Кроме супружеской любви и верности седьмая заповедь предписывает также чистоту и целомудрие. Это предписание касается уже и лиц, не находящихся в супружестве. Чистота и целомудрие суть внутренние качества, тесно связанные друг с другом, ибо каждое сердце есть вместе и целомудренное сердце. Их требует от нас Спаситель в известной уже нам шестой заповеди блаженства: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Из чистого сердца исходят мысли, слова и дела чистые и целомудренные, а из нечистого, напротив – мысли, слова и дела нечистые и нецеломудренные. Но как нечистого и нецеломудренного сердца, так и нечистых и нецеломудренных мыслей, слов и дел не должно быть у нас. О словах наших апостол Павел говорит в Послании к ефесянам: «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Под гнилым словом апостол разумеет здесь разговоры нескромные, нецеломудренные. Нецеломудренное сердце и нецеломудренное слово всегда соединены одно с другим, равно как и целомудренное сердце – с целомудренным словом. И не только уста, но даже и слух свой мы должны оберегать от нецеломудренных слов. Где говорятся подобные слова, оттуда должно далеко бежать, как некогда Иосиф бежал от нецеломудренной речи жены Пентефрия. «Ибо худые беседы развращают добрые нравы». Наконец, мы должны быть скромными и целомудренными также и в делах. Апостол Павел увещевал Тимофея: «юношеских похотей убегай». Юношеский возраст имеет особые, свойственные ему грехи; злые похоти бывают тогда особенно сильны. Но мы должны уклоняться от них, должны бежать от них, как от заразы. Священное Писание представляет нам сильные побуждения к тому, чтобы убегать всех сих грехов и жить целомудренно. Прежде всего, оно указывает нам многие примеры страшного наказания Божия, поражающего людей распутных. Так, распутно жили люди перед потопом, и за свое распутство истреблены были потопом; распутству преданы были жители Содома и Гоморы, и за распутство были истреблены; грехом распутства предавалось также некогда колено Вениаминово, и за это навлекло на себя такой гнев Божий, что почти было истреблено другими израильскими коленами. Нельзя перечислить всех примеров страшных наказаний, какими Бог карает целые народы и семейства за грехи против седьмой заповеди. Вот почему Писание особенно часто запрещает и порицает пороки нецеломудрия. Оно увещевает нас помнить, что тела наши суть члены Христовы и храмы Святого Духа. «Разве не знаете, – так вопрошает, например, христиан апостол Павел, увещевая их к целомудрию, – что тела ваши суть члены Христовы? Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы – не свои?» Мы должны именно уважать эти члены Христовы, почитать этот храм Святого Духа и употреблять не на нечистоту, но во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Лук в дусе ярости 156 . «В таинственном смысле, – говорит св. Ефрем Сирин , – указывает это на учеников Господа нашего, и на тех раздаятелей благ, ниспосылаемых многоразличной благодатью Божией, о которых упоминает и Божественный Павел ( 1Кор. 12:7–11 )». Ст. 5. И будут, яко ратницы, попирающе брение на путех в брани, и ополчатся, яко Господь с ними, и постыдятся всадницы коннии. С евр.: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях. Продолжается прежняя речь. Т. е., у Иудеев, со временем, будут свои воины, храбро и легко попирающие врагов, как попирают грязь на улице; при помощи Божией они храбро сразятся с врагами, так что постыдятся и всадники неприятельские «обратят хребет и, спасаясь бегством, будут поражаемы». (Бл. Феодорит). «Всадники – суть враги Иудеев – Греки, владевшие Сирией», говорит св. Ефрем Сирин . Ст. 6. И укреплю дом Иудов, и дом Иосифов спасу, и вселю я, понеже возлюбих я, и будут аки бы не отвратих их: зане Аз Господь Бог их, и услышу я. С евр.: И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов и возвращу их; потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их. Пророк показывает причину милостей к Иудеям. Причина эта та, что Господь Бог умилосердился над ними, снова возлюбил дом Иудин и дом Иосифов. Домом Иудиным пророк называет Иудеев и колено Вениаминово, а домом Иосифовым – все десять колен Израильских. Все сии колена, Бог, по любви Своей к ним, обещает сделать сильными и крепкими, освободить их от рабства и снова вселить в отечественной земле, сделать их настолько благополучными, счастливыми, что они забудут плен и рабство, будут, яко бы Бог не отвратих их, как бы Бог не отвергал, не наказывал их пленом, опустошением. «Яснее, – говорит бл. Феодорит, – перевел это Симмах: «и будут, как бы не изгонял Я их. Ибо приведу их в такое цветущее состояние, что не будут иметь и понятия о бывшем пленении, видя себя в первобытном благоденствии». Бл. Феодорит. А это потому, говорит Сам Бог, что Я, Господь и Бог милостивый, исполню все моления их, и сделаю их счастливыми и сильными. Сн. Ос. 14:5–9 ; Иоил. 3:20 ; Ам. 5:6; 9:11–15 . Авд. 1:17–21 ; Мих. 7:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Наас, презирая этот жалкий народ и желая отмстить Израилю за то унижете, которое раньше понес его народ, предложил уже упомянутое выше условие. «Я заключу с вами союз», гордо говорил Наас аммонитский, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз, и тем положить бесчестие на всего Израиля». Это было ужасное условие, но народ настолько уже впал в бездушие и в бессилие, что готов был подчиниться и этому варварскому условию; послы только просили семь дней для размышления, надеясь в это время отправить посланных к другим израильским коленам с смутным ожиданием, не найдется ли какого-нибудь средства избавиться от этого бедствия. Наас согласился на это последнее условие и не из какого-нибудь, конечно, благородного чувства, но потому, что он видел мало надежды на взятие города в этот промежуток, и, ничего не зная о недавних событиях, совершившихся за Иорданом, он считал себя совершенно обеспеченным от всякого мужественного нападения со стороны западных израильтян. Он готов был тем более согласиться на эту просьбу, что известие, посланное об этом повсюду, могло только служить к разглашению о его торжестве и о его презрении к своим врагам. Прошло еще всего только с месяц после избрания Саула, и вести об этом событии еще не дошли до галаадитян, так что, отправляя послов просить помощи, они еще не обращались к царю, а обращались ко всему вообще народу, «ко всем пределам Израильским». Прежде всего, как это и естественно, послы отправились в колено Вениаминово, которое ближе всего было к ним и из-за которого они в прошлом так жестоко потерпели. Так как они одни только отказались принять участие в беспощадном избиении вениамитян и дали им своих девиц в замужество, когда вениамитянам угрожало полное исчезновение, то теперь они в благодарность за это и ожидали помощи в теперешнем своем страшном состоянии. Не теряя дорогого времени, послы скоро прибыли в Гиву и, ничего не зная о новом государственном установлении, изложили свое дело пред народом вообще. Народ выслушал печальную весть с сочувствием и принял их дело горячо к сердцу, так что «весь народ поднял вопль и заплакал».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Нав 18.25 ). Оба упомянутые пророком города находились на Южной границе десятиколенного царства и принадлежали уже к южному царству. Называя именно Гиву и Раму, пророк хочет сказать, что неприятели дошли уже до южной границы царства, заняв всю его территорию. «Возглашайте в Беф-авене», слав. «проповедите в дому Онове»: имеется в виду Вефиль (ср. прим. к Ос 4.15 ). Слова «за тобою Вениамин» взяты, по-видимому, из Суд.5:14 . Смысл их не вполне ясен и передается различно. По мнению некоторых толкователей, пророк указывает приведенными словами на опасность, угрожающую Израилю от Вениамина; по мнению других, в словах содержится предостережение самому Вениамину (слова acharecha за тобою – считаются особой формой винит. пад. и передаются «берегись Вениамин») или же выражается мысль, что враги не только прошли десятиколенное царство, но и область Вениаминова колена, и находятся уже за (позади) Вениамином. Вместо слов «за тобою, Вениамин» в слав. «ужасеся Вениамин» εξστη В. Полагают, что вместо мазор. acharecha (за тобою) LXX читали jeherad от harad трепетать. Ос.5:9 . Ефрем сделает­ся пустынею в день нака­за­ния; между коленами Израилевыми Я воз­вестил это. «Ефрем» – не одно Колено Ефремово, а все десятиколенное царство. Ос.5:10 . Вожди Иудины стали подобны перед­вига­ю­щим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. Ср. Втор 19.14, 27.17 . Пророк обвиняет вождей Иуды в нарушении закона, – частнее в том, что участвуя в идолослужении Израиля, они передвигали границы закона и уподоблялись захватывающим чужие участки. Ос.5:12 . И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина. Пророк хочет указать на неизбежность божественной кары. Различие слав. текста и рус. явилось в ст. 12 следствием того, что LXX выразили мысль подлинника иносказательно: «аз же яко мятеж (asch – моль) Ефремови, и яко остен ( κντρον – рожен, жало, евр. rapy – червь) дому Иудину». Ос.5:13 . И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда – свою рану, и по­шел Ефрем к Ассуру, и по­слал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не более как в продолжение шести лет Иисус Навин истребил тридцать одного царя, и сделал Евреев обладателями земли Ханаанской, от пустыни Аравийской до горы Ливана. Правда, еще оставались незавоеванными приморские города Филистимлян и другие, особенно нагорные, места, в которых держались прежние жители: но так как Иисус был уже очень преклонных лет, то Бог повелел ему разделить завоеванную землю в удел девяти коленам с половиною. Раздел производили Иисус Навин, Элеазар первосвященник и начальники из поколений Израилевых по жеребью, сначала в Галгале. Колену Иудину отдана была южная часть земли Ханаанской, между Мертвым морем и Средиземным; среди ее Хеврон со всею горою, на которой он был расположен, уступлен был Халеву, в награду за услугу, оказанную им 45 лет тому назад, во время обозрения земли Ханаанской. Потом даны уделы потомкам Иосифа, колену Ефремову и половине колена Манассиина. Колено Ефремово заняло самую средину земли Ханаанской, между Иорданом и Средиземным морем. Среди удела Ефремова находился город Силом, в который теперь перенесена была из Галгала скиния, и куда собралось все общество сынов Израилевых. Отселе послано было по три человека из тех семи колен, которые еще не получили удела, чтобы описать землю и распределить ее на семь участков. Посланные исполнили возложенное на них поручение: и Иисус Навин бросил им жребий в Силоме перед скиниею и, по указанию жеребья, роздал участки. Оказалось, что этим жеребьем распоряжался Тот, Кто устами умирающего Иакова, благословляя сынов его, предназначал места обитания для их потомства. По разделении всей земли, Израильтяне, по повелению Господню, дали самому Иисусу на горе Ефремовой город Фамнаф-Сару, которого он желал; назначили по три города на западной и восточной стороне Иордана для убежища невольным убийцам, и выделили из всех колен 48 городов для левитов. Из числа этих городов тринадцать, в сопредельных коленах: Иудином, Симеоновом и Вениаминовом, предоставлены были жребием для жительства священникам, сынам Аароновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Не было царя у Израиля, каждый делал то, что казалось справедливым в глазах его», т. е., что ему нравилось 1 . Так выразился неоднократно писатель кн. Судей, излагая события, характеризовавшие период времени, непосредственно предшествовавший избранию царя. Вникая в характер многих событий того времени, не трудно видеть, что действительно тогда каждый делал то, что ему нравилось. Так, если не все, то большая часть евреев «оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. Воздвигал им Господь судей, но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им» 2 . Идолопоклонству предавались и отдельные семейства, и города, и целые колена. Мать некоего Михи из колена Ефремова не нашла лучшего средства выразить свою набожность, как отдавши плавильщику двести сиклей серебра, чтобы он сделал из него литый кумир“. После этого дом Михи сделался храмом, Миха сделал еще эфод и терафим 3 и посвятил одного из сынов своих (вероятно, первенца, по древнему обычаю, отмененному синайским законодательством), чтобы он был у него священником 4 . Жители города Сихема поклонялись Ваалверифу (бог союзов, в роде римского jupiter pistius или deus fidius). Для этого божества у них было капище и при нем священная казна. Кроме того, у них был какой-то особенно чтимый дуб 5 . Колено Даново, переселяясь из первоначального места своего жительства, похитило из дома Михи принадлежности богослужения, сманило жреца и, завоевав себе новое место на севере Палестины, учредило у себя открытое идолослужение, продолжавшееся до времени Самуила 6 . Вместе с идопоклонством у евреев того времени заметно какое-то нравственное одичание. Многоженство сделалось обычным явлением и, по-видимому, считалось необходимой принадлежностью знатных людей. О Гедеоне, имевшем 70 сыновей, прямо сказано, что у него было много жен 7 . Если, далее, у Иаира было 32 сына, у Есевона 30 сыновей и 30 дочерей, у Авдона 40 сыновей, то ясно, что они имели не по одной жене. При женах были еще и наложницы 8 . Правом сильного пользовались с жестокостью, свойственной язычникам. Попавшемуся в плен хананейскому царю Адони-Везеку, прежде чем забить его, обрубили большие пальцы на руках и ногах 9 . Старейшин города Сокхофа, за отказ снабдить войско Гедеона продовольствием, терзали колючим терновником и зубчатыми молотильными досками 10 . Авимелех, сын Гедеона, сделавшись царем в Сихеме, убил 70 братьев своих на одном камне 11 . Во время войны всех колен против колена Вениаминова, жители Иависа Галаадского были истреблены поголовно – мужчины, женщины и дети, за исключением девиц, – за то, что они не приняли участия в войне против вениаминян. Нужно, при этом, заметить еще, что они могли бы и не пострадать за свою провинность, если бы победителям не пришло в голову добыть во что бы то ни стало невест для уцелевших и пощаженных вениаминян 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Они посоветовали решительно отказать народу в его просьбе, заявив при этом, что потребности нового царя еще больше потребностей Соломона, так как «мизинец его толще чресл его отца». Чтобы раз навсегда отучить народ от подобных требований, царь должен был, по совету этих сановников, пригрозить ему еще большим увеличением ига. Когда Иеровоам во главе представителей народного собрания вновь явился к царю, то Ровоам ответил им «по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами», т.е. теми унизанными шпильками плетьми, которыми наказывались тяжкие преступники. Тогда раздраженный народ дал волю накопившемуся в нем чувству недовольства, и повсюду раздался уже слышавшийся раньше клич: «какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом, по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим». Ровоам, не сознавая еще неблагоразумия своего шага, послал было Адонирама, начальника над податями, для сбора податей, но «израильтяне забросали его каменьями, и он умер». Сам царь должен был спасаться бегством в Иерусалим, а народное собрание в Сихеме провозгласило царем Иеровоама, которого признали десять колен, так что за Ровоамом осталось только колено Иудино, к которому присоединилось еще Вениаминово. Свою государственную ошибку Ровоам хотел поправить военной силой и собрал 180-тысячное войско для подчинения отложившихся колен, но кровопролитие было предотвращено Самеем «человеком Божиим», который убедил Ровоама, что все это совершилось по воле Божией, и потому братоубийственная война будет прямым преступлением против Бога, и Ровоам должен был примириться с совершившимся переворотом, хотя вражда у него с Иеровоамом, часто переходившая в опустошительную войну, не прекращалась «во все дни их жизни». Так совершилось разделение еврейского народа на два царства, получившие названия царства Иудейского и царства Израильского. На первый взгляд можно подумать, что царство Израильское, как составившееся из десяти колен, составлявших две трети всего населения страны и занимавших лучшую и плодороднейшую часть ее, имело на своей стороне все преимущества и явный залог большого политического могущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими. Если в величественном благословении Иуде говорило божество, внушение Иакову, то теперь, в благословении любимца Иосифа, уже раз благословенного им в лице сынов, проявляется привязанность сердца Иакова к Иосифу. Особенно изящная форма, в которой выражено это благословение, которым, однако, Иаков не возвышает Иосифа над Иудой и не уделяет первому обещанных последнему высоких духовных благ, а блага главным образом материальные, объясняется исключительным положением Иосифа между братьями, как благодетеля их и князя (ст. 26). Иосиф здесь является: • плодоносным деревом (евр. porat – намек на имя Ефрем: повторение – указание на 2 колена от Иосифа), простирающим свои ветви и над стеной – над своими и чужими, евреями и египтянами (ст. 22), • при всех бедствиях (лично пережитых Иосифом и предстоящих его коленам, особенно Манассиину, из которого, напр., был Гедеон) несокрушимой твердыней, укрепляемой тем же пастырем-Богом, который с Иаковом ( Быт. 48:15 ); по некоторым, здесь – пророчество об ефремлянине Иисусе Навине; • любимцем отца, который преподает ему благословения: а) небесные свыше, т.е. росу и дождь (ср. Быт. 27:28 ); б) благословения бездны – почвы, орошаемой водами; в) благословения сосцов и утроб – обилие молока и скота (ст. 25); • князем (nazir «коронованный») между братьями – лично и в потомстве (дарственное Ефремово колено, ст. 26). Быт.49:27 . Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу. Вениаминову колену предрекается воинственность и некоторая дикость нрава (доказательство – известный случай с левитом в Гиве, Суд. 20:4–10 ). Из него происходили Аод ( Суд. 3:15 ), Саул, впоследствии Апостол Павел ( Рим. 11:1 ; Флп. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

От мелкого скота вашего возьмет десятую часть, а сами вы будете ему рабами. И возстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» 41 . Здесь собрано все, что должно было свободному человеку показаться унизительным в укоренившихся привычках самовластия: и употребление свободных людей – вместо декорации для увеличения царской пышности, и подневольная работа, и разорительные поборы – не столько для общественной пользы, сколько для раздачи наград любимцам. Но представители народа не обратили на это никакого внимания. Видно, что в той свободе, которой они до сих пор пользовались, было мало привлекательного, особенно, когда в ворота стучался филистимлянин, и они охотно жертвовали ею в пользу тех выгод, какие представляет единодержавие во всяком случае. Самуил распустил собрание, чтобы ждать дальнейших откровений о том, кого поставить царем над Израилем. Бог указал ему на Саула. Кто такой был Саул? Это был человек довольно знатный, как показывает родословная его отца. Тогда как при именах большей части других лиц называются только отец и дед, у Киса, отца Саулова, назван даже прапрадед, которым и заканчивается ряд памятных мужей этого рода, потому что отец этого прапрадеда назван просто «неким вениаминянином» 42 . Но Саул и отец его были знатны в очень ограниченной сфере и, сами по себе, не могли быть людьми влиятельными: они принадлежали к колену Вениаминову, одному из меньших колен Израилевых, и племя их было малейшее между всеми племенами колена Вениаминова 43 . Что касается личных качеств Саула, то свящ. летописец замечает только, что он был молод, очень красив и обладал богатырским ростом 44 . О душевных качествах, в силу которых выбор мог остановиться именно на Сауле, ничего не говорится, но на основании последующей истории Саула можно думать, что этими качествами были мужество, решительность в действиях и воинственный дух. Знатность рода и наружная представительность Саула обеспечивали успех избрания, народ охотно подчиняется лицам, обладающим этими внешними преимуществами, воинственный дух нужен был по обстоятельствам того времени, слабость же колена и рода могли препятствовать быстрому и опасному развитию могущества царя, которое неминуемо последовало бы, если бы вместе с царем получило привилегию какое-нибудь сильное и честолюбивое колено или даже племя.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Первым царем избирается по указанию Божию Саул, из колена Вениаминова. Был и достаточно большой практический смысл в том, что избирается царь именно из этого колена, поскольку оно было в этот момент самым немногочисленным, и таким образом, не было опасности того, что в результате избрания царя из этого колена оно получит доминирующее значение среди прочих колен Израилевых. Этапы избрания и призвания Саула на царство: первый – это встреча Саула и Самуила. Она имеет вид случайной, Саул разыскивает потерявшихся ослиц и приходит к Самуилу, которому Господь открывает, что того человека, который придет к тебе, ты помажь царем. Самуил так и делает, и для того, чтобы Саул утвердился в своем избрании, убедился, что он действительно призван Богом на это служение, ему дается знамение. Самуил говорит ему: ты сейчас пойдешь от меня, встретишь двух человек, которые скажут тебе, что нашлись ослицы, и вот отец ищет тебя, потом пойдешь оттуда дальше и встретят тебя три человека, один несет козлят, другой три хлеба и третий мех с вином, и затем пойдешь дальше и встретишь там сонм пророков с псалтирью и гуслями, и найдет на тебя дух Господень и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. Это подобно тем знакам, которые Господь Иисус Христос давал Своим ученикам, отправляя их, чтобы устроить все для тайной вечери, когда Он говорит, что вы пойдете в город и встретите человека, несущего водонос, идите за ним и спросите, где та горница, в которой Мне подобает праздновать (Мк. 14:13–14). Здесь есть отсылка именно к этому знамению, которое было дано Саулу. Второй этап – когда Самуил собирает израильтян в Массифу и устраивает формальную процедуру избрания. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, из него указывается Саул. О Сауле говорится, что он «был от плеч своих выше всего народа» (1 Цар. 10:23), то есть весь остальной народ ему где-то до плеча доставал, был человек очень рослый и, по-видимому, сильный. В момент избрания вначале мы видим, что ведет он себя довольно скромно, пытаясь спрятаться среди повозок. Самуил его представляет как царя, но не все его принимают, некоторые говорят: «Ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров» (1 Цар. 10:27).

http://sedmitza.ru/lib/text/431096/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010