Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической церкви (IX-XVI вв.) Источник 1 . Учение о богодухновенности Священного Писания  мужей апостольских//Вера и разум, 1898, 5. 2 . Учение о богодухновенности Священного Писания апологетов II века//Вера и разум, 1901, 9, 11, 13. 3 . Теория богодухновенности в александрийской школе. Теория  Климента Александрийского  //Вера и разум, 1906, 1–3. 4 . Теория богодухновенности в александрийской школе. Теория  Оригена  //Вера и разум, 1906, 4–6, 9–12; 1907, 18. 5 . Учение свт.  Иоанна Златоуста  о богодухновенности Библии //Вера и разум, 1912, 3–12. 6 . Учение о богодухновенности Священного Писания в средние века//Вера и разум, 1897,1:2; 1899, I:1. 7 . Полурационалистические учения среди протестантов о богодухновенности Священного Писания (XVI-XVII вв.)//Вера и разум, 1900, I:2. 8 . Учение о богодухновенности Священного Писания со времени реформации (XVI в.)//Вера и разум, 1899, I:2. 9 . Вербальные теории богодухновенности среди западных богословов в XVII веке//Вера и разум, 1900, 15–16. 10 .    Теории вдохновения и происхождения Священного Писания на Западе в XVIII-XIX веках: историко-критический очерк//Вера и разум, 1903, 3, 5–8, 12–14, 16–18, 22, 23; 1904, 18, 20. 11 .    Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической Церкви (IX-XVI вв.)//Вера и разум, 1900, I:1. 12 .    Теории вдохновения и происхождения Священного Писания на Западе в прошлом [XIX] столетии//Вера и разум, 1904, 18, 20, 22–24. Насколько часто учение о богодухновенности св. Писания излагалось в богословских трудах и проповедях римско-католических богословов в средние века, настолько редки были догматические определения его самой церкви. Одной из причин было то, что догмат о богодухновенности не подвергался в средние века каким-либо существенным изменениям до появления лютеранского учения о безусловном значении св. Писания, как единственного источника религиозных верований. Недостаток этих определений показывает, что и к религиозной жизни Запада отчасти применим тот закон, что церковные определения догматов появляются в связи с ересями и сектами, враждебными им.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Разум, ведущий к вере 14 мин., 20.10.2011 Нас много и настойчиво уверяли (и уверяют), что разум и вера противоречат друг другу или, по крайне мере, никак не связаны. Это неправда — разум ведет к вере, а вера просвещает разум. Разум — не только Откровение — свидетельствует нам о Творце. Как соотносятся разум (наша природная способность познавать истину) и вера — то, что Бог открывает в Церкви? На этот вопрос есть разные ответы, и многие из нас выросли под оглушительные барабаны и горны атеизма — разум чрезвычайно превозносился, при этом считалось, что он противоречит вере, и то, к чему пришли люди, употребляя свою способность находить истину, побуждает их отвергнуть «библейские легенды». Парадоксальным образом, эта точка зрения сходится с представлениями некоторых протестантских богословов — разум действительно противоречит вере, потому что первородный грех настолько подорвал нашу способность видеть истину, что мы в принципе не можем дойти до чего-либо, относящегося к Богу, без сверхъестественного откровения. Разум еще годится для решения чисто практических задач — постройки самолетов или ведения банковских счетов — но приходя в церковь, его можно только «отложить» в сторону. Более убедительной — и более укорененной в истории Церкви — выглядит другая точка зрения. Святой апостол Павел ревностно возвещает язычникам смерть и воскресение Христа, призывая их к покаянию и вере. Очевидно, он исходит из того, что язычники — даже мудрейшие и добродетельнейшие из них — не в состоянии сами дойти до понимания того, что Бог замыслил и совершил ради нас; люди нуждаются в проповеди Евангелия, в наставлениях Церкви, чтобы обрести спасение. Но тот же апостол говорит о том, что Бог не оставил язычников без некоторого света: Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы... (Рим 1 :19,20). Из размышлений над тварным миром можно прийти к признанию того, что у него есть личностный, всемогущий и благой Творец.

http://foma.ru/razum-vedushhij-k-vere.ht...

Постоянно употребляя слова «вера», «верить», «верующий», подхватывая за священником или диаконом «Верую во Единого…», задумываемся ли мы о том, что это такое — вера? Что значит верить в Бога? Почему один человек верит в Бога, а другой нет, в чем разница между этими двумя людьми? Как и почему обретает веру вчерашний безбожник? Попробуем прояснить это для себя с помощью главного редактора нашего журнала игумена Нектария (Морозова). — Прежде всего — что есть вера? Это рациональное убеждение, некий вывод, к которому человек приходит, наблюдая и размышляя, — или это иррациональное душевное (духовное) состояние? Что должен сделать человек, чтобы прийти к вере? — На вопрос о том, что есть вера, лучше всего ответил, безусловно, апостол Павел в Послании к Евреям: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (11, 1). Нам хорошо известно, что такое доверие. Мы общаемся с человеком, и благодаря его поступкам, его поведению по отношению к нам у нас возникает доверие к нему. Вера в Бога — это тоже доверие к Нему. Но здесь человек должен — даже совсем Бога не зная, не видя еще Его в своей жизни — поверить в то, что Он есть. Это очень похоже на тот самый шаг апостола Петра — с борта лодки на вздымающийся вал Генисаретского озера (см.: Мф. 14, 29). Петр совершает этот шаг по слову своего Учителя. Как возникает вера в сердце человека — на этот вопрос до конца ответить невозможно. Вокруг нас масса людей, верующих и неверующих; как среди тех, так и среди других есть люди добрые, честные, милосердные, порядочные… И невозможно провести черту, сказать: вот этот тип людей с неизбежностью приходит к вере, а вот этот нет. Вера — это встреча с Богом, и она у разных людей происходит по-разному. Один человек переживает эту встречу непосредственно и не нуждается в рассуждениях, а другой думает, анализирует и приходит наконец к выводу, что Бог есть, и эта уверенность ума передается его сердцу. Один только разум, без участия сердца, к вере не приводит. Есть сколько угодно ученых, прекрасно понимающих, что ни одна из существующих научных теорий не объясняет зарождения вселенной, но неспособных почему-то сказать: «Верую, Господи и Создателю».

http://pravoslavie.ru/56607.html

9) Вербальные теории богодухновенности Священного Писания среди западных богословов в XVII b.//Вера и разум, 1900, т. I, ч. 2, стр. 135–157,219–242. 10) Теории богодухновенности и происхождения Священного Писания на Западе в XVIII и XIX bb.//Вера и разум, 1903, т. I, ч. 1, стр. 173–194, 301–323, 451–456, 508–540, 799–822. 11) Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической Церкви//Вера и разум, т. I, ч. 1, стр. 439–458, 521–535. Учение о богодухновенности св. Писания мужей апостольских В течение значительного времени основанная Господом нашим Иисусом Христом св. Церковь распространялась благодаря только устной проповеди апостолов и никаких других священных книг, кроме Ветхозаветных, не знала. „Христовы апостолы, – говорит Евсевий Кесарийский , – чистые по своей жизни и украшенные в душе всякими добродетелями, но простые и не образованные по своему языку, возвещали царствие Божие всему миру, при одном содействии силы Христовой, которой они и совершили столько чудес. Облечённые высшим и сверхъестественным служением, они не заботились о написании книг” 1 . Естественно, что живое слово в первое время предпочиталось письменному свидетельству, как это видно из слов антиохийского епископа св. Игнатия. „Для меня нет священных летописей, кроме Иисуса Христа, кроме Его креста, Его смерти и воскресения” 2 . Живший на рубеже двух веков Папий, епископ Иерапольский, даже и не надеется получить пользы от книг более чем от устного предания 3 а св. Ириней о некоторых из современных ему христианских общинах замечает, что они руководствовались только устным свидетельством и книг не знали 4 . Нисколько не удивительно поэтому, что у апостольских мужей можно найти сравнительно немного определённых выражений, относящихся к вопросу о богодухновенности св. книг. Св. мужи всецело находятся под влиянием великих событий христианства и живо хранят в своём сердце наставления и беседы св. апостолов и самовидцев Слова ( Лк. 1:2 ). Поэтому они и не подвергают нарочитому исследованию вопрос об авторитете слова Божия. Однако уже то обстоятельство, что они постоянно вращаются в кругу мыслей Священного Писания, заимствуя из него не только частные выражения, но и целые отделы, достаточно показывает, насколько живо они сознают божественное происхождение его. Уже одно это, по нашему мнению, заставляет не придавать большой важности тому, что мужи апостольские иногда довольно свободно относятся к букве св. Писания, передавая цитаты из св. книг своими словами 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Размышление, заимствованное из 1-го послания св. Апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни Слово Божие есть завещание: принявшим Слово Божие оно доставляет спасение и блаженство (I, 5). Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры (I, 5). Возделывай эти добродетели, сохраняя внимательность к себе и молчание, чтобы достичь любви, которая – верх и совокупность христианского совершенства. Чистота сердца нарушается принятием греховных помыслов, в особенности блудных; непорочность совести – произвольными грехами; вера ослабляется упованием на свой разум, неискренностию и самолюбием. Кто захочет рассуждать об истине без просвещения свыше, тот только вдастся в пустые беседы и прения, уклонится от пути, ведущего в любовь (I, 6–7). От безвременного, превышающего знание, тщеславного рассуждения об истине родились ереси, заблуждения и богохульство. Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести. Не руководствующиеся верой в своих поступках и нарушающие непорочность совести произвольным уклонением в грехи, не возмогут сохранить своего знания догматов в должной чистоте и правильности: это знание, как знание о Боге, требует необходимой чистоты ума, которая свойственна одним только благонравным и целомудренным (I, 19). Один Бог и Один Посредник между Богом и человеками – Богочеловек, Иисус Христос (II, 5). Никто не может приступить и приблизиться к Богу без этого Посредника. Отвергающий Посредника, отвергает и Бога. «Отметаяйся Сына, ни Отца имать. Иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( 1Ин. 2, 23 ; Ин. 3, 36 ). Духовный разум состоит в познании Истины верой. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая – Христос. Достигшие мужеского возраста о Христе, получают непрестанную молитву, которую совершают в тайне душевной клети на всяком месте и во всякое время. Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и исполнением воли Божией. Этим водворяется в сердце живая вера, евангельская простота, мир Божий, чуждый всякого возмущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

(Беседа) Братья христиане! Нужно ли говорить, что твердая непоколебимая вера в живого Личного Бога, в Бога Творца, Промыслителя и Мздовоздаятеля, а также вера в наше бессмертие, в наше предназначение к вечному блаженству в невечернем дни царствия Христова, – нужно ли говорить, что эта вера является единственным основанием нашей нравственности, единственным источником чистой, возвышенной и доблестной жизни. Ведь только при этой вере взоры наши могут всегда обращаться «горе» к небу, к миру духа, вечности и добра. Только при этой вере может ослабевать наше тяготение «низу», к земле, с ее хорошими и, в известной мере необходимыми, но все же лишь временными и приходящими благами. Только при вере мы перестаем с жалкой беспомощностью вязнуть в сетях мелких суетных хлопот и житейских попечений. Только вера помогает нам разбивать те рабские цепи, какими властно сковывают нас всевозможные греховные наклонности и привычки. Только при вере возможна наша добродетель, наша истинная, благородная, совершеннейшая жизнь. Вера – наша духовная мощь, наша слава, наше спасение. Но в том беда, что не всегда бывает твердой вера наша, часто колеблется она, часто обуревается всевозможными сомнениями, искушениями и соблазнами. Что сказать по этому поводу? Сомнения возможны, ибо естественны. Человек свободен по природе своей, и свободный разум свободного человека мало что принимает на веру. Наоборот, он все хочет исследовать, испытать, и над самыми дорогими и священными для нас предметами ставить свои проклятые вопросы. Есть люди, которые сомневаются и в самых, по-видимому, очевидных и непреложных истинах, например в той, что действительно существует вот этот, окружающий нас, мир. Но, будучи естественными и понятными, сомнения наши не всегда могут быть основательными и непоколебимыми. Часто и слишком часто они бывают плодом простого нашего легкомыслия. Мы сомневаемся нередко только потому, что не знаем предмета, в котором сомневаемся, далеко стоим от него. Посмотрите на апостола Фому. Когда другие апостолы, которым воскресший Иисус явился в первый день недели сквозь запертые двери, рассказывали Фоме: – Мы видели Господа!, – Фома не верил. Он не мог представить, чтобы можно было видеть Того, Кто недавно на глазах у всех был предан Иудой, распят на кресте и погребен в саду Иосифа. Тем не менее, Фома не отрицал наперед истины Воскресения. Он захотел только поближе подойти к ней, углубиться в нее, внимательнее исследовать ее, и потому он отвечал апостолам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Верую. Вера образованных людей Николай Сербский, сам блестяще образованный философ и богослов, много сделал для донесения Православной веры до современных людей. «Верую. Вера образованных людей» — это краткое, живое толкование Символа Веры. Как и всегда у Николая Сербского «Вера образованных людей» — написана в поэтической манере. «Желающий вполне понять тайну сию пусть скажет нам, понимает ли он тайну песчинки под ногами, или листика на дереве, или звезды на небесном своде… Понимает ли он мельчайшее из творений Божиих: по которому ступает, на которое смотрит или до которого дотрагивается? Понял ли разум человеческий, который вот уже тысячи и тысячи лет исследует, вычисляя, измеряя, сравнивая, описывая, понял ли он до конца хотя бы одно-единственное дело Божие? Мир чудесен, он весь дышит чудом. Он полон тайн, он весь окутан, словно ладаном, страшной и возвышенной тайной. Но насколько чудесней Сам Создатель этого мира! В каждой точке, где соприкасаются вечность и время, сияет чудесный, неизреченный свет, и, даже если он непостижим для вас, он не тьма, а свет. « ВЕРУЮ. ВЕРА ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ) От издателей Название этой небольшой книги выдающегося сербского архипастыря и богослова святителя Николая (Велимировича; 1881-1956) может у кого-то вызвать удивление: " Вера образованных людей " . Однако в действительности, давая такое название своему труду, представляющему собой живое и святоотечески вдохновенное объяснение православного Символа веры, автор желел довести до сознания читателя одну очень важную мысль. Истинно образованным человеком является, по его мнению, не тот, кто богат знаниями, а кто " образован внутренне, всем сердцем, всем существом, кто сообразен образу Божиему , тот кто христоподобен, преображен, обновлен, обожен " . Поэтому, без сомнения, можно сказать, что вера православных христиан на самом деле есть вера образованных людей .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Первое воскресенье после Пасхи на языке церковного устава называется Неделей Фоминой, или апостола Фомы. В этот день в храмах читается Евангелие о том, как Воскресший Спаситель явился святым апостолам. Но среди них в этот момент не было Фомы. Когда апостолы рассказали ему о случившемся, Фома ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20. 25). Это «не поверю» люди произносят на протяжении всех времен, отделяющих нас от события Воскресения. Одни принимают весть о Воскресении с открытым сердцем и радостью, другие говорят: «Не верю. Ибо это не укладывается в моем сознании, не отвечает известной мне логике жизни. Не верю, потому что не могу проверить и не имею доказательств». Что же такое вера? Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11. 1). Выдающийся русский богослов XIX века святитель Московский Филарет говорит об этом так: «Вера есть уверенность в невидимом как бы в видимом. А в желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем». Вера отличается от знания. Знание человека основывается на его опыте и ощущениях органов чувств. И потому видимый предмет является предметом знания, а не веры. Услышанное слово также не является предметом веры, но становится предметом знания. Вера же есть уверенность в бытии того, что не поддается восприятию наших физических чувств. В своем «Катехизисе» святитель Московский Филарет замечает, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Действительно, вера может быть основана на логическом мышлении. Например, мне с точки зрения логики гораздо легче признать, что началом бытия Вселенной является Разум. Я не могу поверить в то, что в основе гармоничного и прекрасного мира лежит неразумное начало, некая вечно изменяющаяся материя, способная преобразовывать самое себя из простого в сложное, из неживого в живое, из неразумного в разумное. Моя логика исключает веру в такое происхождение мира. И это совершается на уровне мышления.

http://mospat.ru/archive/86443-o-vere/

Фома Аквинский (1225––1274) [лат] – святой, учитель церкви, doctor universalis. Богослов и философ, систематизатор схоластического богословия. Монах–доминиканец. Ф.А. называют самым ученым человеком среди святых и самым святым среди ученых. Ф.А. родился в родовом замке близ Аквино. Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте–Кассино, а позднее учился в Неаполитанском, Парижском университетах (в последнем – под руководством Альберта Великого). Вместе с Альбертом Великим  Ф.А. переезжает в Кёльн, а позже уезжает в Италию и постоянно живет там, на некоторое время приезжая в Париж. В Парижском университете Ф.А. остро дискутировал  с Сигером Брабантским и сторонниками аверроизма (учения арабского философа Ибн–Рушда). Обширное научное наследие Ф.А. включает все известные в его время жанры философских произведений. Ф.А. много комментировал – сочинения Аристотеля, Боэция и Петра Ломбардского, написал полемическое сочинение " О единстве интеллекта против аверроистов " . Основные труды Ф.А. – " Сумма против язычников " и " Сумма теологии " (осталось незаконченным). Философия Ф.А. – попытка осмыслить и приспособить Аристотеля к учению католической церкви. Ф.А. совершенно отчетливо разделял веру и разум, которые друг от друга совершенно не зависят, но одновременно был твердо уверен в необходимости их согласования. Вера не противоречит разуму, то и другое – истинно. Но если какие–либо мыслительные конструкции противоречат Откровению, то это свидетельствует лишь об ошибочном ходе человеческих рассуждений, нарушающем гармонию веры и разума. Любой мыслитель за пределами богословия находит аргументы в сфере разума; богослов исходные принципы своих рассуждений ищет в Откровении. В конечном счете вера и разум в своих выводах необходимо должны совпасть. Разум, если им правильно пользоваться, не может нас обмануть; это еще более относится к Откровению, поскольку источник его — Бог. При гармонии разума и Откровения, последнее неизмеримо выше первого, ибо если одни из догматов веры доступны для постижения разумом (существование Бога, бессмертие души), то другие не доступны логике и рациональному постижению не подлежат (сотворение мира, троичность Бога). 

http://bogoslov.ru/person/3176926

Глава X. Стяжание мыслей и чувств правильных и святых 1. Святость святых Святость святых: мысли о своей святости – к святости прибавлять святость, во внутреннем мире утверждать веру, надежду и любовь; понятие о святости, проникновение подвижника Божественным светом благодати Какие мысли о своей святости должен иметь христианин? Откровение апостола Иоанна Богослова фокусирует внимание человека, говоря: «Святой да святится еще» ( Откр. 22, 11 ). В любом возрасте, в любых условиях, при любых занятиях надо поступать по Евангелию: к святости надо прибавлять святость. Тогда не будет ошибок, не будет позднего сожаления и раскаяния. От исполнения Евангельских заповедей личность человека, его сущность будет расти, осознавать себя образом Божиим; она противопоставит себя внешнему миру, станет выше его. Что человек для этого роста должен делать? Для этой цели человек учится организовывать свой внутренний мир таким образом, чтобы в нем нашли незыблемое основание такие добродетели, как вера, надежда и любовь и связанные с ними святые переживания. Во внешнем же поведении найдет у него место стремление к созданию условий для молитвы, богослужения, церковной жизни, в которой святой святится еще. Что такое святость? Святость – это сердечная чистота, которая, подобно множеству цветных лучей солнечного спектра, проявляется в различных дарах Святого Духа. Исполнением чего является святость? Святые подвижники Божии образуют видимое звено между миром земным и невидимым Царством Божиим. Восходя от меры в меру, подвижники проникаются Божественным духовным светом благодати. От этого они просветляются и достигают высших состояний в познании духовных тайн, в Богосозерцании и Богообщении. Поэтому их святость – это исполнение надежды, совершение веры, преисполнение любви к Богу в Духе Его 56 . 2. Вера Вера: понятие о ней, вера органическая, искусство веры – держаться убеждений, с которыми наш разум согласился, и ежедневно возвращаться к его основным доктринам; вера религиозная, ее психологическая суть; слово Господа – закон и приказ, голос Его любви и милосердия; верующий человек, наделенный определенными качествами и доверяющий Богу, Который уже начал нас спасать, соотношение веры и добрых дел, начало дела спасения и его действующие силы, освящение и обожение человека Светом Божиим Что такое вера?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010