Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Магдебургские врата Главные, зап. двери Софии Святой собора в Новгороде Великом . Представляют собой деревянные 2-створчатые двери (360×240 см), покрытые бронзовым окладом с рельефными изображениями (всего 26 панелей). Каждая створка разделена на 13 прямоугольных филенок: одна (горизонтальная) наверху и 12 (по 6 в 2 ряда). Каждая филенка состоит из одной или нескольких пластин с литыми выполненными в высоком рельефе изображениями, большая часть изображений сопровождена надписями на лат. и рус. языках. Рама образована орнаментированными полуваликами, в нижней части правой створки и центральной части левой - со скульптурными изображениями. Концы полувалов вставлены друг в друга и закреплены накладками (умбонами) в виде крупных четырехлистников. Рама крепится к деревянной основе гвоздями со шляпками также в виде четырехлистников. Рукояти дверей литые, помещены в филенки, имеют вид масок львов с людьми в пасти; кольцо в виде 2-голового существа; штырь, крепящий кольцо, проходит через пасть льва. Нащельник состоит из 2 гладких полувалов. По своему типу М. в. относятся к романским храмовым вратам, созданным нем. мастерами, как и врата в ц. Санкт-Михаэль в Хильдесхайме, Германия (1115), в базилике Сан-Дзено в Вероне, Италия (1138), в Успенском соборе в Гнезно, Польша (1187) и др. Для таких врат характерно разнообразие иконографических программ и приемов исполнения рельефов ( Mende. 1983). Христос во славе с символами евангелистов. Фрагмент Магдебургских врат Христос во славе с символами евангелистов. Фрагмент Магдебургских врат На левой створке М. в. (сверху вниз и слева направо) помещены следующие изображения: «Христос на троне с предстоящими Богоматерью, апостолами и ангелами»; «Крещение Господне»; «Благовещение»; музыкант; «Рождество Христово»; неизвестный (возможно, праотец Сиф); «Поклонение волхвов»; «Рахиль и Вениамин»; «Сретение»; диакон; «Встреча Марии и Елисаветы»; «Бегство в Египет»; диакон; маска льва; «Александр, еп.

http://pravenc.ru/text/2561176.html

Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии 25 декабря 2011 г. 13:32 25 декабря 2011 года, в неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, и день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме великомученика Никиты в Старой Басманной слободе в Москве. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии . Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава ; архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Краснослободский и Темниковский Климент ; епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин ;  протопресвитер Матфей Стаднюк , настоятель  Богоявленского кафедрального собора  г. Москвы и храма великомученика Никиты в Старой Басманной слободе;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Дионисий (Шишигин) , благочинный храмов Богоявленского округа г. Москвы;  архимандрит Аристарх (Яцурин) , избранный епископом Амурским и Чегдомынским; архимандрит Виктор (Быков), наместник Свято-Ильинского монастыря г. Одессы;  игумен Савва (Тутунов) , заместитель управляющего Московской Патриархии; игумен Исидор (Тупикин) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство Чебоксарской епархии и г. Москвы. На богослужении присутствовали: президент Чувашской Республики М.В. Игнатьев с супругой; первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Государственного совета Чувашской Республики Ю.А. Попов; руководитель Администрации президента Чувашской Республики А.С. Иванов; Полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте РФ Г.С. Федоров; заместитель председателя Государственного совета Чувашской Республики А.П. Князев; заместитель Государственного совета Чувашской Республики О.В. Мешков; министр образования Чувашской Республики В.Н. Иванов; глава города Чебоксары Л.И. Черкесов; заместитель префекта Центрального административного округа г. Москвы А.В. Литошин; представители государственной власти, благотворители, духовенство и миряне, прибывшие из Чувашии.

http://patriarchia.ru/db/text/1855831.ht...

Ад, осияваемый Спасителем, ужаснулся неизменного Божества Его. Рыдая, диавол и его ангелы говорили в себе: «Кто это есть, что не осуждается в преисподние земли и, как палатку, разоряет узилища смерти «Я принял Его, как мертвого, и трепещу как Бога. Мне было бы лучше не принимать Родившегося от Марии. Он разрушает мою державу. Я принял Его, как одного из мертвых, но не могу держать Его и с Ним теряю мертвецов от века. Вижу Невидимого, тайно бьющего меня» 198 . Не так отнеслись к явлению Господа во аде души умерших от века. Праведники, заключенные здесь и оставленные Богом от века, вспоминали здесь Спасителя и молились Ему о спасении 199 . Они с любовию приняли Его явление 200 . Им радостно было слушать Его повеление аду – отдать мертвых 201 и возглашение к Себе: «Покажитесь (из тьмы), откройтесь» 202 . Обращаясь к несметным толпам явившихся узников ада, Спаситель наставлял их словом невечерней светлой жизни о Боге 203 и уверовавших Его проповеди освободил от тьмы неведения, прегрешений и из руки диавола 204 . Между прочим Он говорил слушателям Своей проповеди : «Дерзайте! Я ныне победил. Я есмь воскресение всех людей и вас возведу на небо. Восстаньте из ада. Верующие! выйдите в воскресение» 205 . Тогда возликовал и взыграл явившийся пред Господом праотец Адам. .Некогда, вследствие греха своего, он убоялся Сына Божия, ходившего в раю, теперь же веселился при виде Искупителя мира. Христово благовестие во аде вызвало восторженное ликование во всех, с верою внимавших проповеди о спасении... Сонм уверовавших во Христа единогласно воскликнул Ему: «Слове! Поистине Ты пришел всех нас развязать от уз!» 206 Схождение Христа Спасителя во ад освободило от мучительства адова весь род Адама, соединившийся со Христом верою, покаянием и любовию. Второй Адам Господь как бы на своих плечах вынес из тайников ада первого Адама со всем его верующим потомством и как Бог даровал им вечную жизнь 207 и нетление 208 . Так низложено было мучительство ада, разорваны смертные узы миллионов томившихся здесь людей и получивших свободу ради креста Христова. Вслед за Искупителем они веселой поступью изошли отсюда в незаходимый небесный свет – от смерти к жизни – и восхвалили безмерное Христово благосердие 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Далее вечный покой Божий есть Церковь, которой врата адовы не преодолеют. Добыча ее есть сеть проповеди, посредством которой уловляет и захватывает, как рыб, плавающих в горечи заблуждения. Добыча есть и охотничья ловля, на которой Апостолы уловили множества. Нищие в Церкви—суть нищие духом, которых насытит Отец хлебом небесным, т. е. небесным царством. Священников ее, как мы сказали, облечет во спасение, когда они сами прежде облекутся в правду. И преподобные принадлежащие Церкви будут радоваться радостью вечною по смерти и отшествии от сего мира. В Церкви же Бог дал взойти высоте и чести Давида, потому что он похваляется и прославляется как праотец и прародитель Христов. Или дал взойти на Сионе высокому и сильному рогу царства Давидова, который ниспровергает всех противящихся ему; а этот рог есть царство Христово Светильник, уготованный Христу, есть устроенная для Него пресвятая плоть, как светлая по причине блистания безгрешности ее. Или под светильником разумеется Евангелие, которое просвещает находящихся во тьме заблуждения и ведет к благочестию и добродетели: ибо светильник, говорит, ногам моим закон Твой (Псал. 118). Или светильник есть Иоанн Предтеча: ибо он, говорит, был светильник горящий (Иоан. 5, 35). Наконец враги Христовы суть бесы и все враги истины, которые все постыдятся, а особенно во время всемирного воскресения; а во Христе воссияет святая Церковь, освещающая приходящих к ней право, и она будет иметь цветом своим и благолепием Христа. Псалом 132 Песнь степеней. Ст. 1. Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе. Предузнав совершенное восстановление единоплеменников своих Иудеев, что они, по освобождении своем от восстававших на них соседственных народов, имели построить храм и город Иерусалим и жить под управлением одного начальствующего, или вождя Давида, советует им настоящим псалмом не разделяться, как прежде отделились было десять колен и поставили себе особого царя, раба Соломонова, Иеровоама, и переселились из Иерусалима в Самарию; а два колена Иудово и Вениаминово имели особого царя в Иерусалиме, как написано в 12 гл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Пролог. Свв. мучч. Акепсия и Анфалы. Персиане. Анфала до обращения был идольским жрецом. Акепсий – диакон. Обезглавлены в Арвиле. Пролог. Св. муч. Миракса. Египтянин, сперва отвергшийся Христа, потом паки исповедавший Его. После мук усекнут и повержен в море, по приказанию Амиры Сарацинского. Пролог. Преп. Никона сухого, Печерского. При нашествии половецкого хана Боняка, в 1096 г. он взят был в плен. Хозяин подрезал ему жилы под коленями, чтоб он не убежал, но узник был чудесно возвращен в свою обитель. По заключении мира, прежний господин Никона пришел в лавру, узнал своего пленника, иссохшего от ран, уверовал, крестился, постригся и сделался послушником прежнего своего узника. Преп. Никон преставился в начале 12 века. Чет. Минея от Патерика Печерского. Неделя свв. Праотец, в которую творим память всех от века Богу угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, так же пророк и пророчиц. В службе, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11 – 17 чисел декабря, наименованы: Аарон, брат Моисея, первый ветхозаветный первосвященник, которого Бог «возвыси свята, ублажи благоукрашением, и препояса одеждою славы». Сир. 45:7–27 . Март. Р. 1 июля. (Act SS. iul. I. 7–11). Аввакум пророк. (2 дек.) Авдий пророк. (19 ноября.) Авель, сын Адама. ( Мф. 23:35 ) Авраам. (9 окт.) Аггей пророк. (16 дек.) Адам, первый человек. Азария из трех отроков. (17 дек.) Амос, пророк. (15 июля) Анания, из трех отроков. (17 дек.) Анна, мать пр. Самуила. (9 дек.) Асир, из 12 патриархов. Варак. ( Евр. 11:32 ) Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон. ( Евр. 11:32 ; Март. Р. 1 сент.) Давид, царь Израильский. ( Евр. 11:32 ) Даниил прор. (17 дек.) Дан, из 12 патриархов. Девора, судившая Израилю. ( Суд. 4 ) Езекия, царь Иудейский. Елеазар, второй первосвященник Израильский. Елисей прор. (14 июня) Енос и Енох, праотцы. ( Сир. 44:15 ). Есфирь. Завулон, из 12 патриархов. Захария прор., серповидец. (8 февр.) Илия прор. (20 июля). Исаак, сын Авраама. Исаия прор. (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Молитва – доказательство богообразности «Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному». Польза молитвы «Молитва – златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом – Источником жизни; от Бога изшла душа, к Богу, и да грядет всегда через молитву. От молитвы великая польза для молящегося: она упокоевает душу и тело; она упокоевает не только душу самого молящегося («Аз упокою вы» – Мф.11:28 ), но и часто души преставльшихся праотец, отец и братий наших. Видите, как важна молитва!» Молитва и вера «Молитва основывается на вере. Я верю, что есть Бог, пред Которым соплетаю свою молитву; я надеюсь, что молитва моя доходит до Него, или точнее сказать – прямо от сердца переходит в уши Его. И в жизни мы руководимся во многом верою и надеждою: тем более по отношению к миру духовному, мы должны ходить, до времени, верою, а не видением». Нищета наша и сила Божия «Молитва – постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущей силы Божией, молитва – постоянно благодарственное настроение». Молитва – знак бессмертия «Всегдашняя теплая молитва приводит нас к самому искреннему и твердому убеждению в бессмертии нашей души и в блаженстве того невещественного века: ибо все наслаждения молитвы человек почерпает от Бога Духа». На молитве привлекается дух изображением «По той мере, как ты начинаешь молится духом и истиною пред св. иконою, например Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, и ты видишь живым то лицо, оно действительно благодатию своей пребывает тут. Пример – чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч.». Господь – в словах молитвы, «Когда же при чтении молитв будешь искать умом и сердцем Господа, не ищи Его далеко: Он тут, в самых словах молитвы. Только внимай им сокрушенным и смиренным сердцем: и Господь перейдет из них и в Твое сердце. В словах молитвы дышит Дух Божий. Надобно только научиться искусству – переводить Его из них в свою душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНИАМИН, СЫН ИАКОВА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Праотец Вениамин. Фреска работы Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, 1502-1503 гг. Праотец Вениамин, Вологодская икона из праотеческого чина (2-я пол. XVII в.). Киевская картинная галерея Редакция текста от: 16.06.2020 07:04:24 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671335.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарший экзарх всея Беларуси освятил кафедральный собор Архангела Михаила в городе Слуцке Минской области 26.12.2021 26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Патриарший экзарх всея Беларуси, временный управляющий Слуцкой епархией митрополит Минский и Заславский Вениамин (Тупеко) совершил освящение обновленного после реконструкции кафедрального собора Архангела Михаила в городе Слуцке Минской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Слуцкой епархии, благочинный Слуцкого округа, настоятель кафедрального собора Архангела Михаила протоиерей Игорь Штепа, благочинный Солигорского округа протоиерей Николай Розов, настоятель храма преподобного Паисия Святогорца в городе Слуцке иеромонах Арсений (Канышко), клирики собора. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Самуйлич. По окончании богослужения митрополит Вениамин обратился к духовенству и мирянам с приветственным словом, а затем поздравил протоиерея Игоря Штепу с окончанием благоустройства собора и прихрамовой территории. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.12.2021 21:23:48

http://drevo-info.ru/news/27609.html

екзарх освятив кафедральний собор Архангела у Слуцьку 26 грудня 2021 р. 16:20 26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Патриарший экзарх всея Беларуси, временный управляющий Слуцкой епархией митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил освящение обновленного после реконструкции кафедрального собора Архангела Михаила в городе Слуцке Минской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Слуцкой епархии, благочинный Слуцкого округа, настоятель кафедрального собора Архангела Михаила протоиерей Игорь Штепа, благочинный Солигорского округа протоиерей Николай Розов, настоятель храма преподобного Паисия Святогорца в городе Слуцке иеромонах Арсений (Канышко), клирики собора. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Самуйлич. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением иерея Павла Штепы. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Игорь Штепа. По окончании богослужения митрополит Вениамин обратился к духовенству и мирянам с приветственным словом, а затем поздравил протоиерея Игоря Штепу с окончанием благоустройства собора и прихрамовой территории. В завершение Патриарший экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 28 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5876067...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АОД [евр.  ,   - сильный, крепкий], второй «великий» судья Израиля, сын Геры из колена Вениаминова (Суд 3. 12-4. 1), избавивший израильтян от угнетавшего их в течение 18 лет моавитского царя Еглона. Будучи послан с дарами к Еглону, убил его во время тайной аудиенции. В синодальном переводе Библии, к-рый следует масоретскому тексту, сказано, что А. был левшой. Это обстоятельство позволило ему незаметно пронести меч и застать царя врасплох. Но в LXX (и в Вульгате) это место понимается иначе. Прилагательное μφοτεροδξιος (греч.- букв. двудесничный, т. е. владеющий левой рукой столь же хорошо, как и правой) истолковывается в христ. традиции как указание на особую праведность А., к-рый, по словам прп. Иоанна Кассиана, «шуюю сторону своей души подчинил и обратил в десную» (Collam. VI 10). Ориген пишет об А.: «Право все то, что творит этот Аод… и в руках он правый, и в ногах его правда» (In librum Judicum. Hom. III; IV//PL. 12. Col. 966a, 967b-c). Скрывшись от преследования, A. собрал израильтян для решающей битвы. В сражении при р. Иордан моавитяне были полностью разбиты. После этой победы израильтяне в течение 80 лет жили в мире. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/75564.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010