67 . К чему же говорим это? – К тому, что если закон свят, и заповедь свята, по Павлову божественному изречению ( Рим.7:12 ), и они оказываются гораздо несовершеннее благодати, то как велика эта благодать! И если закон выше идолослужения, то как благодать, высшая закона, может возвратиться к идолопоклонству? Каким образом получившие в свою власть благодать сыноположения могут подлежать обвинению в идолопоклонстве? Безумцы не восхотели уразуметь этой благодати. Мне кажется, они делают нечто подобное тому, как если бы кто-либо, рассуждая о мировых стихиях, признал за истину, что огонь и вода суть край- (Продолжение следует). Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: (Богословско-апологетическое исследование): [Философско-историческое или историософическое значение идеи Царства Божия]//Богословский вестник 1903. Т. 1. 4. С. 595–635 (3-я пагин.). (Продолжение.) —595— Толстой. Общее понятие о царстве Божием у Толстого. – Непротивление злу, с вытекающими из него последствиями, как путь к установлению царства Божия. – Религиозно-общественный идеал Толстого или положительное содержание его понятия о царстве Божием. – Опрощение, вместо развития, и отрицание жизни, вместо ее обновления и улучшения Евангелием. – Преимущества Гоголя и Достоевского перед Толстым и их слабость по сравнению с ним. – Место и заслуги Толстого в истории русского самосознания и религиозно-общественной мысли. – Заключение: основная идея всех трех писателей о личном совершенстве, как условии общественного блага, и одностороннее ее выражение у них. – Общая заслуга Гоголя, Достоевского и Толстого перед русским общественным самосознанием и место их в истории так называемого современного религиозно-философского или идеалистического движения в России. Главнейшее несчастие нашей жизни, основная причина страданий современного человечества лежит не там, по учению Толстого, где обыкновенно ищут их образованные люди, – не во внешних материальных условиях, не в политических, общественных и экономических отношениях, – нет: все это только следствия, а причина лежит в недостаточном воздействии на жизнь христианства. Почему же христианство слабо действует в нашей жизни? Потому что истинное христианское учение искажено и подменено другим учением, – церковным, заслонившим от человечества животворное христианское учение. На разобла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и т.д.) и местные, по Франции, Германии, Чехии. Почти на всех этих съездах, как малое чудо, вновь и вновь возрождалась та атмосфера совершенного единения во Христе, всеобщей захваченности и духовного горения, которая для всех причастных делала эти события незабываемым духовным явлением – и благодаря которой раннее РСХД достойно стать особой страницей в истории русского религиозного сознания. Немалую важность имел местный французский съезд в Аржероне летом 1924 г., о котором Н.Зернов сообщает: «Собрался весь цвет русской церковной общественности... Главным событием было решение основать в Париже Духовную Академию... Движение было не только вовлечено в эти переговоры, но явилось той благоприятной почвой, на которой и зародилась сама идея создания высшей богословской школы нового типа» . В том же году было решено перенести секретариат Движения в Париж. Принято было и решение об издании печатного органа Движения. В декабре 1925 г. вышел в свет первый номер журнала «Вестник РСХД». Н.Зернов, ставший его первым редактором, пишет: «Этот журнал оказался одним из самых жизненных моих начинаний. Он продолжает выходить, когда я пишу эти строки (1972)» . Продолжает он выходить и когда пишу свои строки я (2004). Особая, уникальная роль выпала на долю «Вестника» – а с ним и РСХД – в последние десятилетия коммунистического режима в СССР. Начиная уже с середины 60-х годов, устанавливаются контакты журнала (редактором которого был тогда, как и ныне, Н.А.Струве) с представителями свободной христианской мысли в России, в первую очередь, из окружения о. Александра Меня (1934–1990). Контакты вскоре приводят к активному двустороннему сотрудничеству: «Вестник» доставляется и распространяется в России, тогда как российские христиане делаются авторами журнала, подготавливают и присылают в редакцию самые разнообразные материалы о религиозной жизни в России, духовном противостоянии тоталитаризму. Сотрудничество крепло и расширялось, так что в 70-е годы «Вестник» стал в качестве мест своего выпуска указывать: Париж – Нью-Йорк – Москва.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Кириченко В. Книга святителя Луки, профессора хирургии//Сибирский форум Кожевников С. В. Красноярский период (1941-1944) жизни и деятельности святителя Луки (хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого). – Красноярск, 2020. Кожевников С. В. Архипастырское служение святителя Луки Войно-Ясенецкого в Красноярске (1941-1944). Кожевников С. В. Профессор-хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) в 1941–1944 гг. в воспоминаниях коллеги-врача. Лисичкин В. А. Крестный путь Святителя Луки: Подлинные документы из архивов КГБ. – М., 2001. Малоизвестные факты из туруханской ссылки святителя Луки Войно-Ясенецкого//Енисейская правда. 2019. Петров С. Г. Пребывание архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Новосибирске (свидетельство очевидца)//Вестник ПСТГУ. II. История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). Письма архиепископа Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) А. М. Фокину 1934−1937 гг. и воспоминания А. М. Фокина об архиепископе Луке (В. Ф. Войно-Ясенецком) 1968 г.//Археографический ежегодник за 2009−2010 годы. − Москва, 2013. − С. 471−487. Письма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) к священнику Мартину Римше//Вестник ПСТГУ, II История, История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3(52). Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого — архиепископа и хирурга. Пузин Н. П. Несколько штрихов к биографии профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки. (По неопубликованным письмам и воспоминаниям)//Вестник русского христианского движения. Париж, 1994. 170. Сизых Т. П. Воспоминания начмеда госпиталя 15/15 г. Красноярска Н. А. Бранчевской о Войно-Ясенецком (1941 год). Сизых Т. П. Соединивший в своих руках крест и скальпель (о св. Луке, д.м.н., профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком). Сизых Т. П. Кельюшка – жилая комната В. Ф. Войно-Ясенецкого в большемуртинский период ссылки. Сизых Т. П. Начало третьей ссылки профессора, владыки Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого в селе Большая Мурта. Старинова Ю. Крутой маршрут святителя Луки. Энциклопедия Красноярского края скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/134920.html

В своём взгляде на старокатолицизм, как преимущественно политическое движение, Вл. Соловьев обнаружил недостаточную дальновидность: церковно-религиозный характер старокатоличества выяснился с самого начала старокатолического движения. Очевидно, Соловьев судил о старокатолицизме с голоса врагов его, римских католиков (IV, 111–119). Влиянием латинского голоса можно отчасти также объяснить суровое отношение В. Соловьева к протестантству: он отрицает принадлежность протестантизма к составу Вселенской Церкви и даже право его на наименование церкви. По этому случаю счастливым считаю себя, что могу, наконец, основательную поправку к ригористическому воззрению Вл. Соловьева на протестантство указать в его духовной критике: см. Вера и Разум 1885 г. т. I, ч. II стр. 241–248. 899 Догматические разности церквей Востока и Запада, по справедливому мнению В. Соловьева, в их значении и размерах непозволительно преувеличены школьно-богословской вероисповедной полемикой. Говоря так, я не изменяю своему постоянному правилу ничего не утверждать и не отрицать без оснований; но приводить здесь эти основания, конечно, было-бы неуместно и неудобно... 902 Эрнест Навилль. „Свидетельство Христа и единство христианского мира“. Москва 1898, стр. 193, 199, 188 и дал., 204, 282 и дал., 145, 297, 298, 244–245, 140, 199. 910 Владимир Соловьев. „ Василий Васильевич Болотов “ (Вестник Европы 1900, июль, стр. 416–418, в собр. соч. т. VIII. 450–452). Ср. ж. Странник 1898, май–июнь, стр. 39 (38–43). Какие „рамки“ и „опоры“ существуют у нас для трудящихся на учено-богословском пути, бесхитростные иллюстрации этому даёт иногда сама духовная печать: напр. см. Странник 1896, сент., 163–179, 1898, май–июнь, 34–67; 1899, ноябрь, 522–534, 535–539; Христианское Чтение 1895, вып. VI, стр. 413–441; Странник 1900, февраль, 227–239. 911 Епископа Антония. Полное собрание сочинений т. III, стр. 5–42 („Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым“); стр. 74–82 („Подделки“ Вл. Соловьева).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С.С. Мая 15. Орлов А.П. Библиографическая заметка. [Рец. на: Источники по истории реформации/Изд. Высш. Жен. курсов. М. 1906–1907. Вып. 1–2.//Богословский вестник 1907. Т. 2. 5. С. 247–251 (2-я пагин.) —247— Кому случалось заниматься изучением того или другого исторического явления, тот знает, как нередко даже хорошее «исследование» не в состоянии дать такого целостного представления о характере изучаемой эпохи, какое достигается непосредственным знакомством с ее литературными памятниками, хотя бы и в переводном виде. Вот почему мы находим нелишним отметить выход в свет издания, заглавие которого выписано в начале этой заметки, – тем более, что это издание отчасти заполняет особенно чувствительный пробел в русской исторической литературе: если по истории средних веков у нас есть известная, уже выдержавшая нисколько изданий хрестоматия М.М. Стасюлевича (История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых 1–3 чч.), то из эпохи реформации мы не имеем в русском переводе почти ни одного литературного памятника, за исключением хорошего и полного перевода знаменитой сатиры Эразма «Похвала глупости» (проф. П.А. Ардашева. Юрьев. 1904 г.), и немногих отрывков из сочинений Лютера. В содержание 1-го выпуска предлагаемого издания «Источников по истории реформации» вошли следующие статьи: 1) Взгляд Лютера на светскую власть – перев. Д.Н. Егоров; 2) Источники по истории немецкого крестьянского движения 1525 г. – перев. А.Н. Савин; и 3) Взгляд Гуттена на папский Рим – перев. В. С. Протопопов . Пер- —248— вая статья представляет собою ряд отрывков из сочинений Лютера: «Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния», «О свободе христианина», «Пастырское увещание всем христианам остеречься мятежа и возмущения», «О светской власти, в какой мере люди обязаны ей повиноваться», – и из некоторых экзегетических сочинений Лютера, его писем и «застольных речей». Вторая статья сборника содержит в себе полный перевод пяти небольших документов из истории крестьянского движения в Германии в реформационную эпоху: 1) двенадцать статей, 2) петиция меммингенских крестьян и ответ на нее меммингенского совета, 3) гейльброннская программа, 4) объяснение двенадцати статей, сделанное «чистым» отрядом, и 5) эрингенские статьи. Третья статья сборника представляет собою отчасти пересказ, отчасти дословный перевод сатирических диалогов Гуттена: «Вадикус или римская троица», «Зрители», «Разбойники» и перевод политического трактата Гуттена «об образе действия римских епископов, иначе пап, по отношению к германским императорам». Второй выпуск сборника содержит в себе «Письма темных людей» (перев. Н.А. Куна под ред. Д.Н. Егорова).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Думается, что для правильной оценки развития церковной жизни русской эмиграции было бы по меньшей мере несправедливо вообще не упомянуть этих людей, тем более что они приняли живое участие в жизни эмиграции и даже характеризовались многими как более русские, чем русские родом. При этом не были учтены клирики Московской Патриархии, которые после Второй мировой войны часто выезжали из Советского Союза на определенный срок, чтобы обслуживать тот или иной приход московской юрисдикции, что стало фактически нормой с 1960-х гг., особенно в Германии и Австрии, а также (в меньшей степени) во Франции, Бельгии и Нидерландах. Этих людей считать эмигрантами вообще нельзя – они являлись гражданами Советского Союза, приезжали в служебную командировку на более или менее короткий срок и в большинстве своем никак не интегрировались в церковно-общественную жизнь эмиграции. Цели и задачи данной работы определил и характер ее источников. Работа построена преимущественно на основании архивных материалов из фондов Епархиального управления Западно-Европейского Русского Экзархата Константинопольского Патриархата (далее АЕУА.) 5 и канцелярии Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви довоенного периода. 6 Значительная часть архивных материалов, использованных в данной работе, впервые вводится в научный оборот. К сожалению, руководство епархий Московской Патриархии в Западной Европе не сочло возможным удовлетворить нашу просьбу о получении доступа к своим архивам. Этот пробел частично восполнен использованием сведений, приведенных на страницах «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) за период 19461990 гг. и на страницах различных местных журналов, информационных бюллетеней и листков бывшего Патриаршего Экзархата в Западной Европе. Большим подспорьем в работе послужили также периодические издания русской эмиграции. В первую очередь были использованы различные печатные материалы, почерпнутые из общецерковных, епархиальных, приходских журналов и листков. 7 Наиболее важную роль в раскрытии дат хиротоний, назначений, кончин сыграли официальный журнал Архиерейского Синода Зарубежной Церкви «Церковные Ведомости» (с 1932 г. – «Церковная Жизнь») и официальный журнал Западно-Европейского Экзархата Русских Православных Церквей Константинопольского Патриархата «Церковный Вестник», издаваемый в Париже с перерывами с 1927 г. по сей день. Были также привлечены материалы общественных газет эмиграции, в которых часто публиковались некрологи, статьи по случаю различных юбилеев и памятных дат, связанных со священнослужителями. Значительное число такого рода материалов можно найти в парижских газетах «Последние Новости» (19211940), «Парижский Вестник» (19401944), «Русская Мысль» (с 1947 г.), в нью-йоркской газете «Новое Русское Слово», а также в церковно-общественных газетах «Церковное Обозрение» (Белград, 1922–1944), «Православная Русь» (Джорданвилль, с 1947 г.), и в журнале «Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения» (Париж, с 1926 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это знание, должно быть сообщено им людьми вполне твердо и чисто усвоившими древние напевы, напр., теми лицами, которые будут учить пению в школах. (Конечно успеха в этом деле можно ожидать лишь тогда, когда надлежащая постановка пения в семинариях даст хороших учителей). Школа должна учить народ пению только унисонному, а гармонизация явится на клиросе сама собою. Один из знакомых пишущему сельских жителей рассказывал с восхищением об оригинальности и народном характере пения в церкви его села. Хор организовался уже довольно давно, очевидно по традиции от какого-либо хорошо знавшего дело дьячка, поют мужики с большими одушевлением и вкусом – только простое, непартесное пение. Если такая передача пения народу увенчается успехом, то разъяснение законов русской музыки будет вполне возможно для специалистов, потому что они постоянно будут иметь под руками живой материал, – иные пути нам кажутся мало обещающими. Таков напр., анализ русской песни. Не говоря уже о количественной скудости данных, – они едва ли пригодны вполне в качественном отношении. Конечно, основные законы гармонии неизменно действуют, как в церковной, так и в светской музыке. Но ведь всякий, сам по себе простой, закон с бесконечным разнообразием применяется в различных подчиненных ему областях. Всемирный закон тяготения проявляется то как пертурбации в движениях светил, то как капил- —560— лярность, то как сцепление атомов, один предмет заставляет тонуть в воде, другой – плавать на ней и т.п. Так и в музыке – по одним и тем же законам одно чувство выражается в одной форме, другое – в другой. В своих песнях народ выражает свои прекрасные поэтические чувства, часто возвышенные, иногда проникнутые теплою грустью, иногда – живым юмором, и наконец очень часто – беззаветным и даже бесшабашным весельем. Вот целая градация одинаково художественно выраженных, но различных в смысле нравственной ценности чувств, – и все это – чувства земные, вызываемые земными предметами, – с точки зрения житейской морали – невинные и прекрасные, но по суду высшей христианской нравственности – суетные, небезгрешные и небезвредные. Чувства же, вложенные в церковные молитвословия – совсем другие, новые, безусловно святые; они должны облечься и в иные формы: новое вино – и мехи новые. Значит, мелодические и гармонические последования песен могут быть слишком бессильны для выражения этих высших чувств. Это прекрасно понимает и народ. Он любит свои песни горячо, но отличает их от «божественного» пени названием: «мipckue» песни, – не поет, или, но крайней мере, считает грехом петь их в посте и под праздник. Николай Казанский Преображенский Н.А. Свободолюбивые церковники: (Очерки английской церковной жизни)//Богословский вестник 1899. Т. 2. 8. С. 561–594 (3-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Печатается по изданию: Ермичев А.А. Контуры философии Г.В. Флоровского//Ступени. Философский журнал. – 2 (9) – 1994. – С. 153–162. 2 К 80-летию прот. Г. Флоровского. Жизненный путь. – «Вестник русского студенческого христианского движения», 1973, 108–110 (2–4). Прот. К. Фотиев. Памяти Георгия Флоровского . – «Вестник русского студенческого христианского движения», 1979, 130 (4); В.В. Сербиненко. Предисловие к публикации ст. Г.В. Флоровского «Метафизические предпосылки утопизма». – «Вопросы философии», 1990, 3 К 100-летию со дня рождения Г.В. Флоровского. От редакции. – «Вопросы философии», 1993, – С. 78. 5 Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2. Париж, 1989. – С. 459–460; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. – С. 455–460. 12 Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. – «Вопросы философии», 1990, С. 89. 13 См. Ананьев О.В., Ермичев А.А. Дуализм и системность исторического процесса у П.Б. Струве. – В сб.: Российская социология. СПб., 1993. – С. 44–45. 14 Флоровский Г.В. О типах исторического толкования. – Сборник в честь на Василь Н. Златарски. София, 1925. – С. 535. 21 Флоровский Г.В. В мире исканий и блужданий. 1. Знаменательный спор («Переписка из двух углов» Гершензона и Иванова). – «Русская мысль», 1922, кн. 4. – С. 135. 22 Флоровский Г.В. В мире исканий и блужданий. 3. Пафос лже-пророчества и мнимые откровения. – «Русская мысль», 1923, кн. 3–4. – С. 221. 23 Флоровский Г.В. Тварь и тварность. Православная мысль. – Труды Православного Богословского института в Париже. 1928, ч.1. – С. 189. 28 Флоровский Г.В. Жилли Христос? – В кн.: Исторические свидетельства о Христе. М., 1991. – С. 27. 32 Журнал «Русская мысль» («Der russische Gedanke») был основан и руководился Борисом Валентиновичем Яковенко (1884–1949), русским философом, неокантианцем и феноменологом, который с той же энергией, с какой пропагандировал западноевропейскую философию в России до революции, делал то же для пропаганды русской культуры и философии в Европе, где, изгнанный русской полицией, он жил с 1913 года в Италии, а с 1924 года в Чехословакии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Так как система церковного права может быть построена только из его собственных источников, то необходимым подготовленим к ней должен служить обзор этих источников. В этой вводной части нашего курса мы должны: 1) изложить общее учение об источниках церковного права, рассмотреть их различные виды и показать их относительное достоинство; 2) обозреть их историю как в древней Вселенской церкви, так и в русской. Затем в самой системе права нужно различать две главные части: внутреннее и внешнее право церкви. В первой части мы рассмотрим церковное устройство и церковное управление; во второй – покажем отношение церкви к государству и к другим религиозным союзам как христианским, так и нехристианским. А. Павлов Писаревский Н.Н. Новейшее движение на Западе к освобождению от Рима//Богословский вестник 1899. Т. 3. 10. С. 271–301 (3-я пагин.) —271— Христианское учение, содержащееся в канонических книгах Нового Завета, ясно и определенно говорит, что глава христианской церкви и Спаситель рода человеческого есть И. Христос: «Он есть камень…, сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». 2517 Но это учение, общее всем христианам, не обязательно для христиан – римско-католиков, так как верховный глава этих христиан – папа Лeb XIII открыто высказал в феврале (21) 1896 г., что «без соединения с папой невозможно спасение», и этот член римско-католической веры, рекомендованный для ежедневной памяти всем католикам, резко отделяет католичество от всех прочих христиан, уничтожает веру христианства, а с ней и христианскую любовь. Достаточно припомнить о двенадцатилетней позорной комедии, которую недавно разыгрывали в Париже сумасброд Лео Таксиль, поддерживаемый католическими приспешниками Рима, чтобы согласиться с этой печальной истиной. 2518 Общая христианская любовь не имеет места в паписткой церкви, где трактуется о получении и сохранении господства для папы. Это доказало уже в 1884 г. окружное послание папы «Humanum genus» против масонства; но еще более доказала недавняя рождественская папская аллокуция против проте-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16. Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII в. СПб. 1903. 17. Его же. Церковнославянские тексты моравского происхождения//РФВ. T. XLIII (1900). 18. Сперанский Μ. Н. К истории славянского перевода Евангелия//РФВ. T. XLI (1899); T. XLIII (1900). 19. Юнгеров П. Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Казань, 1902. 20. Ягич В. Четыре критико-палеографические статьи. СПб., 1884. 21. Jagi V. Рецензия на «Заметки по древнеславянскому переводу св. Писания» проф. Евсеева//Arch. für Slav. Phil. В. XXIV (1902). 22. Jagi V. Zur Entstehungsgeschichte der Kirchenslavischen Sprache. 1. und 2. Hälfte. Wien, 1900. (Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophische-Historische Classe). Указатель периодических изданий Альфа и Омега. М., 1994– АДСВ – Античная древность и средние века. Свердловск; Екатеринбург; Барнаул; Симферополь, 1960-Археографический ежегодник. М., 1958– БВ – Богословский вестник. Сергиев Посад, 1892–1917. БТ – Богословские труды. М., 1958– ВВ – Византийский временник. СПб. Л., 1894–1928; 1947– ВЯ – Вопросы языкознания. М., 1952– Вестник РХД – Вестник Русского Христианского движения. Париж; Н.-Йорк; Мюнхен, 1925–39, 1945–47, 1949– ГДА – Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски». София, 1951– ДК – Духовна Култура. София, 1920/1921– Древности. Труды Славянской комиссии Имп. Москов. археологического общества. М., 1895–1911. ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения. СПб. 1834–1905. Н. с. 1906–1916. Зборник за фuлoлorujy и лингвистику. Нови Сад. 1957–1983. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. М., 1931–1935, 1943– Зборник разова Византолошког института. Београд, 1952– Известия АН СССР. Отд. литер. и яз. М., 1940–1963. ИИАН – Известия Ими. Академии наук. СПб. 1836–1899. ИИБИ – Известия на института за българска история. София, 1951–1957. ИИИ – Известия на института за история. София, 1960– ИОРЯС – Известия Отд. русск. яз. и словесн. Имп. Академии наук. СПб. Л., 1896–1927.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010