, войдет в спортзалы. И деревенский мужик бросит пить и опять полюбит землю. Тогда родство с богатырями прежних родов проявит себя в появлении в каждом поколении новых богатырей, вроде Карелина и Емельяненко. В каждой деревне, хорошо бы. В каждом городском районе. И хотя всё сказанное в конце этого текста относится к области чуда, смею вас очередной раз заверить, что Христос умеет творить чудеса. Кто Бог велий, яко Бог наш?! Ты еси Бог, творяй чудеса! Рейтинг: 9.4 Голосов: 97 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена М 1 августа 2015, 13:21 Поправка. Простите, я не совсем правильно написала в предыдущем комментарии. Кормила меня уборщица водой с глюкозой, закапывая в рот из пипетки по каплям, чтобы я не задохнулась.

http://pravoslavie.ru/80869.html

10. Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок, и там он будет покоиться и объедать ветви его. (Обитающее стадо отпущено будет, аки стадо оставленное: и будет много время в пажить и тамо почиют стада). «Стадо», это – общество идолопоклонников, которое за свое нечестие будет «отпущено» или распущено, как стадо, оставленное своим пастырем – Богом; тогда место его жительства обратится в действительную пажить для скота и на этой пажити стада будут пастись привольно, покойно, потому что не кому будет нарушать их покоя, уже не придет сюда враг-опустошитель, потому что вся земля будет опустошена, а жители отведены в плен (ст.4–5). 11. Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его. (И по времени не будет в нем всякаго злака, занеже изсхнет: жены грядущыя с позорища, приидите: не суть бо людие имуще смысла, сего ради не ущедрит сотворивый я, ниже создавый их помилует). Наконец, те места, где совершалось идолопоклонство, подвергнутся проклятию, на них иссохнет всякий злак; они представят поле ужасного зрелища суда Божия; и женщины, склонные к зрелищам, должны прийти сюда и оплакать погибель страны и народа, который не понимал воли своего Творца, не понимал, потому что поклонялся бездушным идолам. 12. Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; (И будет в той день, заградит Господь от ровенника речнаго, даже до Ринокоруры (града, евр: водо-течи Египетская): вы же соберите сыны Израилевы по единому). Господь, как истинный пастырь своего народа, оградит его, как стадо, от русла реки Евфрата на востоке до потока Ринокоруры, служившего границей Ханаана на юге, со стороны Египта (и потому называвшегося потоком Египетским). Тогда уже не будет доступа во двор Божий – в землю Израильскую ни для Вавилонского, ни для Египетского царей, которые, как хищные звери, нападали на «стадо Божие», содержавшееся здесь. Тогда пророки соберут во двор Иеговы рассеянное стадо Его – сынов Израиля, и оно будет наслаждаться миром (ст.5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010