Вот почему ап. Иаков говорит об Елеосвящении, как таинстве всем христианам уже известном, когда учит их: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго в восставит его Господь; в если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). 2) Откуда видно, что Елеопомазание есть св. таинство, а не простое помазание маслом больного? 2) Это видно из того, что обыкновенное помазание маслом больного мог бы сделать всякий человек, особенно врач, а св. Апостол велит призвать к нему «пресвитеров Церкви», которые должны мазать больного «во имя Господне», как и крещение они должны совершать «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Особенно же видно это из дальнейших слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»: от простого врачебного помазания елеем больной может получить только выздоровление, но не прощение грехов. 3) Для чего установлено таинство св. Елеосвящения? 3) Для исцеления больных от недугов тела и для отпущения их грехов, как это ясно видно из приведенных слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, отпустятся ему». 4) Над кем, следовательно, должно совершать св. Елеосвящение? 4) Над всеми больными, а не только над умирающими, как ложно учат об этом католики, называя св. Елеосвящение последним, напутствующим умирающих, таинством, ибо не говорит св. Апостол: «если кто умирает из вас» и т. д., а говорит: «Болен ли кто из вас» и т. д.; и далее учит, что «молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь», чего не мог бы он сказать об Елеосвящении, если бы оно совершалось только над умирающим уже человеком; для этого существуют другие спасительные таинства – св. Покаяние и св. Причащение. 5) Кто имеет право совершать св. Елеосвящение? 5) Законно рукоположенные епископы и пресвитеры Церкви, «как служители Христовы и домостроители тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ), поставленные для этого Самим Христом в основанной Им Церкви чрез преемственно идущее от Апостолов рукоположение ( Еф. 4:11–13 ). У католиков это таинство совершают одни только епископы, но и это они делаюсь вопреки слову Божию, что ясно видно из слов ап. Иакова: «пусть призовет, говорит он о больном, пресвитеров Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Посмотри на бешенство иудеев: проникли в народ, который оказал такую честь апостолам, и «убедили» его побить Павла камнями. А вытащили его вон из города, потому что боялись. Да притом они старались лишь подорвать проповедь. Но видишь ли ты пламенную ревность Павла? После того как его выбросили вон из города, он снова пришел в тот же самый город, чтобы показать, что если где, в подобных случаях, он и удалялся, так потому, что должен был сеять слово Божие и что разжигать гнев не следовало… «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Смотри: без труда и скорбей никто не оправдывается. Поэтому врата, ведущие в Царство Небесное, и Господь назвал узкими и тесными (см. Мф. 7, 13 ), то есть полными стеснений. Но в Царство Небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога. «Рукоположив… им пресвитеров… они помолились с постом». Научали поститься даже во время испытаний; постом сопровождались и хиротонии. Но в Кипре не поставили пресвитеров, тоже и в Самарии, она находилась близ Иерусалима и апостолов, да и в самой Антиохии слово Божие укреплялось. А здесь новоуверовавшие, и в особенности те из язычников, которым необходимо было назидание, нуждались в большой поддержке. Но обрати внимание на то, что Павел и Варнава имели сан епископский, потому что рукополагали не только диаконов, но и пресвитеров. «Прибыв туда» (в Антиохию) «и собрав церковь , они рассказали всё, что сотворил Бог с ними». Не сказал апостол: «что сотворили они», но – «что сотворил Бог с ними. «Бог… отверз дверь веры язычникам». Отверзением двери называет учение, которое приняли через апостолов язычники. «И пребывали там немалое время с учениками». Так как город был велик, то там была нужда в учителях. Читать далее Источник: Издается по: Благовестник, Толкование на Деяния святых апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

3 . «Пресвитеров ваших умоляю я, сопресвитер и свидетель страданий Христовых... пасите Божье стадо, какое у вас.., не господствуя над клирами ( των κληρων ), но подавая пример стаду» (I Пе. 5,1–3). В каждой местной церкви Дух Святой поставил пресвитеров (или епископов), чтобы они пасли стадо Божье ( Деян. 20,28 ). Божье стадо, которое пасут пресвитеры, является их клиром, который они получили от Бога 16 . Народ Божий – один, стадо Божье – одно, и клир – один. Принадлежа стаду Божьему, каждый член Церкви принадлежит клиру пресвитеров, которые его пасут, а через них принадлежит клиру Божьему. По этому каждый лаик в широком смысле является клириком. Он – клирик и потому, что уделом всего народа Божьего, в которо м он состоит, является Господь. В Ветхом Завете Господь был уделом одного колена Израилева. «Дабы ты, взглянув на небо, увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь вывел из печи железной из Е гипта, дабы вы были народом Его удела» (Второз. 4,19–20). Весь Израиль – народ Божий, народ удела, но это лишь сень нового Израиля, где настоящее и будущее еще слиты воедино. В настоящем и с обственном смысле только одно Левиино колено имеет уделом Бога. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег Завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему...» (Второз. 10,8). Если весь народ Израиля выделен из всех народов, то Левиино колено выделено из всех остальных к олен и поставлено вне всего народа и над ним, т. к. ему одному принадлежит священство. В Новом Завете весь народ составляет священство, а потому никакая часть в нем не может быть отделена от остального народа. В Новом Завете исполнилось ветхозаветное пророчество: весь народ, а не часть только, служит во имя Господа. Весь новозаветный народ – клир Божий, и каждый в нем клирик 17 . Как при разделе обетованной земли Левиино колено не получило надела, так и члены Церкви на земле не имеют постоянного града, а грядущего взыскуют ( Евр. 13,14 ). Имея уделом служение Богу, христиане Ему отданы, Ему одному принадлежат. В Ветхом Завете левиты были частью Бога на земле и Его наследием – «они отданы Мне из сынов Израилевых» ( Чис. 8,15 ), – а в Новом Завете весь народ Божий отдан Богу. «Вы же Христовы, а Христос – Божий» ( I Kop. 3,23 ). Христиане, как члены Церкви, – Христовы, а через Него они – Божьи. Не отдельная группа, а все вместе они служат Богу. Как лаики – члены народа Божьего «во Христе», – они отданы Богу, они клирики и, как клирики, они все – лаики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Точно так же и на острове Крите поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ), должен был, по повелению Ап. Павла, Еп. Тит, а не критские христиане-миряне. И Ап. Павел и Варнава, приобретши учеников своим благовествованием в Малоазийских городах – Антиохии, Иконии, Листре и Дервии, рукоположили им пресвитеров сами, а не поручили сделать это уверовавшим ( Деян. 14:23 ). Имеют ли законное священноначалие сектанты? Не имеют, потому что все они – самочинники. Пашковцы или евангелики совершенно отвергают священноначалие, а баптисты и адвентисты принимают самочинных пресвитеров. Чем они оправдывают свое самочинство? Они говорят, будто первые иерусалимские христиане-миряне сами поставили себе диаконов ( Деян. 6 гл.). Основательно ли это суждение сектантов? Нет, не основательно и прежде всего потому, что в 6-й главе кн. Ап. Деяний говорится «не о третей степени церковного священнослужения» – диаконской, а «о диаконах – лицах, которым было поручено распоряжение по удовлетворению общей потребности тогда собранных» 3 . Затем, должно иметь в виду, что Апостолы, во избежание беспорядков, повелели иерусалимским христианам избрать «из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их, – говорили Апостолы, – поставим пещись о столах» ( Деян. 6:2, 3,6 ). Когда же христиане избрали семерых, то «поставили их пред Апостолами, и те, помолившись, возложили на них руки». Не миряне, как лжемудрствуют сектанты, а «Апостолы поставили» избранных лиц на службу. Так нередко и у нас, особенно в единоверческих приходах, прихожане избирают, а епископ поставляет избранных в сан священнический или диаконский, если признает их достойными. Неужели у сектантов и не может быть истинного священноначалия? Нет, сектанты, если они не соединятся с Православной Церковью, не могут иметь истинного священноначалия, потому что секты появились недавно, а священноначалие должно идти непрерывно от дней Апостольских. Что священство в Церкви Христовой непрерывно, это видно из слов Спасителя св. Апостолам и их преемникам: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Если не боишься Бога, то следствием этого бывает ожесточение и бесчувственность. А если боишься Господа, то это порождает добрые чувства и способствует покаянию. Поэтому и написано: страх Господень начало премудрости. 123. Пресвитеру Иринею Премудрый Соломон говорит приточно, что пьяница и пресыщающийся обеднеют и сонливость оденет в рубище (см. Притч. 23:21 ), сонливым называя медлительного и ленивого для всякого доброго дела. А презревший Божии постановления оставляет хитон святого ведения, как пишет евангелист Иоанн ( Ин. 19:23 ), и светлую ризу нетления, облекается же в безобразное рубище гневных и бесполезных вопросов, срамоты и злонравия. 124. Пресвитеру Феодулу Некто из пророков воскликнул: И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день ( Ам. 2:16 ). Потому что обнажившийся от всякого временного и суетного попечения, несомненно, избежит ловушек противника. Убежит нагой от козней и ухищрений вражеских, но впоследствии, укреплённый содействием и помощью свыше, противостанет супротивникам. И, уповая на Божию благодать, сам нападёт на гнавших его прежде, так что те самые демоны, которых боялись вы, убоятся вас и побегут, гонимые вами, хотя прежде пришли и ограбили вас. 125. Схоластику Сосиклу Поверь премудрому Соломону и Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя ( Притч. 25:17 ). Устрой так, чтобы и друг реже входил к тебе, чтобы также «не возненавидел тебя». Изредка, время от времени, общаться с друзьями безопасно, это делает взаимную привязанность сильнее. Также и сказанное друг другу с течением времени представляется всё более полезным, сохраняя честь и уважение, присущие истинной дружбе. 126. Диакону Траяну Если ты не в состоянии сам за себя дать отчёт Богу, то как же стараешься получить начальство и попечение над душами других? 127. Пресвитеру Полихронию В письме и через подателей письма ты просил совета, как уничтожить уныние и грусть, посеянные демонами в твоём боголюбивом сердце. Я немедленно дам тебе утешение, будь же внимателен к тому, что скажу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

По предложению Апостолов, общество избрало для возведения в эту степень семь мужей, исполненных Св. Духа и мудрости, их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки ( Деян.6:6 ). Общество молилось вместе с Апостолами о ниспослании благодатного дара избранным для особого служения Церкви Божией, а Апостолы потом возложили свои руки на избранных, что было видимым знаком излияния особого благодатного дара Св. Духа на рукополагаемого. О существовании в церкви апостольской диаконской, как особой иерархической степени, свидетельствует апостол Павел. Изображая нравственные качества лиц, которые должны быть избираемы во епископы, Апостол упоминает потом и о диаконах: диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим, ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса ( 1Тим.3:8–10, 12 ). Приветствуя филиппийскую церковь , апостол Павел пишет: всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами ( Флп.1:1 ). Для помощи же себе в деле проповеди и священнослужения Апостолы установили и вторую иерархическую степень, пресвитерскую. Название пресвитер, с греческого языка (πρεσβτερος), значит более старый, старец. В этом общем смысле пресвитерами назывались и апостолы Петр и Иоанн ( 1Пет.5:1 ; 2Ин.1:1 ). В этом общем смысле название пресвитер иногда приписывалось без различия лицам первой и второй иерархической степени – епископу и пресвитеру ( Деян.20:17–28 ), тем более, что во времена апостольские власть и обязанности епископов – надзирать за паствою и управлять ею – возлагались и на пресвитеров. Но в собственном, точном и определенном смысле название пресвитер означало вторую степень церковной иерархии. И в эту иерархическую степень Апостолы поставляли чрез священное руковозложение, хиротонию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В таинстве священства чрез молитвенное возложение рук архиерея на главу избранного лица, низводится на это лицо благодать Св. Духа, поставляющая его совершать таинства и пасти Церковь Господа и Бога. Апостолы совершали это таинство и чрез возложение рук возводили во все три степени иерархии. О рукоположении во епископа говорит апостол Павел в посланиях к Тимофею, епископу ефесскому ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ). О рукоположении в сан пресвитерский повествуется в книге Деяний апостольских, где читаем, что апостолы Павел и Варнава, проходя Листру, Иконию и Антиохию, рукополагали пресвитеров в каждой церкви ( Деян.14:21–23 ). Чрез рукоположение же поставляли апостолы и диаконов ( Деян.6:6 , ср. Деян.21:8 ). Рукополагая епископов, пресвитеров и диаконов, апостолы действовали по наставлению от Святого Духа, вспоминавшего им все, что заповедал Господь Иисус ( Ин.14:26 ), поэтому-то они и свидетельствовали, что Сам Господь поставил в Церкви Своей не только апостолов, пророков и евангелистов, но и пастырей и учителей, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–13 ). И пастырям говорили, что их Дух Святый поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею ( Деян.20:28 ). Право совершать таинство священства апостолы предоставили только епископам. Апостол Павел писал епископу Критскому Титу: для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). И заповедал епископу Тимофею: рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). Нигде в Слове Божием не сказано, чтобы право совершать это таинство было предоставлено апостолами кому-либо другому, кроме епископов. а) О местах для молитвы или храмах В этих местах Он являет Свое особенное присутствие. Там очи Его отверсты, и уши Его внимательны к молитвам людей ( 2Пар.7:12–16 ; 3Цар.9:3 ). Такими местами во времена патриархов были жертвенники ( Быт.4:4, 28:16–18 ), во времена подзаконные – скиния и храм иерусалимский. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам израилевым... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как я показал тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ея: так и сделайте ( Исх.25:1, 8, 9 . Читай также Исход главы: 25–27, 30:35–38). Скиния впоследствии, по повелению Божию, была заменена храмом. Отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его. Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки ( 1Пар.28:11, 19 ; срав. 3Цар.8:13, 9:3 ). И когда Соломон построил храм, Господь сказал ему: Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Вот наиболее выразительные аграфы, известные по разным источникам: I. Изречения, сохранившиеся в книгах Нового Завета, кроме Евангелий, либо только в отдельных рукописях Евангелий В книге Деяний святых апостолов (20, 35) апостол Павел в своей прощальной беседе с пастырями Ефесской Церкви говорит: «Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». В кодексе Безы (D) в тексте Евангелия от Луки после 6, 4 имеется следующее добавление: «В этот же день, увидев некоего, работающего в субботу, [Иисус] сказал ему: человек, если ты знаешь, что делаешь, то ты блажен, если же не знаешь, то ты под проклятием и преступник закона». Этот же кодекс в Евангелии от Матфея 20, 28 помещает следующую аграфу: «И вы старайтесь возрастать от малого и умаляться от большего. И когда идёте к звавшему вас на ужин не спешите возлечь на почётных местах, чтобы не получилось так, что придёт некто славнее тебя, и придя звавший скажет тебе: займи место пониже, – и ты постыдишься; если же возляжешь на низком месте и придёт некто меньше тебя, то звавший тебя на ужин скажет тебе: пожалуйте повыше, – и это для тебя будет лучше» (ср. Лк. 14, 8–10 ). II. Изречения, сохранившиеся в трудах церковных писателей и отцов Святой Иустин Философ . Собеседование с Трифоном иудеем 35, 3: «Ибо Он сказал: будут разделения и ереси». Святой Иустин Философ . Собеседование с Трифоном иудеем 47, 4: «Посему и Господь наш Иисус Христос сказал: в чем Я вас застану, в том и сужу» (PG 6, 580А). пресвитер Климент Александрийский . Строматы. 1, 19: «Ибо если ты видел, говорит, брата своего, то видел Бога своего» (PG 8, 812А–1009А). пресвитер Климент Александрийский . Строматы. 1, 24: «Ибо Он сказал: просите о большом и о малом и дано будет вам» (PG 8, 905В). пресвитер Климент Александрийский . Строматы. 1, 28: «Посему и Писание, желая, чтобы вы сделались так же разборчивы, говорит: будьте опытными в застолье, одни [яства] лишь пробуя, а другим отдавая предпочтение» (PG 8, 924В).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Итак, внимайте себе (будьте внимательны к себе) и всему стаду (ко всем пасомым), в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею. Пасти Церковь – значит наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах. Три степени священства . Благодать священства, сообщаемая через рукоположение, одна, но она сообщается в различной степени: в меньшей степени диакону, в большей – пресвитеру (священнику) и в еще большей – епископу. Отсюда необходимых степеней священства три: епископ, пресвитер и диакон. Различие между ними состоит в следующем: диакон служит при таинствах, помогая епископу и пресвитеру при совершении их; пресвитер (священник) совершает таинства, кроме таинства священства, в зависимости от епископа; епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать таинства. Эти три степени священства имеют апостольское происхождение, что ясно видно из св. Писания ( Деян.6:6, 14:23 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ). О власти епископов пишет ап. Павел в посланиях к своим ученикам Титу, епископу Критскому, и Тимофею, епископу Ефесскому. Титу ап. Павел говорит: Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры ( Тит.1:5 ). Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное (мною) и поставил по всем городам пресвитеров. Тимофею апостол дает наставление: Руки скоро не возлагай ни на когоже ( 1Тим.5:22 ). Рук ни на кого не возлагай поспешно 131 . Неповторяемость таинства священства . Благодать священства, сообщаемая через рукоположение диаконам, пресвитерам и епископам, обитает в душе каждого из них неизменно; поэтому ни епископ, ни пресвитер, ни диакон в другой раз не рукополагаются в тот же сан, и таинство священства считается неповторяемым. О таинстве брака Понятие о таинстве брака . Брак есть таинство, в котором в образе духовного союза Христа с Церковью благословляется супружеский союз жениха и невесты, дающих перед священником и Церковью свободное обещание взаимной супружеской верности, причем жениху и невесте испрашивается благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей и для взаимного содействия в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поставив в Церкви прежде всего апостолов, Иисус Христос им первым даровал власть не только учить, но и совершать Святые Таинства. Так при установлении Таинства Евхаристии Он заповедал ученикам совершать это Таинство в Его воспоминание ( Лк.22:19 ). Явившись ученикам по Своем Воскресении, Господь установил Таинство Священства и Таинство Покаяния, когда дунул и сказал им: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:20–23 ). Являясь Апостолам перед Вознесением, Христос заповедал им пасти Его стадо, учить людей вере и благочестию, соблюдать все, что Он повелел, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19–20 ). Апостолы свято выполняли повеление Господа, при этом прямо указывали на свое полномочие: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). Когда число верующих во Христа увеличилось и апостолы были уже не в состоянии руководить жизнью каждой основанной ими церкви, они стали передавать дарованную им Богом власть выбранным ими лицам в святом Таинстве Рукоположения (Священства), при содействии Духа Святаго поставляя их пастырями. На это с особой ясностью указывает апостол Павел в своей прощальной беседе с ефесскими пастырями: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, (в слав, тексте – епископами) пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Поставляя епископов, апостолы предоставляли им власть рукополагать пресвитеров и диаконов. Так апостол Павел поручил Титу довершить недоконченное в устроении Критской Церкви и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ). А Тимофею, по особому пророчеству поставленному в епископы в молодых летах и, вопреки ветхозаветному порядку, из эллинов, апостол Павел завещал передавать слышанное от него учение «верным людям, которые были бы способны и других научить». ( 2Тим.2:2 ). Он же передал ему власть рукополагать пресвитеров и самому «возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ), «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010