Двенадцать глав или членов, содержащих в себе единую христианскую веру нашу Глава 1     Истинная и единая христианская вера наша, превосходящая ум и слово потому самому, что она есть правая и единая вера, истиннейшее исповедание превосходящего разум единого Бога в Троице, хотя и неограниченна, однакож кратко объемлется в сих главах, которые должно исповедывать всякому христианину, право верующему и желающему спастися. Эти главы некоторые называют и членами веры, или началами и основаниями. Их насчитывается двенадцать, во образ Апостолов Христа, невечернего Солнца, и оне приводят право верующего к нескончаемому веку славы Его. Из них три главы о Святой Троице, в честь самой Троицы, которая, будучи вечною, есть причина всего; шесть о воплощении Слова, — и это также удивительно: в самом деле, сие Слово, будучи единым от Святой Троицы и единичным, стало сугубым ради нас и потому-то имеет сугубую троицу глав; а еще три главы о совершении (домостроительства), в честь также безначальной Троицы, которая, сотворив все из ничего, все благо содержит и всем мудро управляет. 1. Первая глава о том, что Божество — едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силе, власти, вседержительству и господству. 2. Вторая — о том, что сие Божество имеет три Лица, а не одно, хотя едино и нераздельно по Божеству, что всецело должно исповедывать три Лица, или ипостаси, или свойства, — не более. Из сих же трех одно не рожденное: ибо Оно безвиновно и не происходит из чего либо, будучи единою причиною происходящих из Него довременно и безстрастно; другое рожденное — от Того нерожденнаго; а третье исходящее — также от Того безвиновного и нерожденного. Нерожденное и безвиновное называется Отцем, рожденное — Сыном, а исходящее — Духом Святым: Они нераздельны, довременны и вечны. Но Троица — не три Бога, или три Господа, но один Бог, один Господь, как воспевают и Ангелы: «свят, свят, свят Господь Саваоф?» (Ис. 6:5): поелику едино и нераздельно естество триех, одно существо, одна сила, одна слава, одно хотение, одно изволение; и сии три суть един триипостасный Бог, одно начало и действенная сила всего, подобно тому, как одно сияние солнца, луча и света, или один блеск и теплота огня, отражения и света, или одно изволение ума, слова и духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3927...

Истинная и единая христианская вера наша, превосходящая ум и слово потому самому, что она есть правая и единая вера, истиннейшее исповедание превосходящего разум единого Бога в Троице, хотя и неограниченна, однакож кратко объемлется в сих главах, которые должно исповедывать всякому христианину, право верующему и желающему спастися. Эти главы некоторые называют и членами веры, или началами и основаниями. Их насчитывается двенадцать, во образ Апостолов Христа, невечернего Солнца, и оне приводят право верующего к нескончаемому веку славы Его. Из них три главы о Святой Троице, в честь самой Троицы, которая, будучи вечною, есть причина всего; шесть о воплощении Слова, – и это также удивительно: в самом деле, сие Слово, будучи единым от Святой Троицы и единичным, стало сугубым ради нас и потому-то имеет сугубую троицу глав; а еще три главы о совершении (домостроительства), в честь также безначальной Троицы, которая, сотворив все из ничего, все благо содержит и всем мудро управляет. 1 . Первая глава о том, что Божество – едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силе, власти, вседержительству и господству. 2 . Вторая – о том, что сие Божество имеет три Лица, а не одно, хотя едино и нераздельно по Божеству, что всецело должно исповедывать три Лица, или ипостаси, или свойства, – не более. Из сих же трех одно не рожденное: ибо Оно безвиновно и не происходит из чего либо, будучи единою причиною происходящих из Него довременно и бесстрастно; другое рожденное – от Того нерожденнаго; а третье исходящее – также от Того безвиновного и нерожденного. Нерожденное и безвиновное называется Отцем, рожденное – Сыном, а исходящее – Духом Святым: Они нераздельны, довременны и вечны. Но Троица – не три Бога, или три Господа, но один Бог , один Господь, как воспевают и Ангелы: «свят, свят, свят Господь Саваоф?» ( Ис. 6, 5 ): поскольку едино и нераздельно естество триех, одно существо, одна сила, одна слава, одно хотение, одно изволение; и сии три суть един триипостасный Бог , одно начало и действенная сила всего, подобно тому, как одно сияние солнца, луча и света, или один блеск и теплота огня, отражения и света, или одно изволение ума, слова и духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Ярушевич), митр. Крутицкий и Коломенский. Фотография. 50-е гг. XX в. Николай (Ярушевич), митр. Крутицкий и Коломенский. Фотография. 50-е гг. XX в. (Ярушевич Борис Дорофеевич; 31.12.1891, Ковно (ныне Каунас, Литва) - 13.12.1961, Москва), митр. Крутицкий и Коломенский. Сын настоятеля ковенского кафедрального Александро-Невского собора прот. Дорофея Филофеевича Ярушевича (1860-1930). С детства помогал отцу в храме, в 7 лет был посвящен в стихарь и начал прислуживать в алтаре, исполнял обязанности посошника, чиновщика, книгодержца. Окончил частный пансион В. Л. Владнецкой в Ковно и поступил в Ковенскую классическую гимназию, где учился до 8-го (выпускного) класса. После перевода в марте 1908 г. прот. Д. Ф. Ярушевича в С.-Петербург на должность законоучителя 9-й (Введенской) муж. гимназии его сын Борис продолжил там обучение. В 1909 г. окончил гимназию с золотой медалью и поступил на физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та. Одновременно с учебой в ун-те самостоятельно прошел курс духовной семинарии. В сент. 1910 г., после увольнения по прошению из числа студентов ун-та, был принят в СПбДА. Студентом академии участвовал как проповедник в работе Об-ва религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, организованного прот. сщмч. Философом Орнатским , миссионерствовал среди обитателей петербургских ночлежных домов и трущоб. Публиковал статьи богословского и историко-канонического содержания в журналах «Вера и разум», «Вера и жизнь», «Голос Церкви», «Церковные ведомости». Одновременно с учебой в академии с 1913 г. состоял вольнослушателем на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та (до 1916). В 1914 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч. «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича (1649)». Оставлен в академии на 1 год при кафедре церковного права в качестве стипендиата для подготовки к профессорскому званию.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

О Богопознании. О Священном Писании и Священном Предании. О Триедином Боге. О Боге-Творце и Промыслителе мира Предисловие Церковная песнь называет святых отцов светилами на земле, посредством которых Господь наставляет нас в Познании и сохранении истинной веры. В других песнопениях они величаются звездами многосветлыми, церковными кормилами, непоколебимыми столпами, органами благодати и гуслями Духа. Уже одни эти наименования ясно говорят, какое чрезвычайно великое значение, – по мысли Церкви, – имеют святые отцы и их творения в деле религиозного ведения. Вселенские соборы, составляя свои вероопредления, после Священного Писания , всегда обращались к отеческому учению, делали более или менее обширные выписки из их творений и в основание своих вероопредлений полагали свято-отеческое учение: «последующе божественным отцем, вси единогласно поучаем исповедовать», «по учению святых отцев», «последующе богоглаголивому учению святых отцев», – это самые обычные и употребительные выражения в деяниях вселенских и поместных соборов, постоянно выражавших, что «сия вера отеческая», как это торжественно провозглашает православная Церковь доселе. Таким образом, святые отцы самою Церковью нарочито выделяются, как надежнейшие руководители в религиозном знании, как выразители правильного разумения учения Христова в своих письменных произведениях, через которые говорят христианским поколениям всех времен, поучая христианской истине и одушевляя к осуществлению ее в жизни. Церковь признает святых отцов преимущественными свидетелями и верными истолкователями своего учения потому, что они были ближайшими преемниками апостолов, продолжателями их дела, подражателями их ревности, строителями вселенской Церкви в начальные века ее исторической жизни. Они отличались высокими дарованиями, обширным и глубоким образованием, обнимавшим как духовные, так и светские науки, – в этом надежное ручательство за то, что церковное учение вполне понято ими и изложено с возможной по современным условиям точностью. Научное образование отцов Церкви находило величайшее утверждение в святости их жизни. Тайны духовно-религиозной жизни может постигнуть и ясно и правильно изложить для других только тот, кто с познанною истиной сообразует свою жизнь, кто «поучается в законе господнем день и ночь», кто почитает учение Христово небесным благом, божественным даром. Для отцов Церкви евангельская истина была не только светом, просвещающим их разум, но и жизнью, из которой они черпали необычайную силу для служения Церкви. Они любили эту животворную истину, питали ею свои души, стремились передать ее своим братьям по вере и чуждых ей привести к ней. По требованиям обстоятельств своего времени святые отцы раскрыли и осветили с возможною ясностью почти все существенные вопросы церковного учения и жизни, и их творения составляют драгоценное сокровище и неисчерпаемый источник, из которого вытекает все последующее православное богословие в его непосредственной чистоте и целости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

О христианской любви Поучение 26. 1) Необходимость любви для спасения. 2) По­нятие о христианской любви. В) Любовь к Богу требует любви к ближним и исполнения закона Божия 1) Апостол Павел христианскую любовь поставляет не только на ряду с верою и надеждою, показывая чрез то необходимость ее, но и говорит о ней: больши сих любы, то есть говорит, что любовь больше или превос­ходнее веры и надежды. Важны и необходимы для на­шего спасения добродетели – вера и надежда: почему же любовь превосходнее той и другой добродетели? Апостол объясняет это, говоря: любы николиже отпадает: аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится. «Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолк­нут, и знание исчезнет» (Кор.13:8). Пророчества и языки, и знание, как чрезвычайные благодатные дары, которыми украшалась первенствующая Церковь Апостоль­ская, были только временные дарования, которыми Бог благоволил распространять и утверждать Свою Церковь . Так и вера и надежда, хотя великие и необходимые для нашего спасения добродетели, но временные: они с на­стоящею жизнью окончатся; в будущей жизни вместо веры будет созерцание, вместо надежды обладание или наслаждение ожиданными благами. А любовь и тогда не перестанет, но возвысится; в созерцании беспредельных совершенств Триипостасного Бога будем иметь вечное основание любить Его всем существом своим, если только в настоящей, жизни приобретем сию добро­детель и сохраним ее до конца жизни. О том, что любовь необходима для достижения бла­женства, ясно учит Иисус Христос. На вопрос неко­его законника: учителю, что сотворив живот вечный наследуя? Иисус спросил его: в законе что писано? како чтеши? Законник отвечал: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостью твоею, и всем помышлением твоим, и ближняго своего, яко сам себе. Иисус сказал ему: право отвещал ecu: сие сотвори, и жив будеши ( Лк.10:25–28 ). Так Господь ясно показал, что соб­людение заповеди о любви необходимо для достижения вечной жизни: кто любит Бога всем сердцем и всею душою и ближнего, как себя, тот наследует вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слова, беседы и речи Собрание слов, бесед и речей святителя Филарета (Гумилевского) — выдающегося пастыря, богослова и духовного писателя XIX века. Вот небольшой отрывок из проповеди на Богоявления о важности (точнее радости) богословия: «Христиане-братия! понимаем ли, чувствуем ли мы богатство благости Божией, озаряющей нас столь чудным светом своим? Мысль о Троичном Божестве составляет отличительную принадлежность откровения христианскаго; но составляет ли она для наших мыслей мысль необходимую? Или, так много у нас мыслей в душе, что и столь высокая мысль едва ли когда находит в нас себе место? Многие ли размышляют, кто для нас сей Сын, крещающийся в Иордане? Кто для нас Дух Святый, сошедший на крестившагося Иисуса? Вступая в истинную веру, мы крестились во имя Отца и Сына и Духа Святаго; это значит, что, по вере Церкви и Слова Божия, без веры в Святую Троицу, нельзя быть истинной христианской вере, нельзя и считаться истинноверующим в Бога: но так ли мы думаем теперь о тайне сей? Возлюбленный брат! ужели нет у нас с тобой и столько любви к правде, чтобы вспомнить об имени, которое я и ты носим на себе, — об имени христианина, и об обязанности, возложенной на нас сим именем при крещении нашем? Отче, Сыне и Душе Святый! просвети нас светом Твоим, — омрачаемым нерадением о своем спасении и — о Твоих тайнах.» Слова и беседы на праздники Господни. Слово в день Богоявления Господня. Бог — вездеприсущ. Он Дух, и все наполняет собою. В этом согласны и вера и разум. Что же такое значит, что вера так часто говорит нам о богоявлениях? Что такое значит, что Церковь христианская назвала нынешний день преимущественно днем Богоявления? Бог — вездеприсущ. Тем не менее Он может являть особенную свою силу, в известном месте, для известных людей. Он есть Дух; дышет, идеже хощет; и так, как хощет, дышет: то в громах и молниях — в грозном могуществе силы; то в кротком веянии ветра — в силе благости своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Письмо пятое О девстве и любви Часть 1 Калива Честного Креста, 26.11.1973 г. Сестра старица Филофея, благословите! Удивительное дело – что, как вы пишете, сестры ждут моего приезда. Ведь со времени моего последнего посещения не прошло еще и шести месяцев! Но чтобы не огорчать сестер, я сел и написал вам письмо – тридцать страниц обычного формата, на которых каждая из вас найдет потребное к успокоению своего помысла и от чтения которых почувствует примерно такую же радость, какую испытывала бы от моего присутствия в вашей обители. В этом письме я пишу о любви, о смирении, вообще обличаю человеческий разум и подчеркиваю значение благодати Божией. Коротко говоря, я обличаю прельщенный философский и западно-еретический дух, веяния которого распространены как в церковной, так и университетской среде. Я почувствовал необходимость написать вам об этом потому, что в вашей обители много сестер из интеллигенции. Не поняв, что такое благодать Божия, они, мучаясь всю свою жизнь, будут чувствовать себя неудачницами – да и в самом деле будут таковыми. Если вы когда-нибудь будете переписывать это письмо, то пришлите одну копию и мне, чтобы я не написал вам того же самого и в других письмах. Это все, что я хотел вам сказать. Христос и Матерь Божия с вами. Ваш брат монах Паисий. Калива Честного Креста, 25.11.1973 г. Помощь наша – святая Екатерина! 84 Посвятившим себя Христу моим сестрам, монахиням исихастирия святого Иоанна Богослова, который отличался девством и любовью, посылаю издалека несколько страниц о девстве и любви, чтобы помочь вам во всем подражать ему. Свои убогие слова я сопровождаю молитвой, чтобы наш богатый Отец – Бог – благословил их. Как я убедился, чтобы полюбить Бога, нужно верить в Него. Наша любовь соразмерна нашей вере. Если любовь теплохладна, то и вера тоже теплохладна. Горячая вера в Бога рождает горячую любовь к Богу и к образу Божию – нашему ближнему. От преизобилия любви, которая не вмещается в сердце и переливается через край, насыщаются даже бедные животные.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января, 2008. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Что Тебе принесем, Христе,  яко явился еси на земли яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас. Стихира на Господи, воззвах вечерни праздника Рождества Христова Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, весь священнический, диаконский и монашеский чин, благочестивые миряне верные чада нашей Святой Православной Церкви! Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Ему не нужны ни наша гордость, ни наша слава, ни наши материальные достижения. Прахом предстанут в Его очах суетные помыслы, житейские треволнения, попытки людей превознестись друг над другом. Пусть же главным нашим даром Рождшемуся от Девы Спасителю мира станет крепкая и искренняя вера вера, пример которой дала нам Пречистая Дева Мария, сказавшая возвестившему Ей благую весть Архангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Многие сегодня привыкли считать, что их свободный и независимый разум один только и может принести счастье, правильно выстроить жизнь личности и общества. Но Церковь за века своей жизни много раз видела, как возгордившиеся и удалившиеся от Бога люди в итоге оказывались несчастными и жалкими. И наоборот, пример Пресвятой Богородицы говорит нам, какой высоты может достичь человек, с верой предавший себя в волю Божию. «Дева Мария , пишет преподобный Ефрем Сирин, есть Дщерь Света, потому что через Нее озарились Светом и мир, и обитатели его» . Будем и мы с верою нести миру Свет, Который есть Христос Господь!

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

Скачать epub pdf ЗНАМЕНИЕ При содействии дивных знамений апостолы быстро распространили христианство по вселенной... когда же вера была насаждена повсеместно, насаждено было слово, тогда отняты знамения как окончившие свое служение ( 111, 309–310 ). Знамения давались не верующим, но неверующим, чтобы они становились верующими ( 111, 311 ). Желающие совершать знамения желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению непонимаемыми ими страстями... в таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения ( 111, 313 ). Знамения, совершив свое служение, оставили поприще служения, предоставив действовать подлинному Творцу-Слову, Которое пребывает и пребудет делателем до кончины мира, как Оно Само возвестило о Себе: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) ( 111, 323 ). Живая вера-духовный разум. Не нуждается она уже в знамениях, будучи совершенно удовлетворена знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений-Его словом ( 111, 234 ). Богочеловек ублажал не видевших знамений и веровавших. Он выражал соболезнования тем, которые, не удовлетворяясь словом, нуждаются в чудесах ( 111, 305–306 ). Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтобы избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 323 ). Святой Иоанн Предтеча посылает учеников своих спросить Господа: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» ( Лк. 7, 19 ). Не для себя он так спрашивал, ибо знал точно. Кто есть Иисус Христос, будучи извещен об этом с Неба, но для учеников. И ученики искали решения этого вопроса не для того, чтобы состязаться в прениях, а из искреннего желания знать истину. Таковым нет нужды много говорить; Господь и не говорит, а только указывает на то, что было в ту пору Им совершено. Божественные дела свидетельствовали о Божестве Его. Это было так очевидно, что вопрошавшие не стали уже больше вопрошать. Так и всегда. Сила Божия живет в Церкви; искренний искатель истины тотчас осязает ее и удостоверяется в истине. Это опытное удостоверение полагает конец всем вопросам и совершенно успокаивает. Кто же не хочет верить и, потеряв веру, начинает искать в Церкви и христианстве не основания веры, а поводов как бы оправдать свое неверие, тому никакие указания не кажутся удовлетворительными. Неверие же свое он считает основательным, хоть основания его мелочны и ничтожны. Того хочет его сердце, потому все и сносно ( 107, 331–332 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Слово в день Богоявления Господня Бог — вездеприсущ. Он Дух, и все наполняет собою. В этом согласны и вера и разум. Что же такое значит, что вера так часто говорит нам о богоявлениях? Что такое значит, что Церковь христианская назвала нынешний день преимущественно днем Богоявления? Бог — вездеприсущ. Тем не менее Он может являть особенную свою силу, в известном месте, для известных людей. Он есть «Дух; дышет, идеже хощет» (Ин. 3:8) и так, как хощет, дышет: то в громах и молниях — в грозном могуществе силы; то в кротком веянии ветра — в силе благости своей. На небе — престол Его, град Его — Иерусалим небесный; на небе — обители многия многих слуг, говорит нам откровение: это значит, что нам указывается на то положение, в котором яснее, нежели нам земным жителям, является Бог, и творит блаженными святых слуг своих; это значит, что Дух — ревнитель святыни, наполняя все собою, особенно близок к духам чистым. И на земле открывается Он с особенною своею благостию для благих, и с грозным величием для грешных; и на земле Он являет креность свою великую и дивную там, где хощет, по премудрому и благому хотению своему. Бог наш есть Бог самосущий, всевластный, — Он непокорен неизбежной неподвижности, или неподвижной необходимости. И дух сотворенный, властвуя над соединенным с ним телом, обнаруживает особенное присутствие свое, — то в том, то в другом члене повелевает — то тою, то другою частию вверенного ему состава телесного. Тем более Дух всевластный и высше-свободный может выполнять мысль свою там, где восхощет, и как восхощет. Бог есть Дух: но Он действует в мире видимом, вещественном. Дух сотворенный — тонок, невеществен, а действует в теле грубом, многосложном. Явления Бога-Духа в образах вещественных так же доступны для разумения, как несомненны действия того же Духа на мир вещественный. То и другое явление есть явление силы Божией в вещественном. Бог — Дух вездеприсущий. Но потому-то дух ограниченный и обнимает Его не иначе, как в явлениях, не иначе, как в образах ограниченных. Как необъятного обнимает тварь? Только по частям, только в той мере, в какой Он сам благоволит открывать Себя, познает Его человек.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2973...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010