Вместе с этим намекает и на нечто возвышеннейшее, именно на то, что как воскресение из мертвых будет зависеть не от принятия иудеев, так и спасение других будет зависеть не от них же, если те не будут иметь веры. Все это говорит, казалось бы, в пользу иудеев, подавая им освежающее питье, как часто поступают врачи с тяжко больными. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Начатком и корнем называет патриархов, а целым и ветвями - тех из потомков их, которые уверовали. Итак, утешает неверующих евреев, говоря: и вы будете святы, если уверуете. Ибо необходимо, чтобы целое и ветви были подобны начатку, то есть то - начатку, а эти - корню. Если же вы не уподобились им, то это служит признаком великой порочности. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Отломившимися ветвями назвал неверных евреев; ибо они сделались недостойными святого корня. И прекрасно сказал: отломились; ибо никогда Бог не отвергал их так, хотя они многообразно согрешали. А вместо их, отломившихся, привит, говорит, ты, язычник. Не сказал: ты посажен, но: привился, и тем уязвляет иудея и показывает, что на древе иудея, то есть на патриархах, стоит язычник и стал общником корня и сока, то есть достиг от Бога одинаковых с иудейскими благородства и славы. Итак, не возносись и не тщеславься пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Что же пользы от этого отломившимся ветвям? Ведь держать свойственно корню. Видишь ли, как только по видимости хвалит иудеев, стараясь лишь утешить их? Впрочем, и этим поощряет иудеев к ревности, показывая понесенный ими вред и то, как другие получили их собственность и владеют ею. Скажешь: " ветви отломились, чтобы мне привиться " . Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Здесь доказывает, что язычники не потому избраны на место иудеев, что иудеи согрешили, но за веру, которую обнаружили язычники.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, — а вы сделали его вертепом разбойников». Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанны Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?» Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.(Псл.8.3). В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. «О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете «осанна», а через несколько дней вы будете кричать: «Распни, распни!» Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!» В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: «Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня».

http://pravmir.ru/vetvi-verby-eto-znak-p...

Воля раскрывается и выражается в намерениях, в предприятиях, поступках. Это то же, что ветви на дереве. Каким соком напоено дерево, такой же сок наполняет ветви и производит на них свойственные себе плоды. Если сок хороший, то и плоды бывают хорошие; если же сок худой, то и плоды худые. Каким соком или духом наполните волю детей ваших, такие на этих молодых деревцах будут и ветви и плоды, то есть намерения, предприятия, поступки и дела. Если будет в ней дух добрый, то все в ней будет доброе; если же худой, то и все будет худое. Если же будет в детях ваших дух добрый, то есть евангельский, то уже не будет в них духа злого, то есть греховного; а оттого дети ваши будут произращать плоды одной добродетели, не будут производить терния пороков и грехов, и Дух Божий будет обитать в детях ваших, а диа- вол не посмеет даже приблизиться к ним, ибо в таком случае буквально исполнится над ними слово апостола Иакова: “Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные” (4, 7—8). Итак, родители, чтобы прогнать от детей ваших диавола, а с ним и всякие искушения его ко греху и всякий вид грехов, позаботьтесь приблизить детей ваших к Богу и Бога к детям вашим. Как же поступить? Напояйте молодые души детей ваших заповедями Божиими и правилами евангельскими. Внушайте детям своим эти заповеди и правила хотя такими словами: Любезный сын, любезная дочь! Знайте, что вся ваша жизнь разграничена тремя главными отношениями — к Богу, ближним и к самим себе. Для всех этих отношений нам даны заповеди евангельские, исполняя которые, вы будете не только счастливы в этой жизни, но и блаженны в жизни будущей; а не исполняя, вы не только в будущей жизни подвергнетесь вечным мучениям, но и в этой жизни не будете иметь счастия. Бог Единый да будет первым и последним предметом вашего сердца; любите Его всею мыслею; бойтесь предпочитать Ему какую бы то ни было тварь; самое имя Его, имя страшное и великое, произносите всегда с благоговейным страхом и любовию; не оставляйте ни одного праздничного дня, чтобы не придти в церковь и не воздать Богу вместе с другими поклонения, прославления, молитвословия; и Бог, когда вы будете любить Его, Сам возлюбит вас всею Своею любовию.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Вход Господень в Иерусалим О чём говорит нам Вход Господень в Иерусалим? Посмотрите вот на свои ветви в руках, что они для нас значат. Христос идёт. Для современных людей, привыкших разъезжать на всяких удобных машинах, въезд на осле может показаться даже смешным, мы гордимся своим удобством, из-за этого удобства портим братские отношения меж собой. 28 марта, 2009 О чём говорит нам Вход Господень в Иерусалим? Посмотрите вот на свои ветви в руках, что они для нас значат. Христос идёт. Для современных людей, привыкших разъезжать на всяких удобных машинах, въезд на осле может показаться даже смешным, мы гордимся своим удобством, из-за этого удобства портим братские отношения меж собой. Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео На утрени величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в Вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне». «Воскресение Христово» не поётся. Происходит освящение верб, оттого в простонародье называется Вербное воскресенье. Таковы некоторые особенности праздника на Всенощной. На литургии входное: «Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог — Господь и явися нам». В Евангелии говорится о том осле, который был предназначен для Господа. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ восклицал: Осанна Сыну Давидову, благословен Грядущий во имя Господне. Когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: кто это? За литургией Евангелие рассказывает о вечери, которую приготовили Христу, там были и Лазарь, которого Христос воскресил из мертвых, там была и Марфа, которая служила, а Лазарь был одним из возлежавших на вечери. Мария взяла фунт нардового чистого масла, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса Христа и отерла своими волосами, и дом наполнился благоуханием. Иуда Искариот вознегодовал и сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим. Сказал это потому, как замечает Евангелие, что он был вор. Иисус’ вступился за Марию и сказал: оставьте её, она сберегла это на день погребения. Это было в Вифании, туда стал стекаться народ. Первосвященники положили убить и Лазаря вместе со Христом, потому что ради него многие веровали в Христа. На другой день после вечери Господь пошёл в Иерусалим. Вот Он на осле, народ восторженно встречает Христа.

http://pravmir.ru/propoved-na-vxod-gospo...

Господь зовёт нас не для того, чтобы мы дали Ему ветви распустившихся деревьев, которые мы держим в руках, или одежды наши, подобно евреям. Он зовёт нас дать Ему другие одежды и другие ветви. Совершив воскрешение Лазаря, Господь идёт в Иерусалим, и первыми встречают Его те, кто чист сердцем, те, для кого установлено Царствие Небесное. Только тот, кто умалится, как дитя, войдёт в него.      . Пустите детей приходить ко Мне ( Лк. 18:16 ), – говорит Господь, и дети первые почувствовали любовь Его к ним и воспевают Ему осанну. А за ними – и народ, воспламенившись от детских голосов. Тот народ, среди которого Он творил чудеса, изгонял бесов, очищал от проказы. Этот самый народ вспоминает всё это и в порыве радости приветствует Его, срезает ветви и расстилает их на Его пути, а кто не может срезать, тот кладёт свои одежды. А Господь, когда увидел Иерусалим, куда Он направлялся, заплакал о нем, сказав: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему ( Лк. 19:42 ). Господь плакал, плакал о том, что не узнали времени посещения Его. Он плакал о людях Ветхого Завета, которые, хотя сами и проповедовали о Мессии и пели ныне осанну, но не были просвещены Светом и не могли в своей гордости принять того Света, Который просветил всех людей. «Грядый Господь на вольную страсть» 324 . Этого они не знали, а мы ныне знаем. И собрались мы сегодня не для того, чтобы встречать Его как Царя, торжественно грядущего во Иерусалим, но как идущего на Крест. «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» 325 . Вот наша осанна, вот как мы должны Его ныне прославлять. А мы как? А вот мы думаем, что собрались, чтобы петь Ему, как отроки: «И мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием» 326 . Но, братья и сестры, многие из нас и так не могут воспевать, многие и сейчас находятся в состоянии, в котором далеко отстоят от еврейских отроков. Святая Церковь через богослужение зовёт нас не к этому, а к иному, и второй тропарь, который мы мало слышим и который зачастую не поётся, раскрывает наше истинное состояние: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

- Да ведь это я уж знаю, мама! Ты столько раз мне рассказывала! — с видимым разочарованием проговорил Гого. - Правда, я тебе часто об этом рассказывала. Но посуди сам, если бы не было тогда этого Иисуса и если бы Он не умилосердился над нами, у меня теперь не было бы моего сыночка. Ну а что бы я без тебя делала? — и мать нежно прижала к себе своего мальчика. - Мама, мама, смотри-ка: птичка… да какая хорошенькая! - Оставь ты сейчас свою птичку и слушай, что тебе мать говорит! — с напускной строгостью остановила мать Гого. — Слушай, деточка, этот Иисус — великий Царь, Мессия. И ты подумай только: сегодня Он будет в Иерусалиме. Как же нам не подождать Его! - Мама, ты говоришь: Он — Царь, а есть у Него корона? - Не знаю, деточка. Может быть, и есть. Сейчас мы с тобой увидим Его. Смотри, сколько народу… тысячи целые! Стой смирненько, Гого. С нашего места все видно. А может быть, Он совсем близко от нас пойдет. Тсс… идет! Слышишь, народ кричит: «Осанна, осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Благословенный день сегодня. Смотри, народ сюда движется… срывают пальмовые ветви с деревьев. - А зачем это они ветви рвут? — окончательно заинтересованный, спросил Гого. - Ты сам можешь увидеть. Давай я посажу тебя к себе на плечи. Вот какой ты большой стал! Теперь тебе больше даже видно, чем мне. - Ай, сколько народу! — закричал мальчик, усевшись у матери на плечах. — Смотри, мама, кто-то на осле едет в самой середине! На дорогу перед Ним бросают пальмовые ветви. Смотри, даже одежду кладут на дорогу, чтобы Он проехал по ней! Между тем, торжественное шествие приближалось уже к тому месту, где стояли Гого с матерью. Проходившие толпы народа радостно славили Бога и громко восклицали: «Подай, Иегова, победу Сыну Давидову! Благословен восставляющий во имя Иеговы царство отца нашего, Давида! Благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев!» - Слышишь, Гого, Его называют Царем-Мессией! Громко кричи и ты: «Осанна Царю! Осанна Сыну Давидову!» - Молчи, глупая женщина! — раздался вдруг голос сзади. — В уме ли ты, что заставляешь богохульствовать невинного младенца?

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

ДУХ И ВОДА Вода как символ Святого Духа и Его действия является сквозной богословской темой четвертого евангелиста. Крещение в иорданских водах; претворение воды в вино; исцеление рядом с водами купальни; исцеление слепорожденного, связанное с Силоамским источником. Никодиму, ученому толкователю Закона, Христос говорит о таинственном рождении от воды и Духа; и еще более таинственные вещи о воде и Духе открывает совсем простой женщине - самарянке: беседуя с ней у колодца, Господь рассказывает о «воде живой», испив которой, человек уже не будет жаждать вовек. И, наконец, о «реках воды живой» Господь говорит народу в иерусалимском Храме на празднике. Праздник Кущей, на котором Господь возвестил о Духе и призвал всех жаждущих духовной жизни прийти к Нему, был установлен еще при Моисее. Во время этого праздника в память о странствиях Израиля в пустыне люди жили в кущах - палатках, сделанных из ветвей. «Возьмите, - повелевал Закон, - ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных, и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23, 40). И вот, собираясь в Иерусалим на этот праздник, сродники Господа по плоти предлагают Иисусу прийти в столицу и прославиться там, совершив такие же чудеса, как в Галилее. Между тем «братья Господни», по свидетельству Иоанна, «не веровали в Него» (Ин. 7, 5): тогда, до Воскресения Иисуса из мертвых, они еще не могли осознать, что Тот, Кого они знали с детства, Кто рос на их глазах, и есть Сам Мессия. Господь отвечает братьям, что Его время еще не пришло; оно, как мы знаем, придет тогда, когда Иисус вступит в Иерусалим как Христос и Царь, чтобы явить Свою славу в смерти и в победе над ней. Но на праздник Кущей Он все-таки идет - но, как сказано в Евангелии, «как бы тайно» (Ин. 7, 10). Чтобы там, в последний день праздника, уже явно, уже для всех и на все времена, возвестить - и призвать: «кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВ

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Отломившимися ветвями назвал неверных евреев; ибо они сделались недостойными святого корня. И прекрасно сказал: отломились; ибо никогда Бог не отвергал их так, хотя они многообразно согрешали. А вместо их, отломившихся, привит, говорит, ты, язычник. Не сказал: ты посажен, но: привился, и тем уязвляет иудея и показывает, что на древе иудея, то есть на патриархах, стоит язычник и стал общником корня и сока, то есть достиг от Бога одинаковых с иудейскими благородства и славы. Итак, не возносись и не тщеславься пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Что же пользы от этого отломившимся ветвям? Ведь держать свойственно корню. Видишь ли, как только по видимости хвалит иудеев, стараясь лишь утешить их? Впрочем, и этим поощряет иудеев к ревности, показывая понесенный ими вред и то, как другие получили их собственность и владеют ею. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Здесь доказывает, что язычники не потому избраны на место иудеев, что иудеи согрешили, но за веру, которую обнаружили язычники. Итак, где, казалось бы, низлагает язычника, там показывает, что падение иудеев было не извинительно. Но исправляет он тех и других. Ты, язычник, скажешь, что ветви отломились, чтобы тебе привиться? Да, отломились, но своим неверием, а не потому, будто Бог обязан тебе честью той: ибо ты держишься верой, привившись к корню. Поэтому бойся, потому что привитие не есть дело природы, но веры.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Если представить, что мы – виноградные ветви на лозе, то есть во Христе, можно говорить, что, пока мы питаемся от лозы, мы составляем с Христом одно целое. Дерево, как и его самая маленькая веточка, представляет собой одну систему или породу. Так и мы, пока живем одной жизнью со Христом, представляем в Нем одну породу. Когда ветвь засыхает, то она становится древесиной, которая предназначена для сжигания в топке. Но Бог , сжигая в человеке ненужное – все его засохшие ветви, – не сжигает человека до конца, всегда оставляя ему шанс быть возрожденным животворящим соком, который есть благодать Святого Духа. Вновь возродившись, мы можем принести плод покаяния, любви и радости совместного пребывания на единой лозе – Христе, которую растит единый виноградарь – Бог . Лоза есть также и  Церковь со всеми святыми мучениками, исповедниками и праведниками, которые не отпали от Христа-лозы и потому принесли много плода. Мы поклоняемся одному Богу-виноградарю в одном Христе-лозе и почитаем те ветви, которые принесли плод, – сонм святых мучеников и праведников, впереди которых Пречистая Матерь Божия, тоже часть Христовой лозы. Важно помнить о том, что мы остаемся живыми ветвями лозы, способными принести плод, и если еще не принесшими, то сохраняющими эту способность, потому что Бог Святой Дух питает нас Своим животворящим соком. Бог-виноградарь всегда ожидает от нас плода. Это возможно до тех пор, пока мы прощаем и другие люди и Бог прощают нас. Если перестанем прощать – станем засохшей ветвью, которую отсекают и бросают в огонь. Прощение является животворящей силой общины и всей Церкви, а с Христом-лозой нас всегда может воссоединить великая сила Божией милости, прощения и любви. Виноградник и его плоды ...Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

За плохо возделанный виноградник осуждают, а за бесполезность возделывания порицают хозяина семейные и знакомые люди. Что же сказать о винограднике Господа? – Жители Иерусалима и всего царства иудейского, хорошо зная устройство виноградника и уход за ним, должны, были понимать, что для виноградника, о котором говорит пророк от лица Господа, были устранены все препятствия и предоставлены все удобства, с предусмотрительностью приложено все хозяйственное попечение... и потому не могли определить причины странного обстоятельства, что виноградник, отлично обработанный, оказался диким, а должны были подозревать, что виновен в этом несчастье сам виноградник, и виновен много, потому что на него потрачено много забот и трудов, но совершенно напрасно, 5–6. Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. (Ныне убо возвещу вам, что аз сотворю винограду моему: отиму ограждение его, и будет в разграбление: и разорю стену его, и будет в попрание. И оставлю виноград мой, и ктому не обрежется, ниже покопается, и взыдет на нем, якоже на лядине, терние: и облаком заповем, еже не одождити на него дождя). При общем недоумении и молчании, пророк, от лица Господа, как Виноградаря, первый по праву отвечает о виновности виноградника, и прямо определяет его судьбу, как своей непотребной собственности. Он отнимет ограду, и тогда всякий, кому что угодно и можно, будет брать в винограднике беспрепятственно; тогда откроется легкий доступ зверям и виноградник будет попираем собаками, ослами, изломан кабанами, изрыт лисицами (обыкновенные враги виноградников). В таком состоянии виноградник уже совершенно запустеет: почва будет зарастать сорной травой, ветви будут подсыхать. А вскапывать почву и подрезать сухие ветви никто не будет. И вот постепенно заглохнут ветви, истощатся корни, и виноградник зарастет тернием и волчцами, как место, проклятое Богом ( Быт.3:17–18 ). После этого, даже и звери не пойдут в виноградник. Тогда Господь завершит его гибель – пошлет засуху и на месте виноградника будет грубая бесплодная скала, ненужная никому ни для чего. Житель Иерусалима и всякий житель царства иудина должны были признать суждения пророка основательными и верными, а приговор справедливым. Но этот приговор над иносказательным виноградником прямо и основательно падал на сам народ иудейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010