архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) . Новая Скрижаль «К разряду клириков ordinis minoris, несомненно, принадлежат «могильщики», fossores, приготовлявшие в катакомбах ниши в которые полагались тела умерших. Эти «копатели», конечно, существовали уже давно, хотя документально они известны с IV века. В одном официальном документе 303 года (Gesta purgationis Caeciliani) и в письме (49) Иеронима fossores рассматриваются, бесспорно, как клирики. В одной хронике VI века (Mai, Spic. Rom. IX, 133 ) они ставятся даже выше остиариев (ostiarius, fossorius, lector, subdiaconus, diaconus, presbyter, episcopus) и рассматриваются как богоучрежденная степень клира.– Под именем «трудников», κοπιαται, κοπιντες (в смысле fossor, бесспорно, с IV в.; намек на это значение в написи III века), fossores являются и на востоке. При Феодосии II их было в Константинополе свыше 1000. В законах Констанция 357 и 360 года κοπιαται прямо называются клириками. В одном прошении сугубой эктении и до нашего времени сохранился след этого церковного положения «копателей» («труждающихся, поющих и предстоящих людех», κοπιντων, ψαλλντων и пр.).». профессор Василий Васильевич Болотов . Лекции по истории Древней Церкви. Том 3 «Фоссоры (Fossores, fossarii, κοπιαται) — так назывались в христианской древности могильщики; трудом рук целых их поколений, сменявших друг друга в продолжение трех веков, были вырыты христианские усыпальницы (coemeteria, катакомбы). Особенно многочисленные надписи с упоминанием о Ф. относятся к IV веку; но появились они очень рано, в силу необходимости, при сооружении мест погребения. Ф. составляли особое братство (каждое кладбище имело, по-видимому, свою отдельную коллегию Ф.), члены которого с благоговением принимали на себя тяжелый труд приготовления гробниц, смотря на него, как на религиозный подвиг. Жили они на средства христианской общины данного города и пользовались большим уважением верующих. Ремесло их сопряжено было с опасностью и само по себе, и в силу гонений, когда труд Ф.

http://azbyka.ru/truzhdajushhiesja

Глава VI. Чин священной и Божественной литургии §1. Чин литургии Все звания сего мира, дела человеческие, обряды церковные, законы, происшедшие от Божественной Премудрости, доказывают, равно как и все твари, Богом созданные, свидетельствуют, что вообще во всех вещах и делах есть известный чин и порядок. Посему нисколько неудивительно, если и святейшее и по вдохновению Духа Святого в церкви установленное, великолепнейшее священнодействие литургии, священнодействие, совершаемое христианами и даже самими ангельскими чинами с благоговением уважаемое, имеет также свой чин. Ежели звания мирские, дела человеческие и все твари заимствуют красоту свою от чина, то и литургия, означающая то служение, которого основатель и совершатель есть Христос Господь, Сын Божий, в котором Превечному Богу Отцу приносится честнейшая жертва, возносящая к Богу, – должна славиться также своим чином. Ибо это священное и Божественное служение, для совершения которого посвященные люди отделяются от человеческих званий и возводятся в божественный лик, – это служение делает всех священными и святыми, сохраняет и украшает их; оно почитается ангелами, неведомо язычникам, созерцается умами благочестивыми и просвещенными небесным светом, созерцается со святым страхом и трепетом духа. Посему внимательными очами и умом, просвещенным от божественного и священного вдохновения, да зрится здесь чин священныя и Божественныя литургии. От чего происходит слово: Литургия Литургия происходит от слова λειτον – общество, и ε " ργον – дело; из сих слов составленное слово: литургия – означает, во-первых, исполнение всякого общественного долга, по знанию; во-вторых, – какое-нибудь священное и церковное и священником совершаемое действие, а особенно – священнодействие Божественной и Тайной вечери. Литургия есть Тайная вечеря, Евхаристия и общение Здесь слово литургия принимается в последнем смысле. Сия Тайная вечеря или литургия, по учению закона евангельского, относительно жертвы, в ней приносимой, есть одна, но относительно различных видов и плодов, ею приносимых, бывает многообразна.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Все эти три одежды, фелонь, саккос и полиставрий вместе описывает Симеон Солунский (в гл. 81): «фелонь, саккос и полиставрий знаменуют одежду и вретище, которые носил Спаситель во время страданий. Но саккос и полиставрий особенно означают благодать Божию, промышляющую, сохраняющую и пекущуюся о всех, благодать, чрез которую мы видим и Самого пострадавшего». Фелони на священниках и саккосы на архиереях ничем не препоясуются. Св. Герман пишет: «тем, что иереи ходят в фенолиях неопоясанные, означается, что и Христос, отходя на распятие, так нес Свой крест». Приперсник на саккосе В Патриаршем чиновнике показано, что один патриарх имеет на саккосе украшенный золотом и осыпанный жемчугом приперсник, которого и митрополиты иметь не могут. Сей приперсник носится во образ того прирамника, который носил один великий архиерей, Аарон. Звонцы на одеждах архиерейских Сверх того, как патриарх, митрополиты и архиепископы, так и все епископы на саккосах и на мантиях имеют звонцы, на подобие тех звонцов, которые некогда были на омете ризы Аароновой и возвещали глас исхождения его пред Господа. Звонцы, носимые архиереями на мантиях, показывают, что и они должны, по подобию ветхозаветного звонца златого, всегда возглашать во храме слово Божие учительное, запретительное, обличительное и умолительное. Все одежды, исчисленные здесь, надевает иерей тогда только, когда совершает литургию; прочие же таинства и службы, хотя может совершать без некоторых одежд, но эпитрахили никогда оставить не может. Священник без эпитрахили ничего не совершает Симеон Солунский (в 17 ответе к митрополиту пентапольскому) пишет: «священные одежды необходимы, и без эпитрахили иерей не должен совершать ничего, ибо священные одежды имеют благодать: каждая из них имеет свое духовное значение: и все они даются по благословению архиерейскому. Посему необходимо их надевать как для Божественного священнодействия (то есть литургии), так и в других священных службах. Этот обычай и прочее, утвержденное преданием, никогда нарушать не должно, хотя и это кажется не важным.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Интерес представляют и мемуары священников, публиковавшиеся как в дореволюционной периодике, так и отдельными изданиями, например, А. И. Розанова (Записки сельского священника. СПб., 1882), М.Е. Лаврова (Автобиография сельского священника. Владимир, 1900), М. Гурьева (Воспоминания о моем учении//Русская старина. 1909. 8; Исповедь инока (автобиография) им самим написанная. Киев, 1872); В. Иващенко (Из пастырского быта сельского священника. (Ad futuram memoriam)//Русская старина. 1909. 1) и др. Для характеристики деятелей реформ яркий материал содержат «Петербургские очерки» П. В. Долгорукова (М., 1992), воспоминания Е. М. Феоктистова «За кулисами политики и литературы» (М., 1991), «Дневник» А. А. Никитенко (Т. 1–3. М., 1955), «На жизненном пути» А. Ф. Кони (Т. 3. Ч. 1, Ревель – Берлин, «Записки» Д.Н. Толстого – ближайшего сотрудника П. А. Валуева на подготовительном этапе реформ (Русский архив. 1885. «Двор великой княгини Елены Павловны» М. Г. Назимовой, фрейлины княгини (Русский архив. 1899. 10), «Дневник» генерала А. А. Киреева (ОР РГБ, ф. 126, д. 2 и 3), «Записки для немногих» А. В. Головнина (Вопросы истории. 1996–1998). А «Мои воспоминания» (М., 1913) известного церковного писателя А. Н. Муравьева посвящают нас в детали порядка управления Церковью , установленного обер-прокурором А. Н. Протасовым . Ценнейшим дополнением к дневникам и воспоминаниям служат письма духовных и светских лиц, причастных к реформам. Число их поистине огромно. Пожалуй, ни одна из перечисленных групп источников не может дать столь » обильного материала для того, чтобы составить многостороннее и точное представление о накале страстей, кипевших вокруг реформ, об истинной роли тех или иных действующих лиц в их подготовке и реализации. В исследовании использована переписка из личных фондов иерархов, общественных деятелей и чиновников: митрополитов Московских Филарета (Дроздова) , Макария (Булгакова) , Иннокентия (Вениаминова) , митрополита Киевского Арсения, архиепископов и епископов Саввы (Тихомирова) , Никанора (Бровковича) , Макария (Миролюбова) , Леонида (Краснопевкова) , Порфирия (Успенского) , Платона (Городецкого) , Платона (Фивейского) и других, обер-прокуроров А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, иконостас состоит не в одной перегородке: к нему относится и находящееся перед ним возвышение со ступенями; это возвышение бывает не только пред царскими вратами, но и идет от южной стороны до северной. Возвышение это хотя и не представляет предмета особенной важности, но по значению достойно всякого уважения; древние отцы не преминули дать ему значение и назвали оное, особенно среднее, на своем языке солея (отсюда и римское solium – престол). Итак, в церкви для Св. Даров находятся собственно два престола: один внутренний, другой внешний; первый устрояется внутри алтаря, и назначается для освящения Даров, а второй для раздаяния оных верующим. Как высоко рассуждали и как пространно писали о Божественных делах отцы греческой церкви! Они не преминули дать почетные и священные названия не только великолепнейшим вещам, но и самым, по-видимому, незначительными частями храма. Значение и превосходство этого внешнего престола или солеи древние отцы понимали и превозносили в сочинениях своих. Иероним в своем разговоре христианина с люциферианином, упоминая о святом причащении, говорит: «епископ преподает народу Св. Евхаристию с возвышенного места (солеи)». Св. Златоуст , священника, призывающего народ к принятию Божественного Тела, изображает сими словами: «по сей причине священники, стоя на возвышенном месте (на солее), дабы виден был всеми, при великом молчании громко произносит святая святым». Итак, солея необходима для раздаяния Св. Даров. Ступени же, по коим всходят на солею, Симеон Солунский (в гл. 135) назначает для сидения иподиаконов и чтецов. «На сопрестолии, пишет он, непристойно сидеть даже диаконам. Им отделено другое место, которое поэтому и названо диаконик, и в котором им и сидеть следует. Для иподиаконов же и чтецов отделена вне алтаря солея, которая и называется местом чтецов». Здесь следует заметить, что когда избранный из чтецов, кандиловозжигатель, который есть и прислужник екклисиарха, по своей обязанности ходит по солее и украшает св. иконы, или зажигает лампады, тогда он делается распорядителем всей солеи. Впрочем, солея необходима и для предосторожности; она препятствует множеству предстоящих христиан подходить к иконостасу, стоять у него, и чрез то дает удобство кандиловозжигателю заниматься своими делом, а священникам или диаконам совершать входы из алтаря в храм или из храма в алтарь. §4. Амвон

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Отв. Под наказанием изгнания и претерпения всяких бедностей. Воп. Хорошо ли сей союз наблюдаем был? Отв. Хорошо со стороны Бога. Воп. Какие сделал Он чудеса, чтоб им достигнуть землю Ханаанскую? Отв. Иссушил Иордан, когда им нужно было перейти чрез него. Воп. А как сохранял народ завет тот? Отв. Весьма худо. Воп. Сколько раз нарушали они оный в пустыне? Отв. Более, нежели десять раз. Воп. Что они сделали по поселении своем в земли обещанной? Отв. Они часто поклонялись идолам вместо Бога. Глава 8. О идолопоклонстве Воп. Не было ли других народов, которые бы кланялись идолам? Отв. Многие, они их сами по своему произволению выдумывали и делали. Воп. Что представляли сии идолы? Отв. Мужчин, женщин и животных, которых они богами и богинями называли. Воп. Как они их почитали? Отв. Они им молились и приносили жертвы. Воп. Отчего произошло такое ослепление? Отв. Оттого, что они позабыли своего Создателя. Воп. Как они Его позабыли? Отв. Они, впадши во всякие беззакония и неистовства не могли, а потому и страшились, об истинном Боге и думать, диавол же имел тогда случай больше их к тому обольщать. Воп. Что произвело идолопоклонство? Отв. Оно ввело их во всякие беззакония. Воп. Как иначе называются идолопоклонники? Отв. Язычниками. Глава 9. О Давиде и Мессии Воп. Какое имели правление израильтяне по входе своем в землю обетованную? Отв. Они имели сперва судей, потом царей. Воп. Кто был первый царь? Отв. Саул. Воп. Кто второй. Отв. Давид. Воп. От которого был он колена? Отв. От колена Иудина. Воп. Где он жил? Отв. В Исрусалиме на горе Сионе. Воп. Куда он приказал принесть кивот завета? Отв. Туда же на гору Сион. Воп. Что обещал ему Бог? Отв. Что его потомки всегда над народом Божиим царствовать будут. Воп. Что еще? Отв. Что от него родится Спаситель Христос. Воп. Что значит сие слово Христос? Отв. Значит помазанный, или посвященный. Глава 10. О разделении самарийском Воп. Кто был наследник Давида? Отв. Сын его Соломон. Воп. Какое имел он правление? Отв. Благополучное и спокойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Встреча со знаменитым алтайским миссионером архимандритом Макарием (Глухаревым; +1847), находившимся на излечении глазной болезни в Петербурге, зародила в душе юного Льва Краснопевкова огромное желание посвятить свою жизнь миссионерскому служению. На просьбу юноши архимандрит Макарий ответил отказом, посоветовав пройти курс в Духовной академии. По благословению митрополита Филарета (Дроздова; +1867, память 19 ноября/2 декабря) в 1838 году Лев Краснопевков поступил в Петербургскую духовную академию, но в связи с кончиной отца в 1839 году вынужден был перейти в Московскую духовную академию. По предложению митрополита Филарета он переехал в Троице-Сергиеву лавру, а его семья переселилась в ближнюю с лаврой деревню. 30 июля 1840 года митрополит Филарет писал наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву; +1877, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых): «В академию поступает чиновник из дворян Краснопевков. Это не то, что некоторые бывшие пред сим. Примите его со вниманием и дайте ему право узнать обитель и монашество». С сентября 1840 года лейтенант Краснопевков вступил в число студентов XIII курса Московской духовной академии в высшее богословское отделение. Ректором академии в то время был архиепископ Филарет (Гумилевский; +1866). В первые годы пребывания в Духовной академии Лев Краснопевков вновь обратился с просьбой поступить в число миссионеров, но в этот раз к епископу Алеутскому Иннокентию (Вениаминову; +1879, память 31 марта/13апреля, 23 сентября/6 октября), находившемуся проездом в Москве. Но мудрый архипастырь отклонил эту просьбу. В 1842 году Лев Краснопевков окончил курс академии в первом разряде со званием магистра. Его академическая диссертация на тему: «Жизнь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России», с некоторыми дополнениями была напечатана в 1861 году. По окончании академии Лев Краснопевков был определен в пустынную Вифанскую духовную семинарию преподавателем гражданской истории, катехизического учения и греческого языка.

http://pravoslavie.ru/55585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА) Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА) (Краснопевков [Краснопевков-Румовский] Василий Федорович; 26.07.1739, с. Красное С.-Петербургской губ.- 17.03.1811, Н. Новгород), архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Из семьи священника, брат протопресв. московского Благовещенского собора Сергия Краснопевкова, духовника имп. Александра I. Обучался в ДУ, затем в Александро-Невской ДС, где в 1759 г. был пострижен в монашество. После окончания семинарии был назначен ее префектом и учителем философии (1768), состоял членом С.-Петербургской духовной консистории, с 1770 г. ректор ДС и учитель богословия. В том же году возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Староладожского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , позднее - Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря , с 1774 г. настоятель санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустыни . Хорошо владея лат. и греч. языками, В. помогал Новгородскому и С.-Петербургскому архиеп. (позже митрополит) Гавриилу (Петрову) в его работе над кн. «О служении и чинопоследованиях православной Греко-Российской Церкви» (СПб., 1792), с этой целью начал переводить Евхологий Ж. Гоара (Rituale Graecorum). 13 июля 1774 г. состоялась хиротония В. во епископа Олонецкого и Каргопольского, к-рую возглавил архиеп. Гавриил; местом пребывания викария являлся Александров Свирский мон-рь. В 1775 г. В. был назначен епископом Архангельским и Холмогорским (с 1787 - с титулом Архангельский и Олонецкий). Заботился о духовном образовании, возобновлении обителей, создании храмов, укреплении церковной дисциплины. Собирал древние рукописи. В 1781 г. предписал во всех мон-рях и храмах завести памятные книги и «внести в них древние достопамятности и продолжать вписывать все достойное памяти». Следствием данного распоряжения стало открытие мн. исторических памятников, на основании к-рых по указанию архиерея Л. Максимович составил «Подробное историческое описание Архангельской епархии» (1795). В. проводил беседы с распространившимися по епархии духоборцами . В 1781 г. имп. Екатерина II наградила Архангельского епископа золотой панагией с драгоценными камнями.

http://pravenc.ru/text/150297.html

В январе 1841 года, во время пребывания в лавре еп. Алеутского Иннокентия (Вениаминова) , уполномоченного отбирать нужных ему людей, желавших служить при нем, Краснопевков обратился к епископу с просьбой принять его в число миссионеров, но получил отказ. По словам еп. Саввы (Тихомирова) , опытный еп. Иннокентий " сообразил, что молодой светский юноша, едва начавший знакомиться с богословскими науками, не может принести много пользы в деле евангельской проповеди... " . В 1842 году Краснопевков окончил академический курс по первому разряду со званием магистра и был определен преподавателем гражданской истории, катехизиса и греч. языка в Вифанскую духовную семинарию . Диссертация " Жизнь св. Филиппа, митр. Московского и всея России " была напечатана с некоторыми изменениями в 1861 году. 23 сентября 1845 года Краснопевков был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с именем Леонид, 30 сентября того же года рукоположен во иеродиакона , а 1 октября - во иеромонаха митр. Филаретом в московском Покровском соборе. 23 апреля 1848 года был определен бакалавром патристики в МДА, а 9 мая получил должность помощника библиотекаря академии проф. А. В. Горского . Ректор Вифанской семинарии 19 декабря 1849 года назначен ректором и профессором догматического богословия Вифанской духовной семинарии , членом Московской духовной консистории и утвержден членом конференции внутреннего правления МДА. 1 января 1850 года возведен в сан архимандрита и стал настоятелем московского монастыря свт. Иоанна Златоуста . Первоначально у о. Леонида возникли трудности при преподавании догматического богословия, недостаточно им изученного. Желание ректора поднять уровень преподавания встретило непонимание членов корпорации; кроме того, он впервые столкнулся с незнакомой ему прежде неблаговоспитанностью учеников. Отдых от семинарских забот о. Леонид находил в совершении богослужений и беседах с духовными людьми. " Я почитаю свое священническое и монашеское служение выше всякого другого,- признавался он,- и несмотря на то, что меня называют с усмешкою пустынножителем, ежедневно хожу к обедне, несколько раз в неделю служу сам; стараюсь поддерживать общение с отцом наместником [ Антонием (Медведевым) ] " .

http://drevo-info.ru/articles/13680903.h...

архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) (26.07.1739–17.03.1811) Библейская история Литургика архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) Архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Духовный писатель. Биография Родился 26 июля 1738 года в семье священника Троицкой церкви Красного Села Санкт-Петербургской губернии. Брат протопресвитора Сергия Краснопевкова. Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге, во время обучения в которой в 1759 году пострижен в монашество. Девять лет был преподавателем Невской духовной семинарии. В 1768 году назначен префектом семинарии. В 1770 году утвержден ректором семинарии. С 19 ноября 1770 года — архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря Санкт-Петербургской епархии. 2 декабря 1771 года переведён в Зеленецкий монастырь, а 16 января 1774 года — в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь. 13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. 1 апреля 1775 года переведён на Архангельскую и Холмогорскую епархию. В 1779 году епископ Вениамин объехал свою епархию, в результате чего пришёл к выводу о необходимости единства в надзоре за нравственностью духовенства. Он предпринял попытку обучения в семинарии ненецких детей (1784). Будучи искренним любителем истории и церковной археологии, епископ Вениамин собрал из монастырско-церковных архивов значительное количество документов и летописных текстов, на основе которых было составлено «Подробное описание Архангельской епархии» Льва Максимовича. В 1781 году он предписал завести во всех храмах и монастырях епархии «Памятные книги для записи прошлых и вновь происходящих исторических событий». Благодаря этим записям в Архангельской епархии было открыто много исторических памятников. Содействовал открытию в 1786 году в Архангельске приказ общественного призрения, на нужды которого пожертвовал 1 тысячу рублей. За время деятельности епископа Вениамина существенно изменились границы Архангельской епархии: 15 марта 1787 года к ней отошли Олонецкое викариатство Новгородской епархии; одновременно к Вологодской епархии была отнесена вельская часть Шенкурского уезда. В результате территория епархии совпала с административными границами двух губерний — Архангельской и Олонецкой, а титуловаться он стал «Архангельским и Олонецким».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010