Даже в «С. Петербургских Ведомостях» читаем: «Наша Православная Церковь до сих пор относилась вполне правильно и благодушно не только к инославным христианским, но и к нехристианским вероисповеданиям. Католические и христианские храмы, еврейские синагоги и мусульманские мечети свободно строятся в наших городах, и богослужение, сообразно соответствующему культу, совершается в них беспрепятственно, с единственным условием – не быть выносимым на улицу. Гуманнее, справедливее, веротерпимее поступить невозможно». С. Петербургские Ведомости от 2 ноября 1901 года 301. К. Толстой. Границы веротерпимости (по поводу моей статьи: «К вопросу о свободе совести и веротерпимости», помещённой в 9204 «Нового Времени» от 18 октября 1901 г.). См. также статьи Н.А. Знаменского по означенному вопросу, под заглавием: «О христианской веротерпимости» в «Московских Ведомостях» от 14 и 15 ноября 1901 г. 314 и 315. 4 Фактическая неприкосновенность вероисповедания далеко предварила у нас знаменитые Нантский эдикт и Вестфальский мир, из которых первый, однако не помешал изгнанию гугенотов даже на исходе XVII века. Дм. Цветаев. Протестанты и протестантство в России до эпохи преобразований. Москва. 1890, стр. 128. 6 Русская церковная власть не позволяла себе вмешательства во внутренние религиозные дела иноверцев даже в тех случаях, когда об этом просили её они сами. Так, в 1673 году лютеране представили на разрешение патриарха дело о двоежёнстве одного датчанина, но патриарх отвечал им, что это дело не подлежит его суду (Reitenfels de rebus Moskov. p. 152, 227). И. Соколов . Отношение протестантизма к России в XVI и XVII веках. Москва. 1880, стр. 28. Того же взгляда держалась и светская власть: «Государю нашему ... до их веры и дела нет». (Ответ нашего правительства, при царе Феодоре Иоанновиче, английскому послу Флетчеру, напечат. в сочинении Дм. Цветаева: Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках. Москва. 1895, стр. 39). 7 Дм. Цветаев. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках. Москва. 1886, стр. 290. (Подлинная выписка из дел Москов. Главн. Архива Минист. Иностр. Дел напечатана в приложении к той же книге г. Цветаева).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

храмов, между 1350 и 1500 гг.- еще 57 церквей. В 1457 г. Кёнигсберг стал центром орденского гос-ва и резиденцией главы ордена - великого магистра. (Прежняя столица Мариенбург была утрачена орденом в 1456 г.) В 1523-1525 гг. в Пруссии победила Реформация. В нояб. 1522 г. великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт фон Бранденбург-Ансбах посетил в Виттенберге М. Лютера и в февр. 1523 г. обратился к рыцарям ордена с призывом отказаться от целибата и вступить в брак. Для проповеди лютеранства в Пруссию прибыли посланники Лютера И. Брисман, П. Сператус, А. Озиандер . В 1523-1524 гг. приняли лютеранство Помезанский еп. Эрхард Квайс и Самбийский еп. Георг Поленц, последний в мае 1524 г. начал секуляризацию мон-рей и церковных владений в Самбии. 8 апр. 1525 г. был подписан Краковский мир между находившимися в состоянии войны Польшей и Тевтонским орденом, по которому орден был преобразован в герцогство Пруссия, подвластное Польше и наследственное в семействе Альбрехта. Вслед за тем в Пруссии было введено лютеранство. 6 июля 1525 г. Альбрехт провозгласил «реформационный мандат», 10 дек. утвердил новый церковный устав («Агенда»), по к-рому осуществлялся переход в лютеранство Самбийского еп-ва и частей Варминского еп-ства, входивших в герцогство Пруссия, эта территория была включена в протестант. Самбийское еп-ство. 25 авг. 1530 г. в Пруссии было официально принято Аугсбургское исповедание , герц-ство Пруссия стало 1-м лютеранским гос-вом. Николаевская лютеранская церковь в Кёнигсберге. 1838–1845 гг. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Николаевская лютеранская церковь в Кёнигсберге. 1838–1845 гг. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Хотя Самбийское и Варминское католич. еп-ства номинально продолжали существовать, на практике деятельность католич. Церкви на этих землях была прекращена. Попытка восстановить католические структуры в Пруссии, предпринятая польск. примасом в 1577 г., оказалась неудачной. С 1605 г. в Кёнигсберге официально существовала община поляков-католиков. 7 нояб. 1611 г. польский сейм принял конституцию, которая утвердила свободу вероисповедания в Пруссии. После заключения Вестфальского мира в 1648 г. в Пруссии было установлено равноправие католиков, лютеран и реформатов (кальвинистов), однако это условие не всегда соблюдалось, особенно в отношении католиков и кальвинистов. Только в 1685 г., после того как великий курфюрст Бранденбурга-Пруссии Фридрих Вильгельм, кальвинист, подписал Потсдамский эдикт, в Пруссии возобладала политика веротерпимости.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

Капитализм: первая фаза Отталкиваясь от номинализма, мы можем проследить весь путь исторического либерализма – от Росцелина и Оккама до Сороса и Байдена. Для удобства разделим всю эту историю на три фазы. Первая фаза заключалась во внедрении номинализма в сферу религии. Коллективную идентичность Церкви, как ее понимал католицизм (и в еще большей мере православие), протестанты заменили отдельными индивидуумами, которые могли отныне толковать Священное Писание, опираясь только на свой рассудок и отвергая любую традицию. Так многие аспекты христианства – таинства, чудеса, ангелы, посмертное вознаграждение, конец света и т. д. – были пересмотрены и отброшены, как не соответствующие «рациональным критериям». Церковь как «мистическое тело Христа» была разрушена и заменена клубами по интересам, создававшимся по свободному согласию снизу. Это породило множество спорящих друг с другом протестантских сект. В Европе и в самой Англии, где номинализм дал самые основательные плоды, этот процесс был несколько сглажен, а самые яростные протестанты ринулись в Новый Свет и создали там свое общество. Так позднее, после борьбы с метрополией, появились США. Параллельно разрушению Церкви как «коллективной идентичности» (чего-то «общего») стали упраздняться сословия. На место социальной иерархии священников, аристократии и крестьян вступили неопределенные «горожане», а это и есть изначальное значение слова «буржуа». Буржуазия вытеснила все остальные слои европейского общества. Но именно буржуа и был оптимальным «индивидуумом», гражданином без рода, племени и профессии, но зато с частной собственностью. И новый класс стал перестраивать под себя все европейское общество. При этом наднациональное единство Папского престола и Западно-Римской Империи – как еще одно выражение «коллективной идентичности» – также упразднялось. А на его месте устанавливался порядок на основе суверенных национальных государств, своего рода «политических индивидуумов». После окончания 30-летней войны Вестфальский мир закрепил именно такой порядок.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/08/manife...

Пунктом его помешательства было то, что называется духовидением. Он воображал, что или он своим духом посещает жилища духов и ангелов, или духи и ангелы посещают его и что он получает от них откровения. Во всем остальном он был совершенно здравомыслящим человеком. Под влиянием своих фантастических видений и откровений Сведенборг в 1745 году пришел к убеждению, что он призван Богом объяснить настоящий смысл Священного Писания и основать новую совершеннейшую религию и новую церковь , названную им «Новым Иерусалимом». С этого времени он оставил все свои научные занятия и начал писать, как он говорил, по внушению Божию, сочинения религиозного содержания. Новая религия, которую проводил Сведенборг в своих сочинениях, имеет двойственный характер, какова была и духовная жизнь его самого, – рационализм и крайний мистицизм в соединении с крайне фантастической мечтательностью составляют ее характеристические черты. Священное Писание Сведенборг признавал за Откровение, но главным образом по его внутреннему смыслу, который он сам находил в нем, извращая своими мистическими толкованиями до последней степени даже исторические факты и лица. Основной догмат христианства о Святой Троице он совершенно отвергал, утверждая, что он противоречит и Священному Писанию , и разуму, под Сыном же Божиим и Святым Духом он разумел проявление Единого Божества. Искупление, по его мнению, состояло в том, что Единый Бог, сошедши на землю и приняв человеческий образ, вступил в борьбу с духами преисподней, которые покорили было людей своей власти, и победил их. Этим Он облегчил для людей самодеятельное обращение и обновление. Далее люди спасаются уже сами собою и не верою, а единственно только делами. После смерти человека, по учению Сведенборга, есть три различных состояния: мир духов, царство небесное и ад. Мир духов похож на настоящий, так что умершие вначале едва замечают перемену; здесь души умерших обнаруживают во всей полноте добродетели или пороки, с которыми они сжились на земле, и сами приготовляют себе переход в царство небесное или ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Лидеры мировых конфессий помолились о мире на межрелигиозной встрече 21.09.2016 Патриарх Константинопольский Варфоломей встретился в Ассизи с папой Римским Франциском , а также архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби , главным раввином Рима Риккардо Ди Сеньи, вице-президентом исламского университета Аль-Азхаром Аббас Шуманом, а также представителями других религий. Во время межрелигиозной встречи «Жажда мира: диалог религий и культур» более 500 религиозных лидеров со всего мира помолились о мире, сообщает «Радио Ватикана». Молитвенные богослужения о мире проходили в разных храмах и святилищах Ассизи. В Воззвании о мире, провозглашенном на межрелигиозной встрече, говорится, что насилие и терроризм противоречат подлинному религиозному духу. Как сказал на заключительной церемонии папа Франциск, великим недугом современной эпохи является равнодушие: «Этот вирус парализует, обездвиживает и делает нас бесчувственными, эта зараза затрагивает само средоточие религиозности, порождая новое, печальнейшее язычество: язычество безразличия». Папа упомянул о визите на остров Лесбос, где вместе с патриархом Варфоломеем он увидел своими глазами страдания беженцев, вызванные войной: «У нас нет оружия. Но мы верим в кроткую и смиренную силу молитвы. В этот день жажда мира превратилась в молитву к Богу о том, чтобы прекратились войны, терроризм и насилие». Папа подчеркнул, что «только мир может быть священными, а не война», и призвал к совместным действиям для строительства мира. «Сегодня мы молились не друг против друга, как, к сожалению, неоднократно случалось в истории. Не впадая в синкретизм и релятивизм, мы молились бок о бок, друг о друге», — добавил он. Первый Всемирный день молитвы о мире в Ассизи прошел в 1986 году по инициативе папы Иоанна Павла II. Известно, что следующая межрелигиозная встреча во имя мира состоится в сентябре 2017 года в Германии: в Оснабрюке и Мюнстере, где почти триста лет назад, в 1648 году, был подписан Вестфальский мир, положивший конец Тридцалитетней войне и провозгласивший уважение религиозных меньшинств в Европе. Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 21.09.2016 21:42:18

http://drevo-info.ru/news/21247.html

Попытки Константинопольских патриархов поставить в зависимость от себя Александрийскую Церковь как в прежние, так и в новейшие времена не имели успеха. Например, в 1845 году по смерти Александрийского патриарха Иерофея I Константинопольский патриарх, без сношения с александрийским клиром, поставил было на александрийскую кафедру одного из своих митрополитов, Артемия, но александрийский клир, заявив посланиями к другим патриархам и автокефальным Церквам о своем праве на избрание своего патриарха, согласно канонам церковным и преданиям своего патриархата, отстоял за собой это право и избрал в патриархи своего архимандрита Иерофея II. Из патриархов Александрийских в описываемый период более замечательны следующие. 1 . Иоаким I, управлявший Александрийской Церковью 78 лет (1487–1565 гг.) и отличавшийся святой жизнью. 2 . Мелетий Пигас (1588–1601 гг.), бывший в свое время на Востоке одним из главных деятелей на пользу Православия. Получив первоначальное образование в Падуан­ском университете, он, по возвращении на родину, принял монашество и сначала в одном критском монастыре, а потом на Синае и в клире Александрийской Церкви посвятил себя изучению Священного Писания и церковных догматов по отеческим творениям. Его богословские познания были весьма обширны. Избранный в 1588 году по указанию своего предшественника, Сильвестра, на Александрийскую кафедру, Мелетий выступил ревностным бойцом за Православие против латинской пропаганды, усилившейся в то время как на Востоке, так и в Западной России. В своих поучениях, посланиях и сочинениях он раскрывал заблуждения латинян и предохранял право­славных от их происков. В Западную Россию, где в то время латиняне подготовляли унию, он посылал с письмами своего экзарха, знаменитого впоследствии Кирилла Лукариса. Кроме того, Мелетий отличался строго благочестивой жизнью и мудростью в управлении. Когда Константинопольская патриархия после Иеремии II пришла в крайнее расстройство, патриарший синод, не избирая нового патриарха, предложил Мелетию (1597 г.) принять на себя управление Константинопольской Церковью в звании Местоблюстителя, и он, насколько возможно было в то тяжелое время, упорядочил дела патриархии. 3 . Герасим Спарталиота (1621–1630 гг.), ревностный поборник Православия, с твердостью отклонивший попытки кальвинистов войти в общение с Александрийской Церковью. В 1629 году голландский посланник в Константинополе предложил ему под условием единения с кальвинистами устроить в Египте училища и типографию на счет Голландии, но патриарх с достоинством отвечал, что единение с людьми иной веры есть не более, как ложный мир, который опаснее открытой войны; относительно же училищ заметил, что было бы дело хорошее, если бы в них были православные учители догматов, если же там будет учить хоть один иноверный, он не может дать своего соизволения на открытие училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он стал проповедовать свое собственное учение, которое состояло в следующем. Мир человеческий весь погружен в заблуждение и разврат; посему Бог призвал новых людей (т. е. Мюнцера и его последователей), просвещенных Его светом и вразумленных Его духом, чтобы произвести реформацию во всем. Католические и лютеранские правители не только бесполезны, но и вредны, так как они извратили заповеди Божии. Все религиозные обряды католиков порождены суеверием и корыстолюбием, а потому они должны быть не только отменены, но и уничтожены. Крестить младенцев, не могущих еще иметь веры, не следует. Церковь должна быть только обществом святых. Все люди, как дети одного и того же Отца небесного, как братья во Христе, как происшедшие от одного прародителя, должны быть равны не только в отношении священства, но и в отношении гражданского и общественного положения. Поэтому у всех должно быть все общее; не должно быть никакого начальства, никаких законов, никакой собственности. Ради учреждения на земле такой Церкви или Царствия Божия нужно искоренить всякое нечестие и истребить всех нечестивцев, т. е. всех несогласных с учением Мюнцера. Так как Мюнцер признал крещение во младенчестве не истинным, то он потребовал от своих последователей, чтобы они вновь были окрещены, почему они и стали называться анабаптистами, или перекрещенцами. Своим учением Мюнцер увлек преимущественно тогдашних немецких студентов, августинцев, горожан, крестьян и рабочих и в конце концов произвел ту религиозно-политическую революцию, которая известна в истории под именем «крестьянской войны»: церкви были разрушены, священники избиты камнями, «масляные идолы» (иконы) истреблены, школы закрыты, более 20,000 невинных бессердечно умерщвлено. 15 мая 1525 года под Франкенгауфеном Мюнцер был взят в плен и 30-го мая казнен. В 1533 году, под предводительством кровожадного, развратного и беспредельно властолюбивого преемника Мюнцера, известного Иоанна Лейденского (Иоанна Бокгольда), анабаптисты предприняли в вестфальском городе Мюнстере новое истребление «нечестивых», не щадя ни больных, ни детей, ни стариков, ни старух, сожгли книги и картины, разгромили Церкви, предварительно принесши в жертву на алтарях множество кошек, собак и крыс.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

3) Коллегиальная система. Представители ее смотрели на церковь исключительно, как на общину, основанную на договоре, в которой все члены равны между собой и которая, получив теперь назад свои права, незаконно присвоенные в продолжении многих столетий католической иерархией, перенесла их на государя. По этой теории, в лице государя различаются два вида прав: права величества относительно церкви (ius majestatis circa sacra), которые происходят из существа верховной власти и принадлежат государю, как государю, безотносительно к исповедуемой им лично религии, и права церковного правительства, которые первоначально были коллегиальными правами церкви и только через перенесение с нее перешли на государя. Реформация и вызванные ей новые политические принципы могущественно повлияли и на отношения католической Церкви в тех государствах, которые остались ей верными. Иначе и быть не могло. Реформация разрушила средневековое единство христианского общества, и вестфальский мир (1648 г.) после ЗО-летней войны доставил равноправность трем христианским вероисповеданиям: католическому, протестантскому и реформатскому. Таким образом, в каждом государстве, для которого условия этого мира были обязательны, явились три или две церкви, над которыми государю – какого-бы он ни был вероисповедания – равно принадлежало jus majestaticum. Поэтому, хотя католические государи, именно – императоры, и удерживали средневековый титул advocatus ecclesiae, но с ним соединялся теперь уже совершенно другой смысл. Они могли теперь покровительствовать католической церкви, не ограничивая и не нарушая прав, предоставленных вестфальским миром другим вероисповеданиям. С другой стороны, так как протестантские государи, в силу того же международного акта, получили верховную власть над католическими церковными учреждениями, если таковые находились на их территории в момент заключения вестфальского мира, и так как эта власть ничем не отличалась от той, какую они имели относительно протестантской церкви: то понятно, что и католические государи должны были стать в такие же отношения к своей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

строго было воспрещено. Еще более успеха имели иезуиты в Парагвае, где 1616 г., удалив оттуда испанцев, завели республику, в которой были и духовными пастырями и правителями. Но и сие здание, которым наиболее славились иезуиты, по заключении трактата между Испанией и Португалиею, было открыто и совершенно разрушено. Торговля, оружие и колонии испанцев и португальцев распространяли христианство в Америке, Азии и Африке. Сверх сего употреблялись различные средства для возвращения протестантов к Церкви Римско-католической 263 , и имели некоторый успех; ибо некоторые даже из владетельных лиц и из ученых мужей обратились к сей Церкви 264 . Перевороты и потрясения на Западе § 62. Не отлагая прав своих на отторгнутые от нее члены, Римско-католическая Церковь как возмущала покой других, так и сама терпела многие бедствия и потрясения. В Польше происходила почти беспрерывно брань католиков с диссидентами, под именем которых (с 1622) разумели всех не католиков. Диссиденты были лишаемы достоинств и изгоняемы (например, 1658 вместе с социанианами); им запрещалось строить церкви и делались другие притеснения: почему и они не оставались в бездействии, и заключали иногда между собою союзы (например, 1570 г. Сендомирский). Наконец таковые смятения обратили внимание других держав (1768) и только с разделением Польши (1795) кончились. В Германии и Австрии, в 17-м в., свирепствовала 30-летняя война, начавшаяся в отечестве Иоанна Гусса (Богемии), после того как Аббат Бравнавский запретил протестантам продолжать строение их церкви. Победы Тилли и Валленштейна еще более отягчили участь не-католиков, так что император указом (Restitutions-Edict) потребовал от них возвращения всего, что перешло к ним по договору Пассавскому; но их сторону принял король шведский Густав Адольф (1630) и разбил полководцев императорских 265 . Хотя при последней победе сам Густав лишился жизни, но дух его и после действовал в войсках шведских, подкрепляемых Франциею. Наконец, после многих потерь, с той и другой стороны, при миролюбивом Фердинанде III (1648) заключен был Вестфальский мир, утвердивший вполне договор Пассавский и свободу протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

В 1555 году Карл V, отказавшись от престола королевского, в пользу сына своего Филиппа, в от императорского, в пользу брата своего Фердинанда, отправился (1556 г.) в эстремадурский монастырь Юста, и здесь умер (1558 г.). Последователи Лютера, усиленные миролюбивым расположением к ним преемников Карла (1558–1569 г.), разделившиеся (1563 г.) на две враждебные половины, из коих каждая имела сильную опору в державах иноземных, не примиренные с латинами и собором тридентским (1564 г.), не встретившие (1574–1581 г.) одобрения отступлениям своим на православном востоке 107 , не пришедшие в единомыслие между собою при посредстве «образца согласия» 108 , то стесняемые, то ограничиваемые, то нетерпимыые, то истребляемые, то постыждаемые, то терявшие покровительство законом, вообще лишаемые прав и преимуществ в Австрии (1576 г.), Кельне (1583–1584 г.), Страсбурге (1592–1604 г.), Штирии (1596–1598 г.), Пруссии (1598 г.) и в других местах, начали близиться к уничтожению. В начале XVII века (1608 г.) они поставлялись даже в крайность – возвратить латинам значительное число архиепископий, епископий и церковных имений, присвоенных ими со времени аугсбургского мира. При таком положении дел, они составили тогда во владениях анспахских, в агаузенском монастыре, союз для охранения свободы немецких сословий и, в случае притеснения которого-нибудь из них, для совокупного действования в его защите, а когда при короле богемском Фердинанде нарушена была (1618 г.) грамота Величества, данная богемцам (1609 г.) Pyдoльфoм II, утверждавшая за ними свободу вероисповедания, с оружием в руках явились в канцелярию штатгалтеров прагского дворца, выбросили оттуда за окно двух членов правления с их секретарем, захватили в свои руки правительственную власть, овладели государственными доходами, изгнали иезуитов, снарядили войско, низложили избранного в преемника императору Матфию (†1619г.) Фepдuhahдa II, и провозгласили (1619 г.) королем Фpuдpuxa V, курфирста пфальцского, начальника своего союза 109 . Открылась тридцатилетняя война, вначале (1620–1628 г.) угрожавшая последователям Лютера совершенным подавлением, – вследствие двух побед над императорскими войсками, одержанных покровителем их шведским королем Густавом Aдoльфoм II, одной под Лейпцигом (1631 г). а другой при Люцене (1632 г.), обещавшая им полное торжество, – по смерти Густава Адольфа от ран под Люценом, не сопровождавшаяся уже особенными успехами в пользу самовольных преобразователей латинства, а вследствие блистательной победы, одержанной (1634 г.) императорскими войсками над шведами при Нердлингене, утвердившая перевес за императором во всей южной Германии. Совершенное истощение обеих партий и всеобщее желание мира прекратили, наконец, кровопролития. В 1648 году подписав был в Мюнстере и Оснабрюке вестфальский мир, и лютеране получили наконец полную свободу вероисповедания 110 . § 230. Источники сведений о заблуждениях лютеран

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010