составление и перевод А.А. Бурова Святой Венсан, дьякон и мученик († 304) Святой Венсан (Vincent), один из наиболее известных мучеников христовых, родился в Сарагосе, Испания. Он был воспитан в христианском духе и быстро добился значительных успехов в изучении Священного Писания . Он был дьяконом, когда Дациан (Dacien), губернатор Испании, один из наиболее жестоких преследователей Церкви, сделал его одной из первых жертв своей ярости. Нет ничего прекраснее, чем рассказ о его допросе: «Твое рождение, Венсан, сказал судья, и твоя блестящая молодость возбуждают всю мою симпатию. Откажись от твоей веры и выбери между почестями и муками». – «Тебе придется сильно пострадать, отвечал мученик, чтобы заставить мне стать отступником. Я останусь христианином и умру радостно ради правды. Страдания будут стоить мне венца избранника». В начале Венсана растянули на козлах, и с помощью верёвок и колес, и стали рвать его жилы и ломать члены. «Итак! Скажи мне теперь, какова твоя вера?» – повторил вопрос жестокий Дациан. «Ты предвосхищаешь мои желания, сказал мученик: дай полную свободу бешенству, твоя ярость ведет меня к славе». Тиран был недоволен палачами, слишком мягкими в своей работе, возобновил казнь новой жестокостью, ударами железных когтей. Венсан улыбался при пытках: «Ваши идолы, говорил он, из дерева и камня; служите, если хотите, этим бесполезным призракам. А я приношу жертву только живому Богу, который благословлен во веки веков». Дациана самого тронуло то ужасное положение своей жертву: «Мне жаль тебя, Вансен. Не губи так твою молодость в ее расцвете, пощади себя от более ужасных наказаний». Но святой дьякон не уступил лестным словам равно, как и угрозам: «Злой язык! – сказал он, я больше опасаюсь твоего яда, чем твоих мук. Для того, чтобы поддержать себя, у меня имеются слова Спасителя, который сказал: «Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может сделать ничего душе». Тогда приготовили огромную железную решетку, с поперечинами из пил с острыми зубьями, поместили ее на горящем костре и бросили поверх мученика, который благословлял Бога во время этой ужасной казни. Победитель тирана, Венсан был возвращен в свой тюрьму и подвергнут новым пыткам. Посреди ночи явились ангелы, чтобы утешить его. Венсану оставалось немного до его последнего вздоха; ему было двадцать два года. Святой Августин (Augustin) сказал о нем: «Вкусив вина, которое дает силу и целомудрие, Венсан торжествовал над тиранами, которые хотели разрушить господство Иисуса Христа». Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составление и перевод А.А. Бурова Святые Венсан, Сабина и Христета, мученики Авильские († ок 304, память 27 октября) Дациан (Dacien), жестокий исполнитель бешенства императоров Диоклетиана и Максимина, прибыл в Испанию, скорее преследовать христиан, нежели управлять провинциями. Он схватил св. Венсана, который был известен, как один из наиболее усердных почитателей Иисуса Христа. Пытаясь лишить его веры, он доказывал св. Венсану, что безумие расставаться с жизнью в его юном возрасте от жестокой казни ради чести Распятого, и что намного лучше повиноваться приказам императоров, которые требовали приносить жертвы языческим божествам. Затем, видя, что святой мученик далёк от того, чтобы выполнить его пожелание, что он признаёт божественность Иисуса Христа и выступает против Юпитера, насмехаясь над этим кровосмесительным и нарушающим супружескую верность блудником, мучитель приказал поставить его перед статуей идола, и в случае, если тот не принесёт жертвы, тотчас его терзать, рвать, осыпать ударами и, наконец, казнить. Палачи тотчас схватили святого мученика и поволокли в место, указанное судьёй. Но свершилось великое чудо – ступив на твердый камень, Венсан отпечатал на нём свой след, так, как если бы это было мягкий воск. Это чудо настолько тронуло палачей, что они решили узнать о христианской вере, и возвратились к Дациану. Солгав, что Венсан испросил три дня на размышление, они получили от правителя эту отсрочку, чтобы овладеть тайнами христианства. В это время Сабина и Христета (Christete), сестры непобедимого мученика пришли повидаться с ним. Бросившись к ногам св. Венсана, они молили его со слезами бежать с ними, дабы послужить отцу и матери. Венсан было трудно это сделать. Но, наконец, приняв во внимание молодость этих дев, и подумав, что они могут не устоять против таких жестоких казней, не будучи поддержаны его словом и примером, он воспользовался свободой, что ему дали те, кто задерживал, и он ушел с сестрами в Авилу (Avila). Правитель вскоре узнал о бегстве, и тотчас послал всадников за ними. Они догнали их в этом городе, и так как имели приказ мучить и умертвить, то обрушили на этих невиновных жертв всю ту жестокость, на которую способно безбожие. Наконец, поломав все их члены и порвав их тела ударами хлыстов, всадники поместили головы мучеников на камнях и раздавили их рычагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святость Смерти нет! Об одной христианской кончине на Пасху В ночь на Пасху, в начале полунощницы, прямо во время пения «Волною морскою» в моем родном храме умерла пожилая прихожанка. Положила поклон перед Плащаницей, приложилась, упала, и тут же сердце остановилось. Допрос Марии и Матроны Грошевых: Я рассказывала о Христе — не отрицаю Арест, допрос, вероятен расстрел. Холодеют руки, все происходит медленно-медленно. Глухой вопрос в гулком кабинете: «Вы говорите другим о Христе?» Не ушла из Церкви, или Под сенью ялтинского храма Меня иногда спрашивают: «А Вы сохранили куклу, которую Вам подарил святой Лука?» Да нет, конечно. Моей куклой играл весь наш двор, она быстро претерпела всевозможные изменения и была выброшена. Единственная игрушка из подаренных владыкой у меня есть и сегодня: это пластмассовая обезьяна, с оторванными руками. Не знаю, каким чудом она уцелела! Что скажет солнце? Интеллигентный вид, стильные беретка и дамская сумочка, желание пошутить, готовность пофилософствовать. Единственный аксессуар, совершенно не вписывающийся в её облик, это на шее самодельная цепочка из жёлтого металла. Цепочка как цепочка, правда, со звеньями непривычно большого размера. Честь Божия Во-первых, это очередной киношедевр, лауреат множества кинопремий. Во-вторых, в основу фильма положена пьеса «Бекет, или Честь Божья» французского драматурга Жана Ануя. И в-третьих, это история святого, настоящее киножитие. Месье Венсан: наперекор Фильм «Месье Венсан» включен в так называемый «Ватиканский список» рекомендованных Римско-Католической Церковью кинокартин. Он не смог охватить всей жизни Венсана де Поля, однако передает самое главное – дух эпохи и харизму главного героя. Преподобномученица Елизавета: тайна свидетельства о Христе до крови Ее осуждали, обличали в тайном протестантизме. Но у Великой княгини, которую злые языки звали «немкой» и «англичанкой» - у любимой внучки королевы Виктории, была русская душа. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/svyatost/page/8/

В 20-х гг. в исследовании Сирии стали применять аэрофотосъемку, которая помогла выявить дороги и фортификационные системы имперского лимеса на Востоке 2090 . He менее важные работы велись в Палестине. Члены Доминиканской библейской школы в Иерусалиме Луи-Юг Венсан (1872–1960) и Луи-Феликс-Мари Абель (1878–1953) исследовали церковь св. Гроба в Иерусалиме, стремясь выявить первоначальные формы константиновского сооружения 2091 . Они же изучили другую важную константиновскую постройку – Елеонскую церковь на Масличной горе. Венсан и Абель провели также исследование церкви Рождества в Вифлееме. Эта большая пятинефная базилика длиной свыше 46 м с атриумом была возведена при жизни Константина Великого , в 333 г. ее посетил анонимный паломник из Бордо. Юстиниан провел капитальную реконструкцию храма 2092 . Строительство этой церкви связывают с именем св. Елены, матери Константина Великого . Изучением этого исключительного памятника занимался также английский архитектор Уильям Харви (1883–1962) 2093 . Активное археологическое исследование территории Иордании началось замечательным открытием. В 1896 г. в местечке Мáдаба (Мадеба) в окрестностях Аммана (древняя Филадельфия, римская провинция Аравия) во время строительства греческой церкви была открыта базилика св. Георгия. Она стала широко известна как « церковь карты»: в ней сохранилась часть мозаичного пола с изображением карты Святой земли (размеры: 10,5 χ 5 м), с Иерусалимом и другими городами. Церковь и ее мозаичный пол датируются юстиниановской эпохой 2094 . С к. 20-х гг. член Британской археологической школы в Иерусалиме Джон У. Кроуфут, совместно с Йельским университетом, начал раскопки Герасы (совр. Джераш), крупного города Десятиградия. В этом городе было раскопано свыше десятка церквей вв. и остатки синагоги, превращенной в церковь 2095 . Позже вышел коллективный труд о Герасе 2096 . Важные работы проводились на местах событий Ветхого завета, почитаемых христианами. В 1926–1928 гг. Андреас Эварист Мадер (1881–1949) исследовал базилику в Мамвре близ Хеврона 2097 . Ha горе Небó (Нево, совр. Рас-Сиага), на месте святилища Моисея, которое уже с IV в. стало крупным паломническим центром христиан, раскопки вела францисканская миссия под руководством о. Сильвестра Салле (1895–1976) и о. Беллармино Багатти (1905–1990). Отчеты о раскопках публиковались в периодике с 30-х гг., обобщающие монографии вышли позже 2098 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(совр. Канада-Парк), араб. сел. в 29 км к северо-западу от Иерусалима , возможно древний Эммаус , после рим. завоевания переименованный в Никополис. Отождествлен с Эммаусом не позже нач. IV в. (Euseb. Onomast. 3. 1). К кон. IV в. здесь мог существовать храм, упоминаемый блж. Иеронимом как построенный на основе дома Клеопы (Epist. CVIII). По крайней мере с V в., согласно Созомену , вблизи A. почитался источник, где, по преданию, Иисус Христос с учениками омыли ноги (PG. 67. Col. 1280; для VIII в. см. там же. Col. 710-711). В XI-XII вв. авторы из Зап. Европы (Альберт Аахенский (Historia Hierosalymitana), Фульхерий Шартрский (Fulcherii Carnotensis Historia Hierosalymitana. I 25, 13) и др.), Греции (Иоанн Фока (PG. 83. Col. 960)) и Руси (игум. Даниил. Хождение - ПЛДР. С. 78-79) обычно указывают А. как Эммаус, но с кон. XII в. последний стали чаще отождествлять с Абу-Гошем . В 1187 г. А. был заброшен и более не восстанавливался. Раскопки в А. были начаты с переходом его территории во владение ордена кармелитов (1875), особенно активно велись в 1924-1930 гг. франц. доминиканской археологической школой. В результате открыто неск. сооружений. Самое раннее - руины рим. виллы, по дошедшим фрагментам напольных мозаик Л. Венсан датировал ее эпохой имп. Септимия Севера (кон. II - нач. III в.). Расположенные на участке виллы трехнефную трехапсидную базилику и меньшую по размерам базилику в сев. части виллы исследователь относил соответственно к III и VI вв., указывая на то, что малая базилика могла быть построена только после разрушения большой. У. Кроуфут датировал виллу не ранее кон. V в., большую базилику - не ранее сер. VI в., малую относил ко времени существования виллы. В комплекс входил также баптистерий с бассейном в форме четырехлистника, куда из специального резервуара подводилась вода. В 1-й пол. XII в. на месте главного нефа трехнефной базилики была выстроена бесстолпная церковь (использовалась кладка стены и часть мозаичного пола виллы). Венсан предполагал, что она принадлежала ордену госпитальеров, совр. исследователи видят в ней сельскую приходскую церковь (Д. Прингл).

http://pravenc.ru/text/114600.html

«Церковь была его родным домом». Что известно о жертвах теракта в Ницце Ризничего убили накануне его дня рождения 30 октября, 2020 Ризничего убили накануне его дня рождения В Ницце 29 октября вооруженный ножом человек напал на прихожан в церкви Нотр-Дам. Погибли три человека, а еще несколько были ранены. Нападавшего немедленно задержали, в ходе операции он был серьезно ранен. «Правмир» выяснил, кем были люди, погибшие во время теракта во Франции. Что известно о теракте Глава антитеррористической прокуратуры Франции Жан-Франсуа Рикар заявил , что мужчина – выходец из Туниса 1999 года рождения. Он въехал в Италию 20 сентября этого года, а 9 октября прибыл в Париж. У нападавшего обнаружили документы итальянского «Красного креста». По словам мэра Ниццы Кристиана Эстрози, при нападении мужчина не переставал повторять «Аллах акбар». Президент Франции Эммануэль Макрон назвал произошедшее террористическим актом. По всей Франции ввели план по противодействию терроризму Vigipirate на максимально высоком уровне. Расследованием нападения занимается антитеррористический отдел прокуратуры. В четверг французские  правоохранительные органы задержали 47-летнего мужчину, контактировавшего с нападавшим днем ранее. Тунис начал расследование в отношении подозреваемого, предположительно являющегося тунисским гражданином. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал произошедшее в Ницце «чудовищным злодеянием», совершенным «при кощунственном использовании религиозных лозунгов».  Духовное управление мусульман России (ДУМ РФ) призвало французских единоверцев не совершать противоправных поступков, дискредитирующих ислам. Венсан Локес. Ризничий храма Венсана Локеса, ризничего храма Успения Богородицы в Ницце, знали все прихожане — каждое утро на протяжении семи лет он открывал двери храма ровно в 8:30 и проводил здесь целые дни.  О его жизни вне храма известно немного. Раньше он работал на семейном строительном предприятии, но после некой личной драмы обратился к Церкви. Сначала был на приходе Св. Жанны д’Арк, тоже в центре Ниццы, а в 2013 году перешел в Храм Успения. Венсан был в разводе, имел двух взрослых дочерей, 21 года и 25 лет, одна работала медсестрой, другая — няней-бэбиситтером.

http://pravmir.ru/czerkov-byla-ego-rodny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. Венсан. Фотография. Сер. XX в. [франц. Vincent] Луи Юг (31.08.1872, Сент-Альбан-де-Варез, деп. Изер - 30.12.1960, Иерусалим), франц. исследователь Св. земли, один из ведущих специалистов в области библейской археологии. Ученик Ж. М. Лагранжа . В 1891 г. вступил в доминиканский орден, через год получил назначение в Иерусалим. В 1897-1953 гг. профессор Французской библейско-археологической школы (École Biblique et Archéologique Française), в 1922 г. англ. мандатный департамент древностей включил В. в состав комитета по выработке стандартной археологической хронологии и периодизации Палестины, в 1931-1938 гг. редактор и автор статей (всего ок. 200) ж. «Библейское обозрение» (Revue biblique). Научные интересы В. составляла сиро-палестинская археология. Знаток в области древней архитектуры, он следовал принципам керамической стратиграфии, к-рые были введены после раскопок на Телль-эль-Хеси Флиндерсом Питри и Ф. Дж. Блиссом . В. принадлежит первая попытка (1907) обобщить сведения по археологии Св. земли. В 1909-1910 гг. он вел документацию при работах на холме Офел (поиск М. Паркером «сокровищ храма» в районе колодца Гихон, на юге Храмовой горы; при работах были обнаружены следы обживания города Давида в начале раннего бронзового века, ок. 3000 г. до Р. Х.), в 1933 г. фиксировал раскопки в храме «Се Человек» (Esse homo) на Крестном пути в Иерусалиме; руководил археологическими и архитектурными исследованиями в ходе работ в Айн-эд-Дуюке (1920) и на месте древнего Эммауса (1932). Основные исследовательские работы В. связаны с углубленным изучением и публикацией материалов по архитектуре Вифлеема (1914), Хеврона (1923) и Иерусалима (1912-1926, 1954-1956). Монографии В., посвященные этим городам, ценны обилием информации об уже утраченных памятниках и артефактах, а также данными из письменных источников, собранными для них Ф. М. Абелем , несмотря на то что часть содержащихся в них датировок и мнений устарела.

http://pravenc.ru/text/150343.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 30-е гг. I в. – 325/6 г. Скальная гробница Гроба Господня археологически не изучалась, но ее можно представить по аналогам, описаниям и копиям. Реконструкция Гроба Господня по Евангелиям в целом соответствует погребальной традиции иудеев Иерусалима эпохи Второго храма (доминиканец Феликс Фабер (1483), Бонифаций Рагузский (1555) сравнивали Гроб Господень с гробницами в окрестностях города, прежде всего в Акелдаме). Но описанный в Евангелиях Гроб отличается от археологически изученных памятников крайней простотой. Для скальных гробниц эпохи Второго храма (известно до 1 тыс.) характерны врезанные в глубь скалы узкие прямоугольные ниши кокким, куда тела клали под прямым углом к стене, и погребальные скамьи (полки) вдоль 2 или 3 сторон камеры (еще в 1885 подобная погребальная камера с 3 скамьями была открыта к северу от храма Гроба Господня). Т. о., гробница с одной полкой - исключение. План иерусалимских гробниц усложнялся постепенно, по мере смены поколений, и у новой гробницы он мог быть простым; уточнение в Евангелии о правой скамье ( Мк. 16, 5 ) подразумевает возможность существования и др. скамей. Однокамерные скальные гробницы - обычное явление в некрополях Иерусалима; половина из них имеет открытый дворик, вырубленный в скале. Изначально он мог быть, по свидетельству свт. Кирилла, еп. Иерусалимского , и перед Гробом Господним. Авторы, реконструирующие Гроб Господень (вслед за Л. Ю. Венсаном) как 3-частное сооружение, описывают структуру поздних эдикул. Гипотетично и представление (Венсан, Ф. М. Абель) о том, что Гроб Господень закрывал геометрически правильный круглый камень, катавшийся по желобу (известны 4 гробницы с таким устройством, в т. ч. некрополь Елены Адиабенской), но чаще вход закрывался грубым каменным блоком. В Евангелиях камень описан как большой ( Мф 27, 60 ) или очень большой ( Мк 16, 4 ), но не круглый, также говорится, что явившийся ангел не откатил, а «отвалил» его от входа.

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

Наш Святой по прибытии в Бурж стал проповедовать Евангелие. Он делал это столь плодотворно и с таким успехом, что некоторые горожане были обращены его наставлениями и примерами. Автор добавляет, что Святой Урсан получил от людей римского сенатора Леокада (Leocade), место, где была конюшня, и лошадей, чтобы построить там церковь . По его словам число верных достигло такой величины, что эта первая церковь стала слишком маленькой, чтобы их всех вместить. Тогда Урсан пошел в град Лион к сенатору Леокаду, чтобы выкупить зал Дворца, который у него был в Бурже. Последний легко предоставил Урсану этот зал для того, чтобы в этом невежественном месте был построен Храм Святого Стефана. В этот Храм Урсан поместил мощи Святого первомученика. Он был столь же счастлив от того, что он обратил Леокада и Людра (Ludre), его сына, который принял Святое крещение в новой церкви Святого Стефана. Наконец, автор говорит, что, управляя долго своей церковью и предвидя, что скоро ему будет уготован венец славы по плодам его трудов, он предсказал свою смерть и назначил и обеспечил избрание одного из своих учеников, Сенитиана (Sénitien), еще именуемого Севитианом (Sevitian), в качестве своего преемника. Григорий Турский придерживается мнения этого же автора о том, Biturica Urbs Sancto Ursino, qui abApostolis ordinatus, Episcopus in Gallias destinatus est, sicut in ejus Actibus invenitur, Verbum salutis accepit, Ecclesiam Bituricensem primus instruxit, rexit. Многие, в том числе, Венсан де Бове (Vincent de Beauvais), Вольтеран (Volateran), и брат Жан де ла Гог (Jean de la Gogue), настоятель монастыря Святого Жильда (Saint Gildas), Гийом де Нанжи (Guillaume de Nangis), кардинал Бароний (Baronius) придерживались того же мнения. О том же гласит старинный требник из Буржа, служебник, по которому пели в церквах епархии в день праздника, а также то, что представлено в одном из порталов Святого Этьена, где изображены миссия Святого Урсана по благословению Святого Клемента и крещение Леокада (Leocade) и Людра (Ludre), его сына. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нек-рые церкви эпохи крестоносцев строились по восточнохрист. образцам с их тяготением к центричности и с подчеркнутой темой купола на квадратной основе. Эти качества переплетались с особенностями зап. традиции или воплощались в чистом варианте, и только отдельные архитектурные детали (порталы, стрельчатые арки) выдают принадлежность таких построек к XII в. Образцом синтеза традиций является арм. собор святых Иаковов (сер. XII в.) с необычным куполом над центральной ячейкой 4-столпного наоса (см. Иаковов святых армянский мон-рь в Иерусалиме ). Др. пример синтеза - ц. св. Елены на 4 круглых колоннах (см. выше). Типологически близка к этим постройкам ц. Страданий Марии, фрагменты к-рой открыты под арм. католич. церковью 1881 г. Она реконструирована Венсаном как типичная для визант. мира церковь с 4 крестообразными столбами и 3 апсидами на востоке (размер 12,5×17,9 м). Исторические сведения, метки мастеров и фрагменты греч. и лат. надписей позволяют датировать ее 1160-1187 гг. или, вероятнее, 1229-1244 гг., когда ее могла возвести правосл. или яковитская община. К эпохе крестоносцев относятся и остатки структуры под совр. ц. Осуждения Спасителя. Раскопки Шика в 1889 г. выявили стены по периметру построек высотой до 1,5 м. В основе комплекса - небольшая церковь (внешний размер 8,8×9,15 м) с квадратным наосом, 4 колоннами квадратного сечения посреди него и 3 апсидами. Наиболее вероятно, что она была построена в 1229-1244 гг.; Венсан считает постройку правосл. храмом ( Vincent, Abel. 1922. Fasc. 3. P. 586; Pringle. 2007. P. 91). Новая ц. св. Иоанна Предтечи (ныне православная) была построена над старой церковью того же посвящения, оказавшейся к XII в. значительно ниже культурного слоя и, вероятно, частично разрушенной. Она имела форму триконха с широко раздвинутыми юж. и сев. экседрами (22 м по оси «север-юг» × 10 м по оси «запад-восток»). Стены старой церкви были укреплены, центральная часть и апсида перекрыты стрельчатыми крестовыми сводами, после чего она стала криптой. Верхняя церковь получила 3 алтаря: главный - в апсиде, боковые - в небольших прямоугольных нишах по сторонам ее. Купол имеет низкий 8-гранный барабан с окнами во всех гранях ( Pringle. 2007. P. 201-206). Др. триконховая композиция, в отличие от предыдущей вытянутая по продольной линии, представлена ц. Марии, раскопанной на Елеоне. Ни датировка, ни конфессиональная принадлежность точно не установлены.

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010