Закрыть Свято-Введенский собор Чебоксар - место упокоения архиепископа Вениамина (Новицкого) Владислава Романова   14:47 04.12.2023 264 Время на чтение 6 минут Белоснежный красавец собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы - украшение Чебоксар. Этот собор в 1976 году стал местом упокоения великого архиерея Русской Православной Церкви архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 - 1976 гг). В настоящий момент Центр «Берег Рус» завершил работу над рукописью и допечатную подготовку книги о жизненном пути архиепископа Вениамина (Новицкого). Сейчас идёт работа над макетом издания об этом выдающемся архиерее. В свежем, 11-м номере журнала «Берег России» была опубликована статья о Чувашском периоде в жизни архиепископа Вениамина, о его кончине и обретении нетленных мощей. Каждый период и этап жизни этого подвижника насыщен удивительными событиями и фактами, примерами духовной борьбы, стояния в вере и сопротивления богоборческим силам. Очень важно, что все эти события и примеры, происходившие многие десятилетия назад актуальны для современности. Родился будущий архиерей в Белоруссии, духовно возрастал в Свято-Успенской Почаевской лавре, боролся против автокефалистского раскола на Украине во время Великой Отечественной Войны, будучи епископом Полтавским. Затем прошел двеннадцатилетнюю каторгу на Колыме и с 1956 по 1973 годы служил Святой Церкви в архиерейском сане в Сибири и на Дальнем Востоке - сначала в Омске, а затем в двух обширных епархиях, простиравшихся от Иркутска до Тихого океана - Иркутско-Читинской и Хабаровско-Владивостокской. Господь так судил, что скончался архиерей, прошедший путь исповедника, гонимый властями в СССР, в древних Чебоксарах, куда был направлен на служение за три года до смерти... И сегодня прекрасный и древний кафедральный собор Чебоксар является местом упокоения почитаемого Владыки. Хочется сказать несколько слов об этом соборе в связи с судьбой архиерея. Свято–Введенский собор Чебоксар – белый пятиглавый красавец храм с шатровой колокольней 1650–х годов постройки – духовная, архитектурная и историческая жемчужина Чувашии и Поволжья. При владыке Вениамине этот древний кафедральный собор был единственным приходским храмом Чебоксар и два его придела были заняты фондами Краеведческого музея Чувашской республики. В соборе сохранились древние фрески и резные иконостасы. Владыка внес существенный вклад в реставрацию Собора.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре 24.01.2022 1262 Время на чтение 15 минут Фото: из архива автора   Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы   Продолжаем публиковать очерки о жизни архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 – 1976). В данном материале приоткрывается малоизвестная «омская» страница его жизни. С 22 ноября 1956 года по 12 февраля 1958 года Владыка Вениамин был правящим архиереем на Омско-Тюменской церковной кафедре. Этот период был краткосрочным (14,5 месяца), но очень важным. В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР . Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний. Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых. Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинс кой автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря 24.06.2020 1906 Время на чтение 30 минут Архиепископ Вениамин (Новицкий) (1900–1976 гг.) В 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения видного архипастыря Русской Православной Церкви – архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого) (1900–1976 годы жизни). Постриженик Свято-Успенской Почаевской лавры, владыка был значимой фигурой в непростых религиозных процессах на Украине в годы Великой Отечественной войны. Он проявил себя как духовный воин, боровшийся вместе со своими преосвященными собратьями за каноническую чистоту православия на Украине в тех сложных обстоятельствах. Многие наши современники, лично общавшиеся с владыкой, вспоминают о нем как о молитвеннике, прозорливом старце, стойком поборнике канонической чистоты Церкви и пастыре добром. Сложно сосчитать всех людей, удостоившихся стать священниками и архиереями благодаря молитвам, глубокому духовному видению, попечению и покровительству владыки Вениамина в то безбожное советское время. В 1958–1973 годах Вениамин (Новицкий), будучи архиепископом Иркутско-Читинским, управлял и церковной жизнью в Приморье. В 1959 году именно он дал рекомендацию на обучение в Московской духовной семинарии Борису Пушкарю – будущему главе Владивостокской и Приморской митрополии, который принял монашеский постриг с именем Вениамин. В память и благодарность об этом Христовом труженике, по благословению митрополита Вениамина (Пушкаря), и от всех жителей Приморья мы предлагаем вниманию читателей журнала пока первый биографический очерк о Владыке Вениамине (Новицком) – о Почаевском периоде его жизни. Очерк по крупицам составлялся из известных фактов биографии владыки, анализа некоторых доступных фотографий, воспоминаний, биографий людей из ближайшего его окружения. В следующих номерах журнала мы планируем продолжить публикацию этих биографических очерков. 1900 год, Минская область, село Кривичи Раковского уезда, в день преподобного Сергия Радонежского 25 сентября старого стиля в семье протоиерея Василия Дионисьевича Новицкого и матушки Людмилы Николаевны Новицкой родился мальчик Сергей – третий в семье. Всего детей в семье было шестеро – две дочери и четыре сына.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть III. Духовное золото Колымы 24.08.2021 1341 Время на чтение 21 минут Рисунок 1. Епископ Вениамин (Новицкий) после ссылки. 1956 год Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Продолжаем знакомить читателей с жизнеописанием видного пастыря Русской Православной Церкви архиепископа Вениамина (Новицкого), постриженика Свято-Успенской Почаевской лавры, всю свою жизнь посвятившего Церкви и борьбе за чистоту Православия. В 1944 году Владыка был арестован и отправлен в ссылку на Колыму, где провел 12 лет. Этому мученическому периоду его жизни посвящен данный очерк. Через Колыму прошли тысячи невинно осужденных людей, многих из которых, по словам апостола Павла, «весь мир не был достоин» (Евр. 11:37). По рассказам и воспоминаниям светских людей, писателей мы знаем тяжелую физиологию той жизни, знаем ее звериную психологию, знаем о законах ада и власти тьмы там, где в сердцах масс и даже целого народа нет Бога. Но мало осталось свидетельств духовных событий и духовной жизни на Колыме, которую порой называют мученическим «антиминсом России» . Май 1944 года. Остался год до Великой Победы. Волынь и Почаев освобождены Красной армией от оккупантов. В Свято-Успенской Почаевской лавре, под Покровом Божией Матери – как на духовном незыблемом острове среди всех бурь и страшных трагедий военного времени льется неустанная молитва. В эти весенние дни 1944 года вместе с братией молился и епископ Вениамин (Новицкий) – в прошлом архимандрит и наместник лавры. Последние несколько месяцев он занимался пастырскими курсами при лавре, организовывал подготовку будущих священников. Пришел день, когда после богослужения он прощался с обителью и ее святынями, не зная, увидит ли свою родную лавру и братию еще когда-нибудь… «Я разделяю участь Православной Церкви в полной мере…» Период испытаний и страданий для православных не завершился. Из «пламени» фашистского режима, давившего на Церковь, пришлось окунуться в «лед» советских гонений, где Православная Церковь считалась опасной и «контрреволюционной», участие в ней каралось «высшей мерой наказания» или большими сроками заключения.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/24/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Светлый Ангел Петрограда «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным...» О непостижимых подвигах и мученической кончине митрополита Петроградского Вениамина Валерий Филимонов   13:00 12.08.2023 5609 Время на чтение 20 минут 13 августа - День памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова Житие и служение священномученика митрополита Петроградского Вениамина - это ярчайший пример жертвенного служения Христу и ближним даже до смерти, который можно поставить в один ряд со служением таких несравненных светил как священнимученик Игнатий Богоносец, священномученик Поликарп Смирнский и других великих святых первых веков христианства.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть V.II. На Иркутско-Читинской кафедре. Травля и клевета 06.02.2023 1213 Время на чтение 7 минут Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре Часть V. I. На Иркутско-Читинской кафедре (1958 – 1973 гг.). Предлагаем читателям некоторые факты из Иркутского периода жизни известного архиерея Русской Православной Церкви высокопреосвященного Вениамина (Новицкого). К сожалению, это безрадостные факты, свидетельствующие об ожесточенной травле духовенства Русской Православной Церкви в советских СМИ. Не прошло и пяти лет с тех пор, как в 1956-м году владыка вернулся с Колымы, казалось бы, он чудом спасся и все самое страшное осталось позади. Но всем неравнодушным к Христову имени и Христову делу уготованы были врагами Бога и рода человеческого новые страдания и испытания на русской земле. Творцы безбожного государства вновь бросили вызов Небу, заявив, что вскоре Православие исчезнет, для этого им нужно было подчинить себе, а затем уничтожить служителей Христа. Владыка Вениамин с 1961 по 1964 годы подвергался ожесточенной травле и клевете. Далекий 1961 год. Иркутск, зал уголовного суда. Обвиняются четыре человека. Один из них – архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий), с ним ключарь Иркутского кафедрального собора Борис Хршановский. По утверждению обвинения, они закупили крупную партию сырья для производства свечей на епархиальном заводе и вазелиновое масло для храмовых лампад. Бухгалтерские документы епархии, свидетельствующие о закупках, были в порядке. Но утверждалось, что сырье и масло, проданные им, якобы были ворованные. Странно, что в зале суда установлены киноюпитеры, фотокорреспонденты наготове, зал нарочито хорошо освещен. Вошли обвиняемые. Фотографы получили желаемое, сделали исторические кадры. И на следующий день газеты облетает материал: представители Церкви, преданы суду. Писать можно что угодно, какую хочешь клевету, опровержения от имени Церкви пока ни одной епархии в СССР опубликовать не удавалось.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/06/...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский июля/13 августа 1922 Прославлен в 1992 г. Память празднуется 31 июля/13 августа (преставление) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта – 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” ( Откр 1:5 ), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” ( Ин 18:37 ) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” ( 1Пет 1:19 ). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призывал ее разделить с ним чашу страданий: “Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”. Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской ХХ века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса общецерковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.А. Кострюков Глава 11. Русская Церковь в годы Второй мировой войны § 1. Русская Церковь в 1939 –1941 гг. Вторая мировая война укрепила положение Церкви в Советском Союзе. В соответствии с секретным приложением к пакту Молотова – Риббентропа 23 августа 1939 г. Восточная Европа была разделена между Германией и Советским Союзом. Война началась 1 сентября вступлением на территорию Польши германских войск. 17 сентября восточную границу этой страны перешла и Красная армия. Польша как независимое государство перестала существовать. К Советскому Союзу были присоединены обширные территории Западной Украины и Западной Белоруссии со своими епархиями и монастырями. На присоединенной территории было несколько православных иерархов – находившийся на покое архиепископ Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Кременецкий Алексий (Громадский), епископы Полесский Александр (Иноземцев) и Луцкий Поликарп (Сикорский). Все эти иерархи вошли в подчинение Московской Патриархии. Вскоре были совершены и новые хиротонии. Во епископа Пинского был поставлен Вениамин (Новицкий), во епископа Львовского – Пантелеймон (Рудык), во епископа Житомирского – Дамаскин (Малюта). На очереди была Прибалтика. В сентябре 1939 г. советское руководство предложило «Пакт о взаимопомощи» эстонскому правительству. В страну вошла Красная армия, и уже в августе 1940 г. Эстония была присоединена к Советскому Союзу. Одним из активных сторонников идеи о присоединении Эстонской Церкви к Московскому Патриархату был епископ Иоанн (Булин). В марте 1941 г. Эстонская Церковь во главе с митрополитом Александром (Паулусом) воссоединилась с Российской Церковью. Подобным образом дела обстояли и в Латвии. В июне 1940 г. ей был предъявлен ультиматум с требованием отставки правительства и введения в страну советских войск. Опасаясь кровопролития, латвийское правительство выполнило эти требования. Уже 21 июля 1940 г. была провозглашена Латвийская Советская Социалистическая Республика, в августе включенная в состав Советского Союза. Вскоре был решен вопрос и с Латвийской Церковью. Возглавлявший ее митрополит Августин (Петерсон) был принят в Московский Патриархат и сразу ушел на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010