Об этом ясно свидетельствует то наставление, которое апостол Павел преподал пастырям эфесской Церкви и которое читается так: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею». Исходя от единой главы Церкви Господа нашего Иисуса Христа, благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать вечно. Истина эта с несомненностью вытекает из учения о вечном пребывании Церкви. Если именно Церковь будет пребывать вечно, то ясно, что и благодать Божия будет пребывать в ней также вечно, ибо если бы благодать была отнята от Церкви, то перестала бы существовать и самая Церковь . О вечном существовании Церкви Сам Господь говорит в следующих словах: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Значит, нет таких сил, которые могли бы одолеть Церковь Христову и прекратить существование ее. Ее защищает и укрепляет Сам всемогущий Основатель и Глава ее, Господь Иисус Христос. Ту же истину Господь выразил и перед вознесением Своим на небо, когда сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Поясняя эти слова, блаженный Феофилакт говорит: «Итак, Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам, и тем, которые будут после нас; однако не в том смысле, что до скончания века будет, а после скончания не будет. Нет, тогда особенно и будет Он пребывать с нами, и притом яснейшим образом: ибо слово – до, где ни встречается в Писании, не исключает того, что будет после». Более ясного свидетельства о вечном пребывании в Церкви благодати Божией нельзя и придумать. Вот почему и апостолы твердо верили этой истине и внушали ее и всем христианам. Так, апостол Павел поучал: «Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века, аминь». «Верую в Церковь », – так исповедуем мы в девятом члене символа веры . Как утешительно теперь должно быть это исповедание! Им мы выражаем уверенность, что мы близки к Богу, принадлежим к телу Иисуса Христа, будучи членами Его. Утешительно уже быть близким к земному царю, а еще утешительнее быть членом дома его. Но несравненно утешительнее сознавать, что мы близки к небесному Царю, что мы члены тела Его. Утешительно пользоваться милостями земного царя, но несравненно утешительнее пользоваться благодатью Божией, изливаемою на нас обильно в Церкви Христовой. Господь Иисус Христос говорил апостолам, а в лице их и всем последователям Своим: «Я есмь лоза, а вы – ветви». Значит, если мы принадлежим к Церкви, то находимся в таком же отношении к Иисусу Христу, в каком ветви находятся к лозе. Ветви теснейшим образом соединены с лозою, питаются и живут ею. Подобно этому теснейшим образом соединены с Христом и мы; питаемся и живем Им.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Около вазы, под ветвями, с двух сторон – два павлина, по одному с каждой стороны, а в кольцах ветвей разные птицы – орел, голубь, утка – и даже рыба и пр. Если принять во внимание сходство этого рисунка в общих чертах с известным уже символическим «древом жизни» и то, что рисунок подобной вазы с ветвями, цветами и плодами, а также изображение павлинов встречается как в мозаиках на полах, так и – что особенно примечательно – на мраморных плитах иконостасной преграды в базиликах Херсонеса 43 , то должно полагать, что такой рисунок и сам по себе и в особенности в сочетании с крестообразным планом храма несомненно имеет символическое значение. Но – какое? Что касается дерева – двойной, нежно вьющейся ветви с птицами и пр., то этот образ соответствует пророческому изображению Мессии и Его царства у Иезекииля: «Так говорит Господь Бог , – возвещает Пророк, – и возьму Я с вершины высокого кедра и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его…» ( Иез. 17:22–23 ). Такая полнота и неистощимая сила этого «древа жизни» будет потому, что «вода для него потечет из святилища», как говорит Иезекииль в другом своем пророчестве о том же ( Иез. 47:12 ). Весьма примечательно, что соответственно этому пророчеству Иезекииля, при самом этом крестчатом храме, из-под юго-восточной его стены, т.е. прямо из-под святилища, вытекает источник, обильный пресной водой, несмотря на то что холм, на котором стоит храм, находится в самой вершине морской (Карантинной) бухты. Для этого источника сделан хороший колодезь, иссеченный в каменистой почве холма. Очевидно, как эта интересная деталь, точно соответствуя словам Пророка, отлично дополняет глубокий смысл символики всего храма, с его мозаичным изображением «древа жизни». Из числа многих и разного рода птиц, витающих под тенью широколиственных ветвей, представляемых рисунком мозаики, особенно примечательны два павлина на двух сторонах при основании ветви. По указанию Блаженного Августина , папы Гонория I(625–628 гг.) и др., павлин в христианском искусстве имел несомненно символическое значение. Как символ, павлин встречается здесь очень рано и является образом самобытного света, отсюда – просвещения, возрождения и вечной блаженной жизни. В таком именно значении он встречается в постепенной живописи катакомб, в мозаиках базилик, в баптистериях, на саркофагах и пр. и в разных местах – в Риме, Неаполе, Равенне, как и в Херсонесе. Отсюда понятно, почему образ павлина является в изображении рая в виде сада, как на стенописи в «усыпальнице пяти святых» в Сан-Сотере 44 . Примечательно, что здесь, при основании дерева, именно не один, а два павлина, и только два, – так, как при «древе жизни» два крылатых гения у ассириян и вавилонян, два льва – у персов и арабов, два дракона на памятниках Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Они не признают себя отверженными за это неверие и продолжают гордиться своим происхождением от Авраама, в чем обличал их Иисус Христос, говоря: Аще чада Авраама бысте были, дела Авраамля бысте творили ( Ин.8:39 ). «Авраам есть отец всех верующих в необрезании» ( Ин.4:11 ). Его плотские потомки за свое неверие во Христа потеряли право называть себя его чадами. Этого мало, они потеряли право называть себя чадами даже Господа Бога. «Если бы», сказал им Христос, «Бог был отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не сам от себя пришел, но Он послал Меня. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он лжец и отец лжи; а как Я истину говорю, то не верите мне» ( Ин.8:42,44,45 ). Какой строгий суд Христа о современных ему иудеях, не только не уверовавших в Него и возненавидевших, но еще собиравшихся убить Его! Можно ли думать, что Авраам, которого они называли своим отцем, единомыслен с ними и что, если бы дожил до Христа, стал бы разделять их вражду к Нему? Нет, он, как отец верующих, стал бы только укорять их в неверии Христу и отрекся бы от родства с ними. Право называть себя чадами его принадлежит только верующим во Христа, хотя бы эти верующие были из числа язычников. Пока они пребывали в язычестве, они походили на ветви дикого лесного дерева, не дающие вкусных плодов; но вступив в общение со Христом верою, они чрез Него вступили в родство с Авраамом и стали походить на ветви привитые к доброму корню. Корень свят, и они освятились и обновились привитием к нему ( Рим. 11: 16 ), и потому должны почитать себя счастливыми, ибо в силу этого привития вступили в права избранного народа. Но если эти права отняты от плотских потомков Авраама, природных ветвей доброй маслины, то нельзя ли опасаться, что они могут быть отняты и у христиан из язычников? Опасение справедливо. Его разделяет апостол Павел, говоря: «не превозносись пред отломленными ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: ветви отломились, чтобы мне привиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Плохой службы нет. Все хороши, ибо никакая служба неповторима, каждая своеобразна. Правда, в наше время мы сами, зачастую, делаем их похожими друг на друга, выкидывая некоторые места и вставляя совсем несоответствующие концертные песнопения. Что же дает нам сегодняшнее богослужение? Ныне мы пришли не только для того, чтобы стоять со свечами и вербами. Мы пришли, чтобы встретить Господа, но не так, как встречали Его еврейские дети, которые кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних». Ибо мы знаем то, чего не знали они. Господь зовет нас не для того, чтобы мы дали Ему ветви распустившихся деревьев, которые мы держим в руках, или одежды наши, подобно евреям. Он зовет нас дать Ему другие одежды и другие ветви. Господь, совершив воскрешение Лазаря, идет в Иерусалим и первыми встречают Его те, кто чист сердцем, те, для кого установлено Царство Небесное. Только тот, кто умалился как дитя, войдет в него. «Оставьте детей приходить ко Мне», — говорит Господь, и дети первые почувствовали любовь Его к Ним и воспевают Ему «Осанна». А за ними и народ, воспламенившись от детских голосов. Тот народ, среди которого Он творил чудеса, изгоняя бесов, очищая от проказы. Этот самый народ вспоминает все это и в порыве радости приветствует Его, срезает ветви и расстилает их на Его пути, а кто не может срезать, тот кладет свои одежды. А Господь, когда увидел Иерусалим, куда Он направлялся, заплакал о Нем, сказав: «О, если бы и ты, хотя в сей твой день, узнал, что служит к миру твоему». Господь плакал, плакал о том, что не узнали времени посещения Его. Он плакал о людях Ветхого Завета, которые, хотя сами и проповедывали о Мессии и пели ныне «Осанну», но не были просвещены светом и не могли в своей гордости принять Того Света, который просветит всех человеков. Как же мы будем встречать Господа, мы, которые знаем, зачем Он идет в Иерусалим? «Грядет Господь на вольную страсть». Этого они не знали, а мы ныне знаем. И собрались мы сегодня не для того, чтобы встречать Его как Царя, торжественно грядущего во Иерусалим, а как идущего на Крест.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Я, говорит, очистил вас чрез Свое слово и учение, и с Моей стороны не осталось ничего неисполненным. Теперь должно начаться уже ваше дело. " Пребудьте во Мне " . Чтобы они из страха не отделились от Него, Он укрепляет ослабевшую душу их, прилепляет к Самому Себе и уже подает добрую надежду: чего ни попросите, то получите, если пребудете во Мне (ст. 7). Примером ветви ясно представляет нам, что от Него подаются сила и жизнь тем, кои благоугождают Ему, Ибо как плод приносит та ветвь, которая пребывает на лозе и от нее получает содействие к жизни: так и вы, если пребудете во Мне чрез соблюдение заповедей, принесете больше плода. А кто не пребывает, тот " засохнет " , то есть теряет то, что имел от корня, и если получал какую-нибудь духовную благодать, лишается ее и сообщаемой от нее помощи и жизни. И что же наконец? " бросают в огонь, и они сгорают " . Сими же словами подает им и немалое утешение, показывая, что злоумышляющие против Него, например Иуда, будут сожжены, а они, пребывающие в Нем, принесут плод. Ибо без силы и оживления, кои подаются от Него, не смогут ничего сделать. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Здесь Господь объясняет нам, что значат слова: " если пребудете во Мне " , именно: если соблюдете мои заповеди, Ибо слова: " если слова Мои в вас пребудут " - означают, что Он желает соединения с ними чрез дела. Ибо каждый из живущих богоугодно пребывает на Лозе по собственному желанию, соединяясь с Нею чрез любовь и соблюдение заповедей и прилепляясь духом; равно как, напротив, тот, кто перестает соблюдать заповеди, произвольно отчуждается от Господа. " Тем, говорит, прославится Отец Мой, если вы принесете много плода " . Славу Бога и Отца составляет достоинство учеников Сына Его. Ибо, когда светил пред человеками свет апостолов, тогда прославляли и Отца Небесного (Мф. 5, 14-16). Плод апостолов суть и те народы, которые их учением приведены к вере и стали прославлять Бога. Если же Отец прославляется тем, когда вы приносите плод, то Он, без сомнения, не будет пренебрегать Своею славою, но поможет вам приносить больше плода, чтобы и Ему больше прославиться. Отец Мой прославится тем, когда вы принесете много плода " и будете Моими учениками " . Видишь ли, кто приносит плод, тот истинный ученик. И Отец от этого " прославляется " , то есть радуется и считает это Своею славою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Придут на тебя дни, когда враги твои поднимут насыпь вокруг тебя, окружат тебя, стеснят тебя со всех сторон, разорят тебя до основания, побьют детей твоих среди тебя и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не уразумел времени, в которое так чудно посетил тебя Бог!» И когда Он вступил в Иерусалим, весь город пришел в волнение. Спрашивали: «Кто это?» – Народ говорил: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». При этом случае бывшие с Ним прежде рассказывали, как Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Все спешили посмотреть на Чудотворца. Между тем фарисеи с укоризной говорили друг другу: «Видите ли, что вы не успеваете ничего? Смотрите, весь мир за Ним идет!» – Иисус Христос вступил во храм. Тут приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их. Первосвященники и книжники не выпускали Его из глаз и были невольными свидетелями Его чудес. Но когда дети стали повторять во храме восклицания, слышанные ими на пути от отцов, и начали взывать: «Осанна Сыну Давидову!» – они закипели негодованием и сказали Ему: «Слышишь, что они говорят?» – Иисус Христос отвечал: «Да! а разве вы не читывали: в устах юных и грудных детей Ты приготовил Мне хвалебную песнь?» ( Мф. 21:16 ; Пс. 8:3 ) (Из «Священной истории» протоиерея М. Богословского ) Чему учит нас верба? В нынешний день мы, по уставу нашей Церкви, имеем обыкновение держать в руках древесные ветви и горящие свечи. Для чего это? – Этим мы воспоминаем торжественный вход Иисуса Христа во Иерусалим. Держа в руках ветви, мы как будто встречаем Иисуса Христа, как некогда встречал Его народ иерусалимский. Мы и сами, слушатели, некогда на самом деле будем встречать Иисуса Христа, только не таким, каким встречали Его иерусалимляне. Иерусалимляне видели в Нем кроткого Царя, сидящего на жребяти осли, а мы узрим Его, грядущего на облацех силой и славой многою, узрим Судией, страшным для нечестивых. И потому-то, держа в руках древесные ветви, мы воспоминаем и будущее наше воскресение, наше исшествие на сретение Судии, страшного для нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Просите, и дано будет вам ( Мф. 7:7 ), – говорит Иисус. – И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мк. 11:25–26 ). Можно сказать, что наше взаимное прощение, приязнь, любовь и согласие во имя Христа – это и есть тот животворящий сок, который питает виноградную лозу и ее ветви. Чтобы это питание не прервалось, нужно не переставать прощать, как бы ни складывалась наша жизнь. Какие бы обстоятельства, грехи или недобрые дела ни были направлены против нас, мы призваны прощать, чтобы не отпасть, как засохшая ветвь, в которой нет животворящего духовного сока. Этот «сок» дается в наше сердце, когда оно хочет принять Божьего Духа как духа прощения, согласия, мира и любви. Иногда, напротив, мы отказываемся прощать согрешившим против нас и не желаем потрудиться над собой, чтобы сердце успокоилось, а мысли пришли в порядок. А если мы не хотим, чтобы нас склоняли к прощению, и побуждаем себя к суду над другими, вражде или мести, то неизбежно прерываем действие Духа Божия. Однако Бог может все, и засохшую ветвь лозы Он может возродить, оживить и воссоединить с Собой. Тогда она снова начинает приносить плод, хотя по естественному закону засохла и, не имея в себе жизни, была предназначена только для огня. Если представить, что мы – виноградные ветви на лозе, то есть во Христе, можно говорить, что, пока мы питаемся от лозы, мы составляем с Христом одно целое. Дерево, как и его самая маленькая веточка, представляет собой одну систему или породу. Так и мы, пока живем одной жизнью со Христом, представляем в Нем одну породу. Когда ветвь засыхает, то она становится древесиной, которая предназначена для сжигания в топке. Но Бог, сжигая в человеке ненужное – все его засохшие ветви, – не сжигает человека до конца, всегда оставляя ему шанс быть возрожденным животворящим соком, который есть благодать Святого Духа. Вновь возродившись, мы можем принести плод покаяния, любви и радости совместного пребывания на единой лозе – Христе, которую растит единый виноградарь – Бог . Лоза есть также и Церковь со всеми святыми мучениками, исповедниками и праведниками, которые не отпали от Христа-лозы и потому принесли много плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Разве не знаешь, что такое светильник и что такое маслина? Пророк и спрашивает не о том, что он видел, но о том, что созерцал. Что это, господин мой? На это ангел отвечает ему вопросом: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой (ст. 5). Он искренно сознается в своем неведении и получает наставление в истине. Он — брат того евнуха, которого Филипп спрашивал: разумеешь ли, что читаешь? А тот чистосердечно отвечает: как могу разуметь, если кто не наставит меня (Деян. 8:30, 31)? Что это, господин мой? И (пророк) отвечает: не знаю, господин мой . Что же означают эти две масличные ветви — с правой и с левой стороны светильника? Вот что они означают, говорит он, объясняя масличные ветви, а вместе с маслинами объясняя и то, что означает светильник. Будь внимательнее. Светильник стоит, а пред ним — ветви масличные; ангел же в своем объяснении представляет ветви предстоящими не светильнику, а Богу, значит светильник есть образ Бога, или вернее, Спасителя нашего и Его спасительного воплощения. Ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли (Зах. 4:13, 14), — не светильнику, как было в видении, а Господу всей земли . Семисвещным изображается светильник для означения спасительного воплощения Господня, потому что действительно светильником была владычняя плоть, просвещенная седмичисленными дарами Святого Духа. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень. Какой? Многоразличный по своим действиям и обильный по природе. Почиет на нем Дух Господень . Здесь разумеется существо, самый Дух Святый, а далее говорит (пророк) о дарах Его: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11:1, 2). Вот эти–то семь даров Святого Духа, почивших на божественной плоти Владыки, и были в прообразе намечены семью светильниками. 2. Почему же семь светильников? Для того, чтобы обозначить силу проявлений Св. Духа. Немного далее пророк Захария говорит: те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю (Зах.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Рим.11:16 .  Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Израиль и сам по себе имеет право на получение спасения. Ведь он представляет собою известное целое смешение или массу теста ( φραμα), из которого уже испечено несколько хлебов, которые, как начатки ( Чис. 15:19–21 ), принесены Богу в дар. Эти начатки – патриархи народа израильского, принятые уже в общение с Богом. Их же Апостол разумеет и под корнем святым, от которого произросли ветви, т. е. народ израильский. Рим.11:17 .  Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, Рим.11:18 .  то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Так как среди христиан из язычников, вероятно, существовала некоторая гордость своим новым положением, какое они заняли в Царстве Христовом, заступив место богоизбранного народа, то Апостол увещевает своих читателей – христиан из язычников припомнить, что они собственно получают спасение, которое давно уже готовилось к открытию в среде иудейского народа, который долго был носителем этой идеи спасения (о прививке деревьев Апостол говорит, по признанию Оригена, несогласно действительными приемами садовнического искусства). Рим.11:19 .  Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Рим.11:20 .  Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Рим.11:21 .  Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Бедственная судьба евреев должна научить христиан из язычников быть особенно внимательными к своему положению. Ведь они не так близки к святому корню, как иудеи, и им еще легче отпасть от истинной веры и за это подвергнуться гневу Божию. Рим.11:22 .  Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Рим.11:23 .  Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С западной стороны она упирается в море (Средиземное), с восточной и полуденной в пустыни, а с северной в высокие, покрытые снегом на вершинах своих горы (Ливанские). На этих горах в старину росли леса огромных дерев кедров. Скажу несколько слов об этих великанах, потому что о них часто упоминается в св. писании и в церковных песнях. Образчики кедрового дерева попадаются во многих садах и парках. Кедры похожи на сосну с иглами вместо листьев, сходными с можжевеловыми; зеленеют круглый год. Плоды кедров, известные мелкие орешки, растут в шишках, похожих на сосновые. Дерева эти долго живут, растут ветвисто и высоко. Бревна их толсты, крепки и долго не гниют; кедровыми досками и теперь украшаются в св. земле святые церкви. Из-под надрезанной или треснувшей коры дерева вытекает белая, душистая смола. Кедры Ливанские славились своею громадностью, росли чрезвычайно раскидисто и красиво; они были украшением Ливанских гор. Вот что говорит о них Сам Господь во святом писании: «кедр на Ливане красовался ветвями и тенист как лес, высок ростом, его маковка среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна питала его.... От того рост его перевысил все дерева полевые, и сучьев на нем много, и ветви его простирались далее больших вод, когда он раскинулся. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые.... Кедры в саду Божием (в лесах св. земли) не заслоняли его; ели не равнялись сучьям его, и тополи не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею, все дерева Эдемские завидовали ему» (Иезек. 32 гл). Говорит ли Господь в своем св. писании о могущественных и славных людях или о гордых и самохвальных, ставит их похожими на кедры Ливанские; или говорит о Своей силе и всемогуществе, опять указывает на кедры ливанские, которые падают как соломинки по Его мановению; обещает ли кому славу и благополучие, ставит в пример этого их же. Они составляли дорогой строительный материал: древний еврейский славный царь Соломон украшал ими дворцы свои и храм Божий, построенный им в г. Иерусалиме. Теперь от старинных кедров осталась небольшая роща; тамошние жители берегут ее как святыню. Уцелевшие дерева эти имеют до 15 саженей вышины и до 6 в обхвате. Ветви их раскидываются саженей на 16; зеленеют они круглый год. Некоторым из этих дерев насчитывается до 3.000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010