Так что на всех направлениях доброделания могут оказаться всевозможные ограничения по разным обстоятельствам. А молитва ничем не ограничена. С другой стороны, у каждого из нас есть особые свойства. Что-то полезно нам в нашей духовной жизни, что-то — нет. Скажем, одним людям хорошо заниматься благотворительностью, через нее открывается в них сердце, и они могут принять Бога. Другим полезна созерцательная молитва. Еще другим — что-то еще. И каждый должен обнаружить то особое свойство собственной души, которое отзывается Богу и как бы служит открытой дверью, чтобы мог войти Господь. Вот, думаю, сущность беседы. Каким образом можно обнаружить свое дарование? Если бы я был мудрый, я бы ответил: «Спросите преподобного Серафима», но, будучи немудрым, я скажу: опытным путем. Близость Божию невозможно не узнать. Если вы испробуете одно, другое, один путь, другие средства, то настанет момент, когда вы обнаружите, по выражению преподобного Серафима, что оно вам «дает прибыток». Бесполезно изо всех сил исполнять то, что вам не свойственно, не близко. Выбрать то, что приносит прибыль и дает хорошие результаты — вопрос просто хорошего умения вести свои дела. Для одних людей путь лежит через одиночество, для других — через взаимообщение. Одним важно богослужение, другим оно не так важно, уж не говоря о том, что любовь — как забота о Боге и о человеке — может выражаться чрезвычайно разнообразными путями и образами. Так что наше дело — смотреть, становимся ли мы ближе к Богу, исполняя то или другое, строя свою жизнь так или иначе. Нет какого-то специального пути, невозможно выбрать путь, который, как нам вообразилось, есть путь святости. Помните, святой Венсан де Поль пишет в своем уставе: «Мы должны учиться оставлять Бога — Бога ради». Французское выражение позволяет двоякое толкование, оно может значить и «ради Бога» и «чтобы встретить Бога иным путем», потому что ради Бога можно отвернуться от того присутствия, которое мы переживаем. Но вместе с тем есть древнее слово отцов пустыни: «Кто видел брата своего, тот видел Бога своего» : вот иной способ отойти от Бога и встретить Его в другом, в человеке. Вся задача жизни в том, чтобы знать, от чего ты отказываешься ради того, чтобы встретить Бога. Но если подходить так, то это никогда не будет эгоистичным поиском, безотносительным к другим людям, и никогда не встанет вопрос выбора между Богом и любовью, Богом и человеком в полном смысле, хотя на какое-то время (в случае Серафима — на сорок семь лет) может быть как бы уход.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Арский Кюре — см. Вианне. Венсан де Поль — см. Винсент де Поль. Скобцова, Елизавета Юрьевна — см. Мария, мать. Аввакум Петрович (1620 или 1621 — 1682), сщмч., глава старообрядчества, писатель. Выступил против реформы патриарха Никона. В 1666—1667 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме. Вместе с несколькими единомышленниками сожжен по царскому указу. В число сочинений А. входят автобиографические труды, уникальные для всей древнерусской литературы по образному и простонародному языку, глубине и правдивости психологических характеристик и реалистическому изображению действительности («Житие» и письма), истолковательные беседы на Св. Писание, челобитные царям, полемические и проповеднические послания. Со дня кончины почитался старообрядцами как мученик и исповедник, официальная канонизация состоялась в 1916. Память в Неделю, следующую после празднования Отцам VII Bceлehckoro собора. Августин Блаженный, Аврелий (354—430), епископ, христианский мыслитель и писатель, величайший представитель латинской патристики. Уроженец Северной Африки, преподавал риторику на родине и в Медиолане (Милане), прошел через увлечения скептицизмом и манихейством, затем неоплатонизмом, пережил обращение, крещен свт. Амвросием Медиоланским на Пасху в 387. С 395 епископ города Гиппона в Северной Африке. Огромное по количеству сочинений и их размаху творческое наследие А. состоит главным образом из догматических богословских трактатов, полемических по задачам и форме. В трактатах против манихеев («Против Фортуната», «Против Фаста», «Против Секунда») он утверждает святость Ветхого Завета, сотворенность мира и основную благодать бытия, против донатистов («О крещении против донатистов» и др.) — экклезиологическое единство (totus Christus, букв. «весь Христос»), против пелагиан («О благодати и свободе воли» и др.) — необходимость свободной благодати, не заслуженной человеком любви Божьей в деле его спасения. Здесь А. учит о предопределении и «произвольной благодати», избирающей спасенных из тьмы погибающих (massa damnata, букв. «прóклятая масса»), в чем резко расходится с православной догматикой. Важнейший труд А. «О Граде Божием» в 22 книгах, написанный под впечатлением от разгрома Рима ордами Алариха в 410, посвящен диалектике истории. Гомилии А. и комментарии на Псалмы и Евангелие от Иоанна не только посвящены экзегезе, но выражают личное благочестие А. Еще более лична его «Исповедь», автобиография, уникальная на фоне античности в изображении духовного становления. Память 15 июня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

  “Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем”.   И за этим священник произносит следующее благословение:   “Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос истинный Бог наш , молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых боговенчанных царей, равноапостолов Константина и Елены; святого великомученика Прокопия , и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.”   И затем поется многолетие: Многая, многая лета жизни — подвижнической, чистой, достойной и Бога, и той взаимной любви, которая привела к браку жениха и невесту. На этом заканчивается служба венчания.   notes Примечания 1  Евхаристия - таинство причащения, в котором верующие соединяются Христу, причащаясь под видом хлеба и вина Его Телу и Крови. 2 Образ взят из книги Откровения Иоанна Богослова (Откр. 19, 7), где означает окончательное единение верующих со Христом в Царстве Небесном. 3 См. Исх., гл. 12. О значении жертвы см. Митрополит Антоний. Беседы о вере и Церкви. - М., 1991 (О Божественной литургии). 4 Евангелие и другие новозаветные писания сохранились в виде рукописей разного объема и целостности. Содержание некоторых фрагментов таких рукописей не было включено в окончательно признанный Церковью полный, так называемый канонический, текст Священного Писания. 5 См.: Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди и беседы. - М.: “Либрис”, 1991 .с. 63. 6  Марсель, Габриэль (1889-1973) -- франц. католический философ, драматург и критик. 7 Венсан (Винсент) де Поль (1581-1660) - французский священник, проповедовал и служил среди бедноты; основатель конгрегаций (объединений) Сестер милосердия, Священников-миссионеров и др. благотворительных учреждений. 8  Обручение, венчание - отдельные части церковного чина бракосочетания; объяснение их дается далее по тексту. 9 См. Лк. 15, 11-32. 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Другим полезна созерцательная молитва . Еще другим – что-то еще. И каждый должен обнаружить то особое свойство собственной души, которое отзывается Богу и как бы служит открытой дверью, чтобы мог войти Господь. Вот, думаю, сущность беседы. Каким образом можно обнаружить свое дарование? Если бы я был мудрый, я бы ответил: «Спросите преподобного Серафима», но, будучи немудрым, я скажу: опытным путем. Близость Божию невозможно не узнать. Если вы испробуете одно, другое, один путь, другие средства, то настанет момент, когда вы обнаружите, по выражению преподобного Серафима, что оно вам «дает прибыток». Бесполезно изо всех сил исполнять то, что вам не свойственно, не близко. Выбрать то, что приносит прибыль и дает хорошие результаты – вопрос просто хорошего умения вести свои дела. Для одних людей путь лежит через одиночество, для других – через взаимообщение. Одним важно богослужение, другим оно не так важно, уж не говоря о том, что любовь – как забота о Боге и о человеке – может выражаться чрезвычайно разнообразными путями и образами. Так что наше дело – смотреть, становимся ли мы ближе к Богу, исполняя то или другое, строя свою жизнь так или иначе. Нет какого-то специального пути, невозможно выбрать путь, который, как нам вообразилось, есть путь святости. Помните, святой Венсан де Поль пишет в своем уставе: «Мы должны учиться оставлять Бога – Бога ради». Французское выражение позволяет двоякое толкование, оно может значить и «ради Бога» и «чтобы встретить Бога иным путем», потому что ради Бога можно отвернуться от того присутствия, которое мы переживаем. Но вместе с тем есть древнее слово отцов пустыни: «Кто видел брата своего, тот видел Бога своего» 46 . Это длинная беседа, я думаю, если вы хотите в ней разобраться, прочитайте ее сами. Как руководить неопытным в этом отношении молодым человеком, как помочь ему (или ей) понять, то ли он делает, что следует? Во-первых, если человек не приходит интуитивно к уверенности, невозможно привить ему уверенность. Никто не получит уверенности через нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

После смерти гос. секретаря Дж. Панчироли на эту должность папа пригласил нунция в Кёльне еп. Фабио Киджи (впосл. папа Римский Александр VII ), к-рого на консистории 19 февр. 1652 г. возвел в кардинальское достоинство. В 1653 г. И. лишил привилегий кард.-непота К. Асталли. В силу решительного характера и суровости (папа оказывал всяческое расположение тем, кому доверял, но мог резко изменить свое отношение, за чем следовала абсолютная немилость) И. не был любим в Риме, в т. ч. и среди простых римлян, хотя многократно делал значительные пожертвования в пользу малоимущих. На понтификат И. пришелся 14-й юбилейный год католич. Церкви (см. «Annus sanctus» ), о праздновании к-рого было объявлено буллой «Appropinquat dilectissimi filii» от 4 мая 1649 г. Церемонию открытия св. врат в соборе св. Петра И. совершил 24 дек. 1650 г. Буллой от 6 мая 1649 г. папа приостановил получение всех неюбилейных индульгенций , кроме т. н. порциункольской и индульгенций, даруемых in articulo mortis (в случае смерти). И. провел реформу мон-рей в Папском и соседних с ним итал. гос-вах, где к сер. XVI в. действовало большое количество мон-рей с незначительным числом монахов. В дек. 1649 г. папа распорядился собрать информацию о всех итал. мон-рях: о количестве проживавших в них монахов и монахинь, об условиях существования каждого из мон-рей; принимать в итал. мон-ри новых монахов и монахинь запрещалось, пока не будет решения относительно существовавших обителей. 15 окт. 1652 г. конституцией «Instaurandae» были закрыты все мон-ри, где численность монахов составляла менее 6 чел. Монахи и монахини из таких мон-рей должны были переехать в др. обители своих орденов; закрытые мон-ри поступали в распоряжение епископов тех диоцезов, на территории к-рых они находились. Важным событием понтификата И. стало офиц. осуждение янсенизма . Его распространение в испан. Фландрии и во Франции стало причиной многочисленных конфликтов, разделявших клир и паству. Вмешаться в ситуацию папе настоятельно советовали нунций Николо Гвиди ди Баньо и Венсан де Поль , основатель конгрегации лазаристов .

http://pravenc.ru/text/468791.html

На встречах у Н. часто обсуждалась миссионерская деятельность католич. орденов, прежде всего иезуитов, в Индии; участники собраний зачитывали приходившие оттуда послания. Сомневаясь в правильности своего служения в Риме, в 1557 г. Н. рассматривал возможность отправиться в Индию. Прежде чем принять окончательное решение, он обратился за советом к Агостино Геттини, цистерцианцу, приору рим. мон-ря святых Винцентия и Анастасия у Трех источников (Тре-Фонтане), имевшему репутацию духовного провидца. Через несколько дней Геттини сообщил, что получил ответ: по его словам, ему явился св. ап. Иоанн Евангелист, к-рый попросил передать Н., что нуждающиеся в его миссионерских усилиях язычники живут не в Индии, а в Риме. После этого Н. решил всю оставшуюся жизнь посвятить служению римлянам. Особое внимание он стал уделять беседам с жившими в Риме евреями, стараясь в трудные моменты прийти на помощь, чем вызывал личное расположение и способствовал обращению в католич. веру. Др. объектом его увещеваний были еретики, чьи дела разбирала инквизиция ; считается, что благодаря наставлениям Н. многие из них добровольно отказались от заблуждений. Своим учителем считали Н. католич. святые Франциск Сальский (1567-1622) и Венсан де Поль (1581-1660), франц. католич. богослов кард. Пьер де Берюль (1575-1629). Среди тех, кто собирались у Н., были выдающиеся деятели церковного искусства того времени, в т. ч. композитор Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525/26-1594; подробнее о нем см. ст. Италия ), а также его сподвижник флорентиец Джованни Анимучча (ок. 1520-1571). С практикой собраний под рук. Н. связывают появление особого жанра муз. произведений - оратории . В период Реформации и широкого распространения протестантизма в Сев. Европе Н., желая внести лепту в борьбу с протестант. учениями, делавшими упор на критике исторического развития католич. Церкви, начал проводить на своих собраниях апологетические лекции по истории католицизма. В 1558 г. он привлек своего ученика, Цезаря Барония , к работе над многотомными «Церковными анналами» (Annales Ecclesiastici) - этот труд не только представлял собой ответ на протестант. критику истории католич. Церкви, но и стал фундаментальным исследованием исторических источников, как опубликованных к тому времени, так и рукописных, а также археологических данных. Работа над «Церковными анналами» была начата по прямому указанию Н.: Бароний, согласно собственному признанию, сначала не желал заниматься кропотливым составлением хронологической истории Церкви и сделал это только из смирения перед наставником ( Baronius C. Annales ecclesiastici/Ed. A. Theiner. Bar-le-Duc, 1864. T. 1. P. III). По просьбе Н. Бароний также принял участие в работе по составлению Римского Мартиролога.

http://pravenc.ru/text/2565068.html

В февр. 1955 г. К. стал преподавателем нравственного богословия в Католическом ин-те Тулузы; с 1959 г. занимал должность профессора, сменив в 1970 г. специализацию на патристику . В том же году К. защитил в Сорбонне докторскую диссертацию по филологии на тему «Ориген и мистическое познание». В академических целях он провел продолжительное время в Великобритании, ФРГ, Австрии и США; с краткими поездками посетил Испанию, Португалию, Италию, Египет, Св. землю, Грецию. С февр. 1964 г. К.- приглашенный профессор патристики Григорианского университета в Риме, с февр. 1975 г.- папского ин-та «Августинианум». В 1980 г. К. был призван в ин-т папы Иоанна Павла II при Латеранском ун-те, чтобы прочитать курс о браке и семье по учению отцов Церкви. В Риме К. начинал преподавать на латыни; в связи с изменением языковой политики в церковной жизни и богословском образовании по окончании Ватиканского II Собора продолжил уже на итальянском. К. публиковал монографии, статьи, обзоры и рецензии, выступал в качестве издателя, исследователя и комментатора постановлений II Ватиканского Собора (в частности, французского изд. пастырской конституции «Gaudium et spes» ), участвовал в конференциях, руководил написанием дипломов и диссертаций, вел «Бюллетень церковной литературы» (Bulletin de Littérature ecclésiastique) в Тулузском ин-те с 1979 по 1989 г., когда он оставил профессорскую кафедру. К. имел значительную пастырскую практику: с 1960 г. он осуществлял духовное окормление сестер общины св. Венсана де Поля (см. в ст. Венсан де Поль ) сначала в рамках диоцеза Тулузы, затем, в 1976-1981 гг., по всей Франции. С уходом на пенсию К. еще неск. лет продолжал научную деятельность. В последние годы жизни у него развились диабет и болезнь Альцгеймера. Научные труды Научное наследие К. включает в себя более 300 монографий и статей преимущественно в области патристики. На протяжении мн. лет он разрабатывал ряд исследовательских тем на материале патристического наследия: матримониальные практики в древней Церкви - брак , развод и второбрачие; ранние версии целибата (см.: Mariage et divorce. 1982); концепции воскресения мертвых (см.: Les fins dernières selon Origène. 1990); методы древней экзегезы Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/2462057.html

В XVI в. появляется новый тип аскетического движения - братства регулярных клириков, которые постепенно преобразовались в конгрегации. Одна из первых, театинцы , возникла в Риме в 1524 г. Центрами духовной жизни регулярных клириков стали оратории. Попечением о бедных паломниках занималась конгрегация ораториан Филиппа Нери. Похожие группы возникли в Милане ( варнавиты ) и Венеции ( сомаски ). Для всех них был характерен акцент на внутренней жизни и молитве в сочетании с регулярным участием в приходском богослужении. К этому же типу движений относятся иезуиты (Об-во Иисуса), получившие в 1540 г. одобрение от папы Павла III (булла «Regimini militantis Ecclesiae»). Члены Об-ва стали приносить наряду с традиц. обетами бедности, послушания и целомудрия также обет послушания папе. Иезуитам было позволено совершать оффиций приватно и не носить монашеских одежд. Все полноправные члены ордена принимают священство, а сам процесс вступления длительный и поэтапный. В XVI в. был реформирован францисканский орден. При Льве X было официально закреплено разделение на обсервантов, ставших во главе ордена, и конвентуалов , получивших официальную диспенсацию и определенную автономию. Однако те, кто стремились букв. подражать св. Франциску, отделились от обсервантов, чтобы вести жизнь еремитов, и после папского одобрения сформировали новую ветвь ордена - капуцинов . В ордене кармелитов также произошла реформа, во главе которой встала св. Тереза Авильская , выступившая за возвращение к идеалу созерцательной жизни. Внешним символом новых обсервантов стал отказ от ношения обуви (отсюда «босоногие кармелиты», тогда как сохранившие прежние правила жизни получили наименование «обутые кармелиты»). Католическое М. в XVII-XVIII вв. Хотя еще в 1566 г. папа Пий V буллой «Circa pastoralis» утвердил обязательность принятия всеми жен. общинами торжественных (сакраментальных) обетов, в XVII в. появилось множество сестричеств, которые занимались благотворительностью и вели апостольский образ жизни, не проживая в мон-ре и не принимая торжественных обетов. Так, св. Франциск Сальский (еп. Франсуа де Саль) основал орден для вдов, живущих в миру,- «Орден посещения Девой Марией Елисаветы» (визитантки), а его духовный ученик св. Венсан де Поль организовал «Движение дам милосердия». Он также стал основателем миссионерской конгрегации регулярных клириков, лазаристов .

http://pravenc.ru/text/2564108.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Денка» найдены статьи: АЛЬВАРЕС ДЕ ПАС Диего (1560-1620), испан. иезуит, католич. ученый-мистик АЛЬФОНСО МАРИЯ ДЕ ЛИГУОРИ (1696-1787), итал. свящ., теолог, св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.) ВЕНСАН ДЕ ПОЛЬ [Викентий де Поль] (1581-1660), св. католич. Церкви (пам. зап. 27 сент.) ГРИНЬОН ДЕ МОНФОР Луи (Людовик) Мари (1673 - 1716), католич. св. (пам. 28 апр.) ДЕ БООР Карл Готхард (1848 - 1923), нем. историк, византинист, проф. ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), исследователь и издатель визант. текстов ДЕ ВЕТТЕ Вильгельм Мартин Леберехт (1780 - 1849), нем. протестант. богослов и библеист ДЕ ВИО см. Каэтан (Вио Фома, де) ДЕ КАСТРО Де Кастро Хуан, испан. музыковед - см. Кастро Хуан де ДЕ РОССИ Джованни Баттиста (1822 - 1894), один из основателей археологии христианской и ее популяризатор ДЖОАДЖУ-ДЕ-СУС румын. село, рядом с которым с нач. XVI в. существовал правосл. мон-рь Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Денка.html

Западный святой Венсан де Поль, который начал дело монахинь — сестер милосердия, в своем уставе написал: «Вы должны научиться оставлять Бога — ради Бога», то есть оставлять богослужение, оставлять личную молитву, когда кто-то в чем-нибудь нуждается. И Иоанн Лествичник говорит, что, если ты находишься в молитвенном экстазе и услышишь, что сосед по келье просит чашу студеной воды, оставь свой молитвенный экстаз и дай ему воду, потому что твой молитвенный экстаз — дело частное, а дать ему чашу студеной воды — дело божественное. Так что в этом есть такая добротная святоотеческая линия. Но еще мне кажется, что мы путаем молитвословие с молитвой. Конечно, есть ситуации, в которых нельзя молиться устами и одновременно делать то дело, которое делаешь, отчасти потому, что внимание должно уйти на другое дело. И даже такая вещь, как сейчас: вот, я говорю и не могу одновременно произносить эти слова и Иисусову молитву. Так что если речь идет о молитвословии, то это невозможно, но у Феофана есть место в одном письме, где он говорит: пусть образуется у тебя на сердце словно болячка, которая тебе постоянно напоминает о Боге. Если говорить не о болячках сердца, к которым мы не привыкли, — но кому из нас надо себе напоминать о том, что у него зуб болит, — весь день будешь чувствовать его, и весь день будет оттеняться на фоне этой зубной боли, совершенно незачем себе напоминать: ах да, я забыл, что у меня болит зуб. И вот так должно бы быть с нашей памятью о Боге; у нас должна бы быть внутренняя тоска: ой, как мне хочется с Ним побыть! И на фоне этого чувства тоски по Нем, или радости о встрече, или просто теплого чувства, что я Его люблю, мы можем делать разные вещи с полным вниманием и вместе с этим с живым переживанием Его присутствия, но не разделяя как бы ум на две части. Единственное, чего не надо делать, это что Феофан называет — скверноделание или пустоделание, — это мешает молитве, то есть грех или просто суета, но когда мы делаем вещь, которую можем сделать во имя Божие, то мы можем делать ее с живым чувством и всем умом, и живое чувство может быть обращено к Богу, а не к предмету.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010