Глава III. О святом престоле и его принадлежностях §1. Знаменование и значение алтаря Первейшая часть храма, знаменующая, как выше было сказано, невидимое Божество Христово, душу человеческую и проч., есть алтарь. Слово «алтарь» латинского происхождения; оно составлено из слов alta ага, что значит возвышенный жертвенник. Греки алтарь называли словом βημα, которое имеет то же значение. Βημα, по общему употреблению греков, означает: 1) возвышенный жертвенник, или вообще такое высокое место, которое не всякому доступно и даже для многих неприкосновенно; 2) кафедру, с которой ораторы произносили народу свои речи, и 3) судилище, с которого цари народу или военачальники воинам давали повеления, творили суд, раздавали награды за заслуги или дары от своего богатства. §2. Престол есть важнейшее место в алтаре Важнейшее в алтаре место есть святой престол. Посему все преимущества, приписываемые алтарю, ни к одному находящемуся в оном месту не могут быть так близко применены, как к святому престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди алтаря. Симеон Солунский (гл. 131, о храме) говорит: «священнейший алтарь в сем месте образует пренебесное и то, что превыше небес, где поставлен престол невидимого Бога». Престол есть жертвенник и училище Святой престол прежде всего есть тот истинный жертвенник, на котором приносится в жертву Христос наших ради грехов, приносится, как Архиерей и как Сын человеческий, закалаемый в тайную и бескровную жертву. Жертва сия раздается верным в словесное служение, чрез которое мы становимся причастниками живота вечного и бессмертного. Престол есть истинное для нас училище, откуда мы слышим слова Того, Которому не было равного в учении, как сказано: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек ( Ин.7:46 ). Евангелие на престоле На престоле же полагается написанное слово Божие, священное Евангелие, и полагается для того, дабы с сего возвышенного места оно видимо было всеми. Симеон Солунский (о храме, в гл. 13 и 133) говорит: «Евангелие, образующее собою Иисуса Христа, лежит посреди престола, и это для того, чтобы на него все взирали, особенно когда оно проповедуется». Престол есть судилище

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава II. Чин хиротонии иподиакона §1. Степень и лета иподиакона Степень и лета иподиакона объясняет Симеон Солунский (в гл. 161) следующим образом: «за степенью чтеца следует чин иподиакона, который составляет среднюю степень между степенями чтеца и диакона: эта степень выше степени чтецов и певцов, но ниже степени диакона; почему и называется чином иподиакона. Чтецы и певцы после своего посвящения могут вступать в брак; а иподиаконы уже не могут: они прежде посвящаются в должность чтецов, и потом уже, послужив с честию узаконенное время, удостоиваются рукоположения, возводящего на сию степень. Узаконенное время для посвящения двадцатый год жизни», а не моложе, потому что они должны быть производимы после вступления в брак. Иподиакон производится вне алтаря По свидетельству древних рукописных греческих чинопоследований, иподиаконы посвящаемы были некогда в диаконике близ стола, стоявшего со священными сосудами, и притом во время литургии, по совершении малого входа. Но сами же иподиаконы побудили изменить это обыкновение, – и оно изменено за несколько лет до взятия Цареграда. Побудительною причиною к сему изменению было то, что некоторые иподиаконы, посвященные в диаконике, начали почитать один диаконик собственным местом своего служения. За это у них с диаконами нередко происходили споры, для прекращения которых, а равно и для уничтожения высокоумия, патриарх Мануил Харитопула вновь учредил посвящать их не в диаконике, но вне его, – среди храма, на том же месте, где посвящаются и чтецы, и притом не во время литургии, но до ее начала. Это обстоятельство показывает, что и самое посвящение в иподиакона в древности без литургии не совершалось. Симеон Солунский (в гл. 162) описывает место и время иподиаконского посвящения следующим образом: «желающий принять руковозложение иподиакона приводится к архиерею в то время, когда он в священном облачении стоит пред царскими дверями, прежде начатия священной литургии». §2. Иподиакон опоясуется орарем И опоясует его. Причину, по которой иподиакон как во время своего посвящения, так и всегда опоясывается орарем, Симеон Солунский (в гл. 163) предлагает следующую: «потом опоясывает его орарем в знамение того, что он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: – почему и не может уже после сего посвящения вступать в брак». Но может пребывать в супружестве, если он прежде сего вступил в него законным образом. §3. Порядок иподиаконского рукоположения

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Пресвитер называется совершительным, как лице, имеющее только благодать совершать таинства, а не преподавать ее другим: он крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершенно таинств, и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину. Диакон называется народослужительным, как лице, имеющее чин помощника служителя св. таинств и не могущее ничего делать без позволения иерея, что составляет личное свойство последнего ангельского чина». По сему различию степеней хиротонии диакон, пресвитер и епископ имеют различные священные одежды, из которых одни выше и превосходнее других. Симеон Солунский в той же главе пишет: «каждый из трех сих чинов и степеней священства облачается в приличные сану его священные одежды. Диакон облачается в одежду, образующую его ангельский чин; пресвитер имеет и то, что диакон, ибо он прежде благодати священства приял дар диаконского служения, имеет сверх сего и облачения, свойственные его совершительной благодати, которую являет эпитрахиль; а иерарх, имея все принадлежащее степени пресвитера, имеет сверх того омофор, который представляет образ воплощенного Сына Божия. По сей же причине, облачаясь в священные одежды, он первее всего облачается в стихарь или подризник». Поскольку первое и меньшее из всех посвящений есть поставление чтеца и певца, то мы сначала и займемся объяснением этого чина; за сим будем объяснять и другие священные чины по степеням. §2. Звание чтеца и певца Имеяй быти свещеносец. Должность чтеца и певца состоит в том только, чтобы читать и петь в церкви; он кроме того носит свещу пред Евангелием и исполняет другие подобные сим обязанности как в церкви, так и в алтаре. Симеон Солунский (в гл. 169) говорит: «поставленный таким образом во чтеца, он со времени своего посвящения по повелению диаконов или иереев читает пред народом Писание, то есть священные словеса пророков и апостолов, стоя посреди храма, как и во время посвящения, и с непокрытой головою. Кроме того, входя в алтарь, как служитель алтаря, он возжигает свещи, подает иерею огонь, предшествует со свещею Святым Дарам, подает ему (иерею) просфоры, воду и теплоту, хранит в чистоте принадлежности храма, отправляет и другие службы и предначинает пение божественных песней, то есть канонархает; вообще он есть служитель божественных дел в храме; почему и должен исполнять свои обязанности с благоговением и знать, чему служит».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Возлагаемый здесь фелонь на чтеца и певца не та одежда, которую священники имеют во время совершения Св. Таин; но имеется для сего фелонь особливый, т.е. короткий, сшитый только на подобие фелоня иерейского. Симеон Солунский (в гл. 159) говорит: «освященный чрез пострижение приводится опять к епископу, – и целуя руки иерарха, приемлет от него благословенный фелонь (о самом слове: фелонь, см. 2 ч., гл. 6, §16), который есть начаток священных одежд, и надевает его на выю, в знамение того, что он приходит под ярем священства, и посвященный на служение Богу, вступает под кров Самого Бога». Почему фелонь чтеца и певца, кроме наружного своего вида, отличается от священнического и в смысле таинственном: первая есть начало, а последняя конец священства; первая означает посвящение в служение Богу и повиновение священству, а последняя есть совершение священства. §5. Содержание молитвы при рукоположении И молится сице: Господи Боже Вседержителю. Содержание (сей молитвы): Господи Боже Вседержителю объясняет Симеон Солунский (в той же 159 главе) следующим образом: «потом иерарх знаменует главу его трижды, и положив руку на печати (произведенной крестообразным пострижением), показует тем силу Божию, осеняющую его своим покровом; преподавая ему благодать сего божественного покровительства, он молится о том, чтобы Сам Господь Вседержитель освятил совершаемого, избранного Ему на служение». Поскольку все поставление чтеца и певца, совершаемое крестообразным знамением, называется печатию, то и настоящая молитва по содержанию своему во всем имеет свойства молитвы просительной, но не восполняющей и совершающей, и чин этот не может иметь такой степени власти и значения, какие приобретают диаконы и священники, проручествуемые Божественною благодатию. §6. Чтец и певец прочитывает при посвящении немного из Апостола И мало прочтет Апостола, иже случится начало и конец. Чтецу и певцу, посвященному знамением крестообразного пострижения и молитвою архиерея утвержденному на степени своих обязанностей, повелевается прочитать посреди церкви часть Апостола, в знак того, что первая его обязанность есть обязанность читать Писание и петь на сем месте. Держит лампаду Потом архиерей подает ему лампаду, – и он становится с нею на обыкновенном месте, для того, чтобы всем присутствующим здесь ведомо было его поставление на степень свещеносца. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

И в следующей (105) главе: «и так врата заключаются, ибо алтарь становится уже небом, и туда нисходить сила Святого Духа. Посему и должно быть там одним небесным, т.е. священным, и никому другому не должно смотреть. Ибо святое – святым и освященное – священным, доколе совершаются, – и уже после причащения священников преподаются народу, и то не непосредственно, а посредством священников, и при посредстве некоторых завес». При начатии освящения не только выходят мирские люди, но и все подвижные утвари выносятся из алтаря. Симеон Солунский (в гл. 105) говорит об этом: «износятся и все движимые принадлежности храма из алтаря; потому что все прочие принадлежности алтаря могут быть переносимы и перелагаемы с одного места на другое: но самый престол должен пребывать на одном месте и все, что находится на нем, никогда не должно быть переносимо с него на другое место. Посему святые иконы, священные сосуды и прочие принадлежности алтаря, имеющие быть перелагаемы с места на место, износятся из алтаря, дабы освятить то, что имеет стоять в нем на одном месте и пребыть навсегда неподвижным». Посему в чине обновления храма в книге «Патриаршеский чиновник» напечатано: «таже повелевает все, двизатися могущее, изнести из церкве, и ни кадило же оставити». §6. Воскомастих Горнец с воскомастихом. Воскомастих составляется из воска, мастики, толченого мрамора и других некоторых ароматических веществ и растопляется на огне. Возлиянием этого воскомастиха на углы начинается освящение престола. Самое же действие возлияния имеет два значения: видимое (чувственное) и таинственное; в чувственном смысле воскомастих возливается для склеения углов престола; в смысле таинственном воскомастих образует те ароматы, с которыми погребено было тело Иисусово. Симеон Солунский (в гл. 106) пишет: «берет иерарх сосуд, где находится воск и мастика с ароматами, смирною, алоем и другими веществами, которые все образуют погребение Спасителя, так как и самая священная трапеза образует живоносный гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Отходя к избравшим его епископам, он целует и их руки, – в знак того, что он вступает в их чин и в залог любви и мира с ними во Христе. Итак, избранный уже возымел залог церкви и с настоящего времени есть ее обручник, принявший, вместо перстня, печать церковного благословения». Стоит в диаконике До времени посвящения избранный стоит в диаконике или в приделе, на южной стороне алтаря, и на малый вход не исходит. Симеон Солунский (в гл. 203) говорит: «избранный же стоит в диаконике, одеянный и украшенный набедренником; на малый вход он не выходит вместе с другими, как лицо, имеющее уневеститься Христу; и потому вводится в алтарь с особенною честию и с препровождением от других: это и есть вход его». §6. К посвящению приводится от протопресвитера и протодиакона И по трисвятом пении приводится от протопресвитера и протодиакона пред царские двери. Симеон Солунский (в той же главе) говорит: «из диаконика выводят его – предваряющий его несколько диакон и придерживающий его пресвитер, и таким образом идет он по правой стороне храма кругом амвона до алтаря. Ибо хотя он и совершенный обручник епископства, хотя и принял печать обручения и целование епископов: но еще не жених епископства, не принял еще дщери царевы, которую обручит себе; не соединен еще с нею союзом таинства, не сделался еще ею мужем, не вверился ей, не один еще дух с нею. Посему прежде уневещения он и называется еще пресвитером до тех пор, пока в посвящении примет звание мужа церкви и епископа». По трисвятом он один посвящается В прежних рукоположениях показано, что диакон хиротонисуется по Достойно, пресвитер – после херувимской песни, пред освящением даров; но епископ посвящается здесь – по трисвятом пении, после малого входа, пред восхождением на горний престол. Причину сего епископского посвящения, совершаемого после трисвятой песни, объясняет Симеон Солунский (в той же главе) так: «итак, вот когда, – после входа, – совершается сей брак духовный, именуемый хиротониею. Потому что так было и в начале: первый (малый) вход знаменует воплотившегося и пострадавшего за нас Владыку, воскресшего и вознесшегося на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Если уподобление мира павлину есть подражание евангельской притче о детях ( Мф.11:16 ), а уподобление Церкви заре является аллюзией на евангельские подобия горчичного зерна или закваски, то объяснение облака как облачения, «ибо оным небо, как бы в ризу, облачается», отстоит от евангельских и псаломических аналогов, но уже является чистой аллегорией [Сильвестр 1799, 54]. Искренняя вера в способность аллегорий, как живых образов, объяснить суть окружающих явлений, породила богатую церковную литературную традицию. Достаточно вспомнить «Новую скрижаль» архиепископа Вениамина (Краснопевкова), изданную в 1803 году и зачастую основанную на тех же аллегорических приемах толкования богослужения [Вениамин, III]. Архимандрит Сильвестр сам пользуется аллегорическо-притчевым языком как своим собственным и потому понимает и чувствует притчу намного тоньше и убедительнее более поздних толкователей, таких как архимандрит Виталий (Гречулевич) [Виталий] или Н. И. Виноградов [Виноградов 2], примитивно-репрезентативный (в первом случае) и механическо-рациональный (во втором случае) подход которых выдает абстрагирование их от предмета изучения и лишь формальное понимание его внутренней сути. Аллегорическим стилем мышления архимандрит Сильвестр пользуется как одним из основных инструментов или методов познания Бога и мира, и потому Священное писание для него – это лучший источник вдохновения. Этот стиль позволяет легко объединить в одно смысловое и языковое пространство весь текст Священного писания. Необходимо признать, что работы архим. Сильвестра (Лебединского) представляют большой интерес не только для истории библеистики, но и для истории богословского языка и метода мышления русских богословов рубежа XVIII–XIX веков, которые можно охарактеризовать как самобытный опыт аллегорического прочтения изучавшихся ими текстов и явлений. Такой подход применительно к изучению притч Христовых был одним из наиболее удачных хотя бы потому, что принцип притчевого мышления, находившийся в центре внимания библеиста, был ему самому близок и применялся им при толковании притч.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Посему, как лице служащее, а не совершающее, он приклоняет и колено только одно. Потому что поставляется служителем одного Божественного служения». §6. Руки и чело прилагают к престолу Полагает длани крестовидно на святую трапезу, приложив же и чело между рук к святей трапезе. Для чего диакон, припадая, полагает длани на святую трапезу, это объясняет св. Дионисий (стр. 99): «приведение к Божественному престолу и коленопреклонение знаменует то, что все возведенные в сан священный должны подчинять свою жизнь священноначальнику Богу, приносить Ему свою разумную, богоподобную душу, посвященную Его служению, и сколько возможно, хранить ее чистою и достойною того богоначального и всечистого святилища и престола, который священнолепно освящает самые боговидные умы». И еще (стр. 105): «коленопреклонение означает благоговейное повержение приходящего и священноприносящего себя самого Богу». В особенности же об обряде – прилагать чело к трапезе некто пишет: «рукополагаемые прилагают чело к святому престолу для того, дабы показать, что они приемлют чрез это силу, безопасность и дерзновение, и не постыдятся божественных дел. Ибо на челе проявляются знаки стыдливости; посему кто челом прилагается к святому престолу, тот показывает этим, что обещается отвращать от себя порочное чувство почитать стыдом священные дела и служения, совершаемые у престола». Симеон Солунский (в гл. 169) говорит: «приклоняет колено и прилагает главу (чело) к священной трапезе: потому что эта трапеза знаменует Христа, – главу всех, а миро на ней есть знамение благодати Всесвятого Духа; – Таинства же, то есть Сам Иисус Христос, предлежат в это время на трапезе непокровенны: потому что он приводится служить Иисусу, принесенному за нас в жертву; на трапезе же, как бы во гробе Христовом, находятся слова Его; под нею мощи мучеников, которых и песнь призвана к защищению рукополагаемого; – так как и приводимый есть страдалец, потому что произвольно вел жизнь благочестивую и чистую. И когда он приложит чело к трапезе, тогда, призывая себе в милость и обиталище Иисуса со Отцем и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Духа, проповедывать Св. Троицу и все Домостроительство о нас Божие. Для того диакон возглашает всем: станем добре, станем со страхом. Св. Герман говорит: «иерей приступает, входит в общение с ангельскими силами и стоит как бы не на земле, но в пренебесном жертвеннике, пред страшным жертвенником престола Божия, и созерцает великое, неизъяснимое и неисследованное Христово Таинство; исповедует благодать, возвещает воскресение, запечатлевает веру во Св. Троицу. Подходит в белой ризе ангел и рукою отваливает камень от гроба, показывая своим видом, взывая трепещущим голосом и чрез диакона возвещая тридневное восстание, и диакон, подняв завесу, возглашает: станем добре, станем со страхом». Но дабы предстоящие имели внимание к сему священнодействию, сохраняя умиренный и спокойный дух, диакон тотчас же прибавляет: вонмем, святое возношение в мире приносити, и тем возбуждает их ко взаимному миру. Ибо мы обязаны не только жертву приносить с миром, но и самый мир приносить в дар, преимущественно пред всяким другим даром. На что и люди ответствуют: милость мира, жертву хваления, то есть приносим; ибо милость есть плод тихого и спокойного мира. §36. В священнодействии обещаются народу блага Благодать Господа нашего. Зная, что в этом священнодействии по благословению Отца, при содействии Св. Духа, Сын имеет принестися в жертву за весь мир, и для того приступая к принесению и освящению сей жертвы, священник молится, чтобы благодать сия Господа нашего Иисуса Христа воссияла на всех предстоящих, любы Бога и Отца пребывала с ними всегда, и причастие, то есть пришествие Святаго Духа содействовало им в том же. И люди в свою очередь, награждая за молитву священника и согласно заповеди, которая обязывает молиться друг за друга, взаимно молятся о священнике, дабы и его дух был исполнен этих благ; особенно молятся о нем, чтобы он, обещающий им благодать и любовь Божию и пришествие Св. Духа, благопоспешно совершил священнодействие, и для того ему отвечают: и со духом твоим. Или, как св. Герман объясняет, и со духом твоим, то есть – как сказали выше, так и будем делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

К ним-то взывает диакон, чтобы они молились, да получат отпущение и да удостоены будут Животворящей Жертвы после крещения». Изводить из церкви кающихся вместе с оглашенными повелевает и 19 правило собора Лаодикийского. А толкование на сие правило говорит, что неизвестно, когда прекратилось это обыкновение. О сем смотри в Кормчей. Но и верные приглашаются помолиться об оглашенных, ибо все мы должны желать спасения ближнему, по слову апостольскому: должни есмы мы сильнии немощи немощных носити ( Рим.15:1 ). §26. «Елицы оглашеннии, изыдите» Елицы оглашеннии, изыдите. После молитвы оглашенные изводятся совершенно. Сверх того диакон прибавляет: да никто от оглашенных, то есть, да никто из оглашенных, в приближающееся в сей час время, не присутствует, потому что, как новоначальные, они не в силах понять глубины таинства, которое выше всякого слова и разума, понять высоты и страшного совершения освящаемых Даров. Известно, что слабым зрением смотреть на солнце, питающимся молоком принимать твердую пищу вредно; необходимо приучать их к этому мало-помалу. Всякий быстрый переход от одного состояния к другому бывает вреден, и предметы, вдруг нас поражающие, не доставляют нам удовольствия. Подобно сему и те, кои должны находиться в числе кающихся, показывая здесь притворство, не должны считать себя чистыми от греха, и потому да не дерзают приступить к освящаемым страшным Тайнам, как и оглашенные. Св. Златоуст , в беседе о блудном сыне, говорит о подобных людях так: «никто из неядущих, никто из немогущих взирать на тельца ядомого, никто из немогущих видеть небесную Кровь, изливаемую во оставление грехов, никто недостойный Живой Жертвы, никто оскверненный нечистыми устами да не прикасается страшным Таинствам. Если имеешь гнев на врагов, – уврачуй язву, прекрати вражду, да получишь врачевание от Трапезы. Ты приступаешь к страшной Жертве; постыдись же притворства; ибо для примирения земного с небесным заклался Христос» и проч. Симеон Солунский это изведение оглашенных и весь следующий затем великий выход таинственно уподобляет второму пришествию Господню и будущему Его Царствию, и (в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010