6) Приведенный пример нисколько не оправдывает самочинное избрание и рукоположение общиной сектантских пресвитеров. Во–первых, избрание Матфея на апостольское служение совершено не мирянами, а самими Апостолами, получившими на это власть от Самого Христа. Такой власти никому из сектантов никогда Христос не давал: они сами подобно Корею, Дафану и Авирону, незаконно похитили эту власть (Чист. 16 гл.). Во–вторых, само избрание Матфея совершено собственно не Апостолами, а Самим Богом: «покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал». В–третьих, при поставлении Матфея на апостольское служение вовсе не было рукоположения, а был брошен жребий на того, кто уже раньше был избран Христом и поставлен в число 70 Апостолов: после жребия он только перечислен из 70–ти в число 12 Апостолов, получив потом в день Пятидесятницы вместе с другими Апостолами видимо сошедшего на них Св. Духа. Сектантские же «пресвитеры» в числе 70 Апостолов не были, Господь по жребию их не избирал и видимо, как в день Пятидесятницы ( Деян. 2:3 ), Св. Духа на них не посылал. 7) И диаконов избрала и поставила на служение сама община: «Итак, братие, сказали верующим св. Апостолы, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Ахтиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:3–6 ). 7) Относительно избрания первых диаконов нужно, во–первых, заметить, что община избрала их не по своему желанию и почину, а по желанию и предложению Апостолов (ст. 2). Если бы последние не пожелали и не предложили общине избрать диаконов, то никто их и не избрал бы. Во–вторых, само рукоположение избранных во диаконы совершено было не кем–либо из общины избравших их христиан, а самими Апостолами, ибо никто из мирян не имел права даже во диаконы рукополагать: «изберите... их поставим (то есть мы, Апостолы) на эту службу... их поставили перед Апостолами, и сии помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). Что же касается высшей степени священства – епископов и пресвитеров, то мы нигде в Писании не видим, чтобы их избирала община, а видим, что их избирали и рукополагали сами Апостолы ( Деян. 14:23 ; 1Тим. 4:14 ; 2Тим. 1:6 ), передавшие потом право избирать и рукополагать пресвитеров епископам, как своим преемникам ( 1Тим. 6:22 ; Тит. 1:5 ). Таким образом, самовольное избрание и рукоположение сектантами их лжедиаконов и лжепресвитеров не оправдывается словом Божьим, а осуждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Апостолы, водимые Духом Божиим, предали священство своим преемникам, как дар Божий, как благодать Святого Духа, как благодатное таинство; а сами себя признавали только служителями Христовыми и домостроителями тайн Божиих. Так каждый должен разуметь нас, писал апостол Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ). К ефесским пастырям он говорил: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею ( Деян. 20:28 ). Поставление блюстителей, епископов или пастырей Церкви, почитает апостол не своим делом, но делом Духа Святого. Апостолы преподавали благодать священства чрез возложение рук на посвящаемого, при возношении молений к Богу. Так о посвящении семи диаконов в книге Деяний Апостольских читаем: их поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки ( Деян. 6:6 ). Также о том, как апостолы Павел и Варнава поставляли пресвитеров в Листре, Иконии и Антиохии, святой Лука пишет: Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали ( Деян. 14:23 ). А что чрез это рукоположение сообщается дар благодати, соответствующий служению рукополагаемых, об этом говорит апостол Павел в первом Послании к Тимофею, заповедуя ему быть верным своему епископскому званию: не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства ( 1Тим. 4:14 ). Во втором послании к тому же Тимофею пишет: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез Мое рукоположение ( 2Тим. 1:6 ). По воле Господа, Основателя и Главы церкви, в ней установлены три степени священства: епископы, пресвитеры и диаконы. Все эти три степени священнослужителей видим в церкви апостольской. И все эти степени имеют тесное отношение между собою, по порядку, установленному от Самого Господа. Глава и вечный Первосвященник новозаветной церкви есть Сам Он, Господь Иисус Христос. От Него, действием Святого Духа, получили власть и силу апостолы, которые рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Церковь одна; «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:11 ), и одно тело и один дух... един Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:4–5 ). Посему мы, говорят молокане, – не признаем ни греко-российского, ни старообрядческого, ни западно-римского согласия принадлежащими к истинной церкви Христовой, и составляющими с нею единое стадо, имеющее единого пастыря Иисуса Христа, Никакого другого начальника веры и главы у истинной церкви Христовой нету и быть не может. Для наблюдения принятого порядка при Богослужении, для чтения Св. Писания, а также и для произнесения молитв, каждая из наших местных церквей выбирает себе пресвитера или Епископа (надсмотрщика), и к нему двух помощников, которые, в случае его болезни, или отсутствия по какой другой причине, могли бы заступить его место. (Диаконов, бывших в Апостольских Церквах, не имеем; собрания наши и без них не нарушаются никакими бесчинствами... Ежели же при увеличении церкви нашей встретится надобность в диаконе, то мы изберем себе такового). При избрании Епископа или пресвитера наблюдаем наставления апостола Павла: епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен... ( 1Тим. 3:2–5 ). Он имеет обязанности и кроме собственно Богослужебных; он должен следить за нравственностью церкви и заботиться об ее духовных нуждах ( 1Пет. 5:1–3 ). На основании этого (?) пресвитеры у нас не берут от церкви никакого вознаграждения: и как бы взяли они мзду? Бог ничего не берет от нас за ниспосланные нам милости и щедроты, и Христос безвозмездно пострадал и пролил Кровь Свою за церковь; так и пресвитеры наши считают священною своею обязанностью безвозмездно служить Богу и церкви; они почли бы за величайший грех и бесчестие поступать подобно греко-российским попам, которые за каждую сказанную им молитву берут с членов церкви плату. Мы также не считаем пресвитера лицом, начальствующим над местною церковью, или учителем церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Прихожанка. Даже если это совесть не твоя?! Пресвитер. Послушайте, что пишет святитель Феофан Затворник : «Более совершенные христиане считали идолов за ничто и идоложертвенное считали чистой пищей. Другие, менее совершенные, не могли еще отрешиться от прежнего, языческого своего взгляда на идолов как богов и на жертвы им как действительным скверным богам. При таких мыслях вкушение идоложертвенного считали противным своей христианской совести, которая еще была немощна – бессильна, чтобы считать идолов за ничто. Но, увлекаемые примером более совершенных, принимают участие в идольских трапезах, едят идоложертвенное как идоложертвенное и тем сквернят свою немощную совесть» 395 . Видите, в каком затруднении находился святой апостол Павел, касаясь вопроса идоложертвенной пищи. Святитель Иоанн Златоуст об этом его затруднении пишет следующее: «Он хочет доказать два предмета – и то, что надо воздерживаться от такой трапезы, и то, что она не может вредить вкушающим от нее. Эти предметы не совсем согласуются между собою. Слыша, что идольские жертвы не причиняют вреда, коринфяне могли пользоваться ими как безразличными. А слыша запрещение прикасаться к ним, они могли подозревать, что эти вещи запрещены потому, что могут вредить. Потому, отвергнув понятие об идолах, первой причиной воздержания он поставляет соблазн братий» 396 . Прихожанка. А если рядом со мной нет христианина с немощной совестью, то я могу есть любую пищу, не разбирая? Пресвитер. Можете, но только в том случае, пока на это не обратили ваше внимание присутствующие. Вот слова апостола на такой случай: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» ( 1Кор. 10, 27–28 ) Прихожанка. Но почему? Он же не христианин. Пресвитер. Если христианин сознательно станет есть идоложертвенное в присутствии язычника, то тем самым подаст повод ему считать, будто он изменяет своей вере. Ведь язычник может знать, что церковные правила запрещают вкушать идоложертвенное, и когда увидит пренебрежение заповедью, соблазнится.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Прихожанка. Но после нее я, кажется, поняла еще одну причину, по которой вы стараетесь соблюдать все «мелочи» уставных предписаний. Эта причина – послушание Церкви. Пресвитер. Вернее, любовь к Богу, выражающая себя через послушание Его Церкви. Ведь в Писании точно определено, как выражается любовь к Богу: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин. 14, 23 ). И соблюдение это должно быть не только в целом, но и в частностях, ибо неверный в малом может ли быть верным в великом ( Лк. 1, 10 )? Помните условие для получения более великого? «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» ( Мф. 25, 23 ), – так Господь сказал рабу, исполнившему сначала небольшое Его поручение. Святитель Афанасий, как вы помните, относит эти слова и к уставным «мелочам». Прихожанка. Да-да, я обратила на это внимание. А еще я поняла, что нельзя предпочитать вещи более важные менее важным. И если кажется что-то «несправедливым» в церковных установлениях, то нужно или смириться с тем, что ты что-то не понимаешь, или найти объяснение. Как в случае, когда я жажду помолиться о родных, а Церковь не разрешает по той или иной причине. Пресвитер. Совершенно верно. Если вы не желаете ограничиться дозволяемым Уставом, по причине, например, сильной любви к родным, то не показываете ли этим своим своеволием, что не только не хотите слушаться как будто бы не в достаточной мере исполненных духом христианской любви установлений Святой Церкви, но и не обращаете внимание на слова Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). Нельзя же любить даже родных своих больше, чем Господа. Прихожанка. Да и будет ли Господь слушать того, кто не слушает Его Церкви? Есть выражение, что «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Не знаю, правда, чье это высказывание. Пресвитер (улыбаясь). Это сказал святой Киприан Карфагенский . А вот я смотрю сейчас на вас и удивляюсь, как это вы за столь короткое время научились так здраво рассуждать? Прихожанка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

– От твоего пресвитера воняет грехом, не позволяй ему входить к тебе. – Чадо, – ответил ему богодухновенный старец, – нечистоты выбрасывают из дома, а ты принес их ко мне. Написано: Не судите, да не судимы будете ( Мф 7,1 ). Если он грешник, Господь спасет его. Ибо написано: Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться ( Иак 5,16 ). С этими словами он помолился и изгнал беса из одержимого и отпустил его здоровым. Когда пресвитер пришел к нему как обычно, старец принял его с радостью. Благой Бог, видя незлобие старца, явил ему знамение. Когда клирик встал пред святым Престолом, то, как рассказывал сам старец: «Я увидел, как ангел Господень сошел на него и возложил руку на голову священника, и тот стал весь, как столп огненный. Я был изумлен видением, и услышал глас, сказавший мне: «Человече, что ты удивляешься происходящему? Если даже земной царь не позволяет своим приближенным являться к нему неопрятными, но только в великолепном парадном одеянии, то насколько больше божественная сила освящает своими несказанными таинствами клириков, достойных небесной славы?» 2 . К анахорету приходил пресвитер из местного клира и причащал его святыми Тайнами, потому что отшельник никуда не выходил. Некто, навестив анахорета, оклеветал пресвитера. И когда тот как обычно пришел совершить Анафору, отшельник, введенный в соблазн, не открыл ему дверь. Пресвитер постоял и ушел. И тот час же анахорет услышал глас: «Забрали люди суд Мой». Отшельник пришел в исступление и увидел золотой колодец и золотое ведерко на золотой веревке. Вода в колодце была удивительно чиста и прозрачна. Тут он увидел прокаженного, который черпает воду из колодца. Ему тоже захотелось пить, но он не мог подойти к колодцу, из которого пьет прокаженный. Тут снова раздался глас: «Почему ты не пьешь воду? Что тебе до того, что ее берет прокаженный? Ведь он берет ее только для себя». Анахорет очнулся, Он понял смысл видения, позвал пресвитера и велел ему как прежде причащать его. Глава 29: О том, что ежедневная Литургия приносит величайшую пользу, поэтому святые отцы так и служили ее, и о том, что во время священной Жертвы соединяется небесное и земное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Они учили только тому, что заповедал им Господь: «идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), и что внушал Святой Дух: «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ), «от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:14 ), – т.е. Его учение – не иное, Мое, и Его учение – одно и то же; откуда Я должен был заимствовать Мое учение, из того же источника и Он будет заимствовать. Апостол Иаков, как раб Иисуса Христа ( Иак.1:1 ), исполнитель Его воли, не устанавливает, а дает заповедь о таинстве елеосвящения, известном читателям послания священнодействии, совершающемся «во имя Господне» ( Иак.5:14 ) т.е. по заповеди, воле Господа. Апостол повелевает, чтобы больной призвал пресвитеров Церкви, причем необходимо предполагается, что пресвитеры знают, зачем их больной зовет, к нему придут и по известному им чину совершат таинство. Видимая сторона таинства Видимую сторону таинства составляют: помазание больного елеем и молитва веры: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним (очевидно, лежащим, вследствие болезни), помазавши его елеем во имя Господне» ( Иак.5:14 ). Благодатные действия елеосвящения Не елей, а «молитва веры (пресвитеров, больного, призвавшего их, вследствие своей веры в спасительную силу таинства, и окружающих больного) исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ), т.е. простятся грехи, послужившие причиною болезни (ср. Мк.2:5 ; Ин.5:14 ); безгрешности апостол не мог допускать: «все мы много согрешаем» (3:2). Господь по молитве и вере через помазание елеем дарует болящему исцеление от болезни и оставление ему грехов, очищение «от всякой скверны плоти и духа» (ср. 2Кор.7:1 ). Свидетельства древних отцов Оригена : «есть еще род отпущения грехов... когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Власть прощать грехи дана Апостолам не за их святость, а дана по любви и милосердию Божию к грешным людям для их спасения; дана для того, чтобы люди, согрешающие вследствие испорченности их природы, могли очищать себя от грехов. Понятно, что эта власть дана не одним Апостолам, а и их законным преемникам, епископам, а чрез них и пресвитерам Церкви, о которых всех и сказал Спаситель: «Я с вами во все дни, до скончания века» ( Мф. 28:20 ), ибо во все дни в Церкви Христовой будут и грешные люди ( Мф. 13:24–30 и 26–40). Не одни одиннадцать Апостолов получили право прощать грехи: мы видим, что избранный по жребию на место предателя Иуды Матфей получил всю полноту апостольской власти, след., и право прощать грехи, «приняв жребий их (Апостолов) служения» ( Деян. 1:20 и 25); видим что и к ап. Павлу «многие из уверовавших приходили исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ), – что сперва он отлучил, а потом простил коринфского кровосмесника ( 1Кор. 5:3–5 и 2Кор. 2:10 ). Известно, что и Тимофей, как епископ, имел власть судить и обличать не только мирян согрешивших, но и пресвитеров: «обвинение на пресвитеров, пишет ему ап. Павел, принимай при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели» ( 1Тим. 5:18–20 ). Наконец, мы знаем, что Христос поставил в Церкви не только Апостолов, но и пастырей «к совершению святых» ( Еф. 4:11 ), а святыми люди делаются тогда, когда очищаются от грехов благодатью Св. Духа в таинстве Покаяния. Если бы епископам и пресвитерам Церкви не принадлежало право отпускать грехи потому, что слова: «кому простите грехи, тому простятся» сказаны одним Апостолам, то не имели бы епископы и пресвитеры права учить, крестить и совершать преломление, ибо только Апостолам сказал Христос: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ); только им одним сказал Господь о Причащении Тела и Крови Христовой: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). Но из св. Писания мы видим, что учить, совершать крещение, преломление и творить суд над грешниками составляло не только право, но и обязанность преемников св. Апостолов: «Епископ, говорит ап. Павел, должен быт учителем» ( 1Тим. 3:2 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В последней речи пророк возвещает, что все народы мира восстанут на Иерусалим, но Сам Господь защитит его и истребит нападающих, на народ же еврейский Господь изольёт дух благодати и умиления, и иудеи воззрят на Того, Которого пронзили и будут плакать о Нем, как о единородном сыне [ 12 ]. Тогда откроется дому Давидову источник, омывающий грехи их, и уничтожится всякая память о идолах и лжепророках; поражен будет Пастырь и рассеются овцы [ 13 ]. Господь создает благодатное царство, небольшое по числу, составляющее только третью часть живущих на земле, но за то искушенное и святое. Наконец, народы языческие еще раз окружат Иерусалим, но Господь восстанет на его защиту и поражение, и тогда будет единственный день, ведомый только Господу: не станет света, светила удалятся, будет ни день, ни ночь; лишь к вечеру явится свет [ 14 ]. Из Иерусалима потекут живой воды, он станет средоточием нового царства, в котором будут обитать только праведники, — ничего нечистого не будет в нем более. ( гл. 12–14 ) [ 15 ]. Память 9 февраля Страдание святого мученика Никифора В великой Антиохии Сирийской, жили — некий пресвитер, по имени Саприкий, и простец, — гражданин Никифор. Они питали друг к другу такую любовь и так были дружны, что некоторые считали их родными братьями. После многих лет такой дружбы, им позавидовал ненавидящий всё доброе, диавол и посеял в них такие плевелы вражды, что они не желали даже встречаться друг с другом на дороге: так они возненавидели друг друга; и насколько прежде между ними царили любовь и дружба, настолько после, по действию сатаны, воскипела у них друг к другу ненависть и вражда. Прожив в такой ненависти и вражде друг с другом довольно долгое время, Никифор, придя в себя и уразумев, что эту вражду сеет диавол, стал просить своих друзей и соседей, чтобы они отправились к пресвитеру Саприкию и умолили бы его простить его, кающегося, и возлюбить прежнею любовью; но пресвитер не захотел оставить своей вражды против него. Тогда Никифор снова послал других друзей с тою же просьбою, но пресвитер и их слушать не захотел. Он также отверг и в третий раз посланных и не послушал их моления, и, таким образом, не преклонился на милость, дабы простить брата, смиренно ищущего прощения. Наоборот, ожесточив сердце свое, он оставался неумолимым, забыв слова Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «прощайте, и прощены будете» (Лук. 6:37); и еще: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой… Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.5:23–24; 6:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так же сказала и Марфа, когда она сомневалась, воистину ли воскрес брат ее Лазарь: «Знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день» 1707 . И рек ей Господь: «Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь» 1708 «. На эти слова пресвитер возразил: «Как же в псалме говорится: «Не пребудут нечестивые на суде?» 1709 «. И я ответил: «Не пребудут, чтобы судить, но пребудут, чтобы быть судимыми. Ибо судия не может сидеть с нечестивыми, когда он потребует отчета об их делах». И тот в ответ: «Господь говорит в Евангелии: «Кто не уверовал, тот уже осужден» 1710 ; во всяком случае он лишится воскресения». И я ответил: «Ведь он уже осужден на вечные муки, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия, однако он воскреснет телесно, чтобы само тело, в котором он согрешил, терпело наказание. И в самом деле, суд не может состояться раньше, чем воскреснут мертвые, потому что как те, которые умерли в святости, находятся, как мы верим, на небесах, на могилах которых проявляется такая чудодейственная сила, что благодаря ей слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются от проказы и немощным по их молитве даруются другие блага исцеления, так и грешники, как мы верим, пребудут до суда в адовом узилище». И сказал пресвитер: «Но в псалме мы читаем, «Душа отходит от человека, и его не будет; и он больше не узнает «своего места» 1711 «. Я ответил: «Это то, что говорил Господь в притче богатому, который испытывал муки от огня в аду: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» 1712 . Но тот богатый не знает больше ни своего пурпура, ни дорогих материй, ни пиршественных яств, которые ему доставляли воздух, земля и море, так же как и Лазарь – своих язв и струпьев, которые у него были, когда он лежал у дверей богатого; когда же Лазарь покоился в лоне Авраамовом, богатый мучился в пламени». Пресвитер сказал: «В другом псалме мы читаем: «Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их» 1713 «. На это я ответил: «Ты говоришь правильно, что когда дыхание жизни покидает человека и остается лежать мертвое тело, он не думает уже больше о том, что он оставил в этом мире, как если бы ты, например, говорил: «Он больше не думает ни о постройке, ни о растениях, ни о возделывании поля, не помышляет больше о приобретении золота, серебра и прочих богатств земных».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010