« А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил » (ст. 68). Сион и древний Иерусалим принадлежал не Иудину колену, а колену Вениаминову. Под Иудой разумеется исповедующий (Бога); так толкуется Иуда, Иудино колено — Церковь. В ней–то покаянием и исповеданием сохраняется гора Сион, которую Бог и возлюбил. В противном случае, как называется Сионом тот, кто созерцает Бога? — потому что Сион означает смотрение с высоты. Если же ты скажешь, что Сион — местность, то не о нем писали Михей и Иеремия: « Сион распахан будет как поле » (Мих. 3:12; Иер. 26:18), а о нашей горе, которую так возлюбил Бог, что вверил ей все таинства. К ней же явно относятся и далее следующие слова: « и построил, как (жилище) единорога, святилище Свое, на земле основал его на век » (ст. 69). Если это говорится о древнем Сионе, то пророчество оказывалось бы ложным: как мог он быть утвержден на веки, когда от него не сохранилось и следа? Но (Сион новый) Бог утвердил на веки и устроил как единорога, положив в основание его единообразный рог. В нем нет ни различных крещений, как у иудеев, ни многочисленных забот относительно новомесячий, очищений и суббот, ни множества богов, как у язычников, пребывающих в нечестии, но « один Господь, одна вера, одно крещение » (Еф. 4:5), почему « и врата ада не одолеют ее » (Мф. 16:18), под которыми разумеются еретики. « И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля — наследие Свое » (ст. 70, 71). Ты непременно спросишь, почему пророк, упомянув о таинствах Церкви, говорит о Давиде, который жил гораздо раньше их? Это потому, что Давид был отцом и образом Христа. Потому взят он и « от стада овец », а не от стада, так как у Христа много стад — людей, ангелов, умных и видимых сил. Стада эти чреваты, т. е. рождают. Подлинно, у Христа нет бесплодного стада, но все, вследствие страха пред Ним, носят во чреве и рождают спасение. Вот почему и Исаия говорил: от страха твоего, « Господи, были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует божествен­ное Писание; оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (ср. Сирах, гл.25 и 26). Она дастся ему, как горькое лекар­ство, истребляющее греховные соки. А что и нападения от де­тей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, го­нимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь, как показывают вышеприведенные слова. И что братья враждуют против братьев также за грехи, о том свидетельствует книга Судей. Когда некоторые из колена Вениаминова соблудили с наложницей путешественника и она, не перенесши безмерной обиды, умерла, одиннадцать колен начали войну против одного; но так как одиннадцать колен отступили от Бога и прелю­бодейно обратились к идолам, то все одиннадцать были по­беждены одним коленом, и притом многократно были побеж­даемы им одним, между тем как над ним одержали только одну победу, – и братья воевали с братьями, потому что Бог за грехи их разрушал средостение греха (Суд.19 и 20). Когда одно колено соблудило с женщиной, а одиннадцать колен прелюбодейно обращались с идолами, то и те и другие были истреблены Богом, как написано: " Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя " (Пс.77:27). Таким образом, братья воевали с братьями за грехи. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами. Впрочем, не все за грехи терпят нападения от братьев. Так Иосиф терпел нападения от братьев, но со­всем не за грехи; и Иов подвергался наветам жены, но со­всем не за грехи. У большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов. Бывает, что и друзья за грехи обращаются во врагов, и прежде любившие начинают ненави­деть и отвращаться, потому что Бог попускает такую нена­висть между ними по известным Ему причинам. Так о егип­тянах написано в псалме сто четвертом: " Возбудил в сердце их ненависть против народа Его " (Пс.104:25). А Бог не попустил бы нена­висти, если бы прежде любовь их не была порочною.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращенная к израильтянам (1–22 стт.), иудеям (23–26 стт.), к тем и другим (стт. 27–40) о спасении их от ассирийско-вавилонского плена, о возвращении к обетованной земле и благоугодной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит тогда, когда Господь заключит с ним Новый Завет , вечный, духовный и вселенский, который завершит действие Ветхого Завета и заменит его. Стт. 15–16. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (ст. 15). Пророчество это рассматривается как типологическое и как мессианское. 1 . Рахиль – жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка она названа матерью всех израильтян, так как колено ефремово было самое многочисленное из северных племен, почему и северное царство часто называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юге от Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на севере от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, которые пришлось испытать израильтянам во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач ее был слышен в Раме. Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: «Так говорит Господь; удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой,– говорит Господь, -и возвратятся они из земли неприятельской» (16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, Рахиль должна позабыть свое великое горе, связанное с лишением и разлукой с детьми и должна утешиться, так как они благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таков исторический смысл пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В особенности же Соломон, с самого начала обнаруживший стремление господствовать грозно, мог предположить в Семее пробуждение старой вражды и ожидать от этого человека, способного на все, какой-нибудь крупной неприятности. Поэтому, он призвал к себе Семея и сказал ему: «построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда. И знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь». Понятно, что при этом был учрежден строгий надзор за Семеем. Выражение: «и перейдешь поток Кедрон» едва ли составляет ограничение общего воспрещения – никуда не выходи 457 , оно, по-видимому, составляло только частнейшее указание мест, куда Семею наиболее строго воспрещалось отлучаться. Поток Кедрон огибал Иерусалим с восточной и северной стороны, так что воспрещение переходить Кедрон было воспрещением ходить в колено Вениаминово и, может быть, Ефремово, в которых Семей наиболее мог быть опасен для Соломона. Семей стал жить в Иерусалиме и прожил спокойно три года. Но вот, у него убегают два раба в землю филистимлян, в область царя Гефского. Совершенно непонятно, почему Семей счел возможным отправиться за ними самому 458 . Считал ли он грозу уже миновавшей и полагал, что царь уже перестал интересоваться его личностью, или он понимал требование царя в том смысле, что не следовало отлучаться из Иерусалима только без видимой и уважительной причины, как бы то ни было, только он не задумался отправиться в Геф, розыскал там своих рабов и безбоязненно возвратился в Иерусалим 459 . Ясно, что мысль о погибели совсем не приходила ему в голову. Но Соломон был последователен и настойчив, несмотря на то, что совесть Семея, в данном случае, очевидно, была чиста (иначе он не возвратился бы в Иерусалим), он возмущен был самым фактом непослушания, пренебрежением к царскому повелению, припомнил ему его старый грех и, не выслушав ни одного слова в оправдание, отдал приказ казнить Семея 460 . Таковы были первые действия, которыми Соломон начал свое замечательное царствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Вернувшись домой, Саул никому ничего не сказал о помазании. Тогда Самуил собирает израильтян в Массифу и устраивает формальную процедуру избрания через жребий. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, был назван Саул. В момент избрания Саул ведет себя довольно скромно, пытаясь спрятаться среди повозок. Самуил его представляет как царя: «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом» ( 1Цар. 10:25 ). Но не все на тот момент его принимают, некоторые говорят: «Ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров» ( 1Цар. 10:27 ). Саул избирается по воле Божией. Дважды говорится о том, что Господь ниспосылал на него Духа. Первый раз, когда он только шел от Самуила и встретил пророков и сам вместе с ними пророчествовал. Затем, когда он отправился на сражение с аммонитянами, которые осадили Иавис Галаадский, сошел Дух Божий на Саула, и он вышел на сражение ( 1Цар. 11:6 ). Саул избирается и получает особые дары от Бога на свое служение. Теократия вполне возможна для израильтян и в таком виде, когда над ними стоит царь, но царь не обожествляющий себя, не пытающийся присвоить себе всю власть над народом, но понимающий себя как помазанника и служителя Божия, который поставлен для этого народа. Неслучайно царь пребывает в послушании у пророка, открывающего ему волю Божию, что достаточно нехарактерно для востока. Там скорее самому царю свойственно быть верховным жрецом и самому общаться с божеством, передавать эту волю божества и собственную волю своим подданным. А здесь эти два служения – царское и пророческое – параллельны, и оба избранника являются помазанниками Божьими, поставленными на служение. 13.2. Победы и отступление Саула Первым деянием Саула было освобождение города Иависа Галаадского от осадивших его аммонитян ( 1Цар. 11 ). Отметим, что, когда пришли послы из Иависа с просьбой о помощи, Саул «пришел... позади волов с поля» ( 1Цар. 11:5 ), то есть жизнь царя не сильно пока изменилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Вопрошающий. Как понимать слова: дондеже запечатлеем? – Почему сказано дондеже? Отвещающий. Под словом: дондеже, не должно разуметь время, требуемое для запечатления, ибо в сем действии укоснения быть не может; но сим показуется великий промысл Божий о рабах Божиих, так что прежде даже не запечатаются они, не будет послан гнев Божий и на неверных, ради совокупного с ними пребывания праведных; а притом и самый гнев Божий на неверных удерживается ради праведных, как и Аврааму сказано о содомлянах: аще бы в них обрелося десять праведных, не были бы погублены ( Быт.18:32 ). Вопрошающий. Что здесь означает запечатление? Отвещающий. Запечатление означает здесь знамение благодати Божией, которая запечатлеваемого сохраняет во всех бедственных обстоятельствах чрез особый о них промысл Божий. Откр.7:4–8 «И слышах число запечатленных, сто четыредесять четыре тысящи запечатленных от всякого колена сынов Израилевых. От колена Иудова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Рувимова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Гадова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Асирова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Неффалимля дванадесять тысящ запечатленных: от колена Манассиина дванадесять тысящ запечатленных: от колена Симеонова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Левиина дванадесять тысящ запечатленных: от колена Иссахарова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Завулоня дванадесять тысящ запечатленных: от колена Иосифова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Вениаминова дванадесять тысящ запечатленных». Вопрошающий. Почему от каждого колена Израилева назначено по дванадесяти тысящ запечатленных? Отвещающий. Одинаковое число, по дванадесяти тысящ, запечатленных от каждого колена Израилева, соответствующее самому числу дванадесяти колен, означает, как надобно полагать, не собственно число дванадесять, а вообще совершенное число спасаемых от всякого колена. Вопрошающий. Почему при исчислении колен не упомянуто колено Даново? Разве из этого колена не будет спасаемых?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вот то различие между первым, вторым, третьим и четвертым чинами, которое мы впервые видим в книге Чисел. Ибо после того, как двенадцать колен были распределены по четырем сторонам света так, чтобы охранять ковчег завета Господа, три колена были расположены на востоке и три – со стороны Африки, на юге; три колена помещались со стороны моря, то есть на западе, и три – по направлению к семизвездию, то есть на севере ( Чис.2:2–25 ); и колена левитов были также распределены по четырем сторонам света. Аарон и его сыны помещаются к востоку, где прежде было колено Иудино, первое из всех ( Чис.3:38 ); прочим же сынам Каафа назначено было водрузить на плечи свои ковчег завета Господа ( Чис.4:15 ) и трубить, чтобы «когда одною трубою затрубят тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку; когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; когда затрубите в третий раз тревогу, поднимутся станы, становящиеся к морю» ( Чис.10:4–6 ). Посмотри, какой идеальный порядок и какая четкая последовательность соблюдаются в Священном Писании: ничто не совершается без правил, без причины, без порядка. Исследуй внимательно и найдешь такую гармонию во всем Писании. Но если тебе не под силу неусыпным сердечным взором окинуть все эти книги, то хотя бы рассмотри более тщательно то, что говорится в данном отрывке. 2 . Сказано: «Первый жребий вышел племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам» ( Нав.21:4 ). Кому приличествовал первый жребий? Кому надлежало получить первенство, если не первому священнику Аарону, первому по своей жизни и заслугам, первому по чести и достоинству? Убедился ты теперь, что такой жребий выпадает не случайно, а направляется высшей силой согласно решению Божественного Провидения? Так где же этот справедливый жребий назначает сынам Аарона их первое обиталище? Сказано: «От колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов» ( Нав21:4 ). Посмотри, как избранные мужи распределяют обиталища в избранных коленах.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 18 1. Поставление священной Скинии в Силоме. 2–9. Увещание израильским коленам, не получившим удела, и новая мера к надлежащему разделению оставшейся земли. 10–20. Жребий Вениаминова колена и границы доставшегося ему удела. 21–28. Города в этом уделе. Нав.18:1 .  Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими. Когда земля была покорена и Ефремово колено заняло свой удел в срединной ее полосе, «Скиния собрания» ( Исх.27:21 и др.) была перенесена из Галгала в Иорданской долине в Силом, город Ефремова колена. По Суд.21:19 , он находился «на севере от Вефиля и на востоке от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем». В настоящее время место его (найденное известным географом Палестины Робинсоном) носит название Сейлун. Холм, на котором он был расположен, окружен другими холмами и покрыт развалинами, носящими признаки древности. Силом находился в 8-и часах пути от Иерусалима в Сихем и в 4-х часах от последнего. Он избран местом для поставления Скинии, без сомнения, по божественному указанию, хотя библейский писатель не говорит об этом. Такое представление об избрании Силома внушается как постановлением Второзакония ( Втор.12:11 ), по которому Господь избирает место для пребывания на нем Своего имени (это постановление имеет в виду писатель кн. Иисуса Навина в конечных словах Нав.9:27 ), так и словами пророка Иеремии ( Иер.7:12 ): «пойдите на место мое в Силом, где я назначил пребывать имени Моему». Причина избрания этого места для общенародного святилища заключается, можно думать, в том, что последнее, находясь в середине Ханаанской земли, могло быть наиболее доступным для всего израильского народа. Нав.18:3 .  И сказал Иисус сынам Израилевым: долго ли вы будете нерадеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь Бог отцов ваших? «Нерадение», за которое укоряет Иисус Навин израильтян 7-и колен, не получивших еще удела, могло происходить и от привычки к кочевой жизни, среди которой родилось и выросло большинство народа, и от сознания больших трудностей, какие представляла для тогдашнего поколения израильтян оседлая жизнь в стране, в которой оставалось еще немало прежнего населения, борьба с которым требовала много мужества и напряжения сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. когда они, чудесно напоив народ израильский из скалы 1070 в другой раз – при подобном же случае – не обнаружили надлежащей веры, и за сие осуждены были Богом не видеть земли обетованной 1071 . В дальнейших словах о Левии Моисей призывает милость и помощь Божию на левитское племя – за его святую ревность о законе Божием, которую ничто, даже самые близкие родственные отношения, поколебать не могут. «Левий говорит об отце своем и матери своей: я на них не смотрю, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает. Ибо они, левиты, слова Твои хранят, и завет Твой соблюдают...» и проч. 1072 . „Сие слово, – замечает блаж. Феодорит, – дает разуметь совершенство иереев Ибо иерею надлежит пренебрегать всем житейским, и пребывать в божественном священнослужении» 1073 . После Левия Моисей благословляет Вениамина (последнего и младшего) – потому, – как думает блаж. Феодорит, – что в колене Вениаминовом имел быть построен храм; так что «на ряду с священническим коленом поставил (Моисей) и священное место» (ст. 12). Сущность пророческого благословения Вениамину состоит в том, что сей любезный сын Иаковлев возлюблен будет Богом, ибо среди жребия его Господь воздвигнет себе храм, под священною тению которого Вениаминово колено будет покоиться, как бы за плечами Господними. Иосифа (т е. колена Ефремово и Манассиино) Моисей благословляет словами, весьма похожими на те, в которых преподал свое благословение патриарх Иаков любимому своему сыну 1074 (Ст. 13–17). Ему обещается всевозможное плодородие земли – от росы и дождей небесных и подземных источников бездны, от благотворного влияния солнца и луны, от гор древних и холмов, вечных. Действительно, колена Ефремово и Манассиино – при разделе земли обетованной – получили превосходнейшие участки, одно по сю, a другое по ту сторону Иордана. Кроме сего сим коленам обещается воинственная сила и крепость, под символическом образом тельца первородного и молодого; и также рогов буйвола. Впоследствии действительно (как повествует книга Судей), оба сии колена, особенно же Ефремово, оказались наивоинственными и сильнейшими в своих победах над соседними хаваанскими племенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Затем, по окончании пиршества, Самуил взял сосуд с елеем, вышел с Саулом за город, помазал его и, поцеловав его, сказал ему: «Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним, и спасешь их от руки врагов их, окружающих их» 147 . Саул мог только изумиться всему этому, потому что он был человек незнатного рода, происходил из самого малого, едва не подвергшегося полному истреблению колена израильского. Но не в силе и знатности Бог, а в правде. В подтверждение своего действия Самуил дал Саулу три знамения, исполнение которых не замедлило показать Саулу истинность всех предсказаний прозорливца. По одному из знамений Саул должен был встретить сонм пророков и сам пророчествовать с ними. И действительно, в указанном месте «встречается ему сонм пророков, и сошел на Саула Дух Божий, и он пророчествовал среди них». Событие это было так необычно для всех знавших Саула раньше, когда он видимо не отличался особенною религиозною ревностью, что все в народе говорили друг другу: «что это сталось с сыном Кисовым? Неужели и Саул в пророках?» Перемена в нем была так глубока, что последнее выражение вошло даже в пословицу («еда и Саул во пророцех?»), употреблявшуюся для выражения изумления при виде всякого необычайного и поразительного явления. Между тем, нашлись и ослицы, как предсказал Самуил; но мысли Саула теперь были заняты не тем, как управлять ослицами при пахании земли, а тем, как управлять вверенным ему царством. Помазание его, однако же, было еще тайной для народа, и чтобы оно получило гражданскую силу, нужно было подвергнуть все дело народному решению. С этою целию Самуил созвал всенародное собрание в Массифе. Там торжественно был брошен избирательный жребий, и он пал сначала на колено Вениаминово, затем на племя Матриево и в нем на Саула, сына Кисова. Саула самого, однако же, не оказывалось налицо; из скромности он оставался в обозе. Узнав об этом, народ побежал и взял его оттуда, «и он стал среди народа, и был от плеч своих выше всего народа».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010