архимандрит Иннокентий (Просвирнин) (05.05.1940–12.07.1994) Жизнеописания История Русской Православной Церкви Церковное искусство Аудиокниги архимандрит Иннокентий (Просвирнин) Церковный историк, археограф, филолог, редактор и педагог. Биография Родился в Омске в православной семье. С 10-летнего возраста начал прислуживать в Омском кафедральном соборе — был алтарником, а затем иподиаконом сначала у епископа Венедикта (Пляскина), позже — у епископа Вениамина (Новицкого). В 1958 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии. Через год после поступления Анатолий был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После службы в армии он вернулся в семинарию и закончил её в 1964 году. В 1963 году Председатель Издательского отдела Московского Патриархата епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) пригласил Анатолия работать в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Научные интересы Анатолия окончательно сложились во время его учёбы в академии в 1964—1968 годах: монашество, старчество, миссионерство, церковные архивы, издательская деятельность Церкви, книжность на Руси с древнейших времен. Свою первую научную работу, диссертацию «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества», за которую был удостоен за степени кандидата богословия, защитил по окончании академии в 1968 году и был оставлен в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви. Одновременно он работал в «Журнале Московской Патриархии», заведуя в нём отделами проповеди и богословия. Хотя его формальное образование ограничилось средней школой и Московской духовной семинарией и академией, познания его были значительными; как отмечал Сигурд Шмидт: «Он обладал счастливым даром находить Учителей и учиться у них — воспринимал так не только тех, с кем непосредственно общался, беседовал или чей жизненный подвиг созерцал воочию, но и тогда, когда мог познакомиться лишь с их нравственным и научным наследием». 4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона, а 22 февраля того же года — во пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная Петроградскому процессу 1922 года 15.03.2022 18:30:38 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 14 марта 2022 года в Музее истории Санкт-Петербургской епархии открылась выставка «Приговор: быть святыми петроградским мученикам...». Экспозиция посвящена 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. На открытии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Экскурсию для почетных гостей провел епархиальный древлехранитель Иван Раевский. В экспозиции — документы и фотоматериалы из архива Санкт-Петербургской епархии, Центрального государственного архива (ЦГА) Санкт-Петербурга (часть из них представлена впервые) и древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Материалы рассказывают о голоде 1921 года, помощи Церкви голодающим, изъятии ценностей из храмов Петрограда. Особое место отведено Петроградскому процессу 1922 года, 100-летие которого отмечается в нынешнем году, и судьбе приговоренных на этом процессе к расстрелу, а затем прославленных митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Иван Раевский поблагодарил главного архивиста ЦГА Санкт-Петербурга Михаила Шкаровского за предоставленные материалы и рассказал предысторию Петроградского процесса. В 1921 году случилась засуха, был неурожай, начался голод. Ситуацию усугубило то, что в результате продразверстки у крестьян был отобран посевной фонд. Патриарх  Московский и всея Руси Тихон обратился к Папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и другим церковным деятелям за рубежом с просьбой помочь голодающим. Но советская власть не была заинтересована в помощи верующих: наоборот, голод предполагалось использовать для борьбы с Церковью. Был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Текст был довольно лояльным: при изъятии ценностей призывали не отнимать последнее, с икон снимать драгоценные оклады, а сами иконы оставлять. Но на местах это не исполнялось, имущество многих храмов было разграблено, ценные предметы оказывались в музеях — так, рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры поступила в Эрмитаж, где хранится до сих пор. Первыми изъяли ценности из храма при Консерватории. Позже верующим разрешили выкупать изделия, и многие предметы были спасены.

http://radonezh.ru/2022/03/15/v-sankt-pe...

В Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная Петроградскому процессу 1922 года Санкт-Петербург, 15 марта 2022 г.      14 марта 2022 года в Музее истории Санкт-Петербургской епархии открылась выставка «Приговор: быть святыми петроградским мученикам...». Экспозиция посвящена 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. На открытии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Экскурсию для почетных гостей провел епархиальный древлехранитель Иван Раевский, сообщает Патриархия.ru . В экспозиции — документы и фотоматериалы из архива Санкт-Петербургской епархии, Центрального государственного архива (ЦГА) Санкт-Петербурга (часть из них представлена впервые) и древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Материалы рассказывают о голоде 1921 года, помощи Церкви голодающим, изъятии ценностей из храмов Петрограда. Особое место отведено Петроградскому процессу 1922 года, 100-летие которого отмечается в нынешнем году, и судьбе приговоренных на этом процессе к расстрелу, а затем прославленных митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Иван Раевский поблагодарил главного архивиста ЦГА Санкт-Петербурга Михаила Шкаровского за предоставленные материалы и рассказал предысторию Петроградского процесса. В 1921 году случилась засуха, был неурожай, начался голод. Ситуацию усугубило то, что в результате продразверстки у крестьян был отобран посевной фонд. Патриарх Московский и всея Руси Тихон обратился к Папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и другим церковным деятелям за рубежом с просьбой помочь голодающим. Но советская власть не была заинтересована в помощи верующих: наоборот, голод предполагалось использовать для борьбы с Церковью. Был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Текст был довольно лояльным: при изъятии ценностей призывали не отнимать последнее, с икон снимать драгоценные оклады, а сами иконы оставлять. Но на местах это не исполнялось, имущество многих храмов было разграблено, ценные предметы оказывались в музеях — так, рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры поступила в Эрмитаж, где хранится до сих пор. Первыми изъяли ценности из храма при Консерватории. Позже верующим разрешили выкупать изделия, и многие предметы были спасены.

http://pravoslavie.ru/145172.html

Закрыть Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Глава VI. Служение архиепископа Вениамина в Чувашии (1973 – 1976 годы) Владислава Романова   03:20 16.11.2023 266 Время на чтение 25 минут Фото: Архиепископ Вениамин (Новицкий) в 1970-е годы Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Свято-Введенский собор Чебоксар - место упокоения архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре Часть V. I. На Иркутско-Читинской кафедре (1958 – 1973 гг.). Часть V.II. На Иркутско-Читинской кафедре. Травля и клевета Центр «Берег Рус» завершает цикл публикаций о выдающемся архиерее Русской Православной Церкви архиепископе Вениамине (Новицком) в журнале «Берег России» и на «Русской Народной линии». Длительное время мы изучали малоизвестные страницы жизни архиерея и делились своими находками с теми, кому дорога память этого подвижника. Новый материал посвящен трехлетнему пребыванию Владыки на Чебоксарской и Чувашской кафедре и кончине праведника. В настоящее время Центром «Берег Рус» уже подготовлена к печати книга об архиепископе Вениамине (Новицком), содержащая значительно больший объем биографических материалов об этом архипастыре, духовном подвижнике и исповеднике Христовом. Во время архипастырского путешествия в Амурскую область Владыка получил известие о результатах заседания Синода 31 мая 1973 года и переводе его на Чувашскую кафедру. 15 июня 1973 года, через две недели после решения Синода он прибыл на место своего служения в Чебоксары. Первая служба, которую отслужил Владыка в кафедральном соборе города, пришлась на праздник Святой Троицы. Чебоксары встретили архиерея во всей красе: река Волга, город, утопающий в зелени, прекрасный старинный Введенский собор, украшенный березками. Верующие и пастыри прекрасно приняли и полюбили Владыку. В 1976 году в Чувашской епархии было 35 храмов. С формальной точки зрения это даже больше чем в Иркутской и Хабаровской епархиях, где до самого побережья Тихого океана духовными маяками были 26 церквей в крупных городах и поселках (больше безбожники открывать не разрешали). Но при 35 церквях в Чувашии, большей частью сельских, в Чебоксарах действовал на весь город лишь один Введенский собор, к тому же приделы его были заняты фондами музея. В том же Иркутске действующих храмов было три. В Чувашии работал один уполномоченный Громов П.К., ранее Владыка работал с семью уполномоченными и на пастырские поездки по Сибири уходило несколько месяцев.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 5, 2010 год УРОКИ ПАМЯТИ Истоки Победы — в христианской жертвенности, — считает президент Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград, председатель Союза юных участников обороны Ленинграда Юрий Колосов. Беседу с ним в преддверии 65-летия Великой Победы мы начали с его родословной. Дело в том, что Юрий Иванович — внук «святого профессора», новомученика Юрия Новицкого, преподавателя юридического факультета Ленинградского университета. На уголовном процессе 1920-х годов, по которому проходило более 80 человек во главе со священномучеником митрополитом Вениамином Петроградским, Новицкий взял на себя «вину» будущего митрополита Григория (Чукова), попал в десятку приговоренных к высшей мере и тем спас друга от смерти. А дочери сказал так: пусть расстреляют меня, ведь у священника много детей. — Юрий Иванович, в Ваших работах нередко говорится о том, что человек способен любить Родину, только опираясь на память предков. Расскажите о своем роде. — Это дворянский род, ему уже более 500 лет. У него есть герб, под которым написано «Честь и совесть — прежде всего». Мои предки были близко знакомы с Гоголем, история нашего семейства частично изложена в повести «Тарас Бульба». Только судьба сыновей — прототипов Остапа и Андрия — сложилась по-другому. Младший вернулся к отцу, просил прощения у него и императора Петра I. И был прощен. Царь отправил его «поднимать» Сибирь, с тех пор там много Новицких, а мой предок написал первое историческое исследование о Сибири. Родился я в семье заместителя директора (по-современному — проректора) Лесотехнической академии Ивана Колосова. Его ценил Сергей Киров, благодаря которому отец был спасен от репрессий. Подружились они на почве обоюдной привязанности к охоте. Отец был прекрасным стрелком, мастером спорта по стендовой стрельбе, основал секцию этого вида спорта в нашем городе. И я с малых лет научился стрелять, что сыграло важную роль в моей жизни.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/5/74...

Протопресвитер Матфей Стаднюк: «Находиться рядом с Его Святейшеством — большая ответственность, но и большая радость...» 22 вересня 2005 р. 15:15 Протопресвитер Матфей Стаднюк родился в 1925 году в селе Залесцы, расположенном в восьми километрах от Почаевской Успенской Лавры. Мама будущего пастыря Анна Демьяновна постоянно водила мальчика на богослужения в обитель, славную своими духоносными подвижниками и великими святынями. Благодатная молитвенная атмосфера Почаевской лавры взрастила не одного пастыря Церкви Христовой: как рассказал отец Матфей, только из его села вышло около ста пятидесяти священнослужителей. Священниками стали и два его родных брата — третий погиб на войне. Примечательно, что земляком будущего протопресвитера был архидиакон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Андрей Мазур: их дома отстояли один от другого всего на три километра. В 1942 году в возрасте 16 лет Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской лавре. Время было трудное. Украина находилась под немецкой оккупацией и положение верующих было очень непростым. «Нам всем было известно, — говорит отец Матфей, — что, демонстрируя внешнюю лояльность к Православной Церкви, немцы на деле, не стесняясь в средствах, активно вмешивались в ее дела, стремились проводить свою политику. Они убили митрополита Алексия (Громадского), который являлся сторонником сохранения канонического единства Православной Церкви на Украине с Московским Патриархатом. Мы, учащиеся пастырских курсов, жили трудно, в голоде и холоде, ютясь в брошенных домах, где порой не было стекол в окнах, но учились с большим энтузиазмом и усердием». Ректор курсов архимандрит Вениамин (Новицкий), будущий архиепископ Чебоксарский и Чувашский, по-отечески заботился о своих питомцах и, как мог, поддерживал их. На пастырских курсах Матфей Стаднюк проучился два года. Затем стал псаломщиком, а в марте 1945 года епископом Кременецким Иовом (Кресовичем, † 1977) был рукоположен в диакона. Ему тогда было всего девятнадцать лет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201925...

Русская Православная Церковь ХХ век 14 июля 1921 год — Православные архиереи Украины подписали Обращение Собора епископов Украины к верующим украинцам с призывом не признавать решений «Украинского церковного собора Киевщины» (22—26 мая). 1923 год — Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в храме во имя святых Космы и Дамиана на Полянке. 1934 год — Был арестован митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), а 2 декабря осужден Особым совещанием при НКВД СССР на три года ссылки в Казахстан. 1934 год — Скончался митрополит Трифон (Туркестанов). Предсмертная молитва владыки Трифона: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Пречистыя Твоея Матери, святых Ангелов Хранителей наших и всех святых приими мою усердную молитву за всех моих чад духовных, живых и мертвых. Приими молитву за всех благотворящих мне, милующих и даруй всем милость Твою великую: живых соблюди в мире и благосостоянии, усопшим даруй вечный покой и бесконечные радости. Господи, Боже мой, видишь Ты искренность молитвы моей, яко ничимже могу возблагодарить их, токмо сей усердной моей молитвой. Приими же сия словеса моя, яко дело благотворения, и помилуй всех нас». 1955 год — Последовал указ Президиума Верховного Совета СССР об условно досрочном освобождении отсидевших две трети срока и престарелых заключенных. В соответствии с указом многие священники стали писать прошения Святейшему Патриарху о ходатайстве перед властями с просьбой учесть почтенный возраст. К маю 1955 г. предстоятель Русской Церкви сумел выхлопотать освобождение епископа Вениамина (Новицкого) и быстро назначил его на кафедру в Саратов. В ноябре — декабре того же года получили свободу епископ Мануил (Лемешевский) и митрополит Нестор (Анисимов). Среди освобожденных из лагерей были епископы Афанасий (Сахаров), Николай (Муравьев-Уральский) и многие другие архиереи и священники. Выживших в лагерях и тюрьмах священнослужителей стали выпускать на свободу вначале по амнистии, а затем и по реабилитации. В 1956 г. 293 освобожденных из лагерей священнослужителя вновь стали служить в храмах.

http://pravoslavie.ru/5512.html

У круглий присвячений Петроградського процесу новомученика Новицького 5 2021 р. 15:41 2 апреля 2021 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии в рамках деятельности Общества по изучению церковного права («Барсовское общество») и Исторического общества духовной школы состоялся круглый стол, посвященный грядущему 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого. Мероприятие было организовано совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом. В 2022 году исполняется 100-летие Петроградского процесса — дела против православного духовенства и мирян в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Результатом процесса стал расстрел четверых обвиняемых: митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), юрисконсульта Александро-Невской лавры Ивана Михайловича Ковшарова и профессора Петроградского университета Юрия Петровича Новицкого. Этот приговор был отменен постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 октября 1990 года, а уже через два года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил подвижников к лику святых. Встреча прошла в очно-дистанционном формате. Модераторами круглого стола, который по традиции прошел в неформальной обстановке «ученого чаепития», выступили проректор по научно-богословской работе духовной академии, доцент кафедры церковной истории протоиерей Константин Костромин и директор Издательства СПбДА, секретарь «Барсовского общества» Д.В. Волужков. Перед началом мероприятия протоиерей Константин Костромин поприветствовал собравшихся и выразил признательность докладчикам из Института истории Санкт-Петербургского государственного университета за совместную научную деятельность духовного и светского учебных заведений. Первым с сообщением «Юрий Петрович Новицкий: опыт написания биографии канонизированного ученого и педагога» выступил кандидат исторических наук, ассистент Института истории СПбГУ И.В. Петров. Он рассказал о предстоящих мероприятиях 2022 года, посвященных 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого: проведении отдельной секции в рамках II международного Петербургского исторического форума, выпуске альбома о жизни и трудах святого и монографии, связанной с историей защитников Русской Православной Церкви из среды профессорско-преподавательской корпорации.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5794969...

Вениамин (Новицкий), архиепископ Будущий архиепископ Вениамин (в миру Сергей Васильевич Новицкий) родился 25 сентября 1900 г. в с. Кривичи Минской губ. В августе 1928 г. поступил в число братии Успенской Почаевской лавры. Принял монашеский постриг, в том же году пострижен в мантию, рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Окончил православный богословский факультет Варшавского университета. С 1934 г. архимандрит. С 1936 г. настоятель церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы во Львове; благочинный православных приходов Галиции. С июля 1937 г. состоял в числе братии Успенской Почаевской лавры. В декабре 1937 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Об изменяемости канонов Православной Церкви». 15 июля 1941 г. хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии (в кафедральном соборе г. Луцка); хиротонию возглавлял митрополит Киевский Николай (Ярушевич) . Имел местопребывание в Успенской Почаевской лавре. С июня 1941 по 1943 г. находился на оккупированной немцами территории; вошел в состав епископата Автономной Украинской Православной Церкви. В августе 1945 г. Собором епископов 1942 г. Автономной Украинской Православной Церкви был избран епископом Полтавским и Лубненским. В сентябре 1943 г. при отступлении немцев из Полтавы возвратился в Успенскую Почаевскую лавру. В 1944 г. по вызову властей приехал в Киев и там был арестован. В 1945–1956 гг. в заключении в лагере на Колыме. 30 сентября 1956 г. участвовал в богослужении в Свято-Троицкой Сергиевой лавре вместе с епископом Афанасием. С 22 ноября 1956 г. епископ Омский и Тюменский. С 1958 г. архиепископ. С 21 февраля 1958 г. архиепископ Иркутский и Читинский; в. у. Хабаровской и Владивостокской епархией. С 31 мая 1973 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. 14 октября 1976 г. скончался в Чебоксарах. 1. 2 апреля 1957 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Журбенко Федор Иосифович ЦИА ПСТГУ Будущий «архиепископ» так называемой Русской Истинно-Православной Церкви – Федор Иосифович Журбенко родился 10 февраля 1931 г. на хуторе Любович (ныне Валуйский р-н Белгородской обл.). Был арестован в 1950 г. по обвинению в участии в антисоветской организации. Приговорен к 10 годам лишения свободы. По его словам из письма, был пострижен в мантию «епископом» Антонием (Голынским) 464 в тюрьме с именем Феодосий. Отпущен досрочно. Жил в Майкопе, затем поступил послушником в Глинскую пустынь. В октябре 1956 г. обратился к святителю Афанасию с просьбой не оставить его и других членов тайной общины духовным попечением. В ответ епископ прислал свое известное «Письмо к чадам», в котором благословлял переходить под омофор Московской Патриархии. Это письмо вызвало бурю сомнений, которые отражены в письмах Ф. И. Журбенко этого периода. Святитель Афанасий, как явствует из писем, монашеского пострига Ф. И. Журбенко не признал каноничным и даже, по-видимому, не подтвердил каноничности и иночества, которое, по различным позднейшим источникам, якобы совершил старец Феодосий 465 . В 1958 г. Журбенко стал подписываться «Феодор», а не инок «Феодосий». По благословению архиепископа РПЦЗ Леонтия (Филипповича) в 1971 г. был тайно рукоположен как мирянин Федор во диакона и священника архиепископом Русской Православной Церкви Вениамином (Новицким). Легально служил в Читинской епархии в течение двух лет. Опасаясь преследований, перешел на нелегальное положение. Служил в тайных общинах. 31 января 1975 г. принял монашеский постриг с именем Лазарь. 12 апреля 1980 г. обратился к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой о принятии в клир РПЦЗ. 11 января 1981 г. архиепископом Женевским Антонием (Бартошевичем) заочно зачислен в штат Западно-Европейской епархии РПЦЗ и возведен в сан архимандрита. 10 мая 1982 г. епископ Варнава (Прокофьев) по постановлению Архиерейского Синода РПЦЗ единолично рукоположил его в епископский сан для окормления «российских истинноправославных христиан», находящихся в юрисдикции РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010