По повелению Божию Самуил предостерегает народ от возможных негативных последствий установления монархии. «И сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит к колесницам своим и сделает всадниками своими; и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли масти, варили кушанья, пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.» ( 1Цар. 8:11–20 ) «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Самуил Израильтянам: пойдите каждый в свой город». Народ израильский оказался духовно неспособен к самоуправлению под тем возвышеннейшим началом Богоправления, которое было изложено в Моисеевом законодательстве. За время правления судей в изрядный упадок пришла как религиозная, так и нравственная жизнь. Затем 1 книга Царств повествует о поставлении первого Израильского царя. Первым царем Израилевым был некто Саул, сын Киса из колена Вениаминова. Господь тем самым указывает еще раз, что он менее всего взирает на какие-то внешние отличия человека, на знатность его происхождения или на какие-то личные заслуги. Колено Вениаминово было самым маленьким среди колен Израилевых и оно едва ли не было полностью истреблено и затем особым образом восстановлено. Кто такой Саул? «Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина, человек знатный. У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый, и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа» ( 1Цар. 9,1–3 ). Это краткая характеристика Саула. То есть первое, что отличает Саула, – это внешняя красота. Про Давида будет сказано совсем другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Подготовив таким образом невольно изумившегося странника к великому событию, он, вместе с тем, с целью возбудить в нем доверие к своей пророческой прозорливости, проникавшей в тайные мысли сердца, прибавил: «а об ослицах, которые у тебя пропали уже три дня, не заботься; они нашлись». Затем Самуил прибавил несколько таинственных слов, намекая на то, что с Саулом должна произойти какая-то великая перемена. Сообщение было сделано с некоторою неясностью, но во всяком случае оно показывало, что в них заключается нечто необычайное, именно пророк прибавил: «и кому все вожделение в Израиле? не тебе ли и всему дому отца твоего?» То есть, иначе говоря, Самуил хотел сказать Саулу: что тебе беспокоиться об ослицах, или хлопотать о каком-то ничтожном хозяйстве на горе Ефремовой? Нечто гораздо высшее должно будет занимать твои мысли, потому что кому же будет принадлежать все наилучшее в Израиле? Не тебе ли и не дому ли отца твоего? ( 1Цар. 9:20 ) Подобное предсказание, вместе с таинственным намеком, крайне поразило Саула, так как дотоле он никогда не занимался ничем подобным, никакие подобные мечты никогда не возмущали спокойного течения его жизни, и он едва даже мог придавать значение словам пророка или видеть в них что-нибудь более, чем гиперболическое изречение любезного прозорливца. Поэтому он скромно ответил ему: «не сын ли я Вениамина, одного из малейших колен израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?» Колено Вениаминово еще не совсем оправилось от того жестокого избиения, которому оно подверглось несколько лет пред тем, и семейство Киса, хотя и безбедное в земельных владениях, однако же не имело большого значения; как член такого колена мог сделаться предметом столь великих обещаний? Самуил не дал никакого ответа на этот вопрос недоумевающего Саула. Он пробудил в нем высокие мысли, вложил великие стремления в его ум и ограничился этим до тех пор, пока не придет время совершения самого события. Между тем он повел Саула и его слугу в помещение, где приготовлен был обед и где собрались уже званые.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

После неудавшейся попытки силой подчинить себе отложившиеся колена, Ровоам стал заботиться об укреплении за собой оставшегося ему владения 216 . Он укрепил несколько городов и между ними Вифлеем, Фекою и Хеврон, превратив их в сильные крепости и снабдив оружием и провиантом. Когда определились границы Иудейского царства, то оно обняло собою не только владения двух главных колен Иудина и Вениаминова, но и прежние земли колена Данова, переселившегося на север, и земли колена Симеонова, настолько ослабевшего политически, что оно как бы перестало даже считаться самостоятельным коленом. Кроме того, под властию Ровоама оставались еще покоренные раньше земли Эдома и Аммона, продолжавшие платить дань, установленную Давидом. В нравственном отношении царство Иудейское было усилено еще тем, что в него переселилось все колено Левиино – все священники и левиты, выселившиеся из царства Израильского вследствие введения там идолопоклоннического культа золотых тельцов. Вследствие всего этого первые годы царствования Ровоама отличались значительным для тогдашнего политического состояния страны благоденствием. К несчастию, Ровоам наследовал от своего отца его худшие качества и содержал многочисленный гарем – из 18 жен и 60 наложниц, давших ему двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей. С этим неразлучны были обычные соперничества и интриги, тем более, что Ровоам показывал явное свое предпочтение своей любимой жене Маахе, дочери (или, вернее, внучке) Авессаломовой, за сыном которой Авией упрочил наследство престола и заранее сделал его «главою и князем над братьями его». Чтобы ослабить их соперничество, он благоразумно «разослал всех своих сыновей по всем землям Иуды и Вениамина, во все укрепленные города, и дал им содержание большое, и прислал много жен». Но при временном благоденствии ускорилось лишь забвение недавних грозных испытаний, и Ровоам, а вместе с ним и весь народ иудейский «оставили закон Господень» и «делали неугодное пред очами Господа». «И устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме, и под всяким тенистым деревом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

После того Самсон полюбил одну женщину, по имени Далилу, и взял ее себе в жены. Вельможи иноплеменников обещали ей тысячу сто сребренников, если она узнает от него, каким образом он может быть лишен силы. Когда она старалась узнать, то он сначала обманывал ее; но, наконец, когда она настойчиво требовала, сказал ей правду, – что он лишится силы тогда, когда кто-нибудь острижет его волосы. Она известила вельмож и, усыпив его, распорядилась остричь его; и он лишился силы. Иноплеменники, взяв его, ослепили и посадили в темницу. Потом они веселились и вывели его из темницы, чтобы насмеяться над ним; но он, горько застонав и призвав Господа, чтобы он укрепил его, обхватил столпы дома и, поколебав их, обрушил дом на вельмож, на самого себя и на множество прочего народа; и погибло людей больше того, сколько погибло их от него при жизни его. После этого мужи из колена Данова начали войну, взяли Лаис, дали ему свое имя и поставили там истукан для богослужения. Один левит, когда разгневалась на него наложница его и ушла в дом отца своего, пошел взять ее к себе; взяв ее и возвращаясь домой, он остановился на пути в Гаваоне Вениаминовом у одного старца. Жители Гаваона, окружив дом, требовали странника, чтобы надругаться над ним. Старец готов был отдать им дочь свою девицу; но они, взяв наложницу, ругались над нею целую ночь. Когда же наступило утро, то, отпустив ее, удалились. Пришедши к дому, в котором находился муж ее, она умерла от поругания. Левит, вышедши и нашедши ее мертвой, рассек ее на двенадцать частей и послал ее двенадцати коленам. Они вознегодовали на случившееся и, вооружившись, потребовали выдачи тех, которые оскорбили женщину; когда же их не выдали, они объявили войну; но в первый раз были поражены, и во второй также, а после третьего сражения истребили все колено Вениаминово, кроме убежавших шестисот человек. Этому колену грозила опасность совершенно погибнуть, потому что они не имели жен и сыны Израилевы поклялись не выдавать за них своих дочерей; поэтому израильтяне избили тех, которые не сражались вместе с ними против сынов Вениаминовых и отдали последним девиц их в числе четырех сот. Но так как этого числа было недостаточно, то израильтяне позволили им во время праздника выйти и похитить девиц без ведома родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Символическое действие разодрания новой одежды пророком имело цель нагляднее выразить определение суда Божия о царстве Еврейском и запечатлеть это в уме и сердце Иеровоама. Новая одежда, по-видимому, символ крепости и юношеской силы неразделенного Еврейского царства, так еще недавно начавшего свое политическое бытие. 12 частей пророческой одежды, по собственному объяснению пророка, означают 12 колен израилевых, из которых 10 имели отойти под скипетр Иеровоама, что выражается и передачей ему 10 частей пророческой одежды (ст. 31). За домом же Давида имеет остаться одно колено – Иудино с присоединением Вениаминова, ст. 32, 36 (по LXX, слав.: δο σκπτρα, «две хоругви») – «дабы оставался светильник Давида» (ст. 36), ср. ( 3Цар.15:4 ; 4Цар.8:19 ) – потомство вообще, затем лучшие его представители, наконец, величайший потомок Давида – Мессия (ст. 39), ср. ( Лк.1:32–33 ). Иеровоаму имеет быть дано царство только под условием верности теократическим началам (ст. 38), которыми, как известно, он впоследствии пренебрег с самого начала ( 3Цар.12:26–30 ). 3Цар.11:40 .  Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой. Вероятно, Иеровоам, преисполненный чувства тщеславия, не хранил в тайне пророческого предсказания и этим возбудил преследование Соломона, от которого бежал в Египет к фараону Сусакиму, евр. Шишак. Этот египетский фараон (впервые в Библии здесь встречается собственное имя фараона) был родоначальником новой XXII египетской династии, так называемой Бубастийской. Имя его встречается в надписях колонн Карнакского храма. Он был несомненно враждебен династии Соломона (ср. нашествие его на Иерусалим при Ровоаме), ( 3Цар.14:25–26 ), почему, надо думать, охотно дал приют у себя мятежному подданому Соломона до самой смерти последнего. 3Цар.11:41 .  Прочие события Соломоновы и все, что он делал, и мудрость его описаны в книге дел Соломоновых. 3Цар.11:42 .  Времени царствования Соломонова в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Смотрите, что сказано: как они «нечествуют и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек ( 1Цар. 3:14 ). Вот всё наёмная-то молитва: «А вы помолитесь ». Да, по монастырям посылать, это неплохо, но в первую-то очередь молитвенный-то подвиг надо нести самим, самим, а не наёмную молитву иметь. «Помолитесь, да уж вы помолитесь». Ну сколько он может молиться, все его просят, батюшку, молиться. Ну сколько он может всем отвечать: ну хорошо, помолюсь. Как ему молиться за всех? Так вот вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек. На другое утро он боится объявить это Илии. Но тот заклинает его именем Бога Живаго, и Самуил ему всё это и передаёт. 18-й стих: «И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего». – А вот реакция Илия: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит» ( 1Цар. 3:18 ). Но вот, забегая вперёд, я хочу сказать, что и сам Самуил станет отцом. У него будет два сына, и он их не воспитает. А требование-то народа, как объяснялось? – Ты состарился, а дети твои не ходят путями твоими, судят превратно и берут взятки, поэтому поставь над нами царя. Как он мог упустить? Очевидно за общественными делами и упустил. Видимо, разъезжал по всем городам – народ также был в страшном заблуждении и отступлении, вот поддерживал, и воспитывал народ, а своих детей упустил. И получается та же самая картина. Дальше. Злейшими врагами иудеев были филистимляне, южные их соседи, очень мощное племя. Они без конца нападали на Иудино колено, на Вениаминово, грабили, убивали, обращали их в рабов, увозили весь урожай, когда он поспевал. И вот эти филистимляне, были, как, знаете, гвоздь в спине – никак они не могли с ними справиться. Даже Иисус Навин. И только при Давиде они на какое-то время были покорены. От них Палестина и получил название: Пилиштим, Палестина, филиштимляне, пилиштим. У них была регулярная армия, боевые кони и вот эти тристаты – тройка запряжённая. И воины на этих тристатах на страшной скорости неслись, и бросали копья, и стреляли стрелами. Эти-то атаки из боевых коней и наводили ужас на иудеев: они бежали из этих долин в горы, где труднее развернуться, а так всё время были поражаемы. Надо было учиться военному искусству и что-то этому противопоставлять.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ст. 13–15. И ныне, так как вы сделали все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам рано вставая и обращаясь к вам, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали: то с домом сим, в котором призвано имя Мое, и на который вы надеетесь, и с местом, которое дал вам и отцам вашим, Я сделаю тоже, что сделал Силому: и отвергну вас от лица Моею, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово Поставленная нами: рано вставая и обращаясь к вам у LXX нет. Бог рано встает, – не в том смысле, чтобы у Него какое либо время было без рассвета, но в том, что после ночного отдохновения, по обновлении сил телесных, душа людей бывает бодрее, и незанятая чувственными желаниями и потребностью пищи, может лучше внимать и исполнять то, что говорится. Поэтому и в псалме читаем оное: заутра услыши глас мой, заутра предстану Тебе и увижу ( Пс. 5, 4 –5), и у Исаии: «с ночи, или с рассвета, восстанет дух мой к Тебе, Господи: ибо заповеди Твои свет на землю». Поэтому и апостол Павел называет нас сынами света (Ефес. гл. 5), а не ночи и тьмы, и не спящими, как спят прочие, не соблюдающие заповедей Божиих. Итак, поскольку Бог призывал их возстав с ночи, чтобы и их освободить от тьмы: то грозит им, что Он сделает с храмом Иерусалимским тоже, что сделал с местом Силомом, где сначала была Скиния, так что подобные грехи будут и наказаны одинаковым приговором. И как Господь отверг семя Ефремово, т е. десять колен, называвшихся Израилем и ради Иеровоама, сына Навата, имевших князей из колена Ефремова, которое называлось также коленом Иосифовым: так, говорит, отвергнет Он и колено Иудово с Вениаминовым. Итак, Он отверг Силом, отвергнет и Храм; отверг десять колен, отвергнет и два. Все, что говорится этому народу, будем относить и к себе, если будем делать подобное. Ст. 16. Не проси же ты за народ сей, и не возноси за них хвалы и молитвы (или не проси, чтобы от получил милосердие), и не сопротивляйся Мне: ибо Я не услышу тебя. Чтобы молящийся пророк не оказался не успевшим в своем ходатайстве, Бог повелевает, чтобы он не молился за грешный и нераскаянный народ. Сказанное же: не сопротивляйся Мне, показывает то, что молитвы святых могут противостоять гневу Божию. Поэтому и Господь говорит Моисею: «оставь Меня, чтобы Я поразил народ сей, и сделал тебя в народ великий ( Исх. 32, 10 )», и в псалмах читается: и ста Финеес и умилостиви, и преста сечь, и вменися ему в правду ( Пс. 105, 30 ). И Аарон, взявши кадильницу, стал по средине между огнем и имевшим гореть народом, и гнев Божий прекратился. Но, чтобы нам не пришла мысль, что Бог, Который не допускает даже молитвы к Себе, жесток, представляет причины, почему Он не внемлет молитве, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 36–39. Не менее примечательны следующие слова пророка Ахии к Иеровоаму: Тебе, Иеровоам, даются десять колен. … А сыну Соломона дам, – говорит Господь, – одно колено (т. е. Вениаминово, примкнувшее к Иудину), дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего... Очевидно, что эти пророчественные слова о неугасаемости потомства Давидова и несокрушимости его царственной власти в Израиле все свое значение и полное оправдание могут иметь только в приложении к одному великому потомку Давидову – Мессии; ибо известно, что цари из рода Давидова прекратились в народе Иудейском довольно скоро после Давида, и, притом, далеко не все они могут быть названы светильниками Израиля, по причине их развращения и нечестия. Между тем, в лице Мессии открылось то истинное спасение, которое уготовал Бог пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Своих Израиля! И Он то есть желанный и ожидаемый всеми народами потомок и наследник Давида, о Котором и Архангел предвозвестил, что даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки 500 . Посему, и стих 39-й, в котором говорит Господь через Ахию пророка: « и смирю я род Давидов за это (т. е. за идолопоклонство Соломона), но не на все дни », должно понимать в приложении к Мессии таким образом: не может и не должен угаснуть род Давидов, ибо из него имеет произойти Мессия, вечный царь Израилев... Ст. 40. …Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет, к Сусакиму, царю Египетскому... Очевидно, что Иеровоам поторопился разгласить в народе о своей сокровенной встрече с пророком Ахией и о своем назначении царствовать во Израиле, и, может быть, даже обнаружил попытку воцариться раньше назначенного ему срока и потому – возбудил против себя вражду Соломона. И того, и другого весьма трудно оправдать во всем этом деле. ... и жил в Египте (Иеровоам) до смерти Соломоновой... Полагают, что Сусаким, царь Египетский, к которому убежал Иеровоам, низложил с престола тестя Соломонова и начал собою новую династию царей Египетских. Посему, весьма естественно, что враги и противники Соломоновы (выше – Адер Идумеянин) находят у него приют и поддержку. А в пятый год царствования Ровоама, сына Соломонова, Сусаким напал на Иерусалим и ограбил храм 501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Стт.21–32. Незаконность лжепророков. Продолжая обличение, Иеремия разоблачает их ложную, пустую и незаконную миссию (23–24). Господь не посылал их и не говорил им. Они проповедуют свои собственные иллюзии, «обман своего сердца», ложные сны. Ложь не может быть откровением Яхве, если даже пророк называет Его имя. Пророк, родственный Ваалу, не имеет чести у Яхве. Сны лжепророков надо ясно отличать от слова Божия, как мякину от зерна (28). Истинное слово Господне подобно огню и молоту, разбивающему камень (29). Стт.33–40. О вечном поношении и бесславии, ожидающем лжепророков. Иер.31 . Пророчество о спасении и о Новом Завете В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращённая к израильтянам (стт.1–22) и иудеям (стт.23–26), к тем и другим (стт.27–40) о спасении их от ассирийско-вавилонского плена, возвращении к обетованной земле и благополучной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит тогда, когда Господь заключит с ними Новый Завет, вечный, духовный и вселенский, который завершит и заменит Ветхий Завет . Стт.15–16. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (ст.15). Рахиль – жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка она названа матерью всех израильтян, так как колено Ефремово, самое многочисленное из северных племён, и по имени этого колена всё 10-ти коленное северное царство называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юг от Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на север от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, каким подвергались израильтяне во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач её был слышен в Раме. Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена всему еврейскому народу, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: «Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, – говорит Господь, – и возвратятся они из земли неприятельской» (ст.16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, Рахиль должна позабыть своё великое горе от лишения своих потомков и утешиться, так как они благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таково значение рассматриваемого пророчества Иеремии (стт.15–16) в ближайшем историческом смысле, в приложении к еврейскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Считать это распоряжение недостойным великого человека, нечестным может только тот, кто на все поступки Давида смотрит сквозь нечистое стекло отрицания ради самого отрицания 286 . Когда Давид продолжал путь свой далее, последовала новая, интересная, в своем роде, встреча. Сива, домоправитель Мемфивосфея, предстал с парой ослов, навьюченных съестными припасами для дороги. Давид сначала не понял, что означало это явление, и спросил: «для чего у тебя это»? Сива объяснил, что это он от своего усердия жертвует царю и его людям. Тогда Давид спросил: «где же Мемфивосфей»? Сива отвечал, что он остался в Иерусалиме, потому что надеется при настоящих обстоятельствах возвратить себе права на престол!.. Правда это была или клевета, решить трудно. С одной стороны, обстоятельства были таковы, что, по-видимому, вовсе не могли возбудить надежд Мемфивосфея, и его глубокий траур во время отсутствия и несчастия Давида говорил в его пользу, с другой стороны представляется непонятным, почему он, евший за столом царя вместе с его детьми, не вышел из Иерусалима, когда за Давидом последовал весь дом его и когда всякий, верный Давиду, страшился Авессалома. Непонятной представлялась бы и дерзость Сивы, если бы он не имел никакого основания для своего доноса, так как, по обнаружении клеветы, он мог жестоко поплатиться. Как бы то ни было, но Давид поверил Сиве, потому что после случившегося он мог предполагать всякую измену и неблагодарность, и подарил Сиве имущество его господина. Последнее обстоятельство показывает, что Давид уже верил в действительность мер, принятых им для своей защиты, почему и делал распоряжение, как бы фактически обладая властью царя. Давиду приходилось идти через колено Вениаминово, больше всех к нему нерасположенное. И вот, из первого же города Бахурима, вышел некий Семей из рода Саулова, приблизился на безопасное для себя расстояние и начал жестоко злословить Давида: «уходи уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего, и вот, ты в беде, ибо ты – кровопийца».

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010