Как же спастись нам, страстным и немощным? От мыслей о Страшном Суде становится страшно. Ибо все мы много грешим. Не хочется, ох как не хочется, идти в вечный огонь, стать жалкой добычей в клыкастой пасти вечной смерти. Но как же быть со страстями, с коими бьемся мы годами, десятилетиями и, кажется порой, всё без толку? Ждать от себя бесстрастия наивно. А жить по страстям – неразумно. Что же, это тупик? Преподобный Силуан Афонский приводит сравнение: и на зеленеющем дереве могут найтись сухие ветви, главное, чтобы дерево приносило плод. Если человек подвизается, стараясь искоренять в себе худые помыслы, то «хотя у него и есть некий порок, но это не мешает благодати жить в его душе, подобно тому, как зеленое дерево имеет некоторые ветви сухие, но это ему не вредит, и оно приносит плоды; или на поле много пшеницы, и хотя среди нее есть и плевелы, но это не мешает ей расти». У подвизавшихся против страстей, после Всеобщего Воскресения, немощи отпадут, словно ветви сухие, а искушения отступят. Главное, чтобы за время земного пути был наработан хоть какой-то духовный плод. Совсем не одно и то же: служит человек страстям как бы идолам или борется с ними как с непримиримым врагом. Пусть мы не победили, но ради победы вступили в борьбу. Пусть мы спотыкались и падали, но с покаянной молитвой подымались и шли. Закроются ли двери Царства идущим, и только лишь потому, что кто-то им ставил подножки, пытаясь сбить их с пути? Кто-то из святых сказал, что на Страшном Суде Бог будет искать не то, за что осудить, а то, за что оправдать человека. За что осудить – этого у нас и так предостаточно. Но Господь ищет иного, того, ради чего нас еще можно спасти. Потому-то Он – наш Спаситель. Потому-то Он говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35–36, 40). Какой будет участь наша на Страшном Суде, мы не знаем. Но, повторим, надежда у нас всё-таки есть

http://pravoslavie.ru/144786.html

Как твари держаться на земле и землею: земными произведениями поддерживают свою жизнь, а ветви и листья на дереве от древесного сока питаются, так и христиане держатся в Боге и Богом и Его Духом питаются, а в последняя лета Его Телом и Кровию, как ветви и листья дерева древесными соками. Как... Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною [ Ин. 6, 57 ]. Я есмь лоза, а вы ветви. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет [ Ин. 15, 5, 4, 6 ]. Справедливо ли из-за чего-либо материального изменять правде, терять мир и веселие сердца и питать ненависть к брату? Несправедливо и безрассудно. Правда, или стояние в правде, и мир души дороже денег и всего имущества: пред правдою и миром ничего не значат все блага вещественные. А что такое правда? Например, любовь к ближнему есть правда; ненависть к нему есть неправда. Смиренный человек почитает других выше себя и достойнее, радуется их встрече и любезно принимает их к себе, угощая их чем Бог послал, но больше любезным общением слова, доброхотством и простором сердца. Итак, стяжи сердечный навык смотреть всегда на всякого человека с высоким почтением, особенно на ищущего Царствия Божия и правды его, и говори с ним любезно, и не пожалей для него и вещественной трапезы. Якоже хощете, да творит вам Бог на молитве, тако и вы творите же Ему: чем искреннее и усерднее помолитесь Богу, тем больше приклоните Его на милость к себе; чем холоднее, бесчувственнее, тем более удалите Его от вашего сердца, а с Ним и милости Его. Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам [ Мк. 4, 24 ]. Презирай пищу и питие, как ничто. По милости ко мне Божией тако должны быть и милости мои к другим. Я не заслужил у Господа милости, а Он излил их на меня и изливает обильно; так и другие: хотя и не заслужили от меня милости, но я должен оказывать им милость ради милостей ко мне Божиих. Кротко и с любовию нужно всегда обращаться родителям с детьми, воспитателям с нареченными детьми и начальникам с подчиненными, потому что: 1) этого хочет от нас Начальник нашей веры Господь Иисус Христос, Который говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]; 2) этого требует гуманность и уважение к правам человечества, которое досточтимо во всех своих состояниях и возрастах и в обоих полах; и 3) для того, чтобы дети или подчиненные, оскорбляемые часто до глубины души холодным или презрительным, грубым, бесчеловечным обращением родителей, воспитателей или начальников, не ожесточились сердцами своими и не возненавидели своих родителей, воспитателей, начальников, господ и не ударились в пороки, что нередко бывает следствием грубого обращения с ними их опекунов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кедр Кедр ( II Цap. II, 7 ) – одно из наиболее ценных и величественных деревьев восточных лесов, из породы хвойных, или вечнозеленых. Оно растет в высоту от 70 до 80 англ. футов. Ветви его густы, длинны и поднимаются почти горизонтально от самого ствола, имеющего иногда в обхвате от пяти до шести сажен ( Ueз. XXXI, 3, 6, 8 ). Ствол кедра красноватого цвета, и дерево несколько горьковато на вкус, отчего насекомые редко портят его и вследствие чего оно отличается особой твердостью и по свидетельству естествоиспытателей растет иногда свыше 2 000 лет. Кедры всегда употреблялись для богатых и ценных построек. Горы Ливанские славились некогда своими кедрами высокими. Но как удивительно исполнилось пророчество пр. Исаии относительно кедров Ливанских! И остаток дерев леса его, говорит он, так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись ( Ис. Х, 19 ). Кедры преимущественно растут в настоящее время в так называемой кедровой роще, в двух днях пути от Бейрута, и затем в различных частях Ливанских гор. Каждый читатель Библии нередко может встретить в ней частые и весьма поэтические указания на кедры, на этих поистине величественных представителей царства растительного. Они невольно поражают его воображение впечатлением громадной высоты, симметрии, толщины и благовония. Насыпаются древа Господа, говорит Псалмопевец, кедры Ливанские, которые Он насадил ( Nc. VIII, 16 ). Кедр принадлежит к разряду хвойных вечнозеленых деревьев: Праведник цветет, как пальма, свидетельствует он в другом месте, возвышается подобно кедру на Ливане ( Nc. XCI, 13 ). Длинные ветви кедра придают ему величественный вид и доставляют обильную тень и прохладу ( Иез. ХХХ, 3, 7 ). Кедр от своей благовонной смолы издает особенное благоухание и наполняет оным все горы Ливанские. Потому-то пр. Осия и говорит следующее о Господе: Я буду розою для Израиля, он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него как от Ливана ( Oc.XIV, 6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Книг Ветхого Завета, которые мы находим в эпитомии Феодора двадцать четыре. Но и отцов и апостолов как мы уже сказали тоже двадцать четыре. Им надлежит судить свой народ. И когда апостолы спрашивают: мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Господь наш ответил:  когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых 89 . Но и об отцах, что они будут судить говорит патриарх Иаков: Он будет судить народ свой среди братьев своих, как одно из колен Израиля 90 . 6 . И от престола Божия исходили молнии и гласы и громы, и семь светильников 91 . Это обозначает проповедь и обетования, и предостережения Божии. Ибо молнии изображают пришествие Господа, гласы – проповедь Нового Завета, громы же [указывают], что эти слова с неба, а горящие огненные светильники суть дар Духа Святаго, который первый человек древом потерял и который был возвращен, через древо страдания. 7 . А когда это происходило, все старцы пали и поклонились Господу. Когда животные воздают славу и честь, – то есть когда Евангелие, а именно дела и учение Господа, исполнило те слова, которые через них были возвещены ранее, они возликовали по достоинству и по заслугам, зная, что служили слову Господню надлежащим образом. Наконец, поскольку пришел Тот, Кто побеждает смерть и является единственным достойным воспринять венец бессмертия, все, кто имели венцы из-за славы своих величайших дел, бросают их под ноги Его, то есть по причине блистательности Христовой победы все [остальные] победы оказываются у Его ног. Это же показывает Христос и в Евангелии: когда уже в последние дни [Своей земной жизни] Господь наш пришел в Иерусалим на страдания и навстречу Ему вышел народ, то одни, отрезая пальмовые ветви, устилали дорогу, другие же подкладывали свою одежду. Итак, тут, очевидно, показаны два [вида] людей, один из которых – отцы и пророки, великие мужи, которые какие бы пальмовые ветви своих побед над грехами они не имели, бросают их под ноги Христа. А пальмовые ветви суть знаки [победы], потому что не даются никому, разве что победителям. Глава V

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Когда же в нас познание о Нем увеличилось, тогда усилилась и вера в то, что Он есть Бог по естеству, и Ему «всяко колено поклонится» (Флп. 2:10), так как вся поднебесная поклоняется Ему. Итак, когда познание наше о Нем достигнет совершенства, тогда, и только тогда, Он, будучи «красен добротою паче сынов человеческих» (Пс. 44:3), познан будет. Но если бы и о нас разумелось изречение: «распускающий прекрасные ветви» (Быт. 49:21), то и при этом ясен был бы смысл. Ибо, преуспевая всегда в добродетели и устремляясь к лучшему, или «простираясь вперед» , по слову блаженного Павла (Флп. 3:13), мы восходим к красоте (доброте) все более и более славной. Красоту же разумею духовную, чтобы и нам сказано было наконец: возжелал «Царь красоты твоей» (Пс. 44:12). О Иосифе «Иосиф-отрасль плодоносного дерева , отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими» (Быт. 49:22—26). Слова пророчества сего опять относятся к самому Еммануилу. И значение его, думаю, может быть не иное, как только то, которое я недавно изложил, при объяснении изречения: «распускающий прекрасные ветви» (Быт. 49:21); потому что быть «возращенным» , как сказано о Иосифе, если понимать правильно это выражение, во всяком случае значит прибавляться в том, в чем он был сначала, увеличивать естественно принадлежавшую ему славу. Поелику единородное Слово Божие будучи Бог и от Бога, истощило «Себя» , по Писаниям (Флп. 2:7) добровольно снисшедши до такого состояния, в каком не было прежде, облеклось в эту бесславнейшую плоть и явилось в зраке раба, соделавшись послушливым Богу и Отцу «даже до смерти» (Флп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Мф.21:6–7 . Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. «Положили на них одежды свои»: это было выражением и знаком особенного почтения ( 4Цар.9:13 ). – «Он сел поверх их»: т.е. одежд, а не то, чтобы Он сел на обоих животных вместе, или садился на них попеременно, что прямо не согласно со сказаниями о сем евангелистов Марка и Луки. Мф.21:8 . Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; «Постилали одежды свои по дороге»: то же выражение и знак особого почтения. – «Резали ветви» и пр.: был обычай бросать цветы, гирлянды и ветви древесные по пути торжественно въезжавших в город победителей. – Флавий говорит, что так встречены были в Иерусалиме Александр Великий и потом царь Агриппа. Мф.21:9 . народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! «Осанна» ( Пс.117:25 ): собственно значит – спаси, даруй спасение. Это слово иудеи употребляли как народное восклицание, выражавшее радость при торжественных случаях, особенно при празднествах; этим народ изъявлял свою радость и благожелание «Сыну Давидову», т.е. Мессии. – «Благословен грядущий во имя Господне»: это восклицание заимствовано из псалма Пс.117:26 , который народ приложил к Мессии Иисусу. Прийти во имя Господне – значит быть особенным, нарочитым посланником Господа, заменяющим или представляющим самого Господа ( Ин.5:43 ). – «Осанна в вышних»: клик радости этот да будет слышим не только здесь, на земле, но и в вышних, на небе, где обитает Бог и бесчисленные сонмы ангелов (ср. Лк.2:13–15 ); это высшее выражение народной любви и преданности Иисусу Христу. Мф.21:10–11 . И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. «Весь город пришел в движение»: эта торжественность, это множество народа, эти восклицания его, это празднственное шествие привели в движение все народонаселение Иерусалима, и – вероятно, пришедшие из чужих стран на праздник спрашивали: что это значит, кого так встречают? На что встречавший Христа народ отвечал, что это Иисус пророк. – «Из Назарета Галилейского»: см. прим. к Мф.2:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.21:8.   Друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути . а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; Ветви эти были от масличных деревьев, так как тогда проходили через Масличную гору. Мф.21:9.   Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову … народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Осанна — слово еврейское и значит иногда — хвала, а иногда — спасение. Здесь же оно выражает: «хвала сыну Давидову». Мф.21:9.   Благословен Грядый во имя Господне…, благословен Грядущий во имя Господне! во имя Господне, т.е. от Господа. Благословен идущий от Бога, благословен посланный Богом. Марк (11, 10) присоединил: «благословено грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида» … Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Они думали, что восстанавливался низверженный престол царства Давидова. Поэтому они с радостью говорят: «И благословенно опять идущее царство праотца нашего Давида, идущее во имя Господне, " - т.е. от Бога. Иоанн (12, 13) говорит: «благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев» . Вероятно, все это было сказано тогда народом, идущим впереди, следующим сзади и выходящим навстречу. Во имя Господне понимают и так: во славе Господней, в звании царя. Мф.21:9.   Осанна в вышних . Хвала в вышних: пусть хвалят и высшие силы, т.е. Ангелы, Бога, пославшего нам царя и восстановившего царство Давида. Лука (19, 38) вместо: «осанна в вышних» сказал: «слава в вышних» . Он же повествует и об учениках, что они говорили: «благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних» , называя миром радость. Обрати внимание на то, как при таком шуме и крике совершенно не объезженный молодой осел шел, однако, смирно, вполне прообразуя повиновение язычников и большую перемену их к благонравию. Мф.21:10.   И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть Сей … И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?: Потрясся, т.е. был испуган, встревожившись криком и приветствиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

(О значении ваий и возженных свечей в руках христианина) I. Bчepaшhяя всенощная, как вы знаете, братия, имела ту особенность, что, после чтения Евангелия, Св. Церковь благословляла ваии, или ветви древесные, молитвой и окроплением св. водой, и раздавала их вам. Получив эту ветвь из рук священнослужителя, каждый из вас присоединил к ней восковую зажженную свечку, и внутренний вид нашего храма быстро преобразился. До конца богослужения мы находились как бы в некоем саду, а обилие света в нем переносило нас воображением в другое место и в иное время. Видно было, что Св. Церковь этой особенностью в богослужении имела намерение напомнить нам одно и важнейших событий из жизни Иисуса Христа – торжественное вшествие Его в Иерусалим. Как оно совершилось – вы знаете из Евангелия, которое читалось ныне: поэтому я остановлю ваше внимание на особенностях праздника, чтобы извлечь оттуда назидание для всех нас. Пред Своими страданиями Господь Иисус Христос воскресил в Вифании умершего Лазаря, тело которого четыре дня лежало во гробе и уже начало предаваться тлению. А на другой день Он отправился в Иерусалим, но в этот раз не так вступил в него как прежде: Иисус Христос пожелал идти в Иерусалим, на этот раз – особенным образом, торжественно. Он послал двух учеников привести из противолежащей деревни осленка с ослицей; апостолы исполнили поручение Спасителя. Возложив на осленка одежды свои, они посадили на него Иисуса Христа. Многие из народа постилали одежды свои по дороге, иные срезывали ветви с дерев и бросали их по пути; все же предшествующие и последующие от радости восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне». Осанна в вышних, т. е. «спасение с неба» пришло к ним в лице Иисуса Христа. II. Воспоминая этот торжественный вход Господень в Иерусалим, Св. Церковь, чтобы мы представляли празднуемое событие, вручает нам ваии, или ветви древесные, и этим помогает мысли нашей переноситься во время и в место совершившегося события. Но не одно простое воспоминание дает своим чадам Св. Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

О наличии амвона (что буквально значит «возвышение») в христианских храмах прямо говорится в «Апостольских Постановлениях»: «Когда же окончит он (епископ) слово учительное, – говорю я, Андрей, брат Петра, – пусть все встанут, а диакон, взойдя на возвышение , пусть возглашает...» (кн. 8/5). И далее: «...дети пусть станут к амвону ...» (кн. 8/11), и говорится это в связи с причащением. Так происходит в Церкви и до сего дня: верные, начиная с детей, подходят к амвону, где их причащает священник. У протестантов, кстати, также есть, как правило, подобие амвона и солеи – их кафедра и хор располагаются впереди дома молитвы на помосте (возвышении). Правда, протестанты никогда не называют это место своих домов молитвы амвоном или солеёй, и не подходят к нему для участия в своей вечере (хотя христиане всегда причащались у амвона), а принимают хлеб и вино на своих местах. Итак, с одной стороны протестанты подражают Церкви, и в то же время всё отвергают и искажают. Притвор. В ветхозаветном храме был притвор: «Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма » ( 3Цар.7:12 ). У Церкви, воссозданной и исправленной скинии Давидовой, также есть притвор, и о нём упоминается ещё в «Апостольских Постановлениях» (кн. 8/13). Выше было сказано о духовном смысле притвора. В нём полагается стоять некрещеным и тяжко согрешившим и отлученным от причастия и общения церковного. Эту меру церковного наказания – поставление согрешившего в притвор – нельзя не признать весьма мудрой: с одной стороны грешник не извергается из Церкви совсем, а с другой – стояние в притворе и запрет на молитву в храме с верными очень наглядно даёт ему прочувствовать свой грех и его неизменный плод – извержение из Царства Божия и Богообщения, что даёт грешнику повод и стимул к искреннему покаянию. Протестанты же, естественно, ничего об этом не знают. О церковных светильниках – лампадах и свечах. Необходимой частью ветхозаветного храма был семисвечник: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» ( Исх.25:31–32,37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

О непрестанном единении с Господом Христиане соединены с Богом, как ветви с лозой. – Действенность таинства зависит от внутреннего расположения того, кто в нем участвует. – Полное единение со Христом осуществляется через непрестанную молитву. – О стяжании благодати Божией. – Если мы не пребываем в Боге, то не приносим никакого плода. – Господь никогда не оставляет нас без помощи. В одном из своих поучений Спаситель сказал: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода 381 . Обычно толкователи говорят, что под видом виноградной лозы здесь изображена Церковь , и это справедливо, но если мы обратимся к опыту людей, вступивших в богообщение, приобретших опыт истинной христианской жизни, то поймем, что слова эти изображают к тому же тайны Царства Небесного. Речь здесь идет о единении человека с Богом. Так Господь изобразил наше отношение к Богу: мы пребываем в таком непосредственном, тесном единении с Ним, как едины ветви с лозой. Действительно, Спаситель является лозой, а мы – ветвями, и мы можем принести плод, пока пребываем на этой лозе. И когда мы стараемся принести плод, благодать Божия нас очищает, для того чтобы мы принесли плод еще больший. Вы знаете, что лишние ветви отнимают у растения живительную влагу, и поэтому их отрезают, для того чтобы виноградные грозди получили больше влаги. Между прочим, апостол Павел приводит другой образ, но эти два образа очень близки. Если Спаситель говорит о Церкви как о виноградной лозе, то апостол Павел говорит о Церкви, как о Теле Христовом, членами которого являются христиане. Так или иначе, речь идет о тесном, неразрывном, органическом единстве. Тем не менее бывает, что больные, неизлечимые части тела приходится отсекать, чтобы они не заразили остальные члены. И сухую ветвь также приходится отсекать, чтобы она не мешала другим. Когда мы говорим о единении человека с Церковью, то часто обращаем внимание только на, если можно так выразиться, внешние атрибуты нашей принадлежности к ней: вот, человек крещен, постится, ходит в храм, исповедуется, причащается. Он исполняет свой долг и, значит, пребывает на лозе, думаем мы. Конечно же, все это правильно, и нельзя сказать, что все это ничего не значит. Действительно, через таинства человек соединяется с Богом, и без них невозможно ничье спасение: ни монаха-аскета, ни человека, живущего в миру, ни священника, ни епископа. Но сами эти таинства приносят человеку большую или меньшую пользу в зависимости от его душевного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010