свящ. Георгий Завершинский Единство и общение Бога. Лоза и ветви Выходили окна его комнаты в сад, а сад у нас был тенистый, с деревьями старыми, на деревьях завязались весенние почки, прилетели ранние птички, гогочут, поют ему в окна. И стал он вдруг, глядя на них и любуясь, просить у них прощения: «Птички Божии, птички радостные, простите и вы меня, потому что и перед вами я согрешил». Этого уж никто тогда не мог понять, а он от радости плачет: «да, говорит, была такая Божия слава кругом меня: птички, деревья, луга, небеса, один я жил в позоре, один все обесчестил, а красы и славы не приметил вовсе». Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы   Почти всех учеников Христа ожидает мученическая кончина – каждого в свое время, – и Он говорит им: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин. 15:4 ). Мученики – основа Церкви, и кровь, пролитая ими, взращивает посеянное Христом семя – слово Божие. Духовный образ лозы обычно приводится в связи с празднованием памяти святых мучеников. Многое можно понять из евангельского образа виноградной лозы – дерева, на котором растут гроздья винограда, используемые человеком для изготовления вина. Если Христос сравнил учеников с ветвями лозы, то в образе виноградаря нам является Бог , а изготовленное из винограда вино предназначается для совершения бескровной евхаристической жертвы. В теологии есть теория ветвей, которая говорит о том, что разные христианские конфессии – это разные ветви у лозы. Кроме того, есть представление, что ветви лозы – это также разные верующие во Христа люди. Но ни то, ни другое толкование не являются достаточными для понимания того, о чем говорит нам Евангелие. Всякий человек, пребывая во Христе, может быть и всей лозой, и одной ветвью – большой, приносящей много плода, или малой, на которой пока нет плода, потому что она еще только растет, чтобы принести плод. К сожалению, бывают ветви засохшие, в которых уже нет животворящей жидкости, которая питает собой древо, сообщает ему силу и взращивает плод. Чтобы засохшая ветвь не препятствовала развитию виноградной лозы, ее отсекают и сжигают.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Слово в неделю Ваий Множайшии народи постилаху ризы своя no пути, друзие же резаху ветви от древ и постилаху no пути ( Мф. 21:8 ). По каким побуждениям народ, собравшийся в Иерусалим на праздник ветхозаветной пасхи, при входе Спасителя, встретил Его с пальмовыми ветвями? и для чего мы в настоящие дни так же носим в руках древесные ветви? Пальмовые или финиковые ветви в древности были символом победы. Иудейский народ, быв свидетелем бесчисленных чудес Иисуса Христа, полагал, что когда Он решился наконец, торжественно вступить в Иерусалим, столицу предков своих по плоти: то без сомнения открыто провозгласить Себя ожиданным в течении веков Мессией, и поразив силой своих чудотворений Римлян, поработивших Палестину, покорить под власть Иудеев все народы мира. Уверенный в таком предположении, Иудейский народ и встретил Иисуса Христа, как Победителя. Но Господь наш вступил перед кончиной земной жизни своей торжественно в Иерусалим не для одержанная победы по мирским расчетам, а для одержания крестными своими страданиями и смертью победы над поработившими род человеческий грехом и вечной смертью. В воспоминание такой победы постановила Св. Церковь и нам, сынам своим, в настоящие дни носить древесные ветви, чтобы мы старались соделаться участниками победы Господа нашего над грехом и вечной смертью. Чем же мы можем усвоить себе эту победу? Верой в ту истину, что Иисус Христос удовлетворил за преступление нами заповедей Божиих вечному правосудию, и христианской деятельностью, подавляющей господствующую в нас силу греховную. В чем состоит победа Иисуса Христа над владычеством в мире греха и вечной смехи? В том, что Господь наш, приняв на Себя ходатайство за грехи рода человеческого, понес за них крестную смерть, и тем удовлетворив за нас вечному правосудию, освободил своей смертью верующих в Него от вечной смерти, или от бесконечных мук в геенне огненной. Для чего необходимо усвоить нам верой в Иисуса Христа победу Его над грехом и вечной смертью? Для того, что мы не имеем и не можем иметь другого средства к умилостивлению Бога и удовлетворению вечному Его правосудию за причиняемое нашими грехами оскорбление благости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

46. Богослужебные особенности праздников: Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господа в Иерусалим, Пасхи, Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня Праздник Крещения Господня. В сочельник под праздник Крещения Господня богослужение отправляется в том же порядке, как и в сочельник под праздник Рождества Христова. Богослужебную особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения: первое совершается в сочельник после литургии в храме; это водоосвящение напоминает нам в древности крещение в этот день оглашенных и те обещания, которые даются при крещении. Второе водоосвящение совершается в самый праздник после литургии под открытым небом на реках, прудах и колодцах; это совершается в воспоминание Крещения Господа. Праздник Преображения Господня. В праздник Преображения Господня в конце литургии совершается благословение и освящение земных плодов. Новые плоды, напр., яблоки, груши, виноград и др. приносят в храм в знак благодарности Богу за их ниспослание; в конце литургии священник совершает каждение вокруг положенных плодов, читает молитву и окропляет их святою водою. Праздник Входа Господа в Иерусалим. Этот праздник имеет ту богослужебную особенность, что на всенощной после Евангелия при чтении на клиросе 50-го псалма «Помилуй мя Боже» священник каждением, молитвою, и кроплением св. водою освящает вербовые ветви. Эти ветви в руках молящихся напоминают те ветви, с которыми народ иудейский встречал Господа при Его входе во Иерусалим. Праздник Пасхи. Под именем Св. Пасхи разумеется праздник в честь Светлого Христова Воскресения. Задолго до полунощницы верующие приходят в храм и слушают чтение Деяний Апостольских. Во время этого чтения верующие вспоминают дела Апостолов, совершенные именем Иисуса Христа. После чтения Деяний Апостолов начинается полунощница. В конце полунощницы плащаница со средины храма уносится в алтарь и полагается на престоле, где и остается до дня Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы (+видео, аудио, фото) Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? 21 апреля, 2019 Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. В это время повсеместно распространился слух о воскрешении Лазаря. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданный Мессия, Царь Израилев? Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании и направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия. Смысл праздника Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Г.С. Битбунов Вход Господень в Иерусалим Событие праздника Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, которое описано четырьмя евангелистами ( Мф. 21: 1–11 ; Мк. 11: 1–11 ; Лк. 19: 28–40 ; Ин. 12: 12–19 ). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11 ; Пс. 8 :2–3 ; Зах. 9: 9 ). Воспоминанию этого события посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви (греч. βια, церковнослав. этот праздник называют Неделей ваий (греч. Κυριακ τν βαων). Свт. Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет Небесного Отечества» 74 . В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья. Начать нужно с изложения события Входа Господня в Иерусалим. Итак, за пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые встречали Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! ( Мф. 21: 9 ; Мк. 11: 9 ; Лк. 19: 38 ; Ин.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > У нас одни корни, мы ветви одного древа О митрополите Никодиме (Ротове) и правильном отношении к католикам 17.08.2016 1674 Время на чтение 10 минут От редакции : Несомненно, эта статья вызовет дискуссию. И это тот случай, когда стоит специально отметить во избежание недоразумений, что автор выражает свою личную точку зрения, а не позицию редакции. В любом случае, думаем, стоит поблагодарить автора за смелость в отстаивании своих взглядов. Цитируем Святое Писание: «Бог есть любовь» - и ненавидим. Произносим слова молитвы перед Святым Причастием: «Первее примирися тя опечалившим» - и продолжаем враждовать. За тысячу лет, как отпал Рим от Православной Церкви, у нас православных христиан накопилось к католической церкви немало претензий и обид, мы не согласны с их догматами и канонами, наши святые отцы справедливо осуждали их вероучение, у нас нет с ними евхаристического общения. Но все же, несмотря на все эти многовековые расхождения в догматах, на все взаимные обиды, разве, в конце концов, не должна примирить нас обращенная ко всем христианам заповедь Божья - «Да любите друг друга!» «Мы добиваемся не победы». «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас», - писал во второй половине 4-го века великий вселенский учитель святитель Григорий-Богослов. К тому времени уже прошло немало лет, как в Никее состоялся Первый Вселенский Собор, осудивший ересь Ария. Сам основатель этой ереси, не признававший основной догмат христианской церкви о Единосущии Бога-Сына Богу-Отцу, давно умер, однако богопротивное дело нечестивца продолжали его многочисленные последователи. Арианство стало в Римской империи направлением христианства, которое поддерживалось государством. Отказавшийся признать арианскую ересь не только господствующей, но и равноправной ортодоксальной ветви учения Христова - почитаемый православный святой архиепископ Афанасий Великий был изгнан со своей Александрийской кафедры. И только, когда к власти пришел император Феодосий Великий, никейская формула христианства была утверждена им в Римской империи в качестве единой государственной религии. «В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром», - гласил изданный в 380 году в Фессалониках эдикт императора Феодосия Великого «О вселенской церкви». - Ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе».

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/18/...

О непрестанном единении с Господом Христиане соединены с Богом, как ветви с лозой. – Действенность таинства зависит от внутреннего расположения того, кто в нем участвует. – Полное единение со Христом осуществляется через непрестанную молитву. – О стяжании благодати Божией. – Если мы не пребываем в Боге, то не приносим никакого плода. – Господь никогда не оставляет нас без помощи. В одном из своих поучений Спаситель сказал: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода 381 . Обычно толкователи говорят, что под видом виноградной лозы здесь изображена Церковь , и это справедливо, но если мы обратимся к опыту людей, вступивших в богообщение, приобретших опыт истинной христианской жизни, то поймем, что слова эти изображают к тому же тайны Царства Небесного. Речь здесь идет о единении человека с Богом. Так Господь изобразил наше отношение к Богу: мы пребываем в таком непосредственном, тесном единении с Ним, как едины ветви с лозой. Действительно, Спаситель является лозой, а мы – ветвями, и мы можем принести плод, пока пребываем на этой лозе. И когда мы стараемся принести плод, благодать Божия нас очищает, для того чтобы мы принесли плод еще больший. Вы знаете, что лишние ветви отнимают у растения живительную влагу, и поэтому их отрезают, для того чтобы виноградные грозди получили больше влаги. Между прочим, апостол Павел приводит другой образ, но эти два образа очень близки. Если Спаситель говорит о Церкви как о виноградной лозе, то апостол Павел говорит о Церкви, как о Теле Христовом, членами которого являются христиане. Так или иначе, речь идет о тесном, неразрывном, органическом единстве. Тем не менее бывает, что больные, неизлечимые части тела приходится отсекать, чтобы они не заразили остальные члены. И сухую ветвь также приходится отсекать, чтобы она не мешала другим. Когда мы говорим о единении человека с Церковью, то часто обращаем внимание только на, если можно так выразиться, внешние атрибуты нашей принадлежности к ней: вот, человек крещен, постится, ходит в храм, исповедуется, причащается. Он исполняет свой долг и, значит, пребывает на лозе, думаем мы. Конечно же, все это правильно, и нельзя сказать, что все это ничего не значит. Действительно, через таинства человек соединяется с Богом, и без них невозможно ничье спасение: ни монаха-аскета, ни человека, живущего в миру, ни священника, ни епископа. Но сами эти таинства приносят человеку большую или меньшую пользу в зависимости от его душевного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

П.В. Долгоруков Графы Борхи Фамилия графов Борх-Любешиц и Борхсгоф, баронов Борхланд (reichs-grafen von-der Borch-Lübeschitz und Borchshoff, freiherren von Borchland), принадлежит к числу древнейших и знаменитейших родов в Европе. Фамилия Борх прияла начало в южной Италии (нынешнем Королевстве Неаполитанском), где предки её были феодальными владетелями; оттуда переселилась в Германию, в Вестфалию, где ей принадлежали, в двенадцатом веке, владетельные баронства: Ла-Липп 247 , Боркуле, и Борхланд. В тринадцатом веке, одна из ветвей фамилии Борх перешла в Померанию, другая в Лифляндию, третия ветвь в Польшу, где поселилась в воеводстве краковском. Из померанской ветви Борхов, Станислав-Фабиан женат был на княжне Жоржете Померанской, дочери владетельного князя Померанского Георгия и супруги его княгини Маргариты, рождённой маркграфине Бранденбургской, и родной сестре владетельного князя Померанского Филиппа I. Из лифляндской ветви, Бернгард Борх был гермейстером ливонского ордена с 1477 по 1485 год. Брат его Симон был коадъютором ордена; племянник их, тоже Симон, был епископом ревельским, папским легатом в Дании и в Швеции, и основал, в епархии ревельской, два города, доныне существующие: Борхгольм и Фегфейер. Фридрих Борх, двоюродный брат гермейстера ливонского, женат был на Елене Палеолог, дочери Ахайского (в Морее) князя Фомы Палеолога (две младшие сестры Елены Борх был: София Фоминишна за Великим Князем Российским Иоанном Великим, а Зоя Фоминишна за седмиградским владетельным князем, из фамилии Баториев). Фабиан Борх был в числе литовских депутатов, заключивших с Польшею, в 1561 году, договор о поступлении Ливонии под польское владычество. Что же касается до ветви Борхов, поселившейся в воеводстве краковском, то последний в роде их, Станислав Борх, был лицом весьма замечательным по уму, по учёности и по глубокому уважению, коим пользовался и ва своей родине, в во всех странах, им посещённых. Каноник иноврацлавский, он был папским легатом в разных государствах потом послом Короля Польского Сигизмунда-Августа в Мадрите и в Неаполе, и назначил доходы с имений своих в краковском воеводстве и с домов своих в Кракове на воспитание, на будущее время, в краковском университете бедных дворян (отчего и другие подобные дары, в память Борха, именовались Борханами).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

259–260 О честолюбии и властолюбии Доброе слово некоторым инокам и пастырям Церкви Кто хочет поглубже заглянуть в свое сердце, в свою душу, кто не хочет быть только по имени христианином, для того нет лучшего времени в году, как Великий пост . Для лечения телесных недугов люди отправляются в больницы, или, по совету врачей – куда-нибудь на лечебные воды и там, в известное время года, проходят курс лечения под руководством опытных врачей. Наша духовная лечебница – наша святая Церковь , наш лечебный сезон – преимущественно Великий пост, и если сим святым временем спешит воспользоваться каждый православный христианин, то тем паче должен это сделать служитель Церкви, пастырь Церкви, а равно и тот, кто ушел от мира в святую обитель, принял там звание инока, обязывающее его и жить иначе, чем мирянин, не только в посты, но и во всю свою жизнь. Мы живем в тревожное, можно сказать – грозное время: не напрасно некоторые вдумчивые и внимательные к себе люди вопрошают, не настали ли уже последние времена, не близок ли последний суд?.. Но времена и лета положил Господь в Своей власти и никто не знает – даже Ангелы Божии – последнего дня и часа суда Божия, а вот готовиться к сему суду необходимо, если кто не хочет пойти в муку вечную с диаволом и ангелами его. Вот почему мне хотелось бы сказать доброе слово наипаче своим собратьям по монашеству и сослужителям во Христе – пастырям Христовой Церкви, – сказать то, что наболело на душе при виде наших духовных немощей, иногда уж слишком ярко выступающих и показывающих, что некоторые из нас забыли обеты свои и пошли путем мира сего лукавого – пусть сами в совести своей решат: куда ведет и заведет их этот путь!.. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов указывает три ветви, исходящие из основного корня греха: похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую. Все наши грехи суть разветвления и плоды этих главных ветвей греха; враг зорко следит: к чему более склонна душа человека, на какой, так сказать, ветви греха чаще останавливается ее мысленный взор, и соответственно сему искушает человека. Для того чтобы птица попала в руки ловца, довольно, чтоб она хотя одним коготком запуталась в его сетях: так и для погибели души довольно одной какой-либо страсти овладеть душою всецело. И мы замечаем, что у каждого грешника есть свой излюбленный им идол, которому он служит, своя страсть, которая господствует в его сердце. Само собою разумеется, что это не исключает служения и другим страстям, но сии страсти обычно уступают первенство господствующей страсти и нередко прикрывают ее от духовного взора даже самого пленника сей страсти. Так постыдная страсть плотская иногда прикрывается страстью якобы благородной гордости, страсть скупости – лицемерным человеколюбием и тщеславием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Александр Невский (+ 1263) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 нояб. в день преставления, 30 авг. в день перенесения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. благоверный вел. князь был праправнуком Владимира Мономаха и происходил от младшего сына его, вел. князя Юрия Долгорукого — родоначальника младшей, северной ветви Мономаховичей. В его лице редчайшим образом государственная мудрость, отличительная черта князей этой ветви, и воинская доблесть сочетались со святостью. Надо считать особым счастьем для Руси, что после разгрома ее татарами и битвы на Сити (см. житие св. блгв. князя Георгия Всеволодовича — 4 февр.) вел. князем стал отец его, Ярослав Всеволодович (третий сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо), заступник за русский народ перед ханом. Недаром современники прозвали его «страдальцем за Русскую землю» — за нее он и положил душу свою, отравленный татарами. Мать князя Александра — княгиню Феодосию — народ прозвал за ее милосердие и христианскую кротость «святой княгиней». Князь Александр родился в 1219 г., когда отец его был князем Переяславским. Рано в то время начинали воспитание княжеских детей: уже в трехлетнем возрасте их передавали в мужские руки для обучения ратному делу, «сажали на коня», причем совершался целый религиозный обряд, так называемые «постриги». Но еще больше прилагалось внимания на развитие в детской душе благочестия и страха Божия: Евангелие, Часослов, Псалтирь, жития святых — вот книги, на которых воспитывались дети всех состояний; к ним прибегал и в зрелом возрасте русский человек, ища утешения и помощи. С детских лет юных княжичей начинали брать в походы под руководством опытных бояр.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010