Когда прекратились войны Карла с Франциском, Император решился оружием смирить непокорных протестантов. А Папа Павел III в это время созвал против них собор в тирольском городе Триденте. Члены Шмалькальденского союза тоже приготовились к войне. С горестью смотрел Лютер на приближавшееся кровопролитие. Кроме этой скорби мучили реформатора разные нападки на значение его в Виттенбергском университете. – Среди душевных тревог таких застигла его многосложная болезнь, от которой и умер он в родном городе Эйслебене, куда прибыл по приглашению графов Мансфельдов. Находясь в предсмертных жестоких страданиях, Лютер не примирился с Римскою церковию и ее патриархом, им оскорбленными. Напротив он отходит с ненавистью к, ним; часа за три до смерти он сказал своим сыновьям и друзьям: молитесь Богу, чтобы Евангелие Его процветало; ибо тридентский собор и гадкий папа сильно восстают на него. Либо не знал реформаторы, либо не вспомнил в сем случае замечательного изречения блаженного Августина : я не поверил бы Евангелию, если бы не убедил меня в том голос кафолической Церкви. Но этому изречению надлежало вполне оправдаться в общине христиан, отторгнутых Лютеровою реформою от Церкви римской. Смерть постигла Лютера 18 февраля 1546 года. Его друзья и последователи почтили тело реформатора великолепным погребением в Виттенберге 16 . Хотя Император и покорил себе силою оружия членов Шмалькальденского союза в 1546 году, но в 1552 г. был принужден союзом Курфирста Морица с Франциею и членами сего союза предоставить по договору в Пассаве полную свободу протестантам в делах веры и гражданское равенство с католиками. Си права протестантов окончательно были присуждены за ними в 1555 году на Аугсбургском сейме, так называемым Аугсбургским миром. Впрочем, спустя немного более полвека этот религиозный мир нарушен жестокою и продолжительною войною католиков с протестантами и только в 1648 году протестанты окончательно приобрели себе в Германии свободу в богослужении и уравнялись в правах с папистами вестфальским миром, заключившим тридцатилетнюю войну. Во всех прочих государствах Европы, где принята реформация, водворение ее сопровождалось кровопролитиями так же, как и в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Таким образом, все попытки католической церкви провести реформы для укрепления внутрицерковных основ в борьбе с протестантством были лицемерны, в действительности католическая иерархия старалась только закрепить законодательно все те привилегии, которые она обманным путем внедрила в церковь и которые по существу являлись искажениями и извращениями христианской жизни. Все это привело к победе протестантства. В 1555 году был заключен Аугсбурский мир между католиками и протестантами. Согласно ему свобода выбора религии оставалась за князьями. Какой веры князь, такой веры должны были придерживаться и его подчиненные. Если проанализировать события начала Реформации, то складывается такое впечатление, что папы особо не ратовали за церковное единство, для них важнее был вопрос собственного благополучия. Они провели больше войн и вложили больше средств в борьбу за власть, чем приложили усилий для предотвращения Реформации и борьбы с протестантизмом. После раскола папы начали постепенно терпеть поражения от императоров, терять свою силу и авторитет. Так, уже Карл V наложил «вето» на избрание папы. Король получил право запрещать избрание кандидатов на папский престол, если тот или иной кардинал его не устраивал. Одновременно происходит и упадок веры среди народа. Вера отходит на второй план в личной жизни и теряет святость в сердцах обезверившегося населения. «По всей Европе пошатнулось опиравшееся на Библию средневековое понимание. Со времени заключения Вестфальского мира религия уже не оказывает всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни. Воинствующий католицизм после Реформации закосневает и выдыхается; церковь и папство занимают по отношению к идеям эпохи оборонительную позицию» 263]. 323 А идеи антихристианские в это время расцветают пышным цветом, и в авангарде их стоит оккультизм, который к этому времени настолько окреп, что перешел в наступление на христианство. Многие короли отвернулись от католической церкви, вступали в тайные оккультные общества, ища в них средство для укрепления своей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

единство Божие и тайну Святой Троицы признавать по определению первых четырех Вселенских Соборов; воплощение, жизнь, страдание, смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа исповедывать по Символу Апостольскому; признавать, что оправдание приобретается одной верой без добрых дел; что вера должна производить добрые дела, но они, впрочем, знаки нашего повиновения Богу и не служат к нашему оправданию; Дух Святой ниспосылается через таинства; действия же Его открываются по мере одной веры; в Церкви таинств только два: крещение и причащение; в Евхаристии вместе с хлебом и вином причащающиеся принимают Тело и Кровь Христову; отпущение грехов в покаянии необходимо, но не необходимо исчисление их; призывать в молитве Святых и совершать поминовения по усопшим не должно; обет безбрачной жизни, посты, праздники, исключая Господских и дня воскресного, уничтожаются; правление Церковью вручается гражданскому начальству; впрочем, Церковь имеет коллегии и консистории из своих служителей.   Аугсбургский и потом Вестфальский мир утвердили свободу протестантского вероисповедания в Германии.    Из Германии протестанство распространилось и утвердилось в Пруссии, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Дании и Англии. Последние четыре страны, приняв протестантство, удержали однако свою прежнюю иерархию.    Начало реформатскому вероисповеданию положили Цвинглий, бывший проповедником в Цюрихе, и Кальвин, проповедник женевский. Оба они жили в одно время с Лютером и в своем учении отличались от него только следующими положениями: что в Таинстве Причащения хлеб и вино суть только символы Тела и Крови Христовой; что воля Божия без всякого отношения к свободной воле человека предопределяет одних к вечному блаженству, а других — к вечному мучению; что Церковь не должна иметь никаких украшений.   Секта социниан основана в XVI веке Фавстом Социном. Учение их состоит в следующем: единственный источник спасительного учения заключается в Священном Писании; но в нем не должно допускать ничего, что противоречило бы разуму.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

С этого момента распад Христианского мира уже не остановим. Через полвека является Лютер - предтеча гражданских войн и разрушительных революций Нового времени. В Кальвинизме мы уже видим, фактически, семя Ветхого завета, проросшее на христианской почве. «Народ избранных» - это лишь новое переиздание «избранного народа». Любопытно, что само устройство реформистской церкви Кальвина повторяет устройство иудейского синедриона: во главе новой «реформистской церкви» стоит духовная интеллигенция, фрондирующая аристократия и олигархия. Сама же новая «церковь» обретает вид революционных ячеек, покрывающих густой сетью Европу (прежде всего, Англию и Юг Франции).В лице кальвинистской церкви и ее «нового народа» Новый мир объявляет весь прочий мир «проклятым» и объявляет ему (то есть, Римской Империи и Католической церкви) войну на уничтожение. Из народных масс, напуганных эсхатологическими ожиданиями и разагитированных пуританскими проповедниками, Кромвель собирает свою образцовую «красную армию» - идеальную машину для сноса существующего миропорядка. Скоро придет конец старой королевской Англии. В огне 30-летней войны сгорит традиционная католическая Европа, и Вестфальский мир положит конец ее единому имперско-христианскому миропорядку... 4. Марксизм Итак, перед нами - готовая схема Революции, созданная на века вперед. Дальнейшее течение Истории австрийско-американский ученый Эрик Фогелен удачно назовет «каскадом гностических революций». К началу ХХ-го века этот «каскад» достигает своего бурного максимума в учении марксизма. Учение Маркса - это все то же модернизированное мессианство, где мессией выступает уже не иудейский народ или новый «народ избранных» как у Кальвина, а пролетариат, «рабочий класс». А его фундаментальным «талмудом» становится уже не «Наставления в христианской вере» Кальвина, а «Капитал». Опора нового революционного учения на нового мессию-гегемона также вполне понятна. Индустриальная революция согнала крестьян с земли, превратила их в изгоев. Эти огромные массы, наполнившие города, лишенные корней, представляли собой мощную потенциальную силу хаоса, которую оставалось лишь разбудить. Дать темным необразованным массам (человеческому сырью индустриального мира) идею, консолидировать и бросить на уничтожение остатков традиции - именно эту программу и задает марксизм.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/31/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР урегулирование отношений между католич. и протестант. князьями в Свящ. Римской империи герм. нации путем предоставления права имперским чинам выбирать вероисповедание, что означало правовое и институциональное признание протестантизма. Был заключен 25 сент. 1555 г. на рейхстаге в г. Аугсбурге. По соглашению из 22 пунктов между имп. Карлом V , после заключения А. р. м. отрекшимся от престола, и герм. курфюрстами, только католичество и лютеранство (но не кальвинизм , цвинглианство , баптизм и др.) признавались 2 офиц. вероисповеданиями в границах империи. Религ. принадлежность жителей того или иного княжества определялась волей князя (лат. jus reformandi, позднее сформулированное как принцип «cujus regio, ejus religio» - чья власть, того и вера). Те из подданных, кто не соглашались вслед за правителем принять др. исповедание, должны были покинуть пределы княжества (jus emigrandi), предварительно распродав свое имущество. В имперских городах допускалось сосуществование обеих конфессий (в том случае, если там до этого уже были и католич., и протестант. общины). Архиепископы, епископы и прелаты при переходе в лютеранство теряли свой сан, должности, церковные права и бенефиции (т. н. reservatum ecclesiasticum - мера по защите интересов католич. Церкви). Бывшие церковные имущества, находившиеся во владениях протестантов на момент заключения договора в Пассау (1552), сохранялись за новыми владельцами. Замещение должностей католиками и протестантами в центральных имперских органах управления (в первую очередь в имперской судебной палате - Reichskammergericht) осуществлялось на паритетной основе. А. р. м. первоначально задумывался как временное соглашение до окончательного урегулирования на Тридентском Соборе , однако из-за того, что Собор не решил этого вопроса, он регулировал межконфессиональные отношения в Германии вплоть до заключения Вестфальского мира в 1648 г.

http://pravenc.ru/text/76804.html

Весьма важно и то, что идеи абсолютизма окончательно оформляются и реализуются на практике в результате губительных процессов Реформации и Ренессанса. Эта мысль блестяще выражена у либерального историка Оскара Йегера: " Вестфальский мир, заключенный в 1648 г., существенно знаменует собою, что европейские державы, - то есть их государи и руководящие люди, словом, все, несшие на себе непосредственную политическую ответственность, а не укрывавшиеся за облаками фимиама, как римские пастыри и подобные им лица, - признали совершившийся факт прочного разрыва с Церковью. Стыдно подумать, что для усвоения посредственностью (которая и составляет большинство) понятий, кажущихся столь простыми нам, позднейшим, потребовалось так много времени и так много крови: лишь теперь, через 100 лет по смерти Лютера, после тридцатилетней, свыше всякой меры губительной войны, это понятие получило право гражданства и было засвидетельствовано многими европейскими договорами. В тот же момент в Англии восторжествовало направление, начертавшее на своем знамени свободу совести, притом из побуждений более высоких, нежели извне навязанная необходимость. Для верующего и для богослова, для христианского или вероисповедного идеализма, Церковь продолжала существовать, и этот достойный уважения идеализм, как и бессмысленная политическая фразеология, говорит и поныне о " Церкви " не просто как об известном понятии, но как о действительности. В сущности, теперь были лишь " разные " Церкви: римско-католическая, греко-восточная, несколько евангелических различных оттенков, как лютеранская, кальвинистская, англиканская и пр. Религиозные идеи не утратили вполне своей силы, ни в ближайшем периоде времени, ни в позднейшую эпоху; если это и бывало, то в ограниченных пределах и на короткий срок; но дело было в том, что эти идеи не владели уже миром преимущественно или исключительно, и это составляло огромный прогресс. Вместо церковной идеи выступала теперь идея государственная. Она заявляла свои верховные права даже в гугенотской войне, и в " тридцатилетней " , и в английской революции, проводимая с настойчивостью такими могучими личностями, как напр., кардинал Сословно-аристократический элемент склонился перед нею, и так как всякая идея ищет органа, видимого образа, в который может воплотиться, то она нашла себе этот исход в сильной монархической власти (выделено автором. - А.Е.). Поэтому полтора века, протекшие со времени подписания Мюнстерского мира до нового созвания французских Etats generaux (Генеральных Штатов. - А..Е.), после 200-летнего покоя, - 1648-1789 (начало Французской революции, автор), - называют справедливо веком абсолютизма. Самым первым в ряду блестящих деятелей этого периода стоит Французский король Людовик XIV; последним - король Прусский, Фридрих II. Они выражают собою успех, сделанный человечеством в течение четырех или пяти поколений... " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Встреча, посвященная 500-летию Реформации, прошла в клубе " Ортодокс " ноября 2017 Ведущий встречи протоиерей Максим Плетнев отметил, что представленный фильм снят на профессиональном уровне, в нем явственно ощущается действие Божией благодати на героев - протестантов, обратившихся в православие. В создании киноленты участвовали бывший протестантский пастор, ныне руководитель миссионерского отдела Петрозаводской и Карельской епархии иерей Станислав Распутин, бывшие протестанты, ставшие православными, а также куратор клуба " Ортодокс " Валерий Веткин. Отец Станислав отметил, что никто не ожидал, что после выхода фильма сотни и тысячи протестантов " побегут " в православие. Цель этой киноработы - поставить вопрос, почему люди, имея одну и ту же Библию, по-разному ее толкуют.   " Я жил год в Германии, - рассказал Александр Антонюк. - Иногда в домах немцев встречал иконы, но в каждом доме непременно был портрет Мартина Лютера и его книги. Для них это авторитет, что-то вроде святого у нас. Считаю, что надо взять хорошие идеи, которые были у Лютера, и переосмыслить их, подумать, не приведет ли наша теплохладность, греховность к событиям, аналогичным Реформации. Это огромный урок, который нужно извлечь. И важно помнить, что дело не в каких-то внешних реформах: Христос учил, что у кого не произойдет изменения ума и сердца, тот не наследует Царствия Божия " . Протоиерей Максим Плетнев отметил, что, к сожалению, не всеми осознается факт, что христианский мир разделен, и не всеми верующими это разделение воспринимается как личная боль.   Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, когда он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои " 95 тезисов " , в которых выступал против злоупотреблений Католической Церкви, в частности, продажи индульгенций. Комплекс мер, предпринятых Католической Церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Протестантизм распространился по всей Европе в нескольких деноминациях. Протестантами называются не только последователи Лютера - лютеране, но и Жана Кальвина - кальвинисты, Ульриха Цвингли - цвинглиане и другие. К протестантам причисляют также последователей англиканства, возникшего особым путем.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Через германские ворота, около полудня и вступили в Лейпциг Император Александр с Прусским Королем. Воронцов получил орден Александра Невского. После Лейпцигской победы, состоя в армии Бернадота, Воронцов занял Кассель, а часть отряда его, легкие войска, преследуя Вестфальского короля, первые дошли до Рейна. Сам Воронцов, находясь вместе с Вернадотом, пройдя через Ганновер, оставлен у Гамбурга, со Строгоновыми удерживая покушения Даву пробиться. Отвлеченные в эту сторону дивизии графов Орлова и Воронцова вступили во Францию только в феврале 1814 г. Воронцов в отряде Випцегероде был при сдаче Суассона и лично ввел войска в городские ворота (19-го февраля). Затем ему принадлежит честь удержания Наполеона при Краот (22-го и 24-го февраля) где наши были в четверо слабее. Много легло здесь храбрых, но прибытием подкрепления силами князя Васильчикова, явилась возможность отойти с честью, не оставив ничего в жертву неприятелю. Французы потеряли 8000 человек, мы – 6000 и это отступление покрыло славою графа Воронцова, получившего Георгия 2 ст. Здесь, если бы Блюхер не бездействовал, Наполеон мог быть совсем и безвозвратно разбитым, благодаря стойкости войск наших и умным распоряжениям Воронцова, успеху которого мешало несоразмерное превосходство сил неприятеля. Не полная удача здесь, была причиною победы через день (26-го февраля) при Лаоне. За этим поражением последовал подход союзников к Парижу (17-го марта). Марта 18-го Воронцов, стоявший в резерве у Обер-Вилье, послал пять полков взявших Ла-Вильет и преследовали французов до ворот Парижа, где велено им было остановиться. Вечером составлена была капитуляция о сдаче столицы Франции, и 19-го марта союзники вступили в нее. Мая 18-го подписан мир и 22-го пошла обратно армия, в авангарде которой, в корпусе Ермолова, был Воронцов, командуя 12-ой дивизией. Войска наши были уже в Царстве Польском, когда получена весть о бегстве Наполеона с острова Эльбы (1815). Пришлось вторично идти к Парижу и вступить в окрестности его, откуда к осени опять потянулись домой. Одним из наиболее тяжелых на этот раз условий мира для Франции, было содержание в течение 5-ти лет гарнизонов союзников. В 18-ти крепостях гарнизонные войска во Франции отданы в команду герцогу Веллингтону и в армию его вошел отдельный русский корпус, вверенный в команду Воронцова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из оборонительной позиции по отношению к Реформации папство вывел Тридентский вселенский собор. Решения Тридентского собора на полтысячи лет закрепили догматы католической церкви, а на обновление веры ответили новациями, реформами. Укрепленное и обновленное здание церкви не только выдержало бури Реформации, но вскоре оказалось способным отвоевать часть утерянных позиций. После прошедшего в середине XVI века вселенского собора средневековая папская монархия не просто была восстановлена, а возник последовательный по своим идеям, современный по своим средствам, использующий все виды духовного оружия папский абсолютизм. Этот современный папский абсолютизм был зеркальным отражением расцветавшего в рамках национальных государств светского абсолютизма. В результате активной папской деятельности, направленной на осуществление католической реформы, Рим стал в конце XVI - первой половине XVII века центром агрессивной контрреформации, целью которой было отвоевание утраченных позиций. На службу этой цели были поставлены в одинаковой мере политическая и военная сила католических монархий, гигантски выросшая машина инквизиции, запрещающие списки и папские конгрегации. Однако в эпоху религиозных войн выяснилось, что протекающие на заре Нового времени, даже начавшиеся под религиозными лозунгами сражения за власть проходят не по рецептам папства, а как таковые имеют свою самоцель: это бои за национальные или династические интересы. Тридцатилетняя война была еще религиозной войной, но, когда она кончилась, противостояли друг другу уже не католики и протестанты, а католики и католики. В соответствии с этим папа не раз поддерживал католического французского короля, выступавшего в союзе с протестантами, против католического императора. При заключении Вестфальского мира интересы папства уже не были учтены, и его значение в секуляризирующейся политической сфере и в сфере власти было сведено до минимума. Если попытаться периодизировать историю соответственно основным проблемам исторического развития, то увертюрой к Новому времени, к буржуазной эпохе была Английская буржуазная революция (1640), а для папства ею однозначно был Вестфальский мир 1648 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

Годом позже за проповедь, в которой он противопоставил стремление найти опору в земных ценностях самоотверженному следованию за Христом из темницы этого мира в мир, не принадлежащий человеку, К. был осужден церковной общественностью. В 1937 г., после проповеди в поддержку помещенных в концентрационный лагерь Нимёллера и 700 его последователей, К. был арестован и пробыл 25 дней в тюрьме, где закончил работу над кн. «Странствующий народ Божий» (Das Wandernde Gottesvolk). В 1940 г. из-за непримиримой позиции по отношению к «Немецким христианам» К. вынужден был покинуть Вестфальский синод Исповедующей церкви. В том же году его призвали на службу в вермахт и отправили на Западный фронт, откуда вскоре из-за болезни перевели в Париж. В февр. 1941 г. по требованию прихожан его демобилизовали, но в 1943 г. призвали вновь, на этот раз в Грецию в качестве артиллериста. В 1944 г., при отступлении нем. войск из Греции, К. был легко ранен, по выздоровлении вновь отправлен на фронт. В марте 1945 г. был взят в плен амер. войсками и направлен в лагерь для военнопленных близ г. Бад-Кройцнах. По возвращении домой он получил должность профессора НЗ в ун-те Мюнстера. С 1946 г. К. преподавал в Майнце, с 1951 г.- в Гёттингене. К этому времени относится его публичная полемика с Бультманом о проблемах исторической реконструкции новозаветной истории. С 1959 г. и до выхода на пенсию в 1971 г. К. преподавал в Тюбингене. В этот период он занимался преимущественно изучением Евангелия от Иоанна и богословия ап. Павла. Помимо преподавательской и литературно-богословской деятельности К. активно участвовал в работе Международной религиеведческой академии (Académie Internationale des Sciences Religieuses), Об-ва библейской лит-ры и экзегетики (Society of Biblical Literature and Exegesis), был членом (с 1951) и президентом (в 1971-1972) Сообщества исследователей Нового Завета (Studiorum Novi Testamenti Societas). За заслуги в области изучения богословия К. было присвоено звание почетного доктора ун-тов Марбурга, Дарема, Эдинбурга, Осло и Йельского ун-та.

http://pravenc.ru/text/1684101.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010