Так как на престоле, поставленном в алтаре, в продолжение Божественной литургии воспоминаются различные дела Христовы, особенно Тайная вечеря, крест, гроб, тридневное воскресение, вознесение на небеса, седение одесную, второе и славное на землю пришествие, то один и тот же престол принимает разные значения. Во-первых, престол означает святую трапезу, на которой Христос дает верным в пищу и питие жизни вечной живоносную Свою Плоть и животворящую Кровь. Св. Герман пишет: «святая трапеза означает место погребения, где положен был Христос; на этой же трапезе предлежит истинный и небесный Хлеб, таинственная и бескровная Жертва; живожертвенная Плоть и Кровь Его предлагается верным в снедь и питие жизни вечной». Симеон Солунский (гл. 138) пишет: «страшная трапеза (престол), находящаяся среди святилища (алтаря), означает гроб Христов и таинство Его страдания: на сей-то трапезе совершается живая и всемирная Жертва, и Спаситель наш, как Бог , на ней почивает и, как агнец, закалается. Посему-то трапеза и стоит среди алтаря, чтобы ее видели все и вкушали от нее все. От этого престол и называется трапезою, поскольку Иисус есть животворная пища и сладость; тут находятся хлеб, укрепляющий и утверждающий верных, с вином чаша, которая веселит, животворит, согревает и упояет Божественною благодатию православных, и вода с вином, которая очищает, делает трезвым, орошает, напояет, заставляет приносить плоды и дает различные дарования. Все эту трапезу видят и все от ней причащаются. И кто от того хлеба не питается, мертв есть, по слову Давида: яко се, удаляющии себе от Тебе, погибнут ( Пс.72:27 ). Пищу эту могут употреблять только люди, потому что пища эта словесная, и людям она пристойна. Ибо Слово только может питать без крови; и не от плоти те, которые питаются сею пищею, как и Тот, Который питает ею. Он Духом Святым рожден, и Духом Святым рождает; как Плод, происшедший бесстрастно, Он и изображается земными плодами бесстрастными же. Посему трапеза, хлеб, вино и вода суть таинства, и это Таинство бескровное, не жертва плотская и бессловная». Здесь следует заметить, что трапезою собственно называется одна только верхняя на престоле дска, которая положена и укреплена на столпах; от сей-то деки и весь святой престол называется трапезою. Симеон Солунский (106 гл.) говорит: «Архиерей в присутствии епископов и иереев берет трапезу, полагает ее на столпах и прикрепляет». Престол означает гроб Христов, алтарь – гробницу

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Любити благолепие дому Твоего. Каким образом иподиакон должен любить и хранить благолепие дома или храма Божия, – это объясняет Симеон Солунский (в гл. 194), исчисляя обязанности его звания: «он хранит священные врата (царские двери), дабы не вошел в алтарь кто-либо из недостойных. Он прикасается к священным сосудам и располагает их в таком порядке, какого требует священнодействие, дабы священники во время приношения Даров имели все в готовности. После великого входа, когда некоторые сосуды или другие принадлежности священнодействия становятся излишними, священники передают их для сохранения иподиаконам: потому что никто из других низших чинов не может к ним прикасаться. Один иподиакон изводит оглашенных из храма, когда диакон говорит: оглашеннии, изыдите; а другой во время совершения литий (крестных ходов) предшествует с крестом. Иподиаконы содержат в чистоте свещники на Божественной трапезе, равно как и трисвещник алтарный и возжигают на них свечи; для сего они во всяком священнодействии, когда потребно служить архиерею, занимают место пред священными вратами позади диаконов и общники бывают Таинств». Неофит Родосский говорит: «обязанность иподиакона состоит в том, чтобы облачать епископа и священника, приготовлять предложение, чашу, дискос и вещество для таинства, содержать в чистоте священные покровы и читать Апостол». К порожним сосудам, носимым на проскомидии и на великом входе (то есть чаша, дискос и лжица), хотя они и священные, – не возбраняют эти писатели прикасаться иподиаконам, потому что 21-е правило собора Лаодикийского дозволяет иподиаконам прикасаться к священным сосудам, когда они бывают без употребления и без Святых Даров. Хотя и сказано в этом правиле: сосуд священных слуга (иподиакон) да не прикоснется; но в толковании на него значится: да не прикасаются слуги церковных владычних сосуд. Владычних, то есть, когда в них содержится Тело и Кровь Господа Владыки. В таком же случае и по той же причине они иначе именуются божественными сосудами. Но когда бывают без Святых Даров, тогда они называются не владычными и не божественными, но просто священными сосудами; тогда иподиаконы могут прикасаться к ним без нарушения соборного правила. Посему Властарь в изъяснение того же 21-го правила Лаодикийского собора (буква V, гл. 4) говорит: «прикасаться к порожним священным сосудам, приготовлять их к священнодействию и по окончании служения собирать, полагать на свое место в храме, хранить их, – всего более прилично иподиаконам: ибо в этом собственно и состоит их служение». §5. Иподиакону дается лахань

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

§92. Последование к братотворению духовному К братотворению духовному. Матфей Властарь (под буквою В, в главе 8) говорит: «самое свойство подразделяется на два вида: оно бывает родственное и установленное. Свойство родственное есть то, которое происходите от супружеского союза; а свойством установленным или положением называется принятие кого-либо в сына, или усыновление, без плотского соединения, равно и братотворение». Посему образ братотворения сходен с обрядом усыновления: как приемлющий чуждого отрока себе в сына заключает с ним законное или духовное свойство; так и тот, кто, по внушению благосклонности, присоединяет себе постороннего человека в брата, совершает с ним духовное братотворение и законное свойство. Как приемлемый в усыновление требует молитв и благословения церкви: так и братотворение совершалось некогда посредством благочестивого церковного обряда. Побудительные причины и намерения, с которыми человек приобретает себе брата, могут быть многие: вступление в наследство, оказание друг другу взаимной помощи, стремление к общежитию, любовь к родственным связям, благосклонность одного к другому, или даже одно сердечное расположение их друг к другу, могли подать случай и служили некогда законным основанием к присвоению прав духовного братства, по обряду церковного братотворения. §93. Законами возбранено От церковнаго и царскаго закона возбранено. Хотя по древним обрядам дозволено было совершать братотворение: но впоследствии времени от церковного и царского закона возбранено. И не без причины: такие братства нередко пролагали дорогу к возмущениям и смертоубийствам, возбуждали гнев, воздвигали руки и поощряли людей к сопротивлению законам друг за друга. Посему тот же Властарь и в том же месте присовокупляет: «это братотворение есть дело незаконное; хотя лишенные детей имеют дозволение принимать в усыновление чужих по причине перенесения на них своего наследства, но к присвоению братства не приводит ни одна законная причина. Посему-то (усыновление), как благословное, закон принял, а сие (братотворение), как незаконное, отверг».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Значение молитвословий, совершаемых в притворе, Симеон Солунский (в гл. 12, о храме) так выражает: «когда мы перед храмом (во внутреннем притворе) творим молитвы, тогда храм самый образует для нас небо, и уподобляется раю, бывшему в Едеме. Посему в некоторых священных обителях, во время пения вне храма (в притворе), самый храм отделяется завесами, которые открываются, когда служащие входят в него. Этот обычай напоминает то, как Христос нисшел даже до нас, средостение преграды разрушить, подал мир и небеса отверз». В гл. 155 тот же писатель говорит: «в начале служения стоим вне храма, как бы пред раем или самым небом, изображая только землю: с нами часто стоят кающиеся, обратившиеся к вере, или после отречения, или после убийства какого-нибудь, или оглашенные в вере. Когда же после молитвословия, совершенного в притворе, отверзаются врата (западные), тогда мы входим в Божественный храм, как бы в рай или в самое небо. Оглашенные и кающиеся остаются вне храма, в притворе, и тем самым на деле показывают, что нам, т.е. верным, отверзлись небеса, открыт вход во святая святых, и что мы приближаемся ко свету и престолу Господню. Идя к востоку, или алтарю, мы, как на облацех, с восторгом поем Божественные словеса и песни; вошедши во внутренний храм, мы, как на воздухе, идем во сретение Господу, Который, взошед на небо возвел и нас горе и уготовал нам путь чрез Самого Себя, дабы мы всегда пребывали с Самим Господом, Который за нас священнодействует». Вот почему, когда входят из притвора во храм, врата отверзаются и завесы отдергиваются, так как теперь горнее открылось и соединилось с земным. Оглашенные и кающиеся, стоящие в притворе, стоят как бы на земле; и одни из них, отвергшиеся Бога или виновные в человекоубийстве, весьма далеки от входа на небо, т.е. в храм, или только несколько к нему приближены. Симеон Солунский с особенным вниманием объясняет вход из притвора в храм, бывающий по окончании полунощницы. «Когда срединощная песнь (полунощница) совершится», говорит он (в гл. 309), «тогда отверзаются врата, ведущие в храм, как бы на небо, и мы входим туда, как бы от земли, подобно тому, как по втором пришествии, иже Христови суть восхитятся на облацех, и тако всегда с Господем будут». Средние и боковые двери в притворе

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XXI. Последование исходное монахов §1. Усопшие омываются Не подобает омыватися. Хотя телу усопшего монаха не подобает омыватися так, чтобы все оно было обнажено, но и монах умерший окропляется и отирается слегка водою для того, чтобы тем исполнить и сохранить обряд, принятый церковию от времен древних. Вместе с христианским законом начался и обычай омывать мертвых, одевать их, полагать в гроб и выносить всенародно: потому что еще Тавифу, одну из первых учениц апостолов ( Деян.9:37 ), по смерти омывше (а следовательно и наложивши одежды) положиша в горнице. Укоренившись во времена апостолов, обряд сей распространился наконец и по всей церкви. Евсевий (кн. 7, гл. 28) пишет: «восточные, обнимая тела святых (т.е. христиан) распростертыми руками и недрами, закрывая очи, сожимая уста, нося на раменах своих, обнимая их в продолжении долгого времени, прикасаясь к ним, лобызая их, украшая их омовениями и одеждами, в свое время воспринимали и сами те же услуги от других; остающиеся в живых всегда следовали поведению своих предшественников». §2. Усопшие поставляются в церкви по чинам И аще убо священник есть отшедый брат, возлагаются мощи его посреде храма: аще же простец, в притворе. О положении тел умерших посреди храма и в притворе св. Дионисий говорит хотя и другими словами, но означающими тот же смысл, какой заключается и в приведенном месте. Он (на стр. 123) говорит: «божественный священноначальник, собрав священный лик, если усопший будет священнического чина, то, поставив его пред алтарем, – начинает молитву и благодарение к Богу; а если погребается кто-либо из благоговейных монахов или из народа, то поставляет его в честном святилище при входе священническом. Определяемое здесь для священника пред алтарем место, по изъяснению Пахимера, есть то, которое находится между клиросами и алтарем; так чтобы умерший священник стоял ближе клиросов к алтарю; а для простых монахов и мирских, в честном святилище при входе священническом; определяемое место есть то, которое, начиная от клиросов, простирается к притвору, или в самом притворе; чтобы, т.е. тела таковых стояли в церкви не выше, но ниже мест, назначенных для клириков. Впрочем, ныне все гробы, как тех, так и других, поставляются посреди храма. Об этом смотри ниже (гл. 22, §1). §3. Ударение малое, великое и железное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Последние же и справедливее всего производят сие слово от τρεπω – обращаю, поскольку тропари, а особенно в стихирах и канонах, превращаются различными способами, т.е. поются на различные гласы, приспособлены бывают к ирмосам и никогда не поются на один какой-нибудь голос. Марк Ефесский пишет: «тропари называем так от τρ πω – обращаю; потому что они всегда составляются по известному образцу и поются приспособительно к другим песням и известным образом (то есть на глас). Их же иногда называем стихирами, потому что пред ними поются стихи, взятые из псалмов Давидовых, или из другой какой-нибудь книги». Согласно с сим и Зонара слово тропарь производит от глагола τρ πω. Он пишет: «тропари называются так потому, что обращаются – τρεπ μενα – к ирмосам и к ним относятся, или потому, что в пении обращают – τρ πονται – голос поющих к пению и размеру ирмосов: ибо, если голос поющих не будет соответствовать напеву ирмосов, то никогда не будет согласного и приятного пения, и нельзя уже будет назвать такое пение сладкопением, но будет неприятный, безобразный и отвратительный крик». И новейшие писатели следуют тому же мнению. Некто из них пишет: «тропари обращаются – τρ πονται – к ирмосам, и ирмос служит им примерным и окончательным образцом». §10. Стихословие Обычное стихословие. В Уставе (лист 2) показано: тоже стихологисуем Псалтирь на глас 8-й первую кафисму. Посему стихословие Псалтири и стихословить Псалтирь, значит – петь по стихам Псалтирь на обоих клиросах. Это ясно доказывает Кедрин, в истории IV века: «в двадцать третие лето царствования Константина», пишет он, «Флавиан, епископ антиохийский, разделив лики певцев, первый научил попеременно петь Давидово псалмопение». Это же стихословие описывает Василий Великий в 204 письме: «потому», говорит он, «восставши от молитвы, переходят к псалмопению». И иногда, разделившись на две половины, поют, одни отвечая другим, утверждаясь таким образом в слове Божием и умножая в себе внимание и смирение сердца. Наконец, опять один начинает петь, и за ним другие снова поют низким голосом».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Ибо, если кто помолится тогда о чем с верою, то получит желаемое, как сказал Сам Он. Святые Дары относятся обратно в алтарь Такое же трепетное поклонение и молитву должны мы совершать и во время входа Преждеосвященных, видя Самого Христа, держимого на главе иерея. И поскольку Иисус Христос по воскресении Своем жил не всегда с учениками Своими так, как обращался с ними до страдания Своего, но в течение 40 дней только являлся им, а иногда скрывался от очей их, потому что тело Его было тогда прославленное; то священник входит снова со Святыми Дарами в алтарь и тем показывает, что Христос по воскресении из мертвых не всегда являлся ученикам Своим в мире сем. §82. «Спаси, Боже, люди Твоя» Благословляет люди, глаголя: спаси, Боже. Приступая к действиям, изображающим вознесение Христово, при котором Господь благословил учеников Своих, священник благословляет народ и умоляет Бога, чтобы Он удостоил Своего благословения и спасения, как предстоящих, так и сущих во всем мире людей; и для того произносит молитву: спаси, Боже, люди Твоя и проч. §83. Вознесение Христово на литургии изображается Вознесыйся на небеса, Боже. Так как оставалось только изобразить в литургии вознесение Христа и познание веры, распространенное во всем мире чрез апостольскую проповедь о имени Его, то священными словами: вознесыйся на небеса, Боже, изображается все это. Симеон Солунский (в гл. 100, о храме) говорит: «таким образом помолившись о Божием наследии и о людях, архиерей отпускает Дары, возвещая при этом о вознесении Спасителя и о славе проповеди Его во всей вселенной, как бы беседуя со Спасителем, говорит: Ты снисшел к нам, явился между нами, восшел на небеса и, вознесшись, славою исполнил всю землю, почему и мы, священнодействуя Твои Тайны, причащаемся Тебе и соединяемся с Тобою». §84. Дискос диаконом переносится с престола на жертвенник Зря вне к дверем, ничто же глаголя. Диакон переносит св. дискос, зря вне к дверем ничто же глаголя и чрез то, как бы от лица Христа, возносящегося на небо, делает людям последнее увещание, чтобы они с твердою мыслию и несомненною верою как ныне, так и в будущее время, всегда взирали и уповали на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Все эти таинства означаются на литургии, когда совершает ее священник. Но когда это священнодействие совершает архиерей, тогда являются и другие таинства. Тогда как священник пред начатием литургии облачается в алтаре, как в месте превосходнейшем, – архиерей нисходит в последнюю часть храма и близ западных врат возлагает на себя все свои священные одеяния. Возложив одежды и находясь вне алтаря пред народом у западных врат, он представляет Христа, пришедшего в мир, дабы взыскать заблудшее в горах овча Свое, и оставившего на небеси девяносто девять не заблудших, то есть небесных ангелов. Когда же архиерей, предшествуемый диаконами и сопровождаемый священниками, на малом входе входит от западных врат с пением во алтарь: тогда знаменует воскресение из мертвых и вознесение от земли Христа Господа Иисуса. Симеон Солунский (в гл. 78) пишет: «алтарь, где находится святое святых, образует то, что превыше небес; священная трапеза – престол Божий, восстание Христово и честный гроб; храм – небо и вместе рай; а то, что находится на конце, т.е. собственно храм и притвор, означает землю и все, что на земле. Когда архиерей выходит к западным вратам облачаться, тогда образует воплотившегося Господа, нисшедшего со святыми ангелами на землю и даже до крайней глубины земли – до ада, низложившего князя тмы и избавившего души, содержимые там от века. А потому и первый вход означает нисшествие Господа на землю, Его смерть, восстание и вознесение». В главе же 46, о храме, он пишет: «когда иерарх намерен священнодействовать, нисходит от престола, которому предстоит, на средину храма и этим означает нисхождение к нам Сына Божия. Одеваясь священными одеждами, он знаменует всесвятое Его воплощение; нисходя до врат храма к западу – Его явление и жизнь на земле, смерть и нисшествие во ад. Ибо это значит выходить к западу и нисходить до врат». Иисус, явившись на земле, обрет овча Свое, взял его на рамена. В знаменование сего, архиерей налагал на свои плеча омофор свой. Симеон Солунский (в гл. 82) пишет: «наконец спускающийся с плеч омофор означает воззвание и спасение заблудшего овчати, то есть нас людей, которых Он и зрак воспринял, служа, и в нем пострадав на кресте, спас нас. А потому омофор делается из волны и имеет спереди, сзади и на персях четыре креста, означающие распятие Спасителя. Так украшенный стоит архиерей и благословляет сослужащих». Диаконы при облачении архиерея

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

§18. Чтение апостольских посланий И чтет надписание Апостола. Иисус, желая распространить Свое Евангелие на земле, собрал апостолов и пред вознесением Своим повелел им проповедать слово Свое всей твари, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их и проч. ( Мф.28:19 ). «Премудрость» пред надписанием Апостола и «вонмем» пред чтением Апостола Посему диакон опять произносит: премудрость, пред надписанием Апостола, и потом: вонмем – пред чтением апостольских посланий, для выслушания сих проповеданий, которые показывают, что Иисус, по вознесении Своем, был благовествуем от Своих учеников и что Он творил чудеса. Св. Герман пишет: «чрез чтение Деяний или посланий апостольских открывается призвание и назначение апостолов». Симеон Солунский (в гл. 98) говорит: «и тотчас бывает божественное чтение Апостола, и это означает, что Христос, возшед на небо, послал учеников проповедывать всему миру Господа»; и (в гл. 64, о храме): «по сем чтение слов апостольских, которое показывает посольство апостолов к народам». Во время чтения Апостола архиерей и иерей сидят, а диаконы стоят Во время чтения апостольских посланий архиерей и иерей сидят на сопрестолии, образуя Христа, сидящего по вознесении на престоле славы, одесную Отца, а диаконы не сидят, но стоят, означая этим апостолов, посланных проповедывать Евангелие по всему миру. Симеон Солунский (в гл. 65, о храме) пишет: «при чтении Апостола архиереи и иереи сидят, но диаконы, имеющие также благодать апостольскую, стоят». §19. «Аллилуиа» пред Евангелием Певаему же аллилуиа. На литургии, по прочтении апостольских посланий, и пред Евангелием поется аллилуиа. Как чтение апостольского послания означает проповедь апостолов, которые везде возвестили, что Христос пришел на землю: так и чтение Евангелия показывает, что пришедший Христос везде и всеми познан. Посему мы, после апостольских посланий, и пред чтением Евангелия, прославляя Христову благодать, оказанную нам в Его пришествии, поем аллилуиа. Симеон Солунский (в гл. 66, о храме) говорит: «пред Евангелием поется аллилуиа, означающая хвалу Богу и явление Божественной благодати, то есть чтение Евангелия».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Ибо все это действие превосходит его силы; а поэтому он молится и рабски кланяется Богу Отцу, дабы Он ниспослал на него и предлежащие Дары Духа Своего Святого. Когда иерей при освящении хлеба и чаши совершает такое моление и поклонение, в это время и лики вместе с народом, споспешествуя ему в молитве, поют: и молим Ти ся, Боже наш. Но если кто спросит, какую силу имеют здесь прошения, моления и поклонения иерейские, когда Сам Христос все совершает? – на это мы отвечаем: Бог обещал Аврааму, что при престарелых летах Сарры Он даст ему сына; Христос обещал апостолам, по вознесении, ниспослать Духа Святого. Но кто будет возражать, что Авраам с Саррою и все апостолы, пред исполнением божественных обещаний, не пребывали в молитвах, хотя они веровали в исполнение всего этого и не сомневались, что со стороны Бога никаких препятствий не будет? Так иерей, совершая божественною силою и властию сию тайную жертву, должен приносить усердные прошения, моления и поклонения. Такую униженность при столь страшном и священном действии необходимо показывать и потому, что этим украшаются намерение и действие священнодействующего, оказывается уважение к словам Христовым и освящается самый иерей, которого мысли отвращаются от земных вещей и возносятся к небесным; притом и сам народ приготовляется к достойному поклонению и к святому принятию Жертвы, принесенной за всех; но особенно потому, что чрез это и самое священнодействие получает более торжества и величия, когда мы видим, что святая жертва совершается не легкомысленно, не кое-как и не шутя. Посему и сами апостолы в первые времена приступали к сему священнодействию с усердными молитвами. В книге Деяний приводится свидетельство об апостолах, что они пребывали в молитве и преломлении хлеба. То же самое подтверждается и полным собранием молитв в литургии св. Иакова. Сверх того, св. Златоуст (в 27 беседе на 1 Послание к Коринфянам) об этом говорит так: «Подумай, – когда апостолы преподавали святую Вечерю – что тогда делали? не к молитвам ли и пению обращались, не святым ли бдением и продолжительным учением, преисполненным многого любомудрия, занимались?» Но подробнее об этом говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010