разделы   рассылка  распечатать Ольга Сухова Неполиткорректный Папа Источник:  РИА Новости 12 сентября в Регенсбургском университете, перед группой теологов и философов Бенедикт XVI произнес речь, посвященную проблеме соотношения веры и разума и ее пониманию в христианстве. В ней Понтифик выступил с критикой развивавшейся в средневековом богословии так называемой " волюнтаристской точки зрения " , согласно которой, говоря кратко, Божественная воля для человека до конца не познаваема, а потому " наш разум, наше чувство истины и добра больше не являются настоящим отражением Бога " . Подобные убеждения, как отметил папа, " ведут к образу Бога-Судии, который даже не связан с истиной и добром " . " Вера Церкви, – сказал Папа, – всегда придерживалась убеждения, что между Богом и нами, между Его сотворяющим Духом и нашим сотворенным разумом существует аналогия, в которой... несходства, конечно, неизмеримо больше, нежели сходства, но не до такой степени, чтобы упразднить аналогию и ее язык " . Проводя ту же мысль – о гармонии разума и веры – он предостерег и от другой крайности: излишне " практического " понимания веры, как некой философской системы или совокупности моральных норм. Две эти крайности тесно взаимосвязаны: ведь когда " монополия " на разумность оказывается у науки, вера скатывается к смутным мечтаниям или безоговорочным нормативам, в которых нет места Божественному Логосу. Это, в свою очередь, вызывает вопрос о том, каким образом может распространяться вера? Ведь если Бог непознаваем (трансцендентен), что толку пытаться объяснять человеку основы вероучения? Куда более логичным было бы применить силу. Таким образом, Папа связывает сложнейший вопрос христианского учения, – о возможности свободного познания Божественной воли – далекий, казалось бы, от нашей повседневной жизни – со столь актуальной сегодня проблемой религиозного насилия, в очередной раз высвечивая внутреннее единство христианской мысли, в которой нет " важных " и " неважных " вопросов. И лейтмотивом через все выступление проходит диалог византийского императора Михаила II Палеолога с неким " ученым персом " , записанный греком, как предполагается, во время осады Константинополя между 1395 и 1402 гг. – за несколько дней до падения Византии и, кстати сказать, становления Москвы как ее преемницы в качестве духовного центра православного мира.

http://religare.ru/2_32845.html

Беседа LVII. О восьмом члене символа веры. Значение веры и добрых дел И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что человек деятельно участвует в своем спасении, что для получения благодати Божией он должен иметь веру и что эта вера есть дар Божий. Но вы спросите, – каким же образом вера служит условием для получения благодати Божией, каким образом она вменяется человеку, если она есть дар Божий? Справедливо, братие, что вера есть дар Божий, но тем не менее она подается не безусловно каждому человеку против его воли. Каждый сам должен взгревать в себе веру, должен идти на встречу этому дару. Размышляя о высоком достоинстве учения Христова, о его высоте и чистоте, о величии и красоте мира, о душе своей с ее голосом совести, о своей ограниченности и несовершенстве, человек свободно подчиняется голосу благодати, зовущей его к Богу. Им как бы овладевает, учение Христово и разум его, как прекрасно говорит св. апостол Павел, пленяется в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ). Таким образом, он сам деятельно участвует в познании Бога, в принятии и усвоении учения Христова. Кроме этого каждый может взгревать в себе веру молитвою, чтобы Господь дал ему веру, рассеял мрак его сомнений, вразумил его и помог его неверию. «Если ты и неверен», говорит св. Кирилл Иерусалимский , «если маловерен, то Господь человеколюбив, и преклоняется к тебе кающемуся. Скажи только и ты благопризнательно: верую, Господи, помози моему неверию ( Мк.9:24 ). Если же почитаешь себя верующим, но не имеешь еще совершенства веры; то и тебе, подобно как Апостолам, потребно сказать: Господи, приложи нам веру ( Лк. 17:5 . Огласит. слово 5). Должен молиться каждый и о том, чтобы Господь открыл его умственные очи к уразумению истин веры. Давид молился Богу, говоря: благословен ecu Господи, научи мя оправданием» (заповедям) Твоим».. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс.118:12,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Вера От веры рождается воздержание, простота, от простоты невинность, от невинности скромность, от скромности знание, от знания любовь (св. Ерм , 94, 73). Источник. ...Вера есть свыше от Бога и имеет великую силу (св. Ерм , 94, 192). ...Желающий приобрести веру, которая есть основание всего благого, дверь тайн Божиих и беструдная победа над врагами, нужнейшая всякой добродетели, крыло молитвы и вселение Божие в душе, должен потерпеть всякий искус, каким будет искушаем от врагов и многих и различных помыслов, которых никто не может понять, ни сказать о них что-либо, ни изобрести их, как только изобретатель зла диавол. Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти; ибо не он будет победивший, но пришедший в него верою Христос. О таковых сказал Господь: аще имате веру яко зерно горушно и прочее ( Мф. 17, 20 ). Но если помысл, изнемогши, и уступит немного, пусть не страшится и не отчаивается, и не приписывает своей душе говоримое злоначальником, но с терпением, по силе своей, старательно да совершает делание добродетелей и соблюдение заповедей в безмолвии и упразднении по Богу от всего произвольно помышляемого, чтобы враг, исполнив всякие ухищрения и мечтания днем и ночью, и, найдя, что он вовсе не заботится о представляемых ему играх и образах, со всеми мыслями, которыми он его устрашал, выставляя за истину игралища, полные лжи, соскучит и отойдет. А делатель заповедей Христовых, познав на опыте немощь врага, не ужасается более никакого его ухищрения; но с радостью все, чего хочет и желает по Богу, делает беспрепятственно, укрепляемый и вспомоществуемый чрез веру, Богом, в Которого уверовал, как Сам Господь говорит: вся возможна верующему ( Мк. 9, 23 ), Ибо не он ведет брань с врагом, но Бог, промышляющий о нем ради веры (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 153 – 154). Если бы и я имел веру, как , достиг бы и я страха, чрез который получил бы, по слову Пророка, благочестие и ведение, от которого рождаются: крепость, совет, разум и премудрость Духа (ср.: Ис. 11, 2 )... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 114).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Димитракопулос Софоклис Учение Учение Нектария Пентапольского ни в чем не отступает от того, чего держится и что проповедует наша Православная Церковь 299 , поэтому нет нужды лишний раз доказывать, что оно совпадает с церковным. Но мы все же рассмотрим отдельные его стороны с тем, чтобы, во-первых, показать, как освещал он некоторые темы, насколько опирался при этом на личный опыт, как высказывался по вопросам, в которых Православие не имеет однозначной позиции, и, во-вторых, чтобы заградить уста некоторым – к счастью, немногим – сомнительным его критикам. Это учение святой с исчерпывающей ясностью и полнотой запечатлел в собственных текстах и собственной жизнью 300 . Итак, первое условие духовного преуспеяния и спасения есть вера. Об этом говорит его книга «Об Откровении Божием в мире»: «Сколь велика, сколь дивна сила веры! Что способно противостать [ей]? Колеблются основания земли, покоряются стихии, опрокидываются горы, и любая сила, любое сопротивление, кажущееся неодолимым, побеждается действием и смиряется силой веры. Перед величием ее сознает свою малость человеческий разум. Законы действия веры всегда под покровом тайны, и всуе пытаются горделивые духи совлечь его в надежде узреть сокровенное. Всуе изнемогают они, стремясь достичь недостижимого. Испытуемая тайна чем далее, тем более ускользает. Неудача повергает в печаль, и высокомерие их негодует на себя же. В гневе своем они отвергают веру, в самопревозношении презирают ее». Но вера вообще, в некую высшую силу, сама по себе не спасает. А то, что спасает, есть правая вера в «Трисолнечное Божество», отложение всякой надежды на себя и твердое упование, что Бог пребывает с верными Ему во всех испытаниях. В письме святителя Нектария от 5 апреля 1905 года есть такие строки: «Уповайте на Бога благого, крепкого, живого, и Он введет вас в покой 301 . За испытаниями следует духовная радость. Господь призирает на терпящих искушения и скорби по любви к Нему. Да не смущается сердце ваше 302 и не ужасается, ибо с вами Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   1. Вера требует души бодрственной и юной, возвышаю­щейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих. Верующим невозможно быть иначе, как освободившись от общеобычного (порядка вещей). По­этому, так как души евреев были немощны и хотя начали с веры, но потом от обстоятельств, - разумею страдания и скорби, - ослабели, впали в малодушие и колебались, то (апостол) ободрял их сначала собственными их подвигами: " Вспомните " , - говорил он, - " прежние дни ваши " ; затем Писанием, ко­торое говорит: " Праведный верою жив будет " ; потом своими соображениями: " Вера же " , - говорил он, - " есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " . Теперь он (ободряет их) примером предков, тех великих и дивных мужей, и как бы так говорит: если тогда, когда блага были у ног, все спасались врою, то тем более мы. Когда душа видит другого разделяющим с нею одно и то же, то успокаивается и чувствует облегчение. Так бывает и в делах веры, так и в скорби, о чем говорит (апостол) в другом месте: " … утешиться с вами верою общею, вашею и моею " (Рим. 1:12). Род человеческий весьма мнителен, не может полагаться на себя самого и боится за верность своих суждений; при том заботится, и весьма много заботится о мнении других. Что же делает Павел? Он ободряет их примером предков, и прежде того - общим соображением. Вера была тогда порицаема, как дело бездока­зательное и даже вводящее в заблуждение; потому он доказывает, что самые великие дела совершаются верой, а не рассуждениями. Как же он доказывает это, скажи мне? " Верою " , - говорит, - " познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое " . Известно, говорит, что Бог сотворил из не сущего сущее, из невидимого видимое, из не существующего существующее. Но откуда известно, что Он совершил это " словом " . Разум не внушает ничего та­кого, а напротив говорит, что видимое происходит от видимого же. Особенно философы утверждают, что из ничего не бываете ничего, - так как они люди душевные и ничего не предоставляют вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1623...

Шестой день. Поучение 1-ое. Святитель и чудотворец Николай. (Уроки из его жизни: он является образцом исполнителя обязанностей христианина в отношении к Богу, ближним и самому себе). I. Святитель Николай чудотворец осуществил в своей жизни все главнейшие обязанности к Богу, ближним и самому себе, научая и нас исполнять эти обязанности по мере наших сил и при помощя данной каждому благодати Божией. II. а) В отношении к Богу он был глубоко верующим христианином и считается церковию образцом веры. Касательно веры люди подвергаются, большею частию, двум недостаткам. Одни , будучи надменны своим умом, предаются излишним умствованиям, и чрез то впадают в ереси и расколы, отделяющие их от всеобщего союза верующих; другие , почитая чистоту веры совершенством – или недоступным, или маловажным, совсем не заботятся о том, так ли они веруют, как должно . Заблуждения различныя, но равно предосудительные для истинного христианина! Ибо для чего святая вера низошла с небес и вселилась между человеками? Озарить разум светом боговедения, воспламенить сердце любовию к добродетели, укротить страсти, уничтожить или облегчить бедствия человечества: вот цель ея! и что пользы от суетных мудрований о вере? Они излишни, ибо предмет превышает разум; вредны, ибо ведут к разномыслию и вражде. С другой стороны, нерадеть о чистоте веры значит пренебрегать самой верой. Мы стараемся сохранять неизменными многия предания человеческия; есть люди, которые всю жизнь посвящают на то, дабы знать, что и когда случилось: как же нам быть равнодушными к чистоте той веры, от коей зависит наше вечное спасение? Совершенство нашей любви к Богу требует, чтоб мы в простоте сердца пользовались светом божественного откровения: но это же самое совершенство обязывает нас сохранять этот свет от смешения с тьмою заблуждений. Св. Николай в том и другом отношении преподает нам, братие, превосходное правило веры; ибо его вера была и проста и вместе чиста и ревностна. О, если бы все исповедующие имя Христово неуклонно следовали сему правилу! Если бы все мнимые ревнители православия приобрели ту простоту веры, коею одушевлен был святый Николай! Тогда церковь не была бы терзаема собственными ее чадами; пагубное искусство состязания осталось бы долею земной мудрости; святая вера являлась бы в собственном своем виде и давно исполнилось бы моление церкви о соединении всех христиан узами единоверия и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

11-е Св. священномученика Антипы, еп. Пергамского В апокалипсисе св. Апостола Иоанна сказано, что Господь в откровении св. Иоанну повелел ему писать к семи ангелам, т. е. епископам семи Мало-Азийских Церквей. При этом упоминается и о святителе Антипе, бывшем епископом Церкви Пергамской. «И ангелу Пергамской Церкви напиши, – слышался голос Иоанну, – знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрёкся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа» ( Откр.2:13 ). Из слов этих, относящихся к преемнику Антипы в Пергаме, видно, что Антипа предан был смерти за веру свою. Поставленный во епископа Иоанном Богословом в то время, когда ещё везде царило язычество, Антипа епископ должен был вести упорную и трудную борьбу с господствовавшим верованием. Наконец, во время гонения, воздвигнутого Домицианом, он был взят, как распространитель гонимого нового учения, и представлен правителю города. – Ты ли Антипа? – спросил его игемон, – который не только сам не повинуешься царским указам, но ещё и других учишь не почитать их... Жрецы доносят, что языческие храмы пустеют, они жалуются на оскудение жертв, говорят, что разгневанные боги перестали покровительствовать городу, в котором не воздаётся подобающая им почесть... – Бессильны те боги, которые требуют приношений от людей, – возразил Антипа, – и потому они – ложные боги; верить в них – заблуждение... Истина же в том, чтобы веровать в Бога Всемогущего, Христа, сшедшего с неба, чтобы спасти род человеческий... – Что это за новая вера? Вера во Христа, Которого Пилат распял, как злодея! Оставь, старец, эту веру, ради которой забыто древнее богопочитание, освящённое веками! Повинуйся царским повелениям... Отступи от вашей безумной веры. Подумай о том, чтобы дожить твой век спокойно и почётно, как это подобает твоим преклонным летам... – Безумием было бы то, если бы, приближаясь к кончине, я отрёкся от спасительной истины, которую постиг разум мой, просвещённый изучением Божественных писаний. Сознай сам эту истину, если не хочешь погибнуть...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

16. Различие между знанием и верою I. Знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера невидимое и даже непостижимое. Знанием мы называем лишь то, что может быть сведено к очевидностям: фактической (все, о чем свидетельствуют наши здравые (нормальные) чувства – внешние и внутренние), логической (все, очевидность чего усматривается умом прямо или косвенно, т. е. чрез усмотрение немыслимости противоположного) и нравственно-эстетической (показания нашего непосредственного нравственно–эстетического смысла). Этого приведения содержания мысли к очевидности во многих случаях нельзя достигнуть в области веры, где предметами ее служат Бог, душа человеческая, загробная жизнь, рай, ад, христианское учение об искуплении человека от греха, проклятия и смерти и т. п. духовно-нравственные предметы, превышающие ум человеческий. Эти истины – тайны, которые навсегда останутся тайнами, сколько бы кто ни напрягался раскрыть их. К таким тайнам опытные в духовно-христианской жизни подвижники учат относиться так: «Хотя непонятно существо предмета и сокрыты основания, усвой и содержи его так, как учение о нем содержится – точными и определенными словами». Здесь требуется «не мудрование, а беспрекословное принятие уроков св. веры» (Епископ Феофан, «Письма о христианской жизни», ч. 4, стр. 305). Принятие верою истин, превышающих разум человека, есть вместе с тем и единственное средство усвоения этих истин, которые мало-помалу и для самого разума могут сделаться предметами его понимания, хотя и неполного. Прекрасно говорит об этом св. Кирилл Александрийский : «Нужно веровать, – рассуждает этот отец церкви, – и разуметь». Если истины божественные принимаются верою, то отсюда не следует, что нужно совершенно отказаться от их исследования, а скорее нужно стараться о том, чтобы подняться хоть до того не вполне ясного их разумения, которое, по слову апостола, имеет вид зеркального отображения и гадания. Хорошо, поэтому, делают, когда утверждают, что не прежде нужно познать, а после веровать, но помещая прежде веру, познание ставят на месте втором, потому что знание следует за верою, а не предшествует ей, по сказанному: «аще не уверите, ниже имате разумети» ( Ис. 7:9 ). Простая и непытливая вера, таким образом, составляет собою как бы основание, на котором уже после созидается познание, мало-помалу приводящее нас в меру возраста Христова и так же в мужа совершенного и духовного» (Comment. in Joan. enangel. lib. IV, сар. 4. Curs. graec., t. 33, col. 628 ет 629; см. Опыт. прав. догм. Богосл. еп. Сильвестра. Киев, 1884 г., т. I, стр. 103–104).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Во главе духовной школы Ректор Самарской семинарии Самарская семинария считалась одной из лучших в стране. С 1897 года до конца марта 1902-го духовную школу Самары возглавлял ее же выпускник магистр богословия протоиерей Николай Иванович Боголюбский, переведенный на кафедру богословия в Московскую сельскохозяйственную академию. На посту ректора о. протоиерей много заботился о всестороннем развитии будущих пастырей. Он был убежден, что «культура есть оправа веры и что вера сильнее науки, от которой не нужно отгораживаться, как это делают света боящиеся люди. Вера победит разум разумными способами» 147 . При о. Николае в семинарии было введено преподавание рисования, организовывались экскурсии, устраивались музыкальные вечера, юным силам давался простор в их самостоятельной просветительной работе. С конца 1901 года семинаристы VI класса впервые получили возможность проповедовать за ранними литургиями в храмах города, вести воскресные чтения-беседы для народа с демонстрацией «туманных картинок» (предшественников современных диапозитивов) и выступлениями любительского хора 148 . Духовная семинария заняла видное положение в глазах общества. 29 марта 1902 года епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский; 30 июня 1845 – 5 января 1907) послал в Святейший Синод телеграмму, ходатайствуя о назначении на освободившуюся должность ректора семинарии инспектора Уфимской духовной семинарии магистра богословия архимандрита св. Фаддея (Успенского ; 12 ноября 1872 – 31 декабря 1937 – священномученик Фаддей, архиепископ Калининский). Однако члены Св. Синода рассудили иначе, и ректором в Самару был назначен инспектор С.-Петербургской духовной семинарии архимандрит Вениамин 149 . Официальное извещение об этом пришло в город 6 апреля, а утром 10 апреля, в Великую Среду, новый ректор уже прибыл к месту служения. На следующий день, в Великий Четверг, о. Вениамин совершил первую литургию в Иоанно-Богословской церкви Самарской духовной семинарии. После причащения воспитанников он обратился к ним с теплым вступительным словом: «...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Киево-Печерской Лавре прошел Международный круглый стол «День Крещения Руси: первый праздник Отечества» Киев, 31 марта 2008 г. 28 марта, по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины, в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры прошел Международный круглый стол «День Крещения Руси: первый праздник Отечества». Ведущий форума, Юрий Молчанов представил почетных гостей и после общей молитвы предоставил слово архиепископу Гомельскому и Жлобинскому Аристарху. Владыка зачитал обращение Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси и пожелал всем участникам плодотворной работы. Круглый стол освещали ведущие СМИ Украины, России и Белоруссии. «5 канал» вел прямую телетрансляцию форума, сообщает официальный сайт УПЦ . Первым с докладом о международном праздновании «Дня Крещения Руси» выступил один из инициаторов этой акции народный депутат Украины Василий Горбаль. Он подчеркнул, что празднование юбилея Крещения Руси имеет целью объединить граждан Украины из всех регионов и всех поколений вокруг своей истории, своей Церкви, а также напомнить братским народам об истоках нашей веры и цивилизации. С обстоятельными размышлениями о смысле Крещения и его значения для народа и государства выступил первый Президент Украины Леонид Кравчук. Он, в частности, сказал: «Огромная проблема нашего государства состоит в том, что очень плохо выполняются законы, в том числе и канонической Православной Церкви. В то же время, жить в мире, согласии, исповедовать православные догматы и каноны - это наше неминуемое призвание. Философы и богословы разных времен пишут, что основной мыслью человека всегда была и будет мысль о Боге, а два главных Божьих дара человеку - это вера и разум. Вера помогает нам всем и особенно политикам служить людям, украинскому народу. Кстати, политики часто прячут свои не совсем чистые действия под христианским лозунгом «каждая власть - от Бога», на что я хотел бы ответить: нельзя абсолютизировать это высказывание, ведь оно дает возможность власти обожествлять себя, и она забывает, что должна служить людям. Закон существует для людей, а не люди для закона. Празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси должно всех нас научить большому терпению. Я никогда не был и не буду являться сторонником споров или соревнований за первенство в Православной Церкви, а потому скажу, что это празднования должно в первую очередь быть шагом к единению - расколотой Украинской Православной Церкви, единению всех Православных Церквей».

http://pravoslavie.ru/26247.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010