Однако 14 нояб. 1644 г. И. возвел Франческо Фарнезе в кардинальское достоинство. Осенью 1645 г. кардиналам Антонио и Франческо Барберини пришлось бежать из Рима во Францию, где они нашли покровительство кард. Дж. Мазарини и были с почестями приняты при королевском дворе. Не желая обострения конфликта с Дж. Мазарини, 7 окт. 1647 г. И. возвел в кардинальское достоинство его брата М. Мазарини, а также прекратил преследования Барберини, к-рые в 1648 г. смогли вернуться в Рим. Тем не менее папа продолжил поддерживать противников политики Мазарини. 19 февр. 1652 г. И. возвел в кардинальское достоинство коадъютора Парижского архиепископа Жана Франсуа Поля де Гонди (кард. де Рец ; 1613-1679), в 1654 г. с почестями принял его в Риме, когда тому пришлось бежать из Франции. В отношении герц-ства Кастро И. продолжил политику папы Урбана VIII. В 1649 г. в качестве повода для начала войны было использовано убийство по дороге в Кастро недавно назначенного туда епископом Кристофоро Гварду. Город был взят и уничтожен (на его месте установили колонну с надписью: «Qui Fu Casrto» (Здесь был Кастро)), а герц-ство присоединено к папским владениям. В 1647 г. И. осудил начавшееся 7 июля в Неаполе восстание под рук. рыбака Томмазо Аньелло (Мазаньелло), направленное против власти испанцев над городом. Испания отвергла предложение папы о посредничестве в решении проблемы, а И. в свою очередь не одобрил чрезмерного применения силы в окт. 1647 г. доном Хуаном Хосе Австрийским Младшим. Буллой «Zelus domus Dei» от 26 нояб. 1648 г. папа осудил заключенный в окт. 1648 г. Вестфальский мир , к-рый положил конец Тридцатилетней войне , как нарушающий права католич. Церкви. И. оказал финансовую поддержку Венецианской республике в войне с турками, а также поддержал боровшихся за независимость от протестант. Англии ирл. католиков, отправив в Ирландию в качестве представителя Папского престола архиеп. Джованни Баттисту Ринуччини († 1653). Папа внес вклад в развитие просвещения в колониальных владениях европ.

http://pravenc.ru/text/468791.html

Понтификам удалось поддерживать высокий уровень налогообложения в своих владениях путем централизации управления этими областями. Легаты - правители отдельных провинций - обладали широкими полномочиями и нередко вмешивались в дела, находившиеся в юрисдикции местных епископов. В нарушение норм Тридентского Собора папское правительство не поощряло самостоятельности епископов на территории своих диоцезов. Так, Болонский архиеп. Габриеле Палеотти (1522-1597), активно проводивший в 1566-1577 гг. в своем диоцезе реформы в духе решений Тридентского Собора, регулярно жаловался в Рим на действия папского легата Дж. Б. Дориа, вмешивавшегося в вопросы визитации архиепископом мон-рей и церковной дисциплины клириков. Рост духовного авторитета реформированного папства во 2-й пол. XVI - XVII в. не сопровождался ростом политического влияния понтификов. В XVI в. папам приходилось лавировать между католическими лидерами Европы (императором Свящ. Римской империи, королями Испании и Франции). Кроме того, конкордаты с католич. правителями (см. Конкордат ) предоставляли государям право назначения на бенефиции (включая епископов и аббатов), усиливая их власть над национальными Церквами в их государствах. Конфликты с Папским престолом, как правило, разрешались не в пользу папы Римского. Так, конфликт с Венецианской республикой (из-за ареста 2 клириков) в 1606 г., приведший к наложению интердикта и изгнанию из Венеции иезуитов, был улажен при посредничестве Франции в 1607 г., но Венеция не пошла на уступки. Вестфальский мир 1648 г., урегулировавший правовой и политический статус лютеран и кальвинистов в Свящ. Римской империи, был заключен вопреки протестам папы Римского Иннокентия X (1644-1655). Со 2-й пол. XVII в. отношения Папского престола с католич. монархами Европы почти всегда были отягощены противоречиями и конфликтами; так, франц. кор. Людовик XIV (1643-1715), несмотря на противодействие Папского престола, последовательно воплощал идеи широкой автономии католич. Церкви во Франции (см. ст. Галликанизм ). В XVIII в. папская власть переживала упадок, причиной которого были как снижение ее политического влияния в Европе, так и столкновение с новой идеологией Просвещения и порожденным им антиклерикализмом.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Подошел и увидел – бедную маленькую деревеньку, лежащую у подошвы гор, покрытых елями. Вместо жилища Юлиина, столь прекрасно описанного, представился мне старый замок с башнями; суровая наружность его показывает суровость тех времен, в которые он построен. Многие из тамошних жителей знают «Новую Элоизу» и весьма довольны тем, что великий Руссо прославил их родину, сделав ее сценою своего романа. Работающий поселянин, видя там любопытного пришельца, говорит ему с усмешкою: «Барин, конечно, читал «Новую Элоизу»?» Один старик показывал мне и тот лесок, в котором, по Руссову описанию, Юлия поцеловала в первый раз страстного Сен-Прё и сим магическим прикосновением потрясла в нем всю нервную систему его. – За деревенькою волны озера омывают стены укрепленного замка Шильйона; унылый шум их склоняет душу к меланхолической дремоте. Еще далее, при конце озера (где впадает в него Рона), лежит Вильнёв, маленький городок, но я посмотрел на него издали и возвратился в Веве. О сем городе скажу вам, что положение его – на берегу прекраснейшего в свете озера, против диких савойских утесов и подле гор плодоносных – очень приятно. Он несравненно лучше Лозанны; улицы ровны; есть хорошие домы и прекрасная площадь. Здесь живут почти все дворяне Французской Швейцарии или Pays-de-Vaud; за всем тем Веве не кажется многолюдным городом. В здешний трактир вместе со мною вошли четыре человека в дорожных платьях и вместе со мною потребовали обеда. В несколько минут мы познакомились, и я узнал, что трое из них вестфальские бароны, а четвертый – польский князь. Последний возвращается из Франции в свое отечество и заехал в Швейцарию для того, чтобы взглянуть на Мельери и Кларан. Бароны по доверенности сказали мне (когда поляк вышел из комнаты), что они весьма недовольны его товариществом, что он навязался на них в городке Морже и с того времени не дает покою ушам их, беспрестанно бранясь или с кучером, или с гребцами, или с трактирщиками, и что он, по их примечанию, есть великий лжец. Скоро я имел случай увериться в справедливости сказанного ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Если обратиться к не столь далеким от нас временам, дух римского христианства можно лучше всего ощутить среди мертвых и живых памятников Рима, Италии и Испании. Лютеранство следует изучать в Виттенберге, Северной Германии и Скандинавии; кальвинизм — в Женеве, Франции, Голландии и Шотландии; англиканство — в Оксфорде, Кембридже и Лондоне; пресвитерианство — в Шотландии и Соединенных Штатах; конгрегационализм — в Англии и Новой Англии. Ибо в родных странах этих конфессий мы, как правило, находим не только крупнейшие печатные и рукописные источники, но и остатки архитектурных, скульптурных, погребальных и прочих памятников, естественное окружение, устные предания и живых представителей прошлого, в которых, как бы далеко они ни отошли от веры своих предков, все еще можно увидеть национальный гений, социальные условия, привычки и обычаи, — и такой опыт зачастую более поучителен, нежели тяжеловесные печатные фолианты.   § 4. Периоды церковной истории Чисто хронологический или историографический подход, которого придерживались высокообразованный Бароний и продолжатели его дела, ныне по большей части уже отвергнут. Он нарушает естественный ход событий, разрывает взаимную связь вещей и низводит историю до уровня простой летописи. Деление по столетиям, господствовавшее в исторической науке от Флациуса до Мосгейма, было шагом вперед. Этот подход дает гораздо лучшее представление о развитии и взаимосвязи вещей. Но и он втискивает историю в чуждую ей механистическую схему, ибо яркие моменты или эпохи редко совпадают с началом или концом какого–либо столетия. К примеру, царствование Константина, а также союз церкви и государства ведут свою историю с 311 г.; папский абсолютизм в лице Гильдебранда — с 1049 г.; Реформация — с 1517 г.; Вестфальский мир был заключен в 1648 г.; первые английские паломники прибыли в Новую Англию в 1620 г.; освобождение рабов в Америке началось в 1776 г.; Французская революция относится к 1789 г.; возрождение религиозной жизни в Германии — к 1817 г. Истинное деление должно вытекать из реального хода самой истории и отражать различные фазы ее развития или этапы ее жизни. Мы называем их периодами или эпохами. Начало нового периода именуется эпохальным или поворотным моментом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАТРОКЛ Мч. Патрокл Трикассинский. Скульптура из собора во имя мч. Патрокла в Зосите, Германия. 1230 г. (Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры). Фото: wuselig/Wikimedia Commons Мч. Патрокл Трикассинский. Скульптура из собора во имя мч. Патрокла в Зосите, Германия. 1230 г. (Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры). Фото: wuselig/Wikimedia Commons [Греч. Πτροκλος; лат. Patroclus; франц. Parre, Patrocle] (III в.), мч. Трикасский (Труаский) (пам. 17 авг.; пам. зап. 19, 21 янв.). Впервые упомянут у Григория Турского († 593/4), к-рый сообщает, что на месте погребения мученика находился посвященный ему ораторий, клирику к-рого был передан текст Мученичества П. ( Greg. Turon. Glor. martyr. 63). Известны 2 редакции Мученичества: BHL, N 6520 (изд.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 343-345) и BHL, N 6521 (Ibid. P. 345-347); оба текста изданы также В. E. Гиферсом ( Giefers W. E. Acta S. Patrocli martyris. Soest, 1857). Согласно этим источникам, П. жил в Галлии в г. Трикассы (ныне Труа, Франция), унаследовал большое состояние, однако, приняв христианство, посвятил жизнь служению Богу. Из своих богатств он много жертвовал нуждающимся, особенно христианам. Вел аскетический образ жизни: каждый час вставал на молитву, принимал пищу один раз в день, усердно изучал Свящ. Писание. За свои добродетели П. получил духовный дар изгнания бесов и исцеления. Однажды в Трикассы прибыл имп. Аврелиан (270-275), гонитель христиан, и ему сразу же донесли о П., к-рый был широко известен из-за своей благотворительности. На допросе у императора П. твердо исповедал христ. веру и отказался принести жертвы языческим богам даже под угрозой пыток. По приказу Аврелиана П. заковали в раскаленные кандалы, надели на него раскаленные железные вериги и затем бросили его в темницу. Через 3 дня мученик предстал перед императором и вновь отказался поклониться идолам. Обличая нечестия языческих богов, к-рые жили как грешные люди, П. пытался убедить императора отказаться от язычества, но Аврелиан счел это хулой на свою веру и приказал отрубить святому голову.

http://pravenc.ru/text/2579784.html

Наконец, в противоположность же католичеству он отверг Священное Предание, которым так злоупотребляла Римская Церковь , и единственным источником вероучения признал одно Священное Писание, предоставив толкование его и понимание лично каждому верующему. Такого рода начала распространяли реформаторы, и на этих началах Лютер основал новое религиозное общество, получившее от его имени название лютеранского 337 . § 35. История Реформации в Германии до Вестфальского мира (1658 г.) До 1526 года дело Реформации в Германии находилось в руках восставших против Римской Церкви немецких богословов; с этого же года оно переходит в руки германских князей. Последних привлекали к Реформации богатые церковные имения, с установлением новых церковных порядков поступавшие в их распоряжение, а также сосредоточение в их руках высшей церковной власти. Таким образом, Реформация была для них делом не церковным только, но и государственным. Поэтому, взяв его в свои руки, германские князья принимают все зависящие от них меры, чтобы довести его до конца. В 1526 году, ввиду возникшего по стараниям папских легатов в Австрии и Южной Германии стремления подавить реформационное движение, курфюрст саксонский Иоанн Постоянный (преемник Фридриха Мудрого) и гессенский ландграф Филипп заключили между собою союз в Торгау для защиты Реформации; к союзу постепенно примкнули и другие северогерманские князья и некоторые из вольных городов. Деятельность союзников в пользу Реформации началась в том же 1526 году. На имперском сейме в Шпейере, воспользовавшись отсутствием императора, а равно возникшим между ним и папой раздором, они успели провести постановление, которым всем сословиям предоставлялось в делах религии поступать так, как требует того ответственность пред Богом и императором. Этим постановлением косвенно признавалась законность Реформации. Основываясь на нем, германские князья и управления вольных городов, бывшие на стороне реформы, начали в своих владениях устраивать церковные дела на началах лютеранства. Прежде всего лютеранское церковное устройство введено было в Саксонии, а потом и в других местах. Меланхтон своей инструкцией для визитации церквей организовал надзор за лютеранскими общинами при посредстве суперинтендентов или инспекторов, а Лютер издал для народа большой и малый катехизисы. Со времени Шпейерского сейма 1526 года в среде германских владетелей резко обозначились две партии – католическая и реформаторская. Император Карл V, по политическим соображениям не желавший религиозного разделения, принадлежал к партии католической. Борьба между обеими партиями была неизбежна, и так как император при своем нежелании религиозного разделения признавал необходимость улучшений в Церкви и этим, между прочим, путем стремился предупредить разделение, то борьба партий по временам принимала характер мирных переговоров, а по временам сопровождалась насильственными действиями. Главные моменты этой борьбы следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религиозные статьи Вестфальского мира выражали тенденцию к признанию религиозного равноправия конфессий. В то же время усвоение монарху верховной власти по отношению к религиозным общинам привело к тому, что фактически полноту прав и привилегий приобретало вероисповедание монарха, а по отношению к конфессии религиозного меньшинства действовал всего лишь принцип веротерпимости. Действие Вестфальского договора распространялось не на все западноевропейские страны, например, в Испании вплоть до наполеоновской эпохи протестантские общины не могли существовать легально. Конфессиональная ситуация в Англии складывалась тогда в ходе революции, которая носила характер религиозной войны. В Англии, где господствующий статус государственной религии выражен уже в самом ее названии – Англиканская Церковь , система церковно-государственных отношений, сложившаяся постепенно и поэтапно, со времен Георга VIII и до «славной революции», оказалась особенно устойчивой и просуществовала до наших дней. Произошедшие с тех пор изменения коснулись главным образом лишь статуса религиозных меньшинств – дискриминируемые диссидентские сектантские общины, а также Католическая Церковь стали со временем пользоваться более широкой веротерпимостью со стороны государственной власти, а в 20 в. получили полную религиозную свободу, не затронувшую, однако, привилегий государственной Англиканской Церкви. Своеобразие церковно-государственных отношений в Великобритании проявляется в том, что в Шотландии, в отличие от Англии, государственный статус принадлежит Пресвитерианской Церкви, но при этом ее главой является также британский монарх, по вероисповеданию своему принадлежащий Англиканской Церкви. Суть системы государственной церковности заключается в несимметричной взаимозависимости Церкви и государства: государственная Церковь , с одной стороны, пользуется привилегиями, которые заключаются обычно в обязательности исповедания государственной религии главой государства, в особенности если это монарх, в использовании церковной символики в государственных актах, церемониях, в государственных учреждениях, в преподавании вероучения государственной Церкви в государственных учебных заведениях, обязательного для детей, принадлежащих к этой Церкви, в частичном финансировании церковных расходов из государственной казны, в признании юридической действительности браков, заключаемых в Церкви, а с другой стороны, обратной стороной этих привилегий является участие государственных инстанций в делах внутрицерковного управления, вплоть до возможного усвоения главе государства с монархическим титулом статуса главы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

От Лютера до Вестфальского договора. 1517 — 1648 г. по Р.Х. Восьмой период Эпоха полемической ортодоксии и жесткого деления на конфессии, а также реакционных и прогрессивных движений. От Вестфальского договора до Французской революции. 1648 — 1790 г. по P. X. Девятый период Распространение безбожия и возрождение христианства в Европе и Америке, миссионерская деятельность охватывает весь земной шар. От Французской революции до наших дней. 1790 — 1880 г. по Р.Х.   Таким образом, христианство прошло через многие этапы земной жизни, но все–таки едва ли достигло полноты своего возраста во Христе Иисусе. За долгую череду столетий оно пережило разрушение Иерусалима, распад Римской империи, жестокие гонения извне и еретическое разложение изнутри, нашествие варваров, сумятицу Темных веков, папскую тиранию, столкновение с безбожием, опустошение после революций, нападки врагов и заблуждения друзей, восстание и падение бесчисленных гордых царств, империй и республик, философских систем и общественных организаций. Но вот, христианство по–прежнему живо, и сегодня оно сильнее и шире, чем когда–либо; оно направляет развитие цивилизации и вершит судьбы мира; оно шагает по руинам человеческой мудрости и глупости все вперед и вперед; оно безмолвно передает свои небесные благословения из поколения в поколение, из одной страны в другую, до самых отдаленных концов земли. Христианство никогда не умрет; оно никогда не узнает старческой дряхлости; но, подобно своему божественному Основателю, оно доживет до конца времен, сохранив неувядающую свежесть вечной юности и неистощимую силу зрелого возраста, и переживет само время. Отдельные конфессии и секты, человеческие формы богословия, власти и поклонения могут исчезать, выполнив свою миссию; но вселенская Церковь Христова, обладающая божественной жизнью и естеством, слишком крепка для врат ада. Она лишь сменит свое земное облачение на брачную одежду Невесты Христовой и восстанет из унижения к величию и славе. Потом, в пришествие Христа, она пожнет последний урожай истории, и как торжествующая Церковь на небесах будет радоваться и наслаждаться вечной субботой святости и мира. Это будет непреходящий конец истории, который еще в самом ее начале был предвозвещен святым покоем Бога по завершении всех дел творения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

234. ИННОКЕНТИЙ X Римские Папы. Список 234. ИННОКЕНТИЙ X. 1644—1655. Джамбаттиста Памфили. Родился 7 февраля 1574 г. в Риме в семье, находившейся в родстве с Борджа. Изучал право и работал на разных должностях в римской курии. Урбан VIII назначил его нунцием во Францию, а затем — в Испанию. В 1629 г. был назначен кардиналом. Иннокентий Х правил церковью совместно со своим непотом, Камилло Барберини, получившим кардинальскую шапку вскоре после избрания его дяди на папский престол. Большую роль при папском дворе играла и мать кардинала-непота Олимпия Маидалькини, прозванная «папессой». Она решала порой важнейшие вопросы политики апостольской столицы. В 1648 г. папа осудил заключение Вестфальского мира, который положил конец Тридцатилетней войне. В доктринальной сфере получил известность декрет Иннокентия X, осуждавший янсенизм — религиозное направление, развивавшееся тогда во Франции. С целью расширения территории Папского государства Иннокентий Х предпринял военный поход против маленького княжества Кастро, которое принадлежало семье Фарнезе. Город был захвачен, дома и церкви в нем разрушены, а земля, на которой он находился, присоединена к папским владениям. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442634/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Германии возводится коптский монастырь 03.01.2008 В городке Хекстер в федеральной земле Северный Рейн - Вестфалия ( Германия ) идет сооружение коптского монастыря. Коптская церковь представлена в Германии 6 тысячами верующих, сообщает Deutsche Welle. 35 коптских семей - большей частью выходцев из Египта - обосновались в вестфальском городке. Монастырь будет посвящен Божией Матери и святому Маврикию. MIGnews.com/Седмица.Ru Редакция текста от: 03.01.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4241.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010