Прага становится очень значительным центром православной церковной жизни " . 30 мая отец Сергий прочел на факультете свою первую лекцию на тему: " Церковное право и кризис правосознания " . Проживал отец Сергий, как и целый ряд других русских профессоров и преподавателей, в студенческом общежитии " Свободарна " , расположенном по адресу: Praha VIII-Liben c. p. 1110. " Свободарна " строилась для рабочих промышленных предприятий, которых в этом районе города было немало. Однако после начала " русской акции " здание предоставили русским студентам. Часть " Свободарны " была отведена под преподавательские квартиры. Эту часть называли " профессорским коридором " . В этом " коридоре " жили философ Н. О. Лосский, экономист П. А. Остроухов, юрист Д. Д. Гримм, социолог Н. С. Тимашев, экономист, историк и политический деятель П. Б. Струве. Здесь же поселился и отец Сергий Булгаков. Поскольку жилые комнаты в " Свободарне " были совсем маленькие, а многие профессора жили здесь вместе с семьями, то им предоставлялось, как правило, по несколько комнат. Например, Н. О. Лосский вспоминал, что занимал в " Свободарне " сначала " две, потом три комнаты " . Отец Сергий Булгаков устроил в общежитии временную часовню, в которой совершались богослужения для студентов . По инициативе отца Сергия в Праге начал выходить в свет журнал " Духовный мир студенчества " с подзаголовком " Вестник Русского христианского студенческого движения в Европе " . Первый его номер был подготовлен к печати уже в мае 1923 года. В предисловии к нему указывалась цель, которую ставит перед собой журнал: " Этот краткий печатный вестник ставит себе целью освещать действительную картину жизни студенчества и служить братскому единению и пробуждению духовных интересов... Через этот вестник мы будем делиться своим духовным опытом и этим окажем друг другу взаимную поддержку " . Первый номер журнала содержал информацию о деятельности Христианских студенческих кружков в Чехословакии, Венгрии, Франции, Югославии, Германии. Со второго номера кроме хроники здесь стали появляться авторские статьи.

http://pravoslavie.ru/5240.html

Другим опубликованным источником являются печатные издания, выходившие в годы войны на оккупированной территории Советского Союза и содержавшие информацию о религиозной жизни: газеты " За Родину " (Псков), " Псковский вестник " , " Лужский вестник " , " За Родину " (Дно), журнал Псковской Духовной Миссии " Православный христианин " , богослужебные календари и т. д. Часть этих изданий имеется в архивах Санкт-Петербурга и Москвы. Трудно переоценить и значение русских эмигрантских журналов, выходивших в Германии, Франции, Югославии, Венгрии, Словакии и США. Прежде всего, следует отметить статьи и публикации документов из православных периодических изданий военных лет – выходившей до лета 1944 г. газеты " Православная Русь " (Ладомирова, Словакия), журналов " Церковная жизнь " (Белград), " Церковное обозрение " (Белград), " Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа " (выходившего в 1942–1944 гг. в Берлине), " Бюллетень Представительства Архиепископа Берлинского и Германского для русских православных эмигрантских приходов в королевстве Венгрия " (Уйвидек – Нови Сад, Венгрия). После окончания Второй мировой войны некоторые из русских эмигрантских журналов публико­вали преимущественно религиозные материалы (в том числе военного периода), прежде всего " Вест­ник русского христианского движения " (Париж) и " Русское Возрож­дение " (Нью-Йорк). Отдельные работы по истории Русской Церкви в годы Второй мировой войны печатались в журналах " Грани " , " Посев " , " Континент " и других. Несколько периодических изданий в послевоенные годы изда­валось в своеобразном центре Русской Православной Церкви Заграницей – г. Джорданвилле (США): " Православная Русь " , " Православный путь " , " Пра­вославная жизнь " . Публикации в указанных журналах отражают взгляды представителей различных направлений русской церковной эмиграции: Американской митрополии (с 1970 г. автокефальной Американской Православной Церкви), Русской Православной Церкви Заграницей, За­падноевропейского экзархата, и зачастую страдают тенденциозностью и полемичностью. В то же время некоторые сюжеты из истории " религиозного возро­ждения " в годы Второй мировой войны на оккупированной территории СССР, катакомбного движения и др. освещались только в них. Можно использовать и самиздатовские религиозные журналы: " Ве­че " и " Надежда " . Их подборки хранятся в библиотеках Научно-инфор­мационных центров общества " Мемориал " .

http://religare.ru/2_94013.html

532 Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С.Соловьева . В 2 т. М., 1912–1913. О самом Е.Н.Трубецком С.Л.Франк писал, что он – «в первую очередь политический мыслитель (его главные научные труды посвящены политическим идеям в истории западного христианства) и политический деятель либерального направления. Но своим политическим идеям он дает религиозное обоснование. Следуя за Вл.Соловьевым (с которым он, как и его брат, был связан личной дружбой и с воззрениями которого он расходился лишь в некоторых деталях) он – один из самых благородных сторонников идеи христианского возрождения общественной жизни, представляя в этом направлении его антиутопическое, реалистическое крыло. Свое религиозно-философское мировоззрение он выразил в трудах, посвященных критике философии Ницше и Канта, и анализу учения Вл.Соловьева. Свое последнее произведение «Смысл жизни» (М., 1918, посмертно издано в 1922 г. в Берлине) он написал под трагическим впечатлением большевистской революции» ( Франк С.Л. Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. Антология. Вашингтон – Нью-Йорк, 1965. С.137). 535 Впервые: Вестник. Paris, 1950. 4/5 С.2–10. В настоящем издании печатается по журналу «Вестник Русского Христианского движения». (1977. 121. С.173–181). Публикация сопровождается следующим примечанием редакции: «Последняя статья С.Л.Франка , написанная уже во время предсмертной болезни». 536 Письмо Е.В.Селевиной от 2 августа 1873 г.//Письма Владимира Сергеевича Соловьева. СПб., 1911. Т.3. С.89. 538 Атеист Иван Карамазов, персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» рассуждает следующим образом: «...Принимаю Бога прямо и просто. Но вот, однако, что надо отметить: если Бог есть и если он действительно создал землю, то, как нам совершенно известно, создал он ее по эвклидовой геометрии, а ум человеческий, с понятием, лишь о трех измерениях пространства... Между тем, имеются геометры и философы, – рассуждает далее Иван Карамазов, – которые говорят о другой геометрии, неэвклидовой, о пространствах, в которых параллельные линии сходятся. ...Я, голубчик, решил так, что если я даже этого не могут понять, то где же мне про Бога понять? Я смиренно сознаюсь, что у меня нет никаких способностей разрешать такие вопросы, у меня ум эвклидовский, земной, а потому, где нам решать о том, что не от мира сего. Да и тебе советую об этом никогда не думать, друг Алеша, а пуще всего, насчет Бога: есть ли Он или нет? Все это вопросы совершенно несвойственные уму, созданному с понятием лишь о трех измерениях. ... В этом земном мире господствует зло и страдание, – показывает далее Иван, и делает вывод – Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять». (Достоевскй Ф.М. Братья Карамазовы. Собр.соч. в 15 т. Л., 1991. Т.9. С.264–265).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

1 Оправдание (лат.). 59 2 Обеденное время (англ.). 60 3 Жан Ко " Конюшни Запада " (фр.). 61 4 " горе имеем сердца " (лат.). 62 1 " Принципы – это то, что людям заменяет Бога… " (англ.). 63 2 " духовный отец " (англ.). 64 3 Уотергейт (англ.) - разбирательство противозаконных действий ряда лиц в связи с попыткой установить 65 4 М. Де Ломбьера " Дело Дрейфуса. Ключ к тайне " (фр.). 66 5 системой зубчатых колес (фр.). 67 6 1Кор.7:31. 68 1 1Ин.2:16. 69 2 От англ. " morbid " – болезненный 70 3 " консультирование " 71 4 " Я верю только тем свидетелям, которые дали перерезать себе глотку " (фр.). 72 1 " Без причастия жизнь меняется и вера уходит. Это так почти без исключения " (фр.). 73 2 " Где мудрость, которую знание заставило нас потерять? Где знание, которое мы заменили информацией? " (фр.). 74 3 Spence School – частная школа в Нью-Йорке, в которой работала Ульяна Сергеевна Шмеман. 75 4 Поль Валери: " Нельзя выйти из тени даже ненадолго без того, чтобы не вызвать ненависти многих " (Поль Валери) (фр.). 76 5 Грин: " Потеря чувства тайны Бога – более частое явление, чем можно подумать. Многие христиане заменяют Бога идолом, которого они называют Богом, которого составляют из разных соответствующих составляющих и которому поклоняются " (фр.). 77 1 РСХД – Русское студенческое христианское движение, основанное в 1923 году на учредительной конференции в г.Пшеров (Чехословакия). С Движением тесно связано парижское издательство " YMCA-Press " , выпустившее немало книг, сыгравших значительную роль в духовном становлении Русского Зарубежья и современной России. С 1928 года издается журнал " Вестник студенческого христианского движения " (позднее – " Вестник Русского христианского движения " ). О.Александр принимал в Движении активное участие. 78 2 возвращение к нормальной жизни (англ.). 79 3 " Хроники растраченного времени " Малькольма Магериджа (англ.). 80 1 профессорско-преподавательского состава (англ.). 81 2 аспирантуру (англ.). 82 3 убедительно изложить, передать (англ.). 83 1 Деревня под Парижем. 84

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Разумеется здесь главное сочинение Кальвина, его догматическая система, написанная на латинском языке под заглавием: Institutiones christianae religionis («Наставления христианской веры»). В том же 1900 г. закончено издание полного собрания сочинений Кальвина в Corpus reformatorum выпуском LXXXVI и LXXXVII томов Corpus’a, а творений Кальвина LVIII и LIX томов. В этих двух томах из сочинений Кальвина напечатаны всего только 13 проповедей, прежде не напечатанных. Зато оба тома наполнены разнообразными указателями, облегчающими изучение сочинений Кальвина. В 1900 же году вышел в свет второй том сочинений Кампшульте. Должно, наконец, упомянуть о лекциях на английском языке Киурег’а, вышедших под заглавием: Calvinism («Кальвинизм»), также о книге Бернуса: «Thodore de Beze à Lausanne». 1900 u. Уже этот перечень показывает, что на Западе каждый год появляются статьи, брошюры и даже обширные труды о Кальвине и кальвинизме на немецком, английском и в особенности на французском языке. У нас в России после выхода в свет книги г. Виппера ничего не появилось в печати о Кальвине и кальвинизме. Но раньше было напечатано в Православном Обозрении за 1878 и 1879-й годы обширное исследование Вл. Назоревского: «Иоанн Кальвин, реформатор XVI века». Профессор Виппер не упоминает о нём ни разу и, можно думать, не знает и о существовании его. Подобно огромному большинству наших светских учёных он, без сомнения, совершенно не знаком с русской богословской литературой. Впрочем, он имел под руками все те ино- —596— странные сочинения, которыми пользовался г. Назоревский, с прибавлением ещё тех, которые вышли в свет за последнюю четверть века, а потому ознакомление с сочинением г. Назоревского не могло иметь важности для профессора Виппера. Но если он не опустил из внимания даже незначительных статей в иностранных журналах, то из уважения науки в России следовало хотя бы упомянуть о труде г. Назоревского, во всяком случае, не маловажном и представляющим первый опыт в русской литературе, довольно обширного учёного исследования о Кальвине и кальвинизме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ему известны и важнейшие исторические памятники этого времени, и относящаяся к нему историческая литература. Степени кандидата богословия он заслуживает». 33) О сочинении студента Мигулина Александра на тему: «Внутренняя Миссия в Германии и ее оценка с православной астрологической точки зрения». а) И. д. доцента В. И. Виноградова : «Предмет исследования г. Мигулина – явление чрезвычайного значения в новейшей истории протестантизма Германии. Зародившись в восьмидесятых годах XVIII столетия, Внутренняя Миссия, постепенно развиваясь, превратилась в настоящее время в грандиознейшую сеть прямо-таки бесчисленных христианско-просветительных и благотворительных организаций и учреждений и получила силу «нового могучего реформационного движения в недрах лютеранской церкви», явившись как бы реставрацией реформационного движения XVI века (см. брошюру Behm " a – «Die Innere Mission eine kirchliche Reformbewegung des 19 Jahrhunderts»), приведшей идеологию и практику протестантской «церковной» жизни к решительному и в то же время любопытному кризису, равный которому едва ли можно указать в жизни протестантства. Изучение такого рода явления – дело настоятельной необходимости и высокой ценности для новейшей истории западного христианства уже с просто исторической точки зрения. И уже с этой точки зрения работа г. Мигулина должна быть приветствуема, как, безусловно, необходимая в русской богословско-исторической литературе. О Внутренней Миссии Германии наша литература доселе имела лишь несколько мелких статей иером. Христофора в журнале еп. Евдокима «Христианин» и данный в приложении к тому же журналу перевод книги Шефера «Внутренняя Миссия, ее работа и рабочие силы». На Западе Внутренняя Миссия породила вокруг себя обширнейшую литературу, описывающую и документально освещающую все разнообразнейшие —310— разветвления ее жизнедеятельности. Г. Мигулин со свойственным ему удивительным трудолюбием изучил важнейшую часть этой литературы (до последних NN журналов, посвященных специально делу Внутренней Миссии) и в результате дал: 1) обстоятельный научный очерк истории и современного состояния деятельности Внутренней Миссии: 2) характеристику идеологии Внутренней Миссии; 3) характеристику сущности идейного и жизненного кризиса, произведенного Миссией в недрах лютеранской «церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Экстраординарный профессор Александр Голубцов по церковной археологии и литургике преподал студентам IV курса; Введение в науку; историю древнехристианского, византийского и древнерусского храмов с их внутренним устрой- —34— ством и принадлежностями; краткий очерк западной храмовой архитектуры; историю древнехристианской, византийской и древнерусской церковной живописи с обзором важнейших памятников мозаики и миниатюры; историю литургии с очерком толкования ее на востоке и в России, и с историко-археологическим объяснением литургийного текста по современному служебнику; краткую историю обрядовой стороны св. таинств. Из предположенной в начале учебного года программы не выполненным, за недостатком времени, остался отдел о церковных песнопениях. Экстраординарный профессор Алексей Введенский по кафедре метафизики и логики студентам I курса изложил: 1) введение в философию; 2) курс метафизики и 3) курс логики, в связи с теорией знания. Экстраординарный профессор Сергей Глаголев по введению в круг богословских наук студентам III и I курсов прочитал; 1) о религии и науке в их взаимоотношении к наступающему XX столетию; 2) о религии, как психологической необходимости (критико-исторический обзор философских учений о религии со времени реформации до наших дней и раскрытие и обоснование существенных религиозных истин); 3) о религии, как исторической действительности (о верованиях доисторических народов и о религиях культурных народов древнего востока). Экстраординарный профессор, Анатолий Спасский по кафедре общей церковной истории студентам II курса преподал: 1) введение в науку: историко-критический обзор главнейших источников и пособий для церковной истории; 2) историю христианской церкви за первые три века ее существования; 3) историю тринитарных движений и первых двух вселенских соборов и 4) историю отношений между церковью и государством в IV-м веке. Экстраординарный профессор Василий Мышцын по Свя- —35— щенному Писанию Ветхого Завета студентам II курса прочитал: историю подлинного библейского текста и переводов – греческого, сирского, арамейского, самарянского, латинского, славянского и русского, их характеристику и оценку; основные правила критики библейского текста; предварительные сведения о Пятокнижии и толкование некоторых мест из него, преимущественно первых 10-ти глав книги Бытия; о происхождении, содержании и характере учительных книг: Псалтири, кн. Иова, Притчей, Екклесиаста и Песни Песней, с толкованием важнейших и труднейших мест из них; историю происхождения пророческих книг Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, их отличительный особенности в содержании и языке, объяснение важнейших мессианских отделов их; о происхождении ветхозаветного канона и истории его в христианской церкви; об общем характере неканонических книг и неканонических прибавлений, подробный сведения о книгах Товита, Юдифь и Маккавейских.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—174— (от чего полемика его почти всегда отличается крайней горячностью). Порядок рассмотрения полемико-догматических писаний Блаж. Иеронима в сочинении хронологический. Наибольшее внимание посвящается особенно важным полемическим сочинениям, именно: сочинениям против Руфина, против Иовиниана, против Вигилянция, против Пелагиан. Не ограничиваясь одним анализом содержания сих писаний, автор сообщает данные о времени и месте их происхождения, излагает историю учений или учителей, против которых они направлены, наконец, говорит о результате их или действии на христианское общество того времени. В заключении высказываются общие суждения о характере и важности полемико-догматических сочинений вообще. Из сочинения ясно что г. Линьков обстоятельно изучил полемико-догматические творения Блаж. Иеронима. Ему хорошо знакома и довольно богатая новейшая литература по этому предмету. Вследствие этого, он самостоятельно и с большим искусством излагает содержание полемических писаний Блаж. Иеронима, представляя в них наиболее существенное, не теряясь в мелочах и подробностях; исторические же и историко-литературные данные относительно означенных писаний отличаются правильностью и интересом. Правда, не все отделы сочинения г. Линькова одинаково хорошо обработаны. Наприм. не в той мере, в какой было бы желательно, деятельность и учение Вигилянция, протестанта конца IV и начала V века, поставлены в связь с умственными движениями и настроениями христианского общества на Западе в IV веке. Тем не менее, сочинение вполне заслуживает похвалы“. 22) Ординарного профессора Митрофана Муретова о сочинении студента Лучинина Льва на тему: „Обращение в христианство Корнилия сотника (толкование на Деян.10:1,11:18 )“: „Сочинение имеет не мало недостатков: изложение неуклюжее, растянутое и вообще мало обработанное, иногда даже наивное (ср. 28): осязаемого своими глазами, – 33: памятники, т. е. монументы, кладутся, – 229: жизнь Христа, завершившаяся нечеловеческими страданиями, – 235: упоминание на крещение, – несколько раз „что“ и „который“ в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

вать, подобно грекам, что-либо своё на почве христианско-церковной местной русской жизни, а только подражать, копировать, целиком переносить к себе готовое греческое. Этому особенно благоприятствовало то обстоятельство, что всё наше церковное управление, в течение нескольких столетий, было подчинено Константинопольскому патриарху, и сами наши митрополиты были греки, которые в глазах русских являлись не только представителями высшей церковной власти, но и представителями высшей культуры, высших христианских знаний, высшей опытности в сфере христианско-церковной жизни, и потому имели у нас высший непререкаемый церковный авторитет, пред которым некнижные русские архиереи только преклонялись, только в точности по возможности исполняли то, что предписывала, на что указывала и что вводила у нас высшая власть митрополита-грека. Русский архиерей знал, что за него уже всё придумали, сделали и создали другие, высшие его по знаниям и церковной опытности, и привык сам ни о чём церковном не думать творчески, не делать и в церковной сфере ни одного самостоятельного шага, привык во всём смотреть на митрополита, от него ждать приказаний, распоряжений, решения встречающихся вопросов и недоумений. С другой стороны, на всю нашу церковную жизнь, на весь церковный строй, воспринятый нами в готовом виде от греков, он исторически приучен был смотреть как на нечто совершенное, не терпящее никаких перемен, не допускающее никакого дальнейшего движения и развития. Его архипастырская задача в том именно и состоит, чтобы точно-рабски воспринимать это чужеземное готовое, вводить его без перемен в русскую жизнь и не допускать в ней никаких перемен, никаких отступлений от древнегреческого образца. При возникновении у нас своих церковных вопросов, мы всегда брали только уже готовые, более или менее подходящие к данному случаю, нормы, формулы, решения и постановления древнегреческие и, с своей стороны, употребляли все усилия, чтобы как-нибудь подвести, подогнать живой русский вопрос под отжившую часто греческую формулу, и не успокаивались до тех пор, пока не успевали так или иначе втиснуть русское живое церковное явление в рамки

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—568— рит, что ворожба и нашептывание есть грех против одной из заповедей, и – вот вам падеж совести «многострадальной русской матери», своей собственной грудью вскармливающей члена Церкви Христовой и верного слугу государева: презренные ли все это интересы? Словом – какие никакие, высокоумные или малоумные, но у русского сельского жителя есть свои интересы душевные; интересы не всегда понятные в качестве «запросов, движений» и тому подобного, но интересы действительные, ибо не все ли равно: смущенная совесть, оскорбленное чувство христианской правды – будут ли они иметь своим содержанием легко разрешимый для нас вопрос мужика и бабы, или нелегко разрешимый вопрос ученого мужа, не грешащего никаким суеверием? Не одинаково ли законно желание уберечься от падения нравственного – в душе достигающего высокого совершенства подвижника, или в душе младенствующего в вере и морали крестьянина? Если же в обитателе русского села есть свои запросы, свои интересы, то – думаем – не только может, но и должна существовать русская сельская проповедь, как такая, к которой должно предъявлять свои особые требования, с точки зрения которых она и может почитаться или удовлетворительной или неудовлетворительной. Но существует ли в русской проповеднической литературе проповедь такого назначения, а если существует, то отвечает ли она своему назначению? В последнюю четверть века несомненно в нашей литературе стало являться не малое, по сравнению с нашей литературной производительностью вообще, количество сборников проповедей именно с таким назначением, – под названием проповедей «для простого народа». Как известно, в 1866 году был объявлен даже конкурс на составление таких проповедей. Но последние годы, кажется, упразднили нужду в особом поощрении составлять сборники такого назначения: в редкой епархии не появлялось местного автора, издававшего книгу своих проповедей с назначением «для простого народа», что по условиям русского быта, и равносильно почти проповеди для сельского люда. Русское пастырство, значит, не равно-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010