Западные богословы в XVI и XVII столетиях так усердно настаивали на том, что Библия учит о неподвижности земли и вращении солнца, что когда восторжествовало учение о движении земли, у многих составилось убеждение, что Библия стоит в несогласии с этим учением. В этом пожелали увидеть один из важных аргументов против признания Библии богодухновенной. Такой взгляд существует и поныне. Отсюда следует, что и поныне вопрос о взаимоотношении Библии и астрономии нельзя считать устарелым и праздным. Прежде отрицали астрономические теории во имя Библии, теперь во имя этих теорий отрицают Библию, прежде нападали на астрономов, теперь на богословов. Прежде астрономы принуждены были разъяснять, что обвинения их в безбожии и неверии неосновательны, теперь богословам приходится разъяснять, что обвинения Библии в ошибках и заблуждениях есть результат незнания и непонимания Библии. Имея в виду эту цель, католический богословский факультет в Париже предложил на соискание премии Гюйгенса следующую тему: „Исходя из того факта, что в ту эпоху, когда христианское богословие формулировало своё вероучение, безраздельно царили ошибочные космологические представления, 1) изучить влияние, которое имела геоцентрическая космология (учение, представлявшее землю центром мира) на способ понимания христианских догматов, именно догмата искупления и доктрин эсхатологических; 2) исследовать взаимоотношение этих догматов с научными представлениями о вселенной: отношения догмата об искуплении человека к учению о малости земли, к гипотезам о многочисленности обитаемых миров, отношения христианского учения о небе, аде, конце мира, воскресении к новым космологическим теориям“. На соискание премии было представлено восемнадцать мемуаров, увенчана премией была работа Ортолана, кото- —313— рая затем и была издана особой книгой, заглавие которой выписано нами. Книга эта поднимает много интересных вопросов, и мы думаем, что изложение и разбор её на русском языке могут быть не лишними и небесполезными. Книга начинается извлечением из доклада Гульста парижскому богословскому факультету о работе Ортолана, как вполне заслуживающей премии Гюйгенса и вполне отвечающей той цели, для которой учреждена эта премия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мне хотелось уяснить себе всю историю восточного и русского духовничества и все его значение в древней Руси, – в церковном быте, общественном строе и религиозном миросозерцании. Как видите, замыслы мои были широкие. Но удалось пока исполнить лишь незначительную часть задуманного. В предлагаемой книге я успел обследовать лишь половину первоначальной истории духовничества (с до пол. IX в.), потому что вопрос оказался гораздо сложнее, чем мне представлялось это ранее. В такое живое время как наше, полное движения, за- —376— хватывающего интереса и трагизма, едва ли кто из почтенного собрания, кроме двоих подневольных читателей (– разумею официальных оппонентов), имел терпение прочесть мою скучную книгу, предлагаемую на обсуждение. Поэтому я позволяю себе еще злоупотребить вниманием учёного собрания и по возможности немногословно формулировать её содержание. С понятием „духовного отца“ в восточной церкви с XII в. и в древней Руси соединилось представление, как о священнике – совершителе таинства покаяния, – а вместе с тем, как о руководителе, – пастыре тех верующих, над которыми он совершал таинство и которых называл своими детьми духовными. Духовный отец или духовник был в то время особым органом церковной власти, органом тайной исповеди и своего рода пастырем. Духовничество представляло особый церковный институт. Этот институт, начальную историю которого я излагаю в своей книге, очень несложен. Однако, не смотря на всю свою несложность и простоту, он имеет довольно сложную, во многом неясную и продолжительную историю. Термин „духовный отец“ появляется в христианской письменности IV в., но только в XII столетии приобретает свое полное значение, которое указано. В институте духовного отца, по тогдашнему представлению, как можно видеть, два элемента: канонический – источник духовно-отеческих полномочий и власти (иерархический сан духовного отца и епископское поручительство) и пастырский – внутренняя и внешняя организация взаимных нравственно-бытовых отношений духовного отца и детей. Спрашивается, связаны ли неразрывно оба эти элемента и постоянно ли существовали они вместе в изучаемом явлении? Оказывается, нет: появились они не сразу. И в постепенном выяснении каждого из них, затем во взаимном их сближении и состоит вся первоначальная история изучаемого института.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Доцент Иван Андреев по кафедре новой гражданской истории прочитал студентам I курса истории Франции до новейшего времени. И.д. доцента Павлом Соколовым по кафедре психологии студентам II курса прочитаны: 1) введение в психологию (теоретические, исторические и методологические вопросы; обзор литературы); 2) общая психология (исследование душевной жизни в ее целом, в связи с ее телесными условиями): 3) специальная психология (исследование душевной жизни в ее отдельных явлениях). И.д. доцента Илья Громогласов по истории и облачению русского раскола прочитал студентам III курса всю историю старообрядческого раскола и отношений к нему русской церкви и государства, с преимущественным обращением внимания на эпоху возникновения названного раскола и с историко-полемическими замечаниями о разностях его с православною церковью в учении и обрядах. Кроме того, в первой половине года вел вне-лекционные практические занятия, имевшие целью ознакомление студентов с некоторыми памятниками древнерусской письменности (Слово Феодоритово и др.) и с процзведениями православной противораскольнической полемики. И.д. догмата Павел Тихомиров по кафедре истории философии прочитал студентам II курса введение в науку, характеристику философии древней и средневековой и истории новой философии от Декарта до Канта включительно —34— т.е. обзор систем Декарта, Гёлинкса, Мальбранша, Спинозы, Локка, Берклея, Юма и Канта. И.д. доцента Николай Городенский по нравственному богословию прочитал студентам IV курса: о психологических основах нравственности, о сущности и историческом положении христианского нравственного учения и об основных понятиях христианской этики. И.д. доцента Сергей Смирнов по предмету истории русской церкви читал студентам III курса киевский период истории. 1) Религиозные движения среди народов русской равнины в VII-X вв. 2) Появление христианства среди варягов. 3) Утверждение его в Киеве. 4) Распространение христианства в продолжение периода. 5) Управление русской митрополии. 6) Епархиальное управление. 7) Приходское духовенство. 8) Памятники церковного законодательства. 9) Монашество. 10) Просвещение. 11). Религиозно-нравственное состояние общества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—156— Принятое автором разделение на периоды представляется вполне естественным. Только последняя часть сочинения с формальной стороны не совсем соответствует своему наименованию. В значительной степени она представляет собой не столько „общие выводы“, сколько такое же рассмотрение предмета, которое составляет содержание и трёх предшествующих частей. Немалым достоинством сочинения г. Воронова является его живое, искреннее, доходящее даже до некоторого увлечения, отношение к своему предмету. Такое отношение придаёт его работе особенный интерес и ценность, но, к сожалению, нередко является и недостатком. Автор с горячим сочувствием относится к старокатолическому движению и ко всем тем исследователям, которые стоят на его стороне; но, с другой стороны, встречаясь с антагонистами старокатолицизма, никак не может сдержать в должных границах своё к ним нерасположение, которое выражается иногда в резких и даже совсем не литературных формах. Это же увлечение заставляет его в конце работы несколько уклониться от прямой задачи своего исследования и увлекаться проектами преобразований, польза которых в отношении к рассматриваемому вопросу может ещё представляться весьма проблематичной. Желательно было бы, чтобы автор с большим вниманием остановился на исследовании причин враждебного отношения известной части нашей богословской науки к старокатолицизму. В разных местах сочинения на этот вопрос даются некоторые разъяснения; но, благодаря их разбросанности и не всегда достаточной рельефности, цельного впечатления не получается. Встречаются в работе автора и некоторые мелкие ошибки, как напр. на стр. 10, 22, 214, 216. Приложенный в конце сочинения полный библиографический указатель литературы по рассматриваемому вопросу заслуживает большего одобрения. В общем признаю сочинение г. Воронова вполне удовлетворительным для кандидатской степени“. 10) Ординарного профессора Митрофана Муретова о сочинении студента Воскресенского Ивана на тему: „Первосвящен- —157— ническая молитва Господа в связи с учением Иоанна Богослова о Логосе“:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—169— В 1898 году в Милане на почве материальной необеспеченности рабочего класса возникло возмущение революционного характера. Общественное мнение заметило в беспорядках участие клерикалов и правительство, подавив беспорядки, распустило многие общества католического Действования, закрыло некоторые клерикальные газеты и предало суду наиболее замешанных в беспорядках представителей клерикальной пропаганды, не стесняясь даже их духовным саном. Надежды на возвращение светской власти пап путём государственного переворота должны были рассеяться навсегда. Итальянское правительство оказалось слишком сильным; с Австрией оно было в союзе, а с Францией начиналось взаимное сближение. 4 . Затихшее было движение „Молодых Католиков“ после событий 1898-го года обнаружилось снова и на этот раз с большей силой и успехом. Влияние времени и окружающей жизни с их новыми демократическими и социальными движениями, с значительною силой охватившими современную Италию, не могли не отразиться и на католиках. Для консерваторов и для той части клира, которая лелеяла политические цели, новые движения казались удобным средством „к возвращению средних веков с их корпорациями надеждой на возвращение к этому далёкому прошлому и на переустройство общества в форме новой теократии или диктатуры Церкви над миром“, – словом являлись удобной краской для придания нового вида их старым теориям. „Молодые“ находили в этих движениях нечто большее. Они „стремились проникнуть непосредственно в новую мысль, жизнь и в новый мир; внимательно исследовать новые идеалы и стремления и усвоить себе на будущее время то, что было в них хорошего и определённого; снова пересмотреть отношения нового времени к Христианству и к Церкви, и, отбросив предубеждения, устранив созданные мыслью и привычками времён упадка препятствия, улучшить эти отношения“. Желая примирить современные веяния с католичеством, представители „молодых“ католиков выдвинули против программы непримиримых: „никакой вопрос не может обсуждаться прежде разрешения Римского вопроса“. Собственную формулу: „прежде общественные вопросы, а по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

богословию истина требует однако признать, что многое сделано было для богословской обработки учения об искуплении уже в святоотеческой литературе, давшей здесь гораздо более беглых или отрывочных эпизодических замечаний: в святоотеческой литературе, по моему мнению, намечен путь и указан образец для дальнейшей разработки предмета в богословии в полном соответствии с духом Евангелия, с его учением о Боге, как Любви в нераздельном единении с правдой. К сожалению, патристическое богословие не оказало по разным историческим причинам должного влияния на разработку учения как в западном, так и восточном богословии. В после патристический период точкой отправления научно-богословской разработки учения послужило средневековое латинское богословие в лице так наз. юридической Анзельмовской теории искупления, потом подвергнувшейся значительной переработке и „усовершенствованию“ с точки зрения дальнейшего развития положенного в основу учения начала юридического в богословии протестантском, где и до сих пор не видится конца этой богословской обработке догмата искупления во всевозможных направлениях. Среди разных направлений богословской мысли в изъяснении догмата об искуплении однако следует отметить с особенной силой проявившееся к данному моменту и весьма симпатичное по своим стремлениям направление в современном научном богословии христианского запада. Это-то направление, особенно заслуживающее внимания, которое явилось в истории догмата несомненною реакцией юридическому или господствующему схоластическому направлению в изъяснении догмата и стремится в своей обработке учения об искуплении, не разрывая с Церковью в противоположность рационализму, остаться вполне верной этическому воззрению Библии на искупление и общему духу и учению Евангелия. По всей справедливости это движение в современном богословии следует назвать реформационным, поскольку оно ставит себе задачей исправить традиционную схему учения об искуплении в соответствии с требованиями недовольной ею христианской совести. Русское богословие в истории научно-богословской обработки учения об искуплении по многим историческим причинам и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > А.Солженицын и ИМКА 02.03.2018 3347 Время на чтение 9 минут В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. В связи с этим Правительство РФ предложило ЮНЕСКО объявить 2018 год годом Солженицына. Давайте рассмотрим, откуда А.И. Солженицын черпал свои исторические конструкции, которые вошли в его публицистические и литературные труды. В октябре 1982 года в Нью-Йорке, на пресс-конференции, посвященной 20-летию журнала «Religion in Communist Dominated Areas», супруга писателя Наталья Дмитриевна Солженицына заявила, что самой лучшей помощью, которую когда-либо получали она и её супруг, была помощь, оказанная Полом Андерсоном. А спустя 30 лет, уже в Москве, на конференции, посвященной 90-летию издательства «YMCA-Press», она сказала буквально следующее: строительным материалом для их с Александром Исаевичем знаний, мировоззрения и душ являлся журнал «Вестник РСХД». Эти признания Н.Д. Солженицыной взаимосвязаны: Пол Андерсон (1894-1985) - секретарь международной протестантской (преимущественно американской) организации YMCA (Young Men " s Christian Association) , РСХД (Русское студенческое христианское движение) - отделение YMCA, созданное в среде русской эмиграции так называемой первой (послереволюционной) волны, «Вестник РСХД» - его печатный орган, выходящий в парижском издательстве «YMCA-Press» («ИМКА-Пресс»). Главой этого русскоязычного издательства был Пол Андерсон. В «ИМКА-Пресс» вышли и «Август Четырнадцатого» Солженицына (в 1971 году), и его «Архипелаг ГУЛАГ» (в 1973 году). Причем исключительные права на издания своих произведений дал этому издательству сам Солженицын. Связь ИМКА с Россией имеет давнюю историю. В начале XX века ИМКА действовала в Российской империи непосредственно, открывая свои отделения во многих университетских центрах. Петербургскому отделению ИМКА покровительствовал один из высших сановников империи - принц Ольденбургский. После Февраля 1917 года в Россию прибыли сотни представителей ИМКА. Временное правительство создало для них режим наибольшего благоприятствования.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/asol...

Эстетика Достоевского. Б. 1923. стр. 104. Философия изобретения и изобретение философии. Пр. 1924. 1т. 272 стр., 2 т. 442 стр. Sllhuety ruskych hudebnika. Praha. Книга переведена на русский и сербский языки. Мат. Биб. I. Бл. 1931, и Мат. Биб. II. 1941. ЛЕБЕДЕВ И. Протоиерей Разруха Русской Православной Церкви в Америке. Бл. 1929. стр. 318. ЛЕВИЦКИЙ Сергей Александрович (1910) Родился в Либаве. Окончил Пражский университет 1939. Преподает в Америке, «Вашингтон». Основы органического мировоззрения. Франкф. 1947. стр. 250. Трагедия свободы. Франкф. 1958. стр. 350. Очерки по истории русской общестевенной и философской мысли. Франкфурт. 1968. стр. 216. ЛЕОНТОВИЧ Виктор Владимирович (1902–1960) Родился на Украине. Окончил гимназию в Киеве. Изучал русскую и византийскую историю и каноническое право в Праге. Профессор русского языка и истории во Франкфурте (1948–1960). Die Rechtsum uber Ivan IV. Stuttgart. 1949. Geachichte des Liberalismue In Russland. Frankfurt. A/M. 1957. ЛИПЕРОВСКИЙ Протоиерей Лев Николаевич (1888–1963) Сын священника, студентом медиком вступил в библейский кружок и увлекся миссионерской работой в Москве. Вольнопрактикующий врач в деревне (1913). В первую мировую войну работал на фронте. После революции уехал с семьей в Сибирь, попал в Китай. Участвовал в съезде Всемирной Студенческой Федерации в Пекине 1922. Был командирован в Европу для организации религиозной работы среди студенчества в эмиграции. Редактор «Духовного Мира Студенчества», 1–5. Прага-Париж (1923–1925). На съезде в Пшерове был выбран генеральным секретарем Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом 1923. В 1925 переехав в Париж, принял священство. Умер 3 февраля в Париже. Некролог. «Вестник Р.С.Х.Д. 68–69, 1963. Таинство христианского брака. Тарту Эстония. 1937 стр. 11. Сорок лет спустя. Поездка в Россию. П. 1960. рот. изд. Чудеса и притчи Христовы. П. 1962. стр. 177. Так говорит Дух Церкви. П. 1955. рот. изд. ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ Константин Константинович (1894) Родился 14 апреля в Петербурге. Окончил Медицинскую Академию (1918). Покинул Россию (1920). Окончил Медицинский факультет Флорентийского университета. Работал доктором в Канаде, в Колумбии, в Марокко и Эритрее. Участвовал с Николаем Рерихом в экспедиции в Индию и Тибет. Живет в Риме с 1940 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Основная тема собеседования – «Взаимодополняемость духовных ценностей и социальной ответственности согласно Халкидонскому догмату» 383 . В составе делегации Русской Православной Церкви в собеседовании приняли участие профессор ЛДА Н. А. Заболотский и доцент ЛДА Н. Д. Медведев. Можно надеяться, что развивающиеся с каждым годом отношения между Поместными Православными и Реформатскими Церквами будут способствовать дальнейшему взаимному обогащению обеих сторон религиозным опытом и духовной культурой. Заключение. Ленинградская духовная академия и современное экуменическое движение Прежде чем говорить о новом периоде в жизни возрожденной ЛДА и об участии ее представителей в деятельности Всемирного Совета Церквей, необходимо вернуться к первому десятилетию нынешнего столетия и упомянуть о том событии, с которого начинается официальная история экуменического движения, – о Всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге (Шотландия), проходившей в июне 1910 г. Печатный орган СПбДА «Церковный вестник» уделил этому международному церковному форуму большое внимание и, в частности, отметил, что он был «самым крупным событием в церковной жизни протестантского мира в минувшем месяце... Присутствовало всего около 1200 делегатов от 160 миссионерских обществ из всех частей света, больше всего из Америки... Главная цель конференции состояла в том, чтобы выработать общий стратегический план кампании для всей миссионерской армии, действующей в мире» 384 . После окончания первой мировой войны экуменическое движение во многих странах стало приобретать широкий размах, и можно предполагать, что СПбДА не осталась бы в стороне от этого процесса. Но, как известно, после упразднения Петроградского богословского института (в 1923 г.) и Высших богословских курсов в 1928 г. – богословских учебных заведений, созданных на основе СПбДА, в деятельности богословской школы в Ленинграде наступил 18-летний перерыв. Но те из ее питомцев и профессоров, которые волею судеб оказались за пределами Отечества, и в дальнейшем свидетельствовали об истинах Православия перед лицом инославного мира на различных экуменических конференциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

4. Статья впервые опубликована в 5 номере журнала «Путь», 1926 г. 5. От лат. caritas— уважение, расположение, любовь. В. Соловьев имеет прежде всего в виду, что этика антихриста посвящена служению ближнему. 6. «Филозой» — любитель животных (др. — греч.). 7. W. BOUSSET. Der Antichrist. Gott. 1895. 8. HIPOLYTUS. De Christo et antichristo. 6. Migne, Patr. Graca, 10 col. 754. 9. CYRILL. HIER. Catechesis XV, 12 (ср. 15). 10. ST. EPIIREΜ. De consumnatione seculi et de Antichristo. Opera omnia. Colonial 1613, pp. 221–222. 11. IOANNES DAMASENUS. «De fide orthodoxa», с. 26. Migne. P. G. 94 col. 1218. 12. GREGORIUS MAGNUS. Moralia. Iob. e. 25.c. 16 Migne P. L. 13. IRINAEUS LUGD. Contra haeresis. V. 25. Migne. P. I,. 14. THEODORETUS CYRENIUS. Haer. fabul. compendium, lob. V; c. 23. De anti christo. Mi. P. Z. 83. col. 532, 529. 15. CYPRIANUS. De immortalitate, c. 15. Mi. P. L. 16. THOMAS MALVENDA. De antichristo libri XI. Romae 1604. 17. Вильгельм Вейтлинг (1808–1871), немецкий рабочий, участник европейского коммунистического движения, трактовал коммунизм как царство всеобщего равенства и общей собственности. Считал, что в революциях основная роль принадлежит деклассированным людям, так называемым люмпен–пролетариям. 18. Деян. 17, 22–23. 19. Впервые опубликована в журнале «Вестник русского христианского студенческого движения», за 1926 г. 20. Впервые опубликована в журнале «Путь», за 1927 год. На русском языке это до сих пор единственная статья, посвященная яркому и талантливому французскому поэту Шарлю Пеги (1873–1914). 21. Настоящий маленький русский человек, как у Толстого (франц.). 22. Досл. «Журнал, выходящий один раз в две недели». Онбыл основан и издавался Пеги совместно с Роменом Ролланом. В этом журнале, в частности, было впервые опубликован с 1904 по 1912 гг. знаменитый роман Р. Роллана «Жан–Кристоф». 23. «Дома» (франц.). 24. Жак Маритен (1882–1973)— французский религиозный философ, представитель религиозного течения, получившего название «неотомизма». Был учеником Анри Бергсона, в 1906 г. принял католицизм. Друг Пеги.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010