В 1934 году, 17 мая иеромонах Вениамин (Новицкий) стал архимандритом Свято-Успенской Почаевской лавры и благочинным этого монастыря. Жизнь будущего владыки Вениамина в этот период была связана в первую очередь с организацией духовного просвещения, в том числе – и для вернувшихся из унии. Его просветительская деятельность шла в русле миссии Почаевской лавры – крупнейшего духовного, образовательного и народно-просветительского центра. На территории Свято-Успенской Почаевской лавры был приют для детей из крестьянских сирот, которые обучались разным профессиям в лаврских мастерских. При храме-памятнике «Казацкие могилы» (Ровенская область) действовал монастырский Свято-Георгиевский скит и приют на 35 детей. Непосредственно в лавре располагалась Почаевская церковно-приходская школа. Архимандрит Вениамин в 1930-х годах в лавре на праздник Богоявления (в митре в центре кадра) Богослужение (архимандрит Вениамин с правой стороны кадра снимает митру) При наместнике архимандрите Пантелеймоне отец Вениамин отвечал и за образование и воспитание детей. Сохранилась масса фотографий второй половины 1930-х годов, где учащиеся разных возрастов запечатлены на ступенях величественного лаврского Троицкого собора с наместником монастыря архимандритом Пантелеймоном, архимандритом Вениамином и преподавателями Почаевской школы. Ученики Почаевской школы с митрополитом Варшавским Дионисием (Валединским), наместником лавры архимандритом Пантелеймоном (Рудыком), архимандритом Вениамином (Новицким) Лаврский Свято-Георгиевский скит при храме-памятнике «Казацкие могилы», где находился детский приют. В первом ряду третий слева – архимандрит Вениамин, четвертый – архимандрит Пантелеймон (1938 год) Есть фотографии, которые запечатлели архимандритов Пантелеймона и Вениамина с молодежным церковным хором в селе Крыжи; и с учителями, представителями интеллигенции в детском приюте при монастырском Свято-Георгиевском скиту на «Казацких могилах». На нескольких сохранившихся снимках Духовного собора лавры 1930-х годов тоже присутствуют отец Пантелеймон и отец Вениамин.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР . Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний. Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых. Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинс кой автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием. Фото 1. Святитель Афанасий (Сахаров)   2 апреля 1957 года из Омска владыка Вениамин писал святителю Афанасию (Сахарову): « Вспоминая нашу совместную молитву у преп. Сергия, никогда не забываю поминать Ваше Преосвященство в своих недостойных молитвах. Усердно прошу взаимно не оставлять меня без своих св[ятых] молитв. Вашего Преосвященства недостойный сомолитвенник». Позже, в поздравительном письме в канун Рождества 1959 года Владыка подпишется под письмом святителю Афанасию: «Вашего Преосвященства … сомолитвенник и послушник». В октябре-ноябре 1956 года владыка Вениамин съездил в свои родные места на Украину, в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Там его застала долгожданная новость о решении Священного Синода назначить его архиереем на Омско-Тюменскую кафедру.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

В конце 1942 года вторым кафедральным городом владыки Вениамина (Новицкого) стал Кременчуг. При назначении на Полтавскую кафедру 4 августа 1942 года он получил титул «Полтавский и Лубенский», но из-за того, что в Лубенском районе большинство храмов было захвачено раскольниками-автокефалистами, более широкие возможности для пастырской деятельности он имел в Кременчуге . Владыка Вениамин регулярно совершал богослужения в Кременчуге. 29 декабря 1942 года он служил в городском Успенском соборе и открыл пастырские курсы при нем В Кременчуге возродилась жизнь в Козельщинском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре. Этот монастырь был открыт в конце 1941 года. Настоятельницей стала монахиня Феофания (Зонова), проживавшая после ссылки в Кременчуге. 23 декабря 1942 года епископ Вениамин возвел монахиню Феофанию в сан игумении. В обитель перенесли список с Козельщанской иконы. Насельницам передали часть келейного корпуса с Преображенской церковью, в которой с конца 1942 года совершались богослужения. В монастыре на тот период проживало до ста послушниц и монахинь. По воспоминаниям очевидцев, молодые девушки приходили в обитель, чтобы избежать вывоза на каторжные работы в Германию По воспоминаниям митрополита Вениамина (Пушкаря), общавшегося с владыкой Вениамином в 1950–1970-х годах, тот рассказывал о спасенной им в тех условиях девушке-коммунистке. Вероятно, она была укрыта от фашистов в монастыре в качестве несельницы. Современные исследования по истории Харьковской епархии дают немногочисленные сведения о деятельности владыки Вениамина в Харькове во время оккупации. Известно, что еще до приезда владыки Вениамина в мае 1942 года в Харькове было образовано православное патриаршее епархиальное управление, председателем которого стал протоиерей Константин Владыков. 5 ноября 1942 года в Харькове состоялось пастырское собрание под председательством епископа Вениамина Северная часть Луганщины тоже с мая 1942 года перешла под управление Харьковского епархиального управления как бывшее Старобельское викариатство Харьковской епархии и с августа 1942 года оказалась под омофором владыки Вениамина. Хотя многие приходы признали власть самосвятского лжемитрополита Харьковско-Полтавского Феофила Булдовского

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

Нет»: Рядом с митрополитом Вениамином и Юрием Петровичем Новицким, архимандритом Сергием и Иваном Михайловичем Ковшаровым все эти яковченки, семеновы, каузовы, смирновы, красиковы, крастины, драницыны, гуревичи и гиринские и не могли выглядеть иначе. Порою дело доходило до анекдотов. Один из членов трибунала, к примеру, оказался студентом, получившим двойку на экзамене у профессора Новицкого. В связи с этим или просто по необходимости, но судьи то и дело как бы забывали, что они сулят Новицкого, просили его дать ту или иную необходимую им юридическую справку. Но все это то, что касается внешней стороны процесса. Толпы людей у здания Филармонии, величественные, почти монументальные фигуры обвиняемых, рядом с которыми жалкими и ничтожными выглядели исполнители написанных в ГПУ ролей. Была, однако, и внутренняя наполненность процесса. Мы говорили, что дело о сопротивлении изъятию церковных ценностей было, так сказать, притянуто за уши. Митрополита Вениамина судили за другое. Судили за отлучение им от Церкви Александра Ивановича Введенского. Судили за открытое сопротивление разработанному Тучковым плану превращения Церкви в отдел ГПУ. Поэтому ни о какой страдательности и невиновности митрополита Вениамина не может быть и речи. Он страдал за вполне конкретную вину перед советской властью в целом, ГПУ и Введенским, в частности. И, разумеется, если бы митрополит Вениамин раскаялся, если бы покорился обновленческому ВЦУ, возможно, он был бы прошен. Митрополит Вениамин не раскаялся. Он сделал то, что обязан был сделать. Исполнил свой архиерейский и сыновний долг перед Русской Православной Церковью. Спас ее от страшной беды... Да, мы знаем, что чекистам удалось обмануть епископа Алексия (Симанского), удалось заставить будущего патриарха снять наложенное митрополитом Вениамином на Введенского запрещение. Мы рассказывали, как торжествовал в те дни Александр Иванович Введенский. Но это ведь он торжествовал, он думал, что побелил... А это было не так. 18 июня, когда на петроградском процессе завершился наконец допрос основных обвиняемых, вся Россия услышала голос запертого в Ярославле митрополита Агафангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пидгайко В.Г. Луганска я и Алчевская епархия//Православная энциклопедия/URL: http://www.pravenc.ru/text/2110759.html Процюк Феодосий, митрополит Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943) М.: 2004 Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904 - 1971 гг.) Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской Соболев Серафим, архиепископ Русская идеология//Соболев Серафим, архиепископ Самодержавие и спасение России. М: Сибирская благозвонница, 2008 – 543 с. Соколов А. Мстислав (Скрыпник). Киев, 2009. Титков Е. Религиозная ситуация на оккупированной Украине//Русское воскресение URL: http://www.voskres.ru/history/titkov.htm Трофимова Иустина, монахиня Курская и Рыльская епархия//Православная энциклопедия/URL: http://www.pravenc.ru/text/2462311.html Фотопатерик/URL: http://fotopaterik.org/ ЦГАВОВУ. ф.4398 . о.1. д.3. л.127-128. Цыпин Владислав, протоиерей История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994 Шарунов А. Подвижник. Памяти архиепископа Иркутского, Читинского, всего Дальнего Востока Вениамина III (Новицкого) 1900–1976//Сибирь 2019, сс. 156-175 Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Русская православная церковь. Глава «Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви» Шкаровский М.В. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны. Часть 3 Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» Впервые в печатном виде опубликовано в журнале «Берег России» 2020 г., сс. 52-69. Липковцы восходят к самосвятскому «рукоположению» Василия Липковского в Софийском соборе Киева в октябре 1921 года. Тогда священники, дьяконы и миряне «рукоположили» для себя «епископа». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Ребенка, ушедшего гулять, нашли убитым в стиральной машине

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Власти не смогли закрыть приходы в Тулуне Иркутской области, в Сучане (Партизанске) и на станции Лазо Приморской области – из-за сопротивления верующих. Чудесным образом после отставки Хрущева удавалось и открывать приходы в таких неожиданных местах как Комсомольск-на-Амуре (именно чудесным образом и благодаря «белым платочкам» - бабушкам). Усилиями владыки Вениамина в Иркутско-Читинской епархии среди духовенства было больше чем где-либо в СССР молодых людей до 40 лет.  «Православная энциклопедия» в статье об Иркутской епархии характеризует владыку Вениамина (Новицкого) таким образом: « Стремился к независимости епархиального управления от светской власти. Владыка проводил самостоятельную кадровую политику, подвергал критике государственную атеистическую пропаганду, выступал с инициативой пересмотра навязанной Церкви государством в 1961 г. реформы приходского управления… Уполномоченные Совета по делам РПЦ по Иркутской области неоднократно предлагали своему руководству перевести архиепископа Вениамина в другую епархию». Уполномоченные по делам религий, эти невольные историки Церкви советских времен, сообщали подробности о жизни владыки Вениамина и свидетельствовали о его духовном, молитвенном и активном образе жизни. «…Архиепископ Вениамин за полтора года исповедовался 30 раз» - писал недовольный частотой архиерейской исповеди уполномоченный И.Житов в своих отчетах в 1959 году. «Архиепископ Вениамин ежедневно молится в церкви с 9 часов до 12 часов, завтракает и с 1 часу дня работает в кабинете. Иногда сам служит в качестве священника с диаконом. Много справляет архиерейских церковных служб. Глядя на него, служащие епархиального управления и собора стали посещать церковную службу ежедневно. В соборе установлен микрофон и усилители, возгласы, чтение и пение слышны всюду во всех уголках собора. Сам молится усердно, любит пение хора, укрепляет хор, подбирает протодиаконов, обставляет службу торжественно. ... Редко слушает радио, мало читает газет и журналов, избегает суждений на темы внутренней и международной жизни Советского Союза» - сообщалось Житовым.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

– там же, л. 52. Ходатайство о помиловании Юрия Петровича Новицкого, направленное защитником М. С. Равичем во ВЦИК 12.09 1922 г. – там же, л. 75–76об. Письма Ю. П. Новицкого с ходатайством об отмене смертной казни приговоренных по петроградскому процессу, направленные во ВЦИК А. С. Енукидзе, а также В. А. Стеклову в газету “Известия” и профессору Ю. Гойбарху 03–14.07 1922 г. – там же, 60–63об., л. 34–35об., 36–38об. Ходатайство адвоката Л. И. Гиринского о помиловании осужденных, направленное во ВЦИК 18.07 1922 г. – там же, л. 123-об. “Записка по делу о митрополите Петроградском Вениамине, профессоре Ю. П. Новицком и других”, составил “23/VII 1922 профессор Петроградского Университета [подпись неразборчива]” – там же, л. 43–47. Ходатайство о помиловании осужденных, направленное московским комитетом политического Красного Креста председателю Президиума ВЦИК М. И. Калинину в июле 1922 г. – там же, л. 77–78об. “Характеристики десяти присужденных постановлением Петроградского Ревтрибунала к высшей мере наказания”, подписанные “по уполномочию группы “Живая церковь ”” протоиереем Александром Боярским, с перечислением смягчающих обстоятельств, июль 1922 г. – там же, л. 137–139об. “Заключение 41 О/В” “члена-докладчика по кассационным жалобам” об отклонении всех кассационных жалоб по петроградскому процессу, июль 1922 г. – там же, л. 131–136-об., 183–184. Комплекс ценных документов о петроградском процессе с интересным предисловием опубликован М. В. Шкаровским: Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде//Звенья. Вып. 2. М.; СПб., 1992. С. 555–560, 569–579. [ 27 ] См. 24–29, 24–30. [ 28 ] Карловацкий Собор (“Русский Всезаграничный Церковный Собор”) заседал в Сремских Карловцах (Сербия) 21 ноября – 2 декабря 1921 г. Среди 163 членов Собора было 11 епископов, 22 представителя монашеского и белого духовенства, а также видные православные ученые-богословы и 67 политических деятелей и военных чинов армии Врангеля. По сообщению газеты “Известия”, митрополит Антоний Храповицкий , открывая Собор, “передал от имени патриарха благословение на соборные труды”, однако документального подтверждения этого заявления газеты, враждебной патриарху, у нас нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всех воспоминаниях о будущем владыке отмечается, что Сергий ребенком отличался серьезностью среди остальных детей в семье Новицких. На нем лежала какая-то особая Божия печать, и родные видели в нем будущего служителя Церкви. Бабушка Стефанида, когда Сергию было три года, даже называла его в шутку «мой архиерейчик». В четыре года маленький Сергей заболел и чуть не умер. Родители подали срочную телеграмму святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому с просьбой помолиться о младенце Сергие. В ответ пришла телеграмма от отца Иоанна: «Молюсь!» Мальчик чудесным образом остался жить и выздоровел с.15]. Почти все биографы отмечают, что добрые качества души будущего владыки укреплялись и обогащались религиозной атмосферой семьи священника Василия Новицкого. Часто в летние вечера на крылечке дома собиралось все семейство и начиналось пение духовных и церковных песнопений. Юному Сергию настолько нравилось церковное пение, что он до конца своей жизни сохранил к нему горячую любовь. Жизненная цель Сергия практически сразу была определена – получать духовное образование и становиться священником, как и отец. Но началась Первая мировая война и революция … Слуцкое духовное училище В 1914 году в 14-летнем возрасте Сергей Васильевич Новицкий окончил Слуцкое духовное училище по второму разряду далее предстояло учиться в Минской духовной семинарии. В ней он учился с 1914 по 1919 год. Учебу затрудняла Первая мировая война и переезды семинарии из-за военных действий. Сергий успел окончить лишь средние общеобразовательные классы. После революционных событий Минскую семинарию, как и многие другие, закрыли. И программу богословских дисциплин он не успел освоить. Отсутствие полного семинарского образования стало серьезной препоной на пути к духовному сану. Да и вся обстановка революционных перемен была вызовом Богу и верующим в Него. Духовные учебные заведения были закрыты. Церковь уничтожалась безбожниками, священники, верующие казнились и безвинно убивались за исповедание имени Христа. Имея лишь общее образование, Сергий с 1919 по 1921 год проработал учителем в селе Печураны Минской области. С 1917 года в Печуранах действовало земское народное училище. Это село расположено поблизости от Телядовичей – села, где в то время служил отец Сергия протоиерей Василий Новицкий. И Печураны, и Телядовичи были недалеко от Слуцка.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Лагерная жизнь выковывала, сделала крепким и бескомпромиссным в вопросах веры характер Владыки. Пройдя Колыму, в жизни, в материальном ее измерении, он уже мало чего боялся – не боялся скорбей, голода, смерти, тюрьмы, угроз, давления – все это не могло разлучить его с Богом. Ссылка нанесла отпечаток на его характер и поведение – в исключительных случаях в бытовой жизни Владыка, уже Иркутский архиерей, мог использовать в качестве шутки непонятные для простых людей слова, он видел подоплеку поступков и событий, в которых большая часть людей ничего бы не поняла. Например, митрополит Вениамин (Пушкарь), в юности служивший иподиаконом у Владыки Вениамина (Новицкого) вспоминает, что во времена хрущевских гонений, в одном из приходов обширной Иркутско-Читинской епархии, его, архиерея, отслужившего торжественную службу, кто-то мягко попросил выйти из храма через боковой выход, не привлекая внимания и не задерживая людей для благословения. На это Владыка ответил такой фразой: «А мы что, ворованные?!» И торжественно, с иподиаконами вышел из алтаря в храм, чтобы достойно попрощаться и благословить паству, как подобает архиерею. С 1954 года начались амнистии заключенным по 58 статье. Срок заключения Владыки был сокращен с 15 до 10 лет. 15 августа 1955 года Владыка был освобожден из Севвостлага и направлен на проживание в поселок Верхний Ат-Урях Магаданской области, работал в конторе, освоив бухгалтерский учет. А через год он получил предварительное разрешение «отбыть в распоряжение Московской Патриархии»… Святая Русь жива! Через всю Сибирь шел поезд – из Хабаровского края в сердце России, Москву . Он вез скромного человека пятидесяти пяти лет, который был молчалив, внутренне сосредоточен и почти ни с кем не общался. Видно было, что лишь недавно начала отрастать его борода. Опытный взгляд мог определить, откуда едет человек – из магаданских лагерей. В сумерках он часто стоял у окна несущегося поезда, смотрел на мелькавшие поселения, поля и таежные просторы Сибири и тихо молился. Проехав через всю Сибирь, он не увидел ни одного купола церкви, ни одного сияющего креста. Возникал вопрос: где ты, Святая Русь, жива ли? Негромкий ответ приходил свыше и рассеивал всякие сомнения – жива!..

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/24/...

Никогда еще, может быть, так нужно и верно, не звучали слова Великого князя, как в Петрограде, в Страстную неделю 1922 года... § 2. Мучительно трудными были для митрополита Вениамина последние недели поста. Предательство группы священников, многие из которых находились в близких отношениях с ним 84 , произвело на него очень тяжелое впечатление. В эти трудные дни рядом с митрополитом Вениамином был Юрий Петрович Новицкий. Как свидетельствует внук святого, Юрий Иванович Колосов, мать его, Оксана Георгиевна, рассказывала, что в последние недели Великого поста 1922 года отец часто посылал ее с записками к митрополиту Вениамину, наказывая, чтобы записка была передана лично в руки владыки. – Обычно выходил монах, – рассказывала Оксана Георгиевна. – Но поскольку папа предупреждал меня, чтобы я передала записку лично митрополиту, я так и говорила: я не могу, мне надо передать лично. Скажите, что от Юрия Петровича. И меня впускали... Митрополит добрый был... Подойдет и благословит. Видно было, что хороший человек. Что было в записках, четырнадцатилетняя Оксана, конечно, не знала. Но про записки помнила. Всю жизнь потом хранила она свою первую награду – расписанное пасхальное яйцо, которым благословил ее священномученик Вениамин. Яичко разымалось, и внутрь него можно было вложить записку. Так поддерживалась связь митрополита с председателем Общества православных приходов... Участие Юрия Петровича Новицкого потребовалось, когда Николай Михайлович Егоров, не зная о задании, полученном Введенским в ГПУ, попытался «разрулить» его отношения с митрополитом. «Я отправился к своему личному другу протоиерею Введенскому, – рассказывал Н. М. Егоров на процессе. – Обратился я к нему с таким предложением: если бы владыка предложил вам, как лицу, которое создало себе определенную и твердую в этом отношении репутацию, если бы он предложил вам быть посредником для улаживания отношений между Церковью и властью? Введенский ответил мне, что для блага Церкви согласен на всё... После этого, не желая действовать секретно – с одной стороны, а с другой – зная Новицкого, как сторонника сдачи ценностей с самого начала постановки этого вопроса (я знал его работу в комиссии Помгола, помнил его горячие речи в одной из больших комиссий по устройству столовых о том, что нельзя успокоиться на том, что прервано отношение с властью, что это ненормально, когда люди продолжают умирать от голода, что мы должны искать выход, должны открыть столовые). Зная это, я предложил Новицкому свой план и предложил принять в нем участие» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010