Притча о милосердном самарянине Один еврей, законник, желая оправдать себя (так как евреи считали «ближними своими» только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: «а кто мой ближний?» Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею. «Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо. Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо. Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий – римская серебряная монета) и сказал: «позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе». После этого Иисус Христос спросил законника: «как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «оказавший ему милость, (то есть самарянин)». Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай так же». ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки ( Лк.10:29–37 ). Притча о милосердном самарянине , кроме прямого и ясного смысла – о любви ко всякому ближнему , – имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл. Человек , идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть «Иерусалим небесный» (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авраам патриарх, прав. - житие АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ Авраам (евр. " abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; первоначально Аврам, евр. " abram- великий отец), ветхозаветный патриарх , родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6). Память 9 октября и в Неделю праотец. Родословие Авраама восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2). Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7, 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11, 32). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: " ...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе " - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: " И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные " (Быт 12, 1-3). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю (Быт 12, 7). Авраам поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями (Быт 12, 7 - в Сихеме; Быт 12, 8 - в Вефиле; Быт 13, 8 - в дубраве Мамре близ Хеврона).

http://pravicon.com/info-1620

протоиерей Ростислав Снигирёв Родословие Фарры (Быт. 11:27 – 25:11) Происхождение Авраама (Быт. 11:27 – 32) В этом разделе излагается родословие Авраама, его ближайших родственников и переселение Фарры, отца Аврамова, во Святую Землю, прервавшееся в Харране. Имя Аврам (первоначальное имя патриарха) на Ближнем Востоке во II веке до Р. X. встречается неоднократно и означает «мой отец возвышен», то есть «Бог – мой отец». Первое богоявление Авраму (Быт. 12:1 – 3) С этого момента начинается собственно история Авраама, структурируемая вокруг восьми бывших ему богоявлений, являвшихся, по согласному святоотеческому представлению, явлениями Бога Сына, домостроителя человеческого спасения. Первое богоявление Авраму имеет в первую очередь мессианское значение: патриарх Аврам, потомок Сима, переселившись в указанную ему Богом землю, станет родоначальником народа, в котором должен родиться Мессия. Именно к Нему приложимо обетование рассматриваемого богоявления о благословении семени Авраамова. Кроме такого общепринятого истолкования первого богоявления Авраму, особое его понимание можно найти у святителя Григория Паламы , говорившего о Кресте Христовом: «Какие первые слова, говоря ему, Бог произнес? Пойди из земли твоей, и от родства твоего... в землю, которую Я укажу тебе ( Быт. 12:1 ). Таким образом, в самих этих словах заключалась тайна Креста, ибо это же прямо являет апостол Павел, который, хвалясь Крестом, говорит: которым для меня мир распят ( Гал. 6:14 ). Ибо для бегущего без оглядки из отечества или от мира земное отечество и мир умерли и оставлены без внимания, а это и есть крест» 77 . Переселение Аврама в землю обетованную и второе ему богоявление (Быт. 12:4 – 9) Переселение Аврама в Землю Обетованную обычно рассматривается как образец послушания Богу и, следовательно, духовного усовершенствования человека. Суммируя соответствующие святоотеческие высказывания, святитель Тихон Задонский писал: «Вера – мать послушания... Послушание Богу явил Авраам, святой праотец, как читаем в книге Бытия. Когда ему повелел Бог: пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу и прочее ( Быт. 12:1 ), он не отказался сделать это. Оставил отечество свое, род свой и дом отца своего и пошел в землю чужую, незнакомую, как писал об этом апостол: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет ( Евр. 11: 8 ) " 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Покрывать все недочеты и слабости… Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором. Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость… 14 октября, 2010 Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором. Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость… Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Вспомним известную древнюю историю. Гюстав Доре. Ной проклинает сына своего Хама Наконец-то, метавшийся по безбрежному океану Всемирного потопа, ковчег остановился на первом клочке показавшейся суши. Из него вышли праведный Ной и три его сына – Сим, Хам и Иафет. Каждый выбрал себе род трудовых занятий. Праотец Ной занялся земледелием, выращивал виноград, часть которого шла на приготовление вина. Во время знойного дня, отдыхая в своем шатре в саду, он выпил сладкого вина и от усталости крепко уснул. Во время сна он случайно обнажился. Один из его сыновей Хам, проходивший мимо, увидел в шатре спящего обнаженного отца, посмеялся над ним и пошел поделиться, как ему показалось, веселой историей с братьями. Сим и Иафет, услыхав непристойную веселость брата, возложили покрывало на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих (Быт.9,20-25) . Для чего мы вспомнили, как нам кажется, не ко времени и не к месту эту историю? Дорогие мои, сегодня мы, как всегда, с любовью чествуем Пресвятую Пречистую Матерь Божию, а по благодати и нашу Небесную Матерь, усыновившую нас у Креста, Своего умирающего за нас Божественного Сына. Из года в год мы слышим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы и радуемся за жителей древнего Константинополя, предстоящих в храме и трепетно молящихся своей Небесной Покровительнице, чтобы спасла Она их город, окруженный неисчислимыми вражьими силами, от погибели и их самих от лютой смерти.

http://pravmir.ru/pokryvat-vse-nedochety...

прот. Константин Буфеев 1. Животные, предназначенные для жертвоприношения 1.1. Жертвенные животные в Ветхом Завете «Сотворение птиц и рыб». Фрагмент алтарной иконы церкви св. Петра, Гамбург. Мастер Бертран из Миндена. Вторая половина XIV века До грехопадения не было смерти, и Адам в Эдемском саду животных не приносил в жертву. Кровавые жертвоприношения начались на земле сразу после потери райского состояния. Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что Бог сам научил Адама жертвоприношению, когда изгнал праотцев из Рая и облек их в кожаные ризы: «Прародители, коснувшись руками препоясаний своих, нашли, что облечены они в ризы из кож животных, умервщленных, может быть, перед их же глазами» с. 249]. От первородных стада своего сделал приношение Богу праведный Авель, сын Адама, причем эта жертва была Богу приятна ( Быт.4:4 ). Приносил жертву Богу праотец Ной при заключении Завета: Бытие, гл. 8 20. И созда Ное жертвенник Господуви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник. 21. И обоня Господь воню благоухания 20. И устроил Ной жертвенник Господа, и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. 21. И обонял Господь приятное благоухание По Божьему смотрению оказался в чаще кустарника запутавшийся рогами овен, которого Авраам принес в жертву Богу вместо сына своего Исаака: Бытие, гл. 22 6. И взя же Авраам дрова всесожжения и возложи на Исаака сына своего: взя же в руки и огнь, и нож, и идоста оба вкупе. 7. Рече же Исаак ко Аврааму отцу своему: Отче! Он же рече: что есть, чадо? Рече же: се, огнь и дрова, где есть овча еже во всесожжение? 8. Рече же Авраам: Бог узрит Себе овча во всесожжение , чадо. Шедша же оба вкупе, 9. приидоста на место, еже рече ему Бог; и созда тамо Авраам жертвенник и возложи дрова: и, связав Исаака сына своего, возложи его на жертвенник верху дров. 6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 8. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения , сын мой. И шли далее оба вместе. 9. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Часть 1. Вступление на путь крестный Глава 1. Не для скорбей, не для страданий создан человек. Мы получили бытие, чтобы благоденствовать, говорит Св. Григорий Богослов , и благоденствовали после того, как получили бытие. Нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив её, заслужить славу, – дана не потому, что Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы. Мы обольщены, потому что возбудили зависть; пали, потому что преступили закон (Св. Григория Богослова Слово 45, на Св. Пасху), не сохранили покорности и послушания Богу. За преслушание праотец наш изгнан из рая. За преслушание человек должен был испытать многоразличные скорби, болезни и печали, и наконец подпал смерти (св. Феофил Антиохийский , книга вторая, о вере, к Автолику, гл. 25.). С того времени земля сия сделалась для нас местом изгнания и страданий. Так грех был для человеческого рода источником слез и рыданий, которые составляют теперь общий удел всех живущих на земле. И не только временным бедствиям и страданиям подвергся человек через преступление Божественной заповеди; но оно удалило его от Бога, сделало его чуждым жизни вечной, заключило для него врата Царствия Небесного, так что, до пришествия на землю Искупителя души и праведников нисходили в ад. Но многомилостивый Господь не оставил человека в этом бедственном состоянии. По безмерному милосердию Своему, Он, в предопределенное время, для спасения рода человеческого приклонил небеса, снизошел на землю, сделался человеком, пострадал на кресте, и пречистою Своею кровью искупил нас и избавил от проклятия, воскресением своим отверз Царствие Небесное, и открыл нам доступ к наслаждению небесными благами. Однако Он не освободил последователей Своих в сей земной жизни от скорбей и страданий. Напротив, как Сам путем страданий и креста совершил дело нашего спасения, и вошел в славу Свою, так и «оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Петр. 2, 21 ), и заповедал нам: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Матф.16, 24 ); и еще: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Матф.10, 38 ). И опять в предсмертной Своей беседе с учениками Своими Господь возвестил им: «в мире будете иметь скорбь» ( Ин.16, 33 ). Так Спаситель мира благоволил, чтобы скорби составляли неизбежный удел человека в земной жизни. По непостижимой же премудрости Своей и по безмерной любви к роду человеческому, Господь спасительными Своими страданиями соделал то, что сами скорби и страдания временны, которые человек навлек на себя преслушанием заповеди Божьей, обращаются для верующего христианина в средство к достижению вечного блаженства, как о сем сказано в слове Божьем: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

111. Поучение о пророке Данииле и трёх отроках В нынешний день Святая Церковь прославляет в своих песнопениях и молитвословиях святых праотец, от семени которых Господь произошёл по плоти. – Между прочими особенно прославляет пророка Даниила и трёх отроков – Анания, Азария и Мисаила. Они жили за 600 лет до Рождества Христова; но Церковь Божия никогда их не забудет, за то, что эти мужи или юноши были строгие постники и почитали Бога. – Бог совершил чрез них величайшие чудеса – такие чудеса, который уже никогда не повторялись. Они жили в Вавилоне в то время, когда все их соотечественники были в плену Вавилонском. Можете себе представить: какова жизнь тех, которые живут на чужой стороне, в плену, в горькой неволе, в тяжких трудах, и в постоянном угнетении; но сии благочестивые юноши были весьма набожны, строго соблюдали положенные посты. За то Господь одарил их необыкновенною мудростью и красотою. Даниилу открыты Богом величайшие тайны о пришествии Иисуса Христа на землю, и о разрушении всех царств, и о основании одного царства Христова на земле. Анания, Азария и Мисаил были взяты ко дворцу Царя идолопоклонника; но, не желая осквернять себя пищею от стола царского, они вкушали чечевицу и другие растения. За то Бог их наградил величайшею мудростью, и они были потом сделаны начальниками над городами Вавилонскими. Но благочестие может ли быть без скорбей и злостраданий? Несколько раз они были оклеветаны пред царём своими врагами и завистниками. Но Бог рукою крепкою и мышцею высокою всегда их спасал. Даниил пророк однажды по клевете был брошен в пещеру на съедение голодным львам; но звери не дерзнули прикоснуться к тому, которого Бог защищал; ибо, для того, чтобы его накормить Ангел Божий схватил другого пророка, который нёс пищу к жнецам – и принёс в пещеру и накормил Даниила. Когда же брошены были в пещеру клеветники Даниила; то в ту же минуту были растерзаны львами. Анания, Азария и Мисаил – сии три отрока оклеветанные были брошены в пещь на девять степеней разжженную; но сила Божия сделала то, что им казалось, будто бы они орошаются водою; даже ни один волос на голове не сгорел, даже запах дыма не был около них слышен, – и они невредимы оттуда вышли – тогда, когда пламя сожгло тех, которые служили при этой страшной пещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского 26 декабря 2010 г. 15:26 26 декабря 2010 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя . За богослужением Предстоятель Русской Церкви и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского. Фото: С. Власов, К. Новотарский, В. Ходаков Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского»

http://patriarchia.ru/db/text/1369946.ht...

Праотец, зная развращение жителей Хананеи, зная и то, какое великое благо – иметь единонравную (с мужем) супругу, с клятвою, заповедует рабу: привести жену Исааку из родственного ему племени. Не удерживало его при этом ни расстояние мест, ни другие неудобства; но, зная необходимость этого дела, он прилагает (о нем) все старание и посылает раба. Праотец так поступает по своей заботливости о добродетели душевной и по отвращению к порокам местных жителей. А ныне едва ли кто захочет и помыслить о чем-нибудь подобном. Напротив, хотя бы жена имела тысячи пороков, ныне ищут только одного, – множества денег, а все прочее считается у них делом второстепенным. Но не знают того, что, как скоро развращено сердце, то, хотя бы притекло неизмеримое богатство, человек весьма легко может прийти в крайнее убожество, и что не может быть никакой пользы от богатства, если нет души, способной надлежащим образом употреблять его. 3. Итак, праотец дал рабу точное наставление и связал его клятвой. Посмотрим теперь на благомыслие этого домочадца, как поревновал он боголюбию своего господина. Увидев, что праведник заповедует ему с такой силой, он говорит праотцу: «Еда убо не восхощет жена ити со мною..., хощеши ли сына твоего возвращу в землю, из нея же изшел еси 445 ?» ( Быт.24:5 ). Если встретится, говорит он, какое-нибудь препятствие в этом деле, то, чтобы мне не преступить твоего повеления, я спрашиваю тебя, что мне должно наблюдать в таком случае; и угодно ли тебе, чтобы Исаак сам пошел туда и, взяв там жену, опять возвратился оттуда, если жена не согласится идти со мною, как ты заповедал? Что же праведник? Он не соглашается на это, и говорит: «Внемли себе, да не возвратиши сына моего онамо» ( Быт.24:6 ). Да тебе и не будет в том нужды, говорит он, потому что Тот, Кто дал мне обетование и обещал до такого множества распространить семя его (Исаака), – Тот и в этом деле благопоспешит тебе. Итак, «да не возвратиши сына моего онамо. Господь Бог небесе и Бог земли» ( Быт.24:6–7 ). Смотри, как и прежде праотец, заклиная раба, поучал его о Творце всяческих, так и теперь, выражая дух молитвенный, повторяет те же слова, – научая таким образом домочадца отправляться в путь с твердым упованием на Бога и быть уверенным в благополучном окончании дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010