Спасо-Прилуцкий монастырь, 2 класса, в 15 верстах от города Вологды. Основан в 1371 году преподобным Дмитрием Прилуцким (см. 11 февраля). В 1612 году он подвергался разорению от татар; в 1619 году был опустошен литовцами. Спасский двухэтажный собор построен в 1542 году; возобновлен после пожара в 1817. В нижнем храме почивают под спудом святые мощи преподобного Дмитрия и преподобного Игнатия (см. 19 мая). В иконостасе Спасского храма находится чудотворный образ преподобного Дмитрия, написанный преподобным Дионисием Глушицким; он взят был великим Князем Иоанном III на время похода его под Казань и возвращен им, по украшении его богатым окладом, в 1503 году; ежегодно 3 июня в память сретения образа преподобного Дмитрия бывает из Вологодского собора в монастырь крестный ход. В монастыре хранятся: фелонь, деревянный костыль и вериги преподобного Дмитрия. В юго-восточной и северо-восточной башнях монастырской ограды до сих пор сохранились так называемые мешки или каменные столбы с узкими внутри их помещения, куда заключаемы были важнейшие преступники. При монастыре школа с приютом и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» 2-го класса (съ 1764 г.) необщежительный мужской монастырь въ Семенковской волости, въ 5 в. на С - В. отъ губ. гор. Вологды, при р. Вологде (при монастыре Монастырская платформа Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор.). Основанъ въ конце XIV в. преп. Прилуцкимъ - другомъ преп. Радонежскаго и детей великаго князя Донского (+11 февраля 1392 г.). Въ 1613 г. монастырь былъ разоренъ татарами; въ 1618-19 г. разграбленъ литовцами, причемъ было сожжено более 200 чел.; въ 1811г. отъ неосторожности выгорела вся внутренность соборнаго храма. Въ 1812 г. въ монастыре в течение 3 месяцевъ сохранялись святыни, вывезенныя изъ Московскихъ соборовъ и монастырей. Храмовъ пять: 1) соборный двухъэтажный (построенъ въ 1537-1542 г. и перестроенъ после пожара 1811 года въ 1813-1817 г.): вверху во имя Всемилостиваго Спаса съ приделами: правымъ въ честь Господня и левымъ во имя св.князя Александра Невскаго; внизу (обновленъ въ 1885году) во имя преп. Прилуцкаго и въ князя Андреевича Углицкаго (+19 мая 1522 г. въ Вологде, въ темнице, после 32-летняго съ четырьмя приделами: правыми - во имя преп. Радонежскаго (обновленъ въ1892 г.) и въ честь Господня (устроенъ въ1786 г, и обновленъ 1886 г.), и левыми - во Господня (устроенъ въ 1788 г.; обновленъвъ 1886 и 1893 г.) и въ честь св. праведной Анны (устроенъ въ 1831 году; обновленъ въ 1886 и1893 гг.);

http://sobory.ru/article/?object=00237

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ, муж. 2 класса, в двух верстах от губернского города Вологды, на левом берегу реки того же имени; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор ВОЛОГОДСКОЙ Семинарии. – Он основан во второй половине XIV века Преподобным Димитрием Прилуцким, с пособием В. К. Димитрия Донского. Обитель эта, находясь прежде в области Новгородской, подпала в конце XIV в. разорению от воевод московского Великого Князя Василия Димитриевича, посланных с войском против новгородцев. В 1613 году разграблена она литовцами; при чем более 200 монашествующих погибло; потом, в 1615, опять разорена и сожжена, вместе с Вологдой, войсками пана Голеневского и казацкого атамана Баловня. – Ныне здесь 6 церквей, из коих 1) соб. двухэтажная; в ней престолы: вверху Происхождения Честных Древ, с двумя приделами мучеников Платона и Романа и кн. Александра Невского, а внизу Преподобного Димитрия Прилуцкого, которого и мощи здесь почивают. Тут же находится и Чудотворный образ этого Святого, сопутствовавший Великому Князю Иоанну III в первый его поход на Казань, и по украшению богатым окладом, возвращенный в обитель 3 июня 1503 года. Собор этот построен первоначально деревянный Преподобным Димитрием, во имя Спаса; потом заложен каменный в 1537 году и совершен 1542. От случившегося в 1811 году пожара собор этот почти весь выгорел, а икона св. Димитрия Прилуцкого, написанная в начале XV века Преп. Дионисием Глушицким, чудесно сохранилась. Впрочем в соборе находятся и другие также древние иконы XIV, XV и XVI веков. Здесь же почивают мощи св. князя Иоанна, внука В. К. Василия III Темного, и погребен брат этого святого, князь Димитрий, страдавший здесь вместе с ним в заточении 2) Обновления храма Воскресения Христова, теплая. 3) Введения Богородицы, с трапезою. 4) Всех Святых, больничная. 5) Вознесения Господня, над св. вратами. 6) Алексия человека Божия, под колокольней. – Из Вологодского собора бывает ежегодно сюда, в обитель, крестный ход 3 июня, в память возвращения в 1503 году иконы св. Димитрия. Каменные стены вокруг монастыря, с башнями, построены в 1656 году. – Архимандрия здесь учреждена в 1651 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Подьячие Посольского приказа в XVI в. Состав Посольского приказа в XVI в. известен недостаточно полно, за исключением начальников приказа и их временных товарищей. При царе Феодоре, в бытность в Посольском приказе дьяка Василия Щелкалова (1594–1601 гг.), в приказе было всего 17 подьячих; при преемниках его, дьяках Аф. Власьеве, Грамотине и В. Телепневе (1601–1611 гг.) 16 подьячих 38 ; вероятно если не это именно число, то, во всяком случае, близкое к этому было и ранее, при царе Иване IV. Из посольских записей видно, что в Посольском приказе и в XVI в. были так же, как и на казенном дворе, толмачи и переводчики (среди толмачей «немецких» встречается князь Иван Оболенский в октябре 1585 г., август 1586 г. и апреле 1589 г.) 39 38 Именно были следуюция лица: а) «При царе Федоре Ивановиче, как был в Посольском приказе диак Василей Щелкалов, и государева жалования Посольского приказу подьячим были поместные и денежные оклады: по 500 чети, денег. по 50 рублев: Офонасей Власьев, Ондрей Иванов; по 400 чети, по 40 рублев; Третьяк Аврамов, Дмитрий Иванов; по 250 чети, по 25 рублей: Собина Юрьев, Захарей Языков, Дружина Кузмин, Сава Романчуков, Иван Зиновьев; по 200 чети, по 18 рублев: Петр Данилов, Марко Поздеев. Ондрей Вареев, Семой Заборовской, Федор Григорьев; поместным окладом не верстаны: по 12 рублев: Тихон Жиневлев, Иван Федоров; 10 рублев: Михайло Жиневлев. И всего 17 человек, а поместный оклад им был 4050 чети, денег 429 рублев. – А при царе Борисе, как был в Посольсом приказе диак Афонасей Власьев, и в то время подъячие были: 500 чети, 50 рублев: Ондрей Иванов; по 400 чети, по 40 рублей: Петр Палицын, Нечай Федоров, Микифор Спиридонов; по 250 чети, по 25 рублев: Собина Юрьев, Сава Романчуков, Захарей Языков, Дружина Кузмин, Иван Зиновьев, Семен Мартемьянов; да молодых 6 человек, а в том числе поместной оклад 3-х человеком по 200 чети человеку. И всего 10 человек, а поместной оклад им был 3800 чети, денег 412 рублев. – А после Офонасья Власьева был в Посольском приказе диак Иван Грамотин, и при нем были подъячие те же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 7 (61) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2018-12-22) Происхождение изображения: Загружено 2018-12-22, анонимно. Описание: В Мамонтовой пустыни, основанной в начале XVII века, издревле был почитаемый резной деревянный образ Николы Можайского. При Екатерине II пустынь упразднили, и храм, где стояла скульптура, стал приходским села Мамонтово. см. также http://pravicon.com/image-26880 В описании иконостаса Никольского храма в «Епархиальных ведомостях» 1874 года (а начало их издания, как известно, было положено святителем Феофаном в 1861 году). распоряжение о замене убранства Никольской церкви села Мамонтова, сделанное святителем Феофаном, коснулось не всех скульптур. Оно не распространилось на резную деревянную статую святителя Николая Можайского, почитавшуюся чудотворной, которая осталась стоять в храме. Ф. Магницкий писал: «Икона святителя и чудотворца Николая помещена в первом ярусе иконостаса, по правую сторону от местной иконы Спасителя. Она написана по резьбе из липового дерева во весь рост. Высота этой иконы – 1 ¾ арш., а ширина 15 вершков. На главе святителя был первоначально лубочный венец» В 1887 году при публикации документов из истории пустыни писали: «Верстах в 70 от Тамбова, по большой Моршанской дороге находится село Мамонтово, в которое ежегодно к 9 Мая сходится столько богомольцев, что приходская церковь не вмещает их всех во время богослужения. Богомольцы приходят помолиться святителю Николаю пред резным образом его, который остался единственным памятником упраздненной пустыни, носившей имя основателя ее, инока Мамонта, и имевшей большое значение в деле колонизации Тамбовского края» К 1911 году статуарный образ, почти полностью был скрыт под новым серебряным окладом, и о нем коротко сообщалось: «Местно-чтимая икона " спасителя Николая чудотворца " » В 1922 году Никола Можайский благодаря первому директору Моршанского музея П.П. Иванову, археологу и коллекционеру, вместе с другими древностями попал в музейные фонды, что и спасло его от гибели, а Мамонтова пустынь была разрушена.

http://pravicon.com/image-33307

Осташевская. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Историческое сведение Каргопольского уезда Лекшморецкого погоста 1. О древности места. Лекшморецкий погост от города Каргополя по дороге, лежащей к Петербургу, в 22 верстах при реке Лекшме, вытекающей из озера Лекшма. А когда тамо жительство началось и как приход устроился, достоверного сведения получить не можно по древности. 2. Священные здания. 1) Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, деревянная, одноглавая, шатровая, холодная, древнего здания, с пределом в трапезе теплым преподобных отец Соловецких Зосимы и Савватия, построена в 16…году, обита тесом. В вышину с крестом 15 сажен, а в длину 10, с трапезой. 2) Церковь св. пророка Илии с пределом святых мучеников Флора и Лавра деревянная же холодная и пятиглавая, древнего же здания, построена 1690 года, а 1821 года обита тесом и раскрашена. В вышину тоже 15 сажен, а в длину с олтарем 9 сажен. 3) Колокольня деревянная шатровая, построена в одно время с Ильинскою церковию. В вышину 10 сажен. Построены крестьянами здешней волости, приходскими людьми. Чего сие стоит строение и какими людьми строено, того неизвестно. 4) Часовен в приходе две, при них достопамятности и примечательности никаких и не бывало. 3. Священные вещи. 1) В обеих церквах иконостас столярной работы, выкрашен голубою краскою с небольшою порескою, золочен двойником. 2) Святые образа все вообще древнего греческого письма. Явленных и чудотворных икон из них и особенно почитаемых не имеется. 3) Священные сосуды двои серебряные, золоченые 84-й пробы и третьи оловянные. Два креста -  один сребряный золоченый 84-й пробы два фунта, а другой на древе обложен сребрянным окладом и позолочен. Два Евангелия в медной золоченой доске на полуалександрии с сребряными и золочеными евангелистами, а другое в зеленом бархате с сребряными евангелистами, а третье старонареченное в красном трифе с медными евангелистами.

http://sobory.ru/article/?object=18458

Старочернеево. Николо-Чернеевский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Николая Чудотворца 2. Церковь Казанской иконы Божией Матери 3. Церковь Петра и Павла в колокольне Другие постройки монастыря: 4. Стены ограды (XVIII в.) 5. Северо-западная башня (XVIII в.) 6. Юго-западная башня (XVIII в.) 7. Юго-восточная башня (XVIII в.) 8. Северо-восточная башня (XVIII в.) 9. Северные ворота 10. Юго-западные ворота 11. Кельи (кон. XVIII в.) 12. Трапезная (кон. XVIII в.) 13. Кельи (кон. XVIII в.) 14. Кельи (кон. XVIII в.) 15. Монастырская постройка 16. Настоятельский корпус (кон. XVIII в.) 17. Хозяйственная постройка 18. Хозяйственный (скотный?) двор Карта и ближайшие объекты Чернеев Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в 18 верстах от города Шацка, близ села Старого Черниева, на берегу реки Цны. Основан в 1570 году иеромонахом Матфеем, просветителем местного края, населенного в то время мордвой, мещеряками, черемисами и другими языческими народами; сначала был мужским; в 1912 году обращен в женский. Соборный монастырский храм во имя святого Николая чудотворца, построенный на месте бывшей деревянной церкви, освящен в 1736 году. Здесь замечателен величественный резной иконостас, занимающий всю восточную стену от солеи до сводов. Самая внутренность храмов в архитектурном отношении имеет ту особенность, что своды его держатся не на 4 столбах, как это принято вообще в старинных храмах, а на одном, по образцу Московской Грановитой палаты, построенной Иоанном III. Столп — четырехсторонний, имеет толщины 3 аршина 2 вершка. На лицевой (западной) его стороне помещена большого размера старинного письма Федоровская икона Божией Матери. Из особо чтимых икон в монастыре находятся образ святого Николая чудотворца, покрытый сребровызолоченным окладом с 4 стразовыми звездами по углам и Божией Матери — чудотворная Казанская и Всех скорбящих Радость. В ризнице монастыря хранится медный шестиконечный крест, по преданию, принадлежавший Ростовскому чудотворцу Авраамию (см. 29 октября). При монастыре два странноприимных дома, а в селе Чернееве монастырская школа.

http://sobory.ru/article/?object=06823

Амосовка. Церковь Петра и Павла. Знаменско-Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты История храма начинается с конкретного человека – протоиерея Валерия Рожнова (в наст. время Епископ Филарет). Именно его руками, причем в буквальном смысле этого слова, построен Знаменско-Петропавловский храм в Амосовке.  История деревни Амосовка Медвенского района Курской области насчитывает почти 400 лет. В 1679 г. за верную службу в Курской крепости сын боярский Кондратий Аксентьев, сын Аммосов (Кондратий Аксентьевич Аммосов) был верстан поместным окладом, то есть землей, в количестве 150 четвертей (75 десятин, это примерно около 80 га) там, где в настоящее время расположена с. Амосовка. Численность в ней жителей к 1903 г. составляла 534 человека, однако церкви в деревне не было никогда. Жители деревни делились на два прихода: селяне западной части ходили в храм святителя Митрофана Воронежского в соседнее село Панино, а жители восточной части посещали церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, расположенную в близлежащем селе Петропавловка. Но в годы гонений на Церковь, амосовцы лишились и этих храмов, до тех пор, пока в Амосовке не открыл свои двери для прихожан храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла под омофором Митрополита Виталия (Устинова) — Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 1993 г. в Петропавловском храме была совершена первая литургия. В Амосовке впервые за всю ее историю появился православный храм. Этот храм был еще знаменателен и тем, что он был первым храмом РПЦЗ, построенным на территории России. Храм был небольшой, простой в убранстве. Петропавловский приход прирастал прихожанами, которые уже с трудом вмещались в небольшое здание церкви, поэтому появилась необходимость в строительстве предела к ней. В 2003 г. была совершена первая литургия в новом пределе храма, освященном в честь Иконы Божией Матери Знамение Курская Коренная. С того времени храм в Амосовке имеет два престола и соответственно стал именоваться Знаменско-Петропавловским. http://kursk-prc.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19714

Нижний Якимец. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1783. Адрес: Россия, Рязанская область, Александро-Невский район, село Нижний Якимец Координаты: 53.488432, 40.171258 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Нижний Екимец Церковь Казанская В 30 верстах от уездного города Раненбурга. Время первоначального построения в с. Нижнем Екимце не известно. Построение, вместо деревянной, существующей ныне каменной Казанской церкви начато помещиком Н. Л. Друкартом, а окончена и освящена в 1783 г. Она имеет в длину 44.5 , а в ширину 11.5 аршин. Колокольня, имеющая в вышину не более 35 аршин, построена одновременно с церковью. К числу икон, особенно чтимых прихожанами, принадлежит икона Божией Матери Казанской, украшенная в 1777 г. серебряным окладом. В 1877-78 гг. колокольня была приведена в приличный вид, а в 1879-80 гг. заново переложена каменная вокруг церкви ограда. При церкви имеется неприкосновенного капитала в количестве 750 руб. Земли под церковью и кладбищем состоит 400 кв. сажень, усадебной 3 десятины, под выгоном 10 десятин 2177 сажень, пахотной 37 и луговой 2 десятины. План и межевая книга на означенную землю, по показанию причта, хранятся в консистории. На церковной земле находятся богодельня и 38 сдаваемых в аренду лавок. В состав прихода входят село с 105 дворами, Федцовский хутор с 21 двором и Сатиновский поселок, выселившийся из Ниж. Екимца в 1854 г. с 6 дворами, в коих в 1885 г. числилось муж. пола 457, жен. пола 465, в том числе грамотных муж. 75, жен. 26. Школа существует с 1861 г. По штату 1873 г. в причте положены: 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1888 г. том 3 стр. 228. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17166

Санкт-Петербург. Часовня Иоанна Богослова Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Часовня ап. и ев. Иоанна Богослова Череменецкого Иоанно-Богословского мужского монастыря Петроградской епархии Монастырь основан в XV веке на Череменецком озере, расположенном в 20 верстах к югу от Луги. Его главной святыней была старинная икона Иоанна Богослова, с которой 1 мая в Лугу шел крестный ход (ныне этот образ находится в Казанском соборе Луги). Первый проект небольшой (12 кв. саж.) монастырской часовни в Петербурге составил В.В. Виндельбандт, но заложена она была 14 августа 1863 г. после переделки проекта епархиальным архитектором Г.И. Карповым. Часовню, напоминавшую иконостас по композиции фасада, пристраивали слева к дому купца Т.О. Туранова, подарившего для нее место в память о сыне Василии. Освящая 3 января 1865 г. часовню, митрополит Исидор поднес ей копию монастырской святыни. Ее поставили в киоте и украсили золоченым серебряным окладом. В другом киоте находился образ Тихвинской Божией Матери. Иконостас в часовне имел всего три образа, зато много подносных икон висело на стенах. В 1905 г. кн. Абамелек-Лазарева подарила большой образ св. Александра Невского в окладе из золоченого серебра и вставками из сибирских самоцветов. Над зданием возвышался большой кованый крест, под которым находился образ св. Иоанна Богослова. Все 8 тыс. руб., которые стоила постройка, были собраны путем пожертвований. В 1878 г. арх. П.С. Самсонов надстроил часовню этажом, в котором жил служивший в ней иеромонах (им перед революцией был о. Михаил) и временами – настоятель. В 1919 г. часовня сделана приходской церковью. В мае 1931 г. закрыта. Здание надстроено вровень с соседними домами и отдано под жилье. После очередного ремонта дома от часовни не осталось и следа. В 2002 г. подворью отдали б. киновию. Комментарии и обсуждение Условно-существующий объект. Возможно, стены часовни частично вошли в то, что находится на ее месте. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37535

Иванчин-Писарев предполагал, что Ягановский холм мог быть не насыпным курганом над прахом воинов, как об этом говорила легенда, а местом языческих церемоний и поклонений одному из идолов, которых по дохристианскому обычаю ставили на возвышениях. Позже место языческого святилища, как это часто бывало, занял православный храм. Название «Яганово» и Ягановский холм писатель выводил от имени вещуньи Яги, которая в славянских мифах считалась прорицательницей и покровительницей искателей приключений. Впрочем, автор версии о «бабе Яге» указывал, что название могло произойти и от германского имени Иоганн, и от монгольского – Яган, и от литовского – Ягайло. Н. Д. Иванчин-Писарев упоминал две местные святыни из древнего Воскресенского храма: икону Воскресения Христова и образ Богоматери, которые были отданы в церковь села Еганово, а оттуда – в московский Знаменский монастырь. Писатель утверждал, что нашел в ризнице этого монастыря одну из упомянутых икон Божией Матери с вышитым окладом, унизанным жемчугом. Вторая храмовая икона Воскресения Христова была утрачена в нашествие французов в 1812 году. Находившийся примерно в двух верстах от Еганово Боровский перевоз вошел в историю Отечественной войны 1812 года, как место, откуда начался знаменитый Тарутинский маневр русской армии. История сохранила имена крестьян села Еганова, отличившихся в борьбе с французами у Боровского перевоза: старосты села Василия Леонтьева и крестьянина Федора Дмитриева. 22 сентября стихийные отряд «воинов-земледельцев» и казаков переправился вброд через реку и ударил по рядам неприятеля. 11 французов были убиты, а 46 были взяты в плен с оружием, лошадьми и повозками. Н. Д. Иванчин-Писарев мечтал о сооружении на месте утраченной Воскресенской церкви небольшой часовни в «готико-византийском стиле», но его желание, увы, так и не исполнилось. Сегодня духовным преемником древней церкви, стоявшей на легендарном холме, можно считать храм Покрова Пресвятой Богородицы села Еганово. В 1895 году по проекту московского епархиального архитектора Степана Васильевича Крыгина (1832-1900) к юго-востоку от деревянного храма был сооружён кирпичный храм Покрова Божией Матери с южным приделом Николая Чудотворца и северным приделом Тихвинской иконы Божией Матери с колокольней в псевдорусском стиле. Основной храм был холодным. Одноглавый четверик имел пятигранную апсиду с двумя окнами, а с запада чуть меньшую по высоте трапезную, в которой размещалось два теплых придела. Двухъярусная колокольня завершалась восьмигранным кирпичным шатром с кирпичной щеткой и деревянной главкой, обитой железом.

http://sobory.ru/article/?object=04972

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010