Владимирская Икона Богоматери – знаменитейшая в нашем отечестве. Она написана евангелистом Лукою и принесена была им к Пресв. Деве во время земной Ее жизни. Богоматерь, видя изображение лица Своего на иконе, повторила пророческое Свое изречение: «Отныне ублажат Мя вси роди» и присовокупила: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет» 682 . В середине V столетия, при императоре Феодосии Младшем, икона принесена из Иерусалима в Константинополь, а в середине XII века из Константинополя привезена в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, вместе с другою иконою, названной Пирогощею 683 , и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде 684 . В 1155 году вел. князь Юрий отдал Вышгород в удел сыну своему, князю Андрею 685 . Но Андрей уже замышлял удалиться с юга России на север, в Ростовсвую область, и там утвердить новое, независимое от Киева владение. Князь Андрей, который многу веру и любовь имяше ко Пресв. Богородице, и на устах коего всегда было имя Христово и Пречистой Его Матери 686 , услышав рассказ о Владимирской иконе, что ей неугодно место, на котором она поставлена 687 , подумал: не в Суздальской ли земле место, на котором угодно ей пребывать? Князь усердно молился пред иконою, отслужил пред нею молебен и благоговейно взял ее 688 вместо всяких сокровищ, без ведома отца, и ночью уехал из Вышгорода 689 . На пути совершал пред иконою молебствия, и от нее были многие чудеса 690 . Князь прибыл во Владимир на Клязьме и встречен был жителями с великою радостью. Продолжая свой путь, князь отправился к Ростову. В 10 верстах от Владимира, вниз по течению реки Клязьмы, лошади, везшие чудотворную икону, остановились и не шли далее. Запряжены были новые и также не шли вперед. Князь в трепете повергся с молитвою пред иконою Богоматери, и Она явилась и повелела ему поставить икону Ее во Владимире 691 . По сему случаю 8 апреля 1158 года Андрей немедленно заложил во Владимире храм для пребывания чудотворной иконы, который через два года был окончен и великолеппо украшен 692 . Боголюбивый князь украсил и св. икону. Он обложил ее окладом из золота и серебра с драгоценными камнями. Совершив храм во Владимире, Андрей перенес в него чудотворную икону 693 , и с тех пор она стала называться Владимирскою. Торжество перенесения совершилось в 1160 году 21 сентября. По поставлении иконы в Успенском владимирском храме она снова просияла многими и великими чудесами 694 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

архим. Флорентий освятил теплый кирпичный храм во имя свт. Тихона Задонского. Церковь была поставлена над фамильной усыпальницей елецких купцов П. А. и Л. М. Петровых на средства их сыновей Александра и Петра. При храме имелась 4-ярусная колокольня (основание 14,2×14,2 м, высота 19,2 м). Каменная ц. во имя вмч. Пантелеимона, освященная архим. Флорентием 10 сент. 1874 г., примыкала к братскому корпусу. Пристроенная просторная братская трапезная составляла с храмом единое целое. Первоначально она была расписана в 1891 г. Позднее худож. П. А. Соколов выполнил роспись трапезной в память спасения имп. Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы в Борках 17 окт. 1888 г. По завещанию о. Иоанна Жданова в 1867 г. в Е. м. был перенесен его деревянный дом, в к-ром разместилась больница для монашествующих, а после 1891 г.- еще и 4 кельи. В Е. м. имелись также кирпичные 2-этажный братский корпус с 32 кельями (1873), фасады к-рого украшали балконы, опиравшиеся на колонны; корпус у юж. ворот (1830), 3-ярусная колокольня (1836) со св. вратами (самые крупные колокола - 2,4 т и 835 кг), ограда (высота 5 м, толщина 71 см, периметр 546 м) с 4 зубчатыми башнями по углам; здание церковноприходской школы у колокольни и сев. ворот, дом для псаломщиков, 2-этажная сторожка у колокольни, хлебопекарня с зимним погребом, дом настоятеля (к юго-западу от колокольни), дом около юж. ворот (построен в 1874 на средства купца М. К. Злобина (впосл. мон. Рафаил); в этом доме проживали перед кончиной архимандриты Дионисий и Флорентий), а также баня, просфорная, дворницкая, ледники, сараи, хлебный амбар, дровяник и коровник с 2 воротами, конюшня. С зап. стороны мон-ря находился обширный фруктовый сад. В 17 верстах от обители в 70-х гг. XIX в. был устроен хутор с деревянным домом, кирпичной кухней, амбаром, ригой, сараем и скотным двором. Святыни Главная святыня - Тихвинская икона Божией Матери «корсунского письма» XVI-XVII вв. (97,8×90 см, с серебряным окладом 84-й пробы весом более 11 кг) была привезена иноками из брянского Петропавловского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/367381.html

В них по свидетельству генералитета 392 души. К тем вотчинам по дачам земли 56 десятин 1 / 2 . Сенных покосов 757 копен, лесу пашенного 78 десятин, мельница 1, рыбных ловель 2. В том монастыре по окладом и неокладных денежных и хлебных в сборе быть надлежит. 5 49 6 3 Окладных: Руб. Коп. С крестьян и бобылей оброчных……………………………. 10 30 Неокладных: Собираемых в церковную кружку…………….. 45 – вольных…………….. 1 73 С мельницы помольных…………….. 13 50 С рыбных ловель…………….. 2 – Итого 72 53 Четьи Четв. С пашни приплодного ржи и ярового 167 – Прочих припасов: Веревок лычных…………….. 10 Лаптей 50 обувей обротей мочальных…………….. 10 Лопат…………….. 10 И оные доходы в тот монастырь в год собираются и оставляются на расходы все. Из них платится в Казанскую Губернскую Канцелярию за бобылей подушных…………….. В Казанскую семинарию хлеба 20 части 4 четверти. А в Коллегию Экономии от того мира ничего не платится. 1 52 (Книга Коллегии Экономии 2. Краткая ведомость 1739–41 г.) 9. Опись Казанского Кизическаго монастыря, коликое число в нем церквей, церковной утвари, ризницы, книг и прочего и на коликих мерою кельи и ограда саженях обстоят, значится ниже под сим. Ноября 8 дня 1763 года. Монастырь Кизический в Казанском уезде, расстоянием от означеннаго города Казани в трех верстах, который построен по грамоте царствующего великого града Москвы Святейшаго патриарха Адриана в царство благочестивых великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича и сестры их благоверной государыни царевны и великой княжны Софьи Алексеевны в 170 году в июне месяце В том монастыре каменных три церкви, а именно: 1) Соборная во имя Введения Пресвятыя Богородицы, при той церкви придел каменный Святых девяти мученик Кизических, крыша на нея тесовая, ветха, главы обиты черепицею, кресты железные с полудою. 2) На святых вратах церковь во имя Князя Владимира крыта тесом, глава обита железом белым. 3) На оградной стене на углу церковь во имя первомученика архидиакона Стефана крыта тесом, в оградной же стене часовня каменная на ней нарублено 5 венцов деревянных, крыта тесом, а на крышке шпиль деревянный, красками размалеван, при ней крылец деревянный крыт тесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Добавить статью Спасо-Прилуцкий монастырь, 2 класса, в 15 верстах от города Вологды. Основан в 1371 году преподобным Дмитрием Прилуцким (см. 11 февраля). В 1612 году он подвергался разорению от татар; в 1619 году был опустошен литовцами. Спасский двухэтажный собор построен в 1542 году; возобновлен после пожара в 1817. В нижнем храме почивают под спудом святые мощи преподобного Дмитрия и преподобного Игнатия (см. 19 мая). В иконостасе Спасского храма находится чудотворный образ преподобного Дмитрия, написанный преподобным Дионисием Глушицким; он взят был великим Князем Иоанном III на время похода его под Казань и возвращен им, по украшении его богатым окладом, в 1503 году; ежегодно 3 июня в память сретения образа преподобного Дмитрия бывает из Вологодского собора в монастырь крестный ход. В монастыре хранятся: фелонь, деревянный костыль и вериги преподобного Дмитрия. В юго-восточной и северо-восточной башнях монастырской ограды до сих пор сохранились так называемые мешки или каменные столбы с узкими внутри их помещения, куда заключаемы были важнейшие преступники. При монастыре школа с приютом и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» 2-го класса (съ 1764 г.) необщежительный мужской монастырь въ Семенковской волости, въ 5 в. на С - В. отъ губ. гор. Вологды, при р. Вологде (при монастыре Монастырская платформа Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор.). Основанъ въ конце XIV в. преп. Прилуцкимъ - другомъ преп. Радонежскаго и детей великаго князя Донского (+11 февраля 1392 г.). Въ 1613 г. монастырь былъ разоренъ татарами; въ 1618-19 г. разграбленъ литовцами, причемъ было сожжено более 200 чел.; въ 1811г. отъ неосторожности выгорела вся внутренность соборнаго храма. Въ 1812 г. въ монастыре в течение 3 месяцевъ сохранялись святыни, вывезенныя изъ Московскихъ соборовъ и монастырей. Храмовъ пять: 1) соборный двухъэтажный (построенъ въ 1537-1542 г. и перестроенъ после пожара 1811 года въ 1813-1817 г.): вверху во имя Всемилостиваго Спаса съ приделами: правымъ въ честь Господня и левымъ во имя св.князя Александра Невскаго; внизу (обновленъ въ 1885году) во имя преп. Прилуцкаго и въ князя Андреевича Углицкаго (+19 мая 1522 г. въ Вологде, въ темнице, после 32-летняго съ четырьмя приделами: правыми - во имя преп. Радонежскаго (обновленъ въ1892 г.) и въ честь Господня (устроенъ въ1786 г, и обновленъ 1886 г.), и левыми - во Господня (устроенъ въ 1788 г.; обновленъвъ 1886 и 1893 г.) и въ честь св. праведной Анны (устроенъ въ 1831 году; обновленъ въ 1886 и1893 гг.);

http://sobory.ru/article/?object=00237

В пределах Москвы, тогда еще совсем юного города, по молитве князя пред иконой был чудесно спасен от потопления в реке Яузе один из его слуг; затем на Рогожских полях конь сбил жену священника Микулицы и затоптал ее ногами, но по молитве пред иконой пострадавшая осталась невредимой. Особая же благодать Матери Божией открылась неподалеку от Владимира, верстах в десяти вниз по течению реки Клязьмы. Святой князь Андрей намеревался поставить икону в Ростове, но по действию силы Божией обоз остановился. Лошади никак не шли дальше. Тогда лошадей переменили, но и новые не могли подвинуться с места. Благоверный князь Андрей счел это за тайное извещение Божие, «и зде благую волю Твою, Владычице, позна». Отслужили молебен перед чудотворной иконой. Князь и все присутствующие на коленях молились со слезами. И когда настала ночь, было чудное видение. Пресвятая Дева явилась с хартией и сказала благоверному князю Андрею: «Не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам». Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконописцев, велел написать им икону Богородицы в том молитвенном виде, в каком Она явилась ему. Боголюбивая икона была написана греческим письмом. На ней Богородица изображена во весь рост, со свитком в правой руке, левая обращена в молитве ко Спасителю, сам же князь изображен на ней в молитвенном предстоянии. Икона прославилась многими чудесами. Она стала называться Боголюбивой, а обитель и город — Боголюбово, сам князь — Боголюбским. В благодарность Пресвятой Богородице в 1155 году благоверный князь повелел украсить святую икону драгоценным окладом, а в память чудесного явления Ее в 1157 году установил ежегодное празднование в честь иконы 18 июля. Город Боголюбово и его окрестности по местоположению на высоком берегу Клязьмы, а также расстоянию от Владимира (одиннадцать верст) во всем напоминал Вышгород, находившийся на высоком берегу Днепра и на таком же расстоянии от Киева, как и Боголюбово от Владимира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В России известны еще Кипрские иконы Божией Матери в московской церкви св. Николая в Голутвине и в московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта украшена богатым окладом. Есть, кроме того, Кипрская икона Богоматери в Нижнем Новгороде, в Иоанно-Предтеченском храме, что в Слободке. Сведения об этой иконе см. под 12 мая. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет. 24 апреля Кипяжская икона Место и время явления этой чудотворной иконы неизвестны. Молченская икона. Сведения о ней помещены под 18 сентября. 25 апреля Цареградская икона Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии. Сведения о другой Цареградской иконе Богоматери, которая выбита на грифельной доске, помещены под 17 сентября. 27 апреля Явление Казанской иконы Богоматери в деревне Александровке Петербургской губернии 27 апреля 1826 года крестьянка деревни Александровки Марфа Екимова объявила своему духовному отцу, что три ночи кряду являлась ей прекрасная Женщина в белой одежде и, разбудив ее, приказывала выйти на реку, под гору, и взять там икону. При этом все домашние свидетельствовали, что видели задние ворота каждый раз растворенными, но никого из людей не было. В третью ночь после явления Марфа вышла в растворенные ворота, деревянный запор которых был переломлен пополам, и увидела необыкновенный свет и в нем спускающийся образ, который стал на берег речки Кузьминки, на лугу за их огородом. По освидетельствовании причтом кузьминской церкви с благочинным царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму, и по его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой лежит Александровка.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Иванчин-Писарев предполагал, что Ягановский холм мог быть не насыпным курганом над прахом воинов, как об этом говорила легенда, а местом языческих церемоний и поклонений одному из идолов, которых по дохристианскому обычаю ставили на возвышениях. Позже место языческого святилища, как это часто бывало, занял православный храм. Название «Яганово» и Ягановский холм писатель выводил от имени вещуньи Яги, которая в славянских мифах считалась прорицательницей и покровительницей искателей приключений. Впрочем, автор версии о «бабе Яге» указывал, что название могло произойти и от германского имени Иоганн, и от монгольского – Яган, и от литовского – Ягайло. Н. Д. Иванчин-Писарев упоминал две местные святыни из древнего Воскресенского храма: икону Воскресения Христова и образ Богоматери, которые были отданы в церковь села Еганово, а оттуда – в московский Знаменский монастырь. Писатель утверждал, что нашел в ризнице этого монастыря одну из упомянутых икон Божией Матери с вышитым окладом, унизанным жемчугом. Вторая храмовая икона Воскресения Христова была утрачена в нашествие французов в 1812 году. Находившийся примерно в двух верстах от Еганово Боровский перевоз вошел в историю Отечественной войны 1812 года, как место, откуда начался знаменитый Тарутинский маневр русской армии. История сохранила имена крестьян села Еганова, отличившихся в борьбе с французами у Боровского перевоза: старосты села Василия Леонтьева и крестьянина Федора Дмитриева. 22 сентября стихийные отряд «воинов-земледельцев» и казаков переправился вброд через реку и ударил по рядам неприятеля. 11 французов были убиты, а 46 были взяты в плен с оружием, лошадьми и повозками. Н. Д. Иванчин-Писарев мечтал о сооружении на месте утраченной Воскресенской церкви небольшой часовни в «готико-византийском стиле», но его желание, увы, так и не исполнилось. Сегодня духовным преемником древней церкви, стоявшей на легендарном холме, можно считать храм Покрова Пресвятой Богородицы села Еганово. В 1895 году по проекту московского епархиального архитектора Степана Васильевича Крыгина (1832-1900) к юго-востоку от деревянного храма был сооружён кирпичный храм Покрова Божией Матери с южным приделом Николая Чудотворца и северным приделом Тихвинской иконы Божией Матери с колокольней в псевдорусском стиле. Основной храм был холодным. Одноглавый четверик имел пятигранную апсиду с двумя окнами, а с запада чуть меньшую по высоте трапезную, в которой размещалось два теплых придела. Двухъярусная колокольня завершалась восьмигранным кирпичным шатром с кирпичной щеткой и деревянной главкой, обитой железом.

http://sobory.ru/article/?object=04972

Спустя много лет видит она во сне опять того же Арсения, который приказывает ей отправиться на Коневец и построить церковь на том месте, где когда-то Арсений по приходе своем на Коневец поставил небольшую деревянную церковь , но по причине болотистого леса избрана была другая местность – та самая, где и теперь стоит монастырь. Особа эта отправилась по назначению. Церковь была заложена, и так как у самой строительницы недостало капитала, то церковь была достроена пожертвования от доброхотных дателей. Место, где стоит эта только что отстроенная, но еще не освященная церковь, чрезвычайно неудобно: тотчас за стенами церкви идет такое болото, что, как говорят, может засосать каждого, кто будет иметь неосторожность ступить туда. Переночевавши в Коневце, мы отслушали литургию, а потом в нижней церкви молебен Богородице. Во время молебна был отворен подлинный образ Коневецкой божией матери, писанный на дереве и сильно потертый от времени. Он постоянно покрыт окладом, который отворяется во время молебна, служимого для путешественников. Архимандрит Коневецкого монастыря такой же старик, как и игумен Валаамского, и хотя в Коневецком монастыре также установлено общежительство, но архимандрит не стесняет братии и позволяет имущим на свой счет кое-какие удобства в жизни. Оставивши Коневец после молебна, мы к семи часам вечера воротились в Петербург. 8 июля 1877 года, отправившись в гости к одному из наших знакомых, А. Л. Боровиковскому, на дачу близ Меррекюля, в 18-ти верстах от Нарвы, мы вместе с нашим обязательным хозяином съездили нарочно в Нарву, которая давно уже занимала мое воображение своим историческим значением. Прежде всего мы осмотрели Ивангород, построенный в XV столетии на самой окраине тогдашних владений Московского государства. В виду этого последнего русского пункта возвышались уже твердыни Нарвы, крайне укрепленного города владений Ордена меченосцев. До сих пор сохранились огромные массивные каменные стены, неправильными линиями расположенные на площади довольно высокого холма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

На близость автора путевых записок к купеческому миру указывает и характер сравнений: увиденные за границей реки (важнейшие торговые магистрали) он сравнивает с русскими и, видимо, хорошо ему известными Москвой, Окой и Волгой, например: Нил-река будет с Волгу шириною, а бежит быстра и мутна (л. 35 об.). Восстановить географию жизни создателя «Хождения в Святую землю» помогает сравнение Адрианополя с одним из самых известных и богатых купеческих городов России XVII в. Ярославлем (Град Адринопол стоить в степи... окладом и жильем поболши Ярославля – л. 33) и обилие московских реалий в тексте произведения (улицы Арбат и Петровка, Коломенские и Воробьевы горы, Красная площадь, Успенский собор и Ивановская колокольня Кремля, Новодевичья и Преображенская слободы). Последнее объясняется тем, что до хождения в Иерусалим Лукьянов был священником в церкви Покрова, что за Смоленскими воротами на Песках в Москве, о чем сказано в его проезжей грамоте. Церковь Николая Чудотворца «на Песках» была построена в 1699 г. и по главному престолу Покрова Пресвятой Богородицы часто называлась Покровской церковью 4 . В конце XVII – первой четверти XVIII в. священники этой церкви были тесно связаны со старообрядцами. Кроме Иоанна Лукьянова, другой священник этой церкви Федор Матвеев чинил раскольникам потачку, поддерживал контакты с Веткой, за что был в 1721 г. сослан на Соловки. Попытки близких вызволить из заточения расстриженного попа окончились неудачей. В 1723 г. Святейший Синод подтвердил прежнее решение – помянутому распопе Феодору быть в том Соловецком монастыре неисходно 5 . В декабре 1701 г. московский священник Иоанн Лукьянов вместе со спутниками – монахами Лукой, Григорием и Адрианом, получив в Посольском приказе проезжую грамоту, отправился на богомолье в Иерусалим. Официальной целью путешествия было поклонение христианским святыням, неофициальной – выяснение положения дел в греческой церкви и изучение возможности поставления старообрядческого епископа от заграничных архиереев. Первоначально путь лежал в Калугу, один из центров русского раскола, откуда паломники направились в Спасо-Введенский Воротынский монастырь, находившийся в 70 верстах от города. Иноки этого монастыря тайно сочувствовали старообрядцам, и игумен Спиридон (скорее всего, духовный отец Лукьянова) дал ему благословение на путное шествие 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 7 (61) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2018-12-22) Происхождение изображения: Загружено 2018-12-22, анонимно. Описание: В Мамонтовой пустыни, основанной в начале XVII века, издревле был почитаемый резной деревянный образ Николы Можайского. При Екатерине II пустынь упразднили, и храм, где стояла скульптура, стал приходским села Мамонтово. см. также http://pravicon.com/image-26880 В описании иконостаса Никольского храма в «Епархиальных ведомостях» 1874 года (а начало их издания, как известно, было положено святителем Феофаном в 1861 году). распоряжение о замене убранства Никольской церкви села Мамонтова, сделанное святителем Феофаном, коснулось не всех скульптур. Оно не распространилось на резную деревянную статую святителя Николая Можайского, почитавшуюся чудотворной, которая осталась стоять в храме. Ф. Магницкий писал: «Икона святителя и чудотворца Николая помещена в первом ярусе иконостаса, по правую сторону от местной иконы Спасителя. Она написана по резьбе из липового дерева во весь рост. Высота этой иконы – 1 ¾ арш., а ширина 15 вершков. На главе святителя был первоначально лубочный венец» В 1887 году при публикации документов из истории пустыни писали: «Верстах в 70 от Тамбова, по большой Моршанской дороге находится село Мамонтово, в которое ежегодно к 9 Мая сходится столько богомольцев, что приходская церковь не вмещает их всех во время богослужения. Богомольцы приходят помолиться святителю Николаю пред резным образом его, который остался единственным памятником упраздненной пустыни, носившей имя основателя ее, инока Мамонта, и имевшей большое значение в деле колонизации Тамбовского края» К 1911 году статуарный образ, почти полностью был скрыт под новым серебряным окладом, и о нем коротко сообщалось: «Местно-чтимая икона " спасителя Николая чудотворца " » В 1922 году Никола Можайский благодаря первому директору Моршанского музея П.П. Иванову, археологу и коллекционеру, вместе с другими древностями попал в музейные фонды, что и спасло его от гибели, а Мамонтова пустынь была разрушена.

http://pravicon.com/image-33307

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010