Ветхозаветные чтения Великой вечерни Рождественского Сочельника таковы. 1) Первые строки Книги Бытия, рассказ о сотворении мира – Быт. 1: 1–13. Христианский писатель митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, почему именно о сотворении мира мы читаем в Сочельник: «И все это творит Слово, Которое ныне воплощается, умаляется. Лежит в вертепе… Холодная ночь… Солома яслей… Может быть, маленький жалкий светильничек. И это ТВОРЕЦ ВСЕЛЕННОЙ! Пришел возсоздавать все…» . Можно снова дать детям в руки Библию с картинками, и пусть даже малыши слушают и смотрят иллюстрации. Если мы когда-нибудь с детьми занимались чтением Священного Писания, то такое чтение – повторение, закрепление пройденного и главное – «оживление» этого «пройденного». 2) Пророчество Валаама о звезде от Иакова – Чис. 24: 2; 5–9; 17–18. 3) Пророчество Михея о рождении князя Израильского в Вифлееме – Мих. 4: 6–7; 5: 2–4. 4) Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева – Ис. 11: 1.      Об этом будет в ирмосах Рождеству: « Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе…» . Иессей – отец царя Давида, праотец Иисуса Христа. Иессей был родом из Вифлеема, и именно поэтому – можно сказать детям – Иосиф с Марией пошли в Вифлеем, ведь они были из рода Давидова. Недетское, но… очень детское чтение: «будет волк жить вместе с ягненком, леопард ляжет рядом с козленком, теленок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти». 5) Пророчество Варуха о Мессии – Вар. 3: 36–38; 4: 1–4. 6) Толкование видения Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах – Дан. 2: 31–36; 44–45. Тоже детское, потому что символическое, зашифрованное, загадочное. Если совсем по-хорошему, то можно заранее, используя новогодние каникулы, почитать с детьми эти сюжеты, предложить 5–7–10-летним детям нарисовать этого колосса. И теперь, на домашнем богослужении, дети встретят библейский рассказ узнаванием, радостью. 7) Пророчество Исаии о рождении Младенца, чье имя – Бог Крепкий – Ис. 9: 6–7. 8) Пророчество Исаии о рождении Сына от Девы – Ис. 7: 10–16; 8: 1–4; 8–10.

http://pravoslavie.ru/126815.html

Изолью ко счастью ваших псов». Господи, о царь мой во святыне, Вот идут к святому храму ныне Впереди других те, что поют, Позади игральщики идут, Девы со тимпанами в средине, А за ними всеми прочий люд. Славь же Господа, людское племя, Бога славь, Израилево семя, Вы — чей праотец Вениамин, Завулон, Иуда, Неффалим, Ибо наш Господь над вами всеми. Господи, владычеством Своим Утверди Свое над нами бремя, Всё, что Ты нам дал, наш Властелин! И владыки, славя Божье имя, Ради храма в Иерусалиме Притекут, дары неся в руках; Укроти же зверя в тростниках, Всех, врагами числимых Твоими, Ибо к браням клич на их устах. Укроти корысть в Твоих врагах, Слитками кичащихся златыми. Пусть придет египетский вельможа, Ефиопин пусть падет во прах, Славьте, все народы, имя Божье, Славьте сущего на небесах, Ибо все Господь содеять может. Бог наш дивен во Своих святых, Страшен во владениях Своих. Славьте ж Бога и Его, ученье, Дети Израильевых колен, Силу, крепость даст вам Бог в даренье, Ибо только Он благословен! 68-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 68-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский Восстанет Господь Всесильный, и враги Его на земле рассеются, разбегутся, со свету сгинут во мгле. Как дым уходит от ветра, как тает воск от огня, погибнут недруги Бога, мёртвых не хороня. А праведники возвеселятся, станут они ликовать, святое имя Господне в песнях своих называть. Воспойте Бога! Пусть длятся радость и торжество, превозносите Господа перед лицом Его! Даёт Он жильё бездомным, спасает сирот и вдов, узников освобождает от несправедливых оков, а тех, кто враждует с Богом, кто преступил Закон, навсегда оставляет в безводной пустыне Он. Боже! Когда пустыней Ты выводил народ, земля дрожала и таял над землёй небосвод, лился дождь благодатный у Синая, где был наш Бог, и Он давал пропитанье тем, кто в труде изнемог, и всё, что необходимо выбившимся из сил, тогда по милости Божьей каждый бедняк получил. Всевышний оповещает: «Вы оставайтесь тут; цари народов, их воинства рассеются и пропадут, а ты, Мой народ, поселившийся в дарёном уделе твоём,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Благоволите же, благоволите, Господа ради, сотворить милость со мною, бедным: дайте мне увидеть Святую Гору-молитвенницу о всей вселен­ной, отдайте меня вашим богомольцам, преподобным отцам и братьи моей, сжальтесь по христиански ихними к вам о мне просьбами и слезами. Не окажитесь преслушниками богомольца вашего, вселенского патриарха, который просит вас о мне. Он архиерей праведный и богоугодный и смело может всякий назвать его исповедником Иисуса Христа, так как он ежедневно тер­пишь мужественно от безбожных агарян бесчисленные напасти и поношенья, ради доброго упованья и ради славы Иисуса Христа, Бога нашего. Прилично и вполне справед­ливо и вам, украшенным чистотою веры, послушаться такого святителя Божия, умоляющего вас о своей овце, заблудившейся из его священного стада, как и многие другие православные властители слушаются его, дабы и вы оказались во всем покорными тому учителю, кото­рый говорит: «братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших» и прочее; потом прибавляет: «да с радостью сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие» (Евр.13:17). Слово 30. Послание о примирении к бывшему митрополиту Даниилу, уже извер­женному Все мы, повинующиеся без сомнения и без лицемерия спасительным заповедям Бога и Спасителя на­шего Иисуса Христа, имеем от Него заповедь и твер­дое завещанье-иметь между собою мир, без которого не дозволено нам приносить Ему никакого дара, то есть, никакой жертвы и словесного приношенья. Этому Он учит нас ясно, говоря: «аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем», то есть, он ли тебя, или ты его чем-либо оскорбил, и вы имеете между собою друг против друга какое-нибудь правед­ное или неправедное неудовольствие, — «остави ту дар твой пред олтарем, и шед первее примирися с братом твоим» и прочее, известное всякому (Мф.5:23,24). Это заповедует воплотившийся Бог Слово, как Владыка, всем, вообще, верующим в Него. Не то же ли самое заве­щаешь нам и праотец Его, называемый в божественном писании богоотцем, ясно говоря так: «с ненавидя­щими мира бых мирен» (Пс.119:6)? Также и бывший много лет спустя после него юноша Вениамин (зесь разумеется апостол Павел, к которому Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

1 Левит с горы Ефремовой пошел в Вифлеем за своей наложницей; 10 на обратном пути единоплеменник в Гиве Вениаминовой принял их на ночлег; 22 развратные жители города издевались до смерти над наложницей; 27 левит разрезал её тело на части и послал всем коленам. 1 Весь Израиль собрался в Массифу для совещания; выслушали левита; 12 требование Вениамитянам о наказании виновных жителей Гивы отвергнуто; 15 обе стороны готовятся к сражению; Израиль два раза поражен Вениамитянами; 26 на третий день с помощью хитрости Израиль овладевает Гивою и сжигает её; 47 шестьсот Вениамитян скрылись в горы Риммон, Израильтяне сожгли их города. 1 Израиль сожалеет о потере Вениамитян и клянётся не выдавать за них своих дочерей; 8 Израильтяне поражают Иавис Галаадский за то, что он не пришел в Массифу, и убивают в нём всех, кроме четырехсот девиц; 13 девицы отданы спасшимся Вениамитянам, кроме двухсот; 19 им предложено похитить себе девиц в жены из хоровода в Силоме. Книга Руфи История благочестивой моавитянки по имени Руфь, которую взял в жёны израильтянин из колена Иудина. По его смерти Руфь пожелала остаться с избранным народом и служить Богу Израиля. Господь дал ей милость — благочестивый иудей Вооз сохранил её от голода, дав зерно со своего поля, а позже взял её в жёны. От Руфи происходит великий царь Давид, праотец Христа. Всего в книге 4 главы. 1 Елимелех со своею семьею уходит от голода из Вифлеема в землю Моава; 3 он и два его сына умирают там, оставив после себя жену Ноеминь с двумя её снохами Моавитянками; 6 Ноеминь разрешила им вернуться на родину; 14 но Руфь решила идти с нею в Вифлеем; 19 пришли в Вифлеем в начале жатвы. 1 Руфь подбирала колосья на поле Вооза, родственника её мужа; 5 он расспросил о ней и предложил и дальше собирать на его поле; 14 она вернулась к Ноемини и получила от неё указания, что делать дальше. 1 Наученная Ноеминью, Руфь спит у ног Вооза, 8 который обещает исполнить обязанность родственника. 1 Вооз излагает свое намерение пред старейшинами Вифлеема и после отказа более близкого родственника покупает поле Ноемини; 13 Руфь становится его женою и матерью Овида.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГЛОН [евр.  ,   греч. Εϒλν], моавитский царь, угнетавший Израиль 18 лет (Суд 3. 12-14). Его имя образовано от евр.  - теленок, к-рое восходит к общесемит. корню  с тем же значением. Воспользовавшись внутренними неурядицами и безвластием у израильтян ( Ios. Flav. Antiq. V 4. 1), творивших «злое пред очами Господа» (Суд 3. 12), Е. покорил земли к западу от Иордана в районе Иерихона, бывшие наделами колен Ефрема и Вениамина, и обложил израильтян тяжелой данью. Союзниками в военных походах Е. против Израиля были соседнее царство аммонитян и кочевые племена амаликитян (Суд 3. 13). Израильский судья Аод , явившийся к Е. по случаю ежегодной уплаты подати моавитянам, беспрепятственно пронес оружие во дворец. Представ перед тучным Е., он убедил царя остаться с ним наедине в «прохладной горнице». Аод пообещал ему открыть слово Божие и заставил царя встать. Вонзив левой рукой меч в чрево царя по самую рукоять, Аод незаметно скрылся из дворца, замкнув за собой двери «прохладной горницы» (Суд 3. 15-23). Вскоре под предводительством Аода сыны Израилевы захватили переправу через Иордан и, разбив 10 тыс. моавитян, избавились от языческого ига на 80 лет (Суд 3. 27-30). Согласно поздней раввинистической традиции, за благоговение царя, вставшего с трона ради слова Божия, была вознаграждена его дочь (или по др. версии - внучка) моавитянка Руфь, ставшая праматерью дома Давидова (Рут Раба. 2. 9). В христ. экзегезе образ тучного Е. символизирует гедонистическую философию, для к-рой удовольствие является высшим благом. Это учение побеждается, словно мечом Аода, евангельским словом истины ( Orig. In Iudic. hom. IV 1). Лит.: Kraeling E. G. Difficulties in the Story of Ehud//JBL. 1935. Vol. 54. P. 205-210; Halpern B. The Assassination of Eglon - The First Locked-Room Murder Mystery//Bible Review. 1988. Vol. 4. N 6. P. 32-41, 44; Soggin J. A. Ehud und Eglon: Bemerkungen zu Richter III 11b-31//VT. 1989. Vol. 39. P. 95-100. Я. М. Чехановец Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/189519.html

Благоволите же, благоволите, Господа ради, сотворить милость со мною, бедным: дайте мне увидеть Святую Гору-молитвенницу о всей вселен­ной, отдайте меня вашим богомольцам, преподобным отцам и братьи моей, сжальтесь по христиански ихними к вам о мне просьбами и слезами. Не окажитесь преслушниками богомольца вашего, вселенского патриарха, который просит вас о мне. Он архиерей праведный и богоугодный и смело может всякий назвать его исповедником Иисуса Христа, так как он ежедневно тер­пишь мужественно от безбожных агарян бесчисленные напасти и поношенья, ради доброго упованья и ради славы Иисуса Христа, Бога нашего. Прилично и вполне справед­ливо и вам, украшенным чистотою веры, послушаться такого святителя Божия, умоляющего вас о своей овце, заблудившейся из его священного стада, как и многие другие православные властители слушаются его, дабы и вы оказались во всем покорными тому учителю, кото­рый говорит: «братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших» и прочее; потом прибавляет: «да с радостью сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие» (Евр.13:17). Слово 30. Послание о примирении к бывшему митрополиту Даниил...    Все мы, повинующиеся без сомнения и без лицемерия спасительным заповедям Бога и Спасителя на­шего Иисуса Христа, имеем от Него заповедь и твер­дое завещанье-иметь между собою мир, без которого не дозволено нам приносить Ему никакого дара, то есть, никакой жертвы и словесного приношенья. Этому Он учит нас ясно, говоря: «аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем», то есть, он ли тебя, или ты его чем-либо оскорбил, и вы имеете между собою друг против друга какое-нибудь правед­ное или неправедное неудовольствие, — «остави ту дар твой пред олтарем, и шед первее примирися с братом твоим» и прочее, известное всякому (Мф.5:23,24). Это заповедует воплотившийся Бог Слово, как Владыка, всем, вообще, верующим в Него. Не то же ли самое заве­щаешь нам и праотец Его, называемый в божественном писании богоотцем, ясно говоря так: «с ненавидя­щими мира бых мирен» (Пс.119:6)? Также и бывший много лет спустя после него юноша Вениамин (зесь разумеется апостол Павел, к которому Св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нет надобности определять и положение взятого частного пункта в иудейской догматике. Ее систематики слишком проникнуты фарисейским ортодаксализмом и готовы свалить на «мистику» все, что не подходит к их шаблону 210 . Они напрасно забывают, что мистическая стихия воспринята Талмудом, причем этот памятник, якобы «объемлющий небо и землю», по словам его религиозных поклонников, корнями своими восходит к эпохе возвращения из Вавилонского плена и «бесспорно, есть самый достоверный канон иудейской традиции» 211 . Берем поэтому лишь самый факт во всей его реальной непосредственности. А тут несомненно, что раввинами неоднократно высказывалось, будто праотец своим грехопадением заразил потомство 212 . При всем том это бедствие далеко не неизбежное и не повсюдное. Оно ограничивается и количественно, и интенсивно. Говорилось даже, что «померли вследствие искушения Евы змием или не за свои собственные грехи всего четыре лица: Вениамин, сын Иакова, Амрам, отец Моисея, Иессей, отец Давида, и Кильаб, сын Давидов» ( 2Цар.11:27; 12:14 ). Впрочем, и здесь видно больше стремление оградить от всякого пятна славные имена Израильской истории, которая не исчерпывалась ими. Посему р. Иоханан поспешил ослабить свою формулу, будто «змея, прельстившая Еву, влила в нее яд», и не менее решительно свидетельствовал, что «у Израильтян, стоявших при горе Синае (для восприятия закона), этот яд исчез; язычники же, не стоявшие пред Синаем, не утратили этого яда», но и для них, возможно, было антисептическое облегчение через рабскую покорность номизму 213 . Это простирается и на греховный рефлекс в смерти. В иудейских источниках упоминается: «когда Израиль воззвал к Моисею: „все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны” ( Исх.24:3, 7 ), Господь объявил ангелу смерти: „весь мир в твоей власти – кроме этого народа”, поскольку о нем значится: „а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне” ( Втор.4:4 ); еще: что Писание Божие вырезано () на скрижалях, в этом месте ( Исх.32:16 ) нужно читать не cho(a)ruth () – начертано, а cheruth () – свободный – от ангела смерти, от ига чужеземного рабства, от страданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Нет надобности определять и положение взятого частного пункта в иудейской догматике. Ее систематики слишком проникнуты фарисейским ортодаксализмом и готовы свалить на «мистику» все, что не подходит к их шаблону 1452 . Они напрасно забывают, что мистическая стихия воспринята Талмудом, при чем этот памятник, якобы «объемлющий небо и землю», – по словам его религиозных поклонников – корнями своими восходить к эпохе возвращения из Вавилонского плена и, «бесспорно, есть самый достоверный канон иудейской традиции» 1453 . Берем – поэтому – лишь самый факт во всей его реальной непосредственности. А тут несомненно, что раввинами неоднократно высказывалось, будто праотец своим грехопадением заразил потомство 1454 . При всем том – это бедствие далеко не неизбежное и не повсюдное. Оно ограничивается и количественно и интенсивно. Говорилось даже, что «померли вследствие искушения Евы змием или не за свои собственные грехи всего четыре лица: Вениамин, сын Иакова, Амрам, отец Моисея, Иессей, отец Давида, и Кильаб, сын (ср. 2 Цр. 11:27. 12:14 сл.) Давидов». Впрочем, и здесь видно больше стремление оградить от всякого пятна славные имена Израильской истории, которая не исчерпывалась ими. Посему р. Иоханан поспешил ослабить свою формулу, будто «змея, прельстившая Еву, влила в нее яд», и не менее решительно свидетельствовал, что «у Израильтян, стоявших при горе Синае (для восприятия закона), этот яд исчез; язычники же, не стоявшие пред Синаем, не утратили этого яда», но и для них возможно было антисептическое облегчение чрез рабскую покорность номизму 1455 . Это простирается и на греховный рефлекс в смерти. В иудейских источниках упоминается: «когда Израиль воззвал к Моисею: «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24:3. 7), Господь объявил ангелу смерти: «весь мир в твоей власти – кроме этого народа», поскольку о нем значится: «а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне» (Второз. 4:4); еще: что Писание Божие вырезано () на скрижалях, в этом месте ( Исх. 32:16 ) нужно читать не cho(a)ruth () – начертно, a cheruth () – свободный – от ангела смерти, от ига чужеземного рабства, от страданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Совлечение боготканной одежды света и изгнание из рая повергло согрешившего праотца в безутешный плач. Сидя прямо против Эдема, он с неумолкаемыми стенаниями оплакивал разлучение с Богом и свою наготу, повторяя: «Уже не увижу я Господа Бога моего и Создателя... Милостивый! Помилуй меня падшего»... «Постыдными кожаными одеждами одет я, жалкий, вместо светозарной одежды, и как оплачу свою погибель». Спаситель не отверг покаяния прародителя. По словам церковных песнопений, Он воззвал к нему: «Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но желаю ему спасения и познания истины. Грядущего ко Мне не изгоняю... от лика жизни» 1872 . В утешение Господь дал Адаму обещание о пришествии на землю Спасителя мира. Две тысячи лет тому назад совершилась обещанная прародителям тайна воплощения Сына Божия. Он принес искупительную крестную жертву для спасения мира. С этого времени не только праотец Адам, но и грешники всех периодов бытия человечества за покаяние и веру во Христа получают свыше прощение грехов и светозарную спасительную благодать к избежанию страстей. Спаситель ниспосылает верующим и кающимся дар благодатных слез к омовению грехов и умилением утверждает в них сердце смиренное, простое, кроткое и нековарное. Покаяние же ведет людей к страху Божию, гнушению лукавыми делами и просвещает благодатно 1873 . Как пчела перерабатывает цветочную пыльцу в мед, так смиренно кающаяся душа и не повторяющая исповеданные грехи, незаметно для себя, разогревается любовью к Богу. Своим чувством и хотением она привязывается к законам вышней жизни, утверждает в себе святое произволение и входит в живое единение с Богом. В огне человеческой любви к Богу гаснет огонь страстей, и скорби ради Бога становятся тогда удобоносимыми 1874 . Благодать любви делает христианина как бы небокованным мечом, который без труда посекает демонские полки, и свечой Христовой, светящей земной Церкви. С помощью богоданной любви святые мученики бесстрашно попирали гордыню своих мучителей и мужественно претерпевали ужасные муки, вплоть до рассечения тела. Дух любви, неотделимый от их сердец, воодушевлял их, побуждал нерадеть о временной жизни. Под влиянием его мученики забывали естество, презирали смерть, страдали как бы в чужих телах. Ничто не могло отлучить их от веры в Бога: ни раны, ни ярость зверей, ни огонь, ни скорбь, ни беда, ни меч 1875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Желающие быть сонаследниками святых в Небесном Иерусалиме обязаны, подобно им, признавать свою душу уничиженной, как будто они ничего не знают и ничего не имеют. Не видим ли, что праотец Авраам называл себя землей и пеплом 1430 . И Давид, имевший пред собой Бога, говорил: «Я... червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе " 1431 . Тогда же все апостолы злострадали, были унижены по внешности. Сам Господь ради нас, а не ради Себя явился уничиженным. Во время Своего распятия Он был вменяем фарисеями ни во что. На Его Лицо плевали, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам 1432 . Если же Бог принял столько поруганий, страданий, унижений, то сколько бы ни смирял себя смертный естеством, – эта тина по природе, – при всем том не сделает ничего подобного Господу. Ради нас Бог смирил Себя, а мы ради своего спасения не смиряемся и не желаем пострадать для исцеления язвы своей гордыни 1433 . Душа верная, взирая на вечные блага и имеющую снизойти благодать, должна признавать свой подвиг недостойным какого-либо значения. Держащие такое убеждение не превозносятся перед ближними, тем более что не знают конца своего и их, но не перестают исследовать показания о себе своей совести 1434 . Чтобы понудить себя к смиренномудрию перед всяким человеком, для этого надлежит самого себя считать нищим, последним, низшим и худшим всякого из людей, ни от кого не искать себе чести, похвалы и славы. В памяти же своей всякий верующий да содержит как образец смирение Господа, жизнь Его, кротость и обращение с людьми, совершенно чуждое высокомудрия и превозношения 1435 . Приневоливая себя к смирению, станем в то же время просить у Бога помощи в этом и ниспослания Святого Духа в наши сердца 1436 . Господь, как известно из Евангелия, повелевает бегать земных похвал и увядающей славы 1437 , подчинять себя всем, уподобляясь должнику перед ними, возлагать на душу свою заботы всех и этим путем выполнять долг любви. Никто из спасающихся не вправе кичиться, но, как ученик Христов, должен являть простодушие и считать себя хуже всякого человека. Начальствующие обязаны смотреть на подчиненных как на Божий залог и при наставлениях их мысленно и сердечно хранить то же смиренномудрие, сообразуя свои слова с расположением каждого 1438 наставляемого. Все доброе в личности своей следует приписывать Господу, а худое – своей немощи 1439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010