Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский (Краснопевков-Румовский Василий) Родился 26 июля 1738 года в семье священника села Красного Санкт-Петербургской епархии. Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге. В 1759 году пострижен в монашество. Девять лет был преподавателем Невской духовной семинарии. В 1768 году назначен префектом семинарии. В 1770 году утвержден ректором семинарии. С 19 ноября 1770 года – архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря Санкт-Петербургской епархии. 2 декабря 1771 года переведен в Зеленецкий монастырь, а 16 января 1774 года – в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь. 13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. I апреля 1775 года переведен на Архангельскую и Холмогорскую епархию с повелением именоваться «Архангельским и Олонецким». Получил от императрицы Екатерины II панагию, украшенную бриллиантами и яхонтами. 26 октября 1798 года перемещен в Нижний Новгород. 11 ноября 1804 года возведен в сан архиепископа. Скончался 16 марта 1811 года. Погребен в Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Епархиальная деятельность преосвященного Вениамина была направлена на благоустройство епархий, духовное образование юношества, восстановление обителей, создание и украшение церквей. Он поднял роль и значение благочинных в епархии. Все епархиальные дела преосвященный Вениамин решал быстро, без волокиты. Как любитель отечественной истории, преосвященный Вениамин много внимания уделял собиранию древних летописей и рукописей, трудился над составлением истории Архангельской иерархии. В 1781 году он предписал всем монастырям и церквам завести памятные книжки или летописи и внести в них все «древние достопамятности и все достойное памяти». Благодаря этим записям в Архангельской епархии было открыто много исторических памятников. Преосвященный Вениамин занимался и литературной деятельностью. Им написана книга «Новая Скрижаль». Большое внимание преосвященный Вениамин уделял изучению Священного Писания. Он приказал во всех церквах вместо поучений читать и объяснять Священное Писание .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В янв. 1841 г., во время пребывания в лавре еп. Алеутского Иннокентия (Вениаминова) , уполномоченного отбирать нужных ему людей, желавших служить при нем, Краснопевков обратился к епископу с просьбой принять его в число миссионеров, но получил отказ. По словам еп. Саввы (Тихомирова) , опытный еп. Иннокентий «сообразил, что молодой светский юноша, едва начавший знакомиться с богословскими науками, не может принести много пользы в деле евангельской проповеди...» ( Савва (Тихомиров). 1877. С. 7). В 1842 г. Краснопевков окончил академический курс по 1-му разряду со званием магистра и был определен преподавателем гражданской истории, катехизиса и греч. языка в Вифанскую ДС. Дис. «Жизнь св. Филиппа, митр. Московского и всея России» была напечатана с некоторыми изменениями в 1861 г. 23 сент. 1845 г. в Троице-Сергиевой лавре Краснопевков был пострижен в монашество с именем Леонид, 30 сент. того же года рукоположен во диакона, а 1 окт. в московском Покровском соборе митр. Филаретом - во иерея. 23 апр. 1848 г. Л. был определен бакалавром патристики в МДА, а 9 мая получил должность помощника библиотекаря академии проф. А. В. Горского . 19 дек. 1849 г. назначен ректором и профессором догматического богословия Вифанской ДС, членом Московской духовной консистории и утвержден членом конференции внутреннего правления МДА; 1 янв. 1850 г. возведен в сан архимандрита и стал настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря . Первоначально у Л. возникли трудности при преподавании догматического богословия, недостаточно им изученного. Желание ректора поднять уровень преподавания встретило непонимание членов корпорации; кроме того, он впервые столкнулся с незнакомой ему прежде неблаговоспитанностью учеников. Отдых от семинарских забот Л. находил в совершении богослужений и беседах с духовными людьми. «Я почитаю свое священническое и монашеское служение выше всякого другого,- признавался он,- и несмотря на то, что меня называют с усмешкою пустынножителем, ежедневно хожу к обедне, несколько раз в неделю служу сам; стараюсь поддерживать общение с отцом наместником [Антонием (Медведевым)]» (цит. по: Гуличкина. 2012. С. 10). За время ректорства Л. здание Вифанской ДС было перестроено.

http://pravenc.ru/text/2463437.html

После назначения на Московскую кафедру 5 января 1868 года митр. Иннокентия (Вениаминова)  еп. Леонид по-прежнему оставался старшим викарием. Зимой 1868/69 года в связи с открывшейся вакансией правящего архиерея Нижегородской епархии Леониду (Краснопевкову) было предложено занять эту кафедру. Но еп. Леонид просил оставить его настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. " Многими бывшими болезнями и изнурительными трудами отягощенный организм мой и дух мой давно требует отдохновения в тишине монастырской, - отвечал он 25 января обер-прокурору, отказываясь от предложенной кафедры. - На такое дело я не могу решиться прежде, нежели обновлю силы отдохновением одного или нескольких лет " . Благодаря ходатайству митр. Московского Иннокентия Леонид (Краснопевков) был оставлен на Дмитровской кафедре. На посту викария еп. Леонид принимал участие во всех начинаниях митр. Иннокентия. Как отмечал еп. Леонид, в монастырях Московской епархии наблюдался некоторый успех в развитии общежительства; иноки, перешедшие в Церковь из старообрядчества и расколов, " неутомимо действуют на своем поприще " ; больничное служение взяли на себя не только монахини, но и монахи. Истинным благодеянием для сельского духовенства называл еп. Леонид открытие дома призрения в с. Остров Подольского уезда. Здесь подвизались монахи Угрешского монастыря во главе с архим. Пименом (Мясниковым). В московском Алексеевском монастыре при содействии еп. Леонида было устроено женское училище для воспитания и образования сербских девиц. Леонид (Краснопевков) состоял членом многих ученых обществ и учреждений: председателем Московского губернского училищного совета (1865-1874), помощником председателя совета Православного миссионерского общества (1870), почетным членом Московского общества любителей духовного просвещения (1869), Общества попечения о детях лиц, сосланных в Сибирь по судебным приговорам (1874), Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее (1875), почетным членом Московского университета (1874). По указанию имп. Александра II еп. Леониду было поручено наблюдать за иконописными работами в храме Христа Спасителя .

http://drevo-info.ru/articles/13680903.h...

сост. архимандрит Тихон (Затекин) и О.В. Дегтева Скачать epub pdf Архиепископ Вениамин родился 26 июля 1739 года в С.-Петербургской епархии, в селе Красном, и в крещении наречен Василием. Отец его был священником, четверо братьев – также священнослужители, один из которых – протопресвитер Московского Благовещенского собора Сергий – синодальный член, духовник императора Александра Павловича. Получив домашнее воспитание, Василий отдан был обучаться в духовное училище. От природы он имел расположение к уединению и ученым занятиям. Завершив обучение в С.-Петербургской академии, называемой тогда Александро-Невской семинарией, Василий на 20-м году жизни поступил в монашество (в 1759 году). При пострижении в иноческий сан наречен был Вениамином. Далее целых девять лет преподавал он разные науки в Александро-Невской семинарии, после чего в 1768 году иеромонах Вениамин определен префектом семинарии и учителем философии. В 1770 году из префектов назначен ректором той же Невской семинарии и учителем богословия, на место Исаии (Германовского). Вместе с тем посвящен Вениамин и в сан архимандрита, направлен сначала в Старо-Ладожский Николаевский, а затем в Троицкий Зеленецкий монастырь. Отсюда в 1774 году перемещен в настоятели Троицкой Сергиевой пустыни, находившейся в 15 верстах от Санкт-Петербурга. Еще во времена управления Александро-Невской семинарией Вениамин был членом духовной консистории в С.-Петербурге и под руководством знаменитого иерарха, митрополита Гавриила (Петрова), научался епархиальному управлению. Умом и действиями своими заслужил расположение к себе у многих, что открывало ему поприще для большой деятельности. Через четыре года после посвящения в сан архимандрита Вениамин хиротонисан в епископа Новгородской епархии, на место скончавшегося викария Антония. Рукоположение его совершал 13 июля 1774 года Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, которому Вениамин становился помощником в управлении. Новопосвященный епископ именовался Олонецким и Каргопольским, жил в Александро-Свирском монастыре. Однако епископом Олонецким Вениамин был менее года: в 1775 году переведен в Архангельск, именуясь с тех пор епископом Архангельским и Олонецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Нижегородская Учреждена 24 марта 1672 года Нижегородская и Алатырская Филарет митрополит, рукоположен со 2.06.1672 по 7.03.1686 на покое; † 29.09.1694 Павел митрополит, рукоположен с 7.03.1686 † 26.09.1696 Трифилий (Инихов) митрополит, рукоположен с 17.05.1697 по 20.07.1699 митр. Крутицкий Исаия митрополит, рукоположен с 23.07.1699 по 2.09.1708 отрешен от кафедры † 24.11.1720 Сильвестр (Холмский) митрополит, рукоположен с 14.09.1708 по 5.03.1719 митр. Смоленский и Дорогобужский Питирим епископ, рукоположен. с 23.03.1719 архиепископ с 24.05.1724 † 8.05.1738 Иоанн (Дубинский) епископ, рукоположен с 25.02.1739 по 1.09.1742 на покое; † 21.01.1743 Димитрий (Сеченов) епископ, рукоположен с 14.09.1742 по 9.08.1748 на покое; с 21.06.1752 еп. Рязанский и Муромский Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ, рукоположен с 14.08.1748 по 2.03.1753 еп. Тверской и Кашинский Феофан (Чарнуцкий) епископ, рукоположен с 14.03.1753 по 1.07.1773 на покое; † 8.03.1780 Антоний (Герасимов-Зыбелин), епископ, бывший еп. Архангелогородский и Холмогорский с 9.07.1773 по 25.04.1782 архиеп. Казанский и Свияжский Иоасаф (Заболоцкий) епископ, рукоположен с 16.05.1782 по 22.09.1783 еп. Тверской и Кашинский Дамаскин (Семенов-Руднев) епископ, бывший еп. Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 22.09.1783 по 12.01.1794 на покое; † 18.12.1795 Павел (Пономарев) епископ, рукоположен с 12.02.1794 по 26.10.1798 еп. Тверской и Кашинский Вениамин (Краснопевков-Румовский), епископ, бывший еп. Архангельский и Олонецкий с 26.10.1798 по 16.10.1799 переименован еп. Нижегородский и Арзамасский Нижегородская и Арзамасская С 16 октября 1799 года Вениамин (Краснопевков-РумовскиЙ), епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский с 16.10.1799 архиепископ с 11.11.1804 † 16.03.1811 Моисей (Близнецов-Платонов) епископ, бывший еп. Пензенский и Саратовский с 28.05.1811 † 10.01.1825 Самуил (Запольский) епископ Костромской и Галичский в 1825 временно управлял Мефодий (Орлов-Соколов) епископ, рукоположен с 28.02.1826 по 19.10.1826

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Во время управления Нижегородской епархией Вениамин завершал ученые труды, начатые им в Архангельске. В 1803 году он издал в пяти частях переведенную с латинского языка «Историю о животных», а вместе с нею и «Новую Скрижаль, или Положительное объяснение о церкви, о литургии, о всех службах и утварях церковных» в четырех частях. Обе книги напечатаны в Москве. Из них особенно последняя была принята с одобрением ученого общества, так что в 1804 году указом Святейшего Синода велено было издать ее во второй раз: в 1806 году она напечатана в Синодальной типографии. Третье издание вышло также при жизни Вениамина в 1810 году. После первого же издания «Новой Скрижали» автор приобрел широкую известность. За труды в управлении и в научных занятиях 11 ноября 1804 года он из епископов возведен в сан архиепископа. А в продолжение 10 лет Вениамин награжден тремя орденами. В 1800 году он получил орден св. Иоанна Иерусалимского, в 1806 году – орден св. Анны 1-й степени, в 1810 году – орден св. Александра Невского. С 1808 года, также при Преосвященном Вениамине, в Нижегородской духовной семинарии было введено преподавание врачебной науки. (С сокращением пределов Нижегородской епархии в 1799 году прежние духовные гимназии объединились в одно Нижегородское училище). Как библиотеку семинарскую, так и церковные библиотеки по всей епархии, Вениамин обогащал различными книгами. В 1807 году, когда удвоен был семинарский годовой оклад, Преосвященный испросил у начальства 3500 рублей на постройку третьего каменного этажа над двухэтажным семинарским корпусом. По его же распоряжению в 1803 году устроен особенный дом для консистории, которая раньше помещалась в семинарском корпусе. Преосвященный Вениамин старался, сколько мог, и о благоустройстве церквей. Так, согласно его представлению, в 1800 году выдано 4848 рублей на исправление крыши и глав Нижегородского кафедрального собора. Построена для собора Предтеченская часовня, на месте прежней, устроенной в 1694 году для Оранского монастыря. В эту часовню Вениамин в 1809 году с торжественным крестным ходом перенес чудотворный образ Спасителя, из запустелого каменного подворья близ приволжских казарм.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Арсений (Верещагин) епископ, рукоположен с 22.12.1773 по 1.04.1775; еп. Тверской и Кашинский Вениамин (Краснопевков-Румовский), епископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский, викарий Новгородской епархии с 1.04.1775 по 15.03.1787 переименован еп. Архангельский и Олонецкий Архангельская и Олонецкая С 15 марта 1787 года Кафедра в Архангельске Вениамин (Краснопевков-Румовский), епископ, бывший еп. Архангелогородский и Холмогорский с 15.03.1787 по 26.10.1798; еп. Нижегородский и Арзамасский Аполлос (Байбаков) епископ, бывший еп. Орловский и Севский с 26.10.1798 по 16.10.1799 переименован еп. Архангельский и Холмогорский Архангельская и Холмогорская С 16 октября 1799 года Аполлос (Байбаков) епископ, бывший еп. Архангельский и Олонецкий с 16.10.1799 †14.05.1801 Евлампий (Введенский) епископ, рукоположен с 29.06.1801 по 16.04.1809 еп. Калужский и Боровский Парфений (Петров) епископ, рукоположен с 6.06.1809 †22.07.1819 Иосиф (Величковский) епископ, рукоположен с 9.11.1819 по 3.07.1821 еп. Смоленский и Дорогобужский Неофит (Докучаев-Платонов) епископ, рукоположен с 15.08.1821 †8.06.1825 Аарон (Нарциссов) епископ, рукоположен с 14.02.1826 по 14.09.1830 на покое; †15.01.1842 Георгий (Ящуржинский) епископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский с 16.08.1830 по 30.06.1845 архиеп. Тобольский и Сибирский Варлаам (Успенский) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 30.06.1845 по 4.12.1854 еп. Пензенский и Саранский Антоний (Павлинский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 8.12.1854 по 20.07.1857 еп. Нижегородский и Арзамасский Александр (Павлович) епископ, рукоположен с 17.11.1857 по 13.09.1860 еп. Полтавский и Переяславский Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский с 13.09.1860 по 18.08.1871 еп. Черниговский и Нежинский Ювеналий (Карюков) епископ, бывший еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии с 16.08.1871 по 25.12.1876 еп. Орловский и Севский Макарий (Миролюбов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский с 25.12.1876 по 23.05.1879

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

26 октября 1798 года Вениамин был переведен в Нижний Новгород. Управление им Нижегородской епархией продолжалось около 13 лет. Преосвященный Вениамин отличался особенной ревностью к богослужению, заботливостью о благе епархии, благоразумием, постоянством, кротостью и благотворительностью. При самом вступлении на Нижегородскую кафедру обнаружил он множество незавершенных дел, требующих его участия. «Дел нерешенных, – писал он своему преемнику в Архангельск, – мне оставлено 500; решил в январе 235. Сижу с просителями во всякий день часа по 3 и по 4, или лучше сказать во все утро от разсвета до позднего полудня. От различных хлопот неделю пролежал я в горячке и ныне еще из дому не выхожу. В доме хочу будущим летом для спокойствия иначе переделать, а о дворе не думаю, понеже оный здоровью моему невредим». В первый год своего пребывания в Нижнем Новгороде епископ Вениамин, как и предместники его, именовался Нижегородским и Алатырским, а с 16 октября 1799 года – Нижегородским и Арзамасским, так как Алатырь отошел к прежней – Казанской епархии. С этого времени Нижегородская епархия определена была в новых границах. В первый же год управления Вениамина, по именному указу и определению Святейшего Синода, старообрядцам было позволено совершать богослужение в Духовской церкви (1798), которая до учреждения штатов была монастырской и до 1845 года находилась в Кремле, близ губернаторского дома. А в 1801 году «велено старообрядцам в Нижегородской Епархии иметь церковь и особенных священников, рукоположенных от Епархиальнаго Архиерея, для отправления службы Божией по старопечатным книгам, согласно с представлением Епископа Вениамина». Однако вместе с устроением единоверческих церквей архиерей считал своим долгом искоренять в епархии замечаемые им суеверия и остатки идолопоклонничества. Вениамин принял самые решительные меры к проявлениям грубого суеверия (например, в Терюшевской волости, где в мордовских селениях объявился лжепророк и проповедник собственного учения некий Кузька, который после проведенного Преосвященным Вениамином следствия был наказан).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

ряд источников по истории Руси и России, начиная со времен монг. владычества и заканчивая рубежом XVII и XVIII вв., среди к-рых присутствовали и богослужебные памятники). В 1803 г. в Москве вышла книга архиеп. Нижегородского Вениамина (Краснопевкова) († 1811) «Новая Скрижаль». Книга представляла собой пространный комментарий, касавшийся устройства храма, богослужебной утвари и облачений, чинов как главных, так и менее важных церковных последований. Название книги отсылало читателя к «Скрижали» 1656 г., но «Новая Скрижаль» не имела с ней ничего общего; основным источником для архиеп. Вениамина послужили комментарии Гоара к его «Евхологии». В рукописном фонде СПбДА (ныне находится в РНБ) сохранился принадлежащий архиеп. Вениамину рус. перевод лат. комментариев Гоара; «Новая Скрижаль» представляет собой дополненную и отредактированную переработку этого перевода (подробнее см.: Черноуцан Н. «Новая Скрижаль» архиеп. Нижегородского Вениамина: Критико-библиогр. очерк: Дис./КДА. К., 1902. Ркп. (не опубл.)). Книга архиеп. Вениамина - вероятно, по причине подробности изложения - в России была крайне популярной, выдержала множество переизданий и печатается до наст. времени. В 1910 г. в Кюстендиле был опубликован и болг. перевод книги. В том же 1803 г. в Москве была опубликована еще одна книга по Л., вскоре широко признанная и даже представленная российскому имп. Александру I,- «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию» И. И. Дмитревского († 1829), гос. служащего и профессионального переводчика. Обычное для средне-, поздне- и поствизант. традиции символическое толкование чина Божественной литургии соединялось в этой книге с выкладками исторического характера, для своего времени достаточно серьезными. В приложении к книге помещался выполненный Дмитревским перевод толкования на Божественную литургию свт. Симеона Солунского. Хронологически труд Дмитревского предшествовал «Новой Скрижали» архиеп. Вениамина - еще в 1791 г. Дмитревский представлял свою работу к публикации, но цензорами Синода она была отвергнута.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

20 Писания Св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. С. 155. 21 Молитва очистительная/Последование Мефодия Патриарха Константинопольского об отвержении различных лиц и ко Православной и истинной вере возвращающихся//«Большой» Требник. – [Репр. изд.]. – СПб., 1995. С. 245. 22 Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии, и о всех службах и утварях церковных. В 4 частях. – СПб., 1899. С. 476. Согласно пояснению Преосвященного Вениамина (Краснопевкова [Краснопевкова-Румовского]): «И назнаменанной в нем печати ясне явитися в сердце его. Сколь справедливо было мнение св. Мефодия о силе св. миропомазания, это довольно ясно показывают сии слова его, положенные в третьей молитве. Ибо печать св. мира, приобретенная в крещении, не пребывает неизгладимою в состоянии отступничества и не изглаждается этим грехом совершенно, но только потемняется или становится как бы неясною. Почему и молит Церковь : “и назнаменанной в нем печати ясне явитися в сердце его и помышлениях, знаменованием креста Христа Твоего”. То есть, молит, чтобы всем были видимы и известны не столько существо таинства, сколько сила оного, и не столько самая печать, сколько исповедание непорочной веры». Там же. С. 476, 477. 23 В «Новой Скрижали» дается следующее пояснение: «Исправляются различными эпитимиями. Аще убо отроча. Первые, отроки, как стоящие в юном и незрелом возрасте, которые по одному неразумию сотворили богоотступничество, принимаются с кратчайшею епитимиею. Вторые, которые не волею, но насилием и страхом мучений принуждены были отречься от веры, удостаиваются человеколюбия и исправляются умеренною епитимиею. А третьи, отвергшиеся по собственному произволу, без всякого принуждения, подвергаются величайшему запрещению: они во всю жизнь лишаются причащения Божественных Таин и сподобляются оных только при конце своей жизни, по 73-му правилу Василия Великого ». Там же. С. 474. 25 Ср.: «В Большом Требнике (гл. 97 и 98) помещено “Последование Мефодия Патриарха о от отвержения различных лиц, и ко православней истинней вере обращающихся”. Этот чин относится к тем, которые отреклись (отпали) от православной веры по неразумению, в юном возрасте или под страхом смерти, или по своему злому произволению. Первые и вторые принимаются с епитимьей, последние же отлучаются от причащения Святых Таин, которое преподается им только перед смертью ... совершается чин миропомазания, которое служит не повторением этого таинства, а знаком того, что отпавшим от веры вновь возвращается та благодать, которую они утратили чрез отвержение Христа». Шиманский Г.И. Литургика: Таинства и обряды. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2003. С. 74, 75.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/voprosy-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010