Гораздо больше сохранилось информации об основных постройках Сретенского Кашинского монастыря. Так, в 1630 году в обители был возведен деревянный шатровый соборный храм, чуть позже – церкви Анастасии Римлянки и Рождества святого пророка Иоанна Предтечи, а также шестигранная шатровая звонница. Женский Сретенский монастырь в Кашине. Вход в дом, где жила великая княгиня Елизавета Федоровна в 1909 году. Фото Прокудина-Горского С. М. 1910 г. Первый каменный собор в честь праздника Сретения Господня был возведен в 1688–1692 годах на площади с двумя прилегающими к ней прудами. Он был построен ктиторами (попечителями) дьяконом Василием Бреховым и окольничим Федором Зыковым. В 1693 году была возведена также и каменная колокольня. По архитектуре Сретенский собор представлял собой бесстолпный четверик с сомкнутым сводом. Здание было декорировано поясом кокошников и завершено пятью декоративными главами. По бокам находились два придела. Позднее собор неоднократно перестраивался и обрастал различными архитектурными слоями. В 1790 году при здании были построены теплая (зимняя) церковь-трапезная, а также четырехъярусная колокольня с небольшим шпилем. В 1890–1891 годах Сретенский собор масштабно реставрировался в последний раз. Руководил реставрационными работами инженер Федор Малиновский. В целом же весь архитектурный ансамбль обители рос постепенно. Например, известно, что наибольшее число построек на его территории было возведено в XIX веке. К сожалению, до наших дней дошла лишь самая малая часть некогда крупного комплекса. Частично сохранилась Входоиерусалимская церковь (1777–1789), которая, правда, стояла вне стен монастыря. После революционной смуты 1917 года ее закрыли, а в 1936 году в здание переехал историко-археологический музей – благодаря этому и удалось сохранить церковь. Также частично сохранились еще некоторые здания – например, настоятельский корпус и кельи. Что касается святынь Сретенского монастыря, то в свое время в нем находились: образ святого Георгия (дар князя Георгия Кашинского при основании обители), греческая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», чудотворная икона Богородицы «Страстная», а также образ Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://foma.ru/sretenskiy-monastyir-na-t...

Ни имени жертвователя, ни времени устройства этих риз по церковным документам не значится 114 . В 1868 году поставлены две хоругви с иконами Воздвижения, Успения, св. Николая и св. Марии Магдалины в серебряных-вызолоченных рамах, на средства пот. поч. граж. Дмитрия Николаевича Арбузова. Совне церковь также тщательно поддерживалась: между другими работами отметим железные на чугунных подставах зонты, сделанные в 1866 г. у обеих входных дверей, и чугунные же двустворчатые двери при входе на лестницу верхнего храма 115 . Нижняя церковь теплая, с низким сводом, требует частого поновления живописи и позолоты. В восьмидесятых годах, при церковном старосте Николае Ивановиче Канатчикове, на средства частью церковные, частью на собранные им, нижняя церковь вновь расписана, иконостасы промыты и по местам вызолочены, переделаны печи и в трапезе поставлены два художественно исполненных резных сплошь вызолоченных киота, в которых помещены иконы Иверская и Знамения Абалакская 116 . В верхней церкви, со времени освящения приделов, крупного ремонта не было. Обширный, величественный храм, с старинным гладким сплошь вызолоченным иконостасом, с древними иконами, со стенами, сплошь покрытыми живописными священными изображениями и орнаментами, от времени потемневшими, требует дорого стоящего ремонта. Когда, в 1890 году, на должность церковного старосты вступил Виктор Николаевич Пастухов, он имел намерение произвести капитальный внутренний ремонт верхнего храма, пригласив к участию в этом деле и других желающих из прихожан. Но, при осмотре архитектором Зыковым здания храма, оказались необходимыми большие предварительные работы по заделанию трещин в стенах и укреплению нижней части здания. Около восточной стены, на которой оказались особенно велики и многочисленны трещины, н частью около южной было вынуто более 200 куб. аршин земли до твердого грунта, укреплен новым кирпичом на цементе фундамент, трещины забраны с обеих сторон и скреплены лопнувшие связи. Работы, обошедшиеся г. Пастухову более тысячи руб. 117 , продолжались все летнее время 1890 года. В следующем году Виктор Николаевич оставил должность церковного старосты, и задуманный им ремонт верхнего храма не состоялся, но на его же средства произведен ремонт с внешней стороны: исправлена крыша и штукатурка, стены покрыты серой клеевой краской, а колонны н карнизы выбелены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Печатать и распространять книги о расколе необходимо и, попа имеем возможность, станем при помощи Божией делать это. Присланные о. Филаретом статьи я уже отдал цензору, и они, надеюсь, скоро будут возвращены от него. Особенно рад я, что будет напечатан лист о перстосложении. Его необходимо напечатать и книжкой в принятом у нас формате 55 . Ваши статьи тоже, мне кажется, нужно напечатать в этом формате, чтобы братские издания можно было узнавать и по наружности. Кое-какие замечания мои сообщаю о.Филарету. Слова о братской церкви, сказанные на братском празднике, я помню. Если бы печальные события в семействе не отвлекли меня от всяких дел, я не замедлил бы сделать, что требовалось. Однако теперь, рассудив спокойнее и приняв во внимание, что от высшей власти пока еще не видим мы особенно деятельного участия в положении нашего Братства и что с лицом, предложившим нам свое посредство, она находится, как слышно, не в особенно хороших отношениях, я полагаю, что лучше не спешить делом о церкви и не прибегать к изъявленному посредству. Это, впрочем, мое мнение; a затем как угодно Совету. Сердечно благодарю вас за память о 30-м числе марта. Я очень утешен был , что и 31-го числа, в сороковой день по кончине моего незабвенного сына, мог помянуть его за литургией: сам преосвященный Алексий не отказал доставить мне это утешение. Да вознаградит его Господь за его участие! Он и посетил нас сетующих . «А здравие в моей семье все не водворяется. Жена простудилась и сильно кашляет; дети тоже не здоровы. Вам желаю и здравия и благоденствия, а о нас болящих и сетующих просим помолиться». Вслед за этим письмом я отправил к о. Павлу полученные от цензора, одобренные для печатания, статьи, в том числе его собственную: «Замечания на сделанное Зыковым (известным беспоповщинским лжеучителем ) описание беседы, происходившей у А.В.Смирнова 56 . 3-го апреля о. Павел отвечал мне : «Много и много благодарю вас за исправление статьи в ответ Зыкову. Вы по этому делу развязали мне руки. О братской церкви я вполне согласен с вашим мнением .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Понизовье. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова , Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) , Рождества Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1830. Год утраты:Не установлен. Адрес: Калужская обл., Спас-Деменский район, с. Понизовье Координаты: 54.267084, 34.064155 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Воскресения Христова (село Понизовье) Деревянное здание церкви было разобрано и перенесено в село Снопот. В каменном исполнении построено в 1830 году владельцем с. Понизовье капитаном А.В. Зыковым. Трехпрестольный главный храм во имя Обновления Храма Воскресения Христова, память 13/26 сентября, Славущее Воскресенье - второй придел и в честь Рождества Пресвятой Богородицы, память 9/22 мая и 6/19 декабря. За алтарем храма была установлена памятная доска в честь А.В. Зыкова, а на ней надпись: " Строителю храма сего " . Храм закрыт постановлением областного исполнительного комитета от 05.10.1937 г. В приходе имелось две школы знаний. Церковное здание не уцелело, что с ним случилось, людская память не сохранила. По метрическим книгам установлено, что в различные годы в храме служили священники: о. Иоанн Аравийский, о. Михаил Честяков, о. Василий Попов, о. Петр Черницкий, о. Александр Рождественский, дьяконы Сергей Цветков, Петр Лазаревский, псаломщики Владимир Беляев, Иоанн Румянцев, Александр Беляев. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45664

Мы полагаем, что и рассматриваемая тетрадка написана и распространяется по наставлению этого же закоренелого лжеучителя – Зыкова, если только не им самим и составлена. Между тем этою тетрадкою уже воспользовались и пользуются даже поповцы австрийского согласия, в подобных случаях забывающие о своей непримиримой вражде к беглопоповцам и в беспоповцам, всегда заодно с ними действующие в нападениях и клеветах на церковь : в заграничной газете их, как нам сообщают, уже явилась новая гнусная статья Мельникова о св. Феодосии, где он проповедует, что вместо мощей лежит в гробнице деревянная кукла, и ссылается именно на свидетельство старообрядца, который прикладывался к руке мнимого Феодосия и нашел ее твердою, как дерево. А всего примечательнее следующее обстоятельство: «Владимир Алексеев Седов, крестьянин д. Борковой, наставник и уставщик беглопоповского согласия, Андрей Кузмин Володин, крестьянин д. Песочной, уставщик Поморского беспоповского согласия, и Федор Кудасов», значатся в ряду тех старообрядцев которые письменным, формальным «актом» засвидетельствовали «пред Богом и людьми», что «собственными очами видели св. мощи угодника Феодосия, лобзали своими устами нетленные руки святителя, осязали ноги его, и воистину уверовали и убедились, что мощи св. угодника почивают во гробе», что он, Василий Алексеев Седов, и Федор Кудасов даже собственноручно подписались, как грамотные, за себя и за товарищей под этим формальным актом. Где же правда? Когда говорили её раскольники? – тогда ли, как «пред Богом и людьми» свидетельствовали о действительном нетлении мощей св. Феодосия и о вере своей в его действительную святость, подкрепив это свидетельство собственноручной подписью, или теперь, когда в угоду Зыковым и Мельниковым пишут, что возвратились из Чернигова «еще более убежденными в неправде» греко-российской церкви, и распространяют о том тетрадки на славу и подкрепление раскола, на удержание в нем тех старообрядцев, которые поколебались известиями о новом проявлении благодати Божией в православной российской церкви? В приведенном примере как нельзя лучше выразился характер наших именуемых старообрядцев, для которых честность, искренность и справедливость – пустые слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

На следующий день, по предложению протоиерея Александра Поникарова, съезд послал следующую телеграмму Епископу Аверкию: «Москва. Донской монастырь, Митрополиту Петру, для передачи Епископу Аверкию: Волынский епархиальный съезд духовенства и мирян приветствует Епископа Аверкия, считая его по-прежнему своим епархиальным архиереем. Съезд посылает своего делегата для доклада о постановлениях съезда» 364 . Делегатом был избран протоиерей Александр Поникаров, который сразу же после окончания съезда выехал в Москву к Епископу Аверкию 365 . На доклад протоиерея Александра Поникарова о постановлениях съезда Епископ Аверкий наложил следующую резолюцию: «Если Преосв. Максим и Е. У. найдут возможным совместную работу на основах положения дела in statu guo ante – то продолжение их деятельности на этих началах благословляется. Лично возвращусь, если благословит Господь, как только можно будет выехать отсюда» 366 . Кроме того, Владыка Аверкий написал Епископу Максиму личное письмо, которое передал через того же протоиерея Александра Поникарова 367 . В начале 1925 года в Житомир приезжает уже в сане архимандрита о. Аркадий (Остальский) . Он с сердечной болью узнаёт о случившемся. Архимандрит Аркадий и его единомышленники, священники и миряне, убеждают Епископа Максима ничего не иметь общего с обновленцами. 15 января о. Аркадий подарил свою фотографию с автографом протоиерею Иосифу Вацатко. Под фотографией архимандрит Аркадий написал: «Дорогому другу и сокурснику отцу Иосифу Вацатко на молитвенную память. «В мире скорбны будете; но дерзайте, ибо Я победил мир». С любовью Архимандрит Аркадий» 368 . 21 января архимандрит Аркадий такую же фотографию подарил Сергею Александровичу и Вере Тимофеевне Зыковым и Вере Глебовне Малевич (её называли – «Вавка»). Под этой фотографией о. Аркадий написал: " На молитвенную память Сергейке, Вере и Вавке. Пусть наши скорби велики, но награды, какие нам за них обещаны, несравненно больше. Неужели мы откажемся потерпеть малое, чтобы не получить большого?

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Мытищи. Церковь Донской иконы Божией Матери в Перловке (старая). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Перловка - одно из самых старых подмосковных дачных мест. По преданию, первые дачи здесь были построены чаеторговцем Василием Алексеевичем Перловым. Он основал чайную фирму " В. Перлов с сыновьями " . В 1887 г. праздновалось 100-летие фирмы, к юбилею Перловы были возведены в потомственное дворянство. Девиз на их гербе - " Честь в труде " . В Перловке в 1880-х гг. в насчитывалось около 80 дач. В конце XIX в. посёлок был благоустроен, здесь имелись почта, телеграф, лавки, летний театр, в котором гастролировали московские труппы. В октябре 1895 г. у ст. Перловской состоялась закладка храма Донской иконы Божией Матери. Он строился на средства Ивана и Николая Семеновичей Перловых и был спроектирован архитектором Петром Павловичем Зыковым. 6 мая 1897 г., в день рождения Николая II, храм был освящён, телеграмму об этом Н. Перлов послал на имя императора. По окончании богослужения приглашённым, среди которых были начальник Московской губернии гофмейстер А.Г. Булыгин, генерал-майор граф В.Ф. Келлер, председатель правления Ярославской железной дороги Савва Иванович Мамонтов предложили завтрак, сервированный в здании театра, тоже построенного братьями Перловыми. В конце 1930-х гг. храм был закрыт, вовремя войны перестроен в жилой дом. Потом жильцов выселили, заброшенное здание стали разбирать на материал. К началу 1980-х гг. остался только фундамент. В 1994 г. зарегистрирована община храма Донской иконы Божией Матери, начались подготовительные работы по его восстановлению. У станции Перловская общиной храма строится Православный культурно-просветительский центр с домовым храмом Святой Троицы. Из книги: Храмы Мытищинского района, сост. свящ. Олег Пэнэжко. Ликино-Дулево, 2002. Церковь Донской иконы Божией Матери в Перловке 6 мая 1897 г.было совершено освящение храма. Храм Донской иконы Божией Матери Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 годах. Здание храма перестало существовать в начале 1980-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=41858

490 См. брош. «Замечания арх. Павла, на сделанное Зыковым описание их беседы». Москва. 1880 г. 17–18. 491 Стоит примечания, что и эта мысль, т. е. о ересях церкви великороссийской доказывается беспоповцами с большим трудом и натяжками. На вопрос: какие ереси, т. е. учение, противное установленным на вселенских соборах догматам, содержит церковь российская. Они указывают на мнимые обрядовые новшества, неправильно делая определение ереси, как «нарушение отеческих преданий» (Мечь дух. л. 137), а не как содержание иной, чуждой веры (1-е прав. Вас. вел.). Некоторые же иногда прямо отказываются указать какие–либо ереси. Собр. соч. арх. Павла, ч. 1, стр. 60. 500 Там же, л. 312, 316 об. и 313 об. Снес. Иоан. зач. 1 и 8; Деян. апост. зач. 6; Галат, зач. 208. 503 Состав 2, гл. 3, рукоп. акад. библ. 744, л. 101. Цитуемая рукопись написана в 1637 г. в Соловецком монастыре. Греческий текст правил Матфеевых издан в Патрологии Migne гл. 144 и 145. Иеромонах Матфей Властарь жил XIV в. На южно-славянский язык правила Матфеевы были переведены еще при жизни самого Матфея, в 1342 году. Второй перевод, более известный, сделан в 1542 г. См. Розенк. о Кормчей, стр. 182. 509 Тактикон, слово 28, л. 126. Почаев. 1795 г. Преп. Никон жил в XI в. и был игуменом Черной горы, – монастыря, находящегося в Антиохии. Он оставил после себя две книги, изданные в славянском переводе: Пандекты и Тактикон. Пандекты состоят из 63-х слов или глав, заключающих наставления о нравственной жизни вообще и преимущественно монахов. Каждое слово заключает в себе, главным образок, выписки из сочинений отцев церкви: Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Ионна Лествичника, Феодора Студина и многих других, а также и правила апостольские и соборные. Тактикон заключает 40 слов. Обе книги напечатаны в 1795 г. в Почаеве; но в славянских рукописях они известны были в глубокой древности. Пандекты сохранились в списках XIII и даже XII в. (см. «Свед. о малоизв. памяти.» Срезневского, стр. 217–296). Автор «Обзора древне-русских сочинений против латин» (XI–XV в), на основании сохранившихся рукописей, полагает, что Тактикон стал известен в славянском переводе с XIV в. Рецензент этой книги, проф. Павлов находит такое мнение неосновательным, и думает, что Тактикон был переведен ранее, и, может быть, в разное время, оставляя, впрочем, этот вопрос открытым, стр. 85. (Кроме поименованных сочинений, о книгах преп. Никона см. в Опис. рукп. синод. библ. отд. II, ч. 3, стр. 28–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Церковь представляла собой каменное одноэтажное здание с трехъярусной колокольней высотой 51 метр. На верхнем ярусе колокольни находились «боевые часы» с пятью колоколами. В среднем ярусе было установлено девять колоколов, в том числе колокол весом в 560 пудов. Алтарь, купола, кресты церкви, и даже некоторые колокола были позолоченными, а пол выложен мраморными и чугунными плитами. Расположение храма было выбрано таким образом, чтобы он был виден из любой точки посёлка. На долгие 60 лет Входо-Иерусалимская церковь стала единственным храмом в Нижнетагильском заводе.  В алтаре храма находились литургийные сосуды и напрестольный крест, отлитые из чистого золота, общей стоимостью почти 60 тысяч рублей. И Никита Акинфиевич, и все последующие Демидовы постоянно старались приумножить красоту в величие Входо-Иерусалимской церкви. Изделия из золота и платины, добытых на демидовских приисках, украшенные уральскими самоцветами, серебряные кубки, оклады и прочие «предметы и богослужебные принадлежности» поступали в храм регулярно. Кстати, жертвовали для «первой и главной церкви» не только Демидовы, но также тагильские купцы, приказчики и управляющие. Так, Дмитрий Васильевич Белов преподнёс в дар храму «чистаго золота крест весом 1 фунт и 18,5 золотников». Отдельное восхищение у посетителей церкви вызывали чугунные скульптуры на библейские темы и иконостас Входо-Иерусалимского собора. Всё художественное литьё церкви было изготовлено мастером Осипом Шталмеером и его учеником Тимофеем Ярулиным (Сизовым). Они же (а после отъезда Шталмеера, Ярулин-Сизов самостоятельно) занимались изготовлением иконостаса и плит для пола. А все иконы для иконостаса Входо-Иерусалимского собора были написаны в Петербурге мастерами Федором Зыковым и Федором Дворниковым. Позднее в приходе Входо-Иерусалимской церкви появилась церковь Иоанна Предтечи, которая была построена в 1868 году на Сухоложском кладбище (теперь на этом месте находятся коксовые батареи 9 и 10). А годом ранее было получено разрешение на постройку каменной часовни в память избавления от гибели императора Александра II. Часовню эту на свои средства выстроил на Александровской (Базарной) площади тагильский торговец мукой Пермяков. «Пермяковская» часовня также была отнесена к приходу Входо-Иерусалимского собора.

http://sobory.ru/article/?object=35979

Кашин. Сретенский монастырь. Собор Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты В 1630 году в Сретенской обители построили деревянный шатровый соборный храм, затем - теплую клетскую с трапезой церковь Анастасии Римлянки и Рождества Иоанна Предтечи, а также шестигранную шатровую звонницу. Первое каменное сооружение ансамбля - Сретенский собор - было воздвигнуто в 1688 - 1692 годах ктиторами дьяком Василием Бреховым и окольничим Федором Зыковым. В 1693 году выстроили каменную колокольню. Собор занял место в оптическом центре комплекса - на площади с двумя прудами. Здание принадлежало к тому же типу, что и Успенский собор «града». Основной бесстолпный четверик с сомкнутым сводом был декорирован поясом кокошников и завершен пятью декоративными главами. С боков к нему примыкали приделы. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось и обрастало многослойными напластованиями. В 1790 году появились теплая церковь-трапезная и четырехъярусная колокольня с небольшим шпилем. От нее уцелел только нижний ярус с высоким арочным проемом, лучковым завершением и врезными белокаменными квадрами, ограненными «бриллиантовым» рустом. Приделы и прямоугольный алтарный выступ дошли до нас в обработке, характерной для раннего классицизма, с простыми рамками наличников, утяжеленных профилированными сандриками, и мелким зубчатым поясом под карнизом. Последняя крупная реконструкциЯ собора проводилась в 1890 - 1891 годах по проекту гражданского инженера Ф.Н. Малиновского. В трапезной были установлены четыре столба и устроены хоры. Фасады приобрели новый облик, выдержанный в стереотипных, засушенных формах «русского стиля». Мотив килевидного кокошника - одного из внешних атрибутов этого архитектурного направления - варьируется в рисунке наличников, в очертании профилированных тяг, в завершении крупных «закомар». Одновременно была увеличена западная часть здания. Летопись строительства Сретенского собора охватывает ровно два столетия. В результате переделок здание потеряло композиционную и стилевую цельность. Последующие утраты превратили его в бесформенный конгломерат объемов. По материалам книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. www.hram-tver.narod.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07729

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010