С присоединением Павла к православной церкви, Любушкино согласие лишилось главных деятелей. В настоящее время Любушкина молельня находится в Переведеновке, в двух верстах от Преображенского кладбища, помещается в доме, приобретённом ещё самим Любушкиным. Помещение для молельни небольшое, но светлое и чистое, иконостас сравнительно хорош. При молельне имеется небольшой скит для престарелых и небольшой хор певчих. Число прихожан ограничено, людей богатых среди них почти нет вовсе. Молельню поддерживают купец – богач Рудаков и семья Викулы Елисеева Морозова, имеющая у себя в доме (в приходе Св. Илии пророка, на Воронцовом поле) богатую, роскошно отделанную молельню. Несмотря на свою блестящую историю и славных деятелей, сильных духом и словом, каковы о. Павел и его сподвижники, Любушкина молельня в настоящее время занимает странное положение даже в самом брачническом согласии. Её прихожане ещё не отрешились от обычных беспоповских понятий, не сообщаются с православными в пище и питии, некоторые даже веруют в царствование антихриста. Другие же последователи брачного согласия реформировались или, по крайней мере, реформируются, – признают, что иерархия не есть какое-то особо установленное божественное учреждение, а учат, что она – выборное начало, что благодать священства подаётся не через рукоположение епископа, а через народное избрание. Таковое учение проповедуется и в Москве, оно пропагандируется Зыковым и Батовым. Любушкинцы этого учения не принимают и, оставаясь при старых беспоповских понятиях, не могут быть в полном единении с другими новыми брачниками. В. Сенатов (Продолжение следует). Из миссионерских летописей, дневников и записок Андреев Д. Штунда в пределах Рязанской губернии//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 342–347 С давнего времени в районе Луховицкой волости, Зарайского уезда, Рязанской губ. (в приходах: Подлесная Слобода, Сушки, Прудково, Городец, Горетово), – проживают сектанты. Ещё в начале нынешнего столетия в церковноприходских документах они отмечались то под именем духоборцев, то – духовных христиан, и, наконец, с 30-х годов под именем молокан 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потомки Елисея Саввича принадлежали к беспоповскому поморскому согласию (см. Поморцы ). Елисей Саввич всю жизнь собирал и изучал писания об антихристе , был автором большого сочинения на эту тему (его воззрения были известны как «елисова вера»), намеревался объехать правосл. Восток в поисках правильного священства, не знавшего никоновских реформ. Его сын и единомышленник Викула продолжил богословские труды отца в тесном сотрудничестве с начетчиком И. И. Зыковым . Особенность воззрений Елисея и Викулы, роднящая их с семейной поповской традицией староверия, состояла в «чувственном» воззрении на приход антихриста, в то время как поморцы понимали его «духовно». Арсений Иванович Морозов. Фотография. Нач. XX в. Купил близ Богородска (ныне Ногинск) сельцо Глухово и в 1844 г. открыл там Богородско-Глуховскую механическую бумагопрядильную фабрику (450 рабочих), в 1847 г. основал Глуховскую мануфактуру, в 1856 г. образовал «Компанию Богородско-Глуховской мануфактуры» (к 1914 на фабриках, принадлежавших фирме, работало ок. 12 тыс. чел., основной капитал компании составлял 10 млн р.). Дело продолжили его сыновья Иван Захарович (1823-1888) и Василий Захарович (1829-1872). Для связи предприятий с Москвой внук Захара Саввича Давид Иванович Морозов (1849-1896) выстроил ветку Московско-Нижегородской железной дороги до Богородска, назвав станцию в честь деда - «Захарово». Захаровичи отличались твердостью в приверженности Белокриницкой иерархии. Сын Василия Захаровича Константин Васильевич (1851-1901) присоединился к РПЦ. Особенно активной была деятельность в защиту старообрядчества сына Ивана Захаровича Арсения Ивановича Морозова (1850-1932), председателя совета Богородско-Глуховской старообрядческой общины, члена совета Рогожской общины (см. Рогожское кладбище ). Он получил образование в России (Коммерческое уч-ще) и в Англии. Сотрудничал в старообрядческом ж. «Церковь», где регулярно публиковал материалы в защиту «старой веры» и освещал дела Богородско-Глуховской общины, иногда помещал свою переписку с офиц. лицами (вплоть до министров и премьер-министра П. А. Столыпина) по вопросам, затрагивающим интересы старообрядцев. А. И. Морозов внес огромный вклад в сохранение и развитие старообрядческих певческих традиций. В 1884-1885 гг. ОЛДП издало древнерусские певч. книги «Круг церковного древнего знаменного пения» (6 выпусков). Идея принадлежала А. И. Морозову, редакцию издания осуществил профессор Московской консерватории прот. Д. В. Разумовский . Содействие в подготовке издания оказал родственник М., приват-доцент Московского ун-та историк Г. Ф. Карпов - муж Анны Тимофеевны, урожденной Морозовой (1849-1924). Арсений Иванович разослал часть тиража по старообрядческим общинам. У старообрядцев эти книги именуются морозовскими.

http://pravenc.ru/text/2564176.html

Если посещает в праздник: прилично совершить молебное пение того праздника. Чаще других молитвословий могут быть употребляемы молебное пение с каноном покаянным и канон ко Пресвятой Богородице, певаемый во всякой скорби и обстоянии; 12) для молитвословий священнику иметь при себе епитрахиль и фелонь, или одну епитрахиль, смотря по удобности и по требованию предполагаемого молитвословия, и святой крест для целования по окончании молитвословия». 93 Так полно, обстоятельно и целесообразно составленный святителем Московским правила имели, можно прямо сказать, законоположительное значение. В 1842 году 22 мая состоялся циркулярный указ Св. Синода с правилами для назидания ссыльных, и эти правила имеют прямым своим основанием мысли, изложенные в приведенном сейчас донесении митрополита Филарета. 94 Равным образом и в отношении к заключенным в тюремных замках, святитель Филарет, в глубоком сознании того, что «помогать несчастным словом утешения и назидания есть долг служителей церкви, хотя бы никакого тюремного Общества на свете не было», 95 делал соответствующие распоряжения и для постоянного назидания их служителями церкви и по особенным случаям. Так, например, относительно наделавшей в свое время (в 1850 г.) столько шума печальной истории с бывшими послушником Московского Донского монастыря Зыковым, убившим кн. Голицыну, 96 святитель Филарет от 10 апреля 1800 года писал к кн. С. М. Голицыну следующее: «Уже я призывал священника церкви тюремного замка, 97 по той самой мысли, которую нахожу в Вашем письме. Он неоднократно был у несчастного, 98 и нашел в нем некоторый страх вечного осуждения. Но то, что при сем, я слышал, не представляет признаков искреннего раскаяния. Священник, по возможности, будет располагать к сему». 99 Трудившихся по тюремному делу священников митрополит Филарет имел в особенном внимании и при представлениях к наградам. 100 Но святитель Филарет не только других, подчиненных ему, служителей церкви, побуждал к исполнению их долга в отношении к несчастным, а и сам подавал им живой пример своим собственным исполнением этого долга, что для нас в настоящем случае еще более важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу бьют челом богомольцы твои Анзерские пустыни строитель старец Иларион, да рядовые старцы Нафанаил да Пахомей; в прошлых Государь годех даны нам, богомолцом твоим, твое Великого Государя жалованье печатные книги, и мы богомолцы твои по тем книгам и пели и сложение перстов и молитву и иные церковные догматы держали против тех книг по нынешней 182 год, а новоисправленных книг нам богомолцом твоим не дано; и в нынешнем Государь во 182 году в июне месяце, на Колмогорах в съезжей избе перед думным дворянином и воеводою перед Федором Полуехтовичем Нарышкиным, да перед дьяком перед Афонасьем Зыковым в роспросех своих сказали о сложении перстов и о молитве и аллилуйя и во всех церковных догматах против старых, а не против новоисправленных печатных книг, и новоисправленным книгам во всем сказали противно и развратно и новоисправленных книг и догматов мы богомолцы твои отрицались неведением; и ныне мы богомольцы твои услышав от тех новоисправленных книг и познав истину святей восточной соборной Апостольской Церкви и освященному Собору и тебе Великому Государю вины свои приносим и прощения просим и новоисправленные книги приемлем и верим и слушаем и тремя первыми персты крест на себе воображаем, и новоисправленную молитву и трегубую аллилуию и Символ веры без прилога «истиннаго» говорим, и во всем против новоисправленных книг всему освященному Собору и тебе Великому Государю мы, богомолцы твои, обещаемся по святой непорочной евангельской заповеди Господни в правду: еже ей ей впредь держать нелестно без всякого сумнения. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец! пожалуй нас богомолцов своих, вели Государь те наши вины нам отдать и новоисправленые книги нам богомолцом твоим дать. Царь Государь смилуйся. На обороте подпись: К сей челобитной Анзерской пустыни строитель Иларион и вместо товарищев своих старцов Нафанаила и Пахомия по их веленью руку приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

131 . Сказка увещателей Колмогорского попа Кирила Андреева и подъячего Истомина о своем пребывании в Сумском остроге и Соловецком монастыре 1045 182 году июня в 24 д. на Колмогорах в съезжей избе перед думным дворянином и воеводою перед Федором Полуехтовичем Нарышкиным да перед дьяком Афанасьем Зыковым, Колмогорского Спасского собора non Кирил Андреев, да подъячей Васка Истомин сказали: в нынешнем 182 году, мая в 20 день, по указу Великаго Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца и по грамоте, и по их думного дворянина и воеводы Федора Полуехтовича, да дьяка Афонасья Зыкова посылке, велено нам попу и подъячему ехать в Сумской острог и, поговоря с воеводою с Иваном Мещериновым, достальным тюремным сиделцом, которые в познание ко истине не пришли и Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу в винах своих не добили челом, а освященному собору покорения не принесли, говорить с великим радением, чтоб они святей восточной соборной и апостольской церкви во всем повиновались и Великому Государю добили челом и всему освященному собору покорение принесли и новоисправленным бы печатным книгам верили и слушали и ни в чем не спорили, и в сложении руки треми первыми персты крест на себе воображали и от всякого б непокорства отстали; да нам же попу и подъячему велено ехать из Сумского острогу в Соловецкой монастырь и Соловецким мятежником и церковным расколником по тому ж говорить с великим радением, чтоб их по апостольскому и отеческому преданию и по соборному изложению... привесть в познание и покорение и государскою милостию их во всем обнадежить. И мы non Кирил и подъячей в Сумской острог приехали июня в 4 д. и в Сумском остроге досталных сиделцов, которые в познание ко истине не пришли, не изъехали, а Сумского острогу приказной старец Игнатей словесно нам попу и подъячему сказал о тех достальных сиделцах, что де они Великому Государю в винах своих добили челом и освященному собору покорение принесли, при воеводе при Иване Мещеринове, и он де воевода их досталных тюремных сиделцов из тюрмы свободил, и те де тюремные сиделцы были на свободе недели с четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да убоятся такой страшной участи г. Зыков и единомудрствующие ему! Да престанут хулить церковь Божию, по обетованию Спасителя, неодолимую вратами ада, и клеветать на пастырей её, с которыми Господь обещал пребывать до скончания мира! Архимандрит Павел 1 Сочинение это давно уже получено нами от досточтимого автора. По многим содержащимся в нём ценным замечаниям о разных пунктах раскольнических учений оно заслуживает полного внимания; но мы до сих пор медлили печатать его, стесняясь тем, что здесь приводился подлинный текст вопросов г. Зыкова, по своей крайней безграмотности совсем неудобный для печати (С писательством г. Зыкова мы познакомили читателей ещё в 1876 г., напечатав целиком одно его сочинение в Брат. Сл. за этот год, в отд. II, стр. 165–195, и тогда же объявили, что более не станем печатать его разглагольствия). Теперь, во избежание этого затруднения, мы решились передавать содержание вопросов г. Зыкова не подлинными его словами, сохраняя, разумеется, неприкосновенными их смысл и значение. 2 Разумеется книжка, в 1880 г. изданная Братством св. Петра митрополита под заглавием «Архимандрита Павла замечания на сделанное г. Зыковым описание их беседы, происходившей 3-го Окт. 1876 г. в саду у А.В. Смирнова». 3 Однажды, в собеседовании со старообрядцами, один из них спросил меня: А можно ли двумя последними перстами образовать два естества во Христе? Я ответил: Всё зависит от веры, – от того, с какою кто верою слагает какие персты. Однако православную веру, содержимую сердцем, следует сколько можно сообразнее означать и перстами. Троическое таинство есть превечное: посему и святая церковь учит первыми тремя сраслёными перстами образовать св. Троицу. Воплощение же Спасителя совершилось под леты: посему и приличнее его образовать двумя последними перстами. Из этих последних двух перстов есть тоже один великий, а другой, то есть мизинец, нижний. Сии два перста и едина рука, к которой они погребены, образуют во едином лице Спасителя два естества: вышним образуется Божество, а нижним человечество. – Старообрядец умолчал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

325 В «Маргарите» сл. 5, л. 519. Маргаритом называется собрание избранных слов св. Златоуста, в конце коих помещено и его житие. Маргарит в первый раз напечатан в Остроге в 1596 г. Затем в Москве, при п. Иосифе в 1641 г. (См. у Каратаева, Хронол. Роспись слав. книг, С.–Петерб. 1861 г.) 333 Игнат. Богон. посл. к Траллианам. Снес. св. Киприана посл. 27 и к Флоренциан. св. Злат, в Маргар. житие, л. 154 обор. Симеон Солунск. кн. 1, гл. 156 и кн. 2, число 30. 341 Книга о вере, д. 19 снес. л. 25. Книга о вере составляет сборник разных статей, подобно «Книге Кириловой», издана при п. Иосифе, в 1648 году. Обширная статья об этой книге в Черниг. епарх. ведом. за 1869 год. 343 См. о сем. в «Пом. Ответах», Беседу с Зыковым в «Сар. еварх. вед.» 1882 г. 1 и 2. Теорию Швецова о безнародной церкви в наших публичных чтениях о поповстве. Казань 1882 г. Отчет о беседах в Казани, в Прав. Собес. 1872 г. ч. III. 346 Бес. на 14 посл. на посл. к Ефес. прав. 10-е стр. 1681. Приводится и в «беседах о священстве», изд. Львовское, 1614 г. стр. 358. 351 Л. 81 обор. Книга, под названием «Златоуст» представляет собрание поучений разных проповедников. 352 Из песни «Покаяния отверзи ми двери» по старой редакции. См. собр. сочин. арх. Павла, ч.1, стр. 531. 354 Бес. на 14 посл. ап. Павла, 1 Коринф, нрав. 17, стр. 598. Беседы на 14 посланий изданы в первый раз в Киеве, в 1623 г. Захариею Копыстенским, который и в великой России считался «ревнителем и поборником по благочестию» (см. Кн. о вере, л. 5). Новый перевод сделан при Петерб. дух. академии. 355 И беспоповцы не осмеливаются прямо отвергать такое значение обетований. Чтобы обойти их, они, как в своем месте увидим, поступают несколько иначе. Только раз, на устной беседе защитник беспоповства дерзнул сказать: «пусть и обещался Христос соблюсти церковь неодоленну: мало ли что обещают, да не все в исполнение приходит. И француз обещался победить Пруссию, а вместо того сам в плен попался» (Собр. соч. арх. Павла, ч. 2, стр. 425). 358 Кн. Кир. л. 77. «Кириллова книга» представляет, подобно «Книге о вере», сборник статей преимущественно полемического содержания против латин, лютеран и армян. Название свое она получила от первой статьи, представляющей толкование 15 огласительного слова св. Кирилла иерусалимского , – составленное Стефаном Зизанием, братом Лаврентия, написавшего «Больш. катехизис». Издан этот сборник в Москве протопопом Роговым при п. Иосифе в 1644 году. Затем, он был не раз перепечатываем в 18 в. в старообрядческих типографиях. Обширная статья о «Кир. кн.» Лилова в Прав. Собес, за 1857 г. и отд. брошюрой. Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Начать строительство храма по утвержденному проекту едва не помешал спор между помещиками Петром Алексеевичем Давыдовым и Степаном Федоровичем Зыковым. Зыков обратился к Тверскому архиерею с прошением об устройстве в новом храме третьего придела - во имя святителя Николая Чудотворца, а деревянную, Никольскую церковь сломать. Но П.А. Давыдов в своем письме напомнил Тверскому архиерею о том, что именно он является главным организатором строительства храма и в случае изменения уже утвержденного проекта откажется от содействия в его возведении. Далее помещик отметил, что это его предки в 1713 г. построили деревянную Никольскую церковь; но самое главное - он заверил архиерея, что в будущем построит вместо ветхого деревянного новый каменный Никольский храм. Приведенные Петром Давыдовым аргументы оказались весомее, чем у его конкурента, и Тверской архиерей отказал в ходатайстве помещику Зыкову. В 1814 г. каменный храм во имя Живоначальной Троицы, с приделами Флора и Лавра и Казанской иконы Божией Матери, был построен. 18 июля того же года состоялось освящение храма протоиереем Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора Иоанном Синицыным с «братией». Ветхая деревянная Троицкая церковь за ненадобностью была снесена. В 1820 г. помещики-прихожане обратились с прошением к Тверскому архиерею Симеону о разрешении построить вместо старого деревянного каменный Никольский храм. Первой в прошении стояла подпись секунд-майорши Прасковьи Давыдовой (ее муж, обещавший построить новый каменный Никольский храм, к этому времени умер). За ней следовали имена «флота лейтенанта» Адриана (Андриана) Головачева, прапорщика Дмитрия Нестерова и некоторые другие. Мирской сход крестьян (прихожан) проголосовал за постройку храма. Тверской владыка удовлетворил прошение. Строительство храма велось на деньги помещиков, прихожан, а также на средства церкви. В 1832 г. новопостроенный Никольский храм был освящен ключарем Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора Михаилом Пешехоновым. Храм считался теплым, в нем имелись две изразцовые печи, поэтому службы здесь проходили преимущественно в холодное время года. Позднее Никольский храм был распространен. У него появились два придела: преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Александра Невского. В 1878 г. первый придел был освящен священником с. Поречья Калязинского уезда Симеоном Малиновским, второй - священником погоста Покровского в Голядях Корчевского уезда Иоанном Сусловым.

http://sobory.ru/article/?object=43830

Из книги: Храм Успения Пресвятой Богородицы. 240 лет. Успенское. 2011г. Церковь Успенская кирпичная, выстроена вместо деревянной при усадьбе Полуектовых в 1771 г. В 1845 г. " возобновлена " П.П.Зыковым с привнесением в художественный облик новых стилевых черт. При этом увеличены нижние окна, изменена форма кровли, пристроены боковые крыльца, колокольня повышена на один ярус и окружена папертью. Памятник зодчества позднего барокко, здание представляет собой развитие типа вотчинных ярусных храмов раннепетровского времени. Его крестообразный нижний ярус служит основанием для массивного, господствующего в композиции неравногранного восьмерика с высоким сомкнутым сводом и световым граненым барабаном. Центричность постройки нарушает колокольня из четырех квадратных ярусов с каркасным шатровым верхом. Лестница к колоколам устроена, по традиции, в толще стены трапезной. Штукатурная обработка фасадов храма в духе эклектики скрыла прежний сдержанный кирпичный декор. С помощью креповки углов, лопаток с филенками, ленточных наличников и рустовки достигалась их тонкая пластическая моделировка. Очень выразителен силуэт храма с оригинальной кубоватой кровлей и чугунной фигурой ангела с крестом, венчающей небольшую барочную главу. Под церковью находится сводчатый фамильный склеп Полуектовых. Интерьер отвечает внешней структуре здания и складывается из отдельных, достаточно обособленных помещений. Среди них выделяется высотой и значительностью центральное пространство храма, которое благодаря пониженному уровню ступенчатых тромпов воспринимается восьмигранным. Смежные помещения перекрыты низкими полулотковыми сводами. Памятник сильно пострадал от времени. Завершение приделов, иконостасы и внутреннее убранство утрачены. На стенах и своде храма - незначительные остатки живописи, возможно, восходящей к 1845 г. От усадьбы остался большой старый парк смешанных пород с преобладанием липы и вяза, расположенный вдоль оврага с цепью из пяти террасных прудов. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; Экскурсии в Подмосковные: План летних экскурсий на 1926 г., устраиваемых Обществом изучения русской усадьбы. - М., 1926.; Архив ИИМК, ф. P-III, 3927. Метрика, 1887 г.; РГАДА, ф. 1355, on. 1, Э. 778, л. 37, 301.

http://sobory.ru/article/?object=02063

Успенское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Успенская кирпичная церковь возведена на средства владельца усадьбы Б.В. Полуэктова в 1771 г. Подвергалась перестройке в 1845 г. архитектором П.П. Зыковым. Боковые престолы учреждены в честь князя Владимира и Дмитрия Ростовского. Барочную главу храма венчает чугунная фигура ангела с крестом. Под храмом фамильный склеп Полуэктовых. Церковь поругана в 1936 г. Вновь действует с 1994 г. (А.А. Колмовской) с.Успенское, церковь Успения Богородицы Село Успенское, Вяземское, Ирининское тож, было приселком дворцового села Иславского. В начале XVII в. здесь уже стоял деревянный Воздвиженский храм. Церковную землю взял в оброк старший брат царицы Марфы Матвеевны Петр Матвеевич Апраксин, который в 1691 г. построил вновь деревянную церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1726 г. действительный тайный советник П.М. Апраксин подал прошение о построении каменной Воздвиженской церкви. В конце XVIII в. храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже селом владели Н.Н. Бекетова и С.С. Бибикова, затем князь Б.В. Святополк-Четвертинский. Последним владельцем был С.Т. Морозов, потомственный почетный гражданин, директор-распорядитель товарищества Никольской мануфактуры, который в 1885 г. в Москве основал Кустарный музей. В его усадебном доме бывали А.П. Чехов и И.И. Левитан. Церковь 1771 года имеет в плане форму латинского креста и условно делится на три части: собственно храм, трапезную и колокольню. К бесстолпному храму типа «восьмерик на четверике» с полукруглой апсидой (алтарный выступ) примыкают два придела также с полукруглыми апсидами. Массивный, тяжелый восьмерик храмовой части с высокой кровлей завершается небольшой барочной главой на граненом световом барабанчике. С запада невысокая бесстолпная трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней в одно целое (древний тип храма «иже под колоколы»). Церковь обладает своеобразной объемно-плановой структурой, восходящей к традициям XVII века, построена в стиле позднего барокко).

http://sobory.ru/article/?object=02063

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010