Злодеи боятся света дня; их стихия и область – темнота ночи. И дьявол страшится чистого сознания души, он действует в нашем забвении и ослеплении. На зрелищах действительность прикрывается личиной и обманом чувств. Там под принятыми и представляемыми на сцене образцами скрываются совсем другие лица – не те, которых видят зрители. Так и в душе нашей под теми обаятельными образами, которые толпятся в ней и занимают ее, действуют совсем другие силы. Надобно иметь великую проницательность мысленного взора, чтобы понимать действующее в нас прельщение. Если какой нибудь помысел будет, неотразимо действовать на твою душу и неодолимо влечь ее к чему либо не благоприличному, то скажи ему: «что если бы я исполнил твое требование вчера, был ли бы я доволен этим ныне? Не желал ли бы того же и теперь? Или не раскаивался ли бы за это в слезах и сокрушении сердца?» При неодолимом требовании своего помысла, вообрази себе, что он уже приведен был в исполнение и удовлетворен, и оставайся непреклонным к новому его требованию, чтобы исполнить его на деле. Плавающие по морю часто страдают от находящих на море бурь. И живущие духовно много терпят от набегающих на них мысленных вихрей. Как там спасение корабля зависит от благоразумного распоряжения со стороны управляющего кораблем, так и здесь целость души зависит от мудрости и опытности её управлять собой. Держава корабля среди яростных валов морских есть якорь, крепость души, волнуемой помыслами, есть живая вера в Бога Спасителя и упование на Его помощь. В душе нашей есть свой любимый, постоянный и как бы господствующий помысел, упоевающий ее сладкими мечтами. Надобно употребить всю силу воли и просить о том Бога, чтобы искоренить его: ибо доколе он будет владеть душой, дотоле она не выйдет из-под власти духа лукавого. Прочие помыслы, приражающиеся к душе, суть те малые лисы, которые губят виноград, описанный в книге песней, в которой читаем: имите лисы малыя, губящия винограды: и винограды наши созревают 326 . Этих-то вредных животных надлежит уловлять своим вниманием и убивать их, дабы не дать им усилиться и возрасти до великих зверей – душеядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Злодейственные козни врага в том наипаче состоят, что он отвлекает наше внимание от самих себя и занимает душу пустыми развлечениями; – в этом главным образом состоит вся его хитрость и лукавство. Нужно иметь великую мудрость, глубокое внимание, чтобы избежать сетей вражьих. Душа, не навыкшая к внимательности, живущая в рассеянности, есть мертвый труп, терзаемый хищными птицами и снедаемый червями, под именем которых разумей суетные помыслы и плотские страсти. Вступивший на путь спасения есть Израильтянин изшедший из Египта, которому нужно достигать земли обетованной. Под именем сей благословенной земли разумеется свобода души от привязанности к чему либо земному. Эта вожделенная свобода достигается молитвой, терпением, слезами и усиленной борьбой со своим сердцем. Шествие наше в небесное царство из мира жизни настоящей должно быть подобно бегству Лота из Содома, обреченного на запаление. Нам нужно совершать свой путь с такой же поспешностью, с такой же твердостью и решимостью, чтобы не озираться назад, не колебаться мыслью о перемене своего направления и о своем замедлении Но если Бог не пошлет ангела Своего и не подкрепит нас Своей силой, то невозможно нам самим справиться с собой и расстаться со своими братьями и друзьями по плоти, т. е. любимыми предметами, влекущими нас к миру. Душа влечется к душе. В этом еще нет греха, даже есть своя польза в духовном общении сочувствующих одно другому существ. Но здесь требуется великая осторожность и тонкая проницательность, чтобы не вдаться в обман и вместо пользы не потерпеть великого для себя вреда. В редких и немногих душах можно найти небо, большая же часть людей, по-видимому прекрасных и добрых, подобно морю, которое хотя и отражает на своей поверхности круг небесный, но на самом деле оно скрывает в себе глубины, в которых гнездятся гады, звери и всякого рода чудовища. Увлечение человека каким-либо предметом внешним и порабощение его до потери самовластия не есть дело мгновенное, а постепенное; оно начинается и развивается мало-помалу на счет его простоты и неосторожности, по которой он не подозревает обмана и неверности в том, что сначала приятно занимает его, и чем он незаметно прельщается.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Этот взгляд на Господа неверный; он происходит от незнания любви Его к нам и тех пределов, за которыми действительно начинается оставление человека вечной любовью. Господь оставляет только тех которые сами отверглись Его и не хотят быть в союзе с Ним, а пока душа наша не дошла до такой глубины зла и влечется к Богу, дотоле она, хотя бы и не чиста была, или грешна, не оставляется Им, но милостиво врачуется и восстанавливается в состояние чистоты и непорочности. А что в этом не должно быть никакого сомнения, можем убедиться из слов Самого Господа, сказавшего к Иерусалиму: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, а камением побиваяй, посланныя к тебе, коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не взсхотесте 324 ; – и потом сказал к противящимся Ему Иудеям: и не хощете приити ко Мне, да живот имате 325 . Пророк Иона по повелению Божию, поглощенный рыбой, носим был зверем в глубинах морских: высоты и воды стали над ним, бездна обняла его со всех сторон, поникла глава его между расселинами гор, селением его была внутренность земли, её же вереи заклепи вечнии, чрево адово содержало его. Но в такой скорби своей и тесноте, внегда скончаватися от него души его, он не забыл имя Господа своего; возопил к Нему от всего сердца своего, и глас его вознесся от бездны к святому храму Божию, и услышана была молитва его. И повеле Господь китови, и изверже Иону на сушу . И каждый человек носится сим веком, как Иона носим был чревом китовым. Содержимые сим веком так же, как Иона утопают в безднах; над ним стоят высоты препятствий и затруднений, через них переливаются волны горестей; мысль их поникает в расселинах гор – теснотах и напастях жизни, в земле и персти привитает дух их. Но если мы не утратим в душе своей мысли о Боге Спасителе своем, если будем вопиять к Нему молитвенным гласом, то не погибнет душа наша. Она освободится от всех искушений жизни настоящей и счастливо выйдет на безопасный берег своей родной стороны – блаженной вечности. Мир настоящий подобен обширной храмине, в которой совершаются различные дела и занятия: живущие здесь пьют, едят, веселятся, женятся, производят куплю и продажу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Мы же, мнящеяся христиане быти, чуждая быти и обычая своя их называем. Устыдимся эллинского человеколюбия повести: от некоторых оных закон человеколюбия бывает едина трапеза и обща пища, един обед, абие многовидный сбор бывает. Оставим внешних и пойдем к т(п)ритисущные 27 повести. Первое христианское поревнуем собрание, како быша им вся общая жития душа согласие, трапеза обща, неразделенное братство, любовь нелицемерна, многая телеса едина деюще, различные души в едино сложение составлены. Многа братолюбию имаши от Ветхого Завета и нового явления образы. Старца аще видиши гладна, посылай, или призови и напитай, якоже Иосиф Иакова. Врага аще видиши в тесноте, не возлагай гнева, держащего отмщение, но напитай, якоже он продавших его братьев. Аще видиши юношу в нужи суща, тако прослези, якоже он Вениамина старости сына. Искушает бо тя хищение и лихоимство, якоже Иосифа царица, яко да заповедь преобидиши и целуеши ону златолюбивую и миролюбную, паче владычного повеления, пригодитжеся и твоей души глаголемое: предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеянна; слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое и возжелает царь доброты твоея. Сия бо провозгласи песнопевец 28 . Пригодитжеся воистину и на коюждо души, аще от кождою имеет церкви составление. Проразумей, человече, словесне настоящее и будущее, егоже ради корысти скверной не предай, оставит же ти ся тело познаванию житию (?) в явление чаемого судии без сомнения приидут 29 . Затвориши убо себе по частям данию небесную славу отвержеши же огнь негасимый и геенну, и тьму, и мучение, и горькие веки в болезнях, вместо долгой и блаженной жизни. Сия же вся, чада моя, собравшу ми от божественного писания к научению и исправлению вашим душам, и да не вмените мя, чада моя, возлюбленные о Господе! якоже матерь или кормилица лживо устрашаю вас и глаголю, якоже они творити младенцем навыкоша, егда плачутся, и на многа баснеными повестями сих творят молчати. Сие же, яже глаголю вам, не басни, но слово неложно, проповедным гласом. И стойте испытно, по евангельскому проречению: строка едина ила черта едина не мимоидет 30 , но и тело, иже в гробе невидимо лежав восстанет, и душа, яже смертию затворена, паки в тело вселится, и пожившим в веце сем обличение испытно предстанет, не иным свидетельствующим, но и самой совести свидетельствуеме, когда же каждому по достоянию от праведного Судии возмерится.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

22. Сотвориша же и волсви египетские волхованиями своими такожде: и ожесточися сердце фараоново, и не послуша их, якоже рече Господь. В этом деле, со стороны магов, также нельзя признавать никакого чуда, как нет нужды, кажется, видеть и один обман. Сколько есть естественных и самых простых средств – изменять цвета в телах физических, чрез смешение с разнородными элементами. Особенно же, в тайных искусствах физической магии могло быть на это много средств, не всякому известных, и не слишком простых. Блаженный Августин не сомневался, что маги египетские действительно обратили воду в кровь. Но нечего и доказывать, что этот опыт магов никак не шёл в сравнение с чудотворением Моисея. Только фараон, по гордости и по решимости не слушать Моисея, мог остаться в ослеплении. Обыкновенно спрашивают: где маги египетские взяли воду для своих опытов, когда все воды Египта уже были обращены Моисеем в кровь? К пояснению этого может вести следующее за сим замечание Моисея, что египтяне копали около Нила колодези или ключи, чтобы достать годную для питья воду (24). Над этими ключами маги могли показать свои опыты. Потом из сличения стихов 15, 22 и 25 видно, что Моисей и маги действовали в одно время и в одном месте, именно на берегу реки, в присутствии фараона. Отсюда можно заключать, что Моисей мог и сам оставить некоторую часть реки без превращения в кровь, собственно для опыта магов. Ибо состязание их с ним не только не могло стеснять его, но и тем более должно было прославить его и, доказать фараону истинное его послание от Бога. Наконец, непротивно и вообще св. тексту допустить некоторые останки неокровавленной воды, – подобно тому, как сам Моисей говорит в последствии, что измре весь скот египетский от язвы, или что все дерева и травы в Египте были побиты градом (6:25), – и он же, при описании следующих казней, замечает, что оставшийся после мора скот был побит градом, а саранча истребила то, что осталось после града (9:19, 10:5). В общем пространстве и в силе действия чуда такие исключения не ограничивают его важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

4 Молитвы и жертвы суть чисто-религиозные действия и предполагают нужду и желание соединения и примирения с Божеством. У язычников они совершались каждый день. Плутарх рассказывает о Перикле (vita Pericl. с. 6), что он всякий раз, когда только всходил на ораторскую кафедру, прежде всего обращался с молитвою к богам, чтобы у него не вырвалось против воли какое-нибудь неприличное предмету слово. Тоже подтверждает Квинтиллион. Свидговорит, что Перикл надписывал свои молитвы, прежде чем произносил их публично. Волюмнии, матери Кориолана, Плутарх влагает в уста следующие прекрасные слова (Coriol. c. 35): «молитва к Богу есть утешение во всякой нужде и беде». В важных н опасных событиях государственных римские женщины без приказания принимались за богомольство, молились в храмах день и ночь о сохранении отечества. 7 Так говорит, напр., ещё Цицерон: (pro Archia с. 10): «по-гречески говорят почти все народы, а по- латыни только туземцы и притом немногие». Даже в южной Франции господствовало греческое образование. Тацит говорит об Агриколе (vita Agric.), что он получал образование в Массилии, но здесь греческая образованность шла рука об руку с провинциальной, даже в провинциальной-то заметна большая экономия и бережливость. Ещё более можно это сказать о Египте, малой Азии и Сирии. Города, как напр., Александрия и Антиохия, совершенно огречились. «Египет – эта древняя страна мёртвых и мумий – имела своею задачею, распространяющееся из Греции образование набальзамировать своею филологическою ученостью, и приготовить для неё в своей огромной александрийской библиотеке достойный памятник». Lange а. а. О. 1. 321. 8 Эпикур под ним разумел непрерывное состояние удовольствия, постоянное благополучие, но его ученики пошли дальше. Его друг Метродор не стыдился сознаваться, что философия все свои заботы сосредоточивает в чреве. См. Belegstellen веу Ritter. Истор. философ. гл. III (1831). s. 455 и д. 9 Эпикур у Диогена Лаерция, своего поклонника (X, 133): «иное от судьбы – случая, а иное от нас». Если он бытие богов прямо и не отвергал, то всё-таки он указывал им место по ту сторону облаков и совершенно устранял их от всякого участия и отношения к миру. Отсюда до прямого атеизма только один шаг, который действительно и сделали после него его ученики, оставшиеся верными его началам.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Думают ли лжеучители о благе своих ближних? – Но, если бы они помышляли о сем благе, то один простой взгляд на те последствия, какие обыкновенно происходят от ложных учений в мире, должен бы связать их уста молчанием и удержать в повиновении той истине, которая уже преподана и открыта Богом миру. – Известно, какие последствия имеют для рода человеческого разные учения, распространяемые лжеучителями. Они разделили людей и в мыслях и понятиях, восстановили их друг против друга, породили между ними брани и устроения, довели до кровопролития и смертоубийства. Где главным образом скрывается причина тех зол и нестроений, которыми потрясается мир человеческий? В нестроении их мыслей и понятий. Если бы можно было привести людей к единомыслию и единодушию: то, вместе с этим, прекратились бы все волнения и раздоры между ними. – Лжеучители не только не ведут людей к единомыслию, но они-то и являются главными виновниками разделения их в мыслях и понятиях! Следовательно, они и не думают служить общему благу и миру своих ближних. О чём же думают лжеучители, при составлении своих вымыслов и распространении их между другими? Что возбуждает их и приводит в движение в этом случае? Они движутся или духом гордости и тщеславия, по которому хотеть быть чем-то особенным в кругу прочих, или управляются видами своекорыстия и любостяжательности, или следуют влечениям чувственности и плотоугодия. Каждый из них ищет своего, а не Божия. «Вси бо своих си ищут», – говорит св. апостол Павел о таких людях, – «а не яже Христа Иисуса» ( Филип.2:21 ). Итак, вот в чём познаём мы бессовестие лжеучителей: они без всякой нужды и основания отпали от преподанной чистой веры, без призвания и права выступили на дело учения, выдавали во имя самого Бога те нелепости, в которых сами не могли быть убеждены; распространяя эти нелепости, они нимало не думали о благе других и не имели к ним любви; – они преследовали только свои личные и преступные цели, для достижения которых умели применяться к разным сторонам испорченного человеческого сердца, чтобы, доставляя ему сладкую ложь, извлекать отселе свои выгоды и удовольствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Он нигде не возвышается до того взгляда, что каждый человек призван к разумно-нравственной свободе и блаженству. В его идеале государства, который нисколько не есть фантазия, но имеет своим основанием частью пифагорейский союз, частью спартанское общественное устройство, – третьему ремесленному классу, необразованной массе, которая может руководиться только чужими мнениями, он назначает совершенно рабское состояние. Этот класс точь-в-точь соответствует низшему элементу человеческого существа – похоти (πιϑυμητικν) и собственно назначен на то, чтобы с безусловною покорностию служить чувственным потребностям двух высших классов, – воинов, которые соответствуют мужеству (ϑυμοειδς) и храбрости, и правителям (философам), входящих под составленное Платоном отделение разумности и прозорливости (λογιςικν). Таким образом, началу богоподобия здесь представляется непреодолимая преграда, когда исключается из круга уподобляющихся Богу большая часть людей: между тем Христианство всех людей ставит в одинаковое отношение к Богу, и даже для самого низшего лица делает возможным разрешение высшей нравственной задачи и развитие в нем божественного образа. Впрочем, и для высшего сословия Платон унизил значение брака, допустив общение жен, по крайней мере в военной касте, да и вообще значение семейного быта, когда детей хотел считать исключительным достоянием государства и когда ему даёт право неспособных, хилых между ними умерщвлять. Платоново воззрение на общественный быт, которое не может подняться выше национальных границ и опирается на отожествлении нравственности с политикою, чрезвычайно далеко, как земля от неба, отстоит от христианской идеи о царстве Божием. Самое лучшее, что можно сказать о Платонизме, как он изложен у своих достойнейших представителей, то, что он ревностно искал истину, но не находил её. Платоническая и вообще языческая философия нашла себе разрешение в неоплатонизме, основанном Аммонием Саккасом в Александрии в начале III столетия. Эта система, главными представителями которой были Плотин (205–270), Порфирий и несколько позднее Ямвлих, соединила платонизм с фантастическими философемами и религиями востока и старалась восстановить язычество в народе, чрез его облагорожение и одухотворение, и, таким образом, восторжествовать над Христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Иные, по-видимому, приняли свидетельство Божие; но приняли для того, чтобы иметь в нём покров для своей лжи. Из сих последних одни, будучи призваны к служению истине, столько возомнили о себе, что без них как бы не должна существовать сама истина. По их образу мыслей выходит так, что истина зависит единственно от их свидетельства и слова; они могут давать ей силу и ослаблять по своему приговору, или, лучше сказать, произволу, – и, хотя бы сия истина основывалась на всей полноте и чистоте апостольского учения, постановления и преемства, всё это ничего не значит; им не угодно признавать её за истину. – Но если истина и без них существует где-либо, существует во всей целости и силе апостольского происхождения и Божественного основания, то, кто они, присвояющие себе право осуждать её, ненавидеть и отвергать? Такие лжеучительные духи есть, и действуют в мире! Кто они, какие скрывают в себе мысли – и сколько у них истиннолюбия, пусть рассудит об этом и поймёт каждый, кто только от истины! Другие из приемлющих свидетельство Божие, не смотря на ясные и прямые указания сего свидетельства, находят какое-то для себя основание держаться своих убеждений и следовать во всём своему образу мыслей. Из всей полноты глаголов Божиих, они принимают только то, что благоприятствует их понятиям; а прочее обходят молчанием, и оставляют без всякаго внимания и уважения, или же искажают своим неблагонамеренным толкованием. Действуя таким образом, они давно уже прервали связь с духом и истиною апостольских учений и постановлений, и между тем, почему-то спокойны и довольны! Эти люди призваны во свет Христовой веры как будто не с тем, чтобы ходить в повиновении сему свету, но, чтобы повелевать им и управлять по своему усмотрению! Надёжные ли и эти руководители во истине, пусть разберёт и испытает сие каждый! Из этой-то непокорности чистой апостольской истине, и неуважения к свидетельству Божию о ней, произошло разделение в великом мире христианском; – отселе образовались многие отдельные общества, именующие себя христианскими, между которыми нет никакого согласия и единства в образе мыслей, правилах действий и внутренних расположений духа. Впрочем, все эти общества, при особенности и несходстве своих понятий, частных видов и направлений, сходятся между собою в том, что каждое из них не стоит в чистоте и святости веры апостольской, защищает свою ложь, прикрываемую видом Божественного свидетельства. Мы не входим в подробное исчисление всех вероучений, существующих в христианском мире и не рассматриваем их порознь: но имея в виду сии вероучения, одно другому противоречащие и одно с другим несогласные, повторяем слово апостольское: «возлюбленнии, не всякому духу веруйте; но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир» ( 1Ин.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Еврейский текст этого и след. мест даёт видеть три класса египетских мудрецов, и по-видимому не одного рода: 1) checamijm, – это, собственно, мудрецы, sapientes, σοφο . Это было общее имя учёных на Востоке, имевших более или менее обширные сведения в науках естественных и философских; они были преимущественно из сословия жрецов. На священном языке это имя употребляется и в добрую и в худую сторону, означает и мудрецов истинных и мудрецов лживых. 2) mecasphijm, – что означает владетелей вещей сокровенных, отсюда гадателей, прорицателей и т. п. ( Втор.18:10 ; 2Пар.33:6 ; Иер.27:8 ; Дан.2:2 ; Мал.3:5 ). 5) charthumijm – чарователи, люди, обладающие тайною силою делать или представлять неизвестное, или непонятное другим, очаровывать внешние чувства людей, вызывать пред ними незримые предметы, – отсюда призывать и отдалять какое-нибудь добро или зло, также заклинать, и т. п. Это общеизвестный в древности и собственно так называемый класс магов ( Быт.41:8 ; Дан.1:20, 2:10,27, 4:4, 6. 5:11 ). По местному египетскому разделению всех этих мудрецов, к первому классу надобно отнести называемых у египтян ιερογραμματεις, ко второму – προφητας, ροσκοπους , к тертьему – ιεροςολιτας, μαγους. Итак, фараон созвал всех этих мудрецов для того, чтобы обсудить чудотворение Моисея; ещё более, – фараон вызвал их для состязания с Моисеем в чудотворениях. Подобного рода состязания, – публичные, в присутствии царей и народа, – были в духе древних времен. Мысль фараона понятна: если его маги могут доказать недействительность чуда Моисеева, или, по крайней мере, могут сделать нечто подобное, для фараона этого достаточно, чтобы отрицать бытие и силу Иеговы и не дать свободы евреям. И волхвы делают то же, что Моисей: они бросают каждый свой посох, и посохи превращаются в змей. Что сказать об этом? Древние учители Церкви и новейшие толкователи весьма различно понимают действия египетских волхвов в состязании с Моисеем. Одни говорят, что у магов превращение посохов в змей было не что иное, как обман, именно обман чувств предстоящих зрителей 44 ; или же это было дело особенного искусства и ловкости рук, так что маги скрывали у себя, – может быть в самых жезлах, – живых змей и потом их выпустили 45 . Другие допускают действительное превращение, – и признают это или действием тайной магии, нам неизвестной, или (как думает большая часть толкователей) делом злых духов, по попущению Божию 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010