Глава XI Сущность веры и примеры ее в лице первых патриархов (1–7). Примеры веры от Авраама до Моисея (8–22). Примеры веры за время Моисея (23–31). Позднейшее время (32–40). Евр.11:1 .  Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Сущность веры полагается прежде всего в осуществлении ожидаемого, причем под этим ожидаемым подразумеваются обетованные блага будущего. В отношении к невидимому вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к видимому. «Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом вполне также, как в видимом. Предметы надежды представляются не имеющими действительности, но вера поставляет им действительность; так, напр., воскресения еще не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе» (Злат.). Евр.11:2 .  В ней свидетельствованы древние. «Древние» – греч. πρεσβτεροι – все множество великих людей былых времен, руководствовавшихся верою и являющихся образцом для нашего подражания. Евр.11:3 .  Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. «Верою познаем» «Откуда, говорит, известно, что Бог сотворил все «глаголом»? Разум не внушает этого, и никого не было тогда, когда это происходило. Известно по вере; это познание есть дело веры. Потому он и сказал: «верою разумеваем» (Злат.). – «Из невидимого произошло видимое» – в этом явлении мира из области невидимого в область видимого нельзя не отмечать особую преднамеренность Божию, чтобы видимый мир произошел не из таких явлений, которые по своему существу видимы, но посредством воли Божией, чтобы происхождение мира было осязательно только для веры. Евр.11:4 .  Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. «Жертву лучшую» – отличнейшую, достойнейшую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дж. Коллинс (католический священник) Часть вторая. Воскресение и современность Глава 6. Оправдание пасхальной веры в наши дни В этой главе мы рассмотрим первый и самый фундаментальный вопрос, касающийся воскресения и современности: возможно ли сейчас в него верить? Может ли вера в то, что Христос преславно воскрес из мертвых, быть в наши дни разумным выбором? Зачем нам принимать, что после распятия умерший Иисус телесно восстал из могилы и воскрес, чтобы жить новой, чудесно преображенной жизнью, что силой Святого Духа это преображение распространяется на жизнь всех людей и всего мира, что именно оно является всеобщей целью в будущем Царстве Божьем? Такая пасхальная вера – несомненно, личное дело, и вариаций у нее может быть множество. Здесь можно вспомнить знаменитое изречение Блеза Паскаля: «У сердца есть свой разум» 179 . У разных сердец – разные «разумы», а из них вырастают различные верования. Путь веры каждого человека, христианина или нет, остается тайной, порой даже для него самого. Однако, если отойти от индивидуальных разумов и сердец, мы увидим, что вера или неверие в пасхальные события затрагивает три области человеческой жизни: философию (и науку), историю и личный опыт. Философия и история В первой главе настоящей книги я уже предупреждал читателей о той роли, которую играют в решении вопроса о воскресении наши теории, как правило, философские или научные. Мы принимаем или отрицаем возможность пасхальной веры в зависимости от нашего мировоззрения. Те философии, в которых немыслимо существование всемогущего и всеблагого Бога, исключают и возможность того, что Иисус воскрес из мертвых. Бога нет – значит, нет и воскресения. Эта теория сразу отметает напрочь все разговоры о том, что Бог воскресил Иисуса из мертвых. В первой главе я упоминал и о позиции тех, кто исповедует веру Бога, однако сотворенную вселенную рассматривает как закрытую, жесткую и единообразную причинно-следственную систему. В такой вселенной «нет ничего нового под солнцем», а значит и телесного воскресения из могилы подавно быть не может. Так, Артур Пикок (1924– 2006) настаивал на «необратимости смерти». Если человек умер, то обращение вспять химических процессов разложения «крайне маловероятно», даже «вплоть до невозможности, ведь эта необратимость естественных процессов обусловлена вторым законом термодинамики». Законы термодинамики описывают направление изменений во вселенной в целом. Согласно второму закону, в замкнутой системе энергия неизбежно стремится распределиться наиболее беспорядочным образом 180 . По-видимому, все, что Пикок может вообразить о судьбе тела Иисуса после смерти и погребения, жестко контролируется тем, что сам он именует «общими принципами науки» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера - основание христианского единства 16.09.2009 346 Время на чтение 18 минут Веруйте в Бога, и в Мя веруйте. (Ин. 14: 1) Вселитися Христу верою в сердца ваша, в любви вкоренени и основани. (Еф. 3: 17) Какова тьма, и как всюду потребна вера! Единственно она крепка. Святитель Иоанн Златоуст Через святого Иоанна Богослова, апостола и тайновидца, небо заговорило с землею доселе невиданным образом, ибо он стал и остался в веках величайшим благовестником тайн Триединого Бога. Единственный среди людей, подобно легкокрылому орлу, он воспарил к недостижимым высотам богословия и гласом своим громоподобно объявил свету тайны неба и земли, тайны, о коих и архангелы не разумели. Потому Божественный Учитель и назвал егоВоанергес, то есть " сын громов " (см.: Мк. 3: 17), что нигде так не слышны громы небесных тайн, как в его богодухновенных текстах. Главная его благая весть: " Слово плоть бысть " и тем " вселися в ны... исполнь благодати и истины " (Ин. 1: 14). Воплощением своим Слово и Сын Божий принес Собою на землю все божественные тайны и добродетели: веру, надежду, любовь, смирение, кротость... Ибо когда Бог из любви к людям дал и " Сына Своего единороднаго " (Ин. 3: 16), " како убо не и с Ним вся нам дарствует " (Рим. 8: 32)? - справедливо вопрошает апостол Павел. Сын Божий принимает образ раба и уничижает Себя до смерти крестной, дабы людям даровать " живот вечный, да знают Тебе Единаго Истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа " (Ин. 17: 3). Ибо люди до воплощения Бога Слова жили во тьме лжи и неистины, добровольно грехом " премениша истину Божию во лжу " и потому " почтоша и послужиша твари паче Творца " (Рим. 1: 25). Сии люди, что " осуетишася помышлении своими " (Рим. 1: 21), следовательно, нуждались в преподании им вечных божественных истин. Как и коим образом? Человеческий разум утратил всякое доверие и оказался неспособным осознать и воспринять вечные истины. Потому Господь создает и дарует людям новый орган, более подходящий для приятия и усвоения Его божественной науки - святую веру. " Для тайн духа, - говорит преподобный Исаак Сирин, - которые выше сознания и которых не могут ощутить ни телесные органы чувств, ни разумные силы ума, Бог дал нам веру, с чьей помощью осознаем лишь, что эти тайны существуют... Вера служит вратами тайны, и когда человек входит вратами веры, Бог вводит его в духовные тайны и открывает ему в разуме море веры " . Поэтому Господь в прощальной беседе с учениками накануне Своих спасительных страданий, прежде всего, подчеркивает необходимость и значение веры, говоря: " Веруйте в Бога, и в Мя веруйте " (Ин. 14: 1).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

В конечном итоге может наступить момент, когда вы отречетесь от самих себя, как от свободной личности, от Родины, от семьи… Вы готовы отречься от всего этого? Но подумайте, что же от вас тогда останется… Да, они «хорошо знают» Библию (её текст), но вернувшись к вышеприведенному примеру, надо сказать, что они не знают и не понимают ее языка, либо (что хуже!) сознательно искажают и затемняют Божественный смысл Писания. Да, у них «презентабельный» внешний вид и вкрадчиво-вежливые манеры. Но задумавшись над тем сколько элегантных казнокрадов, развратников и грабителей ходит по нашей бренной земле, мы быстро придем к выводу, что внешний вид никак не является гарантией правдивости (Конечно, это вовсе не означает, что надо отказаться от опрятности и приличия в одежде и поведении). Приходится слышать временами, что у них все в Библии и по Библии рассчитано со всею точностью. Но это-то и должно настораживать: ибо как чей-либо человеческий ум может разгадать все тайны, заключенные в Божественном Писании? И можно ли Священное Писание уподоблять задачнику с ответами по занимательной истории и футурологии? Не кощунство ли это? Они обещают членам своей организации удивительное некое царство, опять же постоянно ссылаясь на Библию, но царство это ничего общего не имеет с тем, которое в Библии благовествуется. И как не вспомнить тогда, что и всякий растлитель обещает намеченной жертве что-нибудь «удивительно хорошее». Они ненавидят (люто ненавидят!) Православную Церковь , православных христиан и не скрывают своей ненависти. Но как соотносится это с тем, что первыми православными христианами были святые апостолы, чрез которых Дух Божий озарил наш разум Писаниями Нового Завета? Основатель же Церкви – воплотившийся Сын Божий Иисус Христос. И, наконец, несколько слов о мужестве, и вот почему… Да, вера – великая радость, но она далеко не удовольствие. Среди истин веры могут быть (и есть) истины страшные, при размышлении о которых холодеет и сжимается наше немощное сердце, от которых в минуты слабости трусливо стремится оттолкнуться и отвернуться наш зараженный грехом разум, находя лазейки и «укрытия» во всяких «теориях» и «учениях». Одна из таких истин – истина о вечных муках. О страшных и вечных мучениях в аду, о немыслимых страданиях, которые ждут тех, которые отреклись от истинной веры и безбожно провели земную жизнь. Может быть, для того чтобы принять такую истину и душою усвоить ее, надо человеку иметь, пусть хоть маленькое, мужество. Может быть, именно этого и не хватило Расселу, когда он приступал к разработке своей «религии». Впрочем есть мнение, что был и чисто коммерческий (не без тщеславия, наверное) интерес.

http://azbyka.ru/iegovizm-kult-galantere...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нам надо к Богу обращаться, а мы ждём царя О проблемах нынешнего монархического сознания 24.01.2020 4599 Время на чтение 8 минут «Сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15: 8). «Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут…» (Пс. 72: 27). Эти слова из 72 псалма заставили меня другими глазами посмотреть на происходящее сегодня с нами, православными. Спасение России совсем не означает того, что она обязательно возродится в былом земном величии, спасение России в её слиянии с Русью Святой, в сознании себя, как в былые времена, Домом Пресвятой Богородицы. По молитвам Пресвятой Девы Богородицы, в 14 веке была дарована победа русскому воинству над страшным завоевателем без боя и пролития крови. А летописец, описав это событие, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы». И невозможно сосчитать сколько раз спасала Пресвятая Богородица любящих Её. Никогда Господь, Божия Матерь и святые не оставляли верующих в Них. И только в последнее время, время явного и тайного отступления от Бога, бедствие за бедствием постигает Россию. И всё чаще кажется, что Господь совсем оставил Свой народ. Почему так? Утрачено главное условие, а именно живая вера в Бога! «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58). Среди православных постоянно звучит девиз: «Надо молиться за грядущего Царя, он всё устроит и спасет Россию». Россия до 1917 года была монархической страной, но когда случались бедствия, то народ русский за помощью бежал не к Царю, а к Богу. (Исключение составляет канун 1917 г., когда народ забыл и про Бога, и про Царя). Да и сам Царь земной, зная свою немощь человеческую, и кто он против врагов - «духов злобы поднебесной», уповал только на помощь Божию, Божией Матери и Святых Угодников. И только Господь по молитвам Богородицы и святых выводил верных рабов Своих, земных Царей и народ из неразрешимых, по земным меркам, ситуаций. «Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, ЧТОБЫ люди в разум пришли» (мон. Авель Васильев). А у нас православные, не то, что в разум Истины не приходят, но ещё и укореняются в своих заблуждениях.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/24/na...

Михаил Колычев Мурманск Ангел белый Побирушка, побирушка... Жизнь рождением наказала. Большеглазая девчушка – Побирушка у вокзала. Платьице на тонких ножках, Личико... да горстка боли – Утлой лодочкой ладошка Плещется в народном горе. Наливаясь солнцем рыжим, Задыхался город душный. И слетал, толпе неслышный, Детский лепет с губ синюшных: «Ангел белый, ангел белый, Забери на небо, к маме...» Взгляд переполняла Вера, Разум истекал слезами. Но, безликим злом гонимо, Месиво мужчин и женщин Протекало молча мимо Девочки с ума сошедшей. «Ангел белый, ангел белый...» Большекрылый плеск во взгляде, – – В этом мире добрый – беден, А богатый – зол и жаден...» Тощий звон ей в ноги падал Милосердием грошовым. А глаза искали – взгляда, А душа просила – Слова!.. К ней, в безумие тоски я Сердцем не сумел пробиться. Не должны глаза такие Прорастать на детских лицах. Я стоял оторопело, Призывая смерти чудо: «Ангел белый, ангел белый, Забери меня отсюда!» Здравствуй, церковь! Примешь? Впустишь? Каюсь, грешен, жил безбожно. Я пришел, поскольку – русский. Я пришел, поскольку – тошно. Гадок плен чужой свободы – Безпредельной, злобной, ложной. Я пришел под эти своды Исцелиться Словом Божьим. В мире – умопомраченье, Больше некуда укрыться. Добрый батюшка-священник, Научи меня молиться. От дурмана истин лживых Гаснет разум. В сердце – мглисто. Душен мир. Но души – живы Ясным светом вечных истин! Крест кладу я неумело. Непривычен... Не приучен... Но душа – переболела. И на сердце – светлый лучик! Почему-то все часы спешат Или это я страшусь предела, За которым неизбежен шаг В неизвестность – где не будет тела? Отворите тайну, небеса! Дайте в высь бездонную вглядеться! Боже, напои мои глаза Несказанно чистым светом детства! Господи, прости! Я стал иным! А того, кем был я в изначале, Закружили золотые сны, Замели белесые печали. Залила хмельной слезою грусть, Растрепала ветреная радость... Свете Тихий! Я к тебе вернусь. Отжелалось – ничего не надо. Все вольней – по небу облака, Все сильней гнетут земные страсти...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Беседа 11. Философское содержание христианского учения После издания императором Константином в 313 году Миланского эдикта, сделавшего христианство допустимым и даже поощряемым, в храмы хлынули миллионы людей для подготовки к крещению («оглашения»), самого крещения и участия в богослужениях. Период патетики, когда Святой Дух отверзал перед уверовавшими небеса, давно кончился, и этой массе нужно было объяснить , во что они теперь веруют. К сердцу надо было подключать уже и разум. Так перед учителями Церкви встала задача чётко и ясно сформулировать основы христианского учения о Боге, мире и человеке в понятной форме, иными словами, изложить философский аспект нового верования. Проделанная в III веке работа по осмыслению Священного Писания подготовила для этого хорошую теоретическую базу, и период экзегетики естественно перешёл в период догматики. И здесь главную роль играла александрийская научная школа. Когда философские идеи христианского Откровения начали систематизировать, оказалось, что они абсолютно оригинальны и даже там, где в них используются достижения прежней метафизики, им придаётся совершенно новый и более глубокий смысл. Мы приведём здесь четыре такого рода идеи. 1. Бог создал мир из ничего (ex nihilo). Об этом сказано во второй Маккавейской книге, глава 7я, стих 28. Творящие боги существуют во всех религиях. Но везде они организуют мир из первобытного хаоса, который существует изначально. В античном язычестве творящие боги (деды и прадеды Зевса, Афины и так далее) преображали хаос в космос (по-гречески «красота, порядок», откуда слово «косметика»). Иногда при реорганизации первичной материи богами её объём существенно возрастал. Например, в древнекарельском эпосе Калевала мир сотворяется из утиного яйца. Но исходное вещество яйца всё-таки было необходимо. В природных процессах материя не прибавляется, одним из фундаментальных законов физики является закон её сохранения. Но любой из нас может увидеть воочию, как он нарушается, взглянув на мироточивую икону, которых в наше время десятки тысяч.

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

Рассуждение двадцать девятое. О войне Ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов ( 2Тим.2:3 ). § I Божественный Апостол Павел, показуя важность христианского звания, уподобляет оное воинствованию; a посему, возбуждая ученика своего Тимофея к сему высокому служению, пишет: ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов. Не неприлично убо рассмотреть, что есть воинствование? § II Воинствование духовное бывает в христианине верном. 1) Когда он воинствует верою, надеждою и терпением. Изящность и силу первой из сих добродетелей показуя, Богослов Иоанн говорит: сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:5 ). При одержании сей победы оружия не плотския потребны; но духовные сильны Богом на разорение твердем, помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяющее всяк разум в послушание Христово ( 2Кор.10:4–5 ). Сии оружия суть слово Божие, страх Божий, благочестие и молитва. 2) Воинствование духовное бывает, когда Сам Бог сражается против нас искушениями. О сем жалуясь Иов говорит к Богу: навел еси на мя искушения ( Иов.10:17 ). И на другом месте: стрелы Господни в теле моем суть, ихже ярость испивает кровь мою, егда начну глаголати, бодут мя ( Иов.6:4 ). Чтоб победить таковые искушения, потребны надежда и терпение. 3) Война духовная есть, когда мы сражаемся с грехами против нас воюющими. Чтоб мы на сей войне храбро и мужественно стояли, Апостол Пётр просит и молит, глаголя: возлюбленнии, молю яко пришелцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу ( 1Пет.2:11 ). Надобно нам с сими врагами во всю жизнь неослабно сражаться, дабы при конце жизни мог всяк из нас сказать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох; прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он ( 2Тим.4:7–8 ). § III Причина, призывающая нас к воинствованию сему, есть сам Христос. Ибо α). Он есть Верховный Вождь Церкви Своей: Михаил князь великий стояй о сынех людей своих ( Дан.12:1 ). Он Сам Щит веры и спасения; на оный надеясь против врагов ополчится должны. Он бо есть Тот, о Коем говорит Давид: научаяй руце мои на ополчение, и персты моя на брань ( Пс.143:1 ). β) Христос Сам показал нам пример и образец воинствования, когда был в пустыни дний четыредесять, искушаем сатаною ( Мк.1:13 ). γ) Он возбуждает нас, дабы мы в сем воинствовании имели спутников: бодрость и молитву: бдите, – говорит, – и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф.26:41 ). δ) Сохраняет нас и помогает нам, когда мы против врагов наших ополчаемся. И Он есть Несозданный оный Архистратиг силы Господни, Исусу Навину явльшийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

составитель Терещенко Т. Н. НАСТАВНИК (НАСТАВНИЦА) Ваше намерение посвятить жизнь свою на служение Богу, оставя суету мира, – благо, но требует Божиего содействия и помощи и вашего тщания; вы хотя и думаете о себе, что имеете твердое намерение к исполнению сего обета, но на оное не надейтесь, а более отдавайтесь в волю Божию и просите Его помощи. Вам еще неизвестны вражии козни и [подсады]: он и десными и шуими старается людей смущать и испужать попущением Божиим к нашему смирению, и чтобы не надеялись на свои силы и на свой разум, но в этом, последнем, повинулись бы опытным и искусным людям, которые сами прошли деятельно путь сей, но теперь для вас еще неясны мои слова, когда же сподобит Господь вас принять на себя легкое Его бремя и благое иго, тогда в действительности уразумеете и познаете силу слов [моих] и пользу, происходящую от отвержения своей воли и покорения ее другому [Бога] ради и спасения души своей (прп. Лев, 20). Если наставник и вблизи, и повсечасно напоминает нам наши недостатки, с сострадательностью советует и увещевает охраняться злобы, то нам злокозненный врагдиавол человеконенавистный непоредку предлагает, повинующимся ему в помысле, недостатки его человеческие и влагает презорство, дабы обезверить нас к нему и хладнокровно принимать благоназидательные его наставления. Этим-то и лишаемся пользы, потому святой и богодухновенный отец Симеон Новый Богослов и советует – не учащать входа своего в настоятельскую келью из предосторожности, дабы не впасть в презорство и дерзновение (прп. Лев, 22). Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику… Не беспокойтесь – свой своего всегда найдет (прп. Лев, 22). Пишешь о вновь ищущих иметь к тебе отношение: сама не наскакивай и не ищи быть наставницей, а когда кто ищет и просит этого с верой – нельзя отвергать; вера их и твое усердие сказать, что мнишь им полезно, – не на свой разум надеясь, но на Божию помощь, – может быть, и послужит им во спасение (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

240. Угодны ли Богу “иные» веры? (Ответ вопрошающему) Истина только одна. Истинная вера только одна. Это – вера православная. Всякая неправославная вера имеет в себе или примесь лжи, или вся ложна. Отец лжи есть диавол, а Бог ненавидит ложь. Кажется, все это для православного христианина самые простые, самые неоспоримые истины. Если он верует во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь , то он должен веровать и в то, что она одна есть столп и утверждение спасительной истины, что в нее, как в сокровищницу, Апостолы и богоносные мужи – учители Церкви вложили все, что православному христианину нужно для спасения. А стало быть: слушайся Церкви, пользуйся ее таинствами, делай то, что она тебе заповедует и спасешься. А заповедует она соблюдать и исполнять заповеди Божии. Вот и все. К чему же после этого православному христианину еще вопрошать: “угодны ли Богу другие веры: лютеранство, латинство и прочие, имже несть числа?» Ответ ясен сам по себе. Не говорю уже об язычестве, магометанстве, иудействе с его талмудом. Даже о христианских исповеданиях верный сын Церкви скажет то, что говорил незабвенный святитель Феофан: “не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, – одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то – несомненно погибну». Бог всем хочет спастись и в разум истины прийти; Его пути неисповедимы; кто не мог познать истины чистой, какова истина нашего Святого Православия, с того меньше и взыщется, все же взыщется, кто же и имел к тому полную возможность и познал сокровище православной истины, но изменил сей истине, тому нет прощения: он погибнет, аще не покается. Казалось бы, ясно, как Божий день: высших себе не ищи и крепльших не испытай: яже ти поведена суть – в сих пребывай и – довлеет тебе! Кто ты, что хочешь знать неиспытуемые суды и судьбы Божии? Знай себя и будет с тебя. Но вот есть такие пытливые люди, которые не довольствуются такими бесспорными истинами и готовы спорить даже против них. Они хотят проникнуть в суды Божии и как бы возражать Самому Господу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010