1. Автономная, которая основывала свое каноническое положение на решении Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. о создании Украинской автономной Церкви в рамках РПЦ; предстоятель — митрополит Алексий (Громадский); в ее состав входило не менее 55% населения Украины. 2. Автокефальная, принципиально разорвавшая всякую связь с Московской патриархией и принявшая в сущем сане священников «липковцев» — так называемых самосвятов, которых ни одна Православная Церковь не могла считать законно посвященными священнослужителями; глава — митрополит Поликарп (Сикорский); сторонниками ее было не более 40% населения. Однако возрождение Православия происходило совсем не так, как планировали фашисты. Бурное развитие церковной жизни на оккупированной территории Украины началось стихийно и сразу приняло массовый характер. Несмотря на явный вред для восстановления Православия в Украине противостояния канонической и неканонической церквей, религиозный подъем среди населения был так велик, что тогда удалось восстановить до 40% дореволюционного количества храмов. Фактически на всей оккупированной территории была восстановлена каноническая Православная Церковь. Не только религиозность украинцев, но и Церковь как организация оказалась гораздо более сильной и живучей, чем полагали германские власти. Влияние автокефалистов и автономистов распределял ось неравномерно в разных частях Украины, но решительное большинство православных на Украине осталось в лоне Автономной Церкви. На Волыни, где находились оба церковных центра, у Автономной Церкви был несомненный перевес в районах, расположенных ближе к Почаевской Лавре. Опорой автокефалистов являлись северо-западные районы. На Украине Левобережной везде, за исключением Харьковской епархии, преобладали приверженцы Автономной Церкви. Большую часть приходов Харьковской епархии удерживал в своих руках лжемитрополит Феофил (Булдовский). Надо сказать, что отношение Московской Патриархии к автономной Церкви было сочувственным. Так, в официальном некрологе архиепископа Вениамина (Новицкого) (+1976) — моего духовного отца в студенческие годы, — в прошлом принадлежавшего к ней, признавалось, что оказавшись в чрезвычайно стесненных обстоятельствах, Украинская автономная Церковь была единственной легальной организацией, вокруг которой могли сплотиться народные силы и в которой они находили поддержку во время величайших испытаний.

http://pravmir.ru/cerkovnaya-zhizn-na-te...

2494 Упоминается в грамоте короля Владислава о подтверждении прав Православного населения и утверждении митрополита Киевского и епископов Луцкого и Острожского и Мстиславского под именем Александра (мирским именем) (Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Т. XXIII. Акты, относящиеся к истории Западно-русской церкви. Вильна, 1908. С. 249–251). 2495 Покинул свою кафедру из-за угрозы польского правительства заточить его в замок Мариенбург (1684 г.). 2498 «Номинат» (нареченный). По Н.Д. Иерархия... С. 244, 402, в 1702 г. отпал в унию; в 1709 г. взят в Москву и заключен, будто бы, в Соловецкий монастырь. 2499 В кон. 1711 г. вынужден был покинуть Луцк ввиду преследований со стороны короля Августа II и униатов; проживал в России, где в 1715 г. получил назначение в Переяславль. 2501 Хиротонисан митрополитом Дионисием (Валединским), главою польских «автокефалистов» (первая дата). Вторая дата – условная дата присоединения к Московскому Патриархату (по времени прибытия Экзарха Украины и Белоруссии архиепископа Николая (Ярушевича) в Луцк). В Москву не поехал, но Экзарху, архиепископу Николаю (Ярушевичу), сослужил, в частности, при хиротонии епископа Вениамина (Новицкого) и был определен на Владимиро-Волынскую кафедру Московской Патриархии. (См.). 2502 Архиепископ. Патриарший Экзарх Западных областей – Украины и Белоруссии. Митрополит с 24.02(09.03) 1941. Далее см. Киевская. 2503 Инициатор и глава самочинной украинской автокефалии на оккупированной территории. Ушел на Запад по окончании войны. Указом от 15(28)03.1942 за 12 Московской Патриархией запрещен в священнослужении и предан суду архиереев за измену Родине. 2504 Из вдовых протоиереев. Часто называется Ковельским, но, по данным послужного списка 1954 г. и автобиографии 1956 г. был хиротонисан митрополитом Алексием (Громадским) именно на Луцкую кафедру; по ММЛ РПИ, хиротонисан 09(22)07.1942. Архиерей временной Украинской автономии, верной Московскому Патриархату. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Потом он был арестован в 1930 году, затем снова в 1938 году. Во время войны он оказался на оккупированной территории. Архиепископ Антоний (Абашидзе) постриг его в монашество, а епископ Вениамин (Новицкий) возвел в сан игумена. Когда стало известно, что он живет в городе Кременце, недалеко от Почаевской Лавры, мы стали переписываться, и потом он позволил к себе приехать.   Я первый раз поехал к нему в 1964 году. Передо мной предстал старец, лично знавший и Патриарха Тихона, и митрополита Петра, и множество святых людей. Это была живая история. Человек европейской культуры, знал древние и новые языки, прекрасно пел, писал иконы. Но главное, сам был подвижником. Он жил с подпиской о невыезде в деревеньке на окраине Кременца в маленькой хибарке и совершал службы у себя дома.   Последним местом его служения была Почаевская лавра, но его оттуда выгнали. В годы хрущевских гонений Почаевская лавра оказалась под особым ударом. Отец Иоанн стал моим духовным отцом.         После низложения Хрущева стало легче. В первой половине 1960-х за веру выгоняли из институтов. Так выгнали двух моих друзей: протоиереев Валерия Бояринцева и Валерия Приходченко.   Когда отец Иоанн тяжело заболел, его привезли в Москву. Нужно было его исповедовать и причастить. Это было нелегко организовать, и нам указали на отца Всеволода Шпиллера . Он согласился приехать к нам домой, исповедовал и причастил о. Иоанна. Я увидел его близко, и отец Всеволод меня поразил. Не своей ученостью, не своим талантом, он поразил меня тем, с какой любовью он приехал! Как он принял к сердцу страдания отца Иоанна.   Когда отец Иоанн скончался, я обратился к старцу-затворнику, иеромонаху Павлу (Троицкому). В ответ на мое письмо он ответил: «Иди к отцу Всеволоду, такова воля Божия». И с 1971 года я стал духовным чадом отца Всеволода. Отец Павел и отец Всеволод были очень близки друг другу. Я любил и почитал отца Всеволода. Поэтому было удивительно, когда отец Всеволод скажет: «Делай так-то».   Вдруг ему покажется, что я сомневаюсь. Он говорит: «И отец Павел тоже так считает!» При том что у отца Всеволода был огромный авторитет, он по смирению подкреплял свои слова авторитетом отца Павла. Они вместе занимались молодежью, которая оказалась в небольшом числе в Николо-Кузнецком храме: теперешние протоиереи Николай Кречетов, Александр Салтыков, Валентин Асмус, а также А.Б. Ефимов, Н.Е.Емельянов и некоторые другие. Отец Александр Куликов был старше нас не столько по возрасту, сколько по хиротонии, и мы к нему относились как к старшему. Счастливая жизнь у нас была под крылом отца Всеволода!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=575

В 1919 г. вошел в инициативную группу по открытию запечатанного храма свв. апп. Петра и Павла при Петроградском ун-те; в апреле того же года на собрании прихожан избран настоятелем этого храма и 14 апр. митр. Вениамином утвержден на этой должности. С закрытием домового храма при ун-те добился открытия новой университетской церкви Всех Святых в земле Российской просиявших (Биржевая линия д. 8. кв.19), и с 27 августа 1919 по 14 декабря 1920 г. являлся ее настоятелем. 28 декабря 1919 г. избран заместителем благочинного Василеостровского района. В 1919 г. включен в состав правления, с 17 января 1922 г. заместитель председателя «Общества православных приходов Петрограда и его губернии». Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митр. Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией. Впоследствии консультировал Олонецких епископов Евфимия (Лапина), Венедикта (Плотникова), Феодора (Яковцевского). В октябре 1919 г. вошел в комиссию по организации Петроградского Богословского ин-та, составил смету, решал организационно-хозяйственные и кадровые вопросы, участвовал в разработке положения, которое было утверждено Св. Патриархим Тихоном. Читал разработанный им курс «Христианская педагогика с дидактикой Закона Божия». С 23.01.1920 – секретарь Ученого совета, с 06.02.1920 — ректор, 28.03. утвержден в этой должности Свящ. Синодом и Высшим церковным советом. 27 июля удостоен ученого звания профессора. В том же году инициировал создание при институте религиозно-философского общества и братства Св. Софии, в собраниях которого принимали участие нмч. Юрий Новицкий, В.Н.Бенешевич, прот. Н. Чепурин, академики Б.А.Тураев и Л. П. Карсавин и др. Постоянно проводил внебогослужебные беседы и публичные лекции в Богословском ин-те, Новодевичьем Воскресенском мон-ре, Казанском и в других соборах, храмах и подворьях монастырей Петрограда. 14 декабря 1920 г. по просьбе приходского совета Казанского собора назначен его настоятелем. 17 февраля 1921 г.

http://bogoslov.ru/person/482393

В 70-е годы того же XX столетия церковная жизнь оставалась относительно стабильной по сравнению с предыдущим десятилетием. Однако серьезной оставалась кадровая проблема и жесткий тотальный контроль со стороны государства за всеми проявлениями церковной жизни. В период с 1960 по 1972 г.г. Чебоксарскую кафедру возглавлял архиепископ Николай (Феодосьев), с 1972 по 1973 г.г. временно управлял кафедрой епископ Куйбышевский Иоанн (Снычев), а с 1973 по 1976 г.г. – архиепископ Вениамин (Новицкий). В 1976г. крест святительского служения достойно взял на себя епископ Варнава. Высокопреосвященнейший Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (в миру – Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931г. в селе Высокое Рязанской области в благочестивой семье потомственных священников. В детстве Владыка любил посещать храмы и монастыри. На богослужения он ходил с родственниками в город Рязань, в кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кроме того, юный Владимир прислуживал в алтаре Свято-Троицкого храма с. Бахмачеево, где служил его двоюродный дядя протоиерей Петр Смирнов – молитвенник и подвижник благочестия, обладавший даром исцеления болящих и прозорливостью. С 1953 по 1955 г.г. Владимир иподиаконствовал у рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского), а в мае 1955г. принял решение, которое коренным образом изменило его жизнь – поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 10 декабря 1955г. послушник Владимир Кедров был пострижен в мантию наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым; в послед. – Патриарх) в честь святого апостола Варнавы. «Твое имя означает «сын утешения», - сказал при постриге архимандрит Пимен, - и твоя жизнь должна служить утешением для других». В смирении и безропотном послушании начался путь монаха Варнавы. 15 февраля 1956г. Святейший Патриарх Алексий I рукоположил его в сан иеродиакона, а 9 марта 1957г. – во иеромонаха. В период с 1956 по 1974 г.г. священноинок Варнава нес послушание ризничного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. За заслуги перед святой обителью отец Варнава был удостоен в 1960г. сана игумена, а в 1965г. – архимандрита. Кроме того, в 1971г. он принял участие в Поместном Соборе от братии Троице-Сергиевой Лавры и в комиссии по проведению Собора, в должности заместителя председателя.

http://azbyka.ru/palomnik/Чебоксары

В те годы сложилось мнение о высокообразованности, культурности, интеллектуальных и духовных способностях священников-интеллектуалов. Некоторые из них были к тому же эмигрантами и людьми дореволюционной культуры, которую могли впитать в эмигрантской среде: протоиерей Борис Старк, Всеволод Шпиллер, Андрей Сергиенко. Их проповеди и книги расходились среди верующих как в печатном, так и в переписанном виде. Верующие передавали друг другу для чтения «Литургические заметки» свящ. Сергия Желудкова и «Сын Человеческий» прот. А. Меня. «Отношение к академикам было лояльное и, можно даже сказать почтительное», — вспоминал кинешемский протоиерей Алексей Тумин . Благодаря своей харизме они стали духовными учителями нескольких поколений верующих людей. Высоким авторитетом пользовались прот. Ростислав Лозинский в Туле и прот. Борис Васильев в Костроме. В воспоминаниях духовного чада прот. Виктора Гаврилова есть яркая оценка его как человека, всю жизнь посвятившего служению Богу и людям. Своим особым выражением лица он выделялся из толпы прохожих даже в светской одежде. «При взгляде на него чувствовалось: это священник, — писала Т. А. Лепорская, — простой скромный человек с седой головой и детской душой» . Среди монашествующих — архимандриты Таврион (Батозский), Севастиан (Фомин), Павел (Груздев), Борис (Холчев), Клавдиан (Моденов), Поликарп (Будаква), Кукша (Величко), схиигумен Савва (Остапенко). По мнению архим. Тавриона (Батозского), о котором современники говорили как о монахе с «бодрствующей совестью», современный монах — «это культурный, начитанный человек, сведущий в Священном Писании и святоотеческом опыте, проповедующий евангельские истины не только словами, но прежде всего образом жизни» . Люди знали о «пострадавших за веру» священниках Дмитрии Дудко, Глебе Якунине, мирянине Борисе Таланове. Священников, отстаивавших церковную позицию, поддерживали епархиальные архиереи. Среди таковых назовем епископа, впоследствии Патриарха Пимена (Извекова), архиепископа Хризостома (Мартишкина), архиепископа Вениамина (Новицкого).

http://bogoslov.ru/article/6176583

Во втором послании 1942 года («Пасхальное послание к православным архипастырям, пастырям и пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками») говорилось: «По 8 правилу святого Григория Неокесарийского, христиане, пристающие к варварам, вместе с ними нападающие на христиан», не принимаются в число кающихся (слушающих) впредь до особого о них соборного рассуждения. Но правило говорит о покушающихся на грабительство вместе с варварами; новоявленная же группа автокефалистов хочет при помощи варваров-фашистов насильно отнять у украинцев их вековую преданность Православной Церкви… Сикорский, самочинно объявивший себя главой украинской автокефалии, не только повторяет дурной пример митрополита Дионисия, но и усугубляет преступность своего самочиния многими вышеуказанными недостойными подробностями: и потому, наравне с прочими похитителями не принадлежавшего им церковного достоинства и вторгшимися в чужую область, Сикорский подлежит такому же лишению всякого священства …» Архипастырская деятельность Владыки Вениамина Благодаря активной позиции представителей канонической церкви в первой половине 1942 года на Украине происходили переходы из антиканоничной Луцкой иерархии, поддерживаемой фашистами, в законную церковь, и без того более многочисленную. Например, в мае 1942 года в число архиереев перешел бывший украинский националист епископ Мануил (Тарнавский). Этот священнослужитель искал церковную истину и проделал трудный духовный путь возрастания из униатства в Православие. Порывало с расколом и простое духовенство. Владыка Вениамин сумел перевести в свою юрисдикцию возрожденный Зимненский Успенский женский монастырь, находившийся в 1941–1942 годах в ведении Поликарпа (Сикорского) Автономная церковь была куда более влиятельной на Украине, чем националистическая антиканоническая структура, связанная с ОУН (запрещена на территории РФ) и УПА (запрещена на территории РФ). Дабы дело раскола не рухнуло, партизаны-националисты стали использовать террор и запугивание священников. От рук политических бандитов погибли многие священники, их близкие и два архиерея в 1943 году.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

До 1936 г., когда его восстановили в правах, Алексей Александрович занимался случайными заработками: мостил Вышегородское шоссе, был бетонщиком, сторожем детского сада, весовщиком на фруктовом заводе. В 1933–1934 гг. в Киеве возникают тайные («катакомбные») общины. После закрытия в 1933 г. храма Преображения, где окормлялись местные иосифляне [viii] – последователи архимандрита Спиридона (Кислякова) и священника Анатолия Жураковского, общинники стали собираться для домашних молитв на частных квартирах, в том числе у Глаголевых. В 1934 г. закрыли и вскоре разрушили церковь святого Николы Доброго, в 1936 г. умерла мать Алексея Александровича Зинаида Петровна, а в ночь с 19 на 20 октября 1937 г. был арестован НЦВД его отец протоиерей Александр Глаголев, который скончался на одном из допросов. Алексей несколько ночей дежурил на Лукьяновском кладбище, где в общую могилу сбрасывали тела умерших, надеясь увидеть тело отца, но безрезультатно. Вскоре Алексей и Татьяна перенесли в свою квартиру библиотеку отца Александра, иконы, ризы, напрестольное Евангелие, которое прятали внутри балконной двери. В 1936–1940 гг. Алексей Александрович учился в Киевском педагогическом институте на физико-математическом факультете, после окончания которого его оставили на кафедре физики, где он делал рассчеты, связанные с выращиванием искусственных кристаллов. В 1940 г. Алексей Александрович с благословения архиепископа Димитрия (в схиме Антония) (Абашидзе), давнего друга семьи Глаголевых, ездил в Тбилиси к православному Каталикосу Каллистрату (Цицнадзе) для тайного рукоположения, однако не смог получить его. Осенью 1941 г. Алексей Александрович добрался на попутных машинах через оккупированные немцами области Украины в Почаев, оттуда в г. Кременец, где его рукоположил во священника епископ Вениамин (Новицкий). Вернувшись в Киев, отец Алексий стал служить в храме святого Иоанна Воина при Покровской церкви на Подоле. Следуя благородному примеру своего отца, который в течение 35-летней пастырской и профессорской деятельности всегда выступал в защиту угнетенных и невинно осужденных, о. Алексей не мог мириться с бесчинством нацистов, истреблявших людей другой национальности. В период оккупации Киева, продолжавшейся до ноября 1943 г., он и вся его семья никогда не отказывали в помощи несчастным, обращавшимся к ним, и прилагали много усилий и мудрости для спасения преследуемых людей, хотя это грозило огромными неприятностями. Однажды Татьяна Павловна Глаголева отдала одной женщине-еврейке свой паспорт, чтобы та скрылась в селе, и сама едва не погибла в очередной облаве.

http://bogoslov.ru/article/2226184

за труды по организации и руководству Богословским ин-том, Патриархом свт. Тихоном награжден правом ношения митры. С началом кампании по изъятию церковных ценностей прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом жертвовать личными драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора, за что был назван «Мининым». В процессе капании несколько раз вызывался в ГПУ. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из главных обвиняемых на процессе Петроградских церковников (Петроградский процесс 1922 гг.). 5 июля Петроградским Губернским революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 обвиняемыми приговорен к расстрелу. 13 июля Политбюро ЦК РКП (б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, сщмч. архим. Сергия (Шеина), нмч. проф. Ю.П. Новицкого, И. М. Ковшарова; прот. Н. Чукову и другим приговоренным к смерти 3 августа постановлением Президиума ВЦИК расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в Петроградском исправдоме. 24 ноября 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным, и 30 ноября прот.Н.Чуков был отпущен на свободу. Ввиду захвата Казанского собора живоцерковниками и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) был назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апреля того же года заведовал Богословскими курсами центрального района, преподавал апологетику и патристику, разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах. В августе 1925 г. прот. Н.Чуков посетил в Москве митр. Петра, благословившего открытие курсов, и после регистрации 25 сентября 1925 г. утвердившего положение о курсах. Прот.Н.Чуков был избран ректором. 25 ноября 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за сочинение «Мессианские представления иудеев по таргуму Иоанафана, сына Узиелова», 4 февраля 1927 г.

http://bogoslov.ru/person/482393

И реально было ожидать, что на Соборе архиепископ Павел выступит с предложением об отмене решения Архиерейского Собора 1961 г. о приходах. (Власть не дала возможности архиепископу добраться до Москвы в дни Поместного Собора. По официальной версии он не смог приехать из-за болезни, обварившись кипятком). Позицию Новосибирского архиерея разделяли и митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), и архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), и архиепископ Уфимский Иов (Кресович). Известно, что Комиссия по подготовке Поместного Собора получила от владыки Вениамина большое письмо, в котором он доказывал необходимость отмены решения о приходах. Но эта проблема волновала не только епископат Русской Церкви. Среди писем, присланных в Комиссию, выделяется письмо протоиерея Трубецкого из Риги, в котором он не только ставит вопрос о поправке к соборному решению 1961 г., но и подчеркивает, что этого желают многие: “Предлагая внести эту поправку в Соборное постановление 1961 г., я исхожу из чистосердечных нравственных побуждений чем-то и как-то помочь нашей Церкви выйти с честью и достоинством из создавшейся неувязки в этом деле. В заключение считаю необходимым отметить, что вышеизложенное мнение всецело разделяют со мной все мои собратья нашей Рижской епархии, а также и весьма многие собратья других епархий нашей Церкви” 10 . Об этих настроениях 5-е управление КГБ было осведомлено лучше других структур. В той же аналитической записке, речь о которой шла выше, предстоящий Собор оценивался как важнейшее событие: «В настоящее время внимание зарубежных религиозных организаций, особенно Ватикана, а также церковников внутри страны, приковано к предстоящему в мае 1971 года Поместному Собору Русской Православной церкви, на котором должен быть избран новый патриарх. Наиболее реакционная часть духовенства и верующих связывает с Собором свои надежды на возможное расширение прав церкви и, в частности, на отмену решений Архиерейского Собора 1961 года, согласно которым духовенство лишилось административных прав в общинах.

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010