8 . Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; шея твоя – как столп из слоновой кости. Шея, как столп... для оружий указывает на красоту, грацию, мощь. Слоновая кость – на необычайную крепость. Богородица – столп и утверждение христиан. Она – их ограждение и щит . Тысяча щитов висит на этом столпе – все щиты сильных . Сильные – суть святые апостолы и праведники, щиты веры ( Еф. 6:16 ) которых утверждались Богородицей. Цвет слоновой кости указывает на святость и чистоту Пречистой. Святая Дева – столп Давидов , ибо родила Сына Давидова. О Сыне возвестил Ей святой архангел, что «даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). 9 . Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда. Два сосца твоих – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Сколько нежной любви в сих словах Жениха-Христа к Невесте Своей Неневестной! Сколь прекрасна Она, сколь достойна высокой любви Своего божественного Сына! Проходили века и тысячелетия – и не было той, от которой бы мог Он воплотиться. И вот, наконец, узрел Он в Назарете Свою Суламиту, Деву простую и чистую. И говорит Он: Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее , то есть возжелал воплотиться от нее, возжелал младенческими руками объять Ее и ухватиться за Нее, ухватиться за добродетели и непорочную чистоту Ее. Подумал он и решил – вот Та, с Которой надлежит сочетаться без истления девства Её; вот Та, ухватившись за Которую, можно прийти спасти мир. Пречистая Дева – Млекопитательница Богомладенца. Два сосца Твои – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Архангел Гавриил принес Деве райскую ветвь лилии – и вот проросла эта божественная Лилия от Нее, и святой Младенец на пречистых руках припадает к груди Ее и напояется молоком Её. И два сосца , питавшие Младенца, – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся там, где процвел Нарцисс Саронский и проросла божественная Лилия долин (2:1). И превечное Слово в Младенце изрекает Деве-Матери: влез бы я (Логос) на пальму (Деву Пречистую), ухватился бы за ветви ее (добродетелей); и груди твои (Пречистая) были бы вместо кистей винограда . Напояя Младенца телесным молоком, Она же и напояет рожденного от Нее крепостью и сладостью кистей винограда духовного совершенства Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

    П. Ты хорошо говоришь.     К. Затем еще постановляет: «А в пятнадцатый день, — говорит, — день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его» (Лев. 23:39-41). Понимаешь ли теперь, что после уборки хлеба с полей в житницу, когда собраны плоды каждого, ближайшим праздником является славнейший праздник сооружения кущей, представляющий собою образ жизни в раю и возводящий человека к причастию первоначальных благ: ибо мы под сооружением кущей разумеем мысленное и истиннейшее сооружение тел человеческих и после происшедшего в промежутке тления оживание их к нетлению. Покой полагался в день первый и восьмой, потому что прежде начального преступления, когда бедственнейший грех еще не вошел в нас и не наложил на нас поистине тягостного и неудобоносимого ига, мы проводили в раю, в лице Адама — начала и корня рода нашего, жизнь спокойную, свободную и чуждую всякого труда. Когда же пришел на землю Христос, то и промежуточное состояние трудов перешло опять в первоначальное состояние в восьмой день, то есть после субботствования по закону, или исполнения подзаконного времени, и мы, свергши с душ наших неудобоносимое и постыдное иго греха, успокоились от всякой тягости, так как нас призывает к сему чрез веру Христос и говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Итак, днем покоя бывает первый день седмицы, указывающий на первоначальное время человека; но подобно тому днем покоя бывает и восьмой день, в который воскрес Христос, пригвоздивший к Своему кресту «бывшее о нас рукописание» (Кол. 2:14), и один за всех умер, чтобы, избавив нас от смерти и грехов, освободить от наказания и трудов, и чтобы мы приобрели чрез Него первоначальный «покой» (Евр.4:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   Ст. 6—7. Ибо придет (вульг. приходит) на землю мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него, как зубы у льва, и челюсти у него, как у львичища. Опустошил он виноградную лозу мою, и смоковницу мою ободрал, обобрал ее догола и бросил; сделались белыми ветви ее. LXX: Ибо приходит на землю мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него львиные и челюсти у него, как у львичища. Опустошил он виноградник мой, и смоковницу мою обломал; он тщательно обыскал ее и бросил; сделал белыми ветви ее.    Иудеи полагают, что во дни Иоиля такая масса саранчи напала на Иудею, что она все покрыла собою и не оставила не только плодов, но даже коры и ветвей на виноградных лозах и деревьях, так что, по истощении всех соков, остались засохшие ветви деревьев и сухие прутья от виноградных лоз. Было ли это или нет, этого мы не можем с уверенностию утверждать; потому что об этом не говорится ни в книге Царей, ни Паралипоменон. Но если бы это было, то Писание, без сомнения, не умолчало бы об этом, подобно тому, как мы читаем о голоде продолжавшемся три года и шесть месяцев во время Илии (3 Цар. гл. 17). Мы можем сказать только то, что под образом саранчи описывается нашествие врагов, — или ассириян и вавилонян, которые тогда угрожали [нашествием], или мидян и персов, которые должны были придти после них, или македонян, которые, как нам известно, приходили спустя долгое время после того, или, наконец, римлян, о которых мы выше сказали. Впрочем, здесь более идет речь, как мне кажется, о вавилонянах и халдеях, которых изображают жестокими и лютыми по отношению к народу Божию, на что, если не ошибаюсь, есть некоторые указания у этого пророка. Говорится о беззаконии врагов под образом саранчи и снова говорится о саранче таким образом, что она, как будто бы сравнивается с врагами, так что, читая о саранче, думаешь о врагах, и думая о врагах, снова возвращаешься к саранче. Итак, приходит из пустыни племя саранчи или халдейское войско, сильное и бесчисленное, на землю Божию. Ибо что бесчисленнее и сильнее саранчи, которой не может противустоят человеческое искусство? Зубы у него, то есть у племени саранчи (все нужно понимать как зубы льва, и челюсти у него, как у львичища, так что кои по силе и многочисленности сравниваются с саранчею, те по лютости и жестокости сравниваются со львами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Библия : «бук»). Думают, что здесь разумеется кедр особенно высокий, так называемый pinus cedrus, по Плинию (XXIV, 5): cedrus magna, quam cedrelaten vocant. Только соединение ассур-кедр необычно; следовало бы сказать: кедр-ассур. Посему другие предполагают в одном из этих слов глоссу, или же читают вместо ашур – адир, крепкий (по эфиопскому переводу). – «И тенистою листвою», слав. «част покровом». Кедр растет не так стройно, как наши хвойные деревья, а более в ширину и опускает могучие ветви к земле часто на 6–10. – «Вершина его находилась среди толстых сучьев». Евр. авотим, сучья, LXX прочли авот, облака: и «среде облак бысть власть его» – чтение более сильное, красивое и считаемое новыми толкователями вероятнейшим. Иез.31:4 .  Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она про­токи свои посылала ко всем деревам по­левым. «Воды» – Нил. – «Бездна». Вода в реках вообще подземного происхождения. Выражение особенно было уместно о Ниле, истоки которого находились в неизвестной древним и украшавшейся воображением стране. – «Реки», «протоки» – рукава и каналы Нила. – «Посылала ко всем деревам полевым». Другие деревья имели только излишек воды, которая оставалась от питания кедра. Египет окрестным царствам оставил только ненужные ему земли. Иез.31:5 .  Оттого высота его пере­высила все дерева по­левые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длин­ными от множества вод, когда он раз­растал­ся. «И сучьев на нем было много». (Нет у LXX. «Сучья» евр. сарафотав; должно быть арамейская форма вместо сеафот, сучья, ст. 6 и 8. Иез.31:6 .  На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери по­левые, и под тенью его жили всякие многочислен­ные народы. Сучья и ветви см. объяснение Иез.17.23 . – Птицы и звери. Народы, входившие в состав Египетской монархии, ее союзники и разноплеменная армия (соседние народы – другие дерева). – «Под тенью его жили всякие многочисленные народы». Объяснение предыдущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.49:19 . Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11 ), обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен ( Суд. 10:7–8 ; 1Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин ( Суд.11:1 ). Быт.49:20 . Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25 ). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских. Быт.49:21 . Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим – стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: Ελαφος πεσταλμνος διδους χαλλονν), в чем толкователи усматривают намек на Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы ( Суд.4–5 ), в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима ( Ис. 9:1 ; Мф. 4:15 ) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): στλεχος νειμνον, πιδιδος ν τ γενματι κλλος «теревинф рослый, распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо тогда, как переход к благословению Иосифа. Быт.49:22–26 . Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 49:21 Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви 167 . В нашем тексте предлагаются два чтения пророчества о Неффалиме. Вопрос разрешается Семьюдесятью толковниками, которые должны были иметь в руках древнейшие и вернейшие манускрипты. Перевод их согласуется с текстом нашего перевода. Разница заключается в точках, означающих гласные, и изменение которых совершенно изменяет смысл речи. Второе чтение, означенное в примечании, есть обыкновеннейшее, но вместо серны стройной читают «серна выпущенная». Мы не можем умолчать о толковании, даваемом этому пророчеству некоторыми комментаторами, которые в «серне выпущенной» (шелуха) видели указание на Апостолов, по-еврейски «шелухим», причём сам удел Неффалима была страна, впоследствии известная под именем Галилеи, откуда вышли Апостолы, «говорившие прекрасные изречения», и о которых сказано: «коль красны ноги проповедующих благое» ( Рим. 10:15 ), что относят к быстроте ног серны, упомянутой в пророчестве. Быт. 49:22 Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; Повторение слов «отрасль плодоносного дерева» (т. е. Рахили) объясняют тем, что от Иосифа произошло два колена Израилева, между тем как от братьев его произошло только по одному колену (мнение Онкелоса). Выражение «ветви его простираются над стеною» означает то, что он не только осенял свой сад (семью), но что тенью и плодами его пользовались чужеземцы за стеною сада, т. е. египтяне. Быт. 49:23 огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, Воспоминание бедствий Иосифа и предвидение, может быть, воинственной жизни происшедших от него колен. Быт. 49:24 но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, В последней фразе думают видеть пророчество об Иисусе Навине из колена Ефремова. Многие ещё, принимая во внимание, что Иосиф всею жизнию своею прообразовывал явление Мессии, полагают, что Иаков в пророческом провидении, говоря о страданиях Иосифа, переходит к образу будущего Искупителя. Впрочем, как Иосиф, так и Иисус Навин были прообразованием Спасителя (мнение Англ. Библии).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В настоящий день, братия, Иисус Христос имел последний — славный вход в Иерусалим. Вход сей был весьма торжествен. Лишь только пронеслась молва, что Мессия — Христос идет в Иерусалим, тотчас многие из народа, говорят Евангелисты, вышли к Нему на встречу с пальмовыми ветвями, и одни постилали свои ризы пред Ним, другие резали ветви с дерев и бросали их по пути Его, a все сопровождали Его с радостью и громко восклицали: « Осанна! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Благословепно грядущее царство! Осанна в вышних !» (Мр. 11:8–10; Иоан. 12:12–15 ). Воспоминая ныне такой вход, Святая Церковь внушает нам, братия, чтобы и мы встречали Иисуса Христа по примеру сынов древнего Израиля. Для этого она вручает нам ваия (пальмовые ветви) и влагает в уста наши те радостные восклицания, с какими Иудейский народ встретил Спасителя. a один из древних пастырей Церкви говорит нам: «взяв пальмовыя ветви, пойдем и мы навстречу Господу нашему» (Сл. в нед. Ваий святого Прокла, архиеп. Царегр.). Но как скажут иные, можем мы выйти навстречу Иисусу Христу, когда Он давно уже вознесся на небо и не живет между нами. Нет, Он живет среди нас, потому что обещал пребывать с нами « во все дни до скончания века » (Мф. 28:20), и теперь находится « близко » от нас, как вы слышали в ныне читемом апостольском послании (Филип. 4:5). « Се, стою у двери и стучу », вещает Он Сам в откровении Тайновидца, « если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною » (Откр. 3:20). Значит, и ныне можем мы встретить и принять Его к себе по примеру Иудеев, только чувственные действия их нужно заменить духовными, потому что Господь посещает нас теперь не чувственно, a Своим духовно-благодатным наитием. Иудеи, встретившие Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим, как только услышали, что Он идет в сей город, тотчас вышли на встречу Ему. Поэтому и мы, братия, не должны оставаться в бездействии и равнодушно ожидать, когда Он придет к нам, но должны сами выходить навстречу Ему, должны стремиться к Нему мыслями, желаниями и всем нашим существом. Сын Божий очень желает иметь духовное общение с нами и поэтому, как мы сказали, стоит « близко, при дверях » сердец наших и стучит в них Своим словом, благодатью и разными обстоятельствами нашей жизни. Но, однако, Он не может войти в них, если мы не откроем их для Него, потому что, как благий и свободолюбивый (2 Кор. 3:17), ни в чем не поступает с нами насильно, но всего ждёт от нашей доброй воли, от нашего сердечного расположения. Поэтому Апостол говорит: « приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам » (Иак. 4:8).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В основе этого заблуждения лежит смешение естественных особенностей каждого народа с его мистической идеей, языка природного и языка огненного. Природный язык каждого народа отделяет и разлучает его от прочих. Напротив, его огненный язык не знает национальных преград; всем людям близкий и понятный, он обращается ко всем народам и всем сообщает высшие духовные дары. Не всем дано говорить этим пророческим языком народного гения, а только высшим его представителям и носителям – величайшим проповедникам, творцам искусства и мыслителям, коих вечная мудрость избрала своими глашатаями. Но как бы ни были малочисленны эти избранники Божии, их огненный язык, а не хаотическое людское просторечие выражает смысл народной жизни. Не в обособлении, а в объединении всех звучит подлинный мистический язык каждой отдельной народности. Совершенно верно, что всенародное не есть безнародное: в мессианстве народности не упраздняются, а объединяются между собою; но это именно и значит, что среди народов оно выражает собою начало объединяющее, а не обособляющее, всеединство, наполняющее их жизнью общей. Именно так изображает апостол Павел нормальное, должное отношение народов ко Христу. Человечество представляется ему в виде единого дерева, в коем корень – Христос, а отдельные народности – ветви. И с этой точки зрения он предостерегает народы против увлечения ложным мессианизмом. Единственный в мире избранный, мессианический народ отпал от Бога; значит ли это, что в Новом Завете какой-либо другой народ вместо Израиля должен стать избранным народом Божиим? На этот вопрос апостол языков отвечает категорическим отрицанием. «Если начаток свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя. Скажешь: ветви отломились, чтобы мне привиться. Хорошо, они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Но если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» ( Рим. 11:16–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

В первый день, говорится, возьмите себе красивый древесный плод, и ветви пальмовыя, и ветви дерев широколиственных, и верб, и ветви агноса речнаго, и веселитесь пред Господом Богом вашим (Лев.23:40). Под красивейшим плодом древесным необрезанные сердцем Иудеи разумеют лимонное дерево по его величине, и не стыдятся утверждать, что Бог, Которому недостаточны для всесожжения все животные земные и ливан для курения, чтится лимонным деревом. И притом, о упорные, если красиво лимонное дерево, то разве не более красива виноградная лоза? - разве не красиво гранатовое дерево? - разве не красива яблоня и другие плодовые деревья, которые гораздо лучше лимонного? Так и Соломон, упоминая в Песни Песней (4:13) обо всех этих прекрасных деревьях, умолчал только о лимонном. Но они неразумные впали в заблуждение, не поняв (что здесь говорится) о древе жизни, которое прежде произрастало в раю, а теперь для всех произрастила Церковь, которое приносит прекрасный и красивый плод веры. Этот-то плод мы и должны принести, пришедши в первый день праздника на суд Христов, и если мы не будем иметь такого плода, то не будем праздновать вместе с Богом и, по словам Иоанна, не будем иметь участия в воскресении первом (Апок.20:6). Ибо древо жизни есть первородная из всех Премудрость. Она, говорит пророк, древо жизни для тех, которые приобретают ее, и твердыня для тех, которые опираются на нее, как на Господа (Притч.3:18) древо, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое (Пс.1:3): т.е. учение и мудрость, доставляемая в надлежащее время приходящим к водам искупления. А тот, кто не уверовал во Христа, кто не познал, что Он есть начало и древо жизни, кто не может показать Богу кущу свою украшенною прекраснейшим из прекрасных плодов, как будет праздновать? - как будет веселиться? Хочешь ли узнать прекрасный плод этого дерева? Посмотри на слова Господа нашего Иисуса Христа, как они прекраснее (слов) сынов человеческих (Пс.44:3). Прекрасный плод произрос чрез Моисея - закон; но он не был так прекрасен, как Евангелие; ибо тот был только прообразом и тенью будущих вещей, а это - истина и благодать жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/952/...

Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Опять утешая иудеев, сокрушает надмение язычников, говоря: хвалю вас по двум причинам: во-первых, потому, что, быв поставлен в учителя вам, имею нужду прославлять служение мое, то есть вас, а во-вторых — потому, что имею в виду возбудить к ревности сродников моих по плоти — иудеев. Словом плоть показал свое родство с иудеями и нежную любовь свою к ним. И не спасу ли, — не сказал: всех, но: некоторых. Ибо неприметно обнаруживает их жестокосердие; потому что могло статься, что некоторые, воспламенившись соревнованием, будут подражать язычникам и уверуют. Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если, говорит, прогневавшись на них, столько даровал другим, и сделал врагов друзьями, то чего не дарует, когда примет их? Тогда будет жизнь из мертвых, то есть нескончаемые блага; ибо на них указывает словом жизнь. Вместе с этим намекает и на нечто возвышеннейшее, именно на то, что как воскресение из мертвых будет зависеть не от принятия иудеев, так и спасение других будет зависеть не от них же, если те не будут иметь веры. Все это говорит, казалось бы, в пользу иудеев, подавая им освежающее питье, как часто поступают врачи с тяжко больными. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Начатком и корнем называет патриархов, а целым и ветвями — тех из потомков их, которые уверовали. Итак, утешает неверующих евреев, говоря: и вы будете святы, если уверуете. Ибо необходимо, чтобы целое и ветви были подобны начатку, то есть то — начатку, а эти — корню. Если же вы не уподобились им, то это служит признаком великой порочности.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010