Господь делает внушение всем, убеждая их не искать первенства. В ответ на проявленное ими честолюбие Господь учит их, что основное правило нравственности членов Его Царства, в отличие от царств земных, — это смирение и самоотвержение. Как на пример такого смирения и самоотвержения Господь указывает Апостолам, на Самого Себя: Он пришел не для того, чтобы «Ему служили»;»но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих.» «Многие» названы здесь вместо «всех.» Все люди находились в духовном рабстве диавола и работали греху. Чтобы освободить их, необходим был выкуп (по греч. «литрон»). Господь и дал этот выкуп, искупление («апалитросин»), ценою Своих крестных страданий и смерти. Исцеление Иерихонских слепцов (Матф. 20:29-34; Марк. 10:46-52; Луки 18 35-43). Иерихон был большой в то время иудейский город в 20 верстах к северо-востоку от Иерусалима и в 7 верстах к западу от Иордана, город важный по историческим воспоминаниям. Недалеко от него евреи чудесно перешли через Иордан, когда шли из Египта (Нав. 3:16). Это был первый, чудесно взятый евреями город (Нав 6:20). Здесь были потом пророческие училища (4 Цар. 2:5), здесь пророк Елисей совершил чудо, усладив горькие воды (4 Цар. 2:21). Окрестности отличались роскошной растительностью и превосходным климатом, но далее, по дороге к Иерусалиму лежала скалистая мрачная пустыня, в которой обитали дикие звери и разбойники. Когда Господь выходил из Иерихона, шествуя обычной для иудеев дорогой из Галилеи через заиордансткую область Перею, «за Ним следовало множество народа,» подобно Ему шедшего в Иерусалим на праздник Пасхи. Сидевшие при дороге и просившие милостыню слепцы начали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Это восклицание свидетельствовало о живой вере их в Иисуса Христа, как в Мессию. Народ заставлял их молчать, чтобы они не беспокоили Иисуса Христа, вероятно потому, что Господь в это время говорил какое-то поучение народу. Господь спросил их, чего они хотят от Него, и получив ответ: «чтобы открылись глаза наши,» прикоснувшись к очам их, исцелил их от слепоты, после чего они пошли за Ним.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Деян.28:14 .  где нашли братьев, и были упрошены про­быть у них семь дней, а по­том по­шли в Рим. Великое доверие и расположение Юлия к Павлу еще раз выразилось в любезном разрешении промедлить еще 7 дней в Путеолах, по просьбе тамошних братьев-христиан, причем, вероятно, остальные узники и большинство конвоя отправились в Рим без остановки в Путеолах. Деян.28:15 .  Тамошние братья, услы­шав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел воз­бла­го­дарил Бога и ободрил­ся. «Услышав о нас...», благодаря более раннему прибытию других узников и вообще живым сношениям Путеол с Римом. «Аппиева площадь», – небольшой городок верстах в 60 от Рима, назван так по имени устроившего его – Аппия Клавдия. «Три гостиницы» – местечко для остановки проезжающих верстах в 40 от Рима. «Возблагодарил Бога и ободрился». Два года плена в Кесарии, долгое путешествие, трехмесячное пребывание на Мальте ввиду нового узничества в Риме – все это не могло не утомить энергию и силы апостола, и потому понятно, как живительно было для него сочувствие и любовь христиан. «Смотри, как и он испытал при этом некоторое человеческое чувство. Тот, кто совершил столько чудес, при виде братии ободрился. Отсюда мы видим, что он по-человечески получал и утешения, и огорчения» (Златоуст). Деян.28:16 .  Когда же при­шли мы в Рим, то сотник перед­ал узников военачальнику, а Павлу по­зволено жить особо с во­ином, стерегущим его. «Пришли в Рим». Это было в марте 61 – го года, в 7-й год царствования Нерона. Без сомнения, вследствие добрых отзывов о Павле Феста ( Деян.25:26–27 ) и сотника Юлия, «Павлу позволено жить особо с воином стерегущим его» (см. к Деян.24:27 ), отдельно от обыкновенных узников и с большой свободой (ср. Деян.28 и Деян.28:31 ). Деян.28:17 .  Через три дня Павел созвал знатней­ших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего про­тив народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима пред­ан в руки Римлян. «Чрез три дня» – т. е. по прибытии в Рим, проведенных отчасти в отдыхе, отчасти в беседах с посещавшими апостола христианами и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь небольшие остатки языческого войска и нашли себе убежище, не опасаясь дальнейшего нападения. Долго впоследствии иудеи с восторгом останавливались над этой победой, и сын Сираха воспоминает о ней в торжествующих строках: «возлюбленный Господом своим Самуил, пророк Господень, судия народа по закону Господню, и Господь призрел на Иакова. По вере своей он был истинным пророком; и в словах его дознана верность видения. Он воззвал к Всемогущему Богу, когда отовсюду теснили его враги, – и принес в жертву молодого агнца, и Господь возгремел с неба; и в сильном шуме слышным сделал голос Свой, и истребил вождей тирских и всех князей филистимских» 17 . В память этого великого избавления и в виду необходимости божественной помощи в будущем, Самуил воздвиг большей камень на том месте, где совершилась победа, и назвал его Авен-езером, – «камнем помощи», говоря: «до сего места помог нам Господь». Это было то самое место, где 20 лет пред тем израильтяне понесли жестокое поражение, закончившееся пленением ковчега завета. По определению священного историка, оно лежало между Массифой и Сеном («зубом»), как называлась одна остроконечная скала. Этот последний отождествляется с Деир-Йесином (сохраняющим свое название и доселе), – местом, находящимся верстах в пяти к западу от Иерусалима и верстах в двух с половиной к северу от Вефхора. Торжественная постановка этого памятника показывает, какое важное преобразование совершил Самуил и какой именно дух внушил он своим соотечественникам. В течение последующих веков всякий благочестивый путник мог читать на этом памятнике, что именно было руководящим мотивом его действий и основой всякого национального успеха: «наша помощь во имя Господа, сотворившего небо и землю». Эта победа сопровождалась и некоторыми ближайшими последствиями. Филистимляне на время были ослаблены и не делали новых нападений на израильтян. Национальный дух израильтян совершенно воспрянул вновь; они не только сохранили свои границы, но и возвратили себе даже все города и окружающие местности между Аккароном и Гефом, которые были захвачены филистимлянами во время их угнетенного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но не наученные еще и этим горьким опытом, филистимляне перенесли ковчег в третий из своих союзных городов, именно в Екрон 10 , верстах в 18 к северо-востоку от Азота и верстах в 13 от моря. Это место, называющееся теперь Акир («бесплодный»), так описывается Робинсоном: «Акир лежит на возвышенности, с северо-западной стороны вади Рубин, и по мере того, как мы подвигались ближе, тропа вела чрез хорошо обработанные сады и поля богатейшей почвы, все время по низменной полосе, покрытой растительностью и всевозможными плодами». Этот город был самым северным из пяти городов филистимских, и был расположен на северной границе колена иудина, а другие четыре города лежали даже в самых пределах территории этого колена ( Нав. 13:3; 15:11, 47 ). Евсевий и Иероним описывают его, как иудейскую деревню, между Азотом и Иамнией (Иебна) к востоку, то есть, к востоку по прямой линии между этими местами, и таково именно действительное положение Акира по отношению к Ездуду и Иебне в настоящее время» 11 . Будучи поставлен в Екрони, ковчег оказался еще более губительным для жителей, чем даже в Азоте и Гефе. Этим поклонникам Веельзевула (См. 4Цар. 1:2 ) пришлось еще хуже, чем поклонникам Дагона. И каждое дальнейшее передвижение ковчега приносило все более бедствий и наказаний злополучным филистимлянам. Неудивительно, что екронцы энергично восстали против присутствия в их городе столь рокового дара, и в отчаянии кричали: «принесли к нам ковчег Бога Израилева, чтобы умертвить нас и народ наш». Они требовали, чтобы ковчег был удален, так как вполне были убеждены, что он именно был причиной постигшего их бедствия. Они потребовали, чтобы владетели или старейшины собрались на советь и порассудили, как им лучше избавиться от постигшего бедствия и удалить ковчег в принадлежащее ему место. «Отошлите, говорили они, ковчег Бога Израилева; пусть он возвратится в свое место, чтобы не умертвил он нас и народа нашего». Такая настойчивая просьба весьма понятна: «ибо», говорит библейский историк, «смертельный ужас был во всем городе; весьма отяготела рука Божия на них (когда пришел туда ковчег Бога Израилева).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Они мучительно сознали свою греховность и, в виду своей великой скорби, готовы были взывать со вдовой Сарептской: «что мне и Тебе человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего» ( 3Цар. 17:18 ); или с ап. Петром, когда он, изумленный чудом Христа, воскликнул: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» ( Мф. 8:34 ). Вефсамитяне в ужасе говорили: «кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? И к кому Он пойдет от нас?» Видя в ковчеге обитание Иеговы, они желали передать его другим. Верстах в семи к юго-востоку от Вефсамиса, на холме, возвышающемся на тысячу футов над Айн-Шемсом, находился другой израильский город, который некогда, до завоевания его израильтянами, был известным святилищем Ваала. Это был город Кириаф-Иарим, то есть, «город лесов», отождествляемый теперь с Хурбет-Ерма, развалиной на густо покрытом хребте среди кустарников и чащей мастикового дерева и боярышника, к которому и доселе прилагается название Ерма , соответствующее позднейшей форме Арим, заменившей собою первоначальный Иарим ( 1Ездр. 2:25 ). Развалина эта отстоит только верстах в пяти от большой долины, на которую она смотрит. Она лежит близ гряды низких холмов и высоких иудейских гор и носит в себе все признаки древнего города. Так как Силом уже не был пригодным убежищем для святилища, то вефсамитяне обратились к жителям Кириаф-Иарима с просьбою принять от них ковчег, оказавшийся столь гибельным для них даром. Жители этого последнего места, вероятно посоветовавшись с Самуилом, охотно уступили их просьбе. Они отправились и привезли ковчег древней, еще существующей, дорогой, которая идет к северу от теперешней развалины и ведет прямо к Вефсамису, по окраине долины Исмаин. По перенесении ковчега, он был поставлен в доме некоего Авинодава, находившемся на вершине холма. Кириаф-Иарим не был левитским городом, но Авинодав мог быть левитом. В этом месте, однако же, не оказалось священника, и так как недавний опыт показал опасность святотатственного обращения с святыней, то сын Авинодава, Елеазар, был посвящен в качестве хранителя ковчега, то есть, не с целью исполнения священнических обязанностей или совершения жертвенного богослужения Иегове, что было бы совершенно незаконным, но с целью охранять святыню от святотатства и наблюдать за должным благоговением к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал во искупление, и за кого же? За врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь твою чрез это. Ибо сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка Твой. Однако сие уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его... Посему не опасайся потерять честь твою оттого, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя, она есть дверь к царствию» (Злат.). Мф.20:29 . И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. «Из Иерихона»: Иерихон, большой в то время город иудейский, находился верстах в 20 к северо-востоку от Иерусалима и верстах в 7 к западу от Иордана, город важный для иудеев по многим священным воспоминаниям. Недалеко от него евреи чудесно перешли чрез Иордан, когда шли из Египта для завоевания Палестины ( Нав.3:16 ). Это был первый город, взятый чудесно евреями по переходе их чрез Иордан ( Нав.6:20 ). Впоследствии здесь были училища пророческие ( 4Цар.2:5 ); здесь пророк Елисей сотворил чудо, усладив воды, дотоле горькие ( 4Цар.2:21 ). Иерихон назывался некогда «городом пальм», по причине множества растущих в окрестностях его пальмовых деревьев ( Суд.1:16,3:13 ; 2Пар.28:15 ). Окрестности города, стоявшего на равнине, окруженной возвышающимися одна над другой горами, были чрезвычайно приятны; растительность роскошная, климат превосходный. Но далее от него к Иерусалиму лежала скалистая и мрачная пустыня, наполненная зверями и разбойниками, делавшими путь в святой город небезопасным (ср. Лк.10:30 и дал.). Ныне это – небольшая и бедная арабская деревня Риха. – «Множество народа»: Господа постоянно окружало множество народа; теперь же особенно много должно было быть; приближался праздник Пасхи, на который в Иерусалим собиралось несметное количество богомольцев. Богомольцы Галилеяне не ходили обыкновенно прямым путем чрез Самарию, из-за народной вражды между иудеями и самарянами; а отправлялись по восточному берегу Иордана и, переходя эту реку недалеко от Иерихона, чрез этот город или так называемою Иерихонскою дорогою шли в Иерусалим. Когда божественный Чудотворец шел тою же дорогой на праздник, то очень естественно, что великое множество народа окружало Его. Мф.20:30 . И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! «Сидевшие у дороги»: как был обычай (и теперь есть) сидя у дороги просить милостыню у проходящих, особенно у богомольцев. – «Сын Давидов»: т.е. Мессия (ср. Мф.1:1,22:42 ). – «Помилуй нас»: это восклицание свидетельствовало само собою о силе и живости их веры в Господа Иисуса, как Мессию, который может силою Своею помочь им в их скорбной участи (ср. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

109 ...яко при Ильи бысть: “Горьсть мукы... не умалится?” – Имеется в виду библейский эпизод. Во время великого голода Илью-пророка по Божьему повелению должна была кормить вдова. Придя в Сарепту Сидоноскую, Илья попросил у встретившейся ему женщины дать ему напиться воды и накормить его. Эта женщина – вдова – ответила: «У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот я наберу полена два дров, и пойду приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем». На это Илья сказал женщине: «...говорит Господь, Бог израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю...» ( 3Цар. 17 ). 110 И от того дне уставися монастырь сей. – Ростовский Петровский монастырь, что на Поле, находился на берегу озера Неро в трех верстах к северо-востоку от Ростова. Согласно «Повести», он был основан в XIII в. при епископе Игнатии. Исторические документы о монастыре сохранились только начиная со второй половины XVII в. Известно, что в монастыре в 1684 г. вместо деревянной была выстроена каменная церковь Петра и Павла. Летописи сохранили известие о существовании в Ростове Петровского монастыря еще в начале XIII в.: ростовский епископ Пахомий, умерший в 1216 г., до поставления в епископы (в 1214 г.) был тринадцать лет игуменом Петровского монастыря. По всей видимости, летописные известия относятся к другому Петровскому монастырю, более древнему. В. В. Зверинский (в кн.: Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. III. С. 125) считает, что второй (древнейший) ростовский Петровский монастырь находился не на восточной, а на западной окраине г. Ростова, недалеко от Спасско-Яковлевского монастыря, на улице Петровской. 112 Ахмыл – посол золотоордынского хана Узбека. В 1322 г., как сообшают летописи, он с большим воинским отрядом, сопровождая возвращавшегося из Орды московского князя Ивана Даниловича Калиту, пришел на Русь: «...и много зла учиниша Низовским градом, и Ярославль взяша сожгоша, и много полона безчислено взят» (Никоновская летопись//ПСРЛ. СПб., 1885. Т. Х. С. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17, ст. 16; Исход гл. 12, ст. 23 – 28; Исход гл. 17 в комментарии Раши от 13 – 17; «Ценаурена» лист 65, «Гагада» – рассказ о выходе евреев из Египта, первый пасаж, «Галаха», «Слиход» на 3-й день пасаж, «Мелахе-рахшим», Исход гл. 12–25, «Иисус Навин», гл. 8, ст. 27–28, «Исаи» гл. 13, ст. 23 – 25. Указанные книги Ицикзон представил и в следственную комиссию, прибавив, что евреи относят к христианам все, что в Библии говорится об амаликитянах, аморреях, аммонитянах и вообще идолопоклонниках. В особенности же раввины оправдывают употребление христианской крови в день пасхи перетолкованием слов Библии ( Исх. 12, 22. 24. 26. 27 ): «Возьмите пучек иссопа и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде... Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки... И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это – пасхальная жертва Господу»... Показание Ицикзона было убийственно для евреев, и они употребили с своей стороны все, чтобы уничтожить его значение. Что же они сделали и чего они достигли? Во всей России они назначили своим единоверцам пост, совершали особые богослужения, прекратили на три дня даже свою торговлю, вызвали со всех сторон протесты, добились арестования Ицикзона, произвели по всем синагогам на это дело денежный сбор.. Ицикзон явился в следственную комиссию и отказался от своего, им собственноручно написанного, показания, заявив, что он ничего не знает и ничего не видел. Немного времени спустя после этого, его нашли мертвым со вбитым в голову гвоздем... Впрочем, смерть его уже никого не интересовала. Евреи исполнили свою угрозу 111 ... Часть 9 4-го Апреля 1878 года, за день до еврейской пасхи, в селении Перевисах Шаропанского уезда, в 15-ти верстах от местечка Сачхеры, около трех часов пополудни, без вести пропала малолетняя девочка, дочь крестьянина Сарра Модебадзе. После обеда, вместе с старшею своею сестрою Майей, она ушла из дома родителей в дом соседа, крестьянина Павла Цхададзе, чтобы присутствовать при выжигании белил.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2 . Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. Баит не известен, но по мнению некоторых комментаторов здесь надо разуметь 761 Бет-Давлафаим, он же Алмон Дивлафаим книги Чucл XXXIII, 46 . Мы видим еще, что в кн. Нав. 13высоты, на которых стояли кумиры, носившие имена Вамоф-Ваал, Беф-Ваал, упоминаются вместе с Дивоном, и потому очень может быть, что здесь слово Баит то же слово Бет, т. е. дом, означает одно из капищ, находящихся на высотах близь Дивона, к которому „он“, т. е. Моав восходит(бежит), спасаясь от Ассириян и рыдая об своем несчастий. В кн. Чис. 21мы находим соединенными, как и здесь у Исаии пророка, два имени Дивона и Медевы. Города эти, по всей вероятности, лежали недалеко один от другого, и может быть были соединены общими интересами или владением общих угодьев. Ноф нам неизвестен. Но заметим, что Вульгата пишет Nabo 762 , западные пишут Nebo, и некоторые комментаторы отожествляют эту местность с горой, на которой скончался Моисей, предполагая между прочим, что в пророчестве Исаии рисуется бегство Моава во все стороны на все ближайшие горы и высоты. Плач и горе восточных, как мы знаем, выражаются образно в стрижке и обритии волос 763 и в налагаемом на себя вретище. 3 . На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах. 4 . И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем. Общее отчаяние овладевает страною, обреченною на разорение. Жители бегут из крепостей на высоты; в других городах с ужасом ожидают приближения безжалостного неприятеля. Об Есевоне ср. Нав. 13с Чис. 21:26 764 . Ныне близь развалин Есевона лежит селение Хюсбан, как указывает путешественник Зеецен: оно находится верстах в 20 на восток от Иордана на одной параллели с крайним северным пунктом Мертвого Моря (31°, 45» сев. ш.). В Чис. 32Елеале названо Елале (хотя в ст. 37 Елеале). Этот город, во время занятия заиорданской страны, выстроен был заново, или заново укреплен сынами Рувима. В 1854 г. обширные развалины близь Есевона отожествлены были с Елеале Зееценом; Арабы называют их Ель-Аал. Об г. Яааце см. Чис. 21и Втор. 2:32 . (О значении Ассура, как орудия гнева Божия, см. выше главы Ис. 10:5–32, 14:5–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010