Для верующего человека существенным доказательством бытия будущей жизни служит Священное Писание . Для православного человека Писание является источником всех познаний, в том числе и познания о будущей жизни. Еще в Ветхом Завете эта тайна была возвещена людям, и люди уверовали в будущую жизнь. Премудрый Соломон говорит: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его ( Еккл. 12:7 ). В Новом Завете эта истина открывается с еще большей ясностью. Сам Господь во Святом Евангелии неоднократно уверяет нас в бытии будущей загробной жизни: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, ... когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут ... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин. 5, 25:29 ). Святые Апостолы, имея твердую веру в будущую жизнь, все свои послания основывали на этой незыблемой вере. Святой Апостол Павел глаголал: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... как мы носили образ перстного [Адама], будем носить и образ небесного [Адама] (Христа) ( 1Кор. 15, 22:49 ). Наконец, есть и опытное доказательство действительного существования будущей жизни – явление душ умерших. В христианской Церкви имеется множество свидетельств явления из потустороннего мира людей как прославленных, так и самых простых смертных. Начиная с явления святых пророков Моисея и Илии, явившихся во славе на Фаворе при Преображении Господнем, святые часто по изволению Божию являлись людям на земле и возвещали им те или другие истины ради спасения человеческих душ. Были и примеры явлений из потустороннего мира грешников. Вот что повествует об этом святой Григорий Двоеслов . Он говорит, что в его время жил один пресвитер, который часто ходил в баню. Однажды, придя в баню, он увидел подошедшего к нему незнакомца, который начал ему прислуживать; он прислуживал так же и по окончании бани. Так повторялось несколько раз. Пресвитер, желая отблагодарить незнакомца, взял однажды в баню две просфоры. Незнакомец пришел и на этот раз и стал помогать пресвитеру снимать сапоги и подавать полотенце после купания. Пресвитер протянул ему за его усердие и любовь обе просфоры, но незнакомец изрек с горькими слезами: «Отче! Что ты делаешь! Ведь это хлеб святой, мне его есть нельзя. Я, которого ты видишь, был господином этих мест, но за свои грехи осужден. Если ты хочешь оказать мне любовь, то принеси этот хлеб Господу и помолись обо мне у Престола Божия, и если меня в следующий раз здесь не увидишь, то значит, твоя молитва была услышана». Пресвитер целую неделю со слезами молился о душе этого незнакомца, принося за него каждый день бескровную жертву. Когда он снова посетил баню, незнакомец ему более не являлся.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Писанием? У них все присутствующие возлагают руки на своих лжепресвитеров. Ясно, что они дерзко присвоили себе права, принадлежащие только Апостолам и их преемникам. Поэтому, на вопрос св. Апостола Павла.: «Все ли Апостолы»? ( 1Кор. 12:29 ), они должны ответить: «все». Но дальше этого уже идти некуда, а тем более, молокане не могут утверждать, что они во всем следуют Св. Писанию. Между тем, место о диаконах не единственное. В Деян. 14:23 говорится о том, что Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой новоучрежденной церкви. Где же, по какой-либо причине, сами апостолы не могли этого сделать, то они поручали своим преемникам-еппскопам, но никак не общинам. Так, ап. Павел пишет критскому епископу Титу: «Для того я тебя оставил в Крите, чтобы ты довершил не доконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ). А, что он мог ему приказывать, видно из послания к нему, в котором подробно указывается, какими свойствами должны отличаться рукополагаемые, и какую жизнь должны вести христиане. Более подробные наставления относительно рукоположения иерархических лиц и церковного управления, тот же Апостол преподает Тимофею. Но нигде нельзя найти и малейшего намека на то, чтобы Апостолы предоставили право мирянам рукополагать себе епископов или пресвитеров, как это самочинно и кощунственно делают сектанты. По учению Апостолов, рукополагаемому преподается особая благодать Духа Святого, необходимая для его служения церкви. Ап. Павел пишет Тимофею: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1:6 ). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Но благодать Св. Духа была преподаваема только через возложение рук Апостолов ( Деян. 8:18 ), а не всех верующих. Ясно, что рукоположение диаконов, пресвитеров и епископов не есть простой обряд, а священнодействие, называемое, обыкновенно, таинством священства, ибо через него Сам Дух Святой поставляет рукополагаемых пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своей ( Деян. 20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Прихожанка. И вы хотите сказать, что от этого не нужно избавляться? Пресвитер. Это делать нужно не всегда, ибо это не всегда полезно для души. К примеру, блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что «освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются» 279 . Прямым подтверждением этого служат слова Господа, сказавшего: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф. 12, 43–45 ). Прихожанка. Из ваших слов одержимость болезнями и бесами полезна, но тогда зачем Господь исцелял от этого приходивших к Нему? Пресвитер. Ну, во-первых, Он исцелял не всех и не всегда, а во-вторых, Он исцелял только в тех случаях, когда исцеление приносило большую пользу, нежели болезнь. Никто не спорит, что сами по себе болезни, как телесные, так и душевные, благом не являются, но они могут служить достижению высших целей. Прихожанка. Каких, например? Пресвитер. Например, приобретению добродетельных качеств. В этом отношении интересен случай, произошедший с египетским подвижником преподобным Иоанном Коловом. Рассказывают, как он однажды вымолил у Бога бесстрастие, но когда поделился этой радостью с одним старцем, то услышал в ответ: «Иди и умоли Бога, чтобы возвратились брани и то сокрушение сердца и смирение, которые ты имел прежде, ибо по причине браней душа приходит в преуспеяние» 280 . Прихожанка. Но ведь здесь речь идет о страстях и борьбе с ними. А что полезного дает беснование? Пресвитер. Вот вам случай со Стагирием, который подвергся беснованию, когда по нашим представлениям это не должно было случиться. Он с детства был воспитан в христианской вере, посвятил себя подвижнической жизни отшельников, но на удивление всем вскоре стал страдать припадками беснования в крайней ее степени. Очевидец его беснований рассказывает и о корчах в руках, и об искривлении глаз, и о пене на устах, и о страшном и невнятном голосе, и о трясении тела с продолжительном обмороком 281 . Такая форма беснования причиняла ему столь тяжкие мучения, что он покушался даже лишить себя жизни. Святитель Иоанн Златоуст , узнав о бедственном состоянии Стагирия, с которым дружил, и, не имея возможности лично посетить его по причине собственной болезни, но желая доставить ему духовное утешение, написал несколько увещаний, в которых доказывает, что беснование его полезно ему и при правильном к нему отношении доставит многие венцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Прихожанка. Значит, если кришнаит предложит мне свой прасад, а я к этому отнесусь как к обычной пище, то я не осквернюсь употреблением ее? Пресвитер. Совершенно верно! Поэтому, приобретая пищу на рынке или принимая ее как угощение, лучше не интересоваться – идоложертвенная она или нет, для спокойствия совести ( 1Кор. 10, 25 ). Главное здесь – спокойствие совести и «дабы не зазирала тебя совесть, ты не исследуй, ибо при разбирательстве можешь узнать, что предполагаемое тобою в покупке – идоложертвенное, и совесть твоя будет беспокоиться» 393 . Прихожанка. А если я знаю, что это идоложертвенное, но не придаю этому особого значения, то я тоже могу такую пищу употреблять? Пресвитер. Конечно! Хотя и не всегда. Вы уже поняли, что как идол, так и посвящение ему – это миф, а не реальность. Поэтому вы спокойно можете употреблять любую пищу, любым способом приготовленную. Но не у всех такое знание ( 1Кор. 8, 7 ). И может получиться так, что от вашего вкушения идоложертвенной пищи осквернитесь не вы сами, а присутствующий при этом человек, у которого нет соответствующих знаний. Прихожанка. Вот так поворот. Получается, что я вкушаю, а он сквернится... Парадокс, да и только! Пресвитер. Этот парадокс святой апостол Павел так объясняет: «Об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. …Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу, ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат» ( 1Кор. 8, 5, 7–11 ). Прихожанка. Но разве я виновата в его незнании? Пресвитер. Вы не виноваты, и правда на вашей стороне. Но с точки зрения педагогической, прежде чем самому пользоваться тем, что знаешь, надо подумать, а не повредит ли это тому, кто не знает. И, несмотря на то, что он неправ в своем поведении, но, «поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит перед Богом, ибо против совести ни в каком случае не должно поступать» 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Пресвитер. «Подлинно, – убеждает нас святитель Иоанн Златоуст , – не так вода по природе своей омывает не­чистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоту души» 418 . Именно через милосердие, если верить рассказу, очистилась от грехов и та женщина, которая не смогла из-за стыда исповедать свой грех перед епископом Нифонтом. Прихожанка. А что это за история? Расскажите. Пресвитер. Говорят, что одна знатная женщина после смерти мужа, вспомнив смертный час и Страшный суд Божий, пошла к преподобному Нифонту с намерением исповедаться пред ним, но не смогла этого сделать из-за великого стыда. Но, проходя по улице, она увидела одного расслабленного, который весь в ранах и всеми пренебрегаемый лежал на земле, и сказала ему: «Хочешь ли, я возьму тебя к себе в дом и упокою тебя, а ты умолишь Бога о моем недостоинстве»? Он согласился. И она, принеся его к себе в дом, стала прислуживать ему, прилагая все старание об уврачевании его. С наступлением Страстной седмицы, женщина пригласила в свою домовую церковь священнослужителя для со­вершения богослужения. И когда он, совершая богослужение, стал читать из Евангелия о том, как Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного ( Мф. 26, 7–11 ), она, взяв­ши сосуд с миром, подошла к прокаженному, возлила на ноги его миро и стала отирать их своими волосами. И вдруг услышала небесный глас, говорящий: «Оставляются тебе грехи твои»! После чего болящий тотчас исцелился, доказывая своим исцелением неложность сказанного 419 . Прихожанка. Но ведь такое не каждому под силу. Пресвитер. Если же нет сил оказать ближнему участие, то можно оказать милость и неучастием в его жизни. Прихожанка (недоуменно). Как это? Не понимаю. Пресвитер. Если это неучастие выразится одним лишь неосуждением его греховных преткновений. Так получили спасение евангельский разбойник ( Лук. 23, 41 ) и тот нерадивый монах, о котором поведали некоторые иноки, убедившиеся в неложности Сказавшего: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» ( Мф. 6, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Прихожанка. А как еще очиститься от грехов? Пресвитер. Если кто не желает грехи свои искупать тем или иным видом милосердия ( Дан. 4, 24 ) или молитвы; кто не может их оплакать в силу тех или иных причин, тот пусть с благодарностью примет от человеколюбивого Бога наказание в том или ином виде, как к тому призывает царь Давид ( Пс. 2, 12 ). Прихожанка. О каком именно наказании идет речь? Пресвитер. О таком, какое испытал, например, так и не внявший совету Даниила царь Навуходоносор, покаяния которого Господь ожидал целый год. Прихожанка. Я что-то не припоминаю этой истории. Пресвитер. Вкратце дело было так. Возгордившемуся царю Вавилонскому пророк Даниил предсказал наказание от Бога, которое будет длиться до тех пор, пока он не познает, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. При этом он ему посоветовал не дожидаться такого наказания, а постараться искупить грехи свои правдою и беззакония свои милосердием к бедным. Но царь не внял его совету, и ровно через 12 месяцев Господь отнял от него разум его, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли, как у льва, и ногти у него – как у птицы. И длилось все это до тех пор, пока он не познал Всевышнего, не восхвалил и не прославил Присносущего, Которого владычество – владычество вечное, и Которого царство – в роды и роды ( Дан. 4, 26–31 ). Прихожанка. Ой, какая страшная история! Пресвитер. Что случилось с Навуходоносором происходит в тех или иных формах и с каждым не заботящимся о покаянии грешником. Святитель Игнатий (Брянчанинов) , к примеру, говорит следующее: «Часто случается, что тайный и тяжкий грех наш остается неизвестным для человеков, остается без наказания, будучи прикрыт милосердием Божиим; в это же время, или по истечении некоторого времени, принуждены бываем пострадать сколько-нибудь, вследствие клеветы или придирчивости, как бы напрасно и невинно. Совесть наша говорит нам, что мы страдаем за тайный грех наш! Милосердие Божие, покрывшее этот грех, дает нам средство увенчаться венцем невинных страдальцев за претерпение клеветы, и вместе очиститься наказанием от тайного греха» 435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Пресвитер. Думаю, что это сознательное с их стороны искажение. И подтверждением этой догадки служит понимание этого евангельского повествования виднейшим латинским богословом и великим учителем Западной Церкви, блаженным Августином . В одной своей проповеди , толкуя вышеприведенные слова Христа, он говорит прямо: «На «сем камне» (petra), на том, что ты сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем создам Церковь Мою. Ибо «ты – Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) «камень» (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос». 325 В принципе, не нужно даже быть богословом, чтобы понимать, что не может Христос основывать Свою Церковь на Петре. Для этого достаточно посмотреть, что Христос ему сказал дальше. Прихожанка. И что же Он ему сказал? Пресвитер. «Отойди от Меня, сатана» ( Мф. 16, 23 )! Прихожанка. Это из-за его будущего отречения? Пресвитер. Нет, из-за его настоящего прекословия. Сразу же после Петрова исповедания Сын Божий начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою»! Он же в ответ на это сказал Петру эти резкие слова, объяснив причину: «Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф. 16, 21–23 ). Прихожанка. А нет какой-либо связи с приведенными вами сведениями и символикой сатанистов? Пресвитер. Вряд ли эта связь существует. То, что сегодня встречается в массовой культуре, используется скорее как провокационная внешняя атрибутика далекая от религии. Впрочем, нельзя исключать, что некоторые собрания сатанистов стали использовать перевернутый латинский крест как символ своего отречения от учения Иисуса Христа, ибо, как вы знаете, апостол Петр трижды отрекся от Христа. Но с другой стороны, именно распятие вниз головой святого апостола Петра и было своеобразным раскаянием его за допущенное отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Аминь. 6 марта 1927 г. За всенощной в Прощёное воскресенье Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святая Церковь , всегда призывающая нас к любви и всепрощению, сегодня с особою силою призывает нас простить друг другу все прегрешения, все обиды. Да и как может быть иначе, ведь Великий пост возводит нас на Голгофу, как же дерзнём мы подойти к Голгофскому Кресту, не простив друг другу согрешений наших? В житии святых есть событие, которое с потрясающей силой свидетельствует о том, что значит не простить ближнему обиду. В Антиохии Сирийской жили пресвитер Саприкий и простой человек по имени Никифор. И долгие годы они так любили друг друга, были такими близкими друзьями, что все считали их братьями. И вот диавол вселил между ними вражду, и стали они так ненавидеть друг друга, что не могли встречаться и не приветствовали друг друга. Простой человек Никифор осознал, что это от диавола, и послал друзей своих к пресвитеру Саприкию, чтобы тот простил его. И не простил пресвитер Саприкий бывшего своего друга Никифора. Через несколько времени вновь прислал Никифор друзей своих, мучимый этою враждою к нему бывшего своего друга. И вновь не простил Никифора Саприкий. И в третий раз послал друзей своих, и в третий раз не простил ему Саприкий. И тогда сам Никифор пришёл к нему, и умолял его, и кланялся ему в ноги, и просил простить его, и не простил его пресвитер Саприкий. И вот наступили гонения на христиан. Был призвал к правителю Саприкий, и тот спросил: «Какого ты рода?» И ответил дерзновенно исповедник Христов Саприкий: «Я христианин!» И потребовал начальник, чтобы тот отрёкся от Христа, принёс жертву идолу. Отверг это искушение Саприкий. Тогда его распростерли на земле и мучили и истязали его, и не изменил Христу Саприкий. Тогда начальник вынес приговор, что за неповиновение властям и нежелание принести жертву идолу пресвитер Саприкий приговаривается к усечению мечом. Повели пресвитера Саприкия на казнь. И видел это Никифор, догнал его, упал, и поклонился ему в ноги, и стал умолять его: «Мученик Божий, прости меня!» И не простил его Саприкий. И дальше шёл на казнь, и бежал за ним Никифор, и падал ему в ноги, и просил его: «Мученик Христов, прости меня!» И не простил ему Саприкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Ибо я видел, что возгорелся огонь в Ските, и братия, взявши ваия, и ударяя ими, погасили его; и опять загорелся, и опять братия взявши ваия и ударяя ими, угасили его. Загорелся огонь и в третий раз и обнял весь Скит, и уже не могли угасить его. Потому я уныл и печалюсь». 32. Рассказывал один из отцев: когда приносили клирики святые дары в Ските, нисходил как бы орел на просфору Дух Святый, и никто Его не видал, кроме клириков. В один день попросил чего-то один из братии у диакона, и говорит ему: «Недосуг теперь». Когда же пошли они на приношение даров, не сошло подобие орла по обычаю. И сказал пресвитер диакону: «Что это значит, что не сошел орел по обычаю?» И сказал пресвитер диакону: «Поистине, или во мне есть пригрешение, или в тебе; отступи от меня немного, и если сойдет, очевидно будет, что ради тебя не сходит. А если нет, то ясно будет, что ради меня не сошел». И когда отступил диакон, тотчас сошел орел. И когда окончилась служба, сказал пресвитер диакону: «Скажи мне, что ты сделал». Он же объясняя ему, говорил: «Я не сознаю себя согрешившим, кроме разве того, что приходил ко мне брат и просил у меня чего-то, и я отвечал: мне недосуг». И говорит ему пресвитер: «Поистине ради тебя не сходил орел, потому что ты огорчил брата», – и пошедши диакон покаялся пред братом. 33. Сказал старец: написано: «праведник яко финикс процветет» ( Пс. 91, 13 ). Означает же слово сие, что плод добрых дел и высок и прям и сладок. В финиковом дереве одна сердцевина и притом белая, содержащая в себе всю силу его. Подобное можно находить и в праведнике: одно у него и прямо сердце, взирающее к одному Богу. Оно и бело, имея просвещение от веры, и всякое действование праведного в сердце его; а острая вершина финикового дерева есть сопротивление праведника диаволу. 34. Сказал другой старец: Соманитянка приняла Елисея, потому что не имела общения ни с кем. Говорят, что Соманитянка есть образ души, а Елисей – образ Духа Святого. Как скоро душа удаляется от житейского пристрастия и смущения, приходит к ней Дух Божий, и тогда может она рождать, хотя была бы бесплодна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Синонимичность употребления в новозаветных писаниях терминов епископ и пресвитер поддерживается посланием к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (presbuterouj) как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности; ибо (так как) епископ (ton episkopon) должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбив» (1,5–7). Тит был оставлен на Крите для поставления пресвитеров. Относительно их поставления он получил указание, что пресвитерами должны быть поставляемы лица безупречные, т. к. епископ должен быть безупречен. Другими словами епископ и пресвитер – синонимы, обозначая одних и тех же лиц. Нет основания считать, что в приведенном тексте речь идет о разных лицах: сначала о пресвитерах и о требованиях, которые к ним предъявляются, а затем об епископах и о требованиях, предъявляемых к ним. Это предположение противоречит самому тексту, так как стихи 6 и 7 связаны союзом «gar». Как и в Деяниях, в одном и том же тексте мы находим разные термины для обозначения одних и тех же лиц. Если в Деяниях, как мы видели, это объясняется тем, что один термин употребляется Лукою, а другой Павлом, то изменение терминов в послании к Титу остается загадкою, по крайней мере, до того времени, пока новозаветная экзегеза не решит окончательно вопроса о самом послании 283 . Несколько менее определенным является текст послания к Тимофею в виду отсутствия в нем сопоставления терминов епископ и пресвитер: «Верно слово: если кто епископства (episkophj) желает, доброго дела желает. Но («oun» – вследствие этого, в силу этого, поэтому) епископ должен быть непорочен, одной муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен... Диаконы также (должны быть) честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы» ( I Tuм. 3,1–8 ). Епископство – высокое служение, а потому епископ должен отвечать ряду требований, которые совершенно совпадают с требованиями, предъявляемыми к пресвитеру в послании к Титу. На основании этого совпадения можно предположить, что епископ послания к Тимофею является синонимом пресвитера. Это заключение подкрепляется еще тем, что в 3-ей главе 1-го послания к Тимофею не упоминается совершенно пресвитер, а после епископа автор послания сразу переходит к диакону 284 . Кроме того, не исключена возможность считать, что «епископство» первого стиха третьей главы послания не означает собственно епископского служения, а вообще служение, как это мы находим в Деяниях 1,20 («епископства его да приимет другой») 285 . Поэтому оно может быть отнесено не только к служению епископа, но и к диакону, и тогда смысл приведенного выше текста был бы таков: кто желает церковного служения, к хорошему делу стремится, а так как церковное служение является очень высоким, то потому не все могут быть поставляемы епископами и диаконами, а только те, кто удовлетворяют ряду требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010