Многие наши современники, лично общавшиеся с владыкой, вспоминают о нем как о молитвеннике, прозорливом старце, стойком поборнике канонической чистоты Церкви и пастыре добром. Сложно сосчитать всех людей, удостоившихся стать священниками и архиереями благодаря молитвам, глубокому духовному видению, попечению и покровительству владыки Вениамина в то безбожное советское время. В 1958–1973 годах Вениамин (Новицкий), будучи архиепископом Иркутско-Читинским, управлял и церковной жизнью в Приморье. В 1959 году именно он дал рекомендацию на обучение в Московской духовной семинарии Борису Пушкарю – будущему главе Владивостокской и Приморской митрополии, который принял монашеский постриг с именем Вениамин. В память и благодарность об этом Христовом труженике, по благословению митрополита Вениамина (Пушкаря), и от всех жителей Приморья мы предлагаем вниманию читателей журнала пока первый биографический очерк о Владыке Вениамине (Новицком) – о Почаевском периоде его жизни. Очерк по крупицам составлялся из известных фактов биографии владыки, анализа некоторых доступных фотографий, воспоминаний, биографий людей из ближайшего его окружения. В следующих номерах журнала мы планируем продолжить публикацию этих биографических очерков. 1900 год, Минская область, село Кривичи Раковского уезда, в день преподобного Сергия Радонежского 25 сентября старого стиля в семье протоиерея Василия Дионисьевича Новицкого и матушки Людмилы Николаевны Новицкой родился мальчик Сергей – третий в семье. Всего детей в семье было шестеро – две дочери и четыре сына. Западнорусские земли. Особый аромат святости и исповедничества в этих пределах. Три века борьбы с унией и три века борьбы за общерусское пространство и единое русское государство. 1900 год, правление русского императора Николая Александровича. Атмосфера духовной силы, святости и исповедничества. Земли страдальческие, но любящие Христа и православно Его исповедующие. Знал ли священник Василий Новицкий о судьбе своих детей и о судьбе России? В алтаре скромного сельского храма в Кривичах молился он о семье и детях. Один их них, Валериан, в молодом возрасте стал Христовым исповедником и через много десятилетий был прославлен как святой. А еще один из его сыновей стал служителем Христовым, архипастырем и хранителем Святой Церкви. Слугой и пастырем «малого стада», Христового страдальческого стада, гонимого на своей земле, всегда готового на заклание. Да и сам пастырь прошел сложные испытания и юдоль полную скорбей и нужд, часто находясь в одном шаге от гибели.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Рисунок 6. Золотые и урановые рудники Колымы Рисунок 4. Рисунок 5. Труд заключенных Рисунок 7. Типичный вид отдельного лагерного пункта (прииск «Партизан») Тяжелый неподъемный труд вкупе с плохим питанием был не единственным испытанием. Давила сама атмосфера бесчеловечности и богооставленности в лагерях. Хотя большая часть заключенных являлись осужденными по политической 58 статье, дух зоны ощущался во всем. Священников, людей в сане было немало. Были и сектанты с католиками. Многие из них страдали от унижений, издевательств уголовников, осужденных по бытовым статьям, охранников и начальства лагеря. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Тяжелая работа с недостаточным питанием в условиях сурового северного климата и убогих жилищных условий обрекала многих людей, даже физически крепких на гибель в скорейшем времени. Хотя о периоде жизни Владыки в заключении известно немного, но нет сомнения, что везде во всех обстоятельствах он был священником и пастырем, не терявшим свою веру и духовную связь с Богом. Свое положение он воспринимал как Крест. Известно, что Владыка обязательно читал утреннее молитвенное правило по дороге на прииск или лесоповал. Читал по памяти Псалтирь, совершал панихиду и литию по усопшим, вероятно и другие службы. Известно, что он прятал при обысках небольшую иконку Божией Матери, напечатанную на плотной папирусной бумаге. Возможно, это было изображение Богородицы Почаевской. Без молитвы и Божией поддержки в таких условиях, выжить было невозможно. Несмотря на частые упоминания в литературе о том, что Владыка был на каторге, в терминологии советской системы исполнения наказания 1940-х годов, он каторжанином не считался. На колымскую каторгу, самые тяжелые работы, как правило, под землей, трибуналы или Военная коллегия Верховного суда СССР приговаривали военных преступников. Заключенные каторжане определялись как «з/к КТР», а остальные заключенные как «з/к ИТЛ». Врач Нина Владимировна Савоева, подвижнически работавшая на Колыме, вспоминала о том, как в ужасных условиях пыталась обустроить больницу для каторжан в долине Чай-Урми. Ей сообщили о месте будущей работы: «ИТЛ в сравнении с ними покажется курортом, а Беличья (больница Северного управления) – сном. Каторжане... Строжайший режим. Вместо фамилий — номера, на ногах – цепи. Полицаи, власовцы, немецкие прислужники – подручные оккупантов. Работают под землей».

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/24/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

Владыка Вениамин (Новицкий) был избран Секретарем Собора Украинской автономной церкви. Когда началась особо острая борьба с неканонической иерархией Поликарпа (Сикорского) (Луцкой иерархией – по названию кафедры епископа Поликарпа), владыка Вениамин как секретарь Освященного Собора сыграл в ней не последнюю роль. Хотя основные полемические послания против антиканонических деяний епископа Поликарпа выходили за подписью митрополита Алексия (Громадского) – старейшего по хиротонии архиерея, рукополагавшего епископа Поликарпа и преподававшего когда-то в духовных школах. У Луцкой иерархии (или самоназванной «Украинской Автокефальной Православной Церкви») была поддержка оккупационных властей, она располагала многими соборами в Луцке и Ровно (столица рейхскомиссариата). Фото 3 Раскольник Поликарп (Сикорский) с фашистами 24 января 1942 года Сикорский был принят в Ровно заместителем рейхскомиссара и передал оккупационным властям приветствие. В адресе говорилось: «Прошу принять для великого вождя немецкого народа Адольфа Гитлера пожелания полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу вместе со своими верующими, опекать духовенство которых я призван, я буду возносить молитвы к Всемогущему Господу» Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Автокефалистское «духовенство» отличилось и поддержкой антисемитской политики оккупантов. В воскресной проповеди в храме г. Ковеля в мае 1942 г. говорилось: «Когда последний еврей исчезнет с лица земли, мы выиграем войну». «Священник» Ковеля Иоанн Губа благословил отряд украинской полиции перед уничтожением нескольких тысяч евреев «Христиане, пристающие к варварам…» Мощным и четким словом прозвучали два послания местоблюстителя патриаршего престола Сергия (Старогородского) о раскольнической деятельности епископа Поликарпа. Во втором послании 1942 года («Пасхальное послание к православным архипастырям, пастырям и пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками») говорилось: «По 8 правилу святого Григория Неокесарийского, христиане, пристающие к варварам, вместе с ними нападающие на христиан», не принимаются в число кающихся (слушающих) впредь до особого о них соборного рассуждения. Но правило говорит о покушающихся на грабительство вместе с варварами; новоявленная же группа автокефалистов хочет при помощи варваров-фашистов насильно отнять у украинцев их вековую преданность Православной Церкви…

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

Фото 4. Вознесенский кафедральный собор Новосибирска   О том, что население Омска любило церковные службы, свидетельствуют Уполномоченные по делам РПЦ. Согласно их сводкам на Пасху 1958 года, в два омских собора – Крестовоздвиженский и Никольский – пришло очень много молодежи. Такое обилие богомольцев в Омске и Омской области - результат начавшегося духовного возрождения Церкви, а также непосредственных пастырских трудов и молитв владык Вениамина и Венедикта. Молодежь начала тянуться к Церкви. В Омске появился один из ярких учеников владыки Вениамина (Новицкого) – Анатолий Просвирнин, в будущем известный архимандрит Иннокентий, историк Русской Православной Церкви, сотрудник синодального Издательского отдела и редакции «Журнала Московской Патриархии». Анатолий Просвирнин был родом из Омска, где с раннего детства мать водила его на церковные службы в кафедральный Крестовоздвиженский собор. С девятилетнего возраста, еще при архиепископе Ювеналии (Килине) в 1950-м году Анатолий стал иподиаконом у владыки в Омском соборе. С 1956 года его духовным наставником стал епископ Вениамин (Новицкий), прибывший на Омско-Тюменскую кафедру. Вслед за владыкой в феврале 1958 года он переехал в Иркутск и от Иркутско-Читинской епархии получил направление и рекомендации для учебы в семинарии. В сентябре 1958 года он поступил сразу на второй курс Московской Духовной Семинарии.   Главными сохранившимися святынями Западной Сибири были Абалакская икона Божией Матери и мощи святителя Иоанна Тобольского (Максимовича). В 1957 году владыка Вениамин (Новицкий) как правящий архиерей пригласил на праздник святителя Иоанна (23 июня н.ст.) в Тобольск разделить духовную радость митрополита Новосибирского и Барнаульского Нестора (Анисимова). Божественную литургию и торжественный молебен в честь святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири совершали три владыки: Нестор (Анисимов), Вениамин (Новицкий) и Венедикт (Пляскин). Об этом сообщал «Журнал Московской патриархии». Сохранились некоторые фотоснимки, запечатлевшие трех архиереев в эти летние дни вместе.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

Владыка Вениамин служил в Омском кафедральном соборе в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на улице Тарской , а проживал в доме епархиального управления, на улице Успенского 26. Вторым храмом была Никольская церковь на улице Труда. Исследователи истории омских церквей отмечают, что в Крестовоздвиженском соборе служили все правящие Омские архиереи советского периода. Статус собора побуждал следить их за благолепием и каждый из них постарался его украсить. Все омские архиереи обязательно служили у главной святыни Западной Сибири – мощей святителя Иоанна Тобольского в Покровском храме Тобольска. Мощи святителя были возвращены Церкви в 1947 году. Епископ Вениамин (Новицкий) продолжил труды своих предшественников по благоукрашению церквей и святынь. Его стараниями ремонтировались храмы Омско-Тюменской епархии. Он стремился увеличить число приходов и открыть в Омске третий собор (нужно было обращаться к Уполномоченному по делам РПЦ, а тот должен был согласовывать этот вопрос со всеми областными партийными органами). Но вопрос об открытии третьей церкви в Омске так и не был разрешен. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Епископ Вениамин часто посещал вверенные ему приходы Западной Сибири. За небольшой срок пребывания на кафедре с пастырскими поездками он посетил все 24 прихода епархии. Это храмы в Тюмени - Знаменский собор и Всехсвятская церковь; Никольский и Покровский храмы города Ишима; церкви в сельской местности Омской и Тюменской области. В июне 1957 года состоялось торжественное архиерейское богослужение в Тобольске в день памяти святителя Иоанна Тобольского тремя архиереями: митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), епископом Вениамином (Новицким) и епископом «на покое» Венедиктом (Пляскиным). По сравнению с центральными областями СССР, в Омской области было небольшое количество верующих. Но при этом миряне и духовенство были активны в организации жизнедеятельности своих приходов. Они активно собирали в 1943-45 годах большие суммы для помощи фронту во время Великой Отечественной войны и даже получили за это благодарственный адрес от Сталина. В своих письмах областным уполномоченным по делам РПЦ миряне настаивали на открытии новых храмов, ссылаясь на то, что в окрестности много баптистских сект.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

О дочери Ю. П. Новицкого позаботились его друзья. Ксения Леонидовна Брянчанинова, которая заменила девочке мать, Сергей Федорович Ольденбург, Николай Яковлевич Марр, Лев Владимирович Щерба. Марр и Щерба помогли ей поступить после окончания школы в Педагогический институт. И был еще кто-то, неизвестный, который до окончания школы ежемесячно посылал девочке деньги. Она прожила свою жизнь в соответствии с принципами, преподанными ее отцом, хотя строила ее по-своему. Успешно окончив институт, она работала педагогом, директором одной из блокадных школ Ленинграда. Среди ее учеников несколько академиков, более 50 докторов и около 400 кандидатов наук, два лауреата Государственной премии, инженеры, врачи, учителя, журналисты. Заслуженная учительница Российской Федерации, она имела много наград, которыми удостоила ее родина, и среди них – орден Ленина. Награда эта дала возможность некоторым журналистам 155 уже во время перестройки попрекнуть дочь Юрия Петровича даже в предательстве отца. Николай Коняев дал отповедь этим попыткам: «Обуянный бесовским азартом литератор не вспоминал при этом, что награждена была Оксана Георгиевна не за какие-то специальные заслуги перед большевистской властью, а за педагогический труд. За вполне конкретные достижения в педагогике отмечена она высшей наградой страны, на благо которой трудился ее отец...». 156 А завершение «дела Вениамина» произошло уже в наши дни – 31 октября 1991 года. Президиум Верховного суда РСФСР отменил приговоры Петроградского ревтрибунала и кассационной коллегии Верховного трибунала 1922 года и, признав в деле отсутствие состава преступления, реабилитировал расстрелянных. 4 апреля 1992 года Архиерейский собор Русской православной церкви канонизировал (причислил к лику святых) митрополита Вениамина, профессора Ю. П. Новицкого, архимандрита Сергия (Шеина) и юрисконсульта лавры Н. М. Ковшарова, расстрелянных в ночь с 12 на 13 августа 1922 года. В заключительной речи на процессе защитник Я. С. Гурович спрашивал, что скажет будущий историк, когда установит неоспоримый факт, что были расстреляны невиновные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Вениамин в 1919 году оказался одной из самых " молчаливых " фигур, советской власти придраться к нему было очень сложно. Но первые советские прокуроры умудрились из ничего сделать не просто обвинительный, а расстрельный приговор. Таким образом, целью процесса стала сама Церковь. Никита Гольцов в своем выступлении рассказал о биографии священномученика Юрия Новицкого и его роли на Петроградском процессе. Когда начался голод в Поволжье, юрист Юрий Новицкий активно стал искать возможность оказать помощь голодающим, в епархии начался сбор средств, но вскоре помощь Церкви была запрещена государством. 23 февраля 1922 года вышел декрет об изъятии церковных ценностей, и позиция Новицкого изначально была в том, чтобы действовать на условиях, предъявляемых государственной властью. Как юрист он понимал, что Церковь лишилась права собственности, все имущество переходило государству, а Церковь могла только пользоваться им. Он считал, что отдать можно все, в том числе и богослужебные сосуды. Патриарх Тихон призвал жертвовать подвески, украшения на иконах, драгоценный лом, но выразил однозначную позицию в отношении богослужебных предметов. Митрополит Вениамин хотел придать всей акции добровольный характер со стороны Церкви, а не характер принудительного изъятия. Но риторика власти свелась к тому, что никакие компромиссы невозможны, что еще раз доказывает, что цель кампании - разгром Церкви. Возник раскол Церкви изнутри. В результате на скамье подсудимых на Петроградском процессе, судебном деле против православного духовенства и мирян, оказались 87 человек. Новицкий был приговорен к расстрелу. На архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 1992 году Юрий Новицкий был канонизирован в лике мучеников и стал одним из первых святых в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Хранитель музея Александро-Невской лавры Роман Катаев отметил, что, чтобы прочувствовать эпоху, важно прикоснуться к вещам, которые пришли к нам из нее. Он рассказал о выставках, посвященных процессу изъятия церковных ценностей и судебному процессу, по которому проходили участники.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

Архив Пн Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918) 15 января 2009 г. 01:47 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, Свидетель верный (Откр. 1:5), на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18:37) и чтобы в крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову апостола, мы искуплены драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет 1:19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни и в умирании: живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем (Рим. 14:8). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призвал ее разделить с ним чашу страданий: «Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него». Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской XX века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса обще-церковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви. Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12:11). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве — колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.

http://patriarchia.ru/db/text/526284.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010