Так протекли многие дни; волосы Сампсона начали отрастать. – Однажды собрались князья Филистимские, на празднество бога своего Дагона, и хотели поругаться над узником; они вывели его из темницы, для игралища народу, и поставили между двух столпов храма. Горький слепец умолил вожатого отрока, дать ему осязать руками оба столпа, на которые опиралась храмина, полная мужей, жен и детей; когда же осязал столпы, он воззвал к Богу отцов своих: «Господи сил, вспомни обо мне ныне и укрепи еще однажды, дабы я воздал одну месть, за два моих ока, Филистимлянам, и пусть погибну вместе с ними!» – Сказал и, с прежней силой, опершись руками в оба столпа, сдвинул их с места; поколебалась храмина, и обрушилась крыша, со всеми бывшими на ней и под ней. Так истребил Сампсон, в час смерти, более врагов, нежели сколько погубил во всю свою жизнь; с честью погребли его братья во гробе предков. Не было в то время вождя в Израиле, но всякий действовал по произволению сердца. – Некто Миха, от колена Ефремова, устроил у себя в доме эфод, слил идолов из серебра, похищенного им у своей матери, и нанял себе Левита, чтобы совершал служение в доме его, как бы истинный жрец Господний. Сей начаток идолослужения в частном доме, распространился вскоре на целое колено Даново, которое еще несовершенно основалось в земле обетованной. Соглядатаи, посланные им для отыскания себе участка, около помория Сидонского, пленились кумиром в доме Михи, и потом, пришедши в силе, унесли с собой, убедив Левита быть жрецом их; таким образом племя Даново отделилось от истинного богослужения, совершавшегося в скинии свидения, в Силоме. По безначалию народа, случилось преступление, какого дотоле не слыхано было в Израиле, и которое омылось потоками крови. Некто Левит, взявший за себя жену из Вифлеема, после краткого несогласия и разлуки, пришел опять примириться с нею в дом родительский, и встреченный мирно, возвращался с супругой, на место своего жительства, в горы Ефремовы. Ночь застала их близ Иерусалима, населенного тогда язычниками, Иевусеями, и благочестивый Левит, не хотевший искать пристанища у иноплеменных, продолжал путь до Гаваона Вениаминова; но там никто из жителей не согласился дать гостеприимства страннику; один только старец, возвращавшийся в поля, принял его наконец в дом свой. Тогда ужасы Содомские повторились в Гаваоне; Левит нашел утром жену свою мертвой у порога; он рассек труп её на двенадцать частей и разослал каждому из колен Израилевых, в свидетельство беззакония, совершенного в Вениамине.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Теперь же они желали иметь себе царя, который бы водил их против неприятелей и избавлял их помимо подобного условия; они, очевидно, склонялись на сторону мирской политики и хотели иметь монарха и военную организацию, на подобие окружающих народов, и некоторым образом освободиться от всякого религиозного ограничения. Таким образом они, в сущности, оказывались недостойными благословений истинной теократии. «Вы теперь, со скорбью говорил Самуил, отвергли Бога вашего, который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: царя поставь пред нами». У них было достаточно времени для того, чтобы вполне обдумать этот шаг, и так как они окончательно решились настаивать на нем, то теперь Бог соизволил на их просьбу и предоставлял им приступить к избранию царя. Избрание нужно было произвести по жребию. Такой способ избрания был весьма обычным среди иудеев, как и других народов. Он состоял в следующем: имена подлежавших избранию лиц писались на дощечках, который и клались в особый сосуд или урну; затем сосуд трясли до тех пор, пока не выпадали все дощечки, кроме одной. Оставшаяся дощечка с написанным на ней именем и считалась такою, на которую указывала воля Божия. Так именно избирался козел отпущения, так распределены были участки земли обетованной между различными коленами, так был открыт Ахан, незаконно присвоивший себе часть иерихонской добычи, и, что весьма замечательно, так же впоследствии был избран и ап. Матфей. Какое высокое значение придавалось этому способу избрания, это видно из таких мест св. Писания, как Притч. 16:33 «в полу бросается жребий, но все решение его – от Господа». При настоящем случае народ распределен был по своим коленам и по своим семействам или тысячам; жребий был брошен, и он пал сначала на колено Вениаминово, затем на племя Матриево и в нем на Саула, сына Кисова. Саула самого, однако же, не оказалось на лицо: из скромности он оставался в обозе. Узнав об этом, народ побежал и взял его оттуда. И вот» «он стал среди народа, и был от плеч своих выше всего народа».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Царский род Давида пользовался в Иудее огромным авторитетом, и сын Соломона, Ровоам, беспрепятственно занял иерусалимский престол. Однако молодому царю пришлось отправиться в Сихем, чтобы получить согласие северных колен на свое царствование. Казалось, что для Ровоама и там обойдется все благополучно. Север был готов и в дальнейшем подчиняться иудейской династии, но при этом требовал отмены непосильных налогов, установленных Соломоном. В Сихем для избрания царя собрались представители всех колен. Во главе старейшин десяти северных племен стоял Иеровоам, который во время правления Соломона поднял мятеж, но затем, после поражения вынужден был бежать в Египет. Представители северных колен обратились к царю со следующей просьбой: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас» . Ровоам, пренебрегши советом старцев, сказал по совету молодых людей: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (3 Цар. 12:4:14) , т. е. плетками, унизанными металлическими иголками. Возмущенные таким дерзким ответом Ровоама, израильтяне отказались признать нового царя. В среде народа послышались возгласы: «Какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим» (3 Цар. 12:16). Так печально закончилось собрание представителей всех племен в Сихеме. Результат неразумной политики Ровоама сказался немедленно. Десять северных колен откололись от Иудеи и провозгласили своим царем Иеровоама. К Иудее примкнуло только Вениаминово колено. Так держава Давида и Соломона распалась на два слабых, враждующих друг с другом царства: Израиль и Иудею. Сын Соломона ни за что не хотел примириться с таким положением в своей стране. Он собрал огромную армию и намеревался двинуть ее на север для подавления мятежников. Но братоубийственную войну предотвратил пророк Самей. Он по повелению Божию заставил царя отказаться от безумной затеи. И хотя царь отказался от прямого вторжения в Израиль, все же с этого времени вражда между двумя царствами никогда не прекращалась, а наоборот, временами переходила в настоящую войну.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   Теперь приложить пророчество к событию нетрудно. Колено Иудино, подобно прочим, начало иметь своих частных князей или старейшин, из среды собственных членов, сразу по исходу из Египта (Чис. 1:4. 17; 2, 3), где и изречено Иаковом пророчество, хотя главным вождём над всеми Иудеями, в продолжение всего их путешествия в пустыне, оставался Моисей. Не переставало потом это колено, подобно прочим, иметь собственных частных князей и по занятию земли обетованной (Нав. 22:13. 14 и др.), хотя в тоже время весь Израиль находился под верховной властью сначала Иисуса Навина, потом судей, наконец царей: Саула, Давида и Соломона (2 Цар. 2:4; 5, 1. 2). Само собой разумеется, что во весь этот период колено Иудово, подобно прочим, и управлялось собственным, отечественным законодательством, данным через Моисея, а не каким-либо чужеземным. Со времён сына Соломонова Ровоама, при котором последовало разделение царства на две части, судьба колена Иудова, во исполнение пророчества, начинает уже отличаться резкими чертами от судьбы прочих колен. Тогда, как десять колен, составлявшие царство Израильское, были преемственно управляемы с тех пор царями из разных колен и разных династий, одно колено Иудово, как бы поглотившее собой небольшое колено Вениаминово, соединившееся с ним в одно царство (которое потому и называлось царством Иудейским, а иногда даже коленом Иудовым, 4 Цар. 17:18),— одно колено Иудово не преставало иметь у себя непрерывный ряд царей из одного только дома Давидова, и, следовательно, от чресл своих. Но этого мало: вскоре последовало разрушение царства Израильского от Ассирийского царя Салманассара, и это разрушение было окончательное. С того времени десять колен Израилевых уже никогда не составляли какого-либо политического тела, управляемого отечественной властью и законами, а будучи отведены за Евфрат и рассеяны, покорились власти чужеземной, между тем как в их страну отечественную переселены новые жители (4 Цар. 17:28). Но колено Иудово, хотя также скоро подпало плену Вавилонскому, однако же и в самом плену, под властью царей Вавилонских и затем Персидских, не переставало образовать собой одно тело, иметь своих старейшин и управляться по своим законам (Дан. гл. 13; Есфирь, 3, 8; 8, 11). По возвращению же из плена, с согласия самих же царей языческих, продолжало иметь своих князей, старейшин и судей по законам Бога своего (1 Ездр. 7:25. 26; 9, 1; Неем. 5:7), находясь под главным ведением сперва вождей, каковыми были Зоровавель, Ездра и Неемия, потом первосвященников и наконец, ефнархов или народоначальников, как называемы были Маккавеи (1 Мак. 8:20; 12, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Но ожидания народа и ефремлян не сбылись; царь был избран из колена именно одного из меньших. Народ вообще охотно подчинился избранию пророческому, видя в нем волю Иеговы; но некоторые, по выражению книги Царств, «сыны Велиала», негодны люди, презрели избранного царя, – и именно, как царя, не обещающего спасения от врага ( 1Цар.10:27 ). Скорое освобождение города Иависа от аммонитян, совершенное новым царем, показало и этим неверам способность Саула. Можно думать, что эти «сыны Велиала» были, прежде всего, ошибшиеся в расчете из ефремлян. Хотя таким образом царь избран был и не из колена Ефремова и, быть может, не вполне согласно с его желаниями, все-таки с избранием царя именно из колена Вениаминова ефремляне могли мириться и видеть в нем некоторым образом даже свою победу. Колено Вениаминово одно из самых близких к Ефремову колену и по происхождению, и по исторической своей жизни и по географическому своему положению. Родоначальники того и другого происходят от одной матери, Рахили. В Египте Вениамин пользуется преимущественным пред другими своими братьями благорасположением Иосифа ( Быт.43:29–30,34; 45:14,22 ). Во время странствования по пустыне колено Вениаминово стоит под знаменем колена Ефремова ( Числ.2:18–24 ). В Ханаане оно получает свой участок вблизи колена Ефремова и селится как бы под его крылом, составляя ту же группу из колен Ефремова, Манассиина и Вениаминова, какую составляли все эти колена и в пустыне. В период судей колено Вениаминово большею частью действует в союзе с Ефремовым. Вениаминянин Аод созывает борцов против моавитян на горе Ефремовой ( Суд.3:27 ). На войну с Сисарою, вождем царя Иавина, вениаминяне идут в рядах ефремлян ( Суд.5:14 ). Колено Ефремово, по крайней мере, с большею готовностью и самопожертвованием решается помочь восстановлению колена Вениаминова, почти уничтоженного в междоусобной войне, соглашаясь на то, чтобы вениаминяне во время праздника в Силоме похитили и сделали своими женами девиц силомских, вышедших из города плясать в хороводах ( Суд.21:15–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так совершилось разделение израильского народа на два царства, получивших название царства Иудейского и царства Израильского. На первый взгляд можно подумать, что дом Давида потерял все. Под властью его скипетра осталось только одно колено, с незначительными прибавлениями к нему. Почти от самого Иерусалима, на севере, до долины реки Ореонта, от Средиземного моря до Евфрата, все эти обширные области перешли в руки человека, который уже при жизни Соломона выступал опасным претендентом на престол. Ровоаму осталось верным только его собственное колено, с его по большей части бесплодными холмами. Границы колен вообще в течение веков более или менее изменились. Иерусалим стоял в пределах колена Вениаминова, и население его принадлежало в значительной степени этому колену 200 . Южная часть его поэтому присоединилась к иудину колену до Массифы и Гивы. Но северная половина, включая древние и высокочтимые святилища Вефиля, Рамы, Галгала и Иерихона, связала свою судьбу с коленом Ефремовым ( 3Цар. 15:22; 12:29; 15:17; 16:34 ,). Иудино колено, в свою очередь, уже поглотило некоторую часть Данова, так как поселения Цора и Аиалон считались уже принадлежащими к нему ( 2Пар. 11:10 ), и таким образом часть владений этого колена также осталась под властью Ровоама. Но столицей Данова колена в это время был уже северный город Дан, и вследствие этого колено это в большей своей части принадлежало к северному царству. Колено Симеоново никогда не занимало какого-либо выдающегося положения в народе, потому что владения его лежали в бесплодном Негебе, гораздо южнее Хеврона, представляя собою бедные, возвышенные пастбища, который обрекали население на первобытную пастушескую жизнь. Колено это пыталось развить и городскую жизнь с ее более высокой культурой, но уже во времена Давида оно начало оставлять ее, и опять возвратилось к пастушеской жизни. Отсюда, естественно, оно поддерживало постоянную связь с коленом иудиным, к которому оно обращалось за покровительством и защитой от своих могущественных соседей и которым оно в действительности и поглощено было.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Вместе с коленом Иудиным признало власть Ровоама еще и очень малочисленное колено Вениаминово. Остальные 10 колен отложились от Ровоама. Среди них главенствовал представитель колена Ефремова – Иеровоам. Свое царство из 10 колен они стали называть Израильское царство. Так во времена царя Ровоама государство Израиль раскололось на два царства – Иудейское и Израильское. Когда слабеют объединяющие народ связи… О разделении Итак, мы остановились на том, что образовались два царства – Иудейское и Израильское. Это было Божие наказание за нечестие Соломона. Надо учесть еще, что колена, составлявшие единое государство Израиль, не рады были, что ими правит представитель какого-то одного колена. Особенно это не нравилось представителям самого многочисленного и воинственного колена Манассиина. Не менее сильное, колено Ефремово тоже претендовало на первую скрипку в общей симфонии всех колен Израиля. Понятно, всеми движет обыкновенное властолюбие, как это было и в пустыне, – не признавать власть Моисея: мы-де священники, каждый из нас имеет право управлять народом. Богопротивлением жило издавна и колено Ефремово. И когда выбрали царем Саула, потом Давида, потом Соломона, колено Ефремово ощущало себя неудовлетворенным. Едва появляется возможность образовать собственное царство, колено Ефремово и все прочие колена ее используют. Если бы не многочисленное колено Ефремово, остальные, может быть, и не решились бы. Но когда появляется сильное ядро, которое может поставить и воинов, и волевых мужей, и просто достаточное количество людей, чтобы построить город, охранять его и воздействовать на окружающие государства, на окружающие племена, остальные идут у него на поводу. Иеровоам, который стал первым царем Израильского царства, был из колена Ефремова. Факт политической истории: если бы была сильная власть, чтущая Бога во всех своих движениях, как царь Давид, Бог Своей благодатью этот народ хранил бы единым – это же особый народ. Но как только слабеет связь правителя с Богом, слабеют внутренние связи, связывающие этот народ воедино.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet?fu...

Следующия за сим слова, яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих от враг от него, в Еврейском тексте яснее читаются так: яко да омочится нога твоя в крови, и язык псов твоих полижет кровь врагов твоих, пролитую от единаго коегождо их. Здесь уже не о воинстве, ополчающемся на брань, но о торжественном собрании народа глаголет, вводя различные лики певцов, воспевавших хвалы в честь Бога, дарователя побед. И в первом месте поставляет начальнейших певцов, которые по переводу седмидесяти толковников названы князьми не собственно, потом играющих на трубах, посреди же их дев тимпанниц, о которых сказано выше под стихом 13. Следующия за сим слова, благословите Бога от источник Израилевых, некоторые толкуют о сердце, понеже лицемерныя хвалы, которыя в одних токмо устах слышимы бывают, ненавистны Богу. Но сие толкование неосновательно. Давид призывает здесь к хвалению Бога всех тех, которые ведут начало от святаго патриарха Иакова, иначе Израилем проименованнаго. Трудно однако понять, почему Пророк, говоря здесь вообще о священных собраниях народа, в первом месте поставляет колено Вениаминово. Некоторые толковники догадываются, что потомки Вениаминовы по соседству близки были к дому Давидову, так как и другия два колена, Завулоне и Неффалимле, хотя по разстоянию мест и отдалены были, но понеже близким сродством между собою были соединены, то и удостоены чести сея. Другие чрез фигуру синекдоху под именем дальних и ближних весь народ разумеют. Но как могла быть и другая причина, неизвестная нам, чего ради Пророк поставляет колено Вениаминово в первом месте, то лучше сие оставить без решения, не отвергая однако и вышереченных резонов. Впрочем, поскольку Пророки, говоря о семействах, часто относятся к родоначальникам: то не дивно, что потомки Вениаминовы в разсуждении праотца своего, который был меньший между сынами Иакова, нарицаются Вениамином юнейшим. Далее, владыкою нарицает Вениамина, может быть, потому, что был некто в колене оном муж храбрый, оказавший на брани знаменитые подвиги, так как и в двух прочих коленах, о которых упоминает. По переводу седмидесяти толковников, тамо Вениамин во ужасе, то же означает, что Вениамин имел удивительную силу, и оказал отличные подвиги, которые ужасили врагов. Почтив таким образом колено Вениаминово, Неффалимле и Завулоне достославным свидетельством, далее всю честь относит к верховнейшей главе, поставляя князей Иудиных начальнейшими вождями над всеми военными силами, так как и над всем собранием народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

151 Смотри, как Василий Великий при помощи рассуждения и тонкого исследования слов клятвы нашел способ убедить в том, что покаявшийся не преступает свою клятву. Подобным образом 11 колен Израилевых, после того как за блуд с женой левита уничтожили всё колено Вениаминово, кроме 600 человек, поклялись, что не дадут оставшимся жен по своей воле. Позднее ради того, чтобы сохранить клятву нерушимой, по словам неизвестного толкователя, и в то же время ради того, чтобы эти 600 человек не остались без жен и колено Вениаминово не погибло совершенно, они прибегли к хитрости. Они взяли 400 девушек из города Иависа Галаадского, жители которого не пошли на войну. А оставшимся 200 вениамитянам приказали похитить 200 других девушек, которые водили хороводы в Силоме. И таким образом и клятву соблюли, и колено Вениаминово сохранили. Смотри также гл. 21 книги Судей. 152 Не потому, что именно на столько лет назначается епитимия для невольных убийц (невольные убийцы наказываются 57-м правилом того же Василия на 10, а не на 11 лет), но потому, что этот человек уже провел под запрещением положенное число лет. 153 Почему же древние отцы не назначили епитимии убивающим на войне, а Василий Великий на три года лишил их приобщения? Это недоумение разрешает Сам Бог в книге Чисел. Там сказано: евреи, которые вернулись с войны с мадианитянами, должны семь дней оставаться вне стана, вымыть свои одежды и очиститься и тогда уже входить в стан. И пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший и прикоснувшийся к убитому, очиститесь... и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан ( Чис.31:19 24). По толкованию Филона Иудея, причина этого повеления в том, что, хотя убийства врагов были законными, однако убивающий человека, справедливо ли, или из мести, или поневоле и принудительно, очевидно впадает в грех и преступление, поскольку убивает сродного себе человека, той же природы, что и он сам. И потому евреи, убивавшие мадианитян на войне, пусть справедливо, пусть как врагов, пусть в отмщение (ведь это Бог сказал Моисею: Отомсти Мадианитянам за сынов Израилевых ( Чис.31:2 )), однако, как убивавшие сродных себе по природе людей, виновны в грехе человекоубийства и должны очиститься от греха семидневным очищением вне стана. Ту же причину указывают Прокопий и неизвестный толкователь, объясняя приведенные изречения; они не говорят, как некоторые, будто причина в том, что евреи брали в плен мадианитских женщин. Ведь семидневное очищение евреи совершали уже после убийства замужних мадианитянок, а не до него, как становится ясно из указанной главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

– А это ничего не значит: тут никакого противоречия нет... Ведь Дарвин доказал, что всё произошло от одной только первичной клеточки; стало быть, и орел, и пчела, и человек – все произошло от нее. – Вы еще указываете в пример на гербы колен Иудина, Даниилова и Вениаминова. Позвольте вас спросить, откуда вы взяли колено Даниилово? – А это, должно быть, колено пророка Даниила. – Прекрасно! Вы даже и того не знаете, что было колено Даново, а не Даниилово! Но суть дела не в этом, а в гербах этих колен. Неужели, по вашему мнению, гербы этих колен в самом деле указывают на веру евреев в то, что колено Иудино произошло от льва, Даново – от змеи, а Вениаминово – от волка? – Да, так думают Леббок, Бастиан, Тэйлор, Каспари и даже Буслаев. – Помилуйте! Что за нелепость вы с вашими учеными городите? Все двенадцать колен считали своим родоначальником Иакова и в то же время, по словами вашим и ваших ученых, верили, будто каждое из этих колен в частности произошло не от одного из сыновей Иакова, а от льва, змеи, волка и т. д.? Стало быть, Иаков-то, по их понятию, родил двенадцать не сыновей, а зверей и гадов? – Нет. Это вообще указывает на веру евреев в первоначальное происхождение их самих и всего человечества от зверей. А если не так, то как же объяснить происхождение таких гербов? – Вы, господа дарвинисты, или намеренно игнорируете всё несомненно известное, или действительно ничего не знаете и лишь хватаете всё с чужих слов, или же насмехаетесь над самою наукою, которую хотите разработать, и морочите людей своим напускным, взятым у других напрокат философствованием. Неужели вы в самом деле воображаете, что говорите истину, указывая на гербы израильского народа? Читали ли вы когда-нибудь пророческое благословение Иаковом своих двенадцати сыновей? Нет? Это очень понятно. Зачем читать то, что вы почитаете за сказки и басни и считаете достоянием младенчествовавшего рода человеческого?! Это для вас и унизительно, и скучно! А между тем, когда бы вы, если не для своего назидания, то хоть для того, чтобы проверить, справедливо ли говорят ваши ученые о веровании израильтян в их мнимое происхождение от зверей, прочли в Библии это пророческое благословение, без сомнения, сейчас же поняли бы, почему то или другое колено Израильское имело тот или другой герб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010