Можно с уверенностью сказать: насколько успешно действует ум при познании видимого мира, настолько же безуспешно – при познании высшей действительности; насколько ясны и ценны его первые понятия, настолько же туманны и сбивчивы – вторые. Не будь греховного повреждения в человеческой природе, разум наш, может быть, и меньше бы погрешал в своих исканиях; теперь же многого человеку дать он не может. Поэтому и явилась нужда Самому Богу открыть людям высшую правду – правду о Себе Самом, о мире и человеке, с тем чтобы и «во тьме и сени смертней» воссиял свет истины и люди с точностью узнали тот путь, который ведет к небу и блаженной жизни. Человеку остается только с глубоким послушанием и благодарностью принять эту высшую правду и сделать ее основой своей жизни, основа эта будет незыблема, ибо слово Божие творит жизнь и, как вечная истина, пребывает во век ( Пс.118:90 ). Оно – «светильник ногам» человека и «свет стезям» его ( Пс.118:105 ). Оно – «радование сердца» его ( Пс.118:111 ); с ним «жива будет душа» человека ( Пс.118:175 ). Ради нашего спасения Сам Сын Божий сошел с неба и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его – Иисусе Христе: «Сей есть истинный Бог и живот вечный» ( 1Ин.5:20 ). Теперь, когда даровано людям Божественное Откровение, разум человеческий имеет, конечно, полную возможность составлять обо всем истинное понятие – из Откровения научаться и истинному боговедению; но, как показывает опять опыт, разум и здесь не очень-то помогает человеку. Затемненный грехом, он часто не выносит света Откровения, как больной глазами не выносит солнечного света: в гордыне своей дерзает его оспаривать, находить неприемлемым, самую проповедь о кресте считая безумием. В гордыне ума апостол Павел видит главную причину неверия иудеев и эллинов. " Иудеи, – говорит он, – требуют чудес, и еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов – безумие; для самих же призванных, иудеев и еллинов, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Так с самого начала в протестантизме стало утверждаться человеческое «я» и игнорироваться человеческое «мы». Индивидуализм, в свою очередь, неизбежным образом привёл протестантов к рационализму и сенсуализму. Оставшись наедине со своими природными способностями, человек начинает думать: а в чём состоят эти мои способности, делающие моё обособленное «я» не нуждающимся в коллективном «мы»? Конечно, это, во-первых, мой личный разум, умение рассуждать логически и, во-вторых, присущие мне как биологическому существу органы пяти чувств. Этим исчерпывается личное неотъемлемое достояние отдельного «я», и, если это «я» хочет быть автономным существом, оно должно полагаться только на разум и на пять органов чувств. Упование на разум называется рационализмом, а упование на чувства – сенсуализмом. Вместе с антицерковностью и индивидуализмом они образуют те четыре кита, на которых стоит протестант в своём отношении к внешнему миру и во взаимодействии с ним. Однако и Христос им не чужд. Он питает их теми личными доблестями, которые вытекают из почитания Евангелия и его заповедей: скромностью («блаженны нищие духом»), терпением («блаженны плачущие»), любознательностью («блаженны алчущие и жаждущие правды»), стремлением к теоретическому знанию («Дух животворит, плоть не пользует нимало»), упорством и целеустремлённостью («Царство Божие силою берётся, и употребляющие усилие обретают его»). Но вот незадача: в том же Евангелии сказано «Я создам Мою Церковь, и врата ада не одолеют её», а протестанты поставили своей целью именно одолеть Церковь. И ещё куда бы ни шло, если бы это было единственное неприятное для них место в тексте, на авторитетности которого они постоянно настаивают, но таких мест десятки! «Где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них» – фраза, явно требующая соборности, противостоящей индивидуализму. А как быть с третьей главой Евангелия от Иоанна, насквозь пропитанной мистикой, отвергаемой протестантами? Или со словами Христа о том, что хула на Святого Духа не простится человеку ни в этом веке, ни в будущем? Ведь, отрицая силу таинств, протестанты отрицают силу Святого Духа, то есть возводят на Него хулу! А вот завет Христа о совершенно конкретном таинстве, а именно – о причащении, которому протестанты придают чисто психологическое значение как воспоминанию о Тайной Вере: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ).

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема II. Основные характеристики богословия В Священном Писании нет термина «богословие», но, тем не менее, в нём можно найти тексты, указывающие на основные характеристики такого явления, как богословие, и какие есть необходимые духовно–нравственные условия для занятия богословием. §5 Богословие как Божественный дар (χρισμα) В Священном Писании Нового Завета встречается понятие о даровании Богом человеку дара познания Себя: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога...» ( Гал. 4:9 ). Слова эти указывают, что источником богословия является Сам Бог . В самом деле, богословие как выражение богопознания не может быть без Богооткровения. Бог открывает Себя человеку, и это откровение является благодатным даром (χρισμα). В этом процессе Откровения как дара и познания этого дара главное место занимает вера. Именно вера является начальным условием богопознания. Разум же, как и другие свойства человеческой личности, преображается в этом опыте веры. Участие разума в познании Откровения не следует понимать как согласование истин веры с требованиями разума. В таком случае разум сам не изменяется, но, наоборот, хочет перепроверить веру, вложить ее в «прокрустово ложе» своих правил. Религиозный философ Иван Киреевский ввел понятие «верующее мышление», то есть такое мышление, которое является проявлением и результатом веры. Вера меняет разум, изменяет способ его бытия. Ум начинает искать и следовать воле Божией, а не только своим естественным принципам и правилам: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12:2 ). Следует понимать, что Откровение дано человеку и в его познании участвует ум, воля и чувства человека. Таким образом, Откровение: • просвещает и преобразует ум («Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк. 24:45 ); «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» ( 1Кор. 2:14–16 ));

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Почему вера в истинного Бога, в Того Бога, о Котором благовествует Евангелие, даётся нам так трудно? Да потому, что во Христе воплотилась конкретная Личность Господа, с Его заповедями, которым Он учил не столько словами, сколько всей Своей жизнью. И смертью. И воскресением. Верить в Христа, Который безусловно реален, сложнее, чем в умозрительный «абсолют», в «что-то есть», в «космический разум», потому что нечто абстрактно существующее за пределами видимого мира вовсе не заставляет человека менять себя, свою жизнь. Это мёртвая вера. Тогда как вера в Богочеловека требует от нас согласно этой вере жить, жить по примеру нашего Спасителя. Апостол Иаков говорит: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Вера в Христа и жизнь по заповедям Божиим, наполненная делами, – живая. Что это за дела такие? Первое и самое важное – стяжание, то есть приобретение состояния духовной нищеты, покаяния, правильного видения себя, своей греховности и стремление к исправлению, к совершенству, к преображению. Но и дела без веры бесплодны. Серафим Саровский говорил, что только Христа ради совершаемое дело приводит нас к Господу. В Боге любое доброе дело получает своё осмысление и оправдание, очищается от тщеславия, приносит духовный плод. Дела, даже самые добрые, без веры в Бога творятся ради себя и не спасают. Даже крещение без веры не гарантирует нам спасения. Евангелист Марк предупреждает: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр. 16, 16). Апостол называет два условия спасения, то есть пребывания в Боге – это вера и крещение: вера в Христа, следовательно, жизнь по вере, соблюдение Его заповедей, и крещение как исповедание и формальная, законная принадлежность ко Христу. Крещение значит погружение, умирание для жизни греховной и рождение, воскресение для Вечности. Как вера без крещения не ведёт к спасению, так и крещение без веры не приводит нас в Царство Небесное. Порой кажется, что нет в нашем мире подлинной веры, особенно если вспомнить обещание Господа: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Но исполнение этих слов Христа Спасителя мы видим в жизни святых угодников Божиих, особенно мучеников. Их истязали за веру, а они выносили смертоносные пытки и выходили из них победителями. Им в горло олово кипящее заливали, а они Христа проповедовали. Им тело стругали, а они на следующий день выходили целыми-невредимыми и славили Бога.

http://pravmir.ru/u-malovernyx-svoi-gory...

В этом выборе заключается нравственное достоинство человека, отказавшегося принимать сущее несовершенство мира за его должное, даже если все рациональные и опытные данные свидетельствуют против этого выбора. Но для того чтобы произошел этот выбор, человек сначала должен совершить усилие веры как результат общего взаимодействия всех свойств его личности. Иначе Божественная реальность будет просто недоступна для познания. Есть реальность, которая может и должна быть постигнута только чистым разумом. Есть реальность, которая может и должна быть постигнута только непосредственным чувственным опытом. И есть реальность, которая может и должна быть постигнута только верой,как ведущим способом познания, при том, что и разум, и опыт, и воля соучаствуют в этом постижении, и именно такой реальностью является Сам Бог. Постижение Бога только такой, осознанной верой необходимо не только потому, что Он в Своей сущности трансцендентен тварному миру. Здесь можно вспомнить Канта, признавшего, что для того, чтобы помыслить существование трансцендентного Господа, он должен был отграничить знание, как сферу спекулятивного разума, чтобы освободить место вере, понимаемой не просто как бессознательная доверчивость, а как практический разум. Однако не только трансцендентность Бога требует от человека Его познания верой, но и то, что Он – Личность, познание которой означает её личное признание, личное доверие и личную верность. Отсюда библейское представление о том, что праведный верою жив будет (Авв 2:4, Рим 1:17), поскольку всё, что мы можем принести Богу в подарок, это наша вера.Разумеется, сама вера без дел мертва (Иак 2:17), потому что искренне верующий человек должен жить в соответствии с верой, что только подчеркивает её волевой характер. Такая вера является не просто теоретическим согласием с тем, что Бог есть, подобно тому, как есть какая-то вещь, – такая вера предполагает общение и соработничество с Ним, поскольку Он Личность, которая всегда рядом. Такая вера предполагает понимание Того, в Кого ты веришь, а Его понимание, в свою очередь, предполагает веру.

http://bogoslov.ru/article/1945142

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Вера является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Основана она на познании Бога. Чем больше человек познал Бога (прежде всего опытно), тем глубже и сильней его вера. Жизнь христианина – постоянное возрастание в вере, восхождение по ступеням к совершенству. Святые отличаются от обычных людей, прежде всего полнотой веры – живой, могучей, чистой. Легко увидеть как наивна мысль, что вера есть самовнушение. Разве самовнушение может возрастать и совершенствоваться. Истинная вера всегда связана с нравственным началом. Именно у праведником мы видим впечатляющее соединение глубокой веры и высоких нравственных качеств. Для людей, не имеющих религиозного опыта, покажется неожиданной мысль о том, что вера не что иное как знание. Точное знание о Боге, о духовном мире. Нет лучшего способа убедиться в этом как прибегнуть к опыту. Если человек послушает святых отцов, которые познали тайны духовной жизни, и последует их совету, то ему откроется мир, который он раньше не знал. Мир, в котором нет случайностей и хаоса, а действуют точные законы. Чтобы познать Бога и духовную жизнь, несомненно, нужен разум. Поэтому разум и производные слова от этого понятия (разумный, уразуметь и др.) в Библии встречаются 360 раз. Например: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ; «Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» ( Ос. 14:10 ; «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» ( Мф. 22:37 ; «Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем» ( 2Тим. 2:7 ). Без участия разума не могло быть воздвигнуто величественное здание христианского богословия, изумляющее красотой и соразмерностью. Строителями его были люди, которые по силе своего интеллекта и всесторонней образованности могли бы стать светилами в любой области светской науки. Достаточно вспомнить некоторые имена: Василий Великий , Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , Григорий Палама и др.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" Возлюбивший веру,– пишет преподобный Исаак Сирин,– как Бог распоряжается всяким тварным естеством, потому что вере дана возможность созидать новую тварь, по подобию Божию " [ CCXXII ], и это о нем сказано: Он делает, чего хочет душа Его (Иов. 23, 13). И напротив, никакого чуда не может быть там, где нет веры: И Господь не совершил там многих чудес по неверию их (Мф. 13, 58). Но если возможность чуда укрепляет веру и является упованием свободы, то она же приводит в ужас и уничтожает всякое житейское разумение, всякий здравый смысл. Защищаясь, этот здравый смысл, этот " лжеименный разум " отвечает вере отрицанием Живого Бога, Его всемогущества, Его чудес. " Нельзя требовать от людей, чтобы они верили в вещи, в которые на известной степени образования они верить не могут: такая вера есть вера в содержание, которое является конечным и случайным, то есть не есть истинное,– утверждает Гегель.– Чудо есть насилие над естественной связью явлений и потому есть насилие над духом " [ CCXXIII ]. Самодовольный человеческий разум, притязающий взойти на небо, выше звезд Божиих вознести престол свой и сесть на горЕ в сонме богов, стать подобным Всевышнему (ср.: Ис. 14, 13–14), трепещет и ужасается пред лицом Христовой истины, ибо о ней возвещал пророк Исаия: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1 Кор. 1, 19). Действительно, когда Господь исцелил гадаринского бесноватого, приказав бесам покинуть его и войти в свиней, а те, одержимые злой силой, низверглись в море, жители этой земли, как сказано, ужаснулись (Лк. 8, 35), и просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом (Лк. 8, 37). Архиепископ Иоанн Сан-Францисский, толкуя этот евангельский сюжет, пишет, что гадаринцы прежде всего увидели в Господе своего Разорителя: " Божественный Разоритель зла и неправды, истребитель бесовской власти над миром... явился гадаринцам как житейский разоритель их имущества " [ CCXXIV ]. Этот взор, ослепленный страхом, в исцелении бесноватого смог увидеть только картину житейского ущерба: своих свиней, исчезнувших в глубинах Галилейских вод. Житейское ведение, не просветленное верой, неизбежно изгоняет из своих пределов Христа, представляющего Собою угрозу его " свиньям " – и материальным, и духовным: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (ср.: 1 Ин. 2, 16). Но Господь обратил мудрость мира сего в безумие (1 Кор. 1, 20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мир представляет массу соблазнов. С одной стороны, он манит к себе своими благами: предлагает богатство, удовольствие, почести; с другой – последователям Христовым угрожает несчастиями: презрением, насмешками, бедностью. Внутри человека господствуют страсти, которые все на стороне мира. И вот под влиянием этих противодействий живая вера скоро ослабевает и у большинства остается лишь мертвая вера. Не она руководит жизнью, а другая вера. Это вера в земное счастье, о котором проповедует весь мир. Практически, в своей деятельности многие веруют не во Христа, а веруют в мирскую жизнь, в ту жизнь, которой живут все люди, а не в ту, которой живут избранники Божьи. Христианская вера, таким образом, сталкивается с верой в учение мира и получает в ней весьма сильное противодействие. Против этой-то веры и надо постоянно укреплять христианскую веру. Надо довести христианина до такого состояния, чтобы в нем была одна христианская вера. Не даром сами апостолы просили Господа умножить их веру. И это именно после того, как Спаситель сказал о соблазнах и прощении обид. «Невозможно не прийти соблазнам; но горе тому, чрез кого они приходят... Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брать твой... и если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, прости ему. И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру» 28 . Таким образом, сама вера нуждается в сильных подпорках, которые бы постоянно будили ее и держали на должной высоте. Верно, что человеку свойственно желать и делать лучшее. Но как часто мы знаем лучшее, а делаем худшее; делаем даже не то, чего бы желали. И это бывает не потому собственно, что в данный момент мы худшее считаем за лучшее, так как разум и совесть осуждают наше поведение, а потому, что наши поступки нам приятны вследствие привычки и мы не можем поступать иначе. Разъясните, что христианская жизнь лучше плотской, докажите с математической точностью, что учение Христово приносит людям гораздо меньше страданий, чем учение мира; люди все-таки останутся при своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Вера «Я свет пришел в мир» ( Ин. 12, 46 ), – сказал о Себе Господь. Этот Свет предстоял иудеям, облеченный плотью, нам предстоит Он, облеченный в Евангелие. Предстоит этот Свет пред нами, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден ( Ин. 3, 15; 3, 18 ).» Кто же не верует в Сына Божия? – Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями, тот, у кого бог – чрево, тот, у кого бог – серебро и золото, тот, у кого бог – земная слава, тот, кто почтил земную мудрость, враждебную Богу, как бы бога. «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3, 20–21 ). Без самоотвержения человек не способен к вере, его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах, падшее сердце хочет жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится вера: плоть и кровь, несмотря на предстоящий им ежечасно гроб, также хотят жить жизнью своей, жизнью тления и греха. Потому-то Господь возвестил всем желающим сопричислиться и последовать Ему живой верой: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф. 16, 24–25 ). Падение столько усвоилось всему существу человеческому, что отвержение этого падения сделалось отвержением как бы жизни. Без этого отвержения невозможно стяжать веры – залога вечной, блаженной, духовной жизни; кто же захочет оживить страсти сердца или тела, наслаждаться ими, захочет оживить свой разум падший, тот отпадает от веры. Живая вера – шествие в мир духовный, в Мир Божий. Не может пребывать она в том, кто пригвожден к миру дольнему, где господствуют плоть и грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1) В наставлениях Христа Спасителя об истинах веры есть немало такого, что не легко усвояет естественный разум, немало и такого, что совсем непостижимо по самому существу своему. Таково например учение Христово о таинстве Пресвятыя Троицы, о таинстве возрождения, о таинстве тела и крови Христовой. Единственный путь для усвоения этого учения есть вера. Итак, смиренно покори твой разум в послушание веры. Помни, что эти неудобоприемлемые для тебя истины открыл тебе не простой человек, но Бог во плоти, Который есть самосущая Истина и источник истины. Вспомни, как поступили апостолы, когда выслушали учение Христа о том, что Он даст плоть свою за живот мира, что ядущий Его плоть и пиющий Его кровь имать живот вечный, и: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Многие даже из учеников Христовых, услышав это учение Христово, сказали: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» – и некоторые из них даже отошли от Него и перестали ходить с Ним. «Не хотите ли и вы отойти?» – спросил И. Христос двенадцать Апостолов, не желая никого приневоливать к вере в Его учение. Конечно и для них невместимо было Его учение о таинстве тела и крови Христовой; но они смиренно покорили свой разум в послушание веры. «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни и мы уверовали и познали, что Ты Христос Сын Бога живого» ( Ин.6:51–69 ). Так отвечал Христу от лица всех апостолов Петр. Так и ты должен отвечать помыслу сомнения в откровенной истине, которой не постигаешь; скажи ему: если я верю, что Христос есть Бог во плоти, то должен верить и Его учению, как бы оно ни казалось мне трудным для усвоения. Не смущайся этою трудностию и потому, что она неизбежна в настоящем нашем состоянии. Смиренно покорись необходимости отказаться от надежды полного и ясного ведения всего, что хотелось бы тебе знать в этой жизни. Смиренно и терпеливо жди возможности в жизни будущей увидеть во всей ясности многое, что в настоящей жизни представляется тебе сквозь тусклое зеркало и гадательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010