В Чебоксарах установлены памятники святителям, в ковчежцах имеются частицы их цельбоносных мощей. И почитание чудотворцев связано с почитанием архиепископа Вениамина. «Дела все хуже и хуже»... Многие фотографии свидетельствуют о том, что в Чебоксары к владыке Вениамину приезжал архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев). Старые черно–белые фото говорят об их совместном служении у Престола Божия в Введенском кафедральном соборе и о духовном общении. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Владыка Вениамин (Новицкий) с Владыкой Иоанном (Снычевым) и духовенством Чебоксарской епархии Архиепископ Чебоксарский и Чувашский Вениамин (Новицкий) и архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев) Ежегодно Владыка участвовал в архиерейских богослужениях на праздник преподобного Сергия Радонежского в Троице–Сергиевой Лавре. В 1974 году он был в Лавре 18 июля, когда СССР посещала делегация Александрийской Православной Церкви. А в 1973 году он ездил в святую обитель на праздник 8 октября и вновь встретился с архиепископом Брюссельским и Бельгийским Василием (Кривошеиным). «С архиепископом Вениамином мне пришлось встретиться еще раз несколько лет спустя на всенощной в канун праздника преподобного Сергия в Успенском соборе в Троице–Сергиевой Лавре 24 сентября старого стиля 1973 года, – пишет в своих воспоминаниях архиепископ Брюссельский. Я подошел к нему в алтаре и спросил, как церковное положение в его новой епархии. (Он уже с мая был архиепископом Чебоксарским и Чувашским). «Все хуже и хуже», – ответил он, по обыкновению, шепотом. «А что? – спросил я. – Закрывают церкви?» «Нет, – ответил архиепископ Вениамин, – этого они сейчас не делают. Зато во все вмешиваются, ставят повсюду своих людей». – «А почему Вас перевели на новую епархию? Вероятно, власти были недовольны Вашей деятельностью?» – «Нет, – ответил архиепископ Вениамин. – По крайней мере никто мне об этом не говорил. Не знаю, почему меня перевели». К сожалению, метод разрушения организации изнутри, через внедрение «своих людей», апробированный на Западе, начал использоваться и для ослабления Русской Православной Церкви. И Владыка Вениамин это прекрасно почувствовал и понял опасность тенденции.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Фото 6 Свято-Успенский собор Кременчуга Фото 7 Козельщанская икона Божией Матери Фото 8 Вывоз девушек на работы в Германию Сам владыка Вениамин как свидетель и участник трагических событий вспоминал в послевоенные годы в статье для «Журнала Московской патриархии» о том, в каких условиях священники исполняли свой пастырский долг в оккупации. Он описывал, например, зверства фашистов и их чиновников в Полтаве: оккупационные власти создавали множество ограничений. Запретили кресты на куполах и колокольный звон. Ограничивалось время проведения богослужений – только ранним утром в выходные. В своей публикации владыка Вениамин приводит такой случай: «В одном из приходов на Полтавщине священник в воскресный день, во время уборочной кампании, не успел закончить службу к 6 часам утра, чем нарушил приказ местного немецкого коменданта. Последний с собакой прошел в алтарь через отверстые Царские врата и потащил священника по церкви» Все эти проблемы нужно было решать владыке, как архипастырь он должен был мудро действовать, защищать и своих священников, и верующих, защищать святыни и Церковь. В период с 1942 по 1943 годы в Полтаве владыка Вениамин возвел в сан игумена своего духовного сподвижника отца Иоанна (Селецкого). Отец Иоанн был выдающейся личностью. Он учился в Европе, знал древние и новые языки, прекрасно пел, писал иконы. Был знаком с священномучениками Русской Церкви – патриархом Тихоном и митрополитом Петром (Полянским), прошел 10-летнее заключение в лагере. В период немецкой оккупации оказался в Полтаве. В монашество был пострижен схиархиепископом Антонием (Абашидзе). Будучи на пятнадцать лет старше владыки Вениамина, он помогал ему восстанавливать духовную жизнь в Полтаве. В советское время под подпиской о невыезде жил на окраине Кременца. Владыка Вениамин, выйдя из заточения, приезжал к нему, как к своему духовнику. Фото 9 Игумен Иоанн (Селецкий) (Продолжение следует) Примечания Гаврин Филарет, игумен Попытка объединения автокефальной и автономной церковных юрисдикций в оккупированной Украине//Интернет-сайт «Антираскол»/URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1513

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

Узнав о свершившейся в Почаеве трагедии, архиереи канонической церкви начали противодействие самовольным и антиканоническим деяниям митрополита Алексия. Эти деяния перечеркивали все результаты ожесточенной борьбы в последние 20 лет с расколом на Украине, борьбы за каноническую чистоту и против грубого влияния националистической прокатолической политики на жизнь Церкви. Члены Синода Автономной церкви архиепископ Симон (Ивановский) и епископы Пантелеимон (Рудык) и Вениамин (Новицкий) обратились к митрополиту Алексию с требованием снять свою подпись в «Акте объединения» и сложить с себя звание Экзарха. Это требование было изложено в направленном ему меморандуме в ноябре 1942 года. Исследователи считают, что составлял меморандум секретарь Синода владыка Вениамин. В меморандуме говорилось: «Наличие «Акта об объединении» дает возможность допускать мысли, что Святая Украинская Православная Церковь, имеющая преемство от Святых Апостолов и строго соблюдающая Церковные каноны, через «Акт объединения» приравнивается к Луцкой иерархии, которая нарушила единство и каноны Святой Православной Церкви…» Епископы автономной церкви Пантелеимон (Рудык), Вениамин (Новицкий) и Димитрий (Маган), опасаясь за судьбу канонической церкви, предприняли даже письменное обращение к архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде), возглавлявшему с 1938 года Германскую епархию Русской Православной Церкви за границей с просьбой принять в управление Православную Церковь на Украине в тот сложный момент. Из ответного письма стало ясно, что без одобрения немцев это сделать невозможно Очевидно, что рейх, ведя войну против России, не согласился бы передать в церковное управление епископу РПЦЗ бывшие территории Российской империи. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Фото 12 Собор духовенства в Киеве в женском Покровском монастыре, 1943 год. Епископы на фото: Панкратий (Гладков), Пантелеймон (Рудык), Вениамин (Новицкий), Димитрий (Маган) В итоге, митрополит Алексий, понимая, что мнимое «объединение» вызовет новый раскол в церкви, отозвал свою подпись в «Акте объединения». За несколько месяцев до насильственной кончины в пасхальные дни 1943 года он писал, что с течением времени совсем по-другому посмотрел на эти процессы. Он понял, что задачей раскольников являлось уничтожение истинной канонической церковной иерархии

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Из шестерых оставшихся в СССР епископов двое еще в 1944–1945 годах скончались в застенках НКВД. Это епископы Дамаскин (Малюта) и Панкратий (Гладков). Еще два архиерея в 1944 году были арестованы, преданы суду и отправлены на каторгу на 15 лет. Это старейший архиерей Симон (Ивановский) и владыка Вениамин (Новицкий)... Фото 15 Архивное следственное дело одного из собратьев владыки Вениамина – епископа Панкратия (Гладкова) В советские лагеря отправилось и большое количество канонических священников Украины, выполнявших свой пастырский долг в условиях оккупации. 18 мая 1944 года, после освобождения Волыни от фашистов, епископ Вениамин был арестован в Почаеве «за сотрудничество с оккупантами», заключен в тюрьму 1 УНКГБ по Киевской области. Своей вины владыка не признал. 21 октября 1944 года военным трибуналом УНКГБ по Киевской области был приговорен к 15 годам ИТЛ Владыка был отправлен на Колыму для отбывания 15-летнего срока заключения. Встает вопрос о тех мерах, которые применило НКВД к епископам Украинской автономной церкви после ухода немцев. То, что владыка Вениамин отправился на много лет в лагеря, не доказывает его вины, которую не признал за собой ни один из архиереев канонической Церкви, выполнявших свой пастырский долг на Украине, к которому призывал их Пастыреначальник Господь Иисус Христос. Колебания кадровой политики Русской Православной Церкви в ХХ веке и внешние влияния на нее достаточно хорошо изучены. Исследования показывают, что аресты архиереев и духовенства в 1944 году были проявлением внешне инспирированной «кадровой политики» Патриархии Архиереи из зоны оккупации были не нужны советским органам на церковных кафедрах. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) В 1945–1946 годах эта «кадровая политика» Патриархии под давлением государства изменилась. С 1946 года Церкви позволили принимать к служению епископов-эмигрантов. И архиереи Украинской автономной церкви, пребывающие за границей и не вошедшие под омофор РПЦЗ, приглашены были возглавить епархии в СССР. Окажись они на Украине в 1944 году, скорее всего, их судьба сложилась бы иначе. В «Журнале Московской Патриархии» 9 за 1946 год опубликованы впечатления двух украинских архиереев, вернувшихся из Европы на Родину и прямиком отправившихся в свои кафедральные города. Это епископ Иоанн (Лавриненко), направленный в Пермь, и архиепископ Антоний (Марченко) – в Орел. А в это время владыка Вениамин был на Колыме…

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 352 с. : ил.   Житие одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь. Житие священномученика Вениамина - один из самых благородных и незабываемых примеров живой, неподдельной веры, что от древних времен является основой величайшего из христианских подвигов - подвига мученического. В эпоху лютых испытаний архиерейскую кафедру в городе, ставшем " колыбелью революции " , возглавил человек глубокой веры и преданности евангельским идеалам. Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. Архимандрит Дамаскин (Орловский). В сборник вошли жития новомучеников Церкви Русской, чья жизнь и исповеднический подвиг совершались на территории России, Украины и Беларуси. Жития написаны на основе большого массива архивных источников, многие из которых были впервые введены в научный оборот. Исповеднический подвиг новомучеников становится особенно понятен в своей ценности и исключительности тогда, когда он рассматривается в историческом контексте, на фоне той исторической среды и обстановки, в которой по большей части проходила их жизнь. Эта обстановка воспроизводится в житиях новомучеников с максимально возможной для исследователя точностью на основании устных и архивных источников. Книга предназначена для широкого круга читателей. Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Книга повествует о священномученике Димитрии Павском, который родился и принял мученическую кончину в Тверской губернии, но бóльшую часть жизни прослужил в Минской епархии. Стечением обстоятельств он оказался в гуще проблем, существовавших тогда в Российской Православной Церкви, касавшихся взаимоотношений католиков и православных и разных народов, живших тогда на западной окраине Российской империи. Многое с тех пор изменилось, но не изменилось общее течение истории. Понять происходящее сегодня и до некоторой степени увидеть, что будет завтра, можно лишь хорошо зная прошлое. В книге публикуются документы, касающиеся трагических событий получения автокефалии Православной Церкви в Польше. Книга предназначена для широкого круга читателей.  Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2021. - 251 с.: ил.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Некролог в официальном журнале Патриархии, где впервые была опубликована биография Владыки, написал архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев), в будущем митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский. Как будто в ответ на поношения безбожных сил, устроивших даже после Колымы многолетнее гонение на Владыку и записавших его во враги народа и государства, в некрологе говорилось о его патриотичной позиции во время войны (свидетельств было очень много) и заслугах, которые превышали все мелкие деяния его гонителей и ненавистников Бога. Говорилось там о героизме архиереев и священников Украинской автономной церкви в период оккупации. Это связано было с тем, что в 1970–е годы особо актуализировали память о Великой Отечественной войне, и возникла серьезная внешнеполитическая церковная проблема – Константинопольский патриархат под сильным влиянием США интриговал с украинскими раскольниками–самосвятами, которые организационно сохранились за границей... Но, не смотря на все тенденции времени и интересы политические, верующие люди не могли не увидеть свет той духовной звезды, засиявшей в начале 1940–х годов на Украине в лице подвижников и исповедников – священников и архиереев Украинской автономной церкви. Господь отметил те времена, те места и тех людей особыми событиями, особым путем и особой благодатью. О Владыке молились и далеко за Океаном знавшие его архиереи и священники. Например, духовный писатель епископ Митрофаний (Зноско–Боровский), лично знавший украинских архиереев Вениамина (Новицкого) и Симона (Ивановского) в военный период, вспоминал о них в своих статьях и книгах в 1960-80-х годах как о редких носителях «Печати Святой Руси» в СССР. После кончины Владыки люди обращались к нему за помощью и заказывали панихиды. Он им помогал. В Иркутске известна история о том, как за духовной помощью к покойному Владыке Вениамину обратилась монахиня Знаменского монастыря Магдалина, когда она сильно заболела. Ей пришел помысл, что нужно отслужить панихиду по Владыке. Как только это сделали, она сразу почувствовала облегчение, начала поправляться. Когда– то давно, когда она служила старостой в Михайло–Архангельском храме Иркутска, Владыка предсказал ей монашеский путь в Знаменском монастыре. А здесь он помог ей выздороветь.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Вечер, посвященный 90-летию гибели митрополита Вениамина Петроградского и с ним убиенных, состоялся в Санкт-Петербурге августа 2012 Его провел внук новомученика Юрия Новицкого, историк Юрий Колосов.  Вечер, посвященный 90-летию гибели священномученика Вениамина Петроградского и с ним убиенных, состоялся в  день их памяти , 13 августа, в Санкт-Петербурге.  Местом встречи историков, краеведов, священнослужителей, деятелей культуры стала библиотека-музей " Книги блокадного города " на проспекте Гагарина, 17. Здесь обычно проходят заседания Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград, которой руководит Юрий Колосов - внук профессора уголовного права новомученика Юрия Новицкого. Юрий Колосов, которому недавно исполнилось 85 лет, стал ведущим этой встречи. Он рассказал о своем роде, насчитывающем более 500 лет, из которого вышел новомученик. " От деда к отцу, а потом и ко мне был передан девиз нашего рода - " Честь и совесть - превыше всего " , - отметил Юрий Иванович.  По его мнению, " Россия без нравственности и веры - все равно, что без руля и без ветрил " . Утрата христианской веры привела в начале ХХ века к трагическим событиям революционной смуты. " Если об этом не помнить, ситуация повторится " , - считает Юрий Колосов.  На вечере были показаны два документальных фильма о событиях 90-летней давности. Первый - " Смертию смерть поправ " , снятый в 1992 году на " Леннаучфильме " Долорес Хмельницкой, повествует о судебном процессе над митрополитом Вениамином и арестованным с ним архимандрите Сергии (Шеине) , мучениках Юрии Новицком и Иоанне Ковшарове. Вторая кинолента - " Святой профессор " - снята недавно Элеонорой Соловьевой по одноименной книге Николая Коняева. Присутствовавший на вечере Николай Коняев рассказал о своей новой книге, которая выйдет осенью этого года. В нее войдет художественно-документальная повесть о Юрии Новицком, названная ахматовской строчкой " У Господнего крыльца " . Гостем встречи стал и настоятель храма святой Ольги в Михайловке, доктор физико-математических наук иерей Алексий Венков. Он рассказал об истории создания храма, посвященного мученику Юрию Новицкому, устроенному в полуподвальном помещении Ольгинской церкви. Глухое помещение с кирпичными стенами, похожее на расстрельную камеру, напоминает о периоде репрессий. " Вода живая " , 13.08.12 Поделиться 20 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 13 марта 2024 5 марта 2024 1 марта 2024 29 февраля 2024 18 февраля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=239...

Храм этот был основан святителем Казанским Гурием и его сподвижниками - святителями Варсонофием и Германом. В 1555 году, летом, после праздника пророка Илии эти три святых мужа во главе со с вятителем Гурием, архипастырем Казанским, прибыли на место, где сейчас устроены Чебоксары, с духовной миссией. Исторические источники говорят, что «по совещании с местной гражданской властью» ими было указано место собору в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и для начала поставлена полотняная церковь. Обозначив место для крепости, святитель Гурий обошел вокруг него, окропил святой водой место будущей стены... Потом трое святителей совершили Божественную литургию на месте будущего Введенского собора. Архиепископ Гурий произнес поучение и благословил Чебоксары Владимирской иконой Божией Матери, которая по сей день является святыней города. Три святителя Казанских были прославлены Господом нетлением и мироточением их мощей, и чебоксарцы гордятся тем, что святители основали и благословили их город. В 1976-м году настоятель Введенского собора протоиерей Илия Карлинов писал в «Журнале Московской Патриархии»: «Введенский собор красиво вписывается в старую часть города и хорошо виден почти отовсюду, особенно со стороны Волги. Все это говорит о том, как глубоко и тонко святитель Гурий ощущал строгую гармонию будущего собора и окружающей местности». Одним из значимых дел духовного устроительства жизни Чувашской епархии, совершенных архиепископом Вениамином (Новицким) в 1970-х годах явилось установление соборного п раздника трех святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа. В ступив в управление Чебоксарско–Чувашской епархией в 1973 году, он обратился к Святейшему Патриарху Пимену с просьбой совершать соборно празднование памяти трех Казанских святителей 4/17 октября или в ближайшее воскресение после этой даты. На что получил положительный ответ. О ходатайстве архиепископа Вениамина об установлении соборной памяти святителей отмечено в Минее. В Чебоксарах установлены памятники святителям, в ковчежцах имеются частицы их цельбоносных мощей. И почитание чудотворцев связано с почитанием архиепископа Вениамина (Новицкого).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

  Окормление паствы на огромной территории (4 млн кв. км) требовало неординарных административных талантов и духовного опыта. Владыка обладал этими талантами, а то, чего недоставало, восполняла благодать Божия по его молитвам. Архиерею требовалось время, чтобы посетить все приходы. Путешествовать приходилось автотранспортом, поездами, самолетами, пароходами. Публикуем две фотографии 1958 и 1959 года из истории архипастырских поездок владыки Вениамина. В 1958 году архиепископ Иркутско-Читинский освятил новый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Белогорске Амурской области. На фотографии из архива белогорского храма владыка запечатлен с местным духовенством, прихожанами и благочинным Приморского церковного округа (всего благочиний было пять) архимандритом Климентом (Перестюком). Архимандрит Климент – сподвижник русских архиереев в Маньчжурии, до 1917 года был насельником первого Свято-Троицкого Шмаковского монастыря в Южно-Уссурийском крае, с 1966 года стал епископом Свердловским и Курганским. Центром Приморского благочиния оставался Свято-Покровский храм Уссурийска, не закрывавшийся после революции, его настоятелем в 1958 году и был архимандрит Климент. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)   Фото 3. 1958 год. Владыка Вениамин и архимандрит Климент (Перестюк) с духовенством и прихожанами Белогорска после освящения храма А на следующей фотографии летом 1959 года владыка запечатлен с духовенством храма в Черемхово Иркутской области. Рядом с владыкой Вениамином сидит настоятель храма протоиерей Исидор Зубарский. В верхнем ряду мы обнаруживаем много молодых церковных людей и в том числе Бориса Пушкаря из Владивостока, направляющегося на учебу в Московскую духовную семинарию. За год владыка Вениамин смог с помощью Божией найти кандидатов для учебы в семинарии даже из Владивостока.   Фото 4. 1959 год. Посещение владыкой Вениамином прихода в Черняхове Иркутской области. В верхнем ряду справа семинарист Борис Пушкарь   В 1971 году в «Журнале Московской патриархии» было описано одно из архипастырских путешествий владыки Вениамина от Иркутска до Владивостока. В крупные церковные праздники 1970-го года архиерей посетил храмы Иркутской области, Читы, Улан-Удэ, Хабаровска, Уссурийска, Спасска, Владивостока, Сучана, Свободного, Благовещенска. Приведем отрывок из этой обзорной статьи официального журнала Патриархии:. «…13 июня, в Троицкую родительскую субботу, верующие г. Хабаровска с большой радостью встречали своего архипастыря. Хабаровский собор в честь Рождества Христова был переполнен молящимися, прибывшими сюда из дальних сел и городов. … После чтения Евангелия архиепископ Вениамин обратился к верующим со словом назидания, призвав свято чтить праздник Пятидесятницы, как день сошествия на апостолов Святого Духа, Который направляет каждого христианина на путь спасения…»

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

Всех лиц, приговоренных к высшей мере наказания, считает вредными и опасными и при создавшейся политической конъюнктуре подлежащими со­вершенному устранению; но если бы по политическим соображе­ниям признано было необходимым пойти в максимальной мере навстречу ходатайству более лояльных слоев духовенства и, в частности, Высшего церковного управления и группы „Живая церковь“, то из числа десяти осужденных к высшей мере наказания совещание находило бы возможным смягчить участь лишь в отношении шести лиц , а в отношении митропо­лита Вениамина, Новицкого Юрия Петровича , Ковшарова Ивана Михайловича и Шеина Сергея Павловича (архиман­дрит Сергей) как лиц вдохновлявших, руководивших и впол­не сознательно ведших контрреволюционную политику под цер­ковным флагом, совещание находит смягчение им меры наказания нецелесообразным...». 13 июля члены Политбюро ЦК РКП(б) в лице Каменева, Троцкого, Сталина, Молотова, Томского, Рыкова, Зиновьева, Радека и Чубаря постановили: согласиться с мнением состоявшегося накануне совещания. Руководство страны ясно давало по­нять, что их врагом является именно Церковь, и из членов Церкви они уже будут выбирать сами, кого приносить в жертву. Одновременно был нанесен мощный удар по обновленцам, уничтоживший их как движение идейное. Для протоиерея Алек­сандра Введенского стало очевидно, что их авантюра с обновле­нием Церкви оказалась утопией, утопленной в крови невиновных. 25 июля он направил ходатайство члену Политбюро и Президиу­ма ВЦИК Рыкову, в котором просил помиловать хотя бы митро­полита Вениамина и архимандрита Сергия. «Все дело обновления Церкви, – писал он, – попытка сделать ее не слугой буржуазии, а посильной помощницей пролетариату, находится в моральной и фактической зависимости от исхода приговора. Если вообще будут расстрелы – мы, „Живая церковь“ (и я, прежде всего, лично), будем в глазах толпы убийцами этих несчастных. Попытка оздоровления Церкви будет сорвана...» Сразу после приговора защитник Юрия Петровича Новицкого Моисей Семенович Равич направил во ВЦИК ходатайство о по­миловании, доказывая абсурдность смертного приговора тому, кто всю жизнь боролся за отмену смертной казни.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010