Ослабив протестантов, император взялся опять за объединение их с католиками. По его поручению, в 1548 г. было составлено согласительное исповедание веры — аугсбургский интерим, который должны были принять обе стороны. Католики настаивали на безусловном возращении протестантов к католичеству. Протестанты видели и интериме подрыв своей веры, и император, чтобы их заставить, стал их преследовать. Но в 1552.г дела протестантов улучшились. Хитрый и неверный герцог саксонский Мориц, лютеранин, но поддержавший императора, объявил с другими князьями войну Карлу V и заставил его заключить с протестантами выгодный для них договор в Пассау (1552 г.). На основании этого договора в 1555 г. последовало решение сейма, под названием аусбургского религиозного мира. Лютеранам была предоставлена свобода веры, однако, с тем ограничением, что на будущее время право менять веру получали только князья, но не их подданные. Последние должны были исповедовать веру их государей. Но и это постановление не внесло настоящего мира. Иезуиты, выступившие на защиту католичества в 16-м веке, только усиливали раздражение протестантов. Начались насильственные действия с обеих сторон. В 1608 г. князья заключили " протестантскую унию " . В 1609 г. образовалась " католическая лига " . В 1613 г. германский император и вместе с тем король богемский, Фердинанд II, воспитанник иезуитов, отнял у протестантов в Богемии две церкви. Там поднялось восстание. Богемцы избрали себе другого короля. Этим было положено начало тридцатилетней войне. Германия разделилась на северную — протестантскую— и южную — католическую. Перевес в борьбе, в которой на стороне католиков были крупнейшие полководцы Валленштейн и Тилли, был сначала на стороне католиков. Положение изменилось, когда вмешался протестантский выдающийся полководец, шведский король Густав Адольф. Он высадился в Германии в 1630 г. В 1632 г. он разбил при Люцене Валленштейна, но сам погиб в сражении. До этого Густавом Адольфом был разбит Тилли, умерший от ран. Потом императорским войскам удалось нанести крупные удары шведам. Но против императора выступила Франция, и положение католической партии значительно ухудшилось. Германия за время этих войн подверглась полному разорению. Некоторые местности совсем опустели, в других население питалось травой и кореньями. Люди одичали и пали духом. В стране распоряжались иностранцы. Настоятельно требовалось заключение мира. В 1648 г. был заключен Вестфальский мир , которым окончательно была утверждена равноправность в Германии всех протестантов и католиков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Так плачевно кончился знаменитый поход герцога масона! Через некоторое время французы оперились; у них народились и боевые генералы, и сам непобедимый Наполеон. Роли переменились; не немцы пошли на Францию, а французы на Германию и это было им легко: на их стороне были Ночные Братья. Масоны грудью стали за Наполеона в ошибочном убеждении, что он их человек, почти их раб, и что, благодаря его военному гению, им удастся, наконец, добиться желанной, давно преследуемой ими цели: уничтожения христианства, монархии, семьи и собственности. В этой надежде, они терпеливо сносили и его деспотический нрав, и его необузданную склонность воцарять членов своей семьи на все сделанные им же «вакантными» троны Европы. Так продолжалось до 1807 года. Но когда Наполеон основал Вестфальское королевство и назначил королём этой новоявленной державы своего брата Иеронима, тут Ночные Братья прозрели, и с этой минуты непобедимый дотоле полководец вдруг стал победим. От поражения к поражению, они довели своего бывшего любимца сначала до острова Эльбы, а потом и до острова Св. Елены. Но я забегаю вперёд. Возвращаюсь к 1792 году. За последнее время, благодаря своим несомненным успехам во многих странах мира, масоны стали общительнее между собой. Эти сообщения, неизменно приправленные невероятным, душепретящим самохвальством, иногда представляют собой большой исторический интерес. Так появилась в 1908 году в Париже, на французском языке, брошюра некоего Флейшмана, под заглавием: «Наполеон I и франк масонство». В ней автор с циничной откровенностью пишет: «по приказанию высоко почитаемого мастера, братья Бёмер, Эйкенмейер и фон Штейн открыли ворота крепости Майнца Кюстину (осенью 1792 года.)» и далее «Накануне Аустерлица собралась в палатке ложа соединённых французских и австрийских братьев. Поклялись исполнить взаимный уговор. Братья будут щадить братьев. Друг друга убивать не станут, возьмут только в плен и пленники лелеянные, уважаемые пойдут в неприятельские, но ласковые очаги ожидать мир, который император (Наполеон) продиктует побеждённым профанам». 44

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nochnye-...

1620 . Начало просвещения христианством сибирских инородцев. 1626 . Смерть Бэкона Веруламского. 1631 . Открытие Киево-Мгилянской коллегии (в Киеве). 1632 . Учреждение первых регулярных войск в России. Основание Дерптского (Юрьевского) Университета. 1634 . Поляновский мир с Польшею. 1636 . Основание г. Тамбова. 1640 . Отпадение Португалии от Испании. 1642. Смерть Галилея. Устройство 1-го барометра Торичелли. 1646 . Смерть Петра Могилы . 1647 . Казацкий старшина С. И. Лежнев, первый проплыл Берингов пролив. 1648 . Основание г. Симбирска. Вестфальский мир. 1649 . Обнародование „Уложения“. Казнь Карла I в Англии. 1650 . Смерть Декарта. 1652 . Издание в Москве Кормчей книги. 1653 . Принятие Имеретиею русского подданства. 1654 . Основание г. Харькова. Присоединение Малороссии. 1655 . Начало раскола. 1658 . Основание Нерчинска. Учреждение духовной академии в Киеве. 1660 . Реставрация Стюартов в Англии. 1661 . Принятие калмыками русского подданства. 1667 . Андруссовский мир с Польшей. 1669 . Восстание казака Степана Разина. 1671 . Казнь Стеньки Разина и сдача Астрахани. 1672 . Рождение Петра Великого. 1674 . Смерть Мильтона. 1676 . † Епифаний Славеноцкий. 1677 . Смерть Спинозы. 1678 . Нимвегенский мир. 1682 . Уничтожение местничества. Основание славяно-греко-латинской академии в Москве. Первый стрелецкий бунт в Москве. Кончина Симеона Полоцкого . 1684 . Первое поселение русских в Пекине (столице Китая). 1685 . Второй стрелецкий бунт в Москве. Иоанникий и Софроний Лихуды открывают преподавание в Заиконоспасском училище. Отмена Нантского эдикта. 1686 . Начало регулярного войска в России (потешные роты). 1688 . Падение Стюартов в Англии. 1689 . Третий стрелецкий бунт в Москве. 1695 . Заведение флота в России. Смерть Лафонтена. 1696 . Кончина царя Иоанна Алексеевич а и начало единодержавия Петра I. Взятие Азова. 1697 . Покорение полуострова Камчатки. Заграничное путешествие Петра I. 1698 . Уничтожение стрельцов. Основание Таганрога. 1699 . Учреждение ордена Андрея Первозванного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1529 году на сейме в Шпейере от имени императора, который к этому времени заключил перемирие с французами и примирился с папой, предложено было привести в исполнение постановление Вормского сейма 1521 года относительно изгнания Лютера, а также отменить постановление Шпейерского сейма 1526 года в пользу Реформации. Большинство голосов было на стороне партии католической, поэтому предложение императора было принято. Но приверженцы Реформации представили против этого протест, в котором провозглашали новое положение, что в делах религии решение должно принадлежать совести каждого, а не большинству голосов. С этого времени всех принадлежащих к реформаторской партии стали называть протестантами. В 1530 году на сейме в Аугсбурге с согласия императора, который присутствовал здесь лично, протестантские князья представили свое исповедание веры, составленное Меланхтоном, которое потом стало известно под именем Аугсбургского исповедания. На это исповедание католические богословы представили свое опровержение. Император согласился с опровержением, после чего снова было подтверждено об исполнении вормского постановления 1521 года, а протестантам воспрещено было распространение своего учения, ввиду предполагавшегося всеобщего собора. Но собор, на котором так настаивал император, не состоялся, вследствие нежелания папы Климента VII (1523–1534 гг.) созвать его; протестанты же между тем в 1531 году в Шмалькальдене заключили новый союз для защиты реформации силой оружия. Поэтому император, не ожидавший такого оборота дела и не приготовившийся к войне, вынужден был войти с протестантами в соглашение и в 1532 году в Нюренберге заключил с ними мир, которым партии католическая и протестантская обязывались до всеобщего собора или другого сеймового постановления не стеснять одна другую в делах веры. Это так называемый первый религиозный мир. Нюренбергский мир, однако, не сопровождался действительным примирением враждовавших партий – натянутые отношения между католиками и протестантами продолжались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Насилие и терроризм противоречат подлинному религиозному духу, говорится в воззвании саммита 21 сентября. ПРАВМИР. Патриарх Константинопольский Варфоломей встретился в Ассизи с Папой Римским Франциском, а также архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби, главным раввином Рима Риккардо Ди Сеньи, вице-президентом исламского университета Аль-Азхаром Аббас Шуманом, а также представителями других религий. В о время межрелигиозной встречи « Жажда мира: диалог религий и культур »  более 500 религиозных лидеров со всего мира помолились о мире, сообщает  «Радио Ватикана». Молитвенные богослужения о мире проходили в разных храмах и святилищах Ассизи. В Воззвании о мире, провозглашенном на межрелигиозной встрече, говорится, что насилие и терроризм противоречат подлинному религиозному духу. Как сказал на заключительной церемонии Папа Франциск, великим недугом современной эпохи является равнодушие: «Этот вирус парализует, обездвиживает и делает нас бесчувственными, эта зараза затрагивает само средоточие религиозности, порождая новое, печальнейшее язычество: язычество безразличия». Папа упомянул о визите на остров Лесбос, где вместе с Патриархом Варфоломеем он увидел своими глазами страдания беженцев, вызванные войной: «У нас нет оружия. Но мы верим в кроткую и смиренную силу молитвы. В этот день жажда мира превратилась в молитву к Богу о том, чтобы прекратились войны, терроризм и насилие». Папа подчеркнул, что «только мир может быть священными, а не война», и призвал к совместным действиям для строительства мира. «Сегодня мы молились не друг против друга, как, к сожалению, неоднократно случалось в истории. Не впадая в синкретизм и релятивизм, мы молились бок о бок, друг о друге», — добавил он. Первый Всемирный день молитвы о мире в Ассизи прошел в 1986 году по инициативе святого папы Иоанна Павла II. Известно, что следующая межрелигиозная встреча во имя мира состоится в сентябре 2017 года в Германии: в Оснабрюке и Мюнстере, где почти триста лет назад, в 1648 году, был подписан Вестфальский мир, положивший конец Тридцалитетней войне и провозгласивший уважение религиозных меньшинств в Европе.

http://pravmir.ru/lideryi-mirovyih-konfe...

Орудия Страданий как символы и священные знаки – напоминания о событиях Страстного пути – прослеживаются в западной живописи с XIV в. 1715 Они сгруппированы вокруг Креста в композициях «Месса св. Григория» 1716 XV в. из музея Клюни (вестфальская школа, ил. 3) и Государственного Эрмитажа (Средний Рейн? – ил. 4). Картина из Эрмитажа примечательна еще тем, что содержит текст, рекомендующий «пять раз читать Pater Noster и Ave Maria» при созерцании образа – этим достигается «мир и единство истинной веры» и дается «отпущение грехов на девяносто три тысячи лет» 1717 . Орудия Страданий показаны здесь вдоль поперечной перекладины Креста; Нерукотворный образ помещен на алтаре под евхаристической чашей. В 1216 г. в Риме было отмечено чудо: хранившийся там Нерукотворный образ 1718 неожиданно поднялся со своего места и распрямился. Это сочли знаком Божией милости; папа распорядился обращать к образу молитву об отпущении десяти грехов. Должно быть, это обусловило распространение образов-индульгенций, одним из которых является памятник из Эрмитажа. Отпущение десяти грехов 1719 , очевидно, отражается в рекомендации читать молитвы именно десять раз: пятикратно «Отче Наш» и столько же «Ave». Необходимо отметить, что в контрреформационной культуре конца XVI–XVII в. тема Страданий Христа и образы Страстных орудий получают дальнейшее развитие и распространение. Создаются гравюры с весьма примечательными особенностями изображения орудий Страданий. Так, на гравюре Иеронима Вирикса «Святой Бернард Клервоский» около 1610 г. представлен св. Бернард с орудиями Страданий в руках, справа на поперечной перекладине Креста помещен Сударий св. Вероники 1720 . Очевидно, обращенный в мир пафос этого образа не только и не столько в том, что Бернард Клервоский известен борьбой с еретиками и противостоящими папской власти (эта тема особенно актуальна в период резкого противостояния реформации и контрреформации в XVI–XVII вв.), но и в особенностях мистических текстов св. Бернарда, который выше всего ставил размышление над темой Воплощения Спасителя, Его жизнью и смертью – «знание о Распятом Иисусе» 1721 . В таком случае святой предстает как посредник в возможности постижения глубины смысла Жертвы и Страстного пути Христа, а также помощник в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неблагоприятное для протестантов постановление аугсбургского сейма заставило их теснее сблизиться между собой. В 1531 г. они заключили (в Шмалькальдене) оборонительный союз. Однако опасения их пока были напрасны. Карл V, занятый войной с Францией и угрожаемый со стороны Турции, не мог предпринять решительных мер против последователей нового учения. Но вражда двух партий – католической и протестантской – с каждым годом усиливалась. Лютер глубоко скорбел, видя, что начатое им дело должно разрешиться кровопролитием. Когда Лютер умер в 1546 г., обе враждебные стороны стояли друг против друга с оружием в руках. К этому времени император освободился от внешних врагов и борьба возгорелась. Во главе протестантского союза стояли курфюрст саксонский Иоанн и ландграф гессенский Филипп. На сторону Карла V перешел самый даровитый из протестантских князей, Мориц, герцог саксонский. Равнодушный к вере, он имел в виду усилиться при зтих благоприятных обстоятельствах. Действительно, Карл V, разбив протестантов и в том числе курфюрста саксонского, передал его земли и курфюрстское достоинство Морицу. Но Мориц, достигнув своей цели, изменил Карлу; он неожиданно двинулся против него со своей армией и едва не захватил его в плен. Император должен был спасаться бегством. Измена Морица имела решительное влияние на судьбу реформации. Карл V убедился теперь, что он не может подавить новое религиозное учение, и вынужден был уступить протестантам. В 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир, по которому глава германской империи и католические государственные чины ее отказывались от насильственного преследования лютеранства. Они признавали гражданскую равноправность лютеран, обещали неприкосновенность приобретенных ими доселе церковных имуществ и на будущее время предоставляли всем светским государственным чинам полную свободу принимать аугсбургское исповедание и обязывать к тому же своих подданных. Карл V, для которого единство империи – политическое и религиозное – было целью жизни, решился удалиться со сцены после того, как рушились его планы. В том же 1555 году он отрекся от престола и удалился в Испанию, в монастырь св. Юста. Через два года он умер. Состояние протестанства от Аугсбургского до Вестфальского мира (1555–1648 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Упадок папства в эпоху просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648-1815) Е. Гергей. История папства С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни. Воинствующий католицизм контрреформации закосневает и выдыхается; церковь и папство занимают по отношению к идеям эпохи оборонительную позицию. В результате завершившихся в середине XVII века религиозных войн католики и протестанты стали равноправными. В то время как начавшаяся в Англии в 1640 году буржуазная революция в первую очередь радикально покончила с феодальным обществом и феодальной церковью, по всей Европе пошатнулось опиравшееся на Библию средневековое миропонимание. Это был час рождения мира, основанного на точном, достоверном его знании, которое в первую очередь связано с идеями Декарта. Развитие буржуазного общества, центр экономического развития и политической борьбы перемещаются на северо-запад. Точно так же и центр идеологической борьбы перемещается в регион Атлантики. Вопреки этому папы, претендовавшие на руководство латиносредиземноморской культурой, вплоть до 1822 года сохраняли приверженность Птолемеевой системе мира, средневековому миросозерцанию! К середине XVII столетия в католической Европе, признававшей еще век - полтора века назад примат папы, возникли три религиозные сферы: Сфера, где верховенство духовной и религиозной власти папы не подвергалось сомнению: Италия, Испания, Португалия; католический мир. Сфера, где сосуществовали католицизм и протестантизм: Франция, Германия (и Венгрия), но где решения Тридентского собора никогда не были полностью осуществлены; это сфера сосуществования разных религий.

http://sedmitza.ru/lib/text/441665/

Религиозные конфликты в Европе в XVI–XVII веках . Процесс религиозного брожения не оставил в стороне и государей Европы, результатом чего являлись как преследования инакомыслящих, так и целые религиозные войны. Конфликты на вероисповедной почве в XVI–XVII вв. происходили во Франции, Нидерландах, Германии, Чехии, Австрии, Швейцарии, Англии, Шотландии и Ирландии. Наиболее кровавой среди них явилась Тридцатилетняя война (1618–1648), охватившая Чехию, Австрию, Германию, в которой также принимали участие Франция и Швеция. Вестфальский мир (мирный договор), заключенный в 1648 г. в Мюнстере, положил конец религиозным войнам на Европейском континенте. Однако жестокие политические столкновения на религиозной почве получили тогда развитие на Британских островах. Пуританство . Часть англичан, ставшая держаться учения Кальвина, стала называть себя «пуританами» («очистителями»). Вначале XVII в. их в Англии было не более 15% населения, однако со временем их число и политическое влияние заметно возросли. Пуритане враждебно относились к Англиканской Церкви, и прежде всего к тому иерархическому принципу, по которому она была устроена. В 1640 г. пуритане, главным образом представители городской буржуазии, составляют большинство в Английском парламенте. В мае 1641 г. они ограничивают власть короля, лишая его права роспуска парламента. При этом они объявляют себя верховным судом и выносят смертный приговор архиепископу Уильяму Лоду – старшему иерарху Церкви Англии. Это приводит в октябре 1642 г. к религиозной гражданской войне, в которой пуритане во главе с Оливером Кромвелем одерживают победу над сохранявшими верность королю и Церкви Англии дворянами («всадниками»). Английский король Карл I был казнен в январе 1649. г., а уже в мае парламент, из которого до того были изгнаны все сторонники монархии, провозглашает в Англии республику. Однако такое положение продлилось недолго. После смерти Кромвеля в 1658 г. пресвитериане (то есть умеренные пуритане) заключили союз с монархистами, и в 1660 г. была восстановлена Английская монархия, а на следующий год – государственная Англиканская Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Достаточно вспомнить знаменитое «дело Дрейфуса» (1896-1906), показавшее столь тотальную продажность юридической системы Франции, что у всей Европы перехватило дух. «Дело Дрейфуса» раскололо европейский мир, накалив его до точки кипения и став во многом прологом Первой мировой войны. Еще более символична история «культурного террора» начала XVI в., когда до христиан Европы начали доходить факты многочисленных антихристианских кощунств, обнаруженных в еврейских религиозных книгах. Скандал обрел общеевропейский размах, а «диспут о еврейских книгах» вылился в десятилетие горячего противостояния «гуманистов» и традиционалистов (1507-1516). Победили «гуманисты», причем на стороне последних оказались и император и даже папа. Увы, уже в это время в Европе все можно было купить за деньги. Не был исключением и папский двор. «Процесс» пробудил революционный дух Европы и стал естественным прологом Реформации. Но один из самых трагических эпизодов европейской исторической памяти - Цареубийство. Казнь короля Карла в 1625г. в Англии ознаменовала начало нового «вестфальского порядка» Европы, когда, вместо единой власти Церкви и Римской Империи, в христианском мире восторжествовала власть национальных государств, а вместо единого христианского человечества - политически враждующие «нации», которых стало очень удобно стравливать друг с другом. Первым же непосредственным следствием Цареубийства стал геноцид католической Ирландии, в которой, после походов карательных экспедиций Кромвеля, осталось едва ли более 10% населения. Непосредственно за казнью Людовика XVI в. 1793 г. последовал геноцид традиционной католической Вандеи. В долгосрочном же плане силам разрушения с помощью внедренных в сознание европейцев идей «свободы, равенства, братства» удалось взломать всю традиционную парадигму христианской Европы. Убийство Николая II в 1918-м г. в России стало началом уничтожения русской культуры, аристократии и народа. Убийством Царской семьи силы разрушения открыли эпоху глобального террора против традиционной христианской цивилизации, каким стал весь ХХ век, и которая продолжается и сегодня.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/18/ma...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010