Ст. 11. …И сказал Господь Соломону... Я отторгну от тебя царство, и отдам его рабу твоему... Полагают, что на сей раз воля Божия объявлена была Соломону через посланника Божия; ибо непосредственных откровений он сделался уже недостоин. Может быть, сим вестником гнева Божия был тот же пророк Ахия, который вскоре затем облек Иеровоама царской властью над десятью коленами, отторгнутыми от царства Соломонова 496 . Грозный суд Божий на Соломона, некогда осыпанного милостями Господними, открывает нам непоколебимое правосудие и беспристрастие Господа Бога, воздающего каждому по делам его. Урок беспечным и коснеющим во грехах!.. Ст. 12. …Но во дни твои Я не сделаю этого ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его … (т. е. царство твое). Как отрадны и утешительны эти слова Господни должны быть людям благочестивым и святым! Они могут быть уверены, что милость Господня простирается не только на них, но и на чад их, и на отдаленное потомство. Непоколебимый и вечный в судьбах своих Господь благоволит, однако же, относиться к людям по-человечески, их желания и прошения выслушивает, и, вообще, их свободную, хотя и ограниченную, волю – щадит и сберегает рядом, так сказать, со Своей всесовершенной и неограниченной волей. Ст. 13. …И не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего... Т. е., колено Вениаминово Господь обещает сохранить за царственным родом Иуды. «И весьма справедливо, – рассуждает блаж. Феодорит, – Бог соединил два эти колена. Как колено Иудино имело в себе царский род, так Вениаминово – храм Божий; потому что Иерусалим был жребием колена Вениаминова» 497 . К сим двум коленам присоединились впоследствии левиты, как служители истинной религии, а также немалое число истинных Израильтян, которые решились остаться верными Иегове и отринули Иеровоамово служение золотым тельцам. Ст. 26–39. В стихах 26 – 39 излагается речь пророка Ахии (Силомлянина), от имени Божия, к некоему Иеровоаму Ефремлянину – о том, что царство еврейское при сыне и наследнике Соломоновом должно разделиться на две части, и большая из них (десять колен) должна достаться сему Иеровоаму (третьему противнику Соломона). Речь пророка Божия предваряется краткой историей Иеровоама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вместе с этим Давид отправил формальное посольство к Иевосфею с требованием возвратить ему Мелхолу. Иевосфей не нашел требование Давида несправедливым, взял Мелхолу от Фалтия, которому она была отдана Саулом, и послал ее с Авениром к Давиду. Иевосфей или не верил в угрозу Авенира, или думал, что дело ограничится присоединением к Давиду колен по правую сторону Иордана, против чего ему и бороться не стоило, так как они принадлежали ему только номинально. Этим, вероятно, дело ограничилось бы и действительно, если бы Иевосфей не погиб. Муж, у которого отняли жену, чтобы отдать ее другому, долго провожал ее со слезами, пока Авенир не приказал ему сурово возвратиться восвояси. Дорога из Маханаима в Хеврон лежала через Ефремово колено, важнейшее и сильнейшее из северных, и через Вениаминово, наиболее заинтересованное в династическом вопросе. Авенир обращался к старейшинам этих колен с воззваниями такого рода: «и вчера, и третьего дня (т. е. всегда) вы желали, чтобы Давид был царем над вами. (Авенир не мог бы так говорить, если бы это не была правда). Теперь сделайте это. Ибо Господь сказал Давиду: «рукой раба Моего Давида, Я спасу народ Мой, Израиля, от руки филистимлян и от руки всех врагов его». Неизвестно, кому и где Господь говорил это (может быть, Самуил в последние дни жизни открыл тайну помазания Давида), но голос народный был именно таков. Колена Ефремово и Вениаминово, находившиеся под непосредственным гнетом филистимлян, не могли быть равнодушны к речам Авенира. Прибыв в Хеврон, Авенир сообщил Давиду, должно быть, весьма приятные вещи, потому что он устроил для Авенира и его свиты пиршество. Затем Авенир отправился продолжать начатое им дело. Лишь только он ушел, как возвратился Иоав из какого-то счастливого похода. Здесь он узнает, что приходил Авенир и, обласканный Давидом, ушел. Подозрение и злоба закипели в его неукротимом сердце. Он решился погубить Авенира во что бы то ни стало, потому что и подозревал в его замыслах опасное для себя, как первого при Давиде, и ненавидел Авенира, как убийцу брата своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Глава 21 1–7. Просьба начальников поколений Левиина колена в силомском собрании о городах для жительства и разделение по жребию назначенных израильскими коленами городов между тремя поколениями Левиина колена. 8–42. Перечисление назначенных городов. 43–45. Исполнение божественных обетований о даровании израильскому народу Ханаанской земли и побед над врагами. Нав.21:1 .  Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, Нав.21:2 .  и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего. Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафона и Мерарина ( Чис.3:17–20 ). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею ( Чис.35:1–8 ). Нав.21:4 .  Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов; Разделение городов, назначенных израильскими коленами для Левиина колена, между поколениями последнего производилось посредством жребия ( Нав.14:2 ), которым определялось то, какому из левитских поколений имеют принадлежать города, назначенные тем или другим коленом. Первый жребий вышел поколению Каафа, которое состояло из 4-х родов ( Исх.6:18 ), старшим из которых был род Амрама, состоявший в то время из двух домов: Аарона и Моисея ( Исх.6:20 ). «Дом Арона священника», представлявший старшую линию в поколении Каафа по происхождению и по служению в обществе Господнем, получил именно города, назначенные левитам от колен Иудина, Симеонова и Вениаминова в количестве 13-ти. Указание жребия на города в этих именно коленах, как на место жительства священников, а не в Ефремовом колене, в уделе которого находилась в то время Скиния собрания, составляет не случайное, без сомнения, событие, а знаменательное ввиду наибольшей близости мест жительства священников, указанных жребием, к Иерусалимскому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XI Отвержению подверглась только часть Израиля (1–10). Отвержение Израиля имеет особенную цель и – не окончательное (11–24). Отвержение Израиля – только временное, и в конце концов Израиль, как и все, будет помилован (26–36). Рим.11:1 .  Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Хотя Израиль и отвержен Богом, но это отвержение коснулось только части народа. И теперь, как во дни Илии пророка, есть значительное число верующих из Израиля, которых Бог Своею благодатною помощью укрепил в вере во Христа, тогда как народ еврейский, в своем целом, впал в то ожесточение, какое предвозвещено было ему еще ветхозаветными пророками… «И я Израильтянин». Апостол указывает на самого себя, как на доказательство того, что Бог не отверг евреев, как народ, как племя, вовсе не способное стать христианским. Если он, Павел, стал христианином, членом Царства Мессии, то, значит, и другие евреи могут стать членами этого царства: происхождение их и теперь в этом им не мешает. – «Из колена Вениаминова». Это колено, вместе с Иудиным, составило собою теократическое ядро нации иудейской после плена ( 1Езд 4:1, 10:9 ). Рим.11:2 .  Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: «Наперед знал». Здесь указана другая причина, по которой нельзя допустить возможности отвержения Израиля, как нации. Бог знал заранее, каков будет тот народ, который должен был стать Его народом – и тем не менее призвал его. Значит, Бог предусматривал для Израиля возможность обращения на истинный путь – иначе бы Он его и не призвал. Речь идет, как показывает ст. 1-ый, о судьбе, об обращении к Богу и Христу всего народа, а не части его. Рим.11:3 .  Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Апостол приводит место из 3Цap XIX:10, 14 свободно, по тексту LXX. «Один» – т. е., по мысли Апостола, один из всех верных Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После погребения Соломона в Иерусалиме, сын его, Ровоам, отправился в Сихем, чтобы там принять обет подданства от всего народа. Несмотря на славное царствование Соломона, были недовольные его правлением; между ними Иеровоам имел своих приверженцев. Теперь, когда весь народ стал собираться в Сихем, единомышленники Иеровоама вызвали его из Египта. Он, с народом предстал пред царя и сказал ему: «отец твой наложил на нас тяжкое ярмо; облегчи нам его, и мы готовы быть твоими слугами». Ровоам потребовал три дня на размышление. Он обратился за советом к старейшинам, служившим при его отце, и спросил их: «что мне отвечать народу?» Они сказали: «если на этот раз ты окажешь снисхождение народу и уступишь ему, то он останется рабом твоим навсегда». Такой совет не понравился царю; он спросил мнения у сверстников своих, которые были воспитаны вместе с ним. Эти настроили царя не уступать народу, и отвечать ему как можно решительнее и строже. В назначенный день Иеровоам со всем народом предстал пред царя, чтобы слышать его ответ. Ровоам, следуя совету молодых людей, сказал: «отец мой наложил на вас тяжкое бремя, но я сделаю это бремя еще тяжелее; отец мой наказывал вас бичами, а я буду бить вас скорпионами 113 . Эти жестокие слова произвели в народе ропот; стали говорить: «зачем мы будем держаться Давида? нам нечего ожидать от сына Иессеева. Ступай, Израиль, по домам своим; а ты, Давид, сам промышляй теперь о своем доме». Таким образом, Израильтяне отложились от Ровоама, и пошли по своим домам. Но колено Иудино признало его царем над собою. Ровоам хотел остановить мятеж в самом начале его, и возвратить народ к повиновению: но он имел неосторожность поручить это дело Адонираму, главному начальнику над собиранием людей. Народ, искавший облегчения от даней, это ненавистное для него лицо побил камнями. Ровоам поспешно отправился в Иерусалим, и с двух колен, Иудина и Вениаминова, собрал 180,000 войска, чтобы идти войною на мятежников, но пророк Самей остановил его. По повелению Божию, он сказал Ровоаму и всем Израильтянам колена Иудина и Вениаминова: «вот что говорит Господь: не ходите воевать с братиями своими, сынами Израиля; воротитесь по своим домам: это дело устроено Мною». Ровоам повиновался. Между тем десять колен избрали над собою царем Иеровоама. Таким образом, царство Еврейское разделилось на два. То, которое осталось верным Богоизбранному дому Давидову и ограничивалось двумя коленами, Иудиным и Вениаминовым, стали называть Иудейским; а другое, которое отреклось от Давида а, следовательно, некоторым образом и от обетований, данных Давиду, и которое состояло из десяти колен, удержало наименование Израильского. 2. Ровоам, сын Соломона–Иеровоам I, царь Израильский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

1Цар.10:20–21 : «И велел Самуил подходить всем коленам израилевым и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево, и указан Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили». Непонятно, каким образом мог быть указан отсутствовавший Саул? Недоумение это устраняется чтением LXX, которые после слов: «и указано племя Матриево», имеют еще: «и приводят племя Матриево по мужам». Из этих слов видно, что подобно тому, как вызывалось каждое колено и племя в отдельности и брало тот или другой священный жребий, также отдельно выкликалось и имя каждого лица, принадлежавшего к племени Матриеву. Одинаковое чтение с переводом LXX имеет и одна еврейская рукопись у Кенникота. Опущение же в мазоретском тексте произошло от повторения одних и тех же слов (племя Матриево) и благодаря позднейшей корректуре, исключившей выражение «по мужам», как не вяжущееся с предыдущим. 2Цар. 3:7 : «У Саула была наложница по имени —361— Рицца, дочь Айя. И сказал Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего»? При слове «сказал» в мазоретском тексте не назван субъект, не указан он и в предшествующих стихах главы. Правда, в следующем стихе он назван; но во всяком случае при обычном письме автор позволяет себе опускать имя действующего лица лишь при повторении его, но никак при первом его употреблении. На этом основании следует предпочесть мазоретскому чтению чтение LXX, где после слова «сказал» стоит: «Иевосфей сын Саула». Чтение это разделяется перев. Сир., араб., Вульг., 1 кодексом Кенникота и 2 кодексами де-Росси. Преимущество чтения перевода LXX пред чтением мазоретским следует признать и в других местах, как напр.: 1Цар.6:1; 12:14; 13:8 ; 2Цар.2:22–23; 6:6; 13:37; 22:12. 27 ; 3Цар.8:16 . Третий род повреждений в тексте мазоретском составляют вставки. Последние, однако, представляют собой довольно редкое явление среди ненамеренных повреждений текста, что само собой понятно. В книгах царств с уверенностью можно указать лишь один пример непроизвольной вставки, происшедшей благодаря невнимательности переписчика. Это именно в 2Цар.6:3–4 . По мазоретскому тексту эти стихи читаются так: «и поставили ковчег Божий на колесницу новую и вывезли его из дома Аминадава, который на холме. Оза же и Ахио, сыновья Аминадава везли колесницу новую и вывезли его из дома Аминадава, который на холме, с ковчегом Божиим и Ахио шел впереди ковчега». По переводу же LXX слов, напечатанных курсивом, нет. Недостающая в греческом переводе фраза есть абсолютно тожественное и, следовательно, совершенно бесцельное повторение слов 3-го стиха. Благодаря этой фразе следующее за ней выражение «с ковчегом Божиим» стоит вне всякой связи (из дома Аминадава, который на холме, с ковчегом Божиим), тогда как без нее оно служит естественным приложением к слову «колесницу». Далее, при втором «новую» (колесницу) должен стоять член, как стоит он при втором «колесницу». Однако его нет. Отсутствие его может быть объяснено лишь тем, что второе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Цар. 10:20–21 : «И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево, и указан Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили». Непонятно, каким образом мог быть указан отсутствовавший Саул? Недоумение это устраняется чтением LXX, которые после слов: «и указано племя Матриево», имеют еще: «и приводят племя Матриево по мужам». Из этих слов видно, что подобно тому, как вызывалось каждое колено и племя в отдельности и брало тот или другой священный жребий, также отдельно выкликалось и имя каждого лица, принадлежавшего к племени Матриеву. Одинаковое чтение с переводом LXX имеет и одна еврейская рукопись у Кенникота. Опущение же в масоретском тексте произошло от повторения одних и тех же слов (племя Матриево) и благодаря позднейшей корректуре, исключившей выражение «по мужам», как не вяжущееся с предыдущим. 2Цар. 3:7 : «У Саула была наложница по имени Рицца, дочь Айя. И сказал Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего»? При слове «сказал» в масоретском тексте не назван субъект, не указан он и в предшествующих стихах главы. Правда, в следующем стихе он назван; но во всяком случае при обычном письме автор позволяет себе опускать имя действующего лица лишь при повторении его, но никак при первом его употреблении. На этом основании следует предпочесть масоретскому чтению чтение LXX, где после слова «сказал» стоит: «Иевосфей сын Саула». Чтение это разделяется перев. Сир., араб., Вульг., 1 кодексом Кенникота и 2 кодексами де-Росси. Преимущество чтения перевода LXX пред чтением масоретским следует признать и в других местах, как напр.: 1Цар. 6:1; 12:14; 13:8 ; 2Цар. 2:22–23; 6:6; 13:37; 22:12, 27 ; 3Цар. 8:16 . Третий род повреждений в тексте масоретском составляют вставки. Последние, однако, представляют собою довольно редкое явление среди ненамеренных повреждений текста, что само собой понятно. В книгах царств с уверенностью можно указать лишь один пример непроизвольной вставки, происшедшей благодаря невнимательности переписчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Евгений Абдуллаев 17 июля 2023, 14:30 Марии. Потому что своими выводами Петрович посягнул на святую веру большинства современных библеистов в то, что Библию нельзя понимать " буквалистки " , что Библия не может быть исторически безупречным источником, что в Библии важна идея, а все эти детали: события, имена, даты - лишь красивая сказка. Почитайте современных самых известных " православных " российских библеистов - они Вам скажут примерно то же самое, только более красивыми словами. Поэтому к О.Голдвассер , чья гипотеза почти точь в точь повторяет гипотезу Петровича, но БЕЗ отсылки к Библии, относятся спокойно, а от Петровича всех " продвинутых специалистов " колбасит. Как-то так. Maria Rostova 16 июля 2023, 13:12 Спасибо, очень интересно. А почему Петрович стал нерукопожатным? Евгений Абдуллаев 15 июля 2023, 15:37 Галине. Вас спасибо за отзыв. Вы, кстати, по своему были правы. Иногда колено Иосифово действительно считается за одно большое колено. Откр 7:8: " из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена ИОСИФОВА запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. " Галина 14 июля 2023, 22:55 Да, спасибо за ответ. И я уточнила убедилась в этом. Теперь буду знать Евгений Абдуллаев 14 июля 2023, 18:36 Галине. Никакой неточности нет. Нав 14:4: " ибо от сынов Иосифовых произошли два колена: Манассиино и Ефремово; посему они и не дали левитам части в земле, а только города для жительства с предместиями их для скота их и для других выгод их. " Возьмите любой библейский атлас с картой Святой Земли, поделенной между 12 коленами. Вы не увидите там удела колена Иосифа, но увидите уделы колена Ефрема и колена Манассии. Галина 14 июля 2023, 15:10 " Манассия и Ефрем, прародители двух из 12 колен Израиля, как раз были сыновьями этой еврейско-египетской пары. " неточность, Манасия и Ефрем были детьми Иосифа, а уж Иосиф(и его 11 братьев) один из 12 колен израилевых Алла 13 июля 2023, 03:39 Спасибо, очень интересно. Древняя история завораживает, особенно, когда она ещё и священная.

http://pravoslavie.ru/154791.html

«И насчиталось в тот день сынов Вениаминовых, собравшихся из городов, двадцать шесть тысяч человек, обнажающих меч; кроме того, из жителей Гивы насчитано семьсот отборных; из всего народа сего было семьсот отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» ( Суд. 20:15–16 ). Особые боевые свойства были у этого народа. И спросили израильтяне у Господа: кто пойдет первым на войну с сынами Вениаминовыми? И сказал Господь: Иуда пойдет первым. И первоначально Вениамин побеждал, было несколько боев, сражений и только после второй победы Вениамина Господь сказал, что он сегодня предаст Вениамина в руки Израиля. «И поразил Господь Вениамина перед Израильтянами, и положили в тот день Израильтяне из сынов Вениамина двадцать пять тысяч сто человек, обнажавших меч. Когда сыны Вениаминовы увидели, что они поражены, тогда Израильтяне уступили место сынам Вениамина, ибо надеялись на засаду, которую они поставили близ Гивы» ( Суд. 20:35–36 ). И дым из города начал подниматься столбом. Они поняли, что Израильтяне окружили и преследуют их, им не спастись. «Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось во всех городах, и все находившееся на пути города сожгли огнем» ( Суд. 20:48 ). Осталось только четыреста мужчин, о которых сказали: «Отныне отсечено одно из колен Израиля». «И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися, касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина?» И решили: не давать им жен из своих дочерей. Однако, потом Вениамин похищает дочерей Силомских и восстанавливает себе колено. По тем временам Израильтяне поступили справедливо по отношению к колену Вениаминову. То, что произошло с левитом, уже было однажды в Содоме и Гоморре. За это Господь уничтожил эти города, полив на них серу и огонь, и это осталось в памяти человечества на все века. И здесь, слава Богу, что Господь милостив к Израилю, колено Вениамина полностью не было уничтожено. Впоследствии они хитростью похищают себе жен. То, что они похищают – это необходимость, это их безвыходное положение. Грех был очень велик и эта жестокость оправдала себя тем, что потом никогда это не повторялось, чтобы в Израиле вставали похотью на своего же соплеменника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. Завулон - жилище силы или благоухание. Этим обозначаются укрепленные чрез вселение Христа на страдание и соделавшиеся, по апостолу, Его благоуханием (2 Кор. 2, 15). Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. Иосиф - приложение. Указывается на тех, которые, по слову Господа, вместе с Небесным Царством получат как бы в добавление и все необходимое в земной жизни. Из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. Вениамин - сын болезни или сын дня, или сын денницы. Указывается на пополняющих число спасаемых по причине скорби сердца или на избежавших римского пленения уверовавших из иудеев, или, что вернее всего, на иудеев, спасающихся чрез веру при кончине мира. Так как и апостол говорит: дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11, 25-26). Но можно принять то и другое толкование. Одинаковое число спасаемых из каждого колена, я думаю, указывает на плодовитость апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на тысячу, дает это число спасенных, которые были учениками семени, упавшего на землю по человеколюбию и произрастившего столь многоразличный плод всемирного спасения. Но пусть будет известно, что колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен. Значение имен дает возможность к каждому из них приложить некоторое рассуждение, что и сделано выше. Иосиф упоминается вместо сына его Ефрема. Приведенное число считается равным по числу древних коленоначальников еврейских и поставленных вместо них, как было сказано, князьями всей земли двенадцати апостолов (Пс. 44, 17), чрез которых спасутся иудеи, рассеянные по земле. ОТДЕЛ VIII Статья двадцать вторая О семи ангелах и о том, что, когда вострубил из них первый, на землю пали град, огонь и кровь Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010