" Всемогущий Боже, Милосердный Отче! Мы склонились пред Твоим величием в эти утренние часы. Я, бедный грешный человек, исповедую Тебе все мои грехи от юности сделанные мною и помыслом, и словом, и делом, которыми заслужил я кромешную тьму и Твой справедливый гнев. Но по неизреченному Твоему милосердию и милости беспредельной Твоей, будь милостив ко мне, прости все грехи мои, простри Твои пречистые пронзенные руки и благослови меня. Ниспошли силу Духа Твоего Святого и наставь на всякую правду. Аминь " . Все присутствующие вслух говорят: " Аминь! " После этого пресвитер произносит разрешительную формулу: " Всем сердечно кающимся истинной верой, утешающимся заслугами Иисуса Христа и решившимся с твердым намерением исправить свою жизнь, я, на основании этого исповедания вашего силою данною мне власти, как призванный служитель Слова, возвещаю благодать Божию и отпущение грехов во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь " . " Сейчас, вставши споем из " Гуслей " гимн под 113 " Боже праведный, прости... " Обратившись к народу, пресвитер продолжает: " Господь да будет с вами " . Все отвечают: " И с Духом Твоим " . Пресвитер: " Вознесите сердца! " Все: " Возносим их ко Господу! " Пресвитер: " Благодарим Господа Бога нашего! " Все: " Достойно и праведно есть " . Еще, сказав две-три молитвы, пресвитер продолжает: " Господь наш Иисус Христос в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб и, возблагодарив, преломил его, раздал ученикам Своим и сказал: " Примите, ядите, то есть Тело Мое, за вас предаваемое. Это творите в мое воспоминание. Также, после вечери, взял Он чашу, возблагодарив, подал им и сказал: " Пейте от нее все, сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови. Она же за вас и за многих изливается во оставление грехов. Это творите, когда только будете пить ее, в Мое воспоминание " . После этого пресвитер разламывает на мелкие куски хлебную, заранее испеченную паляницу, съедает кусочек и передает поднос с наломанным хлебом дьякону, который обносит им всех присутствующих, и все поочередно вкушают, беря хлеб с подноса в руки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Я неоднократно участвовала в таинствах соборования, но никогда не была Господом исцелена от своих телесных недугов. У кого же нет веры — у меня или у пресвитеров Церкви? Здравствуйте! Ответьте мне, пожалуйста, на мой вопрос. В соборном послании Св.Ап. Иакова говорится: 5:14 Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 5:15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Хотелось бы узнать, молитва веры болящего или молитва веры пресвитеров Церкви исцелит болящего? Будучи верующей, неоднократно участвовала в таинствах соборования, но никогда не была Господом исцелена от своих телесных недугов. У кого же нет веры - у меня или у пресвитеров Церкви? Ирина. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Ирина! Ни одна церковная молитва сама по себе не может гарантировать чёткого, стопроцентного результата, который был бы очевиден для всех. Буквализм в восприятии этих слов апостола излишен. Например, Вы же не будете понимать такие слова Иисуса строго-буквально: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20). Иначе получается, что ни у кого на земле вообще не бывало веры даже «с горчичное зерно». Жизненный опыт свидетельствует, что не все получают исцеления в церковных таинствах, как не все получают исцеление от лекарств и врачей, хотя и врачи необходимы в нашей повседневной жизни, как и молитва с таинствами в жизни Церкви. А некоторым приходится болеть большую часть жизни, но если не принимать вообще никаких лекарств, то жизнь окажется легче и быстрее подвергнутой риску. Вам лучше, очевидно, перестать надеяться на явное телесное исцеление в елеосвящении, поскольку нет на это благословения Божия. Просите лучше у Бога терпения в несении ваших болезней. С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/ya-neodno...

Мы пришли в лавру св. отца нашего Саввы к Афанасию. Один старец рассказал нам: пришлось быть нам в монастыре Пентуклы. Там был старец Конон, киликиянин. Сперва, в качестве пресвитера, он служил при совершении таинства крещения, а потом ему, как великому старцу, поручили самому совершать крещение, и он стал помазывать и крестить приходивших к нему. Всякий раз как приходилось ему помазывать женщину, он приходил в смущение, и даже по этой причине вознамерился уйти из монастыря. Но тогда является ему св. Иоанн и говорит: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды пришла к нему для крещения девица персианка. Она была так прекрасна собой, что пресвитер не решался помазать ее св. елеем. Она прожила два дня. Узнав об этом, архиепископ Петр был поражен этим случаем, и решил было уже для сего дела избрать диаконису, но не сделал этого, потому что не дозволял закон. Между тем пресвитер Конон, взяв свою мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел на холмы, как вдруг встречает его Иоанн Креститель и кротко говорит ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». С гневом отвечает ему авва Конон: «Будь уверен – ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, и не исполнил своего обещания». Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением. «Поверь мне, пресвитер Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, но так как ты не захотел, я избавлю тебя от брани, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в киновию, где совершал крещение, пресвитер на утро, помазавши елеем, окрестил персиянку, даже совсем и не заметив того, что она была женщина. После того в течение 12 лет пресвитер совершал помазание и крещение, без всякого нечистого возбуждения плоти, даже не замечая, что пред ним женщина. И таким образом скончался. 4. Видение аввы Леонтия. Авва Леонтий, настоятель киновии св. отца нашего Феодосия, рассказал нам: после того как иноки из Новой лавры были изгнаны, я пришел в эту лавру и остался в ней. Однажды, в Воскресный день я пришел в церковь для приобщения Святых Таин. Войдя в храм, я увидел ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келью. И был глас ко мне: «С тех пор как освящен этот престол, мне заповедано неотлучно находиться при нем». 5. Рассказ аввы Полихрония о трёх иноках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

Второе Пришествие Христово и потому близко, что мы не знаем ни дня, ни часа его и должны быть всегда готовы встретить его. Для усиления своего увещания к терпеливому перенесению страданий апостол указывает на примеры ветхозаветной истории: на пророков, которые терпели преследования со стороны народных властей, на великого ветхозаветного страдальца Иова, вознаграждённого потом за свои страдания Богом. Без связи речи затем св. апостол увещевает не злоупотреблять клятвой, то есть божбой, почти в тех же словах, как Сам Господь в Мф. 5:33–37 . Во всех обстоятельствах жизни, как скорбных, так и радостных, надо обращаться к Господу с молитвой или прошения, или хвалы и благодарения. В болезнях апостол повелевает пользоваться врачеванием от пресвитеров церковных через помазание от них болящего елеем с молитвою: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5:14–15). Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения, совершавшегося собором пресвитеров, почему оно и называется у нас ещё «соборованием». Несправедливо протестанты видят в этом обыкновенное врачевание елеем. Целый ряд черт в этих словах апостола указывает, что это не простое врачевание, а именно таинство: повелевается призвать пресвитеров, или старейшин (как можно перевести буквально) церковных, а не светских, они должны сотворить молитву над болящим, призывается не один, а несколько пресвитеров, что для простого помазания не было бы нужно, ибо просто помазать елеем может и один человек; странно было бы указывать елей как врачебное средство от всех болезней, если бы речь шла о простом врачевании, а не о таинстве, в котором елей служит только видимым веществом; не елей, а «молитва веры исцелит болящего», и наконец, болящему отпускаются грехи. Всё это не оставляет сомнений в том, что апостол говорит здесь именно о таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

книгу Иова). Без связи речи затем святой Апостол увещевает не злоупотреблять клятвой, т.е. божбой, почти в тех же словах, как Сам Господь в Матф. 5:33-37 [ 4 ]. Таинство елеосвящения 5:14-15 Во всех обстоятельствах жизни, как скорбных, так и радостных, надо обращаться к Господу с молитвой — или прошения, или хвалы и благодарения. В болезнях Апостол советует пользоваться врачеванием от пресвитеров церковных, т.е. священников, через помазание от них болящего елеем с молитвой: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " (5:14-15). Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения, совершавшегося собором пресвитеров, почему оно и называется у нас еще " соборованием " .Несправедливо протестанты видят в этом обыкновенное врачевание елеем. Целый ряд черт в этих словах Апостола указывает, что это не простое врачевание, а именно таинство: повелевается призвать пресвитеров, или старейшин (как можно перевести буквально) церковных, а не светских, они должны сотворить молитву над болящим. Призывается не один, а несколько пресвитеров, что для простого помазания не было бы нужно, ибо просто помазать елеем может и один человек; странно было бы указывать елей, как врачебное средство от всех болезней, если бы речь шла о простом врачевании, а не о Таинстве, в котором елей служит только видимым веществом.Не елей, а " молитва веры исцелит болящего " , и наконец, болящему отпускаются грехи. Все это не оставляет сомнений в том, что Апостол говорит здесь именно о таинстве. Исповедание грехов 5:16-18 Еще для исцеления от духовных недугов Апостол советует: " Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного " (Иак. 5:16). Здесь нет речи о исповедании согрешений друг другу для прощения грехов перед Богом, как учат сектанты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Пресвитер. А где она, почему сама не подходит? Прихожанка. Она на сохранении. Пресвитер. Так вы под «плодоносящей» разумеете беременную? Прихожанка. Ну да. Пресвитер. Тогда вы глубоко ошибаетесь, ибо, когда Святая Церковь за каждой сугубой ектеньей призывает молиться о «плодоносящих», то разумеет под ними главным образом тех, кто снабжает ее плодами земных произрастаний, в которых она так или иначе нуждается. Прихожанка. Первый раз слышу такое объяснение! А в каких именно «плодах» она нуждается? Пресвитер. Для совершения богослужения она нуждается в хлебе (просфорах), вине, елее, фимиаме, а для содержания клира и пропитания бедных – во всем остальном. Раньше, когда жили за счет частного хозяйства, христиане старались принести часть от своих трудов. Сегодня, когда люди в общей массе своей не занимаются земледелием и не зависят от годичных урожаев, под плодоносящими можно разуметь и тех, кто приносит на пользу Церкви плоды своих трудов, каковыми бы они ни были. Прихожанка. Но, наверное, Церковь , поминая плодоносящих, призывает не только к тому, чтобы ей доставляли необходимое, но и еще для чего-то? Пресвитер. Вы совершенно правы. Церковь этим не только проявляет заботу о священнослужителях или нуждающихся, но и призывает самих жертвующих не забыть поблагодарить Бога за данный Им урожай, ибо насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий ( 1Кор. 3, 7 ). Еще в Ветхом Завете была дана следующая заповедь: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику и он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение» ( Левит 23, 10–11 ). Исполняя эту заповедь, верующие старались принести начатки от своего земного благосостояния. Отголоски этого видны и в сохранившейся до наших дней традиции приносить в августе, на который главным образом приходится начало урожая, то мед (на праздник изнесения Креста Господня), то фрукты и овощи (на празднование Преображения Господня), то хлебные колосья или орехи (на празднование перенесения Нерукотворенного Образа Господня).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Прихожанка. Но ведь ладан действительно отгоняет нечистых духов! Пресвитер. Кто вам такое сказал? Прихожанка. По-моему это общее мнение. Пресвитер. Я бы не спешил так обобщать, хотя и не отрицаю, что это мнение довольно распространенное. Обычай воскурять фимиам перешел к нам из ветхозаветной традиции: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас» ( Исх. 30, 34–36 ). Прихожанка. Вот видите, здесь говорится о ладане как святыне! Пресвитер. А святыней он становится от чего? От перечисленных благовонных веществ или своего использования? Прихожанка. От перемешанных благовоний вряд ли он станет святым… Пресвитер. Я тоже так считаю. Впрочем, и использование ладана в богослужении не делает его церковной святыней как таковой. Святыней он становится как знак богослужения и символ молитвы святых ( Откр. 5, 8 ). Могу предположить, что как символ молитвы ладан может быть неприятен нечистому миру, но именно как символ, а не как особое «бесогонное» средство. Не каждение само по себе отгоняет бесов. Их страшит молитва. Прихожанка. А если в ладанку положить не ладан, а земельку со святых мест или с могилы какого-нибудь святого? Пресвитер. Опять же, с какой целью? Вам наверняка известны народные представления о целебной силе «родимой землицы». В народном представлении «вся та земля, куда схоронены кровные и близкие, называется родительскою и считается священною: она могущественна до такой степени, что горсточка ее, взятая с семи могил, укрывающих заведомо добродетельных людей, спасает всех родичей, оставшихся в живых, от всяких бед и напастей» 331 . Издревле на Руси был известен крестьянский обычай перед отправлением в дальний путь, и особенно, при переселении, брать с собой горсть родной земли. Землю эту хранили в ладанке, нося ее на груди, рядом с крестом. При этом верили, что таким способом можно избавиться от тоски по родине или защититься от болезней. В случае смерти в чужих краях, родную землю клали в могилу. После революции 1917 года этой традиции придерживались русские эмигранты, вывозя с собой на чужбину русскую землю для того, чтобы быть похороненным вместе с ней 332 . Все это может и выглядит романтично, но по сути своей все тоже грубое суеверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Прихожанка. Что же это за причина? Пресвитер. Терпение скорбей не вызывает тщеславия, как при совершении правых дел, молитвы, поста и прочего. Прихожанка. Что правда, то правда. Чуть строже попостишься и уже начинаешь возноситься умом и осуждать других за их нерадение. Пресвитер. Следовательно, если тщеславие умеет служить греху и посредством праведных дел, то нужно быть осторожным в совершении покаяния посредством различных добродетелей, чтобы вместо очищения не приобрести новые прегрешения. 462 Прихожанка. Как все непросто! Пресвитер. А вы смиритесь под крепкую руку Божию и все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас ( 1Петр. 5, 6–7 ). Все же Его попечение о нас заключается в том, что «Он попускает нам потомиться за грехи наши во времени, чтобы избавить нас от томления в вечности» 463 . Прихожанка. Да, надежнее всего предаться в руки Божии! Господи, имиже веси судьбами спаси нас! Пресвитер. Список способов очищения грехов можно было бы продолжить, но я надеюсь, что для вас уже стало очевидным, что исповедь с сокрушением не является единственным и незаменимым средством очищения грехов. И кто не может воспользоваться ею по ряду причин, может сделать это при помощи других подручных ему средств. Тем более это необходимо делать в тех случаях, когда одного словесного раскаяния недостаточно. Прихожанка. Что значит недостаточно? Пресвитер. Не надо забывать, что исповедь скорее начало покаяния, нежели его конец и завершающий этап. Совершенно естественно ею пользоваться при обращении от греха ( Деян. 19, 18 ), завершая осознание греховности совершенного и полагая тем начало исправлению, но завершать этим все дело покаяния будет явно недостаточным. Послушайте, что повелевает Господь Моисею: «Скажи сынам Израилевым, если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали» ( Числ. 5, 6 ). Но этим одним не заканчивается все дело их покаяния, ибо Господь дальше повелевает так: «И пусть возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» ( Числ. 5, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Прихожанка. А как понять, что полученный «дар» не Божественного происхождения? Пресвитер. Во-первых, надо понимать, что для получения сверхъестественных даров от Святаго Духа, надо быть, а не казаться святым, т.е. достичь определенной степени бесстрастия. Прихожанка. Но я знаю одну женщину, которая уверена, что ее дар исцеления от Бога. Она при этом усердно ходит в храм, читает все положенные молитвы, причащается… Пресвитер. Одно храмовое благочестие еще не свидетельство богоугодности. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, – говорит Сам Господь, – но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7, 21–23 ). Прихожанка. И как относиться к таким людям? Пресвитер. Осторожно. И не только не подражайте им, но и не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них ( Лев. 19, 31 ). Прихожанка. Каким образом можно от них оскверниться? Пресвитер. Незаметно для себя вы можете войти в общение со злыми духами и заразить свою душу присущей им скверной, т.е. различными убийственными страстями. Ведь не случайно, святые Отцы грех волшебства приравнивали греху убийцы 271 . Причем не только сам волхователь, но и обращающийся к нему участвует в подобном грехе 272 . Прихожанка. Выходит, что подпаданием под влияние бесовское душа человеческая как бы портится нравственно? Пресвитер. Вы очень верно уловили мою мысль! В этом собственно и состоит грех обращения за «помощью» к чародеям, через которых обращающийся добровольно входит в общение с падшими духами. По своей сути насланная «порча» это различной степени одержимость. И чтобы «испортить» кого-либо надо быть в той же степени «испорченным» самому. Прихожанка. Тогда получается, что в первую очередь, «портится» тот, кто желает навести порчу на другого?!

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

2:1; 4:2). Второе Пришествие Христово и потому близко, что мы не знаем ни дня, ни часа его и должны быть всегда готовы встретить его. Для усиления своего увещания к терпеливому перенесению страданий апостол указывает на примеры ветхозаветной истории: на пророков, которые терпели преследования со стороны народных властей, на великого ветхозаветного страдальца Иова, вознагражденного потом за свои страдания Богом. Без связи речи затем св. апостолу вещевает не злоупотреблять клятвою, то есть божбой, почти в тех же словах, как Сам Господь в Мф. 5:33-37. Во всех обстоятельствах жизни, как скорбных, так и радостных, надо обращаться к Господу с молитвой или прошения, или хвалы и благодарения. В болезнях апостол повелевает пользоваться врачеванием от пресвитеров церковных через помазание от них болящего елеем с молитвою: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " (5:14-15). Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения, совершавшегося собором пресвитеров, почему оно и называется у нас еще " соборованием " . Несправедливо протестанты видят в этом обыкновенное врачевание елеем. Целый ряд черт в этих словах апостола указывает, что это не простое врачевание, а именно таинство: повелевается призвать пресвитеров, или старейшин (как можно перевести буквально) церковных, а не светских, они должны сотворить молитву над болящим, призывается не один, а несколько пресвитеров, что для простого помазания не было бы нужно, ибо просто помазать елеем может и один человек; странно было бы указывать елей как врачебное средство от всех болезней, если бы речь шла о простом врачевании, а не о таинстве, в котором елей служит только видимым веществом; не елей, а " молитва веры исцелит болящего " , и наконец, болящему отпускаются грехи. Все это не оставляет сомнений в том, что апостол говорит здесь именно о таинстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/430595/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010