Всмотревшись строго в смысле этой речи св . Апостола ничуть не видно, чтобы здесь говорилось о сектантском самодельном толковании слова Божия, ибо выражение “есть истолкование”, “есть псалом” ясно говорит, что все эти руководства уже готовые истолкованные представителями церкви. Кто имеет дар священства и как? “Рук ни на кого не возлагай”... Только рукоположенным от епископов пастырям Господь вручает благодать священства, как и св. Апостолам через дуновение … Благодать священства должна видимо передаваться через людей… Всякий поступающий в священный сан должен быть представлен перед епископов. “Их поставили пред Апостолами”... Еще о взаимном назидании. Только священники имеют право совершать св. Таинства. “Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями”. Кол.3:16 . “Если кто болен из вас пусть призовет пресвитеров Церкви”.... Также о частном наставлении христиан между собой “ псалмами ” т. п., т. е. кто по сколько знает молитвы или песнопения, должны взаимно делиться, но не официальной проповеди , для которой у св. Апостолов существовало строгое правило: ( Рим.10:15 ), “как будут проповедовать, если не будут посланы”. Пастырей нужно почитать, как служителей Божиих. “И так каждый должен разуметь нас как служителей Хр. и домостроителей таин Божиих”... Св. Апостолы вручили высшую власть свою только епископам. “Дары различны, но дух один и тот же (ст. 8) одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; (ст. 10–11) иному чудотворения, иному пророчества, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков”. “Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил пресвитеров по всем городам”... Рукополагать пресвитеров и диаконов власть принадлежит только епископам. “Внимайте себе и всему стаду в котором Дух святой поставил (пресвитеров) блюстителями т. е. через епископов, пасти Церковь Господа и Бога”... Во-первых, из всех перечисленных общих даров, дара священства нет, а во вторых при своем невежестве сектанты не только не могут истолковать какой-нибудь язык, но даже по-русски плохо читают Евангелие, извращая смысл и букву св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

284 . Однажды некий мирянин принял монашескую схиму. Он пришел к нему, говоря: «Дай мне хлебов». Он ввел его (в келью, подвел) к хлебной корзине и вынимал ему (хлебы), но брат не говорил: «Довольно», а старец решил в своем сердце: «Пока он не скажет: „Довольно», я не остановлюсь», и хлебы кончились, не считая немногого (остатка). Наконец он сказал: «Довольно», и старец остановился. 285 . Один брат пришел к нему однажды, говоря: «Я не нашел двери, чтобы приделать к моему жилищу». Сказал он ему: «Отдели себе эту». Брат отделил дверь от входа (его) кельи, забрал ее и ушел. Старец же повесил себе циновку, пока не изготовил дверь из пальмовых ветвей и не приделал ее. 286 . Другое еще дело дивное произошло через него. Когда пресвитер монастыря приходил навестить его, и (когда) он ходил к нему, то много раз он говорил ему: «Не допускай, чтобы женщина вошла в монастырь». Сказал он (т. е. пресвитер): «Никакая не вошла». Сказал ему старец: «Есть одна теперь». Пресвитер вышел, проверил дело и нашел, что это правда 287 . Были у него два хитона из дерюги: хороший отложен, а плохой на нем. Один странник попросил у него, и он отдал хороший, а плохой оставил (себе) 122 . Пресвитер спросил его: «Почему ты не отдал плохой и не оставил тот, чтобы ходить в нем в собрание?». Сказал он ему: «Разве дашь плохой Иисусу?». 123 288 . Говорили еще о нем, что однажды пришли варвары на восток, он же жил в пустыне. Они пришли к нему в его келью, причем у него был другой брат. Старец спрятал брата. Они спросили его: «Есть здесь человек?». Сказал он: «Нет». Тогда они обыскали (келью), нашли его и привели обоих к главарю. Сказал он им: «Если вы слышали, что мы пришли, почему вы не убежали?». Апа Диоскор протянул свою шею, говоря: «Если вы убьете его, убейте сначала меня». Сказали они ему: «Мы не убьем тебя и не убьем того, но отныне уходите, когда услышите, что мы пришли. Ступайте себе». И они отпустили их. Когда же настала ночь, они (т. е. разбойники) вышли и пришли к нему, и принесли ему нож – ибо они отобрали его – и прочее из его вещей, и отдали их назад.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

VI. «ПРИНОСЯЩИЙ БЛАГОДАРЕНИЕ»  I. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУЖЕНИЯ ЕПИСКОПОВ-ПРЕСВИТЕРОВ 1 . «И вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола, а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые были облечены в белые одежды, и имели на головах своих белые венцы» (Ап. 4,2–4). Это видение Тайновидца есть транспозиция картины Евхаристического собрания 319 . С самого начала устанавливается в Евхаристическом собрании определенный порядок размещения в нем участвующих лиц согласно положению, занимаемому ими в церкви. Об этом свидетельствует послание Иакова, из которого видно, что чин и порядок .собрания иногда нарушался в угоду земным человеческим интересам. «Если в собрание ваше (eij sunagwghn umwn) войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, идет же и бедный в скудной одежде; и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих: то не пересуживаете ли вы в себе, и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (2,2–4). Если каждый имел в Евхаристическом собрании свое место, то тем более пресвитеры имели свои определенные места, которые должны были быть впереди всех остальных, потому что они, а не кто иные, были предстоятелями церквей 320 . Троны старцев-пресвитеров Апокалипсиса соответствуют седалищам пресвитеров, как предстоятелей Евхаристического собрания. Кому отвечает в Евхаристическом собрании трон Сидящего в середине? Для Игнатия Богоносца это место принадлежало епископу, и после него епископ всегда занямал это место. Об этом же говорит протокол изъятия церковных ценностей, упомянутый в примечании и все древние чины литургии. Правильно ли это для апостольского времени? В это время не существовало епископов, которых мы находим у Игнатия, а имелись епископы-пресвитеры. Однако, этот ответ не может исчерпать полностью всего поставленного вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Так прошло много времени и они дерзали приносить св. Дары и причащаться, не примирясь и не попросив прощения. Братия старались примирить их, но они и слышать о том не хотели. Вот пресвитер Тит стал сильно больным, так что потерял и надежду выздороветь. Тогда начал он горько плакать о своем грехе и послал к Евагрию с просьбою простить его, Господа ради, за оскорбление гневом. Но тот не только не простил, но и бранил его жестокими словами. Братия, видя Тита уже умирающим, насильно привели Евагрия, чтобы простился с братом. Больной, увидев его, тотчас поднялся, упал к ногам его и со слезами говорил: «прости меня и благослови». Евагрий отворотился от брата и произнес такие слова: «не хочу проститься с ним ни в этом, ни в будущем веке». Сказав это, он вырвался из рук братии и тут же упал. Братия хотели поднять его и нашли его уже бездыханным; не могли даже ни согнуть рук, ни закрыть уст и очей его. Больной же пресвитер Тит в то же время встал и стал здоровым. Что было с тобою? спросили Тита. Я видел, говорил он, ангелов, отступивших от меня и сетующих о душе моей; а темные духи были в восторге, что в гневе не прощал я брата. И тотчас начал я просить брата о прощении. Когда привели его ко мне: увидел я ангела с пламенным копием; когда тот не захотел простить меня грешного: ангел ударил его и он пал мертвым, а мне сей ангел подал руку и исцелил меня». «Слыша это», говорит затем блаженный Симон, «мы в ужасе повторяли слова: оставите и оставится вам, яко всяк, гневайся на брата, повинен есть суду ( Мф.5:22 ). Горе человеку, побежденному такою страстию! Блюдись ее и ты, брат мой! Не давай места гневному бесу. Кто кому покорится, тому и поработает. Поклонись враждующему против тебя, чтобы ты не был предан немилостивому ангелу. – Да сохранит тебя Господь от всякого гнева! Он сказал: солнце да не зайдет во гневе вашем» 341 . Кальнофойский, показывая мощи почивающих в Антониевой пещере, пишет: «святый Тит, пресвитер, чудотворец, с братом своим во Христе Анастасием» 342 . Итак преподобный Тит вполне воспользовался уроком, преподанным ему благостию небесною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из сопоставления различных мест Священного Писания , говорящих об избрании и посвящении в Церковные должности видно, что в этом процессе всегда тесно переплетаются два момента: с одной стороны – Божие избрание , а с другой – осуществление избрания и особое посвящение кандидата уполномоченными служителями Церкви . Так, после вознесения Спасителя на Небо, Его апостолы причислили к лику двенадцати нового ученика на место отпавшего Иуды. Помолившись Богу с просьбой указать им достойного кандидата, они бросили жребий. И жребий пал на Матфия (не Евангелиста, а другого), которого с этого времени апостолы объявили своим полноправным сотрудником ( Деян. 1 гл.). Как видно из Новозаветного Писания и из древних христианских документов, посвящение в священническое служение – будь то епископское, пресвитерское или диаконское – всегда совершалось через рукоположение , т.е. через формальное возложение рук посвящающих на главу посвящаемого. Так о посвящении семи диаконов в книге Деяний Апостольских читаем: «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). По поводу посвящения пресвитеров в Листре, Иконии и Антиохии св. Лука пишет: Павел и Варнава « рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:23 ). Своему ученику Титу, поставленному в епископа острова Крита, ап. Павел напоминает: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ), но при этом « рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» ( 1Тим. 5:22 ) – очевидно потому, что посвящающий несет ответственность за посвящаемого. Важно обратить внимание на то, что возложение апостольских рук воспринималось не только как видимый знак назначения на ту или другую должность в Церкви, но считалось проводником, хотя невидимой, но реальной и ощутимой Божественной силы . Только в этом плане становятся понятными слова ап. Павла, обращенные к Тимофею, которого он рукоположил в епископа города Ефеса: «Не неради о пребывающем в тебе даровании , которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства», и немного позже: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий , который в тебе через мое рукоположение » ( 1Тим. 4:14 , 2Тим. 1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Одним из важных аспектов земного служения Христа было исцеление болезней, и Евангелия наполнены рассказами о многочисленных исцелениях, совершенных Спасителем. Евангелия не сохранили свидетельства о том, чтобы при исцелении Христос использовал елей. Однако когда Он послал на проповедь Своих учеников, они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк. 6:12–13 ). Таким образом, еще при жизни Христа елей употреблялся в христианской общине для исцеления болезней. В служении апостолов после воскресения Христова исцеление больных занимало существенное место (см.: Деян. 3:2–8, 5:15–16, 8:7, 9:32–34, 28:8 ). Даром исцелений в апостольский век обладали не только апостолы, но и другие члены христианской общины (см.: 1Кор. 12:9 ). Очевидно, служение исцеления было одним из аспектов деятельности пресвитеров, что явствует из слов апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего... и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Именно эти слова апостола Иакова являются главным свидетельством о существовании Таинства елеосвящения в апостольскую эпоху (даже если оно не называлось Таинством и не было оформлено в отдельное чинопоследование). Основными элементами Таинства является участие нескольких пресвитеров и помазание больного елеем. При этом исцеляющая сила приписывается не елею, а «молитве веры». Таинство должно оказывать двойное действие: способствовать телесному исцелению и даровать прощение грехов. Свидетельства о существовании этого Таинства в творениях восточно-христианских писателей III–V веков немногочисленны. Все они к тому же являются косвенными. Так, например, Ориген цитирует слова апостола Иакова о помазании елеем больных, говоря о покаянии; при этом он заменяет слова «пусть помолятся над ним» на «пусть возложат на него руки» (что может подтверждать обычай возложения рук при помазании елеем). Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский цитируют слова апостола Иакова, однако никак не комментируют их. В другом месте Златоуст упоминает тех, «которые с верою и благовременно, помазавшись елеем, освободились от болезней», однако не дает никаких указаний, где и как происходило это помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иерусалимские пресвитеры лучше всех верующих вообще знакомы были с такими воззрениями Павла. Им казалось, что лучше и скорее всего можно уничтожить недоразумение и недоверие, когда сам Павел исполнит, публично, один из тех обычаев, в уничтожении которых его обвиняли. «Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, а равно и ты с ними в законе обета» (23–24). Итак, здесь идет речь о том же обете, который, как мы видели, Павел добровольно исполнил в Греции. Не без удивления видим, что Павел без сопротивления действует согласно с убеждениями христиан, действует, конечно, не против сознания, а по слишком расчетливому снисхождению к слабым, считая обязанностью не соблазнять их. Чтобы вернее судить об этом, нужно знать и силу убеждений, которым он, по-видимому, уступил, и тогдашнее состояние Церкви. Из немногого, рассказанного нами, заметно, что пресвитеры чувствовали страх при мысли, что народ напрасно соберется, узнав о прибытии Павла в Иерусалим (22). Этот народ, – конечно, христиане, но проникнутые иудейскими понятиями и убежденные, что Церковь иерусалимская есть главная хранительница древнего закона. Между ними были и настоящие иудеи, но склонные к христианству, которых не следовало отталкивать. Подобное положение не ставило ли в затруднение пресвитеров Церкви? И не должны ли они убеждать апостола сберечь готовых принять Евангелие? Да и сам он после всего; что сделал для поддержания единения церквей, после сбора милостыни, которым он надеялся сгладить разность их и который дал блистательные результаты, – мог ли теперь отвергнуть желание пресвитеров, без опасения уничтожить труд свой? Итак, Павел согласился с убеждениями иерусалимских пресвитеров. Обет назорейства, по закону, продолжался тридцать дней, но срок его мог быть уменьшен и до семи дней. Когда приходил к концу срок обета четырех человек, указанных пресвитером, Павел начал свой обет и отправился с ними в храм, чтобы назначить время, «когда должно быть принесено за каждого из них приношение» (26).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Святые Апостолы, сначала двенадцать, а потом семьдесят ( Мф. Х ; Мк.3:14 ; Лк.9:10 и др.), явились первыми преемниками из рук Спасителя божественной благодати, уполномочивавшей их на пастырское служение, и этот залог благодати передали избранным ими другим достойным лицам, уже при них получившим современные названия: епископов, пресвитеров, дьяконов. В книге Деяний апостолов, в посланиях ап. Павла, в писаниях мужей апостольских, например Климента папы Римского, Игнатия Богоносца и др., а также в древних памятниках, например в Διδαχ τν δδεκα ποστλων, в постановлениях апостольских и др. мы не только встречаемся с наименованиями священных степеней, но и находим указание, что возведение в эти степени совершалось через рукоположение. «Рукоположивши же им – χειροτονσαντες δ ατοις («ученикам» в г. Листре, Иконии и Антиохии) пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом» и т. д., – читаем мы в кн. Деян. Апостолов об ап. Павле и его спутнике Варнаве (XIV, 23). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал», – пишет ап. Павел ученику своему Титу ( Тит.1:5 ), а ученику своему Тимофею, бывшему по преданию епископом Эфесской церкви, внушает: «Напоминаю, тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ); «Не не ради о пребывающем в тебе даровании, которое тебе дано по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Отсюда самое посвящение в должности епископа, священника получило название «рукоположение» – χειροτονα. С того времени возложение рук епископа, в свою очередь ранее удостоившегося такого же руковозложения, на посвящаемого, являющееся одним из видимых знаков посвящения, реально, так сказать, объясняет нам непрерывную преемственность действующей в пастырском служении благодати. Эти на протяжении почти 2 тысяч лет протягивающиеся на главы посвящаемых епископские руки составляют как бы одну неразрывную, с замкнутым током цепь, начало которой – руки св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Вот почему ап. Иаков говорит об Елеосвящении, как таинстве всем христианам уже известном, когда учит их: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). 2) Откуда видно, что Елеопомазание есть св. таинство, а не простое помазание маслом больного? Это видно из того, что обыкновенное помазание маслом больного мог бы сделать всякий человек, особенно врач, а св. Апостол велит призвать к нему «пресвитеров Церкви», которые должны мазать больного «во имя Господне»как и крещение они должны совершать «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Особенно же видно это из дальнейших слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»: от простого врачебного помазания елеем больной может получить только выздоровление, но не прощение грехов. 3) Для чего установлено таинство св. Елеосвящения? Для исцеления больных от недугов тела и для отпущения их грехов, как это ясно видно из приведенных слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и возставит его Господь, и, если он соделал грехи, отпустятся ему». 4) Над кем, следовательно, должно совершать св. Елеосвящение? Над всеми больными, а не только над умирающими, как ложно учат об этом католики, называя св. Елеосвящение последним, напутсвующим умирающих, таинством, ибо не говорит св. Апостол: «если кто умирает из вас» и т. д., а говорит: «Болен ли кто из вас» и т. д.; и затем учит, что «молитва веры исцелит болящого и возставит его Господь»чего не мог бы он сказать об Елеосвящении, если бы оно совершалось только над умирающим уже человеком; для этого существуют другие спасительные таинства – св. Покаяние и св. Причащение. 5) Кто имеет право совершать св. Елеосвящение? Законно рукоположенные епископы и пресвитеры Церкви, «как служители Христовы и домостроители таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ), поставленные для этого Самим Христом в основанной Им Церкви чрез преемственно идущее от Апостолов рукоположение ( Еф.4:11–13 ). У католиков это таинство совершают одни только епископы, но и это они делают вопреки слову Божию, что ясно видно из слов ап. Иакова: «пусть призовет, говорит он о больном, пресвитеров Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1Тим.5:17 .  Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. «Прилежащии же добре пресвитери сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении». Так достохвально дело учения. Апостол же употребил слово «сугубыя» вместо: большей чести. Подтверждает же слово свое свидетельством Писания. 1Тим.5:18 .  Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. «Глаголет бо Писание: «да не обротиши вола молотяща» ( Втор. 25, 4 ); и: «достоин делатель мзды своея» ( Мф. 10, 10 ). Одно свидетельство привел Апостол из ветхозаветного, а другое из новозаветного Писания. 1Тим.5:19 .  Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. «На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех». Закон повелевает это о всех. Ибо сказано: «при двою или триех» свидетелях «да станет всяк глагол» ( Втор. 19, 15 ). Наипаче же надлежит так поступать в рассуждении пресвитера. Ибо случается, что он, так как вверено ему предстоятельство в церкви, оскорбит кого-либо из согрешающих, и те, будучи за сие расположены к нему неприязненно, соплетают клеветы. Посему должно представиться это число свидетелей. 1Тим.5:20 .  Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. «Согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут». Не осуждай прежде обличений, явно обличенных в каких-либо беззакониях не удостаивай пощады; а на уличенных произноси приговор в присутствии всех, чтобы из страха наказания избегали греха. Потом Апостол и самого Тимофея устрашает грозным свидетельством. 1Тим.5:21 .  Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. «Засвидетелствую пред Богом и Господем Иисус Христом, и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению». Два дает повеления: не осуждать, положившись на достоверность обвинителей, или не делать сего по враждебному расположению прежде личного исследования; и после явных обличений не откладывать приговора, из милости к судимому нарушая справедливость. В ряду с Богом и со Христом Апостол поставил Ангелов, не как равночестных, но как рабов, потому что и мы нередко в один ряд с высшими ставим низших; в присутствии вместе рабов, и господ, и иереев, и мирян говорим: «Всеми ими свидетельствуюсь тебе». Так и блаженный Павел говорит: «Свидетельствую тебе при Боге, и Сыне Его, и при служителях Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010